декларация об отсутствии конфликта интересов образец 44 фз
Составляем справку об отсутствии конфликта интересов для тендера
Справка об отсутствии конфликта интересов для тендера — это документ, который предоставляет участник конкурентной закупки, чтобы подтвердить, что между ним и заказчиком отсутствует личная связь, способная повлиять на выбор победителя. Оформляют его в свободной форме.
Что такое конфликт интересов
Конфликт интересов — это ситуация, когда заказчик заинтересован, чтобы победил конкретный участник закупки. Это мешает объективной оценке заявок и нарушает суть конкурентной процедуры. По закону, конечный контрагент заказчика выбирается не из личных предпочтений, а по независимым критериям. Задачи конкурентной процедуры — обеспечить наиболее эффективное расходование средств, что невозможно при заинтересованности госзаказчика.
По п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона 44 ФЗ, констатировать заинтересованность госзаказчика следует, если его руководитель, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы или контрактный управляющий состоит в близком родстве с:
Выгодоприобретателем является лицо, в чьем распоряжении находятся более 10% акций участника или долей в его уставном капитале.
Как составить справку
Жестких требований к оформлению документа об отсутствии конфликта интересов нет, как и законодательно установленной формы. В тендерной документации заказчик вправе установить форму, которая ему требуется. Если он этого не сделал, документ оформляется в свободной форме. Следует придерживаться рекомендаций:
ПИСЬМО ОБ ОТСУТСТВИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Уважаемый, Геннадий Геннадьевич!
Общество с ограниченной ответственностью «АЛЬФА» в лице генерального директора Гвоздодерова Г.Г. (далее — Участник) является участником электронного аукциона № 12345678909876543210 на поставку гвоздей, организованного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Госпиталь № 1» (далее — Заказчик).
Настоящим подтверждаю, между Заказчиком и Участником отсутствует конфликт интересов.
Под конфликтом интересов понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, его заместители, начальники структурных подразделений (за исключением руководителей филиалов), имеющие полномочия на совершение сделок на основании соответствующих доверенностей, члены комиссии по закупкам, руководитель контрактной службы Заказчика состоят в родственных отношениях с физическими лицами (супруги, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии; родители и дети; дедушки, бабушки и внуки; полнородные и неполнородные братья и сестры; усыновители и усыновленные), которые являются (напрямую или косвенно) владельцами долей в уставном капитале Участника, единоличным исполнительным органом Участника (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа Участника.
Генеральный директор ______________________ Г.Г. Гвоздодеров
Срок действия справки
Срок действия бумаги не регламентирован законодательно. Если участник не указал в справке срок ее действия, она бессрочна.
Бумага автоматически становится ничтожной, если возникнут обстоятельства, свидетельствующие о конфликте интересов, которых не было ранее, например, должностные лица заказчика и участника вступят в брак.
Для чего еще нужна справка
Контрактная система — не единственная сфера законодательства, где используется понятие конфликта интересов, оно присутствует в:
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Образец справки об отсутствии конфликта интересов для госзакупок
Справка об отсутствии конфликта интересов для тендера — это документ, который подтверждает, что между заказчиком и поставщиком нет личной заинтересованности и связей, которые повлияют на результаты закупки.
Конфликт интересов по 44 ФЗ
В п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе указано, что отсутствие конфликта интересов — это общее требование к участникам. Под ним понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий состоят в браке с физлицами, который являются выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, гендиректором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозобщества, руководителем учреждения или унитарного предприятия или другими органами управления юрлиц — участников закупки, с физлицами, в том числе зарегистрированными как индивидуальный предприниматель, — участниками закупки или являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (которые имеют общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными таких физлиц. А под выгодоприобретателями понимаются физлица, которые владеют напрямую или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) более чем 10% голосующих акций хозобщества или долей, которая больше 10% в уставном капитале хозобщества.
Чтобы подтвердить соответствие этому требованию, поставщики не делают справок и не пишут писем. Соответствие всем общим требованиям по ст. 31 44 ФЗ, в т. ч и отсутствие конфликта интересов, подтверждают в одной декларации, которая готовится автоматически в момент подачи заявки с помощью функционала электронной площадки.
Конфликт интересов по 223 ФЗ
В законе о закупках отдельными видами юридических лиц нет требования к участникам об отсутствии конфликта интересов. Законопроект о включении этой нормы рассматривается с 2017 года. В ноябре 2018 года его доработали, но так и не приняли.
На практике есть заказчики, которые устанавливают требование об отсутствии конфликта интересов и требуют от участников предоставить справку, письмо или декларацию.
Как составить справку
Утвержденной формы для такой справки нет. Часто заказчики прикладывают форму в закупочной документации. Если ее нет, следуйте общим требованиям:
Срок действия справки законом не ограничен. Она действует, пока не появится прецедент и заявление о его отсутствии становится ничтожным, или до срока, который прописали в справке.
Где еще используют справку
Понятие, порядок урегулирования и предотвращения конфликта интересов регламентируются:
Образец письма об отсутствии конфликта интересов
На бланке организации
Дата 30.01.2020, исх. номер 001/20
Руководителю ФГУП «Идеальный заказчик»
ПИСЬМО ОБ ОТСУТСТВИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Руководитель организации ______________________ О.Е. Тендерный
Конфликт интересов в госзакупках – взгляд ВС РФ
В качестве одного из единых требований, предъявляемых ко всем без исключения участникам закупки, закреплен принцип недопущения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – закон о контрактной системе). При этом в Законе четко обозначено, что именно понимается под этим требованием. Так, понятие «конфликт интересов» охватывает случаи, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, оказываются в ситуации, угрожающей конкуренции при осуществлении закупки. Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:
Разбору неоднозначных ситуаций, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, связанных с применением п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе, посвящен Обзор от 28 сентября, утвержденный Президиумом ВС РФ (далее – Обзор).
Подробнее о правовых позициях судов по делам, связанным с конфликтом интересов в закупках, – в материале.
Декларирование факта отсутствия конфликта интересов – обязанность участника закупки
По мнению судов, участник закупки, вне зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, указывающих на конфликт интересов, обязан подать декларацию о своем соответствии требованиям п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе. Сделать это можно либо в виде отдельного документа в составе заявки на участие в закупке, либо путем проставления отметки об этом в соответствующей графе электронной документации (абз. 7 п. 1 Обзора).
При этом даже если де-факто конфликт интересов отсутствует, недекларирование претендентом на заключение контракта этого обстоятельства является основанием для отклонения его заявки как несоответствующей требованиям Закона (абз. 7 п. 1 Обзора)
В обоснование этой позиции суды, в частности, указывают на обязательность такого декларирования, в том числе факта отсутствия конфликта интересов, в силу п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе.
Когда подавать декларацию об отсутствии конфликта интересов в виде отдельного документа не требуется?
О том, может ли заказчик отказать участнику в допуске к участию в аукционе, если первая часть заявки подана на фирменном бланке и содержит в том числе рекламную информацию, узнайте из «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный
доступ на 3 дня!
Это касается электронных способов определения поставщика.
Так, суды не видят нарушения законодательства о контрактной системе в случаях, когда участники электронных аукционов не включают в состав второй части подаваемых ими заявок документы, декларирующие отсутствие конфликта интересов, при этом ограничиваяссь проставлением соответствующих отметок в электронной заявке средствами электронной площадки.
По мнению судов, такие действия поставщиков свидетельствуют о соблюдении ими письменной формы подачи декларации в соответствии с положениями ГК РФ о форме договора. Напомним, в соответствии с гражданским законодательством обмен сторонами электронными документами также является одним из вариантов заключения договора в письменной форме (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Кроме того, как отмечают авторы документа, непредставление участником закупки отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, также не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе (п. 9 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе, абз. 4-5 п. 2 Обзора).
Свидетельствовать о наличии конфликта интересов может не только должность но и состав функциональных обязанностей должностного лица
Практика рассмотрения дел о нарушениях в ходе осуществления государственных и муниципальных закупок показывает, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей и должностных лиц заказчика, но и в отношении лиц, полномочия которых являются тождественными им, хотя сами эти лица и не поименованы в законе о контрактной системе. В частности, если должностные обязанности заместителя руководителя контрактной службы совпадают с полномочиями ее руководителя и позволяют влиять на процедуру и результат закупки, то его родственная связь с заинтересованными лицами участника закупки может стать причиной отмены ее результатов.
Суды при этом отмечают, что положения закона о контрактной системе, касающиеся конфликта интересов, следует применять с учетом принципов гласности и прозрачности закупок, направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции (ст. 6, ст. 8 закона о контрактной системе). Более того, эти нормы корреспондируют п. 1-2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в которых закреплены аналогичные требования.
Таким образом, отмечают авторы Обзора, допуск к закупке ее участника при таких условиях может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика и нарушению порядка определения победителя закупки (абз. 9 п. 3 Обзора).
В то же время, если полномочия, к примеру, заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям ее руководителя и не позволяют влиять на ход закупочного процесса, то при таких условиях оснований для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика в аналогичной ситуации нет (абз. 11-13 п. 3 Обзора).
Лицо, которое представляет учредителя участника закупки, не может быть одновременно и руководителем заказчика
Признаки конфликта интересов могут быть установлены судом в случае, когда руководитель заказчика выступает представителем учредителя участника закупки и выполняет административные функции в органах управления этой организации.
Так, к примеру, если глава администрации муниципального образования входит в состав правления автономной некоммерческой организации, учредителем которой выступает муниципальное образование, то участие такой организации в организованной муниципалитетом закупке недопустимо. По мнению судей, это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо (абз. 8 п. 4 Обзора).
ВС РФ подчеркнул, что не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.
Участник закупки должен соответствовать всем установленным требованиям до момента выявления победителя
Речь идет о ситуациях, когда основание, свидетельствующее о конфликте интересов, возникает уже в ходе процедур определения поставщика. Суды полагают, что такой предприниматель не может участвовать в закупке и ссылаются на недопущение нарушения конкуренции при осуществлении закупок (ст. 8 закона о контрактной системе). При этом доводы о том, что на момент подачи заявки условия для конфликта интересов отсутствовали, на решение судей об отмене результатов закупки не повлияют. «Обеспечение конкурентной среды посредством соблюдения требования закона об отсутствии конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком необходимо на всем протяжении организации и проведения закупок», – подчеркивают авторы документа (абз. 10 п. 5 Обзора).
В то же время обратная ситуация, когда участник закупки не соответствовал требованиям закона на момент подачи заявки, однако в момент определения победителя конфликт интересов между ним и заказчиком устранен – не имеет правового значения. Суды аналогичным образом исходят из того, что соблюдение требования закона об отсутствии между участниками закупки и заказчиком конфликта интересов необходимо с момента подачи участниками закупки заявок, содержащих декларацию об отсутствии конфликта интересов, и до момента выявления поставщика (абз. 5 п. 6 Обзора).
Заказчик обязан отстранить участника закупки в случае выявления конфликта интересов
При этом аргумент о том, что на этапе допуска к участию в процедуре закупки проверка декларации участника об отсутствии конфликта интересов не является обязательной, не подтверждается судебной практикой.
Так, суды обосновывают обязанность закупочных комиссий проверять представляемые участниками закупок необходимые сведения, опираясь на установленные в законе требования. Более того, заказчик при выявлении в том числе факта наличия конфликта интересов обязан принять меры по отстранению участника закупки или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика – уверены судьи (ч. 8-9 ст. 31 закона о контрактной системе, абз. 6-7 п. 7 Обзора).
Между тем, повторно рассматривать заявки участников закупки в случае обнаружения в отношении одного из них конфликта интересов нет необходимости. Более того, подобные действия комиссии по осуществлению закупок будут противоречить законодательству о контрактной системе. При этом суды исходят из того, что после составления протокола рассмотрения заявок заказчики уже не вправе ни заменить «скомпрометированного» члена комиссии, ни признать заявку участника закупки несоответствующей установленным документацией о закупке требованиям. Единственным правильным решением заказчика в такой ситуации будет отстранение участника от участия в определении поставщика (ч. 9 ст. 31, ч. 6 ст. 39, ч. 6 ст. 69 закона о контрактной системе, абз. 6 п. 8 Обзора).
Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожным
ГК РФ называет оспоримой сделку, которая нарушает требования закона или иного правового акта (п. 1 ст. 168 ГК РФ). В то же время, если сделка не только является противозаконной, но и при этом посягает на публичные интересы либо права третьих лиц, то по общему правилу она является ничтожной (п. 2 ст. 168 ГК РФ). При этом ранее ВС РФ разъяснил, что посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Одновременно законодательство о контрактной системе запрещает заказчикам и участникам закупок совершать любые действия, которые противоречат требованиям закона о контрактной системе, в том числе если они приводят к ограничению конкуренции (ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).
Следовательно, контракт, заключенный в условиях конфликта интересов, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, а значит, посягает на публичные интересы, заключили судьи (абз. 7 п. 9 Обзора).
Авторы Обзора также добавляют, что по смыслу ст. 167 ГК РФ, вследствие недействительности контракта каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом отмечается, что применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки (абз. 8 п. 9 Обзора).
Заказчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке контракт, в ходе исполнения которого стало известно, что поставщик не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. Законных оснований помешать ему нет
Суды допускают возможность выявления заказчиками нарушений, допущенных при заключении контракта, уже в процессе его исполнения. Между тем суды не только вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если стало известно о нарушениях, которые допустил участник закупки и которые позволили ему стать победителем, но и обязаны сделать это (ч. 15 ст. 95 закона о контрактной системе).
При этом отмечается, что несоблюдение требования об отсутствии конфликта интересов влечет ничтожность государственного контракта, а правило об обязанности заказчика отказаться от исполнения ничтожного контракта в полной мере корреспондирует правилам о последствиях недействительности сделки (п. 1-2 ст 167, п. 2 ст. 168 ГК РФ, ч. 15 ст. 95 закона о контрактной системе).
Кроме того, отмечают судьи, заказчики, проводя оценку добропорядочности потенциальных контрагентов, вправе выходить за рамки тех сведений, которые были предоставлены участниками закупки (абз. 7 п. 10 Обзора).
Справка об отсутствии конфликта интересов
Справка об отсутствии конфликта интересов для тендера — это документ, в котором участник подтверждает, что его должностные лица и выгодоприобретатели не состоят с должностными лицами заказчика в супружеских или родственных связях, способных повлиять на результат закупок.
Что такое конфликт интересов
Понятие конфликта интересов раскрывается в Федеральном законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статья 10). Конфликт интересов — это противоречие между интересами государства, государственного органа, общества и собственными интересами должностного лица, когда личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет на надлежащее исполнение им своих обязанностей. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов или каких-либо преимуществ чиновником или его родственниками и близкими.
Как урегулировать в кадрах
Статья 11 закона 273-ФЗ регулирует порядок предотвращения конфликта интересов. Гражданские и муниципальные служащие, работники Центрального банка РФ, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда обязаны уведомить работодателя о возникновении подобной ситуации в установленном порядке. В приказе Минфина России от 07.03.2018 № 44н, например, предусмотрена подача письменных справок — уведомлений в отдел по профилактике коррупционных нарушений.
В свою очередь, работодатель обязан принимать меры по выявлению потенциально конфликтогенных ситуаций, которые приводят к конфликту интересов и его предотвращению: устранение должностного лица от должностных обязанностей, перевод на другую должность. Непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет его увольнение по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ.
После увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин, чья должность включена в перечень (указ президента РФ от 18.05.2009 № 557), в течение двух лет после увольнения вправе работать по трудовому договору или выполнять работы (оказывать услуги) стоимостью более 100 000 рублей в течение месяца на условиях гражданско-правового договора, в организации, управление или контроль которой входили в его должностные обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих. Комиссия предоставляет письменное разрешение или отказывает гражданину, если посчитает, что его работа повлечет личный конфликт с его должностными обязанностями.
Бывший государственный или муниципальный служащий при приеме на работу обязан уведомить организацию о своем предыдущем месте работы — написать письмо об отсутствии конфликта интересов и запросить разрешение у комиссии по урегулированию конфликта выполнять эту работу. Работодатель, со своей стороны, при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с таким работником в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок письмом сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы.
Справка, по постановлению правительства РФ от 21.01.2015 № 29, оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
В справке содержатся следующие сведения:
Если заключен трудовой договор, указываются дополнительно:
Если с гражданином заключен гражданско-правовой договор, указываются:
Невыполнение этой обязанности влечет административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Конфликт интересов в закупках
Законодательство, регулирующее закупки для государственных и муниципальных нужд, тоже содержит требование к его участникам — отсутствие между ними и заказчиком конфликта интересов. Конфликт интересов в сфере закупок — это противоречие между имущественными интересами заказчика и личной заинтересованностью должностного лица заказчика, способное повлиять на результат закупок, на выбор победителя. Личная заинтересованность основывается на близких связях такого лица с участником закупок.
П. 9 ч. 1 статьи 31 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ содержит перечень таких лиц и виды отношений между ними.
Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества.
Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованию, указанному в п. 9 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Несоответствие участника закупки этому правилу является основанием для отклонения заявки такого участника (пункт 2 части 6 статьи 69 закона № 44-ФЗ).
В Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» такого требования к участникам закупок нет. Но заказчики вправе устанавливать его в своих положениях о закупках. Например, в положении о закупках, утвержденном решением совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 № 31568, нет какого-либо образца справки об отсутствии конфликта интересов для газпромовских тендеров. Но в Кодексе корпоративной этики, утвержденном решением совета директоров от 25.02.2014 № 2303, содержится запрет для его работников представлять Газпром в отношениях с организациями, в деятельности которых они имеют личный интерес, отличный от интересов компании, включая случаи преобладающего участия в уставном капитале, органах управления самих работников, их близких родственников и членов семьи. В Кодексе утверждена форма обязательства работников соблюдать все его требования.
Как составить справку об отсутствии конфликта
Чтобы подтвердить соответствие требованиям п. 9 ч. 1 ст. 31 закона 44-ФЗ, необходимо:
Срок действия справки
В законодательстве не решен вопрос, сколько действует справка об отсутствии конфликта интересов для тендера, но ответ на него дала судебная практика. Участник закупки обязан соответствовать требованиям, предусмотренным законом № 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя (п. 5 обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016). Если в этот период обстоятельства изменились (например, супруг члена закупочной комиссии приобрел более 10% доли в уставном капитале ООО), то участник обязан сообщить об этом или отозвать заявку. Если он не сделает этого, то комиссия заявку отклонит.