Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.
Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.
Народ — это источник демократической власти
Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах
В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти
Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено
Многообразие идеологий и плюрализм мнений
В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.
Гарантия прав и свобод человека
Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены
СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах
Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе
Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали
Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства
Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством
Какие бывают виды демократии?
Такая форма правления как демократия многолика и может по-разному проявляться в жизни общества. Существуют 3 ее разновидности. Все они отличаются по тому, насколько прямо народ может влиять на политические решения. Обсудим их все.
Где встречается, пример
Референдум, всенародное обсуждение
Выборы депутатов, выборы президента
Пара слов о том, почему для такого важного события, как выборы, используют именно представительный вид демократии. На это есть 3 причины:
Участвовать в решении хотят слишком много граждан одновременно.
Страна слишком большая, поэтому прямое участие слишком трудно организовать.
Решения, которые принимают на таких событиях, слишком сложны. Это означает, что даже при демократии народу нужен представитель — специалист с профессиональными знаниями.
Для чего нужна демократия?
Цель демократии в глобальном смысле — подарить обществу благополучную жизнь и право контролировать ее. А именно:
избавить общество от деспотии;
обеспечить права и свободы граждан;
дать обществу возможность развиваться и жить мирно;
помочь каждому члену общества расти как личность.
Всего этого демократия достигает за счет механизмов, которые вовлекают народ в политическую жизнь и защищают его интересы. Разберемся, как конкретно она приносит пользу обществу и каждому гражданину отдельно.
Чем ценна демократия
Собственная ценность (на благо общества в целом)
Личностная ценность (на благо членов общества)
Реальные права и свободы человека соответствуют формальным и на деле внедряются в жизнь общества.
Человек может участвовать в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Общество может управлять своим развитием вместе с государством.
Члены общества становятся более организованными — создают партии, профсоюзы и т. д.
Государство и общество учитывают интересы друг друга и могут находить компромисс.
Для защиты прав и свобод человека создают специальные механизмы и структуры
Каждый человек может участвовать в контроле за работой демократической политической системы.
Как построить в стране демократию?
Нельзя просто прийти и объявить демократию в стране, где народ несвободен. Государство должно быть к этому готово. Демократическое общество может развиваться только тогда, когда выполнены эти 3 главных условия:
Условие 1. Социально-экономическое развитие
Экономика государства развита достаточно хорошо, чтобы обеспечить граждан необходимым благосостоянием. Это поможет членам общества достичь согласия между собой и следовать основным демократическим принципам.
Условие 2. Общая и политическая культура
Члены общества должны быть готовы активно участвовать в политической жизни государства и защищать институты демократии.
Условие 3. Частная собственность
Общество должно признать права на частную собственность в различных формах. Так его члены получат все права и свободы человека, станут в какой-то степени независимы от государства.
Проверь себя
Теория позади, осталось проверить, как хорошо вы запомнили основные черты демократии. Выполните 3 задания, чтобы узнать это.
Задание 1
Ниже мы перечислили признаки из описания разных политических режимов. Ваша задача — выбрать из них те, которые относятся к демократическому режиму.
СМИ могут выражать мнение о власти и рассказывать об альтернативах.
У граждан нет политического голоса.
На выборах граждане голосуют по своему мнению.
Власть при этом политическом режиме сконцентрирована в руках правящего меньшинства.
Закон вторичен, все решает мнение правителя.
Политические партии разнообразны. есть оппозиция.
Коллективное принятие решений не учитывает интересы меньшинства.
В стране есть частичная гарантия прав и свобод граждан.
Задание 2
Представьте, что ваши друзья спорят о том, что можно считать демократией. Иван говорит, что в демократическом обществе народ признается властью, а власть может делать все, что угодно. Дмитрий же считает, что свобода при демократии не равна вседозволенности. Что вы ответите, если они спросят ваше мнение? Сформулируйте его и не забудьте аргументы.
Задание 3
Есть ли у демократии проблемы, негативные или неоднозначные стороны? Подумайте и выскажите свое мнение.
Вопросы по теме демократии — ее определению, принципах и других характерных чертах — часто встречаются на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ. Если тема сложно вам дается, имеет смысл прокачать знания под контролем преподавателя. Для этого мы создали курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, на которых школьники могут разобрать тему простыми словами, а после закрепить ее на пробных экзаменах. Познакомиться с программой и узнать свой уровень можно на вводном уроке — это бесплатно.
Среди всех существующих видов устройства верховной власти государства демократия является единственной формой правления, в которой полномочия закрепляются за большинством, причем независимо от его происхождения и заслуг.
На сегодняшний день это самый распространенный и прогрессивный вид политического режима в мире, отличающийся непрерывным развитием и видовым разнообразием.
Этой форме государственного устройства посвящено немало трудов философов и ученых всех времен.
Определение демократии и сопутствующее ей понятие
Демократия – система управления государством, при которой власть признается за народом и осуществляется на базе законодательно выраженных равных прав и свобод граждан.
Демократия неотделима от понятия государства, так как возникла вместе с ним.
* Государство – политическая форма организации общества, реализующаяся на определенной территории.
История возникновения демократии
Демократия зародилась в 507 году д. н. э. в Древней Греции как одна из форм народного самоуправления античными городами-государствами. Поэтому дословно с древнегреческого демократия переводится как «власть народа»: от demos — народ и kratos – власть.
Интересно, что demos греки называли не весь народ, а только свободных граждан, наделенных правами, но не относящихся к аристократам.
Общие признаки демократии
Неотъемлемыми признаками демократической системы являются:
Признаки современных демократических государств
В процессе исторического развития демократия выработала новые признаки, среди которых:
Принципы демократии
Системообразующие положения демократии, безусловно, отражаются в ее признаках. Помимо политических свобод и гражданского равноправия, выборности госорганов и разделения властей, следует отметить и такие принципы:
Виды демократии
О том, какими способами народ может проявлять свою власть, говорят существующие разновидности демократии:
Демократия в современном мире
В наше время демократические государства являются государствами представительной демократии. В них народная воля, в отличие от античного общества, выражается через избираемых представителей (депутатов) в парламенте или органах местного самоуправления.
Представительная демократия делает возможным народное управление крупным государством с большой территорией и населением.
Однако во всех формах современной демократии встречаются элементы прямой демократии, в качестве референдумов, прямых президентских выборов, плебисцитов.
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С современной демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
Одной из основных целей современной демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения, видные экономисты, а также такие представители западной политической элиты как экс-президент США Барак Обама, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей (англ.) русск. и низкого уровня социально-экономического неравенства.
Термин «Демократия» используется также для обозначения соответствующих принципов устройства, функционирования организаций и институтов (внутрипартийная демократия, производственная демократия и другая), а также течений социально-политической мысли и общественных движений, ориентирующихся на демократические идеалы и их воплощение в общественной практике.
Конкретные формы демократии существенно варьируются в зависимости от исторической эпохи, размера социума и национальной специфики, поэтому термин «Демократия» употребляется применительно к разным политическим системам. Демократии различаются в зависимости от характера участия граждан в принятии политических решений (непосредственная демократия и представительная демократия), прочности либеральных институтов и степени защищённости меньшинства (либеральная демократия и нелиберальная демократия), наличия или отсутствия дискриминации тех или иных групп населения в отношении права участвовать в политике, специфики государственного устройства и правовой системы и тому подобного.
Исторические формы демократии. На начальных этапах развития человеческого общества преобладала непосредственная демократия Её примитивные формы возникли уже в первобытном обществе, когда люди жили отдельными сравнительно небольшими группами (род, племя) и в условиях борьбы за выживание совместно участвовали как в производственной деятельности, так и в управлении делами рода. По мере усложнения управленческой сферы, структурно-функциональной дифференциации и формирования первых политич. институтов происходило постепенное ограничение числа людей, непосредственно участвующих в управлении социумом. Выделение в отдельную группу вооружённых мужчин, принявших на себя ответственность за безопасность племени, привело к тому, что именно они стали играть главную роль в принятии решений (военная демократия, вождество). Дальнейшая социальная дифференциация, укрепление иерархических начал и переход к государственной форме организации общественного управления постепенно вытеснили демократические элементы, и место демократии заняли монархии, деспотии и олигархии.
Следующей исторической формой демократического общественного устройства стала полисная демократия, получившая наибольшее развитие в греческих городах-государствах (смотреть Полис) с середины 1-го тысячелетия до нашей эры. В это время появляется и сам термин «Демократия». Так же, как при родовом строе, древнегреческая демократия была непосредственной: основные вопросы государственной жизни решались народным собранием, в котором принимали участие все граждане; собрание избирало главных должностных лиц и органы власти, осуществлявшие управление полисом в промежутках между народными собраниями; граждане обладали равными правами, но в их число не включались рабы, женщины, дети и метеки. Аналогичная система правления возникла и в Риме, где право на участие в управлении государством наряду с имевшими его изначально патрициями получили и простолюдины (плебеи). Однако в отличие от греческих городов-государств римская республика (так предпочитали называть демократию римляне) вышла за пределы города и была распространена на всю Италию и завоёванные Римом территории, что ограничивало возможности граждан принимать непосредственное участие в управлении.
Современная либеральная демократия. Становление современных форм демократии началось в XIX веке. Она формировалась как представительная и либеральная демократия и включала в себя важнейшие либеральные институты. В их числе: конституционализм, правление закона (правовое государство), разделение властей, гарантии прав и свобод граждан, защита меньшинства от произвола большинства (смотреть Билль о правах) и другие. Современная либеральная демократия (для её обозначения часто используется термин «полиархия», предложенный в 1950-е годы американскими исследователями Р. Далем и Ч. Линдбломом) также предполагает выборность высших должностных лиц в государстве (президента, членов центрального и местных представительных органов), честные, свободные, регулярно проводимые выборы, в которых может участвовать практически всё взрослое население страны. Граждане обладают правом претендовать на выборные должности в государстве, создавать независимые ассоциации и организации, в том числе политические; они имеют доступ к альтернативным источникам информации и реальную свободу выражения своих политичеких убеждений, включая критику должностных лиц, правительства, режима и социально-экономического порядка. Политическая система носит плюралистический характер, и политические решения принимаются в процессе взаимодействия политических партий, движений и групп давления. Страны, в которых данные институты устойчиво функционируют, считаются демократическими; при этом конкретные формы демократии в различных странах складываются под влиянием исторических, национальных, географических, социально-экономических, культурных, религиозных и других факторов. Демократические политические режимы отличаются по форме государственного управления (президентская, парламентская, смешанная), типу административно-территориального устройства (унитарные государства и федерации), степени централизации/фрагментации власти (мажоритарные демократии и консенсусные демократии), соотношению непосредственных и представительных институтов, различных форм политического участия и так далее.
Существенно различаются и модели объяснения современных демократических режимов, а вопрос о том, какая из них адекватна современного обществу и/или наиболее соответствует демократическим идеалам, остаётся дискуссионным. Сторонники «элитарной демократии» (Й. Шумпетер, американские учёные Т. Дай, У. Домхофф и другие) считают, что институты либеральной демократии (полиархии) не препятствуют сохранению и воспроизводству элитарного характера политической власти: главная роль в демократических политических системах играют конкурирующие между собой элиты, диспропорциональное влияние на процесс принятия политических решений оказывает наиболее преуспевающая часть социума, прежде всего крупный бизнес, обладающий большими материальными ресурсами и связями, а участие в политике осн. массы граждан ограничивается выборами. Теории «плюралистической демократии» (американские учёные А. Бентли, Д. Труман, Р. Даль, Р. Уэйст и другие) акцентируют внимание на процессе взаимодействия и соревнования различных политических сил (партий, политических организаций, групп давления, общественных движений), стремящихся влиять на принятие государственных решений. Политический плюрализм рассматривается как средство против монополизации политической власти, которая имеет место в недемократических режимах. Теоретики «демократии участия» (Б. Барбер, К. Макферсон, К. Пейтман и другие) подчёркивают, что демократия должна развиваться в направлении расширения непосредственного участия граждан в управлении государством, прежде всего на местном уровне. Сторонники «совещательной» концепции демократии (Ю. Хабермас, Дж. Элстер и другие) полагают, что степень демократичности системы прямо пропорциональна количеству общественных дискуссий по актуальным вопросам, которые обеспечивают демократический характер процедурам принятия политических решений.
К началу XXI века свыше 120 стран относились к числу демократических. Однако во многих из них процесс складывания либерально-демократических институтов и норм остаётся незаконченным и носит противоречивый характер: формальные демократические процедуры в них уживаются с неформальной авторитарной практикой; руководство государства выбирается демократическим большинством, но у граждан и меньшинств нет гарантий от нарушения их прав со стороны властей; политический плюрализм и свобода выражения политических убеждений существуют, но реальная политическая конкуренция и возможности оппозиции существенно ограничены. В России сильны коллективистские и патерналистские установки у большей части населения; наблюдается идейно-политический и культурный раскол в обществе, а также недовольство людей резким снижением уровня их благосостояния в результате рыночных реформ; сохраняются сложные межнациональные отношения и другие. Перспективы укрепления либерально-демократических институтов в новых демократиях «третьей волны» отнюдь не очевидны и зависят как от соотношения объективных факторов, благоприятствующих или препятствующих демократии, так и от расстановки социально-политических сил внутри них.
Широкое распространение демократии по всему миру и её консолидация во многих странах были обусловлены следующими факторами: уровнем экономического развития (рыночная экономика, индустриализация, урбанизация, развитость массовых коммуникаций, высокая грамотность и другое); наличием значительного среднего класса, обеспечивающего стабильность и устойчивость социальной системы; распространением в обществе демократических убеждений и политической культуры (преодоление коллективистских и патриархальных установок, консенсус по базовым демократическим ценностям, гражданская ответственность, толерантность, слабая выраженность межкультурных конфликтов и другое); развитостью гражданского общества; контролем над силовыми структурами и сведением к минимуму опасности военного переворота; отсутствием реальной внешней угрозы. Без наличия этих условий вероятность возникновения и/или укрепления демократических институтов невелика, хотя она полностью не исключается (пример Индии, где демократия достаточно стабильна, несмотря на сравнительно низкий уровень экономического развития).
Проблемы и перспективы демократии. В политической мысли и общественном сознании с древних времён существовало критическое отношение к демократии. Начиная с Платона основной аргумент против демократии, воспроизводимый философами самых разных эпох, состоял в том, что большинство людей не обладает ни достаточными знаниями и навыками государственной деятельности, ни высокой моралью. Поэтому успешное управление государством, обеспечивающее достижение общего блага, могут осуществлять только самые достойные и компетентные граждане, которые всегда составляют меньшинство. В начале XX века наиболее обстоятельная критика демократических идей, получивших к тому времени широкое распространение, была дана теоретиками элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), утверждавшими, что демократия не только нежелательна, но и фактически невозможна, поскольку в любом обществе политическая власть неизбежно концентрируется в руках элиты, которая лучше организована, обладает моральным и интеллектуальным превосходством над остальными гражданами и способна эффективно использовать свои ресурсы для сохранения власти. В современных теориях элит (Т. Дай и других) подчёркивается нецелесообразность существенного расширения влияния граждан на процесс принятия политических решений, поскольку это может подорвать стабильность общества и эффективность государственного управления; главная роль в политической системе отводится конкурирующим между собой политическим элитам, которые могут обеспечить воспроизводство и функционирование либеральных институтов.
Сложный и противоречивый опыт «новых демократий» XX века вызвал оживление критики демократии. Утверждается, что демократия может стать средством завоевания власти экстремистскими силами, не заинтересованными в сохранении демократических свобод; она ориентирует правящую элиту на удовлетворение сиюминутных запросов населения (от которого зависит её нахождение у власти) в ущерб стратегическим решениям, стимулирует рост социальной нетерпимости в результате активного использования соперничающими элитами религиозного, расового и национального факторов в качестве инструментов политической мобилизации и ведёт к чрезмерному влиянию групповых интересов, препятствующему осуществлению эффективной социально-экономической политики государства.
Однако история стран развитой демократии показывает, что данные проблемы могут успешно решаться. В этих странах определены пределы власти большинства и предусмотрены меры, препятствующие ограничению политических прав и свобод; основная масса населения разделяет ценности либеральной демократии и поддерживает демократические институты. В целом они существенно превосходят другие страны по главным показателям социального и экономического развития, а граждане имеют больше возможностей для защиты своих основополагающих интересов. Демократия в XXI веке считается желательной формой власти в большинстве стран мира, и остаётся совсем немного государств, не называющих себя демократическими; за счёт устойчивых прямых и обратных связей демократия обеспечивает более оптимальные по сравнению с другими политическими системами взаимоотношения между государством и гражданским обществом; демократия наиболее полно воплощает фундаменатльные ценности равенства и свободы, даёт возможность людям самим совместно определять свою судьбу, способствует формированию активной жизненной позиции и ответственности гражданина. Демократическая идея сохраняет свою привлекательность и для людей в недемократических странах; соотношение сил в мире и международная обстановка в целом благоприятствуют распространению демократии, и по мере складывания её предпосылок авторитарным режимам становится труднее противодействовать демократическим преобразованиям. Под влиянием глобализации демократическая практика выходит за пределы национальных государств, проникая в систему мировой политики. Мировое сообщество стремится построить «демократический миропорядок», который утверждает равноправие и демократической процедуры во взаимоотношениях государств и исключает действия государств в обход или в нарушение международного права и решений международных политических организаций (ООН), хотя в отдельных случаях данный процесс воспринимается как угроза национальным демократиям и правам граждан.