декларация школьных библиотекарей россии

Декларация школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку»

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии

Мы, школьные библиотекари, обращаемся к вашему чувству ответственности за наших детей и внуков. Необходимо осознать, что Россия не может быть великой страной без читающего нового поколения. Эту миссию всегда брала и сегодня берет на себя школьная библиотека — первая в жизни ребенка библиотека, открытая для бесплатного пользования нашим литературным наследием и лучшими произведениями современности. Школьная библиотека — вторая педагогическая система школы, помогающая детям средствами книги и чтения учиться, выходить за рамки учебников и становиться людьми. Это островок гражданского общества, где ученикам предоставлена свобода выбора книг для чтения, свобода высказывания своего мнения о прочитанном, свобода общения, где приветствуется самостоятельная мысль ребенка и его стремление к самораскрытию. Это пространство активного досуга в школе, где есть возможность читать, играть, рисовать, пользоваться компьютером, дискутировать, заниматься творчеством.

Мы обращаемся к родителям, бабушкам и дедушкам учеников с призывом к совместной деятельности, направленной на развитие и воспитание детей, на обеспечение им возможности быть достойными гражданами России.

Мы обращаемся к представителям средств массовой информации, формирующим общественное мнение, с призывом к их деятельному участию в освещении функций школьной библиотеки, стоящей у руля приобщения детей к книге и чтению.

Мы обращаемся к учителям и директорам школ с призывом включить наши планы и наши возможности в выработку общей стратегии деятельности по воспитанию и развитию школьников, предусмотренной Федеральными государственными образовательными стандартами.

Мы обращаемся к властным структурам общества с требованием изыскать возможности обеспечения школьной библиотеки книгами и журналами, нужными детям. Наполнение фондов — это гарантия того, что призыв Президента В.В. Путина «активизировать возможности библиотеки», высказанный на Российском литературном собрании, сможет быть реализован.

Мы заявляем и торжественно подтверждаем свою приверженность гуманизации российских школьных библиотек в условиях наступающей информатизации общества.

Библиотека является неотъемлемой и жизненно важной частью любого учебного заведения. Помимо учебной, познавательной, художественной литературы, читатели школьных библиотек посредством компьютерных сетей получают доступ к удаленным информационным ресурсам, что позволяет им шире смотреть на мир и открывать много нового. Работники школьных библиотек осознают свою ответственную роль в гуманистическом воспитании подрастающего поколения и подготовке его к встрече с реалиями информационного общества. Настоящим мы заявляем и торжественно подтверждаем понимание ответственности за гуманизацию жизни школы и призываем коллег выразить свою солидарность, поставив подписи под данной Декларацией.

Библиотека — структурное подразделение школы

Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса и когнитивным ресурсом школы. Библиотечными средствами она поддерживает и развивает цели образования, изначально поставленные перед школой ее учредителями и закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, участвует в проектной деятельности школы, обеспечивает читательское развитие ребенка, активизирует его творческий потенциал. Деятельность библиотекаря в школе носит не обслуживающий, а креативный характер.

Гуманистическая миссия библиотеки

Школьные библиотеки обеспечивают всем членам школьного коллектива свободный доступ к гуманистическим ресурсам, воплощенным в книжных фондах, электронных изданиях и информационных сетях. Вместе с тем обеспечивается защита учащихся от информации, опасной для их здоровья и нравственного развития. Школьные библиотеки вооружают учащихся навыками самообразования, развивая воображение, память и критическое мышление. В школьные годы формируется гражданское и патриотическое самосознание личности, от которого зависит национальная безопасность страны. Школьные библиотеки располагают незаменимыми средствами для активного участия в этом педагогическом процессе.

Библиотека — пространство библиотечной педагогики

Школьный библиотекарь как педагог формирует и закрепляет навыки обучения на протяжении всей жизни, формирует культуру чтения и информационную культуру с целью социализации и индивидуального развития личности, организует физическое пространство библиотеки, обеспечивает удобное для самообразования и общения дружелюбное отношение к читателям. В отличие от классно-урочной деятельности учителей-предметников педагогическая деятельность школьного библиотекаря не стандартизирована, исключает оперирование оценками и обеспечивает равенство возможностей для развития как сильных, так и слабых учеников.

Библиотека — помощник учителей и родителей

Школьные библиотекари заботятся об имидже своей библиотеки и доверии к ней учеников, учителей и родительской общественности. Школьные библиотекари помогают учителям. Они доводят до их сведения новые материалы и информацию по актуальным вопросам образования, помогают устанавливать межпредметные связи. Общаясь с родителями, школьные библиотекари мотивируют их на поддержание традиций семейного чтения, укрепляющих духовное взаимопонимание в семье.

Библиотека — центр культурнодосугового общения

Школьные библиотеки предоставляют учителям и учащимся свои читальные залы и фонды открытого доступа для творческого общения, самообразования, кружков по интересам, диспутов и дискуссий по актуальным вопросам.

Библиотека — хранитель национального культурного наследия

Прошлое — ключ к будущему. Школьные библиотеки собирают, систематизируют, оцифровывают и пропагандируют литературные памятники истории и культуры России, которые помогают учащимся и учителям лучше понять прошлое, настоящее и будущее нашей страны и всего человечества. Школьные библиотеки готовят учеников к использованию ресурсов других библиотек.

Школьные библиотеки предоставляют свободный доступ к книжным и иным фондам в равной степени всем членам школьного сообщества, независимо от возраста, расы, пола, религии, гражданства, языка, профессионального или социального статуса. Особые услуги предоставляются тем, кто в силу ограниченных физических возможностей не может самостоятельно пользоваться библиотечными фондами и иными материалами, хранящимися в библиотеке.

В качестве политических оснований практической деятельности школьные библиотеки опираются на «Манифест ЮНЕСКО о школьных библиотеках», «Декларацию прав ребенка», принятую ООН в 1959 г., «Декларацию о школьных библиотеках Международной ассоциации школьных библиотек», Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «Стратегия действий в интересах защиты детей на 2012—2017 годы», декларации и манифесты Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА).

Источник

Декларация школьных библиотекарей россии

Видео от РШБА на канале YouTube

Декларация школьных библиотекарей России:
«Библиотеки меняют жизнь школы. Права российского школьника на библиотеку»

Уважаемые коллеги, дорогие библиотекари!

От всей души поздравляем вас с праздником – Международным днем защиты детей!

День защиты детей учрежден Конгрессом международной демократической федерации женщин в 1949 году.

Это были послевоенные годы, когда сильно действовала «антинацистская прививка» и женщины всего мира встали на защиту юного человечества.

Наша профессия напрямую связана с защитой детей. Школьные библиотеки и школьные библиотекари учат добру и милосердию, состраданию и человеколюбию, дают ребенку возможность увидеть полную, целостную картину мира.

Поэтому мы в Год литературы просим наших коллег поддержать нашу акцию по сбору подписей под Декларацией школьных библиотекарей России «Библиотеки изменяют жизнь школы», которая проходит уже 2-й год!

Акция очень важна именно сейчас!

Мы знаем, что закрываются библиотеки, не хватает денег на их комплектование и содержание! Ведь библиотеки – это практически единственные бесплатные учреждения, они не приносят сиюминутной материальной выгоды. Нужно иметь государственное, гражданское сознание, нужно думать о будущем державы, чтобы понимать это.

И неслучайно на эмблеме изображен ребенок с книгой – «Я хо-чу чи-тать»! Кризис детского чтения связан с тем, что у многих детей нет доступа к детской книге. Во многих семьях нет домашних библиотек, мы должны это компенсировать

Напомним, что только 15 процентов библиотечных фондов страны (по наименованиям) оцифровано. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – В КНИГАХ, В БИБЛИОТЕКАХ!

Источник

Главные события

Международный месячник школьных библиотек (ISLM) – 2017

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии

Уважаемые школьные библиотекари! Поздравляем вас с Международным месячником школьных библиотек – 2017!

Пусть октябрь станет месяцем стартов ваших новых проектов, месяцем укрепления сетевого сотрудничества с российскими и зарубежными коллегами, месяцем открытия новых региональных представительств РШБА в небольших городах, поселках, деревнях – всюду, где есть школы, а значит, школьные библиотеки и маленькие читатели, а главное, есть вы – их добрые наставники, мудрые руководители в выборе хороших книг, советчики и друзья – школьные библиотекари!

В 2008 году, в десятую годовщину создания Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL/ИАСЛ) был учрежден ежегодный Международный месячник школьных библиотек (International School Library Month, ISLM).

Международный месячник школьных библиотек дает возможность всем, кто занимается школьными библиотеками во всем мире, выбрать наиболее удобный день в октябре, чтобы отметить важность школьных библиотек. Месячник – это время привлечения всеобщего внимания к школьным библиотекам, детскому чтению и это возможность поддержать школьных библиотекарей и дать им признание, которого они заслуживают.

По традиции ежегодно объявляется тема месячника. В 2017 году тема Международного месячника школьных библиотек: «Объединяя культуры и сообщества» (Connecting Communities and Cultures»). Идея связи между сообществами и культурами тесно перекликается с идеей обучения без границ. В этом году школьным библиотекам всего мира предлагается при проведении мероприятий сосредоточится на идее, что Международный месячник школьных библиотек изучает и соединяет социальные сообщества и разные культуры всего мира. В октябре 2017 года школьные библиотекари всего мира будут рассказывать о своих замечательных мероприятиях и талантливых читателях.

Новости Месячника:

Общероссийские проекты Месячника школьных библиотек

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии

Декларация школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку»


Всероссийский проект «Читающая мама»

Дорогие друзья! Предлагаем вам активнее участвовать в проекте РШБА, посвященному семейному чтению «Читающая мама», который становится общероссийским движением и направлен на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения и укрепление школьной библиотеки.

Материалы Месячника будут публиковаться на сайте РШБА (www.rusla.ru) и страницах информационно-методического журнала «Школьная библиотека».
Присылайте новости о проводимых вами мероприятиях в рамках Месячника на эл. почту: rusla@rusla.ru с пометкой в теме письма «Месячник 2017». Ваша работа способна вдохновить тысячи ваших коллег!

В целях широкой трансляции региональных мероприятий Месячника материалы будут публиковаться на сайте РШБА (www.rusla.ru) и страницах информационно-методического журнала «Школьная библиотека».

Международный месячник школьных библиотек в России:

Информация официального сайта IASL

Проекты Месяца школьных библиотек

Проект обмена электронными закладками

Суть проекта обмена электронными закладки та же, что и у проекта по обмену обычными закладками, только эти закладки создаются в электронной форме. У получателей есть возможность распечатать присланные электронные закладки или просто распространить закладки в электронном виде среди своих участников.

Это самостоятельный проект, который не имеет отношение к проекту «Закладка», поэтому школы должны отдельно зарегистрироваться на него на сайте IASL.

Для участия в проекте будет полезна следующая информация:

Если по какой-либо причине вам необходимо связаться с координатором проекта по вопросу, связанному с вашим участием, пожалуйста укажите в письме электронную ссылку на регистрационную форму вашей школы и отправьте это письмо координатору. Это поможет ответить вам более оперативно.

Источник

Главные события

Международный месячник школьных библиотек (ISLM) – 2020

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии

Уважаемые школьные библиотекари! Поздравляем вас с Международным месячником школьных библиотек – 2020!

Пусть октябрь станет месяцем стартов ваших новых проектов, месяцем укрепления сетевого сотрудничества с российскими и зарубежными коллегами, месяцем открытия новых региональных представительств РШБА в небольших городах, поселках, деревнях – всюду, где есть школы, а значит, школьные библиотеки и маленькие читатели, а главное, есть вы – их добрые наставники, мудрые руководители в выборе хороших книг, советчики и друзья – школьные библиотекари!

Ежегодный Международный месячник школьных библиотек (International School Library Month, ISLM) был учрежден в 2008 году, в десятую годовщину создания Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL/ИАСЛ).

В России Международный месячник школьных библиотек проходит в октябре уже в течение 11 лет. Цель его проведения – привлечение внимания широкой общественности к социальной значимости школьных библиотек в поддержку школьных библиотек и детского чтения

Международный месячник школьных библиотек (ISLM)

Команда ISLM подготовила ряд мероприятий, в которых вы могли бы принять участие. Несомненно, у вас тоже возникнут собственные идеи о том, как лучше всего провести месячник в ваших библиотеках.

Помните, что вы можете внести свой вклад в международную копилку опыта, сообщив о своих мероприятиях, посвященных ISLM. Для этого надо отправить информацию и фотографии на страницу IASL «Что мы делаем для ISLM».

По общим вопросам об ISLM, пожалуйста, пишите по адресу: islmbookworm2012@gmail.com

Международные проекты Месячника школьных библиотек

Проект ISLM «Закладка» включает в себя создание школами-партнерами самодельных закладок для книг (любого стиля, формы и т.д. – подход должен быть творческим), которые отражали бы тему Месячника школьных библиотек.

Пройдите регистрацию пораньше, чтобы у вас и ваших учеников было достаточно времени для создания замечательных закладок.

Из-за очень большого количества желающих поучаствовать в этом проекте в этом году администрация внесла в него небольшое изменение. Теперь у проекта будет два отдельных координатора: один для детей в возрасте до 12 лет, а другой для детей и молодежи старше 12 лет. Контакты координаторов проекта:

Дети до 12 лет: Бридж О’Брайен /Breege O’Brien (islmbookmarkexchange@gmail.com)

Старше12 лет: г-жа Рамандип /Ms. Ramandeep (ramandee49@yahoo.com)

ПРИМЕЧАНИЕ: в рамках этого проекта необходимо обмениваться закладками по почте. Если вы предпочитаете участвовать в цифровом обмене, пожалуйста, изучите проект «Цифровая закладка» (условия участия – ниже).

Если вы хотите принять участие в этом проекте, вам необходимо отправить соответствующему куратору следующую информацию:

Название вашей школы.

Место расположения вашей школы (город, штат / область, страна).

Класс / возраст школьников, участвующих в проекте.

Число студентов, участвующих в проекте (это очень важно, чтобы количество ваших учеников соответствовало школе такого же размера).

Пожалуйста, обратите внимание на следующее:

Вы должны направить закладки для вашей школы-партнера в октябре.

Для того чтобы избежать разочарования учащихся и преподавателей вашей школы-партнера, пожалуйста, придерживайтесь своих обязательств по выполнению закладок.

Для участия в проекте зарегистрируйтесь как можно скорее, чтобы мы смогли подобрать вам соответствующую школу-партнера, отправив всю нужную информацию координатору проекта «Закладка» или заполнив форму здесь: https://iasl-online.org/Bookmark-Exchange-2019. Если вы уже отправили нам свои данные и не получили подтверждения, отправьте их повторно.

Для того, чтобы получить дополнительную информацию или добавить свою школу в список участников, обращайтесь к координаторам проекта:

Срок окончания регистрации участников этого проекта – 11 октября 2020 года.

2. Проект «Электронная закладка»

Суть проекта обмена электронными закладки та же, что и у проекта по обмену обычными закладками, только эти закладки создаются в электронной форме. У получателей есть возможность распечатать присланные электронные закладки или просто распространить закладки в электронном виде среди своих участников.

Это самостоятельный проект, который не имеет отношение к проекту «Закладка», поэтому школы должны отдельно зарегистрироваться на него на сайте IASL.

Для участия в проекте будет полезна следующая информация:

Все ученики создают свои отдельные электронные закладки, которые высылаются координатору школы-партнера по электронной почте или передаются заранее оговоренным способом.

Для экономии бумаги и чернил при печати рекомендуемый размер закладки составляет 6,5 см х 21,5 см.

Рекомендации для распечатки закладок: если закладки печатаются горизонтально и их размер составляет 6,5 см х 21,5 см, то на странице получится 4 закладки.

Использование пастельных или черно-белых чернил позволит школам сэкономить на цветных чернилах при печати. Получатели могут пожелать несколько цветовых вариантов полученных закладок. В этом случае рекомендуется выслать черно-белый вариант, а варианты окраски согласуются позже.

Когда вам уже подобрали школу-партнера, обеим школам необходимо обсудить и договориться о способах, которыми будут изготовлены закладки, и о формате, в котором будет осуществляться обмен этими закладками.

Если по какой-либо причине вам необходимо связаться с координатором проекта по вопросу, связанному с вашим участием, пожалуйста, укажите в письме электронную ссылку на регистрационную форму вашей школы и отправьте это письмо координатору. Это поможет ответить вам более оперативно.

Координатор проекта обмена электронными закладками:
Чхави Джайн (Chhavi Jain): iaslchhavi@gmail.com

Срок окончания регистрации участников этого проекта – 11 октября 2020 года.

Расширяйте границы общения! Если вы хотите быть частью проекта Skype, напишите координатору Инес Кинанти, и она найдет для вас школу, с которой вы сможете связаться.

Время проведения проекта: с 1 по 31 октября.

Срок окончания регистрации участников этого проекта – 11 октября 2020 года.

4. Что мы делаем для ISLM 2020

Пришлите вашу заявку для участия в проекте «Что мы делаем для ISLM 2019» на электронную почту в Секретариат ИАСЛ celebrateschoollibraries@gmail.com не позднее 14 декабря 2020 г.

В теме письма укажите: деятельность ISLM.

В заявке должна содержаться следующая информация:

Название вашей школы или организации.

Краткое описание вашей деятельности относительно ISLM.

Интернет-ссылки (в случае необходимости).

До 6 фото, иллюстрирующих ваш доклад.

Если для доклада о вашем вкладе в ISLM вы пересылаете изображения, пожалуйста, присылайте их в формате JPG или. GIF. Кроме того, они должны быть небольшого размера, например 240х180, т.к. большие файлы замедляют отображение веб-страницы. Просим обратить внимание на то, что материалы, полученные после 14 декабря 2020 г., не попадут на веб-страницу проекта « Что мы делаем для ISLM».

Эту и другую информацию вы можете найти на сайте IASL в разделе «Международный месячник школьных библиотек (ISLM)»: https://iasl-online.org/advocacy/islm/index.html

Девиз российского месячника в этом году: «Добру откроем сердце. Обнимем ребенка с книгой»

Каждое новое поколение людей должно брать лучшие традиции из прошлого и заботливо прокладывать свою дорогу к Читающему детству и Читающей стране. Школьная библиотека – важнейший социальный институт детства, один из главных участников реализации программы «Десятилетие детства» и Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

Особенность кризиса детского чтения XXI века в России – слабая читательская среда: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

Новая роль школьной библиотеки как генератора высокотехнологичной и качественной информационно-образовательной среды цифровой школы, как «центрального мозга» школы, пространства для формирования новых компетенций XXI века, низкий индекс PISA российских школьников – угроза функциональной неграмотности – все эти вызовы времени должны учитывать в своей деятельности не только представители профессионального сообщества, но и весь гуманитарный мир.

«Месячник – это время привлечения всеобщего внимания к школьным библиотекам, которым нужна поддержка. Мы должны убедить в этом политиков, руководителей, учителей, родителей, издателей, книготорговцев, поставщиков технологий и многих других» (Экс-президент IASL Дилжит Сингх).

Международный месячник школьных библиотек дает возможность транслировать всему обществу важность школьных библиотек. Месячник – это время привлечения всеобщего внимания к школьным библиотекам, детскому чтению и возможность поддержать школьных библиотекарей и дать им признание, которого они заслуживают.

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии

1. Сбор подписей в поддержку Декларации школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку»


декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии2. Всероссийский проект «Читающая мама»

Дорогие друзья! Предлагаем вам активнее участвовать в проекте РШБА, посвященному семейному чтению «Читающая мама», который становится общероссийским движением и направлен на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения и укрепление школьной библиотеки.

Материалы Месячника будут публиковаться на сайте РШБА (www.rusla.ru) и страницах информационно-методического журнала «Школьная библиотека».
Присылайте новости о проводимых вами мероприятиях в рамках Месячника на эл. почту: rusla@rusla.ru с пометкой в теме письма «Месячник 2018». Ваша работа способна вдохновить тысячи ваших коллег!

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии

3. Флагманского проекта «Мы – за читающую Россию: пять шагов к читающей школе».

Самоорганизация родителей. Проект «Читающая мама – читающая семья». Конкурс «Самая читающая мама».

Чтение через все предметы. Книжный клуб «Читающий учитель».

Чтение и внеурочная деятельность.

Новый электронный ресурс для российских школ – «Читающая школа»

В целях широкой трансляции региональных мероприятий Месячника материалы будут публиковаться на сайте РШБА (www.rusla.ru) и страницах информационно-методического журнала «Школьная библиотека».

Международный месячник школьных библиотек в России:

Источник

Декларация школьных библиотекарей россии

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россии

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть фото декларация школьных библиотекарей россии. Смотреть картинку декларация школьных библиотекарей россии. Картинка про декларация школьных библиотекарей россии. Фото декларация школьных библиотекарей россииОбзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 г.

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и иных документов стратегического планирования.

4. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 13 марта 2021 г. № 608-р

Стратегия
развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

Стратегия определяет цели, задачи, стратегические приоритеты, основные механизмы и показатели модернизации библиотек Российской Федерации как неотъемлемой части информационного общества, информационного пространства знаний и системы национальной безопасности.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О библиотечном деле», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. N 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации», Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;

иные правовые акты, определяющие основные направления развития библиотечного дела.

Развитие библиотечного дела основано на следующих принципах:

сохранение российской культуры, традиционных ценностей в интересах национальной безопасности, укрепления единства нации, политической и социальной стабильности;

создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и творческому развитию детей и подростков, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим;

повышение качества жизни через обеспечение прав граждан на доступ к объективной, достоверной и безопасной информации посредством библиотечного обслуживания;

обеспечение свободы выбора способов и средств доступа к информации и получения знаний в цифровом (электронном) и бумажном виде;

обеспечение максимальной актуальности, полноты, открытости, достоверности и доступности информации;

обеспечение развития информационной инфраструктуры для равного доступа к государственным (муниципальным) услугам, информации о культурной, духовной, научной, экономической жизни общества, пространству знаний в электронной среде;

сохранение и развитие библиотек как площадок офлайн коммуникаций;

обеспечение защиты приоритетов государства и интересов граждан в информационной сфере, предоставление информации и услуг, способствующих поддержанию высокого культурного и образовательного уровня граждан Российской Федерации;

необходимость развития механизмов межотраслевого взаимодействия и координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, соответствующих общественных, научных, образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества.

Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере развития библиотечного дела в субъектах Российской Федерации.

1. Мировые тенденции развития библиотечного дела

Развитие библиотек в мире на ближайшее десятилетие определяется Декларацией «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.

Во всем мире общественный доступ к информации позволяет людям принимать взвешенные решения, которые могут улучшить их жизнь через предоставление качественного образования, поддержку здравоохранения, культуры, науки и инноваций. Библиотеки входят в число ключевых учреждений, которые обеспечивают достижение этих целей.

Сегодня в мире 320 тыс. публичных библиотек и более 1 млн. парламентских, национальных, университетских, научных и исследовательских, школьных и специальных библиотек, сотрудники которых делают все возможное, чтобы информация и навыки, необходимые для ее использования, были доступны каждому, что крайне необходимо в цифровую эпоху. В библиотеках хранится информация, чтобы обеспечить доступ к ней будущим поколениям, помочь людям развивать свой потенциал, их инфраструктура предоставляется для информационных и коммуникационных технологий, а надежной сетью местных учреждений могут пользоваться все группы населения.

Библиотеки поддерживают цели устойчивого развития государства, поскольку в них:

поддерживается обращение граждан к качественной и разнообразной информации, в том числе приобщение детей и подростков к регулярному чтению книг;

продвигаются универсальная грамотность, включая медийную и информационную, и навыки цифровой грамотности;

заполняются пробелы в доступе к информации и оказывается помощь Правительству Российской Федерации, гражданскому обществу и бизнесу лучше понять местные информационные потребности;

предоставляется место для реализации государственных программ Российской Федерации и сервисов;

развивается цифровая инклюзивность с помощью доступа к информационным и коммуникационным технологиям благодаря усилиям сотрудников, помогающих пользователям получать новые навыки в области цифровой грамотности;

предоставляется доступ к мировому культурному наследию.

Международное профессиональное библиотечное сообщество (национальные ассоциации) играет активную роль в координации усилий и повышении эффективности деятельности библиотек по следующим направлениям:

поддержка культурного и творческого развития людей;

развитие чтения и грамотности;

развитие цифровых компетенций;

помощь людям в реализации ими своего потенциала;

содействие здоровой и более счастливой жизни;

рост благосостояния людей;

поддержка развития местных сообществ.

2. Текущее состояние библиотечного дела в России

По экспертным оценкам, библиотечная система Российской Федерации насчитывает более 100 тыс. библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Суммарный объем всех библиотечных фондов ежегодно увеличивается и уже достиг значения 1 млрд. 700 млн. единиц хранения. Библиотеки являются самостоятельными юридическими лицами либо входят в структуру других юридических лиц.

Сеть общедоступных (государственных и муниципальных) библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, на 1 января 2020 г. насчитывает около 42 тыс. единиц, в число которых входят 8 федеральных библиотек, 261 центральная библиотека субъектов Российской Федерации, 36491 муниципальная общедоступная библиотека, 4777 структурных подразделений учреждений, осуществляющих библиотечную деятельность, из общего числа указанных библиотек 3112 библиотек являются детскими, специализированными. Более 70 процентов общедоступных библиотек и учреждений, осуществляющих библиотечную деятельность, расположены в сельской местности. Общий охват библиотечным обслуживанием населения страны составляет 36 процентов.

Более 40 тыс. единиц составляют библиотеки сети образовательных организаций всех уровней, находящиеся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В области науки, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи работают более 3,5 тыс. научных и научно-технических библиотек. Разветвленной сетью библиотек располагают Министерство обороны Российской Федерации и другие силовые ведомства страны. За последние годы увеличилось количество библиотек религиозных организаций. Различные ведомства формируют собственные статистические данные о деятельности библиотек, но обобщение этих данных в масштабе страны отсутствует.

В последние десятилетия российские библиотеки в своей деятельности столкнулись с технологическими и общественными вызовами:

бурное развитие IT-технологий, повлекшее за собой беспрецедентный рост потоков информации, быстрое развитие способов ее производства и распространения, а также многообразие форматов ее использования;

переход страны на инновационную модель социально-экономического развития;

усиление роли некоммерческого сектора (социально ориентированные некоммерческие организации) в создании культурного продукта и оказании услуг в сфере культуры, а также появление новых форм партнерства;

передача ответственности за поддержку и развитие общедоступных библиотек на региональный и муниципальный уровни.

Сформированная на протяжении многих десятилетий сеть библиотек всех систем и ведомств страны демонстрирует востребованность в обществе, создавая условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации и беспрецедентного роста объемов информации библиотеки являются незаменимым социально-коммуникативным институтом, призванным обеспечить возможности для самореализации и развития личности.

Отвечая на вызовы и используя открывшиеся возможности, библиотеки участвуют в общественной, экономической и культурной жизни страны. Активная модернизация библиотек в России началась в 2014 году, был утвержден модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, который определил новые подходы к деятельности библиотек как центров интеллектуального развития. Реализация проекта по созданию модельных библиотек в ряде регионов страны уже в первый год привела к увеличению всех основных показателей их деятельности.

В 2019 году работа по созданию модельных библиотек была продолжена в рамках реализации национального проекта «Культура».

Начиная с 2018 года число читателей библиотек после отрицательной динамики последних десятилетий имеет тенденцию к росту и в 2019 году составило 50404,6 тыс. человек, количество посещений библиотек также растет и составляет 427608,9 тыс. человек в год.

Под методическим руководством специальных библиотек для слепых идет активная работа по обеспечению доступа к библиотечным услугам лиц с ограничениями жизнедеятельности, реализации положений Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, к которому Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям».

В стране создано консолидированное библиотечное сообщество, способное решать задачи модернизации российских библиотек для их успешной работы в цифровой среде и интеграции с глобальным информационным пространством.

Тем не менее развитие библиотек в стране идет на фоне ряда негативных тенденций.

Недофинансирование библиотек на комплектование (формирование) фондов

Особенно острая ситуация сложилась с фондами сельских библиотек, большая часть которых (более 70 процентов) морально и физически устарела и не соответствует информационным потребностям и запросам современных пользователей.

Проблема обеспечения сохранности фонда как в процессе использования, так и в режиме сохранности и предоставления в публичное пользование особо ценных и редких изданий стоит на сегодняшний день перед библиотеками всех уровней вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Неудовлетворительная материальная база

Хотя за последние годы прослеживается некоторая положительная динамика по укреплению материально-технической базы общедоступных библиотек, только среди библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, почти 2 тыс. библиотечных зданий или помещений нуждаются в капитальном ремонте, а около 200 из них находятся в аварийном состоянии. И даже эти цифры не могут быть полностью объективными, так как признание зданий библиотек аварийными или требующими капитального ремонта искусственно сдерживается.

Недостаточный уровень информатизации библиотек

Современные информационные технологии являются тем инструментом, который определяет стратегию и тактику развития библиотек страны. Полноценный доступ в сеть «Интернет» имеют только 62 процента муниципальных библиотек, что серьезно тормозит их развитие как информационных центров местного сообщества.

В настоящее время наблюдаются существенное отставание библиотек страны в области развития информационно-коммуникативных и внедрения современных цифровых технологий и, как следствие, недостаточно качественный уровень информационно-библиотечного обслуживания пользователей.

Сокращение времени работы библиотек

Сокращение количества библиотек

Последние 20 лет сеть библиотек в стране находится в состоянии неизменного сокращения. За указанный период количество общедоступных библиотек уменьшилось почти на 30 процентов. Сокращение наблюдалось во всех федеральных округах и обусловлено не только уменьшением населения в зоне обслуживания, но и недостаточным финансированием библиотечной сферы и другими причинами. Наиболее уязвимыми оказались сельские библиотеки, сеть которых с начала века уменьшилась на 25,7 процента. Произошло значительное сокращение количества научных, научно-технических библиотек и других ведомственных библиотек.

Реформирование библиотек (объединение, перепрофилирование)

Для сети центральных библиотек субъектов Российской Федерации актуальна тенденция к объединению их в единое государственное учреждение или перевод в статус муниципальных организаций. В результате такого объединения в 27 субъектах Российской Федерации наибольшему сокращению подверглись:

Общедоступные библиотеки, имеющие статус самостоятельной организации (юридического лица, сетевой единицы), передаются в структуры культурно-досуговых центров, объединяются с музеями, общеобразовательными школами, архивами и другими организациями, что ведет к свертыванию или полному прекращению библиотечной деятельности.

Реформирование широко затронуло ведомственные библиотеки, учредители которых принимали решения о перепрофилировании их деятельности, понижении статуса, переименовании и наделении несвойственными библиотекам функциями. В результате оказались практически свернуты научная деятельность, а также методическая деятельность центральных отраслевых библиотек, свелось к минимуму внутриведомственное и межведомственное библиотечное взаимодействие, что не могло не сказаться на качестве информационного обеспечения отраслей науки и производства.

Необходимость привлечения молодых кадров

Отсутствие единой государственной системы сбора статистических сведений о состоянии библиотечного дела в стране в целом

Анализ состояния дел в отрасли невозможен без достоверных статистических данных.

В настоящее время государственная статистическая форма, фиксирующая библиотечную деятельность (6-НК), полностью собирается лишь в системе общедоступных библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, органов исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Ведомственные и отраслевые сети библиотек представлены в ней неполно или вообще отсутствуют.

Нарушена преемственность библиотек по сопровождению читателя от детской и школьной библиотеки к молодежной, вузовской и научной.

II. Ключевые цели и задачи Стратегии

Целью Стратегии является создание условий для устойчивого развития библиотечной сети страны, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, их приобщение к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, а также на творческую самореализацию.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе создание системы требований и нормативов по обеспечению развития и модернизации библиотек;

запуск федеральных ведомственных и региональных проектов, позволяющих решить ключевые проблемы деятельности библиотек, в том числе проблемы комплектования и сохранности библиотечных фондов;

проведение мониторингов и исследований по проблемам организации и развитию деятельности библиотек;

создание и развитие информационно-коммуникационных систем и платформ федерального, регионального и корпоративного уровней;

формирование профессиональных стандартов и компетенций, подготовка и переподготовка кадров библиотечной отрасли;

формирование системы научной и методической поддержки деятельности библиотек всех уровней и ведомственной принадлежности.

III. Развитие основных направлений библиотечного дела

1. Модернизация библиотечной системы (сети) страны

Развитие и модернизация библиотечной системы способствуют поддержанию стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов Российской Федерации.

Реализация указанного направления предусматривает:

преодоление межведомственных барьеров в планировании, управлении и организации деятельности библиотек;

обеспечение соблюдения требований доступной среды для людей с особенностями развития и формирование инклюзивного библиотечного пространства;

обеспечение специализированного обслуживания, а также обслуживания детей и молодежи;

распространение опыта модернизации общедоступных библиотек среди библиотек различных ведомств и учреждений.

Механизмами решения основных задач Стратегии в части модернизации библиотечной системы являются:

разработка региональных и ведомственных проектов по развитию и модернизации библиотек;

обеспечение финансирования мероприятий по модернизации библиотек;

формирование механизмов межведомственного взаимодействия;

формирование нормативной базы для активного участия профессионального библиотечного сообщества в межбиблиотечном взаимодействии;

разработка и внедрение норм материального, ресурсного, технического обеспечения деятельности библиотек в условиях стационарного и внестационарного обслуживания, включая формирование инклюзивного библиотечного пространства;

создание системы ведомственных проектов в области развития библиотечного дела как эффективного механизма решения актуальных проблем отрасли;

формирование системы стандартов качества организации библиотечной деятельности и разработка инструментария для их внедрения.

2. Развитие и сохранение библиотечного фонда России

Библиотека является хранителем культурного, исторического и научного наследия, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах. При этом в библиотеке должны не только храниться, но и приумножаться фонды, предоставляться в общественное пользование материалы в том числе региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.

При обеспечении целевой государственной поддержки комплектование библиотек является также стабильным механизмом поддержания отрасли книгоиздания. За счет полноценного комплектования книжных фондов библиотек книжный рынок может вырасти на 10 процентов.

Реализация указанного направления предусматривает:

развитие и сохранение библиотечных фондов при обеспечении целевой государственной поддержки комплектования фондов библиотек России;

координацию деятельности библиотек всех типов и ведомственной принадлежности по изучению, сохранению, формированию и продвижению (популяризации) совокупного библиотечного фонда России;

развитие Национальной электронной библиотеки (НЭБ) в целях совершенствования системы обязательного экземпляра документов и системы комплектования библиотек;

реализацию ведомственного проекта по обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Механизмами решения основных задач Стратегии в части развития и сохранения библиотечного фонда России являются:

восстановление системы государственных трансфертов на поддержку комплектования общедоступных библиотек;

формирование общероссийской системы координационных центров по работе с фондами библиотек различной ведомственной принадлежности;

формирование сети региональных центров консервации и реставрации, их материальное и ресурсное обеспечение, усиление федеральной поддержки региональных центров по работе с книжными памятниками;

разработка дифференцированной системы контрольных показателей и нормативов книгообеспеченности библиотек, а также требований обновляемости библиотечных фондов с учетом уровня подчиненности библиотек (федеральный, региональный, муниципальный), их типа (научные, общедоступные и др.), а также ведомственной принадлежности. Включение указанных показателей в оценку эффективности деятельности учредителей библиотек;

формирование сети региональных репозиториев (обменно-резервных хранилищ) документов на специальных носителях и малоспрашиваемой литературы с возможностью ее использования в библиотеках обслуживаемой зоны;

разработка услуг, позволяющих снизить общеотраслевые затраты на формирование страхового фонда документов, являющихся национальным достоянием, обеспечение его безопасности и сохранности.

3. Развитие информационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек

Следствием цифровой трансформации библиотек должны стать:

перевод основных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность библиотек, на цифровые технологии;

формирование цифровой среды библиотеки, ориентированной на потребности разных групп населения;

выравнивание ситуации по активности и уровню цифровизации библиотек по сравнению с другими учреждениями культуры и науки;

формирование у IT-сообщества отношения к библиотеке как к равноправному и перспективному партнеру, встраивание библиотек в цифровую среду.

Наряду с традиционными печатными изданиями должно осуществляться пополнение библиотечных фондов электронными документами, российскими и зарубежными удаленными информационными ресурсами (базами данных, электронными библиотеками и др.).

Реализация указанного направления предусматривает:

глубокую цифровую трансформацию деятельности библиотек;

создание и развитие национального цифрового библиографического ресурса;

разработку государственных цифровых систем и цифровых платформ для совместной работы библиотек всех уровней;

объединение библиотечных, архивных и музейных информационных ресурсов в единое национальное цифровое культурное пространство на основе связанных данных;

обеспечение развития информационной инфраструктуры для равного доступа пользователей библиотек к государственным услугам, информации о культурной, духовной, научной, экономической жизни общества, пространству знаний в электронной среде в том числе с использованием возможностей электронного правительства и Национальной электронной библиотеки.

Механизмами решения основных задач Стратегии в части развития информационных технологий и цифровой трансформации деятельности библиотек являются:

разработка ведомственного проекта цифровизации деятельности библиотек;

разработка единых стандартов, на основе которых может быть обеспечена возможность взаимодействия автоматизированных библиотечных систем и автоматизированных систем учета и распространения книжной продукции и периодики;

обеспечение общедоступных библиотек страны качественным широкополосным доступом к сети «Интернет», в том числе обеспечение технической возможности подключения и субсидирование оплаты услуг связи;

формирование программно-аппаратных комплексов библиотек в соответствии с современным уровнем технологического развития, международными и национальными стандартами информационной отрасли;

разработка и внедрение облачной платформы и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания;

внедрение модели открытой библиотеки (OPEN+), предполагающей продленное время работы библиотеки (в том числе без участия библиотекаря), на основе применения современных технологий самообслуживания;

разработка системы «одного окна» для доступа библиотек к единой ресурсной базе;

развитие цифрового присутствия библиотек в физическом пространстве внешней среды через инфокиоски и другие визуальные и звуковые элементы;

формирование проактивного подхода к обслуживанию пользователей библиотек, направленного на опережение потребности читателя;

разработка и внедрение методов автоматической классификации и предметизации полнотекстовых ресурсов с использованием методов искусственного интеллекта;

повышение квалификации и профессиональной переподготовки кадров для цифровой трансформации деятельности библиотек.

4. Обеспечение равного и свободного доступа граждан к достоверной информации и знаниям

Библиотеки являются важным социальным институтом, основным объектом внимания которого является пользователь, его общественные и личные интересы и потребности. Поэтому обеспечение равного доступа к достоверной информации станет одним из важнейших приоритетов в работе библиотек, что предполагает расширение доступа граждан к достоверной информации, повышение роли библиотек в научном и образовательном процессах, осуществление библиотеками функций поддержки и продвижения чтения, формирования высокой культуры чтения и информационной культуры человека, сокращение негативного воздействия информационных технологий на его физическое и ментальное здоровье.

Реализация указанного направления предусматривает:

трансформацию библиотек в универсальные центры мониторинга и управления информационными потоками для населения в условиях стирания границ (географических, ментальных, ведомственных и др.);

активное участие библиотек в повышении информационной грамотности и формировании информационной культуры населения;

объединение усилий библиотек, профильных учреждений науки, образования, культуры, книжной торговли по созданию условий для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний для роста престижности чтения как культурной ценности;

формирование и продвижение в обществе устойчивого образа библиотеки как источника легитимной и достоверной информации, пространства концентрированного, систематизированного знания и общения на основе и в связи со знанием, пространства, сочетающего в себе все формы работы с информацией на основе свободного и равного доступа.

Механизмами решения основных задач Стратегии в части обеспечения равного и свободного доступа граждан к достоверной информации являются:

создание национального цифрового библиографического ресурса как единой системы сбора, обработки и предоставления в пользование населению информации;

активизация деятельности библиотек в области формирования цифровой грамотности населения, формирования информационной культуры пользователей и информационной гигиены;

совершенствование проектов в области каталогизации и оцифровки документов;

развитие системы поиска библиографической и полнотекстовой информации на базе современных поисковых платформ, внедрение методов интеллектуального поиска, а также разработка и внедрение системы тематического поиска на основе связанных открытых данных;

разработка ведомственного проекта по поддержке чтения, включающего развитие рекомендательной и библиографической деятельности библиотек;

поддержка разработки библиотеками собственных информационных ресурсов, связанных прежде всего с краеведением.

5. Кадровое обеспечение развития библиотечного дела

Возрастание роли библиотек в решении экономических, социальных и культурных задач развития страны предполагает обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, мотивированными на результат и развитие.

В настоящее время существует определенный разрыв между требованиями интенсивно меняющейся библиотечной практики, развитием новых услуг и форм обслуживания пользователей и имеющимися профессиональными компетенциями сотрудников библиотек.

Это во многом обусловлено отсутствием четко скоординированной преемственности базового образования с системой профильной переподготовки и повышения квалификации, недостаточной работой по выстраиванию карьерной навигации учащихся в направлении библиотечных профессий. В результате наблюдается недостаточный приток молодежи и общее старение кадрового состава.

Одновременно заметна тенденция активизации добровольчества (волонтерства) в деятельности библиотек, что отражает общий развивающийся тренд взаимодействия общественности и государственных организаций, имеющий хорошие перспективы.

Реализация указанного направления предусматривает:

создание системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности в библиотечной сфере на среднесрочную перспективу на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

актуализацию нормативно-правовой базы в соответствии с текущими и перспективными задачами отраслевой кадровой политики (в том числе для формализации деятельности волонтеров в библиотеке);

развитие на базе федеральных и региональных библиотек практико-ориентированного обучения по дополнительным профессиональным программам и переподготовке профильных специалистов, с акцентированием внимания на подготовке кадров, осуществляющих свою деятельность в отдаленных и малонаселенных территориях, работающих с детьми, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

развитие состязательности в библиотечном деле с созданием условий для освоения и трансляции лучших отечественных и зарубежных профессиональных практик, распространением передового опыта и технологий в библиотечной сфере (в том числе по формированию и деятельности управленческих, проектных команд), а также с повышением профессионального мастерства и внедрением стандартов обслуживания;

межведомственный мониторинг реализации программ высшего библиотечного образования;

межведомственную координацию государственного заказа на подготовку по ступеням бакалавриата и магистратуры;

развитие общественно-государственных профессиональных центров сертификации библиотечных специалистов;

формирование регламентирующей и методической базы для определения объема и границ формализации отношений библиотеки и добровольцев (волонтеров) при обязательности разграничения функциональных обязанностей между штатным персоналом и волонтерами;

привлечение к работе в библиотеке специалистов из других сфер деятельности, обладающих актуальными компетенциями, с обязательной их последующей адаптацией к особенностям работы современной библиотеки;

содействие повышению престижа библиотечной профессии и имиджа библиотек как места работы, а также привлечению к занятию библиотечным делом социально активных молодых специалистов разного профиля.

Механизмами решения основных задач Стратегии в части кадрового обеспечения библиотечного дела являются:

повышение квалификации и профессиональная переподготовка специализированных кадров;

разработка методологии и создание системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности в библиотечной сфере на среднесрочную перспективу на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

формирование нормативно-правовой базы (утверждение профессиональных стандартов специалистов библиотечно-информационной деятельности) с учетом усиливающейся полифункциональности видов деятельности современных библиотек;

разработка комплекса мер по привлечению в профессию молодых специалистов с трудоустройством их в библиотеки;

формирование системы подготовки квалифицированных кадров реставраторов и хранителей фондов, специалистов в области цифровой грамотности населения;

разработка методик и форматов профессиональной ориентации (карьерной навигации) старшеклассников на библиотечно-информационную деятельность в контексте выстраивания их будущей карьерной траектории.

6. Научное и методическое обеспечение деятельности библиотек

В условиях децентрализации системы управления научная и методическая функции являются системообразующими для всей библиотечной отрасли страны. Эта деятельность способствует формированию единой системы организации библиотечного обслуживания населения конкретной территории и (или) отдельной сети библиотек страны, а также обеспечивает обмен успешными профессиональными практиками. Приоритетное развитие получает региональное звено системы, что создает новые возможности для учета конкретных потребностей библиотек в методическом обеспечении.

Постоянный мониторинг ситуации, систематический сбор и обработка информации о различных аспектах работы библиотек, выявление проблемных зон и тенденций развития являются основой для определения выбора приоритетов деятельности в соответствии с намеченными стратегическими целями.

Результативность научной и методической деятельности библиотек напрямую зависит от четкого представления о векторах развития современной библиотеки.

Одновременно библиотеки являются активными участниками научно-исследовательской деятельности, реализуемой в стране (проведение библиометрических и наукометрических исследований, участие в реализации программ научно-технологического развития).

Положительные тенденции в развитии научной и методической деятельности во многих регионах страны сдерживаются рядом факторов:

недостаточная степень разработанности современных подходов к исследовательской и методической работе в условиях быстрого развития цифровых технологий;

дефицит кадров, способных выполнять сложные методические и исследовательские задачи;

недостаточное финансирование методических мероприятий и, как следствие, их резкое сокращение.

Реализация указанного направления предусматривает:

усиление роли универсальных, отраслевых и специализированных федеральных библиотек как сетевых координационных научно-методических центров и центров повышения квалификации библиотечных специалистов;

позиционирование региональных библиотек субъектов Российской Федерации как координаторов формирования системы мероприятий повышения квалификации для специалистов библиотек муниципального уровня;

обеспечение целевой методической поддержки библиотечно-информационного специализированного обслуживания особых категорий пользователей, в том числе детей, молодежи и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

усиление роли профессиональных общественных организаций в межведомственном взаимодействии, выявлении и поддержке профессиональных инноваций, экспертной оценке и продвижении эффективных практик, их нормативном закреплении;

использование информационно-коммуникационных технологий в методической деятельности;

развитие проектных и маркетинговых технологий в деятельности библиотек;

расширение международного профессионального взаимодействия и укрепление общественного сотрудничества.

Механизмами решения основных задач Стратегии в части научного и методического обеспечения деятельности библиотек являются:

разработка единой концепции научного и методического обеспечения деятельности библиотек страны независимо от ведомственной принадлежности;

закрепление полномочий по методическому обеспечению деятельности центральных библиотек субъектов Российской Федерации в актах о библиотечном деле субъекта Российской Федерации, а также библиотек других уровней и отраслевой принадлежности в ведомственных документах и уставах всех видов центральных библиотек;

восстановление методических подразделений (в том числе во всех центральных библиотеках субъектов Российской Федерации и центральных городских, районных библиотеках муниципальных образований Российской Федерации) с введением в штатное расписание библиотек должности методиста;

формирование единой информационной системы методического обеспечения деятельности библиотек;

введение единой системы статистического мониторинга деятельности библиотек;

проведение разноуровневых профессиональных конкурсов и смотров в целях выявления лучших организационно-управленческих, маркетинговых и технологических инноваций, внедренных библиотеками страны;

реализация совместных проектов взаимообмена актуальными практиками и новаторскими технологиями библиотечной работы.

IV. Сценарии развития библиотечного дела

1. Инерционный

Состояние библиотечного дела к 2030 году в указанных условиях представлено в следующих тенденциях.

Количество общедоступных библиотек с учетом иных учреждений культуры, оказывающих библиотечные услуги, уменьшится на 4000 единиц (минус 9 процентов к 2019 году). Наиболее пострадавшей сферой станут сельские поселения, где сокращение сети достигнет более высокого уровня, еще более недоступными станут книги для детского населения, проживающего в сельской местности. Развитие внестационарных форм обслуживания путем обеспечения муниципальных учреждений культуры в рамках современных объемов финансирования этого направления не сможет компенсировать снижение масштабов обслуживания вследствие сокращения сети учреждений.

Сократится количество самостоятельных библиотек, обслуживающих особые группы пользователей (детские библиотеки, библиотеки для слепых и слабовидящих).

Работа ведомственных библиотек исходя из тенденций последнего десятилетия будет сокращаться за счет объединения, закрытия и переориентирования на другие виды работы.

Объем книжных фондов уменьшится за счет сокращения количества библиотек и списания литературы более чем на 17 процентов. При этом произойдет значительное старение фонда. При условии сохранения объема комплектования библиотек на уровне 2019 года в составе фондов библиотек издания последнего десятилетия будут составлять не более 5 процентов.

Меры по поддержке комплектования, заложенные в проект модернизации библиотек по модельному стандарту, изменят состояние фондов модернизированных учреждений. Однако если опыт модернизации ограничится только включенными в проект библиотеками, рост доли актуальной литературы в общем фонде общедоступных библиотек коснется лишь 2,2 процента муниципальных библиотек.

Отсутствие новой литературы вызовет снижение выдачи литературы, которое лишь частично будет компенсировано предоставлением электронных изданий через Национальную электронную библиотеку и другие источники.

Результатом указанных тенденций станет снижение роли и участия государства в организации информационной и культурно-просветительской работы среди населения, особенно в наименее обеспеченной учреждениями культуры сельской местности.

Кроме того, сохранение отрицательной динамики показателей деятельности библиотек несет риск дальнейшей минимизации доступности достоверной информации, соответствующей национальным приоритетам Российской Федерации, культурному уровню граждан страны и состоянию науки. Это будет иметь негативные последствия в том числе и для национальной безопасности страны.

2. Базовый сценарий

Базовый сценарий развития библиотечного дела предусматривает ускорение темпов модернизации библиотек в рамках национального проекта «Культура», увеличение количества библиотек, модернизирующихся за счет региональных бюджетов и за внебюджетные средства, а также постепенное создание и запуск механизмов реализации Стратегии. В указанном сценарии учитывается, что приоритетом является также повышение показателей комплектования библиотек.

В процессе реализации базового сценария не произойдет интенсивного развития, но видимое продвижение успешной модернизации библиотек как одного из стратегических приоритетов государственной культурной политики, а также улучшение комплектования будут способствовать заметному повышению качества и условий доступности информации для населения, увеличению ресурсного обеспечения библиотек со стороны учредителей, бюджетов всех уровней и внебюджетных поступлений. Основной задачей при реализации базового сценария является улучшение доступа населения к информации и преодоление информационного неравенства (включая цифровое неравенство), а также сохранение объемов охвата населения библиотечным обслуживанием.

Реализация базового сценария позволит также осуществить запуск основных механизмов по обеспечению сохранности библиотечных фондов, книжных памятников и культурного наследия, увеличить долю общедоступных библиотек, ресурсное обеспечение деятельности которых будет соответствовать разработанным требованиям и нормативам.

При реализации указанного сценария предполагается осуществление исследовательских инициатив и мониторингов, а также разработка и финансирование проектов по ключевым проблемам деятельности библиотек.

Базовый сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив, направленных на обеспечение качественного и равного доступа к информации, комфортности предоставления библиотечных услуг. К 2030 году планируется достижение следующих показателей:

количество модельных библиотек увеличится до 1010 единиц;

поступления новых книг в фонды библиотек (в год) достигнут 12 млн. единиц;

доля сотрудников в возрасте до 30 лет в общей численности основного персонала библиотеки к уровню 2019 года увеличится до 18 процентов.

3. Инновационный сценарий

Ключевым условием реализации инновационного сценария развития библиотечного дела является реализация Стратегии в полном объеме.

Предусматриваются ускорение темпов модернизации библиотек с 110 до 400 единиц в год, увеличение количества библиотек, модернизируемых за счет региональных бюджетов и за счет средств внебюджетных источников, а также быстрый запуск механизмов реализации Стратегии. Приоритетными становятся все направления развития библиотек с особым акцентом на цифровое развитие.

Реализация инновационного сценария предусматривает быстрое достижение качественно нового социального статуса библиотек, обеспеченных ресурсами, а также кратное увеличение совокупных расходов на развитие библиотечного дела за счет всех источников финансирования.

Отличительными особенностями инновационного сценария станут значительные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуры, обеспечивающие полную доступность всех библиотек для лиц с ограниченными возможностями здоровья, существенные инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, позволяющие достичь лидирующих позиций в библиотечном профессиональном образовании в России.

При реализации этого сценария предусматриваются достижение высокой степени обеспечения сохранности библиотечных фондов, качественно новый уровень развития Национальной электронной библиотеки, корпоративных систем и облачных решений для совместной работы, а также создание национального цифрового библиографического ресурса как единой системы сбора, обработки и продвижения информации. Практически все библиотеки будут обеспечены широкополосным подключением к сети «Интернет».

Реализация инновационного сценария позволит достичь прорывных результатов в части, касающейся количества пользователей, обслуживаемых в стационарных условиях и дистанционно, а также количества обращений к информационно-библиотечным ресурсам в различном виде.

V. Перечень показателей реализации настоящей Стратегии и этапы ее реализации. Прогнозные индикаторы

На первом этапе реализации Стратегии обеспечивается исполнение федеральных проектов «Культурная среда» и «Цифровая культура» национального проекта «Культура».

Для решения стратегических задач на этом этапе будут реализованы мероприятия по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правовой базы отрасли;

разработка и запуск ведомственных проектов по ключевым направлениям деятельности библиотек;

формирование системы профессиональных стандартов и компетенций, подготовки и переподготовки кадров библиотечной отрасли;

проведение мониторингов и исследований по проблемам организации и развития деятельности библиотек, в том числе по проблеме сохранности библиотечных фондов.

В рамках реализации первого этапа к 2024 году будут достигнуты следующие показатели:

повышение охвата населения библиотечным обслуживанием до 37 процентов;

рост посещений мероприятий библиотек:

поступление новых книг в библиотечные фонды общедоступных библиотек (в год):

рост доли библиотек, соответствующих требованиям и нормативам ресурсного обеспечения, в общем количестве библиотек до 10 процентов;

На втором этапе реализации настоящей Стратегии обеспечивается исполнение федеральных проектов «Культурная среда» и «Цифровая культура» национального проекта «Культура», мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры», ведомственных и региональных проектов.

Для решения стратегических задач на этом этапе будут реализованы следующие направления:

сформирована система межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства в библиотечной сфере;

по результатам проведенных исследований и мониторингов внесены корректировки в целевые показатели Стратегии и планы мероприятий по ее реализации;

разработаны и внедрены нормативы по обеспечению развития сети и модернизации библиотек, включая комплектование, материальное, информационно-технологическое и ресурсное обеспечение, а также профессиональную переподготовку кадров;

созданы информационно-коммуникационные платформы федерального, регионального и корпоративного уровней для обеспечения информационной деятельности библиотек и их взаимодействия, в том числе межведомственного;

обеспечена полномасштабная деятельность федеральных и региональных проектов по ключевым проблемам развития библиотек с учетом корректировок по результатам реализации проектов на первом этапе реализации Стратегии;

создана система научной и методической поддержки деятельности библиотек всех уровней и ведомственной принадлежности.

В рамках второго этапа реализации Стратегии к 2030 году будут достигнуты следующие показатели:

повышение охвата населения библиотечным обслуживанием до 40 процентов;

рост посещаемости мероприятий библиотек в 3 раза к показателю 2019 года:

поступление новых книг в библиотечные фонды общедоступных библиотек (в год):

рост доли библиотек, соответствующих требованиям и нормативам ресурсного обеспечения, в общем количестве библиотек до 30 процентов;

VI. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников. Оценка средств консолидированного бюджета, необходимых для реализации Стратегии, проводится в рамках Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 558-р.

В соответствии с процедурами бюджетного процесса требуемый размер средств для реализации Стратегии будет ежегодно корректироваться в рамках внесения изменений в указанный Бюджетный прогноз.

VII. Управление реализацией Стратегии

Реализация Стратегии базируется на выполнении мероприятий в области развития библиотечного дела и иных мероприятий, а также на достижении результатов, предусмотренных ведомственными и региональными проектами.

Достижение ключевых целей Стратегии обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по нормативно-правовому, проектному и ресурсному обеспечению деятельности библиотек. В целях реализации Стратегии ведомственные и региональные проекты могут быть скорректированы в части дополнения новыми мероприятиями (результатами), изменения целей, задач, показателей, ожидаемых результатов, а также сроков выполнения и ответственных исполнителей мероприятий.

Координацию реализации Стратегии осуществляет Министерство культуры Российской Федерации. Итоги мониторинга реализации Стратегии отражаются в ежегодном докладе о реализации Стратегии. Данные мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по внесению в Правительство Российской Федерации предложений о целесообразности продолжения работ и их корректировке.

Для комплексной оценки влияния библиотечного дела на параметры социально-экономического развития Российской Федерации будет обеспечена интеграция таких данных с данными иной отраслевой принадлежности.

Обзор документа

Кабмин утвердил Стратегию развития библиотечного дела в России до 2030 г.

Библиотечные фонды будут пополняться не только печатными изданиями, но и электронными книгами и документами. Создадут цифровые платформы для совместной работы библиотек. Библиотечные, архивные и музейные информресурсы объединят в единое цифровое пространство.

Чтобы повысить квалификацию сотрудников и привлечь новых специалистов, запустят новые программы по дополнительному образованию и профессиональной переподготовке, расширят механизмы целевого обучения, создадут систему мониторинга кадровой потребности в библиотечной сфере. В штатное расписание библиотек вернут должность методиста, сформируют единую информационную систему методического обеспечения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *