декларация о соответствии при перепродаже
Продажа продукции разных поставщиков под своим брендом
Как правильно с юридической точки зрения вести торговую деятельность, когда под одной торговой маркой продаются товары разных производителей? На товар нужны декларации о соответствии. Могу ли я использовать декларации производителей, ведь они оформлены на другое юридическое лицо? Могу ли я продавать товары, произведенные другим производителем, под своим брендом, какие документы для этого нужны?
Для ведения предпринимательской деятельности регистрировать товарный знак (знак обслуживания) не обязательно. Однако такая регистрация обезопасит предпринимателя от рисков, связанных с неправомерным использованием чужих брендов.
Организации, решившей открыть офлайн- или онлайн-магазин, при выборе классов, в отношении которых будет зарегистрирован товарный знак, из Международного классификатора товаров и услуг (МКТУ) следует остановиться на 35 классе. В рамках этого класса можно заниматься реализацией товаров, которые произведены не продавцом, а другими производителями, так как товарный знак, зарегистрированный в 35 классе МКТУ, индивидуализирует услуги, в том числе по продаже и продвижению товаров на рынке, а не сами товары. Продавец сможет размещать свой товарный знак на вывеске, рекламных плакатах, фирменной одежде сотрудников, ценниках и т.д.
Если же продавец по соглашению с производителями наносит свой товарный знак непосредственно на продукцию, то в данном случае товарный знак будет индивидуализировать сам товар, а не услуги по продаже. Поэтому товарный знак продавца должен быть зарегистрирован в соответствующих «производственных» классах МКТУ. Например, предприниматель Н. заказывает на заводе изготовление партии хлебобулочных изделий. Затем партию готового товара он упаковывает в собственную упаковку, на которой размещен его товарный знак. В данном случае товарный знак предпринимателя должен быть зарегистрирован в 30 классе МКТУ.
Что касается декларации соответствия, если декларация на товар уже получена другим лицом, например, производителем или импортером, то повторно продавцу ее получать не нужно.
Что нужно для продажи продуктов на маркетплейсе?
ИП и компаниям нужна декларация соответствия техрегламенту Таможенного союза. Самозанятым никакие документы не нужны.
Михаил Кратов
Читатель спрашивает: «Я ИП, произвожу продукты питания в Ярославле и продаю на маркетплейсах. Какие нужны сертификаты и разрешения, чтобы законно торговать продуктами?»
ИП и компаниям нужна декларация соответствия
Если вы ИП или компания и производите или продаете продукты питания, нужно получить декларацию соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. Она показывает, что продукты производят, хранят, продают и перевозят правильно, а сами они безопасны для потребителей.
Чтобы оформить декларацию, нужно подтвердить, что ваша продукция соответствует требованиям техрегламента: отобрать образцы для испытаний, отнести их в лабораторию и дождаться результатов проверки, а потом еще зарегистрировать декларацию на сайте Росаккредитации.
Проще всего обратиться в центр сертификации — там помогут оформить декларацию. Выберите организацию из реестра аккредитованных организаций. Обратите внимание на графу «Область аккредитации» — для пищевой продукции там должен быть указан «ТР ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции».
Самозанятым декларацию не оформят
Если вы самозанятый и производите продукты в домашних условиях, например печете пироги, делаете букеты из конфет или выращиваете овощи на продажу, ваша продукция должна быть безопасной и соответствовать тому же регламенту. Но декларацию соответствия вам не выдадут: их оформляют только ИП и компаниям — об этом написано в самом регламенте.
Можно оформить ИП и перейти на режим «Налог на профессиональный доход». Но даже в этом случае регламент не предусматривает декларирования, если продукты изготавливают «непромышленным способом», то есть в домашних условиях или в подсобных хозяйствах.
Маркировка пока не нужна
Обязательная маркировка товаров пока не касается продуктов питания. Исключение — молочная продукция. С 1 июня 2021 года производители должны будут регистрировать молочные продукты в системе «Честный знак» и клеить на них специальные марки. Без них молочку нельзя будет продавать ни в магазинах, ни онлайн.
У каждого маркетплейса — свои ограничения
Маркетплейсы — посредники между продавцом и покупателем и юридически обычно не несут ответственности за качество и безопасность продуктов. Но площадкам невыгодно терять покупателей — и они требуют от продавцов документы, чтобы убедиться, что продукция соответствует нормам.
Мы обратились в поддержку и изучили требования четырех популярных маркетплейсов, чтобы выяснить, какие документы требуются, чтобы разместить продукты у них.
На Озоне не требуют сертификатов и декларации на продукты, кроме спортивного и детского питания — для них отдельная процедура. Но площадка может запросить документы на любой товар, и продавцу нужно будет предоставить декларацию в течение трех рабочих дней.
А еще Озон не продает продукты, если их нужно хранить при температуре ниже +17 °C.
Яндекс.Маркет
В справке для продавцов Яндекс.Маркета указано, что для продажи продовольственных товаров у продавца должны быть сопроводительные документы. Поддержка ответила, что с продавцом свяжутся индивидуально и объяснят, какие именно документы нужны.
Wildberries
Вайлдберриз не требует никаких сертификатов или деклараций.
Aliexpress
На Алиэкспрессе для размещения некоторых групп товаров есть отдельная процедура — открытие специальной категории. Продавец подает заявку, прикладывая к ней документы на товары, а затем администрация маркетплейса разрешает ими торговать — или нет. Продукты питания тоже относятся к таким товарам.
Поддержка Алиэкспресса подтвердила, что без документов продукты нельзя будет разместить, но не ответила, какие именно сертификаты нужны.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, напишите на secrets@tinkoff.ru.
Сейчас читают
Что такое УИН и где его взять
УИН — специальный идентификатор, указанный в платежном документе. По нему госорганы определяют, от кого и за что пришли деньги
Как учредителю вывести прибыль из ООО через дивиденды?
Дивиденды можно вывести деньгами или в натуральной форме — имуществом
Когда ИП пора регистрировать ООО?
Регистрировать компанию нужно, когда бизнес ведут несколько партнеров, его нужно разделить, масштабировать или продать как единое целое. Еще ООО открывают, когда решили заняться деятельностью, недоступной для ИП
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Как получить отказное письмо для маркетплейса
Чтобы торговать на маркетплейсе, требуется документ о безопасности продукции. Для товаров, которые не нужно сертифицировать или декларировать, получают отказное письмо
Виталий Панов
Руководитель агентства Sirius, помогает бизнесу выйти на маркетплейсы
Чтобы торговать на маркетплейсе, нужно оформить документ о том, что продукция безопасна для людей, животных и окружающей среды. Без него продавец может получить штраф и блокировку аккаунта. Для товаров, которые не подлежат обязательной сертификации или декларированию, получают отказные письма. С экспертом разбираемся, когда это нужно и как его оформить.
Что такое отказное письмо
Отказное письмо — документ, который подтверждает, что конкретная продукция не подлежит обязательной сертификации и декларированию. Производители и продавцы товаров должны предоставлять отказное письмо по запросу маркетплейса, Роспотребнадзора или клиентов. Требование относится к отечественной и импортной продукции.
Оформить отказное письмо могут только самозанятые, ИП и организации, зарегистрированные в России. Физические лица и иностранные компании не имеют права оформлять отказные письма.
Отказные письма бывают двух видов: для торговли и для таможенного оформления. В статье мы рассматриваем первый вариант, который нужен для продажи товаров на маркетплейсах.
Документ для таможни ничем не отличается по содержанию, и мы не будем писать здесь про него отдельно.
Сначала немного теории: зачем вообще нужны отказные письма и какие еще есть способы подтвердить безопасность товара.
Чтобы подтвердить безопасность товара, нужен один из документов:
Сертификат соответствия оформляют на бланке установленного образца. Чтобы его получить, потребуется экспертиза процесса производства и испытания образцов продукции. Для декларации и отказного письма достаточно заочных документальных проверок.
Чтобы понять, какой из этих документов нужен именно для вашего товара, есть два пути:
Изучить регламенты самостоятельно. Придется прошерстить много документов и внимательно во всем разобраться.
1. Изучить технические регламенты Таможенного союза и поискать там свою группу товаров.
2. Если регламента нет — изучить перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
3. Если ваш товар есть в регламентах или перечнях, там будет написано, что нужно оформить: сертификат или декларацию соответствия.
Если продукции в техрегламентах и едином перечне нет, для товара достаточно будет оформления отказного письма.
Возможна еще добровольная сертификация, но это длинный и трудозатратный процесс, поэтому большинство предпринимателей ограничивается отказными письмами.
Примеры товаров с разными требованиями к подтверждению соответствия:
Нужен сертификат соответствия | Нужна декларация соответствия | Достаточно отказного письма |
---|---|---|
Детские принадлежности и игрушки, батареи отопления, презервативы | Косметика, бытовая химия, кухонная посуда, корма для животных | Бижутерия, сувениры, канцтовары, спортивный и садовый инвентарь |
Узнать в сертификационном центре. Второй путь намного короче: можно позвонить или написать письма в несколько сертификационных центров и узнать, какой вид документа нужен на ваш товар. Возможно, вам ответят не везде, но несколько компаний проинформируют вас, нужна ли декларация или сертификат на вашу продукцию или достаточно отказного письма.
Обязательно обратитесь сразу в 3—4 центра — так вы проверите информацию в нескольких источниках. Дальше в одной из этих организаций можно заказать сертификат, декларацию или отказное письмо для торговли.
Кто выдает отказные письма
Если вы перепродаете товар, который покупаете у поставщика, нужно запросить отказное письмо у изготовителя — он обязан предоставлять его по запросу.
Если производите продукцию сами, письмо можно оформить в аккредитованном сертификационном центре.
Чтобы выбрать сертификационный центр, рекомендуем зайти на сайты нескольких компаний из поисковой выдачи и сравнить цены, сроки, отзывы и опыт работы. Выберите 3—4 организации, которые подойдут вам по этим критериям, и проверьте их.
Как проверить аккредитацию центра:
Как оформить отказное письмо
Оформить такое письмо самостоятельно нельзя — его может выдать только аккредитованный сертификационный центр.
Для получения отказного письма нужно собрать документы и отправить их экспертам курьером или по электронной почте.
Вот какие документы понадобятся:
Обычно эта услуга стоит от 3000 ₽ и занимает 1—2 дня. Для отказного письма не нужно проводить исследования образцов изделий. Эксперт принимает решение на основании документов, которые вы предоставите, общих регламентов и норм законодательства.
Готовое письмо можно получить лично в сертификационном центре, через курьера или заказным письмом по почте.
Как выглядит отказное письмо на продукцию
Для отказного письма нет утвержденного формата. Обычно его распечатывают на фирменном бланке сертификационного центра, заверяют печатью и подписью эксперта.
Текст составляют в произвольной форме, но в нем должны быть указаны обязательные сведения:
В один документ можно включить любой список продукции, но его держателем может быть только одна организация или индивидуальный предприниматель.
Отказное письмо действует бессрочно, пока не изменятся нормативные акты и регламенты, на основании которых оно составлено. Перечни товаров, подлежащих декларированию и сертификации, обновляются ежегодно, поэтому раз в год продавцу нужно перепроверять, не изменились ли требования к сертификации его продукции.
Что будет, если не оформить отказное письмо
Несмотря на то что маркетплейсы не запрашивают при регистрации сертификаты, декларации и отказные письма на продукцию, продавцы должны быть готовы предоставить эти документы в любой момент. Чаще всего это требуется по запросу покупателя, который сомневается в качестве товара.
Получить отказное письмо нужно до начала продажи товаров, а не после требования покупателя, маркетплейса или Роспотребнадзора. Если сделать наоборот — оформить письмо уже после размещения товара, — это считается нарушением. Получается, что на протяжении времени продавец работал без необходимых документов о безопасности товара.
За это нарушение продавцу придется возместить маркетплейсу все понесенные убытки, штрафы, компенсации и издержки. В некоторых случаях аккаунт поставщика могут заблокировать.
Помимо санкций от маркетплейса продавец может получить штраф и от Роспотребнадзора. За нарушение порядка продажи продукции без сертификата соответствия ИП могут оштрафовать на 20 000—40 000 ₽, компанию — на 100 000—300 000 ₽.
Можно ли использовать чужую декларацию или сертификат соответствия?
Хотите быть в курсе изменений таможенного законодательства и мнения юристов по актуальным вопросам ВЭД?
Вопрос соблюдения требований нетарифного регулирования при использовании чужой декларации о соответствии волнует многих импортёров. К юристам нашей компании регулярно за разъяснениями по этой проблеме обращаются как участники ВЭД, столкнувшиеся с самовольным использованием другими импортёрами чужих деклараций или сертификатов соответствия, так и декларанты, желающие прояснить, как законно можно использовать разрешительные документы, выданные другому лицу.
Разбираемся, можно ли пользоваться чужими декларациями и сертификаты соответствия при импорте товаров в ЕАЭС.
Что такое «чужая декларация о соответствии»?
Под использованием чужой декларации в практике понимается представление декларантом товара документа о соответствии товара установленным техническим регламентам, выданной на имя иного лица.
В понимании большинства участников ВЭД иным лицом является субъект, уполномоченный изготовителем товара выступать заявителем при оценке соответствия серийно выпускаемой продукции требованиям техрегламентов ЕАЭС.
Разъяснения понятию «уполномоченное изготовителем лицо» даны в Решении Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2019 г. No 10 «О некоторых вопросах применения понятия «уполномоченное изготовителем лицо» в отношении лиц, уполномоченных иностранным изготовителем».
Вместе с тем данное решение не раскрывает вопрос порядка использования чужих разрешительных документов на товар.
Позиция юристов
Согласно статье 29 ФЗ от 27 декабря 2002 года №184 «О техническом регулировании» предъявление разрешительных документов на товар должно осуществляться заявителем либо уполномоченным заявителем лицом. Каких-либо иных дополнительных ограничений, касающихся порядка уполномочивания на использование чужих деклараций (сертификатов) в нормативных документах не содержится.
Вместе с тем представляется очевидным необходимость заключения соглашения на использование разрешительного документам между заявителем и иным лицом, которое планирует использовать данный документ, будь то декларация о соответствии или сертификат соответствия. Наиболее распространённой формой такого документам является доверенность, выданная заявителем с правом использования его декларации о соответствии.
Позиция таможни
Позиция ФТС по вопросу использования чужих разрешительных документов при таможенном оформлении товара нашла своё отражение в разъяснении Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС:
Заявитель вправе уполномочить любое иное лицо, правомочное выступать в качестве декларанта товаров, представлять в таможенные органы РФ документы о соответствии или сведения о них.
При этом таможенники также отмечают, что законодательная база на данный момент не содержит каких-либо установленных критериев и требований к форме согласия на использование чужих деклараций о соответствии или сертификатов.
На практике таможенные органы действительно ограничиваются запросом у декларанта, предъявившего чужую декларацию о соответствии, документов, подтверждающих согласие заявителя по ним на их использование декларантом.
Предъявление сертификата соответствия или декларации о соответствии вне зависимости от того, кто предъявляет разрешительные документы на эту продукцию, выпускаемую серийно, является достаточным подтверждением соответствия товаров установленным требованиям.
Как правильно использовать чужую декларацию?
Использование чужих документов о соответствии товаров техрегламентам на законных основаниях возможно только при условии наличия разрешения держателя декларации (сертификата). Разрешение может быть получено в форме доверенности, соглашения, договора и проч. Наиболее распространённой формой разрешения является доверенность на использование декларации о соответствии.
Доверенность на право пользования документом о соответствии должна включать в себя:
Формулировки текста доверенности должны содержать в себе однозначное подтверждение права использования другим импортёром разрешительного документа на данный товар.
Юристы нашего Центра рекомендуют не ограничиваться только доверенностью, но и заключать коммерческое соглашение на использование разрешительного документа.
Ответственность за незаконное использование декларации
Использование декларации о соответствии (сертификата соответствия) без разрешения её держателя грозит привлечением к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Санкциями данной статьи для юридических лиц предусмотрен штраф в сумме от 50 до 300 тыс. рублей. В дополнение к административному штрафу может быть применена конфискация товара.
В случае выявления фактов ввоза продукции под чужими документами о соответствии без получения на то разрешения держателя этих документов возможно инициирование процедуры возбуждения дела и административного расследования по данным фактам. Нарушителю грозит не только административный штраф, но и в отдельных случаях отзыв выпуска ДТ и возбуждение уголовного дела по статье 327 УК РФ при наличии соответствующих оснований.
Отметим, что речь о возможных санкциях идёт только в отношении декларанта (импортёра), но не конечного продавца продукции при её реализации.
Что делать, если кто-то использует чужую декларацию без разрешения?
Для привлечения недобросовестного декларанта к ответственности необходимо подготовить и направить мотивированные жалобы регуляторам. В зависимости от обстоятельств конкретной ситуации соответствующие жалобы могут быть направлены в:
Выбор адресатов и мотивировки жалобы должен зависеть от конечной целей обращения и нюансов каждого дела.
Разбираемся, можно ли пользоваться чужими декларациями и сертификаты соответствия при импорте товаров в ЕАЭС.
Что такое «чужая декларация о соответствии»?
Под использованием чужой декларации в практике понимается представление декларантом товара документа о соответствии товара установленным техническим регламентам, выданной на имя иного лица.
В понимании большинства участников ВЭД иным лицом является субъект, уполномоченный изготовителем товара выступать заявителем при оценке соответствия серийно выпускаемой продукции требованиям техрегламентов ЕАЭС.
Разъяснения понятию «уполномоченное изготовителем лицо» даны в Решении Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2019 г. No 10 «О некоторых вопросах применения понятия «уполномоченное изготовителем лицо» в отношении лиц, уполномоченных иностранным изготовителем».
Вместе с тем данное решение не раскрывает вопрос порядка использования чужих разрешительных документов на товар.
Позиция юристов
Согласно статье 29 ФЗ от 27 декабря 2002 года №184 «О техническом регулировании» предъявление разрешительных документов на товар должно осуществляться заявителем либо уполномоченным заявителем лицом. Каких-либо иных дополнительных ограничений, касающихся порядка уполномочивания на использование чужих деклараций (сертификатов) в нормативных документах не содержится.
Вместе с тем представляется очевидным необходимость заключения соглашения на использование разрешительного документам между заявителем и иным лицом, которое планирует использовать данный документ, будь то декларация о соответствии или сертификат соответствия. Наиболее распространённой формой такого документам является доверенность, выданная заявителем с правом использования его декларации о соответствии.
Позиция таможни
Позиция ФТС по вопросу использования чужих разрешительных документов при таможенном оформлении товара нашла своё отражение в разъяснении Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС:
Заявитель вправе уполномочить любое иное лицо, правомочное выступать в качестве декларанта товаров, представлять в таможенные органы РФ документы о соответствии или сведения о них.
При этом таможенники также отмечают, что законодательная база на данный момент не содержит каких-либо установленных критериев и требований к форме согласия на использование чужих деклараций о соответствии или сертификатов.
На практике таможенные органы действительно ограничиваются запросом у декларанта, предъявившего чужую декларацию о соответствии, документов, подтверждающих согласие заявителя по ним на их использование декларантом.
Предъявление сертификата соответствия или декларации о соответствии вне зависимости от того, кто предъявляет разрешительные документы на эту продукцию, выпускаемую серийно, является достаточным подтверждением соответствия товаров установленным требованиям.
Как правильно использовать чужую декларацию?
Использование чужих документов о соответствии товаров техрегламентам на законных основаниях возможно только при условии наличия разрешения держателя декларации (сертификата). Разрешение может быть получено в форме доверенности, соглашения, договора и проч. Наиболее распространённой формой разрешения является доверенность на использование декларации о соответствии.
Доверенность на право пользования документом о соответствии должна включать в себя:
Формулировки текста доверенности должны содержать в себе однозначное подтверждение права использования другим импортёром разрешительного документа на данный товар.
Юристы нашего Центра рекомендуют не ограничиваться только доверенностью, но и заключать коммерческое соглашение на использование разрешительного документа.
Ответственность за незаконное использование декларации
Использование декларации о соответствии (сертификата соответствия) без разрешения её держателя грозит привлечением к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Санкциями данной статьи для юридических лиц предусмотрен штраф в сумме от 50 до 300 тыс. рублей. В дополнение к административному штрафу может быть применена конфискация товара.
В случае выявления фактов ввоза продукции под чужими документами о соответствии без получения на то разрешения держателя этих документов возможно инициирование процедуры возбуждения дела и административного расследования по данным фактам. Нарушителю грозит не только административный штраф, но и в отдельных случаях отзыв выпуска ДТ и возбуждение уголовного дела по статье 327 УК РФ при наличии соответствующих оснований.
Отметим, что речь о возможных санкциях идёт только в отношении декларанта (импортёра), но не конечного продавца продукции при её реализации.
Что делать, если кто-то использует чужую декларацию без разрешения?
Для привлечения недобросовестного декларанта к ответственности необходимо подготовить и направить мотивированные жалобы регуляторам. В зависимости от обстоятельств конкретной ситуации соответствующие жалобы могут быть направлены в:
Выбор адресатов и мотивировки жалобы должен зависеть от конечной целей обращения и нюансов каждого дела.