декларация по специальной оценке условий труда образец заполнения
Пример декларации соут специальной оценке условий
Дана Памятка по сдаче декларации оценки условий
Декларация СОУТ стала бессрочной, Утверждена новая форма
Минтруд обновил форму декларации соответствия условий труда и порядок ее подачи. Новый бланк начнет применяться с 1 марта 2022 года.
Декларация соответствия условий труда нормативам является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте. Оформить новую декларацию придется, только если:
Пример заполнения, образец, сроки сдачи декларация СОУТ по итогам оценки
Поэтому, работодатели, которые провели специальную оценку условий труда и если они не выявили вредных и (или) опасных факторов. Они должны подать в трудовую инспекцию декларацию СОУТ, соответствия условий труда.
Декларация НЕ подается
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении. (совместное Письмо Минтруда РФ N 15-1/10/В-7756, Минздрава РФ N 16-6/10/2-6553, Профсоюза работников здравоохранения РФ N 01-А/475 от 09.10.2018):
О том, как правильно ее заполнить, Минтруд сообщил в письме от 23.06.14 № 15-1/В-724.
О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
Сообщаем, что согласно Приказу и части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается работодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем). В связи с чем при заполнении утвержденной Приказом формы отчета соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда необходимо указывать полное наименование юридического лица, подающего отчетность. И его ф актический адрес в соответствии с уставными документами. Независимо от наличия у него представительств (филиалов).
При заполнении отчетности в части описания рабочих мест наименование должности, профессии или специальности работника (работников), занятых на декларируемом рабочем месте. А также численность занятых на нем работников указывается согласно Карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.
При этом непосредственное наименование профессии (должности) работников. А также учет рабочих мест осуществляется работодателем самостоятельно с учетом требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указываются их порядковые номера с добавлением прописной буквы «А» в соответствии с данными четвертой графы Перечня.
Указанный Перечень и Карта специальной оценки условий труда являются частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.
При заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» необходимо указать фамилию и инициалы выполнившего идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте эксперта, организации, проводившей специальную оценку условий труда. А также дату и номер заключения указанного эксперта, на основании которого принято решение о декларировании.
Заместитель директора
Департамента условий и
охраны труда
П.С.Сергеев
КТО должен сдавать декларацию по результатам оценки труда
Согласно статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ декларацию соут должны подавать все работодатели. А именно, коммерческие организации, организации госсектора, предприниматели. Которые провели специальную оценку условий труда на рабочих местах и при этом:
Форма и порядок подачи отчетности утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
С мая 2016 г. можно подавать декларацию и на рабочие места, где проводились не только идентификация, но измерения и исследования.
Если на 1 мая 2016 года у работодателя уже есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми. Подайте уточненную декларацию до 16 июня 2016 года.
КУДА сдавать Декларацию соответствия
Декларация СОУТ подается работодателем в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения. Либо нахождения своего филиала или представительства. Лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Провели СОУТ в двух филиалах, по разным адресам. Можно ли указать в отчете юрадрес, фактический адрес 1-го филиала и фактический адрес 2-го филиала? Или нужно делать 2 разных отчета и декларации? Филиалы находятся в разных городах. И еще, подавать по юрадресу или по адресу нахождения филиала?
Декларацию необходимо подавать по месту регистрации организации. Это адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Если обособленное подразделение не является филиалом или представительством. Если речь идет о филиале или представительстве, отчетность подается по их местонахождению. В случае переезда СОУТ необходимо проводить снова.
СРОК, ПЕРИОДИЧНОСТЬ сдачи декларации специальной оценки условий труда, срок действия, куда сдается
Сданная декларация специальной оценки условий труда действительна в течение пяти лет. Со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда. Это значит, что за эти пять лет подавать еще раз отчетность не понадобится.
Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие документа продлевается еще на пять лет. То есть повторно сдавать через пять лет работодателю тоже не придется.
Но вот если в течение пяти лет со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда хотя бы у одного сотрудника будет выявлено профзаболевание. Или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов. То действие декларации в отношении такого рабочего места прекращается. В этом случае необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда и после утверждения отчета подать отчетность еще раз.
Такой порядок следует из положений статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, пункта 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
СОУТ: работодателя оштрафовали на 60 тысяч рублей за опоздание при подаче декларации соответствия
Если декларация соответствия условий труда направлена в трудовую инспекцию с опозданием. Организация может быть оштрафована на сумму до 80 000 рублей. Это на основании пункта 2 статьи 5.27.1 КоАП. К такому выводу пришел Мосгорсуд в решении от 26.11.18 № 7-13339/2018.
Как рассчитывается штраф за непредставление в трудинспекцию декларации о спецоценке по условиям труда. Которые признаны оптимальными или допустимыми: в целом по организации или за каждое рабочее место, по которому не подана декларация?
Штраф рассчитывается в целом по организации. При определении его размера учитываются такие факторы, как выявление нарушения впервые. А также наличие у работодателя других нарушений.
Если декларация не подавалась, то срок ее действия не продлевается. Нужно провести новую оценку.
СОСТАВ и ПОРЯДОК заполнения Декларации соответствия условий труда
Документ оформляйте по результатам первого этапа специальной оценки условий труда – так называемой идентификации.
Отчетность нужно заполнить только в отношении тех рабочих мест, на которых этим первым этапом вредные. И опасные условия не были установлены. По задекларированным рабочим местам следующие этапы специальной оценки условий труда проводить уже не нужно. Это следует из пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
Образец и пример декларации по итогам оценки труда 2021
Скачать бесплатно образец декларации по итогам специальной оценки труда 2021.doc (Word)
В верхней части формы укажите полное наименование организации (фамилию, имя и отчество предпринимателя).
Далее укажите адрес, где зарегистрирована и находится организация (проживает и работает предприниматель). При необходимости отразите два адреса: фактический и юридический.
В той же строке укажите ИНН и ОГРН организации. Если декларацию подает предприниматель, укажите его ИНН, если есть.
Далее заполните информацию о рабочих местах, в отношении которых подаете декларацию СОУТ:
• индивидуальные номера рабочих мест. Эти номера присваивает комиссия при определении перечня рабочих мест и указывает их в отчете о проведении специальной оценке условий труда. Индивидуальные номера должны содержать не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999. Аналогичные рабочие места обозначьте номером с добавлением прописной буквы А. Например: 365А, 1245А. Включите номера всех рабочих мест, аналогичных рабочему месту, на котором не были идентифицированы вредные или опасные условия;
• наименование профессии или должности сотрудника, занятого на каждом указанном рабочем месте. Наименование возьмите из Общероссийского классификатора ОК 016-94.
• численность сотрудников, занятых на рабочем месте.
Ниже укажите данные об организации, проводящей специальную оценку условий труда:
• регистрационный номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
• дату и номер заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Эти данные можно узнать у самой организации, проводящей специальную оценку условий труда, или посмотреть на официальном сайте Минтруда России.
В нижней части формы укажите дату принятия и дату окончания действия декларации. Декларация действует в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Дата окончания этого срока и будет датой окончания действия декларации.
Заполненную декларацию должен подписать руководитель организации (предприниматель), указать рядом с подписью свою фамилию и инициалы и заверить печатью.
Оборотную сторону декларации заполнять не нужно – ее заполнят специалисты трудовой инспекции.
ОТКАЗ в ПРИНЯТИИ декларации по результатам спецоценки труда
Трудовая инспекция вправе не принять декларацию оценки труда, если она не соответствует форме, утвержденной приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. В этом случае контролеры отправят декларацию по почте обратно работодателю в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления. А в сопроводительном письме они должны указать, по каким причинам возвращают отчетность.
Отказать в приеме декларации по другим основаниям трудовые инспекторы не вправе.
Получив отказ, можно подать декларацию повторно, устранив перед этим нарушения.
СПОСОБЫ СДАЧИ декларации спецоценки труда
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ |
Пакет документов по ДЕКЛАРАЦИИ для Работодателей
Уважаемые Руководители организаций, в которых проведена специальная оценка условий труда.
В комплект документов входит:
1. Сопроводительное письмо (на фирменном бланке предприятия) –2 экземпляра (образец прилагается);
2. ДЕКЛАРАЦИЯ соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда – 2 экземпляра, подлинных, (образец заполнения и форма декларации прилагается);
3. Заверенная копия ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА по результатам специальной оценки условий труда (ссылка на реквизиты которого должна содержаться в декларации) – 1 экземпляр (образец прилагается);
4. Заверенная копия Титульного листа отчета о проведении специальной оценки условий труда – 1 экземпляр (образец прилагается);
5. Электронный образ декларации ( документ Microsoft Word ) на USB/CD/DVD носителе либо отправить на адрес электронной почты git061@yandex.ru
в Государственной инспекции труда в Ростовской области прием деклараций в помещении инспекции не проводится.
В соответствии с пунктами 3 и 4 «Порядка…» подача декларации может осуществляться работодателем:
· Почтовым отправлением и уведомлением о вручении;
· В форме электронного документа, подписанного электронной квалифицированной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Декларация сдается лицом ответственным за проведение СОУТ по средам с 9.00ч. до 13.00ч. или по почте ( заказным письмом с уведомлением ).
Адрес Гострудинспекции в Ростовской обл.: 344003, Ростов-на-Дону, пр-кт. Ворошиловский 87/65
Контактный тел. 8 (863) 210-88-13 Осипова Софья Сергеевна
Инструкция: составляем и сдаем декларацию соответствия условий труда
Декларация соответствия специальной оценке условий труда — это обязательный документ, в котором работодатель заявляет, что его рабочие места соответствуют требованиям законодательства. Оформляется она по итогам проведения СОУТ и, если нет изменений, — бессрочна.
Процедуру проводят на базе требований ФЗ № 426 от 28.12.2013 в отношении рабочих мест, условия на которых были признаны оптимальными или допустимыми. В законе говорится, что после утверждения отчета о проведении СОУТ готовится декларация соответствия условий труда в Роструд (в территориальный орган трудовой инспекции по местонахождению организации или ИП).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как за счет ФСС возместить расходы на спецоценку условий труда. Используйте эти инструкции бесплатно.
Форма
Обратите внимание: чиновники подготовили проект о внесении поправок в приказ Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Они планируют изменить порядок, как осуществляется подача декларации в ГИТ по СОУТ, в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 № 503-ФЗ, который изменил статьи 8 и 11 Закона о специальной оценке условий труда (от 28.12.2013 № 426-ФЗ) и установил бессрочное действие деклараций соответствия условий труда. Действующий НПА не учитывает бессрочность документов.
Проект, разработанный Минтрудом России, пока не утвержден.
Для чего нужна декларация
В первую очередь подача декларации СОУТ в электронном виде или на бумаге важна для самой бюджетной организации. Она приобретает возможность сократить размер страховых взносов на персонал, для которого созданы приемлемые условия работы и который не подвержен воздействию опасных или вредных факторов.
Но есть специальности, изначально принадлежащие к вредным и опасным. И даже самый профессиональный руководитель не в силах уменьшить опасность этих работ. К ним относят, например:
Для подобных специальностей закон установил дополнительные тарифы страховых взносов в сумме до 8 %. Классификация условий труда установлена методикой, утвержденной приказом Минтруда № 33н от 24.01.2014. Ниже представлена таблица с тарифами доплат за травматизм.
Понизить класс вредности предприятие сможет, если приобретет современные средства для индивидуальной защиты и оборудование. Затем проводят внеплановую спецоценку и снижают класс вредности — допустим, с третьего на второй. Четвертый класс понизить нельзя.
Как часто декларировать соответствие рабочих мест
Если за 5 лет после сдачи декларации на тех рабочих местах, что в ней перечислены, не произошло несчастного случая или работник не приобрел профзаболевание (это должна установить медицинская комиссия), декларация автоматически продлевается до тех пор, пока не появятся основания для внепланового контроля. Если произойдет несчастный случай или появятся иные причины (они перечислены в ст. 17 закона № 426-ФЗ), то декларация в ГИТ после проведения спецоценки аннулируется, а в организации придется провести внеплановую СОУТ.
Как провести спецоценку условий труда
Куда подавать декларацию
ФЗ № 426 определяет, в какие сроки и куда подается декларация соответствия условий труда в 2021 году: документ направляют в орган государственной инспекции в подразделение по месту регистрации организации в течение 30 рабочих дней с даты, когда работодатель утвердил отчет. При отправке отчета в инспекцию работодатель прилагает сопроводительное письмо. Оно не имеет установленной формы. Письмо содержит перечень документов, которые работодатель направляет в трудинспекцию.
Вот как выглядит образец сопроводительного письма к декларации по СОУТ, подготовленного для отправки в ГИТ:
Кто обязан подавать декларацию СОУТ
В законодательстве четко прописано, кто сдает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям, — эта функция возложена на работодателя или его доверенное лицо. Бумага подается в трудовую инспекцию в течение 30 дней (рабочих) с той даты, когда утвержден отчет по спецоценке. Допускается:
Подается декларация СОУТ в электронном виде на сайте инспекции по труду, в бумажном — непосредственно инспектору. Ведомство обязано осуществить проверку присланной декларации по рабочим местам в период до 10 рабочих дней и, если все оформлено правильно, принять и зарегистрировать документ. Если бумага содержит ошибки или в ней отсутствуют необходимые сведения, она возвращается на доработку.
Что включать в документ
Документ не подают в отношении ряда рабочих мест (даже при оптимальных или допустимых условиях труда на них, с учетом используемых индивидуальных и коллективных средств защиты):
Особенности заполнения
Документ состоит из одного листа. Разобраться, как правильно заполнить декларацию по СОУТ 2021 года, помогут приказы Минтруда и письмо № 15-1/B-724 от 23.06.2014, где разъясняются главные требования. К ним относятся:
Вот как выглядит образец заполненной декларации СОУТ, оформленной в соответствии с требованиями:
Что будет, если не подать
Если документ подготовлен, но срок подачи декларации соответствия условий труда нарушен или бумага не сдана вовсе, работодателя оштрафуют на сумму до 80 000 рублей (ст. 5.27.1 КоАП). За повторное нарушение последует штраф уже до 200 000 рублей или приостановка деятельности предприятия на срок до 90 дней.
Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года
Доброго времени суток! Сейчас вас ждет все о проведении СОУТ в современных реалиях с учетом вступивших в силу изменений с 1 января 2021 года. А также поделюсь своим удобным алгоритмом, состоящим из 12 шагов, потому что ГИТ не дремлет и с начала 2019 года инспекция выявляет нарушителей закона и назначает им внеплановые проверки.
Так как в ч.6 ст. 27 ФЗ № 426 говорится о том, что ранее действующая аттестация рабочих мест утрачивает силу к концу 2018 года, а также если компания только образовалась, то провести специальную оценку условий труда необходимо в срок до 31 декабря 2018 года.
Проведение специальной оценки условий труда
Вы даже можете и не узнать, что вас уже проверяют и готовят Распоряжение о грядущей проверке. Инспектор легко может проверить наличие действующей СОУТ у любой компании, достаточно знать ИНН и ОГРН, а это общедоступная информация.
«У вас еще нет спецоценки? Тогда мы идем к вам!» – скажет инспектор и направит Распоряжение.
Что такое специальная оценка условий труда
Для того чтобы понять, что нужно сделать и как, необходимо выяснить для чего проводится СОУТ?
Специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) – это обязательная процедура, при проведении которой проводится анализ состояния условий труда на рабочих местах, выявляются потенциальные опасные факторы, готовятся мероприятия для снижения вредного воздействия, и перечень полагающихся компенсация работникам за работу в неблагоприятных условиях.
Государство борется за своевременное проведение специальной оценки условий труда, преследуя множество целей:
Ответственность за непроведение СОУТ
Сразу хочу акцентировать ваше внимание, что штраф с появлением Федерального закона № 451-ФЗ от 27.12.2019 размер административного наказания не изменился, а ответственность за непроведение СОУТ немаленькая.
Рано или поздно вас выявят, выпишут штраф и проводить спецоценку в любом случае обяжут и отговорки, типа, да мы ж бюджетники нас не финансируют, особо не спасут.
Живой пример. В Управлении городского хозяйства небольшого городка произошел несчастный случай, соответственно, расследование, сбор документов, а спецоценки нет!
Руководитель пытался писать и объяснять, что он не виноват просто не были выделены средства, но инспектор непреклонен и выписал штраф за данное нарушение 60 тысяч рублей и на должностное 5 тыс.руб.
Руководителя это зацепило, он считал себя невиновным и обратился в суд. Но и суд был непреклонен, потому что на проведение спецоценки на вновь введенных местах дается 12 месяцев и можно было заложить в бюджет сумму, тем более проведение 1 рабочего места стоит от 1000 до 2000 рублей.
И как итог – требования статьи 212 ТК РФ и ФЗ № 426 были нарушены, поэтому штраф пришлось оплатить.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.
Шаг 1. Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ
Рассказывая про алгоритм проведения СОУТ, первое на что нужно обратить внимание – это понимание того, что выполнить требование законодательства нужно и назад пути нет. Если с этим проблем нет, то далее необходимо подготовить приказ о создании комиссии по проведению СОУТ.
Кого включить в состав комиссии? Председателем всегда выступает работодатель или его представитель, к примеру, если это филиал или обособленное подразделение, то председателем комиссии назначается руководитель данного подразделения.
Специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) или сотрудник, который выполняет данную функцию также должен быть включен в состав комиссии, а также представитель профсоюза. Количество членов комиссии должно быть нечетным. Тут же приложением к приказу готовим график проведения СОУТ.
Образец приказа о создании комиссии по СОУТ
Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда можно скачать здесь.
График проведения специальной оценки условий труда должен быть обязательно (ч.1 ст.9 ФЗ № 426). Вроде бы, мелочь, а такая важная, а может очень неплохо прилететь за его отсутствие.
Регламентированной формы графика проведения спецоценки нет, главное, чтобы он был утвержден приказом.
Образец график проведения СОУТ
Поэтому идеальный вариант включить график проведения спецоценки, как приложение, в приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий и утвердить руководителем.
Особо мудрить не стоит, главное прописать последовательно все виды работ последовательно и продолжительность каждого. Для упрощения ваших задач, предлагаю использовать мой образец, тем более, что он уже был проверен неоднократно.
Посмотрите видео, в котором рассказываю про график проведения СОУТ, а также оставлю ссылку на свой канал на Youtube, где можно ознакомиться с другой полезной информацией.
Шаг 2. Перечень рабочих мест для СОУТ
Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.
Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:
Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются. Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.
Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.
А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.
Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест.
Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.
Образец перечень рабочих мест
А как быть с проведением СОУТ на вакантных местах?
Уместно будет и об этом сказать, чтобы не было допущено ошибки, ведь для свободных рабочих мест специальная оценка условий труда не проводится (Письмо Минтруда № 15-1/ООГ-1041), потому что, выполняя лабораторные замеры, не будет возможности определить воздействие вредных факторов, и означает, что производственные процессы в данный момент не проводят.
Это, конечно, очень неудобно, потому что если через какое-то время будет принят работник на данную должность, то придется снова организовывать проведение СОУТ.
Шаг 3. Заключение договора на проведение СОУТ
Вроде бы все просто открыл интернет, «загуглил», выбрал, что подешевле и пусть работают. Ан, нет! Мошенников везде хватает и в этом деле, к сожалению тоже. Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требования закона, то определите ее по реестру аккредитованных организаций по проведению специальной оценки условий труда.
Минтруд дал разрешение, значит с ними можно работать. Если вдруг вам интересно, какие требования предъявляет Минтруд, к организациям, проводящим СОУТ, можете почитать тут (ст. 19 ФЗ 426).
Ошибки при проведении СОУТ
Компания, в которой я работала, активно развивалась и в 2015 году открылось новое подразделение. В штатном расписании появилось очень много новых должностей как ИТР, так и рабочего персонала.
Работы было много и одной из задач было проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Прошерстив интернет, рассмотрев десятки компаний, остановилась на пяти из сотни аккредитованные организаций. У всех был полный комплект документов, которыми они подтверждали свое соответствие:
Проверила наличие аккредитации по охране труда, дающей права проводить специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России, я спокойно отправила документы для проведения конкурса внутри компании. Победу одержала организация, проводящая СОУТ с очень внушительным названием, да и стоимость у них была скромнее, чем у остальных.
Это не маловажный фактор в каждой компании, хочется сделать все хорошо и с реальной экономией. Именно этот момент часто и подводит, ведь не зря говорят, что скупой платит дважды. Ведь в последствии могут “всплыть” ошибки при проведении СОУТ. Дело это не быстрое, и кто раньше сталкивался с проведением спецоценки, знает, какая это “головная боль” из-за огромного количества бумажек, которые нужно подготовить, а также возни, которая занимает все рабочее время.
Но это не должно служить причиной халявного отношения, потому что с документами, полученными на выходе вам работать 5 лет. Проведение реальной специальной оценки условий труда рабочих мест помогает удостовериться, что сотрудники вашей компании трудятся в нормальных условиях, им есть чем дышать, от шума не лопаются барабанные перепонки, а зрение не падает из-за полумрака в офисе.
Полностью положившись на их компетентность, готовила приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, перечни рабочих мест, собирала все необходимые документы, отвечала на появляющиеся вопросы, победившей в конкурсе организации. Первое, что меня смутило во время работы, это вопрос: «Нужен ли выезд специалиста лаборатории в нашу компанию?» Находилось вновь открытое подразделение не близко и нежелание ехать было объяснимо.
Но моя привычка делать все по-честному, не дала компании, проводящей СОУТ схалявить. К тому же, проведя “липовую” спецоценку вы рискуете, тем что работники могут выразить свои замечания в письменном виде и придет проводить спецоценку повторно. Так вот, лаборатория приехала, замеры были сделаны, рабочие места исследованы, оставалось ждать результата работы.
Чем грозит низкое качество СОУТ
Эксперты не уделяют должного внимания качеству своих услуг, допускают ошибки в замерах параметров рабочих мест, в идентификации класса вредности рабочего места. А ведь если по результатам спецоценки класс условий труда будет признан допустимым, а по факту указанная профессия присутствует в Списке № 2, то у Пенсионного фонда не будет оснований для включения данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
С этой проблемой я и столкнулась. Получив документы на проверку, 2 класс условий труда практически стоял у всех. Напомню, что всех выделяют 4 класса условий труда:
Так вот, несмотря на то, что в данном подразделении были сварщики, у которых априори класс условий труда не может быть меньше 3, стоял второй. Там, где децибелы превышали допустимые пределы, эксперт никаких вредных факторов не увидел. Хотя инспектор придя с проверкой и не имея под рукой специальное оборудование, легко мог бы понять, что есть превышение.
Да, можно сказать, что такой вид проведения специальной оценки условий труда для работодателя только плюс. Не надо платить дополнительные выплаты, предоставлять дополнительные дни к отпуску, и конечно не надо платить дополнительные взносы по более высокому тарифу.
Увидев все неточности, обратилась с просьбой исправить протоколы по фактическим замерам и перепроверить все данные, особенно льготное пенсионное обеспечение. Его наличие или отсутствие можно проверить по Постановлению Госкомтруда № 298/П-22, к нему прилагается Список “вредников”. Можно было закрыть глаза, но ничего не проходит незаметно, все тайное рано или поздно становится явным. Особенно, если это касается охраны труда.
Работник вправе подать письменно свои возражения в организацию, проводившую СОУТ, работодателю и в профсоюз. Рассмотрев все материалы и убедившись в том, что замечания обоснованные, придет проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Следует вывод: Не нарушай и не наказан будешь!
Но это еще мелочи жизни, ведь может произойти и несчастный случай на производстве, а тогда комиссия будет рассматривать спецоценку уже более детально и все “косяки” сразу же будут видны. А там уже все зависит от тяжести НС, и ошибки при проведении СОУТ могут потянуть за собой уголовную ответственность.
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Шаг 4. Регистрация работодателя в ФГИС
Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.
Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:
Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.
Шаг 5. Проведение процедуры СОУТ
Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:
Шаг 6. Идентификация потенциально опасных и вредных факторов
Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.
После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.
По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.
Гарантии и компенсации в зависимости от результатов СОУТ
Мда, работодателю, как правило, невыгодно наличие классов условий труда выше 2, это ж сколько дополнительной головной боли появляется, но в любом случае, организовывая проведение специальной оценки условий труда, вы имеете право снизить установленный класс, улучшив условия труда работника, например, купить и выдать в использование более эффективные СИЗ.
Шаг 7. Утверждение отчета по результатам СОУТ
Когда все мероприятия будут закончены, специализированная организация предоставляет вам на рассмотрение и согласование полный пакет документов (ст.15 426-ФЗ). По внесенным ФЗ № 451 изменениям, должны вы это сделать в течение 30 календарных дней со дня направления его вам компанией-оценщиком.
В случае если вас все полностью устраивает и не обнаружено никаких замечаний и вопросов, то отчет о проведении специальной оценки условий труда следует подписать всеми членами комиссии и утвердить председателем. Уже большая часть дел сделана, но пошаговая инструкция проведения СОУТ вовсе на этот не заканчивается, остается еще много важных моментов, которые нельзя упустить впереди.
Если в установленный срок ваша компания не уложилась и нет уважительной причины (отпуск или больничный одного из членов комиссии), то получите штраф, потому как, нарушив порядок проведения специальной оценки условий труда, вас могут оштрафовать, точно также, как если вы вообще спецоценку не проводили. А оно вам надо? Штрафы выше приводила.
Сроки по окончании СОУТ нужно соблюдать строго, а не просто подписать отчет, думая, что ваша работа на этом завершена. Такие четкие и жесткие рамки нужны для того, чтобы проведение СОУТ не затягивалась на несколько месяцев, чтобы все было четко и прозрачно и в любой момент можно было определить, кто затягивает выполнение этих работ.
Например, если вы отправили отчет почтой России, то обязательно заказным письмом, но суть не в этом, продублируйте отчет по электронной почте, потому как сроки уже будут нарушены, и вы подведете специализированную организацию и себя в том числе. Получив ваш утвержденный отчет, компания-оценщик должна разместить его в реестре на сайте Минтруда и в течение 3 рабочих дней направить уведомление вам о регистрации отчета в Минтруде.
С этого момента он считается утвержденным. Обратите внимание, что если отчет не зарегистрирован, то он недействителен. Порядок проведения СОУТ очень усложнился, нужно быть постоянно начеку, помнить о сроках и о возможных штрафах.
Шаг 8. Декларирование
То есть они являются оптимальными или допустимыми, по этим должностям нет необходимости производить дополнительные компенсационные выплаты и прочее. Мы уже говорили о том, что работодателю это выгодно, но не стоит экономить на работниках, потому как это может «выйти боком». Не стоит забывать о жизни и здоровье ваших подчиненных, лучше улучшайте им условия труда, тем самым достигая большей выгоды.
Декларацию нужно заполнять строго по форме (Приложение № 1 Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н). Если оформили не корректно, то Инспекция в течение 10 рабочих дней отправит вам ее обратно. Вы быстро правите и отправляете повторно. Не все специализированные организации, проводящие специальную оценку условий труда, заботятся о своих клиентах и заполняют за них декларацию.
Часто работодателю приходится это делать самостоятельно. И чтобы не допустить ошибок в оформлении не лишним вам будет почитать письмо Минтруда (ПИСЬМО от 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724) с разъяснениями. Имейте в виду! Срок подачи декларации в инспекцию по труду – 30 рабочих дней с момента утверждения СОУТ, а с 2020 года – это регистрации отчета в реестре Минтруда.
Порядок подачи декларации по специальной оценке условий труда
Да, каюсь грешна, с первой своей специальной оценкой практически прозевала срок подачи декларации соответствия условий труда в ГИТ. Почему практически? Потому что, вспомнила о том, что декларации должны быть зарегистрированы в ГИТ за несколько дней до окончания выделенного законом срока. У меня оставалось буквально два дня, а если опоздать, то можно «нарваться» на штраф до 80000 рублей.
«Бегом» подготовила на документы и заказным письмом отправила почтой. Главное ведь дата отправки. Успела. Но если срок опоздания будет хоть пару дней, штраф неминуем и как показывает судебная практика, оспорить его в 99% случаев не удастся. Больше про декларацию я не забывала никогда. Это был хороший урок, хоть и осталась неоштрафованная.
Срок действия и продление срока действия декларации соответствия условий труда
Срок действия декларации соответствия условий труда составляет 5 лет (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ), так же как сама специальная оценка. СОУТ была введена в действие в 2014 году взамен аттестации рабочих мест, срок действия специальной оценки условий труда и декларации подходит к концу. Если первое проводить придется снова, то второе можно продлить и тем самым сэкономить бюджет работодателю.
Когда подходит окончание срока действия декларации на данных рабочих местах, и не было зарегистрировано несчастных случае или профессиональных заболеваний, то она считается автоматически продленной (части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ). Делать в этом случае ничего не требует, никаких подтверждающих бумажек не нужно. То есть, если у вас по результатам СОУТ все рабочие места декларативные, вредности нет, то специальная оценка также считается продленной. Это правило не распространяется на вредников.
Прекращение действия декларации
Срок действия декларации соответствия условий труда может быть прерван, если выявлены вышеуказанные факты. В этом случае дается 6 месяцев на проведение внеплановой спецоценки. Как показывает практика вредность у данного рабочего места будет выявлена, но если класс условий труда останется неизменным, то подается в ГИТ новая декларация.
Шаг 9. Ознакомление работников с результатами СОУТ
Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.
Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.
Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.
Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:
Образец Лист ознакомления с результатом СОУТ
Оставляю вам образец листа ознакомления с результатами спецоценки, который вы можете видоизменять по вашему усмотрению.
Внесение информации в трудовой договор о СОУТ
Привлечь к ответственности за нарушение обязательного условиях специальной оценки условий труда – это отсутствует информация о соут в трудовом договоре, а также о компенсациях и гарантиях. Сотрудник должен иметь право в любой момент открыть этот документ и посмотреть, не нарушаются ли его права, об этом можно посмотреть в письме Минтруда № 15-1/ООГ-2516 от 14.07.2016г.
Поэтому стоит проверить, а не упустили ли кадры данный момент и учли при составлении трудовых договоров. Если проведена внеплановая спецоценка, изменились класс вредных и опасных факторов, появились или убавились компенсации и гарантии, нужно о предстоящих изменениях и о причинах изменений нужно письменно уведомить работника не позднее, чем за 2 месяца (ст.74 ТК РФ).
Вам не просто нужно уведомить работника, но и ознакомить с новой картой специальной оценки условий труда под подпись. В противном случае изменения не будут считаться действительными.
Образец Уведомление об изменении условий труда по результатам СОУТ
Образец уведомления об изменении условий труда по результатам СОУТ можно скачать здесь.
Где должны храниться и каков срок хранения результатов СОУТ?
Ни в одном законе не сказано где именно должны храниться результаты СОУТ и листы ознакомления. Тут решаться данный вопрос должен на уровне предприятия. К примеру, у нас спецоценкой «от А до Я» занимался отдел охраны труда, поэтому хранились данные документы у нас в архиве. Если же предприятие малое и ОТ занимаются, к примеру, кадры, то и хранить столь важные документы должны они.
Касательно того, каков срок хранения результатов соут, регламентирующие документы есть. Карты СОУТ необходимо хранить в течение 45 лет, а если были определен вредные или опасные производственные факторы – 75 лет. Такой длительный срок хранения специальной оценки условий труда необходим на тот случай, если на предприятии произойдет несчастный случай. Результаты СОУТ являются обязательным документом для рассмотрения комиссией.
Шаг 10. Публикация результатов на официальном сайте
Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.
В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:
Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.
Шаг 11. Информирование ФСС
Форму 4-ФСС должны сдавать все организации и ФЛ, которые выплачивают доход физическим лицам. Информацию о проведенной работе отразите в таблице 5.
Шаг 12. Заключительный этап
По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».
Образец приказ о завершении СОУТ
Стоит отметить еще и тот факт, что начисление компенсаций и льгот должно начинаться сразу после утверждения отчета. Компания-сосед столкнулась с такой ситуацией – СОУТ у них утвержден был 20 июля, а начислять они решили с 01 августа. За это можно и «влететь», потому как 10 дней уже действовала спецоценка, а работа еще не велась.
Вот так вот. И об этом тоже стоит упомянуть в приказе о завершении СОУТ. Кроме того, следует сделать акцент о необходимости внесения в трудовые договора информации о том, какие работникам полагаются льготы. Срок действия результатов специальной оценки условий труда – 5 лет, а декларацию по истечении срока можно продлить.
Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда
Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.
Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.
Как быть, если СОУТ не проведена, а на новую должность приняли сотрудника?
При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.
А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях?
Должны быть причины для проведения СОУТ раньше намеченного срока, ведь тратиться на лишние расходы работодателю не хочется, а если закрыть глаза и не провести, то как говорится, «все тайное, становится явным» и штраф. (ч.2 ст. 5.27.1 КоАП) не минуем:
Не стоит перечислять по каким причинам внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, потому как полный перечень вы можете прочитать в ст. 17 ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Если появятся вопросы о необходимости или есть возможность обойтись без СОУТ, давайте обсудим в комментариях.
Обращаю ваше внимание, что срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда в большинстве случаев 6 месяцев, если же были введены новые рабочие места или произошла замена оборудования или технологического процесса, то 12 месяцев.
Нужно ли проводить спецоценку, если изменилось название предприятия?
Если рабочие места остались прежние, условия работ у сотрудников не изменились, оборудование или инструмент, который он используют тоже, в этому случае, специальную оценку рабочих мест проводить не нужно. Можно сэкономить очень приличную сумму просто составив приказ о реорганизации предприятия. В приказе нужно указать следующие нюансы:
Нужно ли проводить СОУТ, если изменилось название должности?
Следом вытекает логичный вопрос «А если изменилось название должности в штатном расписании, нужно ли проводить спецоценку?». Опять же повторюсь, если сотрудник остался работать на том же самом месте, оборудование, инвентарь или офисная техника не изменились, условия труда остались те же, то без специальной оценки условий труда можно обойтись.
Опять же экономия, причем во многих компаниях она может быть существенной. Так вот в компании, которой я работаю, штатку «трясти» любили регулярно, пару – тройку раз в год. Ну не переделывать же каждый раз документы. Для этого готовится акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (желательно на каждую должность отдельный).
В состав комиссии, которая будет подтверждать отсутствие оснований для внеплановой СОУТ, лучше всего включать тех же специалистов, которые привлекались ранее при проведении спецоценки у вас на предприятии. Детально рассказывать, что в акте должно быть не стану, предлагаю вашему вниманию образец, все где все подробно изложено.
Образец Акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Образец акта об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда можно скачать, перейдя по ссылке.
Подготовленные акты необходимо ввести в действие приказом руководителя предприятия. Если на данных должностях были выявлены вредные и опасные производственные факторы и применялась, компенсация, то обязательно укажите, что на переименованные должности это также распространяется. Согласование с профсоюзом предприятия обязательно.
Образец приказа об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Ошибочное суждение – ориентир только на результаты спецоценки
Редко такие моменты конечно случаются, когда придерживаться нужно не только результатов специальной оценки условий труда, но и других регламентирующих документов. Приведу пару примеров.
Основные выводы
Согласна, что проведение СОУТ– это немалая головная боль и для работодателя и сотрудников, организующих этот процесс, потому что столько документов нужно подготовить, все учесть и не допустить промах. Но это на самом деле очень нужная задача, потому что не только защищает здоровье и жизни сотрудников, но и может снизить воздействие “вредностей”, которые их окружают в трудовых буднях.
В пошаговой инструкции проведения СОУТ, естественно, я не могла полностью охватить все тонкости и нюансы этой процедуры, даже просто по человеческому фактору, поэтому могут возникнуть дополнительные вопросы изложила лишь некоторые вопросы. Все сразу не охватить, но я буду над этим работать и помогать в свою очередь вам. Пишите свои вопросы, примеры и случаи из практики в комментариях, будем обсуждать.
На этом, пожалуй, всё, желаю вам безопасной и эффективной работы! Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вам пришлась моя процедура проведения СОУТ, чтобы я понимала, что труды мои не напрасны 🙂
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!