демонстративная форма благочестия поле чудес
Ханжество
Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.
Содержание
Основные характеристики ханжества
Основные характеристики ханжества:
Психология ханжества
Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т.д. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание. Таким образом, человек оправдывает себя перед собой. То есть из бывших дам легкого поведения, многие становятся ханжами.
Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.
Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и ее расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно. [3]
Словоупотребление
Сходные понятия: самодовольство, фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность.
Человек, склонный к ханжеству, называется ханжо́й (именительный падеж — «ханжа»). Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.
Пустосвятство
Ханжество в литературе
В России одними из первых типы ханжей вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов:
Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в голландский сыр.
Ханжи появляются в произведениях Александра Куприна («Ханжушка»), Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты») и Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»).
Демонстративная форма благочестия поле чудес
08:15 pm Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе. |
Мы часто тешимся тем, чтобы быть хорошими ангелами, и забываем, что раньше нужно стать хорошими людьми.
Франциск Сальский
Когда люди хвастаются пороками, это ещё не беда. Нравственное зло возникает, когда они хвастаются добродетелями. Гилберт Честертон
Ангельские крылья существуют не для того, чтобы пускать ими пыль в глаза. Авессалом Подводный
Превратно понимаемая добродетель может причинить столько же зла, как и порок. Мад. де Моттвиль
Дружба двух святош делает больше зла, чем открытая вражда десяти праведников. Оноре де Бальзак
Мы оскорбляем нравственность, когда берём её предлогом для жестокости. Бенжамен Констант
Я думаю, что добродетельные люди приносят большой вред. Особенно вредны они потому, что придают такое большое значение злу. Оскар Уайльд
Не бывает безнравственной порядочность, непорядочная нравственность бывает. Владимир Микушевич
Когда нечестивый проклинает сатану, он проклинает свою душу. Библия Сир. 21.30.
Что оскорбляет зрение ханжей, может потрафить их вкусу.
Мишель де Монтень
Нетрудно предписывать невозможное, когда не даёшь себе труда исполнять предписания. Жан Жак Руссо
Призывами к добродетели мы утончаем наши пороки. Аркадий Давидович
У некоторых людей уши являются самой благопристойной частью их существа. Генри Филдинг
Монахи имеют печальную особенность воздерживаться от удовольствий, не делая меньше преступлений. Клод Гельвеций
Мало найдётся ханжей, которым не подобало бы возмущаться непристойностью своих мыслей. Мишель де Монтень
Один скотоложец возбуждался, листая учебник зоологии. Следует ли признать эту книгу порнографическим изданием? Станислав Ежи Лец
Трудно решить, то ли глупым свойственно впадать в ханжество, то ли ханжам свойственно глупеть. Оноре де Бальзак
Поле чудес 16+
Поле чудес. Выпуск от 05.11.2021
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Девять игроков из разных городов и сел России собираются за барабаном в студии программы «Поле чудес», чтобы, разбившись на тройки, отгадать слова, которые зашифровал для них на табло ведущий. Победители каждой из игровых троек встречаются в финале, где и определяется человек, который выигрывает главный приз. Игра ведется на очки, поэтому в конце программы победитель может выбрать количество призов в соответствии с количеством набранных им очков.
В программе также предусмотрена суперигра, на которую победитель программы волен согласиться или не согласиться. В случае его согласия ведущий зашифровывает на табло три слова, которые нужно отгадать после минуты, которая дается игроку на раздумья. Если игрок отгадывает одно слово, расположенное на табло по горизонтали, он выигрывает суперприз. Если же игроку удается после минуты раздумий назвать все три слова, программа «Поле чудес» вручает ему автомобиль.
Много денег — показатель благочестия?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, что есть в христианском понимании деньги? Откуда они берутся? Как их правильно зарабатывать? Если ты стремишься и учишься следовать христианским законам и традициям, служит ли увеличение благосостояние в том числе мерилом/показателем моего правильного следования?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Про деньги как-то корректнее говорить в категориях экономики. Деньги — это принятый людьми по договоренности эквивалент стоимости услуг и товаров. В наше время он обеспечивается золотым запасом страны. Откуда деньги берутся, думаю, Вы сами понимаете: их выпускает государство, чья валюта признана в мире и гарантирована золотым запасом страны. Деньги человек получает за свою работу либо в качестве выплат от государства, может быть, в качестве подарка от других людей. Правильно зарабатывать деньги честным и качественным трудом. Иными словами, свою работу Вы должны выполнять максимально хорошо и стремиться расти как профессионал, как специалист.
А вот последняя идея — это из протестантизма. Это у протестантов много денег воспринималось как показатель благочестия. В Православии же это не является показателем правильно выбранного пути. Скорее я бы сказал, что деньги являются показателем стоимости Ваших услуг как специалиста. А если у Вас есть хорошее наследство — то деньги показывают, что Ваши предки умели заработать, накопить и передать деньги потомкам. А если у Вас хорошие вклады — это о том, что Вы умеете управляться с ценными бумагами. Иными словами, это показатель профессиональных и финансовых умений, но никак не критерий верности духовного пути. Тут критерии совсем иные.
Почему миряне благословляют троеперстием, а священники двумя перстами?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Иерей Виктор НИКИШОВ
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Крестное знамение мирян и благословение священников, хоть и внешне немного похожие, имеют разную смысловую нагрузку и разное исполнение.
Обыкновенное крестное знамение означает молитвенное обращение к Распятому на Кресте Господу и является выражением веры всех христиан.
Крестное знамение упоминается еще в апостольские времена. Тертуллиан писал, «мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильник, одеваясь, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
Из истории Церкви Христовой известно, что вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога, и крестились они малым крестом, осеняя крестом только чело. К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест». После IV Вселенского собора (451 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, к IX веку единоперстие постепенно заменило двуперстие, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда Русь была крещена, в Византии крестились ещё двумя перстами. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Приблизительно в XI-XII веках в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием, так как двоеперстие уравнивало православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы..
Устоявшаяся практика нанесения двумя перстами (пальцами) с прижатыми тремя пальцами к ладони крестного знамения, существовала в Русской Православной Церкви до раскола, который произошел при патриархе Никоне (1605-1681) (подробнее об этом Как крестились до раскола в 1054 году?).
В современности для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: большой, указательный и средний слагаем вместе концами ровно, а безымянный и мизинец пригибаем к ладони (Как творить крестное знамение?).
И вот теперь мы возвращаемся к Вашему вопросу.
Когда нас осеняют крестным знамением священнослужители, это называется благословением. Силу священнического благословения Господь указал еще в Ветхом Завете. Облекая священников властью благословлять народ, он говорит им: «Пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».
Ветхозаветное благословение для сынов Новозаветной Церкви получило силу и значение с того времени, когда Господь Иисус Христос в день Вознесения на горе Елеонской поднял руки и благословил Своих учеников.
Подражая Спасителю, христианские пастыри также стали поднимать руки для преподания благословения верующим. Действуя властью и Именем Спасителя, они складывают пальцы так, чтобы в этом сложении изображалось Имя Иисуса Христа «Иисус Христос».
Сложенную руку православный священник поднимает вверх и благословляет изображением креста пред ним стоящих. Так вся сила благословения и освящения подается нам крестом. Во время богослужения, священник, осеняя народ крестообразно, желает ему мира, по примеру Христа: «Мир всем». В ответ на это верующие должны поклониться без крестного знамения.
На иконах некоторых святых используется именословное благословение, которым благословляют архиереи и священники. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский…
Резюмируем: миряне крестятся и благословляют пищу, родственников, складывая определенным образом пальцы, где три пальца сложенные обозначают Троицу, а два пальца прижатые к ладони – природу Христа: Божественную и человеческую. Священник же благословляет не двумя пальцами. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Также часто на иконах изображаются святые с благословляющей десницей, символично обозначая то, что при жизни они так же благословляли людей и сейчас продолжают это делать с любовью о Христе.