декларация о политике в области безопасности движения оао ржд
Политика и Декларация о Политике в области обеспечения безопасности движения
Основными целями холдинга «РЖД» в области безопасности движения поездов являются:
обеспечение заданного уровня безопасности движения;
обеспечение сохранности жизни и здоровья людей;
обеспечение сохранности грузов, подвижного состава, объектов инфраструктуры;
минимизация последствий от транспортных происшествий.
Для достижения поставленных целей в области безопасности движения холдинга «РЖД» разрабатывается и реализуется Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.
Перед холдингом «РЖД» стоят следующие основные задачи в области обеспечения безопасности движения:
реализация системы управления безопасностью движения;
определение и совершенствование систем управления безопасностью движения, предупреждения и ликвидации последствий нарушений чрезвычайных ситуаций;
обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей ОАО «РЖД»;
обеспечение и координация работы филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществ (по согласованию);
повышение результативности предупреждающих мер по соблюдению требований и норм безопасности движения на инфраструктуре холдинга «РЖД»;
снижение потенциальных рисков в области обеспечения безопасности движения;
воспитание корпоративной культуры безопасности работников холдинга «РЖД»;
обеспечение соответствия деятельности в области безопасности движения с основными требованиями современного менеджмента.
Для доведения до каждого сотрудника и правильности понимания им приведенной выше Политики, разработана Декларация о политике в области безопасности движения (приложение № 2 к настоящему Положению), которая должна быть доведена до каждого сотрудника, связанного с обеспечением безопасности движения, под роспись и размещена на рабочих местах, допускается размещение в электронном виде.
ОАО «РЖД»
Центральная дирекция управления движением
декларация о политике в области безопасности движения
Руководство Центральной дирекции управления движением и её структурных подразделений, принимая на себя обязанность и ответственность за реализацию политики в области обеспечения безопасности движения в холдинге «РЖД», считает приоритетным направлением в своей деятельности построение и развитие системы менеджмента безопасности движения во всех подразделениях Центральной дирекции управления движением.
Основными задачами построения этой системы является:
воспитание осознания у руководителей и работников Центральной дирекции управления движением приоритета безопасности движения при выполнении всех видов работ;
переход от принципа «выявлять, реагировать и выправлять» к принципу «предвидеть и предупреждать».
Принимая на себя обязанность и ответственность за реализацию политики Центральной дирекции управления движением в области обеспечения безопасности движения, руководство Центральной дирекции управления движением и её структурных подразделений исходит из того, что:
работники располагают знаниями, умением и ресурсами и способны поступать в различных ситуациях без нарушений безопасности;
работники и руководители всех уровней понимают свою ответственность за безопасность, заинтересованы и вовлечены в обеспечение безопасности движения на всех уровнях управления;
в Центральной дирекции управления движением существует система обмена информацией о безопасности движения, основанная на наличии средств объективной регистрации информации и наличии условий для свободной и безнаказанной передачи информации о нарушениях безопасности движения и имеющихся недостатках в области безопасности движения;
в деятельности подразделений существуют риски отказа систем управления, ошибок человека, а так же внутренние и внешние условия, которые индивидуально или совместно с другими причинами приводят к возникновению опасных ситуаций. Вместе с тем в процессах, связанных с обеспечением безопасности движения или оказывающих влияние на безопасность движения, не должно существовать рисков, находящихся на неконтролируемом уровне.
Руководство Центральной дирекции управления движением и её структурных подразделений, понимая важность совместных скоординированных действий в вопросах обеспечения безопасности движения, ожидает от сотрудников:
полного и осознанного выполнения требований, установленных технологическими процессами (картами) работы станций, должностных инструкций, законодательных актов и нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности движения;
осознания важности и социальной ответственности за обеспечение безопасности движения, понимания индивидуальной доли ответственности за состояние безопасности движения;
личной заинтересованности в соблюдении установленных норм и правил при выполнении должностных обязанностей при организации всех работ, влияющих на безопасность движения;
приоритета действий в пользу обеспечения безопасности движения при выполнении всех видов работ, в том числе при отказах технических средств, сбоях в движении поездов, достижении предельных нормативов содержания объектов инфраструктуры и т.п.;
постоянного совершенствования и поддержания необходимого уровня профессиональных знаний и навыков, соответствующих требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, в том числе при изменении технологических процессов и вводе новых технических средств;
полноты регистрации и достоверности информации в области безопасности движения;
доведения до руководителей соответствующего уровня случаев проявления факторов, влияющих на возникновение или повышающих вероятность возникновения нарушений безопасности движения;
открытого и свободного обсуждения возникающих проблем обеспечения безопасности движения, выполнения установленных технологий работы на созываемых совещаниях и собраниях;
участия в регламентации вносимых изменений в производственные или технологические процессы, в том числе связанных с ответственностью за них непосредственных исполнителей;
открытого и непредвзятого отношения к изучению и оценке отношения работников к состоянию безопасности движения и культуры безопасности движения.
Контрольные вопросы:
1. Что такое авария?
2. Что такое крушение?
3. Что такое несанкционированное движение подвижного состава на маршрут приема-отправления поезда или на перегон?
4. Что такое скрытый случай нарушения безопасности движения поездов?
5. Что такое столкновение подвижного состава?
6. Что такое сход подвижного состава?
7. Что такое тяжкий вред здоровью человека?
8. Какие требования предъявляются к информированию о нарушении безопасности движения поездов?
9. Что должна содержать первичная информация о допущенном событии?
10. Назовите основные цели ОАО РЖД в области безопасности движения.
Тема 3. Охрана труда.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
На сети РЖД идёт сертификация системы менеджмента безопасности движения
Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца
Как стало известно «Гудку», в Департаменте безопасности движения подвели промежуточные итоги ежегодной корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности движения (СМБД). К середине ноября проведено 234 аудита СМБД. Успешно прошедшие его предприятия получат сертификат соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, на три года освобождающий от технических ревизий и контрольных проверок комиссиями главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и его заместителей. Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца. Итоги нынешней сертификации будут подведены в декабре.
В Департаменте безопасности движения «Гудку» пояснили, что в ежегодной сертификации могут добровольно участвовать все подразделения филиалов ОАО «РЖД». Цель сертификации – подтверждение организации работы в соответствии с нормами СМБД.
«Сертификат подтверждает высокую степень организационного развития предприятия, говорит о том, что его коллектив работает как единое целое, имея общие ценностные ориентиры. Его получение – своего рода знак качества управления, причём не только в сфере безопасности движения. Руководитель предприятия, способный выстроить чёткую работу СМБД, и все остальные процессы организует на высоком уровне», – считает главный инженер службы пути Московской дирекции инфраструктуры Роман Клёсов, имеющий положительный опыт проведения сертификации.
Процедура сертификации действует с 2018 года и с каждым годом привлекает всё больше участников. По данным заместителя начальника отдела технического аудита Департамента безопасности движения Дениса Лаврёнова, в этом году руководителями функциональных филиалов утверждены и рекомендованы к аудиту 893 заявки. Это на 183 заявки больше, чем в минувшем году.
«Таким образом, с учётом 436 подразделений, уже получивших сертификаты в 2018 и 2019 годах, в корпоративную сертификацию оказываются вовлечены 1329 предприятий РЖД, или 70,3% от имеющих право участия», – говорит Денис Лаврёнов.
При этом, если в течение года, включая период после утверждения заявки, предприятием будут допущены грубые нарушения безопасности движения, оно отстраняется от сертификации, так же как и при невыполнении целевых показателей по безопасности движения и снижению количества отказов технических средств, невыполнении мотивационного задания. Кстати, если серьёзное нарушение будет допущено уже имеющим трёхгодичный сертификат подразделением или будет выявлено скрытое от учёта – сертификат также аннулируется.
Окончательное решение о выдаче или невыдаче сертификата принимается первыми заместителями начальников железных дорог на основании результатов сертификационного аудита, проверяющего соответствие заявленных параметров реальному положению дел. В состав группы аудита включаются ревизоры, работники управления железной дороги, а также представители соответствующего филиала.
Аудиторы исследуют соответствие организации работы предприятия критериям, определяющим наличие и функционирование СМБД. Перечень проверяемых параметров состоит из восьми общих для всех разделов, каждый из которых содержит несколько пунктов. Кроме того, по каждому хозяйству проверяется функционирование основных производственных процессов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов. На основании оценки критериев определяется степень соответствия организации работы предприятия СМБД в процентах – от 0% до 100%. Сертификат выдаётся при оценке соответствия от 91% и более.
Денис Лаврёнов назвал несколько наиболее характерных ошибок, выявляемых аудиторами в прошлые годы.
Так, в разделе «Политика в области безопасности движения» работники в отдельных подразделениях линейного уровня бывают не ознакомлены ни с политикой, ни с декларацией о политике в области безопасности движения своего филиала. Декларацию утверждает руководитель филиала ОАО «РЖД» и знакомит с ней всех подчинённых, включая работников линейных подразделений.
Ещё одной распространённой причиной снижения оценок при аудите является несоответствие результатов деятельности по целевым показателям в области безопасности движения и невыполнение плана по их достижению. В этом случае чаще всего бывает, что невыполнение показателей и планов происходит уже после подачи заявки, в течение текущего года.
Контроль за функционированием элементов СМБД должен быть распределён между руководителями предприятия, дирекций. «При проведении аудитов выявляются случаи, когда функционал перекладывается на инженера, допустим, технического отдела или отдела эксплуатации. А должны этим заниматься руководитель и все его заместители, каждый из которых отвечает за функционирование своего элемента», – рассказывает Денис Лаврёнов.
Сложным в части понимания для линейных предприятий остаётся вопрос управления рисками. «Некоторые работники ещё не до конца понимают, как измерить риск, как повлиять на риск, как составлять карты рисков, как разрабатывать под них мероприятия или оценить эффективность разработанных мероприятий», – констатирует Денис Лаврёнов.
Также бывает, что обнаруживается необходимость актуализации и утверждения реестра записей поступления и учёта документов, регламентирующих вопросы безопасности движения, определения перечня источников информации и автоматизированных систем для работников, ведения реестра регламентов взаимодействия со смежными подразделениями и ознакомления с ними непосредственных исполнителей.
В Департаменте безопасности считают, что уже само принятие решения об участии в сертификации говорит о том, что руководитель планирует вывести своё подразделение на более высокий организационный уровень. А результаты аудита помогают увидеть слабые места, ликвидировав которые можно получить сертификат в будущем году.
Распоряжение ОАО РЖД от 04.07.2013 N 1498р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. N 1498р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ХОЛДИНГЕ «РЖД»
В целях построения и совершенствования системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», обеспечения скоординированного взаимодействия на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения, между всеми организациями холдинга «РЖД»:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД».
2. Начальнику Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Давыдову А.Ю. инициировать проведение дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» корпоративных мероприятий с целью применения ими Руководства, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя начальника Департамента безопасности движения Пазина Н.И.
Вице-президент ОАО «РЖД»
Ш.Н.Шайдуллин
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 4 июля 2013 г. N 1498р
РУКОВОДСТВО
ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ХОЛДИНГЕ «РЖД»
1. Область применения
Основные отличия процедур существующей системы управления процессами, связанными с безопасностью движения, от предлагаемых процедур
Процедуры существующей системы
управления процессами, связанными
с безопасностью движения
Процедуры создаваемой СМБД
Периодическое принятие разного
рода решений в отношении
безопасности движения.
Формирование нормативных документов:
Политика обеспечения безопасности, а
также Декларация о политике в
области безопасности движения.
Последний должен быть доведен до
сведения всего персонала
организации.
Декларирование главным образом
качественных целей в области
безопасности движения
(количественные цели начинают
устанавливаться применительно к
бизнес-блокам, видам бизнеса и
филиалам ОАО «РЖД»), разработка
планов, программ и мероприятий по
развитию хозяйственной
деятельности «широким фронтом».
Установление четких качественных и
количественных целей в области
безопасности движения на
среднесрочный и долгосрочный периоды
во всех филиалах ОАО «РЖД» и его ДЗО
и на всех их уровнях управления,
принятие целенаправленных планов и
программ обеспечения безопасности
движения и разработка процедур их
достижения.
Внесение изменений в нормативно-
методическую базу холдинга и ее
деятельность в области
безопасности движения при
появлении новых законодательных,
нормативных правовых актов,
стандартов, сводов правил и
других нормативных документов или
дополнений к ним в условиях
отсутствия документировано
установленного порядка внесения
таких изменений.
Реализация документировано
оформленных методов и порядка
своевременного внесения изменений в
документацию организации и в ее
деятельность в области безопасности
движения при объявлении новых
законодательных, нормативных
правовых актов, стандартов, сводов
правил и других нормативных
документов или дополнений к ним.
Принятие мер по улучшению
безопасности движения, как
правило, исходя из результатов
расследования и рассмотрения
обстоятельств и причин
произошедших транспортных
происшествий и событий.
Следование принципу «реагировать
и выправлять». Переход к принципу
«предвидеть и предупреждать» за
счет использования объективных
данных об отказах технических
средств, нарушениях
технологических процессов; начало
использования результатов
факторного анализа, оценки
рисков.
Организация технического обучения
и проверки знаний работников,
характеризующих их
профессиональную подготовку.
Дополнение существующей системы
технического обучения и проверки
знаний системой оценки
профессиональных качеств работников,
основанной на определении их
компетентности, готовности соблюдать
требования безопасности движения и
способности гибко реагировать на
изменения требований к уровню
квалификации. Внедрение технологии
оценки качества тематических курсов
и процессов технической учебы.
Формирование среды, благоприятной
для стимулирования у работников
стремления постоянно улучшать
качество своей работы и своих
коллег.
Обеспечение доступа к информации
и обмена информацией для всех
работников, связанных с движением
поездов, посредством устройства
каналов связи и регламентирования
своевременности и достоверности
этой информации.
Расширение доступа к информации и
обмена информацией с возможностями
свободной и безнаказанной передачи
информации о нарушениях безопасности
движения, правильности хода
ликвидации их последствий и
имеющихся недостатках в организации
процессов, связанных с безопасностью
движения. Переход к позитивной
культуре безопасности.
Использование средств регистрации
и документирования информации в
области безопасности движения.
Разработка, ввод в действие и
ведение системы стандартов в области
учета регистрируемой информации (как
с использованием технических
средств, так и регистрируемой в виде
записей). Разработка, ввод в
действие и ведение документации
СМБД.
Расследование и учет транспортных
происшествий и событий, их
предпосылок, анализ состояния
безопасности движения и принятие
необходимых мер по предупреждению
транспортных происшествий и
событий.
Неповсеместное среди организаций
холдинга «РЖД» составление планов
действий при возникновении
транспортных происшествий и
событий, документированного
порядка информирования в случае
их возникновения и в ходе
ликвидации их последствий, а
также документированного порядка
действий персонала при
возникновении нестандартных
ситуаций.
Формирование документированной
системы действий при возникновении
транспортных происшествий и событий,
порядка информирования в случае их
возникновения и в ходе ликвидации их
последствий, а также
документированного порядка действий
персонала при возникновении
нестандартных ситуаций во всех
организациях холдинга «РЖД», с
учетом возможностей взаимодействия с
работниками смежных организаций
холдинга «РЖД», а также причастных
сторонних организаций.
Проведение технических ревизий с
элементами аудита.
———————————
Процедуры доказательства безопасности и этапы жизненного цикла объекта железнодорожного транспорта изложены в национальном стандарте 1.6.12 (здесь и далее приведены ссылки на номера документов, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Руководства).
Эти процедуры стали использоваться на регулярной основе с вводом в действие документов 1.6.32 и 1.6.33, устанавливающих порядок использования соответственно Комплексной автоматизированной системы учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАСАНТ) и Комплексной автоматизированной системы учета, расследования и анализа случаев технологических нарушений (КАСАТ).
4. Разработка плана создания СМБД
5. Анализ функционирования существующих связанных с обеспечением безопасности движения процессов деятельности организаций холдинга «РЖД»
6. Формирование политики в области безопасности движения в организации холдинга «РЖД»
7. Установление качественных и количественных целей в области безопасности движения, планов и процедур их достижения
8. Учет требований законодательных актов, нормативных правовых актов, стандартов и других нормативных документов
8.2. Для ведения записей об отслеживании поступления и учета международных и межгосударственных соглашений, законодательных актов, нормативных правовых актов, стандартов и других нормативных документов должен вестись журнал, примерная форма которого приведена в приложении 6 к настоящему Руководству.
8.3. При необходимости организацией холдинга «РЖД» может быть разработано положение в отношении методов и порядка своевременного внесения в нормативные документы дополнений и изменений, объявленных указанными выше соглашениями, актами и документами.
9. Процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском
10. Поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач
10.3. Руководители всех уровней должны добиваться:
создания в руководимых ими организациях и структурных подразделениях обстановки поддержания высокого уровня готовности работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, к выполнению ими своих производственных задач, контроля или определения уровня такой готовности ;
———————————
В настоящее время в ОАО «РЖД» ведется поэтапное внедрение и дальнейшее развитие подобной системы, созданной на базе корпоративной системы дистанционного обучения, с автоматизированными функциями выдачи контрольных заданий и оценки их выполнения проверяемыми работниками непосредственно в структурных подразделениях в форме внеучебной проверки знаний.
стремления у каждого работника к изучению собственного опыта, опыта коллег по работе и опыта других транспортных компаний в части извлечения уроков из транспортных происшествий и событий.
10.4. Наличие указанных в пункте 10.3 процедур как во внеучебной, так и в учебной практике организаций холдинга «РЖД» и их структурных подразделений должно подтверждаться:
анкетами по результатам обучения по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования;
планами проведения технической учебы;
журналами учета посещаемости занятий и успеваемости по технической учебе;
другими журналами, планами и протоколами в области проверок знаний работников, а также приказами и распоряжениями по организации различных форм обучения и проверки знаний персонала.
10.5. Руководители всех уровней организаций холдинга «РЖД», связанные с введением в действие СМБД и ее элементов, должны пройти повышение квалификации на курсах обучения СМБД в рамках системы дополнительного профессионального и бизнес-образования руководителей и специалистов холдинга «РЖД», что должно быть предусмотрено в планах создания СМБД (см. пункты 1.4, 1.5 и 1.7 приложения 2 к настоящему Руководству).
11. Меры по обеспечению обмена информацией и развитие системы взаимоотношений между работниками
12. Меры по выполнению требований регистрации и документирования информации
13. Процедуры расследования транспортных происшествий и событий и принятия мер по их предупреждению
14. Обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий и событий, информирования о них и действий в нестандартных ситуациях
15. Проведение внутренних и внешних аудитов СМБД
16. Механизмы создания СМБД
16.1. Под механизмами создания СМБД понимаются управленческие технологии, методы и инструменты для проведения в организации холдинга «РЖД» работ, направленных на процессы создания и функционирования СМБД.
Для дополнения существующей системы управления недостающими элементами СМБД, рассмотренными в разделах 6-15 настоящего Руководства, или более полного задействования существующих в организации холдинга «РЖД» элементов СМБД используются следующие внутренние механизмы создания СМБД:
привлечение консалтинговых и научно-исследовательских организаций путем использования финансовых ресурсов организации холдинга «РЖД»;
бэнчмаркинг (т.е. использование опыта других железнодорожных компаний, в том числе зарубежных, в которых функционирует современная СМБД, и адаптация этого опыта к условиям организации холдинга «РЖД»);
инновационный внутрипроизводственный климат, способствующий осуществлению внутрипроизводственных работ и услуг по перестройке системы управления за счет собственных производственных ресурсов, освоения управленческим персоналом и специалистами новых подходов к менеджменту;
система мотивации, морального и материального стимулирования персонала к созданию и функционированию СМБД.
16.2. Более подробное содержание указанных механизмов приведено в приложении 10 к настоящему Руководству.
Каждый из указанных механизмов имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому подлежат задействованию в различной мере все эти механизмы.
16.3. Указанные механизмы используются после принятия решения о создании СМБД, начиная с построения новой процессной модели СМБД и новой организационно-функциональной структурной схемы организации холдинга «РЖД».
Эти новые модель и схема строятся путем модификации действующей модели и существующей схемы, которые разрабатываются по результатам анализа функционирования существующих процессов деятельности и должны быть приведены в отчете, посвященном этому анализу (см. раздел 5 настоящего Руководства).
При этом сущность модификации действующей модели и существующей схемы должна заключаться в дополнении этих модели и схемы блоками, соответствующими отдельным отсутствующим процедурам имеющихся элементов и (или) процедурам отсутствующих в целом элементов СМБД (см. разделы 6-15 настоящего Руководства).
17. Принципы создания и ввода в действие СМБД в организации холдинга «РЖД»
Приложение N 1
(справочное)
(к п. 3.4 Руководства)
ПРОЕКТ ПРИКАЗА О ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ СМБД
О подготовке создания системы менеджмента безопасности движения в
Приложение N 2
(справочное)
(к п. 4.3 Руководства)
ПРОЕКТ ПЛАНА СОЗДАНИЯ СМБД
УТВЕРЖДАЮ:
___________
(подпись)
«__»___________20__г.