декларация по налогу на прибыль для медицинских организаций
Разъяснены правила заполнения формы сведений о доле доходов для применения нулевой ставки по налогу на прибыль
fotoevent.stock / Depositphotos.com |
Нормами налогового законодательства предусмотрено право применять по налогу на прибыль налоговую ставку 0% организациям, осуществляющим образовательную и (или) медицинскую деятельность (ст. 284.1 Налогового кодекса). При этом, должны соблюдаться некоторые условия. В частности, в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%. При этом, учитывается в численности медицинского персонала только те работники, которые имеют сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста (Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 62-ФЗ).
Как напоминает налоговая служба, по окончании налогового периода в сроки, установленные для представления налоговой декларации, организации представляют в налоговые органы сведения о соблюдении ими условий для применения налоговой ставки 0% (письмо ФНС России от 6 октября 2020 г. № СД-4-3/16344@). Форма сведений (КНД 1150022) утверждена приказом ФНС России от 21 ноября 2011 г. № ММВ-7-3/892@.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Начиная с представления сведений за 2020 год, в разделе «Сведения о численности работников в штате организации на 1 число каждого месяца отчетного года» по графе 4 нужно указывать численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в штате организации.
Об условиях освобождения от налогообложения прибыли, полученной от платной деятельности
Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Применение предусмотренных НК РФ преференций – самый распространенный способ законной налоговой оптимизации. В настоящее время налоговое законодательство предоставляет льготы, которые могут принести ощутимую выгоду БУ. Однако налоговые органы очень тщательно (а иногда и предвзято) проверяют заявленные налогоплательщиком льготы, что делает пользование ими затруднительным. В настоящей консультации рассказано об условиях освобождения от налогообложения прибыли, полученной от платной деятельности БУ, а также даны рекомендации по политике БУ в области налогового планирования.
Виды деятельности, по которым действует нулевая ставка налога на прибыль
В силу ст. 284 НК РФ в отношении ряда видов деятельности применяется ставка налога на прибыль 0%. В частности, НК РФ допускает обложение по нулевой ставке налоговой базы в виде доходов:
от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, выполнения НИОКР – научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (ст. 284.1 НК РФ);
от социального обслуживания граждан (ст. 284.5 НК РФ);
от деятельности музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования (ст. 284.8 НК РФ).
Как установлено ст. 284.1 НК РФ, образовательной и медицинской считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской.
Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать данные услуги, за которые взимается родительская плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).
Для целей ст. 284.5 НК РФ социальным обслуживанием признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638. При этом в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателями социальных услуг считаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
Перечень видов культурной деятельности, осуществляемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, для применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.05.2020 № 642.
Состав льготируемых по налогу на прибыль социально важных видов деятельности формировался постепенно и в настоящий момент плотно приблизился к перечню не облагаемых НДС операций, что говорит о намерениях государства сгладить финансовые различия при оказании услуг государственными учреждениями и коммерческими организациями. Напомним, что равные условия работы для исполнителей разной организационно-правовой формы предусмотрены Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Закон начал действовать в отдельных субъектах РФ с 01.09.2020.
Условия применения нулевой ставки налога на прибыль
Ниже в табличном виде обобщены основные условия, при соблюдении которых прибыль облагается по ставке 0%.
Показатели
Льготируемые виды деятельности
Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность, выполнение НИОКР
Социальное обслуживание граждан
Деятельность музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования
Доля льготируемых доходов
Требования по лицензированию
Лицензия на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности
Включение в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ
В штате непрерывно в течение налогового периода числится не менее 15 работников
Требование к квалификации персонала
Доля медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, не менее 50 %
Запрет на операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок
Период для возврата на льготную ставку
Повторный переход запрещен
Остановимся на «узких местах»: что может препятствовать реализации права БУ на льготу?
Сочетание льготируемых видов деятельности
На первый взгляд совмещение разных льготируемых услуг никак не может повредить применению нулевой ставки. К сожалению, это неверно. Так, БУ не вправе претендовать на льготу, если порог в 90% достигнут лишь совместным оказанием медицинских услуг и услуг по социальному обслуживанию (на это обращено внимание в Письме Минфина РФ от 17.07.2015 № 03-03-10/41223). А вот одновременное оказание образовательной и медицинской деятельности допускается, поскольку регулируется одной и той же статьей НК РФ. Но если предел в 90% достигается только за счет прибавления медицинских услуг, возникает требование к квалификации медицинского персонала. То есть для образовательного учреждения преодоление порога 90% путем включения в налоговую базу доходов от медицинской деятельности сразу же означает новый заградительный барьер: 50% штата работников должно быть сформировано из сертифицированных или аккредитованных медиков, что почти невозможно. Поэтому для достижения рубежа 90% желательно сочетать образовательные (медицинские) услуги с выполнением НИОКР: последние относятся к льготируемым работам, но никаких дополнительных условий для пользования льготой не возникнет.
Управление структурой доходов
Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях исчисления прибыли относятся доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 249 и 250 НК РФ). При расчете из доходов исключается НДС. Причем доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются, а, следовательно, и не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного БУ в рамках целевого финансирования и целевых поступлений (субсидий).
Поскольку поступления от основной деятельности БУ в расчете не участвуют, БУ остается контролировать, чтобы льготируемые доходы составляли не менее 90% доходов от внебюджетной деятельности. По мнению автора, наибольший риск создают операции по сдаче имущества в аренду – из-за весомости сумм арендной платы и регулярности их поступления.
Перед некоторыми БУ может встать альтернатива: или пользоваться льготой и снизить активность по сдаче имущества в аренду, или уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20% и свободно развивать управление имуществом. Выбор зависит от структуры внебюджетных доходов и рентабельности платной деятельности.
Еще одним (и неожиданным) фактором в 2020 году стало перепрофилирование больниц из-за эпидемиологической обстановки, связанной с распространением COVID-19. В Письме Минфина РФ от 16.10.2020 № 03-03-06/1/90397 описана следующая ситуация. Медицинская организация в рамках государственного контракта с министерством здравоохранения субъекта РФ предоставила свободные палаты для размещения медицинских работников, задействованных для борьбы с COVID-19, а в результате лишилась права на льготу. Общего решения проблемы, при которой недостижение лимита 90% произошло из-за административных мер, на настоящий момент не предложено.
Подчеркнем: для применения нулевой ставки 90%-ю долю льготируемых доходов в общей сумме доходов необходимо соблюдать только по итогам налогового периода, каковым является календарный год. Поддержание данного показателя по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев) налоговым законодательством не предусматривается.
Управление персоналом
Если долю льготируемых доходов можно отрегулировать по результатам года, то условие по численности персонала необходимо выполнять непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Правда, лимит в 15 человек легко преодолим для большинства бюджетных учреждений.
БУ с доминирующей долей основной деятельности еще проще выполнять требования к численности и квалификации персонала, так как для расчетов берется весь списочный состав независимо от того, в платных или бесплатных услугах он задействован. Однако если БУ малочисленно, придется каждодневно во время действия нулевой ставки строго следить за составом персонала: любое увольнение может привести к потере льготы. Исправить ситуацию, нарастив численность, не получится, потому что для расчетов берется списочная, а не среднесписочная численность (письма Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580).
Что касается медицинских учреждений, для них установлено дополнительное условие – численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%.
Для расчета списочной численности работников может быть использован порядок, установленный Приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, которым утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Письмо ФНС РФ от 11.09.2020 № СД-4-3/14753@). Следует учесть, что в соответствии с п. 78 этих Указаний лица, принятые на работу по совместительству из других организаций, в списочную численность работников не включаются.
Оформление льготы в налоговом органе
БУ, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется нулевая ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий применения льготы. Данное требование не предъявляется к организациям, использующим льготу в порядке ст. 284.8 НК РФ.
По окончании каждого налогового периода, в течение которого прибыль облагалась по нулевой ставке, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ), БУ обязаны представить в налоговый орган сведения, подтверждающие законность пользования льготой.
Нормативное регулирование отчетности по использованию ставки налога на прибыль 0%
Вид деятельности
Нормативные акты
Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность
Приказ ФНС РФ от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@«Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации».
Приказ ФНС РФ от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@«Об утверждении формата представления сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации в электронном виде»
Социальное обслуживание граждан
Приказ ФНС РФ от 23.10.2015 № ММВ-7-3/467@ «Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов организации и о численности работников в штате организации»
Музеи, театры, библиотеки
Приказ ФНС РФ от 26.08.2020 № ЕД-7-3/603@ «Об утверждении формы и формата представления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, в электронной форме»
Последствия утраты льготы
Переход с нулевой ставки на общую, 20%, возможен по желанию налогоплательщика либо принудительно из-за несоблюдения условий. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке по общей ставке с уплатой пеней. Кроме того, утрачивается право на использование льготы в будущем (для деятельности по социальному обслуживанию граждан) или налагается мораторий на применение нулевой ставки в течение 5 лет (для образовательной и медицинской деятельности).
Поскольку даже однократное лишение льготы фатально, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, нужно все свои действия просчитывать чрезвычайно аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 описана следующая ситуация: налогоплательщик, решившийся заявить льготу в отсутствие утвержденного перечня льготируемых видов деятельности, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не была достигнута 90%-я доля льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период (с 2011 года по 2015 год включительно) из-за моратория на последующее заявление льготы.
Заключение
Итак, чтобы предоставленные согласно НК РФ льготы принесли БУ желаемый результат, должны как минимум проводиться следующие мероприятия:
планирование внебюджетных доходов;
недопущение нецелевого расходования субсидий;
строгий контроль численности персонала;
своевременное представление в налоговый орган соответствующих документов.
Надо признать, что пользование льготами может вступить в конфликт с другими способами получения прибыли, например, сдачей имущества в аренду. Конечно, предпочтительно в рамках налогового планирования использовать льготы. Но если по каким-то причинам это не удается сделать, остаются стандартные способы снижения налогового бремени (например, путем наращивания расходов). Кроме того, макроэкономическая обстановка такова, что рассчитывать на высокую рентабельность работы в ближайшем будущем не приходится. Ведь, как известно, в условиях кризиса многие хозяйствующие субъекты вынуждены снижать цены, а значит, отказываться от прибыли частично или полностью.
Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I
льготы по налогам, применение налоговых вычетов.
В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).
Налог на прибыль организаций
С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.
Региональные льготы. Налог на имущество
При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.
Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты
В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты».
Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.
Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.
Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.
— Если налогоплательщик не организовал раздельный учет поступивших товаров, работ, услуг принимающих участия, как в облагаемых, так и необлагаемых операциях, по таким товарам, работам, услугам весь входящий НДС не может быть принят к вычету. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 N 966-О).
— если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ
— если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
— если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
— если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)
Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги
Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.
Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.
Разъяснения контролирующих органов и судебные решения касаются в основном налога на добавленную стоимость, и сводятся к тому, что услуги исполненные подрядчиком также льготируется при наличии у подрядчика лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах стоимости услуг у подрядчика (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@,Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05).
Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.
Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.
Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.
- декларация по налогу на прибыль для малых предприятий
- декларация по налогу на прибыль для некоммерческих организаций