дели мобиль договор аренды
Договор Делимобиля. Абстрагируемся и разделим
По Делимобилю уже славно потоптались все кому не лень. Особо наивные граждане даже восхитились тем, что компания предложила ограничить ответственность фиксированной суммой. Пока историй с разборками по новым правилам не было, что там будет получаться в итоге — не вполне понятно. Но надо понимать, что договор-то никуда не делся. А значит смотреть и читать его стоит внимательно, что, собственно, все вокруг и говорят. Мол, читайте договор и потом не удивляйтесь. ОК. Давайте читать. Инструкция по чтению такая: я буду писать по-русски, но в скобках давать более точные формулировки. Если вам жалко мозг — скобки не читайте 🙂
Начнем с того, что договор аренды ТС, который сервис «Делимобиль» разработал для своих клиентов, является договором присоединения, что не только прямо указано в самом тексте договора, но и следует из того, как он устроен (фактического порядка его заключения).
Запомним это важное словосочетание «Договор Присоединения». Это довольно сильный козырь.
Специфика договора присоединения заключается в том, что клиент (присоединившаяся к договору сторона) вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения содержит явно хреновые (обременительные) для присоединившихся условия, которые они, исходя из здравого смысла (своих разумно понимаемых интересов), не приняла бы, если бы им дали шанс (при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора). Читаем пункт 2 статьи 428 ГК РФ, и нам есть немного счастья в перспективе, потому как суд вполне может изменить или расторгнуть явно невыгодный договор по требованию лузера (слабого контрагента).
Более того, как указано в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»: «… поскольку согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ». То бишь клиент сервиса, в случае несогласия с беспределом (примененными в отношении него договорными санкциями), может послать ко всем чертям (обосновать ничтожность этих условий договора со ссылкой на вышеуказанную судебную позицию). Не буду утверждать, что шансы великолепны, но они есть.
Перейдем к оценке правомерности беспредела (спорных положений договора).
Начнем с положений о «тройной ответственности», вокруг которых идет основной вой: само по себе трясти с лузера (возложение на должника) неустойки плюс убытки не противоречит закону. Увы. Ст. 394 ГК позволяет кредитору (компании) взыскать неустойку поверх всех убытков, если это прямо предусмотрено в договоре. Так что закон тут не нарушается.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен остаться при своих (быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом). Поэтому в убытки включают как реальный ущерб, так и упущенную выгоду (ст.15 ГК).
НО! Однако за некоторые штрафы можно и нужно побороться, если что. Даже если суд признает неустойки законными, это не лишает вас (заинтересованную сторону) требовать ее уменьшения, ссылаясь на правила ст. 333 ГК РФ. Эта статья вообще очень полезна для осмысления всем, кто видит в своих договорах драконовские санкции, потому как она о соразмерности реального ущерба и санкций.
В этой части суду нужно будет учесть разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в частности, о признаках очевидной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, и, в частности, что неустойка, как вид ответственности, должна быть связана с нарушением.
Ну и тут начинаем бороться, потому как, например, денежная компенсация за администрирование ответственности (п.5.28 договора) — явная несоразмерность. Как минимум спорно выглядят потери компании при получении штрафа с клиента, учитывая что деньги списываются с карты автоматически (безакцептно). Спорно также само пропорциональное возрастание компенсации в зависимости от размера списания, так как объем администрирования не должен сильно зависеть от размера штрафов. Клиенты же не платят компенсацию за заключение договора, хотя действия менеджеров компании по заключению тоже можно назвать «администрированием».
Вот сейчас главное, чтобы это не оказалось советом.
Отдельной песней выглядят условия о привлечении к оценке ущерба только эксперта, названного арендодателем. Что он там насчитает, мы все понимаем. Ровно про это же, положения п. 2.8.8 договора о том, что оценка попадания (правомерности наложенных административных штрафов за нарушение ПДД и величина ущерба) определяется исключительно по усмотрению компании-арендодателя. Эти положения кроме как адом (дискриминационными) назвать нельзя. Водитель-пользователь авто не может быть лишен прав и возможностей, предоставленных ему законом: права на обжалование (оспаривание) административных штрафов, участие в доказывании суммы ущерба. Свобода договора, на которую ссылается компания, не должна приводить к ущемлению правоспособности другой стороны. Еще более по-русски — если положения договора противоречат закону, то они пофиг. А по закону вы имеете право участвовать во всем, что определяет ваши будущие финансовые потери.
Дальше у нас идет п.5.7 договора, который посвящен всяким другим моментам, за которые вам придется отвечать в случае чего (основаниям ответственности клиента). В нормальной жизни (по общим правилам возмещения вреда), страдалец (причинитель) освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Вина и невиновность — важные понятия.
Невиновность означает, что он нормально обращается с машиной (при нормальной степени заботливости и осмотрительности, пользователь авто принял все меры для сохранения арендованной машины). Однако п.5.7 договора сказано, что вы попадаете на бабки, даже если вы не особо “при чем” (ответственность клиента за повреждения и другой вред авто даже «при случайности”, даже когда действия клиента во время “сессии аренды” не явились причиной наступления негативных последствий). Например, получается, что если автомобиль случайно угонят, когда вы вышли в магазин, то вы будете возмещать его стоимость. Но ведь невиновная ответственность за вред предусмотрена законом (ч.2 ст.1064), а не договором. Это еще один аргумент против “случайной” ответственности клиента.
Обобщаем.
Дисклеймер. В целом, на что клиент сервиса «Делимобиль» может рассчитывать в случае судебного спора с компанией — это вопрос не из легких. Дело в том, что абсолютно точно предсказать перспективу любого судебного спора нельзя никак. Но все же аргументация у нас есть:
1. Явно несоразмерные, “драконовские” санкции, которые по договору были “наложены” на потребителя, он может оспорить со ссылкой на специфику договора присоединения. Если следовать правилам Гражданского кодекса и позиции Верховного суда РФ о договоре присоединения, получается, что потребитель, как слабая сторона договора, вправе в свою защиту от несправедливых условий договора (например, нескольких видов штрафов за одно нарушение, явного несоответствия размера штрафа и суммы ущерба, причиненного компании и т.п.) говорить о недопустимости злоупотребления правом (ст.10 ГК РФ) или о ничтожности подобных договорных условий (ст.169 ГК РФ). Если суд признает доводы потребителя обоснованными, то откажет компании в части применения к арендатору авто этих положений договора.
2. Если даже суд согласится с законностью неустоек, это не лишает заинтересованную сторону права требовать ее уменьшения (по правилам ст. 333 ГК РФ). Например, есть в договоре так называемая денежная компенсации за администрирование ответственности (п.5.28 договора). Обоснование в пользу уменьшения этого штрафа (если не полное исключение) может быть таким: спорно выглядят потери компании при получении штрафа с клиента, учитывая безакцептное списание денег с его карты. Компания не оказывает положительную или удобную услугу для провинившегося клиента, списывая штраф. В результате можно попытаться добиться снижения или полного отказа во взыскании с клиента сервиса подобных штрафов.
3. Как утверждают клиенты сервиса, в случае ДТП документы об оценке ущерба, проведенной по инициативе «Делимобиля», на руки им не выдают. Здесь компания очевидно опирается на п.2.8.8 договора о привлечении к оценке ущерба только эксперта, названного арендодателем, о том, что оценка правомерности наложенных административных штрафов за нарушение ПДД и величина ущерба определяется исключительно по усмотрению компании-арендодателя. Здесь опять-таки клиент сервиса может выдвинуть против компании свои права как присоединившейся стороны и сослаться на недопустимость злоупотребления правом.
4. Если оспорить п.5.7 договора в части “объективного вменения“, т.е. возложения на клиента всех рисков угона и повреждения арендованного авто, то суд вполне возможно встанет на сторону пользователя и откажет компании во взыскании с арендатора этого ущерба и соответствующих штрафов.
ДТП на каршеринге: что нужно знать
Попал в ДТП: что делать?
При любом ДТП порядок действий идентичен говорит Алена Зеленовская, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Закон не делает исключений для арендованных машин. Нужно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД. Главным отличием, по словам Татьяны Мацуковой из ЮК «Генезис», будет то, что о случившемся нужно оповестить и арендодателя. В некоторых договорах прописано, что сделать это нужно немедленно, при первой возможности. Сообщить о ДТП можно как через приложение, так и по номеру телефона. А заодно узнать, можно ли составить европротокол. То есть самим оформить ДТП без вызова полицейских. Многие компании не позволяют пользоваться упрощенной схемой. У оператора нужно уточнить и список необходимых документов, и сроки их предоставления компании.
Обязательно нужно сделать как можно больше фото и видео с места ДТП. Это может пригодиться в будущем. После составления протокола необходимо снова позвонить диспетчеру каршеринговой компании, сообщив о завершении формальных процедур. Михаил Чернокозов, юрист отдела судебной практики ЮФ Солнцев и партнеры Солнцев и партнеры Региональный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 27-31 место По количеству юристов × предупреждает, что «на слово» верить операторам нельзя. Лучше все условия узнать в договоре. Он делится случаем из практики компании:
Водитель не справился с управлением и съехал с дороги на арендованной машине. Сразу позвонил оператору каршеринга, тот сказал, что с места ДТП после оформления можно уезжать, никакие бумаги привозить не нужно. Спустя время клиент узнал, что на него подари в суд и согласно договору из-за непредставления документов компании ответственность за причиненный машине ущерб ложится на плечи водителя. Фактически автолюбителя в заблуждение ввел сам оператор, несмотря на это, первая инстанция требования удовлетворила и взыскала с ответчика 500 000 руб. После этого водитель обратился к юристам и с их помощью заключил мировое соглашение, выкупив пострадавшую машину.
Если вы не виноваты в ДТП, то просто дождитесь завершения оформления, сообщите об этом в каршеринговую компанию и проследите за правильностью заполнения всех документов.
Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. ×
Если вы виновник
Если ДТП устроил сам арендатор, то кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения водителю нужно быть готовым заплатить оператору каршеринга, говорит Атяскин. Компании потребуют выплатить и обязательный штраф, его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. За обычную машину может быть один, и совсем другой за ущерб авто премиум-класса.
Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб. Об этом он сообщил на своей страничке в социальных сетях и заявил, что намерен судиться с оператором каршеринга. После скандала компания пересмотрела тарифы и снизили сумму требований до 150 000 руб (См. «Делимобиль» отменил полумиллионный штраф клиенту за разбитый автомобиль)
Не все каршеринговые компании покупают КАСКО, поэтому включают в договоры условия о частичном возмещении ущерба автомобилю по вине арендатора. Причем путем списания денег с карты в безусловном порядке.
Алена Зеленовская, адвокат, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×
В январе 2019 года Иван Мышкин* арендовал у ООО «Каршеринг Руссия» автомобиль, но не выдержал безопасную дистанцию и въехал во впереди идущую машину. Его признали виновником аварии. Тогда компания оценила причиненный ТС ущерб, он согласно заключению составил больше 500 000 рублей. Вернуть деньги водитель не захотел, общество обратилось в суд. Компания просила не только взыскать средства на ремонт, еще и расходы на экспертизу, штраф за невыполнение требований договора о возмещении ущерба и пени – всего почти 600 000 руб. В суде водитель заявил, что в иномарке были неисправны тормоза, это и стало причиной столкновения. Но так как доказательств он не предоставил, первая инстанция встала на сторону арендатора авто. Суд решил, что клиент должен выплатить всю заявленную сумму, так как отказ от исполнения обязательств по договору недопустим (дело № 2-879/2020, вступило в силу).
Олег Ромашкин* взял машину в аренду и попал на ней в аварию, ее виновником признали водителя арендованной иномарки. Компания каршеринга сама оплатила эвакуатор и ремонт машины, а потом выставила счет Ромашкину. Сначала пыталась получить средства в претензионном порядке, а после через суд. Фирма просила выплатить не только деньги за восстановление транспорта, но и услуги оценщика, и штраф – согласно договору он составляет 20% от причиненного ущерба. Суд отметил, что водитель фактически повредил имущество компании, поэтому обязан возместить все убытки. Суд исходил из того, что вина в ДТП Ромашкина доказана, а сам он не представил доказательств в пользу снижения размера требований (дело № 2-5555/2019, вступило в силу)
Зеленовская говорит, что зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. Атяскин предлагает в качестве доказательств предоставлять заключения экспертов, с ним соглашается и Зеленовская. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.
В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил выгоду. Пункт об этом могут включить в договор. Но у клиента есть шанс это оспорить.
ООО «Карусель» обратилось с иском к Игорю Журову*, требуя возместить ремонт авто и компенсировать упущенную выгоду. В 2018 году клиент взял в аренду иномарку, не справился с управлением и врезался в препятствие. В результате машина получила повреждения бампера, крыла, капота. Восстановление машины оценили в 164 300 руб., компания настаивала, что транспорт простаивал 58 дней. Истец рассчитал свои убытки исходя из стоимости количество минут, в течение которых автомобиль не мог использоваться по тарифу аренды. У него вышла крупная сумма – 167 000 руб. Суд первой инстанции и апелляция компанией согласились, так как пункт с расчетом упущенной выгоды есть в договоре. Арендовав машину, клиент согласился с этим. А кассация встала на защиту водителя: общество не подтвердило, что на ремонте ТС находилось 58 дней, не обосновало заявленную сумму (167 000 руб.) и не указало размер затрат, которые бы компания понесла при извлечении выгоды. Все это суд указал учесть и направил дело на пересмотр в апелляцию, который решение отменил частично (дело № 33-15223/2020).
Передал «руль» или был пьяный
Если пьяный водитель сел за руль арендованной машины, то помимо ответственности, установленной в 12.8 КоАП («Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения»), он будет обязан возместить ущерб остальным участникам, а также оплатить убытки и штраф арендодателю. Его сумму так же устанавливается каждая компания индивидуально.
«Поплатиться рублем» можно и за передачу права управления. Так, Марина Егорова* взяла в аренду Volkswagen Polo у Делимобиль. Машину остановили сотрудники ГИББД и выяснили, что за рулем находилась не сама женщина, а ее знакомая. Пассажирке предложили «дунуть в трубочку», но она отказалась. Тогда каршеринговый автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, а саму Егорову направили на медосвидетельствование. Согласно договору Делимобиль, клиенту запрещено садиться за руль в состоянии опьянения или передавать управления третьим лицам, нарушение наказывается штрафом в 200 000 руб. Задолженность женщина не погасила, а после решила обанкротиться, тогда компания по аренде включилась в реестр кредиторов (дело № А40-231472/2019).
Если же тот, кто незаконно сел за руль, устроит аварию, то отвечать будут оба. Николай Серый* взял в краткосрочную аренду машину, но за руль сел не сам, а его знакомый, который не имел водительского удостоверения. Парень без прав стал виновником аварии, тогда компания каршеринга провела оценку повреждений авто, а после потребовала обоих возместить убытки, связанных с ДТП (сумма вымарана из акта). Деньги они не вернули, тогда компания обратилась к ним с иском. Суд поддержал общество и решил взыскать с пассажира и водителя солидарно всю сумму (дело № М-7284/2019, вступило в силу).
А вот за езду по фальшивому аккаунту штрафом не отделаться, уверена Мацукова. Чернокозов считает, что использование автомобиля с чужим аккаунтом могут расценить как угон, а в отношении нерадивого водителя возбудят уголовное дело по ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). А если такой водитель станет виновником аварии, то страховка не покроет ущерб. Клиенту каршеринга придется платить, причем и за чужой автомобиль тоже, отмечает Мацукова.
Скрыть факт ДТП
Скрыть факт повреждения автомобиля, покинув место ДТП, не лучшая идея, считает Атяскин. За это водителя могут лишить прав или арестовать до 15 суток согласно ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием»). На некоторых ТС установлены специальные датчики, чтобы определять состояние, местоположение авто. То есть оператор каршеринга точно установит личность пользователя и сможет взыскать ущерб в полном объеме. А самого автолюбителя внесут в «черный список». Пока у каждой компании он свой. Если же клиенту удастся скрыть несерьезное ДТП, то повреждения заметит следующий пользователь. Разбирательство займет некоторое время, но итог тот же самый – с виновника спишут ущерб в полном объеме, считает Чернокозов.
Поэтому Зеленовская советует перед тем, как нажать кнопку в приложении, убедиться, что с автомобилем все в порядке. Ведь именно этот жест означает приемку автомобиля, так как арендатор не подписывает бумажный акт приема-передачи. Эксперт рекомендует сфотографировать машину со всех сторон и только потом подтвердить прием нажатием в приложении.
Как «Делимобиль» за пять лет сделал каршеринг привычной частью жизни
2015. Как все начиналось
Винченцо Трани, основатель Mikro Kapital Group, живет и работает в России с 2000 года. В разное время он занимал руководящие позиции в крупных международных и российских банках. Идея создания масштабного сервиса каршеринга по образцу миланской компании Enjoy Трани обдумывал около полутора лет.
Винченцо Трани:
«Я приехал в Россию достаточно давно, в начале 2000-х, и одна из вещей, которые меня неприятно удивили в Москве — это огромные пробки, в том числе из-за старых автомобилей, которые ломались прямо на дороге. На тот момент для очень большого числа россиян, даже представителей среднего класса, покупка новой современной машины была недоступна. Автокредиты тоже было крайне непросто получить. Сейчас это сложно представить, но чтобы получить кредит на автомобиль, многие компании требовали пройти детальный медицинский тест и, к примеру, доказать отсутствие проблем кардиологического характера. Я принял решение развивать каршеринг, так как видел в нем возможность решения этих проблем.
Сейчас каршеринг по-прежнему делает доступ к личному автомобилю более демократичным и доступным почти для всех групп населения. Но еще он решает и другую важную проблему — разгрузка городских улиц от лишнего транспорта. В среднем одну машину «Делимобиля» за день используют десять человек. Вместо десяти личных авто, которым нужны бы были парковки и место на дороге.
В настоящий момент одна из самых больших проблем для нас и для рынка в целом — это недостаточная осведомленность населения о существовании каршеринга и его преимуществах. По нашим данным, в России такими услугами пользуется не больше 2% населения, и одно из значимых для нас направлений инвестиций — это повышение уровня осведомленности. В том числе, к сожалению, и осведомленности о том, что нужно ответственно относиться к арендованной машине и оставлять ее в хорошем состоянии, чтобы ей мог воспользоваться следующий клиент. Пока этого не хватает, но мы работаем и над мотивацией наиболее ответственных клиентов, так и над информированием тех, кто пока не совсем понимает принципы работы таких сервисов.
Можно сказать, что вся система каршеринга в России была придумана нашей командой. «Делимобиль» — первая компания, начавшая осваивать российский рынок. Все технологии, начиная с мобильного приложения и заканчивая логистикой и системой управления автопарком, были созданы и внедрены нами с нуля. Сейчас они являются основой нашего бизнеса и во многом повлияли на развитие рынка в целом. Мы очень благодарны и Москве, и Департаменту транспорта за то, что они увидели в каршеринге большое будущее и возможность разгрузить дороги и помогли нам органично интегрироваться в транспортную инфраструктуру города. Совместными усилиями 10 сентября 2015 года мы запустили московский каршеринг, и так началась история каршеринга в России. В результате сегодня мы являемся крупнейшим федеральным оператором в крупнейших городах страны, а Москва стала лидером по развитию каршеринга в мире».
Когда представился случай, Трани озвучил свою идею московским чиновникам и получил поддержку городского правительства. Именно предоставленные городскими властями льготы на парковочные площади помогли развиться «Делимобилю» на начальном этапе. Бесплатная парковка в определенных зонах Москвы стала одним из преимуществ сервиса.
Почему московские власти поддержали амбициозный план итальянца? К моменту вынесения предложения уже активно изучался опыт крупных городов мира по разгрузке от пробок при помощи каршеринговых сервисов. Трани заявил о готовности запустить в Москве в течение полугода сразу 500 автомобилей. Массовость сервиса и большое количество машин для аренды — это то, что нужно было Москве, и эти потребности не закрывались существующими бизнесами по каршерингу. Уже 10 сентября в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина и главы Дептранса Максима Ликсутова состоялся запуск «Делимобиля». Все сотрудники компании, включая топ-менеджмент и основателей перегоняли машины компании в центр города — в результате 100 авто с фирменной оклейкой «Делимобиля» выстроились «елочкой» вдоль Арбата.
Николай Козак, гендиректор «Делимобиля»:
«Каршеринг — это про свободу, уважение друг к другу, города без пробок, вклад в транспортную систему, новый опыт, экологию и инновации. И, конечно, про совместную работу людей разных профессий — разработчиков программного кода, автомехаников, маркетологов, сотрудников клиентской поддержки и многих других».
Открытием компании занялся Станислав Грошов. 1 апреля 2015 — дата регистрации «Делимобиля». Была найдена лизинговая компания LeasePlan, с помощью которой сформировали начальный автопарк в 100 машин. Их оклеили в фирменные цвета компании — это помогало выделять машины в городе и получать льготные тарифы на парковку. Сервис запустили 10 сентября 2015 года, и сегодня ему исполняется пять лет.
В первые дни открытия компания получила 50 тыс. заявок на регистрацию и аренду. Обслужить такое огромное для тех объемов число клиентов в первые дни оказалось сложно. В 2015 регистрация новых клиентов происходила в офисе компании и в 20 отделениях офисах партнеров. Сотрудники вручную проверяли каждую заявку. Для удовлетворения огромного спроса была также запущена регистрация через курьерскую доставку. Начальный автопарк «Делимобиля» состоял из Hyundai Solaris.
В течение полугода «Делимобиль» добавил в свой парк еще 400 машин, как и было обещано городским властям.
2016. Свадьба на каршеринге
В 2016 году каршеринговый сервис был уже необходим столице, и реальные потребности Москвы оценивались в минимум 10 тыс. машин для аренды.
Несмотря на бурный рост каршерингового автопарка, это количество никак не закрывалось всеми имеющимися операторами.
1 декабря 2016 года «Делимобиль» отпраздновал миллионную поездку. В 2016 клиенты сервиса впервые отгуляли свадьбу на арендованных машинах. Сейчас таким уже никого не удивить (на каршеринге ездят по разным поводам — и в роддом, и в отпуск), но тогда это было важным событием — каршеринг стал частью повседневной городской жизни. В «Делимобиле» появились первые суточные аренды.
Елена Бехтина, директор «Делимобиля» по коммерции и маркетинговым коммуникациям:
«Так как наша компания была пионером рынка каршеринга в России, у нас не было готовых решений. Нам пришлось придумывать собственные идеи, в том числе и в сфере маркетинга. Например, мы тратим значительные усилия на то, чтобы повысить культуру вождения как среди наших клиентов, так и на рынке в целом. Нашим изобретением стало использование телеметрических данных, чтобы ограничивать водителей, практикующих опасную манеру езды, а также цифровой скоринг и учет манеры вождения при тарификации, что позволяет поощрить наиболее ответственных водителей. Все это повышает безопасность и снижает аварийность. Мы первыми запустили технологию 3D-верификации личности водителя — liveness, которая полностью блокирует попытки несанкционированных доступов к авто. Главная задача — сделать так, чтобы наши машины не попадали в ДТП вообще.
Самой яркой маркетинговой акцией тех лет стала промо-кампания, направленная на безопасность «Води, как будто мама рядом». На самом деле главный драйвер безопасного движения — в головах. И наша акция, запущенная в день Матери как раз была направлена на то, чтобы водители задумались о своей манере вождения и были более ответственными вне зависимости от возраста. Кстати уже в 2020 году, проанализировав статистику аварийности в регионах и поняв, что она ниже чем в столице, мы в тестовом режиме открыли в регионах возможность для водителей — выпускников автошкол получить доступ к нашему сервису, подключив им дополнительную поддержку, страховку и тариф.
С точки зрения самых ярких маркетинговых акций я бы выделила несколько текущих, когда пандемия внесла корректировки в коммерческую стратегию всех компаний и нам необходимо было переформатировать наше понимание рынка и взаимодействие с клиентами под новый формат. Мы запустили drive in мероприятия развлекательного контента, а также адаптировались под новые запросы и переориентировали каршеринг от краткосрочной аренды в более длительные междугородние поездки».
2017. Цифровизация и поход в регионы
В 2017 компания запустила возможность регистрации в сервисе через приложение без необходимости посещения офиса или вызова курьера.
Виталий Петровский, директор «Делимобиля» по развитию регионов:
«Когда мы говорим о развитии регионов, то прежде всего подразумеваем желание наших клиентов двигаться навстречу будущему. А мы в свою очередь подхватываем это желание технологически и создаем продукт, который не просто дает возможность эффективно, безопасно и комфортно переместиться из точки А в точку В, но который дарит клиентам свободу и время».
В этом же году началась региональная экспансия. В январе «Делимобиль» открылся в Санкт-Петербурге, в октябре и ноябре в Уфе и Нижнем Новгороде.
2018. Ребрендинг и рост
В мае 2018 компания приобрела 100% каршерингового сервиса Anytime с автопарком в 700 машин, работавшего на рынке с 2013 года.
«Делимобиль» начал активно увеличивать автопарк. В начале года к нему было добавлено 1970 машин Volkswagen Polo, а летом еще 3 000. Покупка Anytime удвоила автопарк компании до 6 000 машин и позволила занять 50% рынка в Москве.
В этот же период компания присоединила к своей зоне присутствия Екатеринбург, Самару, Грозный, Новосибирск, Краснодар, Ростов на Дону, Красноярск.
В 2018 году также началась зарубежная экспансия компании, были запущены операции в Белоруссии и Казахстане. В странах СНГ компания работает под брендом Anytime, так как «Делимобиль» лучше понятен русскоязычной аудитории.
Стас Грошов, соучредитель «Делимобиля»:
«Мы всегда конкурировали с личным транспортом. Наша глобальная задача — сократить количество личных автомобилей и увеличить число каршеринговых машин. И сервис мы запускали, в первую очередь, чтобы и дороги разгрузить, и парковочные пространства и город сделать чище. Стимулировали людей как минимум отказываться от второго автомобиля в семье. В принципе, эту миссию мы выполняем до сих пор. Теперь наша заветная мечта — чтобы люди в принципе отказались от личных авто и пересели на каршеринг. Нужно отметить большой вклад московских властей — город создал благоприятные условия для этого бизнеса. Если бы их не было, то и бизнеса бы не было. Возможно, он существовал бы в Петербурге и других крупных российских городах, но не в Москве. Это экономически нецелесообразно, когда стоимость парковки составляет 380 тыс. руб. за машину в год.
В 2018 году у нас появилось желание повторить успешную бизнес-модель на других рынках и поэтому был запущен каршеринг Anytime в Алматы и Минске. Мы были приятно удивлены как местный рынок отреагировал на каршеринг — нас уже ждали там и прекрасно знали все особенности сервиса».
2019. IPO и экспансия в Европе
В начале 2019 года «Делимобиль» стал подключать корпоративных клиентов и увеличил свой автопарк в два раза, также добавив бизнес-класса.
В этом же году компания сделала ребрендинг и редизайн приложения. Это стало поворотным моментом с точки зрения продукта, благодаря чему в «Делимобиле» появились фикс-тарифы и уникальный для рынка каршеринга абонемент «проездной» и другие новые опции.
Дмитрий Рязанов, директор департамента развития продукта «Делимобиля»:
«Было принято решение полностью уйти от out-source разработки и собрать собственную IT команду, благодаря чему за первые три месяца мы полностью переписали с нуля мобильное приложение, не оставив там ни одной строчки старого кода. Скорость работы приложения увеличилась в разы.
В результате мы создали свою экосистему, которая позволила нам масштабировать продукт в другие страны и запустить на его основе новые сервисы, такие как автомобили по подписке Anytime Prime»
2020. Карантин и каршеринговый туризм
2020 год выдался непростым для многих бизнесов. Каршеринговые сервисы в Москве закрылись в середине апреля по распоряжению городских властей, а возобновили работу только в середине июня.
Но появились и новые возможности. В условиях выросшего в разы онлайн-шопинга «Делимобиль» запустил новый b2b-сервис, предлагая партнерам свои автомобили с водителями для доставки товаров. Партнерами выступили «Пятерочка», X5, «Самокат» и DPD.
София Полякова — бренд-директор «Делимобиля»:
«За пять лет существования функция бренда очень сильно менялась. В самом начале наша задача была даже не в том, чтобы построить достаточную узнаваемость бренда, а в том, чтобы вырастить в стране шеринг-культуру, объяснить, как работают принципы шеринг-потребления и почему за ними — будущее. Постепенно у нас получилось научить рынок не бояться новой экономики и максимально интегрироваться в повседневный образ жизни пользователя. Теперь каршеринг — это не нишевая история про эмоциональное потребление, а полноценная часть транспортной экосистемы. Сейчас нам недостаточно простого присутствия в поле зрения нашей аудитории — наша основная цель сделать бренд символом, который агрегирует в себе множество смыслов, близких и понятных нашей аудитории. Поэтому за последние полгода у нас произошло несколько громких запусков, которые позволили обеспечить максимально тонкий и близкий контакт аудитории с брендом — это, например, наши drive-in музыкальные фестивали».
После карантина туризм в пределах России стал очень актуален. И «Делимобиль» перекинул в регионы дополнительный автопарк, дополнив его премиальными машинами. Пользователи получили возможность путешествовать из базовых городов, где расположены офисы компании, по более чем 160 направлениям. Правда, взять машину и завершить аренду нужно все-таки в одном городе, их сейчас 13. К примеру, можно поехать на арендованном авто из Новосибирска на Алтай, вернув его в Новосибирске.
Сейчас в «Делимобиле» совершается более 80 тыс. поездок в сутки на 15 тыс. авто. Средняя продолжительность — поездки 35-45 минут. В честь своего пятилетия «Делимобиль» запустил программу поощрений для наиболее лояльных клиентов (самый лояльный и удачливый клиент компании может выиграть завтрак с основателем «Делимобиля» Винченцо Трани, самые активные драйверы получат годовые абонементы на каршеринг).
Гнэл Хачатрян, заместитель операционного директора «Делимобиля»
«Запуск «Делимобиля» стал драйвером к изменению транспортной инфраструктуры в городе. Совместно с Департаментом Транспорта мы сделали Москву столицей каршеринга в мире».
По данным Дептранса Москвы, сейчас в столице работает 12 каршерингов с более 30 тыс. машин, и рынок по прежнему развивается и растет весьма динамично.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.