демократия и ее формы институты прямой демократии

Тема 5.5. Демократия, ее формы и признаки. Институты прямой демократии

Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 4524

Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа». В совре­менной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о политической сис­теме, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъек­том власти.

Первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее время. Классическим образом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинс­кой рабовладельческой демократии приходится на V в. до н.э. и связан, прежде всего, с именем Перикла. Критери­ями демократического общества в эту эпоху были:

возможность принятия главных решений всеми свободными гражданами полиса большинством голосов;

занятие должностей по жребию;

периодические отчеты должностных лиц.

Однако не следует отождествлять античную демокра­тию с ее современными формами, поскольку реальная власть принадлежала не большинству населения, а только гражданам-собственникам земли полиса, составлявших меньшинство. Кроме того, отсутствовала идея автоном­ной личности с защищенными от произвола большинства правами и свободами, лежащая в основе современной те­ории демократии.

высокий уровень социально-экономического разви­тия, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь обществен­ного согласия, стабильности и прочности базовых демок­ратических принципов, высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и полити­ческая активность индивидов и их добровольных объеди­нений, готовых встать на защиту институтов демократии многообразие форм собственности, обязательное при­знание и гарантированность права частной собственнос­ти, так как только в этом случае возможно реальное обес­печение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и от­носительная, независимость от государства.

признание народа источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, консти­туционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возможность участия в политичес­кой жизни;

наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны го­сударства принцип большинства — именно большинство, а не меньшинство, выражает через институты демократии свою волю право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);

политический плюрализм, т.е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конку­ренции правовое государство;

система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного кон­троля за ними со стороны общества. Этому способствуют открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о сво­их доходах, существование свободных от цензуры и не­зависимых от власти неправительственных СМИ;

выборность основных органов власти на основе все­общего, прямого, равного избирательного права при тай­ном голосовании развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в ре­шении местных проблем.

Всеобщие институты демократии — это организаци­онные формы, с помощью которых реализуются демок­ратические принципы. К ним относят:

выборность высших органов государства, без кото­рой невозможно выявить волю большинства и организо­вать нормальное функционирование демократического режима;

ответственность или отчетность выборных орга­нов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);

сменяемость состава выборных государственных органов по истечении сроков их полномочий.

Выделяют две формы демократии в соответствии со спо­собом осуществления народом своей власти: прямую (не­посредственную) и косвенную (представительную).

Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти и народное обсуждение важнейших вопро­сов. Поэтому все институты непосредственной демокра­тии можно разделить на: а) имеющие окончательное, об­щеобязательное значение (выборы и референдумы); б) имеющие консультативное значение (все остальные). Пред­ставительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представи­телей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный орган, ее формы и признаки и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет еще одну форму народовластия — систему органов мест­ного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии ре­шений, носящих локальный характер.

Избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из­бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

Избирательное право — это принципы и условия уча­стия граждан в формировании выборных органов. Изби­рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра­во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: воз­растные, образовательные, национальные, расовые, иму­щественные, сословные и оседлости (ограничение избира­тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характери­зуемой всеобщим, прямым, равным избирательным пра­вом при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право — право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра­ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на­циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан­ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа­щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый из­биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях (упрощенно это форму­ла звучит так: «Один избиратель — один голос»). Каж­дый избранный депутат представляет примерно одинако­вое число избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каждый из­биратель голосует непосредственно за избираемого кан­дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.

Тайное голосование означает установление такого по­рядка, при котором отсутствует контроль за волеизъяв­лением избирателей.

Другими принципами, характеризующими избиратель­ное право, являются: свобода выборов и добровольное участие в них, сочетание государственного и негосудар­ственного финансирования, гласность и общественный контроль за проведением выборов, а также альтернатив­ность последних (реальная возможность выбора из не­скольких предложенных кандидатов).

Избирательный процесс — это порядок и основные ста­дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

назначение выборов (как правило, главой государ­ства);

организация избирательных округов с приблизитель­но равным числом избирателей;

создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

предвыборная борьба (прекращается за день до го­лосования);

процесс голосования по избирательным участкам;

подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);

установление результатов и распределение мест я выборных органах по итогам голосования.

В большинстве стран в конституциях отсутствует по­ложение о праве избирателей на отзыв депутатов до ис­течения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т.е. незави­симости депутата от избирателей. В бывших советских республиках существовал так называемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан» в свой деятельности наказами избирателей, был ответственен перед ними и мог быть досрочно отозван.

Существуют 2 системы распределения мандатов по итогам голосования: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система — это способ определения ре­зультатов голосования, при котором для получения ман­дата требуется собрать установленное законом большин­ство голосов. Главным правилом этой системы является правило «победитель получает все». Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно­го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль­шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Достоинством этой систе­мы является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет представлять абсолютное боль­шинство избирателей. Однако существенны и ее недостат­ки: высокая не представительность (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов) и вероятность проведения не­скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин­ства голосов).

При мажоритарной системе относительного большин­ства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдель­ности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначитель­ный процент голосов и представляющий интересы явно­го меньшинства электората.

Пропорциональная избирательная система — это спо­соб определения результатов голосования, в основу ко­торого положен принцип распределения мест пропорци­онально полученным каждой партией количеству голо­сов. При такой системе создаются большие округа, от каж­дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж­ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называе­мого независимого кандидата, т.е. для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список. После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов, затем распределе­ние депутатских мест между партийными списками осу­ществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и бу­дет у нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются, после первой передачи манда­тов нужно привлечь еще один способ распределения ос­татков (например, метод наибольшего остатка).

Определяем избирательную квоту. 400 000 голосов : 8 мест = 50 000. Проводим первое распределение. Спи­сок А — 126 000 голосов: 50 000 = 2 места (остаток 26 тысяч голосов). Список Б — 94 000 голосов: 50 000 = / место (остаток 44, тысячи голосов). Список В88 000 голосов: 50 000 = 1 место (остаток 38 тысяч голосов). Список Г65 000 голосов: 50 000 — 1 место (остаток 15 тысяч голосов). Список Д27 000 голосов: 50 000 = О мест (остаток 27 тысяч голосов). Таким образом, после первого распределения мандатов остались незаме­щенными 3 мандата. В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосовсписки Б, В и Д.

Чтобы не допустить получение мандатов карликовы­ми партиями, в некоторых странах введен так называе­мый процентный барьер: списки, в совокупности не на­бравшие определенного числа голосов (как правило, 5 %), отстраняются от распределения мандатов, собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

Основной формой прямой демократии является рефе­рендум — всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государствен­ного значения. Родиной референдума считается Швейца­рия, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 году.

а) по правовой силе результатов: консультативные (ре­шения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его — выяснить мнение населения) и решающие (ре­шения референдума обязательны и не требуют утвержде­ния каким-либо органом);

б) по содержанию проектов, выносимых на голосова­ние: на конституционные (принятие конституции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебис­цит (определение государственной принадлежности тер­ритории всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);

в) по способу организации: на обязательные (выноси­мый на голосование вопрос может быть решен только ре­ферендумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума может исходить от главы го­сударства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного са­моуправления. На референдум обычно выносятся вопро­сы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, на­пример, в Российской Федерации к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших орга­нов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комис­сии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны, прежде всего, с решающим референдумом, ито­ги которого в случае положительного ответа на вопрос ста­новятся законом государства.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.07 сек.)

Источник

Демократия

демократия и ее формы институты прямой демократии. Смотреть фото демократия и ее формы институты прямой демократии. Смотреть картинку демократия и ее формы институты прямой демократии. Картинка про демократия и ее формы институты прямой демократии. Фото демократия и ее формы институты прямой демократии

Что значит «демократия»?

Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.

Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.

Народ — это источник демократической власти

Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах

В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти

Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено

Многообразие идеологий и плюрализм мнений

В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.

Гарантия прав и свобод человека

Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены

СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах

Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе

Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали

Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства

Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством

Какие бывают виды демократии?

Такая форма правления как демократия многолика и может по-разному проявляться в жизни общества. Существуют 3 ее разновидности. Все они отличаются по тому, насколько прямо народ может влиять на политические решения. Обсудим их все.

Где встречается, пример

Референдум, всенародное обсуждение

Выборы депутатов, выборы президента

Пара слов о том, почему для такого важного события, как выборы, используют именно представительный вид демократии. На это есть 3 причины:

Участвовать в решении хотят слишком много граждан одновременно.

Страна слишком большая, поэтому прямое участие слишком трудно организовать.

Решения, которые принимают на таких событиях, слишком сложны. Это означает, что даже при демократии народу нужен представитель — специалист с профессиональными знаниями.

Для чего нужна демократия?

Цель демократии в глобальном смысле — подарить обществу благополучную жизнь и право контролировать ее. А именно:

избавить общество от деспотии;

обеспечить права и свободы граждан;

дать обществу возможность развиваться и жить мирно;

помочь каждому члену общества расти как личность.

Всего этого демократия достигает за счет механизмов, которые вовлекают народ в политическую жизнь и защищают его интересы. Разберемся, как конкретно она приносит пользу обществу и каждому гражданину отдельно.

Собственная ценность (на благо общества в целом)

Личностная ценность (на благо членов общества)

Реальные права и свободы человека соответствуют формальным и на деле внедряются в жизнь общества.

Человек может участвовать в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Общество может управлять своим развитием вместе с государством.

Члены общества становятся более организованными — создают партии, профсоюзы и т. д.

Государство и общество учитывают интересы друг друга и могут находить компромисс.

Для защиты прав и свобод человека создают специальные механизмы и структуры

Каждый человек может участвовать в контроле за работой демократической политической системы.

Как построить в стране демократию?

Нельзя просто прийти и объявить демократию в стране, где народ несвободен. Государство должно быть к этому готово. Демократическое общество может развиваться только тогда, когда выполнены эти 3 главных условия:

Условие 1. Социально-экономическое развитие

Экономика государства развита достаточно хорошо, чтобы обеспечить граждан необходимым благосостоянием. Это поможет членам общества достичь согласия между собой и следовать основным демократическим принципам.

Условие 2. Общая и политическая культура

Члены общества должны быть готовы активно участвовать в политической жизни государства и защищать институты демократии.

Условие 3. Частная собственность

Общество должно признать права на частную собственность в различных формах. Так его члены получат все права и свободы человека, станут в какой-то степени независимы от государства.

Проверь себя

Теория позади, осталось проверить, как хорошо вы запомнили основные черты демократии. Выполните 3 задания, чтобы узнать это.

Задание 1

Ниже мы перечислили признаки из описания разных политических режимов. Ваша задача — выбрать из них те, которые относятся к демократическому режиму.

СМИ могут выражать мнение о власти и рассказывать об альтернативах.

У граждан нет политического голоса.

На выборах граждане голосуют по своему мнению.

Власть при этом политическом режиме сконцентрирована в руках правящего меньшинства.

Закон вторичен, все решает мнение правителя.

Политические партии разнообразны. есть оппозиция.

Коллективное принятие решений не учитывает интересы меньшинства.

В стране есть частичная гарантия прав и свобод граждан.

Задание 2

Представьте, что ваши друзья спорят о том, что можно считать демократией. Иван говорит, что в демократическом обществе народ признается властью, а власть может делать все, что угодно. Дмитрий же считает, что свобода при демократии не равна вседозволенности. Что вы ответите, если они спросят ваше мнение? Сформулируйте его и не забудьте аргументы.

Задание 3

Есть ли у демократии проблемы, негативные или неоднозначные стороны? Подумайте и выскажите свое мнение.

Вопросы по теме демократии — ее определению, принципах и других характерных чертах — часто встречаются на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ. Если тема сложно вам дается, имеет смысл прокачать знания под контролем преподавателя. Для этого мы создали курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, на которых школьники могут разобрать тему простыми словами, а после закрепить ее на пробных экзаменах. Познакомиться с программой и узнать свой уровень можно на вводном уроке — это бесплатно.

Источник

Формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии — это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом;

3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

Формы демократии находят проявление в ее институтах(референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:

По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.

Выборы— это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.

Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и требует установления гарантий против давления на него.

На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования в Украине избираются населением: Президент, Верховная Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, и т. д.

Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной).

Мажоритарная система — система определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты распределяются между партиямипропорционально количеству голосов, отданных за партию в границах избирательного округа.

демократия и ее формы институты прямой демократии. Смотреть фото демократия и ее формы институты прямой демократии. Смотреть картинку демократия и ее формы институты прямой демократии. Картинка про демократия и ее формы институты прямой демократии. Фото демократия и ее формы институты прямой демократии

Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г. проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства (мажоритарная система), а 225 — по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков, во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства (пропорциональная система).

Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.

Референдумы по предмету проведения делятся на:

В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украины достигшие 18 – го возраста. Гарантируется свободное волеизъявление.

Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контроль над волеизъявлением граждан не допускается.

Демократия и самоуправление

Самоуправление народа— вид социального управления, который основан на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений.

Итак, признаки самоуправления:

1) это разновидность социального управления;

2) власть принадлежит всему коллективу;

3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через выборные органы;

4) субъект и объект управления едины, совпадают;

5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных норм;

6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения;

7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе самодеятельности.

Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежития основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия (прямого волеизъявления) в управлении.

Термин «самоуправление» обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей:

· ко всему обществу: общественное самоуправление;

· к отдельным территориям: региональное и местное само-управление;

· к управлению производством: производственное самоуправ-ление (например, самоуправление учреждений образования);

· к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять?

Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление, поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.

Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа.

Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты:

· строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;

· являются формами осуществления власти;

· реализуются непосредственно и через выборные органы;

· могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

Однако между ними есть различия:

Чем ценна демократия
СамоуправлениеДемократия
Возникает по времени раньше демократииВозникает по времени позже самоуправления
Может существовать без демократииПредполагает наличие систем самоуправления
Не имеет политического характера, но может приобретать и политический характерВ обществе существует только одна государственная система демократии
В обществе может быть несколько систем самоуправленияОсновные формы и институты демократии закреплены в законе, что определяет их обязательность для всех
Самоуправляющиеся организации действуют в рамках законаИмеет только политический характер

Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.

Особой разновидностью самоуправления является местное самоуправление

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *