декларация о суверенитете россии текст
Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.
Первый Съезд народных депутатов РСФСР,
— сознавая историческую ответственность за судьбу России,
— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
— выражая волю народов РСФСР,
торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.
1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.
2. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.
4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.
5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;
верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;
полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;
право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.
6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.
7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.
8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.
9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.
10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.
Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.
Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.
11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.
12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.
13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.
14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.
15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.
Ультиматум о государственном суверенитете
Декларация о государственном суверенитете РСФСР стала решающим рычагом распада Советского Союза
12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, подписанная председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Сейчас мало кто вспомнит содержание этого документа, между тем он имел решающее значение для прекращения существования СССР и завершения советского периода истории.
Выделив РСФСР из состава СССР и объявив приоритет Конституции РСФСР и российских законов над союзными, авторы декларации вытащили стержень из всей государственной конструкции СССР.
Внешне идеологическая борьба новой российской бюрократии во главе с Борисом Ельциным против союзной бюрократии со главе с Михаилом Горбачевым перешла в борьбу органов государственной власти РСФСР против органов государственной власти СССР, в которой Борис Ельцин одержал две политические победы подряд – сначала в аппаратной войне, а потом на первых выборах президента РСФСР – ровно год спустя, 12 июня 1991 года.
Это был документ политической борьбы, документ умаления и подавления власти руководителя СССР, документ по сути не договорной, а односторонний, силы которого оказалось достаточно для достижения поставленной задачи.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР имела очень существенную особенность: в ней не было экономической программы.
Провозглашая демократические политические ценности, Декларация ни слова не сказала об экономической политике, в том числе экономической кооперации, вопросах собственности, денежной системе, в том числе накоплениях граждан в советской валюте, никак не обозначила вопрос отношений РСФСР с Российским государством до 1917 года.
Для внимательного читателя преамбула документа говорила не о завершенном политическом и юридическом шаге, а о намерении его совершить в ближайшем будущем – как теперь уже понятно, любой ценой:
«Первый Съезд народных депутатов РСФСР,
— сознавая историческую ответственность за судьбу России,
— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
— выражая волю народов РСФСР,
торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР».
Высшие цели суверенитета были заявлены совершенно благие: «Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах».
Из этого заявления следовало, что в существующих государственных формах этих целей было достичь невозможно.
Между тем обнародованные в Декларации инструменты для достижения этих целей не имели к ним по существу никакого отношения:
«Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;
верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;
полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;
право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР».
В Декларации о государственном суверенитете РСФСР было объявлено, что «РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством».
Фактически РСФСР была объявлена суверенным государством де факто с объявлением ультиматума властям СССР о заключении нового Союзного договора на условиях, заявленных российскими властями.
Неслучайно в Декларации написано: «устанавливаемом», а не «установленном». Потому что на тот момент ничего установлено не было.
Этот новый Союзный договор разрабатывался потом различными рабочими группами, но так и не был принят: подписание его согласованной большинством республик СССР версии в Ново-Огарево, назначенное на 20 августа 1991 года, было сорвано путчем 19 августа, после чего распад СССР принял лавинообразный характер.
Вместе с этим были погребены под рухнувшими стенами общего дома все попытки сохранить экономическую кооперацию республик СССР: сформировать единое рыночное экономическое законодательство, единую денежную систему, единый таможенный комплекс, общую оборону – проще говоря, создать на основе СССР аналог Европейского Союза, несущей конструкцией которого стала бы экономическая кооперация республик, что обеспечивается отсутствием препятствий в перемещении людей, товаров и услуг (именно это было предложено уже летом 1990 года в программе экономистов Станислава Шаталина и Григория Явлинского, более известной как «500 дней»).
Но российские и союзные власти не договорились между собой, и программа, а также 20 ключевых законопроектов к ней, предварительно одобренные Верховным Советом РСФСР, так и не была воплощена в жизнь.
Не сказав ни слова об экономике, Декларация сделала шаг в борьбе за региональные элиты, перетягивая их на сторону властей РСФСР обещаниями расширения прав и полномочий: «Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР».
Так был заложен «парад суверенитетов» уже внутри России.
На фоне последних вывертов российской власти в части преследования людей за сам факт второго гражданства с грустной улыбкой читается такой пункт Декларации: «На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР».
Или вот это, об изменении государственных границ: «Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума».
Люди, писавшие Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, верили в то, что экономика подчиняется указаниям политиков, что в вопросе определения государственных границ главное – «схватить первым», полагали, что просто смогут подмять под себя и власть, и контролируемую ею собственность.
Видя перед собой почти четверть века, прошедшие с того дня, понимаешь: в каком-то смысле эта задача действительно решена. Но решена не для «обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь», а для защиты интересов бюрократии, опередившей народ в советской очереди за достойной жизнью.
Последствия некомпетентных волюнтаристских государственных решений, принятых в 1990 году, вылились в итоге в крах государства, распад экономических и человеческих связей, войны, кровь, личные трагедии миллионов людей.
Понимая очевидность этих оценок, российские власти в 2002 году переименовали государственный праздник «День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР» в День России, стараясь стереть из частого упоминания Декларацию 12 июня 1990 года. Они так понимают изучение истории: забыть её печальные страницы, не изучать её уроки, не осмысливать её переломные дни.
Но без этого изучения и осмысления искажается и разрушается историческая память народа, а исторические ошибки получают шанс на забвение и – именно по причине забвения – на продолжение.
Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности
Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
12 июня 1990 г.
Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина.
29,6 х 21,0.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2. Л. 63-66.
«Первый Съезд народных депутатов РСФСР […] торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории. […]
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР. […]
ГА РФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2. Л. 63.
5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории…;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России […]
7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Договором […]
8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. […]».
ГА РФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2. Л. 64.
Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
12 июня 1990 г.
ГА РФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2. Л. 65.
Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
12 июня 1990 г.
Подпись-автограф председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина.
ГА РФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 2. Л. 66.
«Первый Съезд народных депутатов РСФСР […] торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории. […]
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР. […]
5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории…;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России […]
7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Договором […]
8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. […]».
Декларация о суверенитете россии текст
Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.
Первый Съезд народных депутатов РСФСР,
— сознавая историческую ответственность за судьбу России,
— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
— выражая волю народов РСФСР,
торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.
1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.
5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;
верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;
полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;
право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.
6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.
7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.
8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.
9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.
10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.
Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.
Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.
11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.
12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.
13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.
14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.
15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.
Дневник
Ультиматум о государственном суверенитете
Декларация о государственном суверенитете РСФСР стала решающим рычагом распада Советского Союза
12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, подписанная председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Сейчас мало кто вспомнит содержание этого документа, между тем он имел решающее значение для прекращения существования СССР и завершения советского периода истории.
Выделив РСФСР из состава СССР и объявив приоритет Конституции РСФСР и российских законов над союзными, авторы декларации вытащили стержень из всей государственной конструкции СССР.
Внешне идеологическая борьба новой российской бюрократии во главе с Борисом Ельциным против союзной бюрократии со главе с Михаилом Горбачевым перешла в борьбу органов государственной власти РСФСР против органов государственной власти СССР, в которой Борис Ельцин одержал две политические победы подряд – сначала в аппаратной войне, а потом на первых выборах президента РСФСР – ровно год спустя, 12 июня 1991 года.
Это был документ политической борьбы, документ умаления и подавления власти руководителя СССР, документ по сути не договорной, а односторонний, силы которого оказалось достаточно для достижения поставленной задачи.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР имела очень существенную особенность: в ней не было экономической программы.
Провозглашая демократические политические ценности, Декларация ни слова не сказала об экономической политике, в том числе экономической кооперации, вопросах собственности, денежной системе, в том числе накоплениях граждан в советской валюте, никак не обозначила вопрос отношений РСФСР с Российским государством до 1917 года.
Для внимательного читателя преамбула документа говорила не о завершенном политическом и юридическом шаге, а о намерении его совершить в ближайшем будущем – как теперь уже понятно, любой ценой:
«Первый Съезд народных депутатов РСФСР,
— сознавая историческую ответственность за судьбу России,
— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
— выражая волю народов РСФСР,
торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР».
Высшие цели суверенитета были заявлены совершенно благие: «Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах».
Из этого заявления следовало, что в существующих государственных формах этих целей было достичь невозможно.
Между тем обнародованные в Декларации инструменты для достижения этих целей не имели к ним по существу никакого отношения:
«Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;
верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;
полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;
право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР».
В Декларации о государственном суверенитете РСФСР было объявлено, что «РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством».
Фактически РСФСР была объявлена суверенным государством де факто с объявлением ультиматума властям СССР о заключении нового Союзного договора на условиях, заявленных российскими властями.
Неслучайно в Декларации написано: «устанавливаемом», а не «установленном». Потому что на тот момент ничего установлено не было.
Этот новый Союзный договор разрабатывался потом различными рабочими группами, но так и не был принят: подписание его согласованной большинством республик СССР версии в Ново-Огарево, назначенное на 20 августа 1991 года, было сорвано путчем 19 августа, после чего распад СССР принял лавинообразный характер.
Вместе с этим были погребены под рухнувшими стенами общего дома все попытки сохранить экономическую кооперацию республик СССР: сформировать единое рыночное экономическое законодательство, единую денежную систему, единый таможенный комплекс, общую оборону – проще говоря, создать на основе СССР аналог Европейского Союза, несущей конструкцией которого стала бы экономическая кооперация республик, что обеспечивается отсутствием препятствий в перемещении людей, товаров и услуг (именно это было предложено уже летом 1990 года в программе экономистов Станислава Шаталина и Григория Явлинского, более известной как «500 дней»).
Но российские и союзные власти не договорились между собой, и программа, а также 20 ключевых законопроектов к ней, предварительно одобренные Верховным Советом РСФСР, так и не была воплощена в жизнь.
Не сказав ни слова об экономике, Декларация сделала шаг в борьбе за региональные элиты, перетягивая их на сторону властей РСФСР обещаниями расширения прав и полномочий: «Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР».
Так был заложен «парад суверенитетов» уже внутри России.
На фоне последних вывертов российской власти в части преследования людей за сам факт второго гражданства с грустной улыбкой читается такой пункт Декларации: «На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР».
Или вот это, об изменении государственных границ: «Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума».
Люди, писавшие Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, верили в то, что экономика подчиняется указаниям политиков, что в вопросе определения государственных границ главное – «схватить первым», полагали, что просто смогут подмять под себя и власть, и контролируемую ею собственность.
Видя перед собой почти четверть века, прошедшие с того дня, понимаешь: в каком-то смысле эта задача действительно решена. Но решена не для «обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь», а для защиты интересов бюрократии, опередившей народ в советской очереди за достойной жизнью.
Последствия некомпетентных волюнтаристских государственных решений, принятых в 1990 году, вылились в итоге в крах государства, распад экономических и человеческих связей, войны, кровь, личные трагедии миллионов людей.
Понимая очевидность этих оценок, российские власти в 2002 году переименовали государственный праздник «День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР» в День России, стараясь стереть из частого упоминания Декларацию 12 июня 1990 года. Они так понимают изучение истории: забыть её печальные страницы, не изучать её уроки, не осмысливать её переломные дни.
Но без этого изучения и осмысления искажается и разрушается историческая память народа, а исторические ошибки получают шанс на забвение и – именно по причине забвения – на продолжение.
Публикация в «Псковской губернии» здесь.