демонтаж счет бухгалтерского учета
Оприходование материалов и запчастей после демонтажа
Проведение ликвидации объектов основных средств
Ликвидация основного средства – стандартная процедура на предприятии, которая проводится ввиду физического износа, когда технические характеристики имущества перестают отвечать необходимым требованиям. Министерство финансов дает методические указания на правила проведения ликвидации. Они утверждены приказом №91н от 13 октября 2003 года.
Рассмотрим поэтапно процедуру ликвидации:
Руководитель принимает и оформляет решение по созданию специальной ликвидационной комиссии. Члены комиссии и решают что делать дальше с износившимся основным средством.
Ликвидационная комиссия:
Если комиссия решила, что объект пора ликвидировать, то составляется заключение о нецелесообразности применения объекта на производстве в будущем.
Затем руководитель организации издает приказ о том, что эксплуатация основного средства должна быть прекращена, а сам объект должен быть ликвидирован. На основании этого приказа необходимо списать объект по его первоначальной стоимости, а также снять с учета и накопленную амортизацию.
Документы при списании объекта ОС
Какие документы оформляются при списании объекта ОС:
Как оприходовать запчасти и материалы
Ликвидация может осуществляться разными методами, один из которых – демонтаж. Демонтировать объект можно самостоятельно силами специалистов организации, а можно привлечь подрядчиков.
Бухучет при списании ОС
После того, как демонтаж проведен, важно правильно отразить в учете все доходы и расходы. Прочих доходов у нас не будет, ставим ноль. В прочих расходах нужно отразить остаточную стоимость основного средства и расходы, понесенные на проведение ликвидации. После проведения демонтажа в бухучете необходимо правильно отразить как доходы, так и понесенные расходы.
Хозяйственный способ – ликвидируем своими силами. Отражение в учете
Расходы в этом случае будут отражаться так:
Дебет 91-2 кредит 70 (кредит 68/69/10)
В случае, если в организации имеется спецотдел и основное средство будут демонтировать сотрудники этого отдела, то затраты с 10-го, 70-го, 69-го счетов сначала нужно аккумулировать на 23 счета. После этого всю сумму списываем на 91(2) счет.
Демонтаж силами подрядчиков. Отражение в учете
Если объект демонтируют подрядчики, нужно сделать следующие проводки:
Дебет 91(2) кредит 60 – отражаем сумму расходов;
Дебет 19 кредит 60 – эту проводку делаем в том случае, если подрядчик использует основной режим налогообложения и выставляет НДС.
Каждое предприятие само решает, что делать с оставшимися после демонтажа материалами и запасными частями – утилизировать их или где-то применить.
Оценка стоимости оставшихся материалов и запчастей для учета
Если оставшиеся после демонтажа материалы и запчасти пригодны для дальнейшего использования, то принимать их к учету нужно по рыночной цене. При этом цена должна быть подтверждена справкой.
В справке указывается среднерыночная стоимость аналогичных материалов и запасных частей. Подготовить такой документ может эксперт специализированной организации или же профильный сотрудник предприятия. Если анализ проводит сотрудник, то он должен проанализировать цены на рынке на подобные материалы и сделать заключение, в котором необходимо дать обоснование предлагаемой цене.
Отражение в учете материалов и запчастей после демонтажа
Все, что осталось после демонтажа, можно использовать в деятельности организации, а можно продать.
Отражаем поступление материалов и запчастей
Чтобы отразить поступившие материалы в результате демонтажа основного средства, нужно сделать такую проводку:
Дебет 10 кредит 91-1
Если оставили материалы себе
Если все же принято решение использовать запчасти материалы далее в своем же производстве, то делаем такую проводку:
Дебет 20/25/25 кредит 10
Если реализовали материалы
Если материалы будут проданы, то возникнет выручка и прочие расходы в той сумме, за которую они были реализованы. Как отражаем в учете:
Дебет 62 кредит 91-1
Дебет 91-2 кредит 10.
Налоги на оприходованные материалы
Все доходы и расходы, возникающие при демонтаже основного средства, должны быть учтены при расчете налога на прибыль организаций.
Как ведем налоговый учет в случае списания ОС:
Таким образом, все затраты, понесенные предприятием на ликвидацию основного средства, в учете нужно отнести на внереализационные доходы (статья 265 налогового кодекса). Аналогично списываем оставшуюся стоимость основного средства, который выводится из эксплуатации.
Демонтаж счет бухгалтерского учета
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить расходы на снос здания в случае, если работы по сносу произведены, но регистрационные документы еще не получены?
Факт регистрации (наличия регистрационных документов) при отражении в бухгалтерском и налоговом учете не имеет значения.
1. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих (п. 31 ПБУ 6/01).
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае выбытия актива, неспособного приносить доход.
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, то есть расходы на снос здания, выполненные подрядной организацией, могут быть отражены в составе расходов на дату подписания актов с подрядчиками. При этом, по нашему мнению, для правомерного признания этих расходов у организации должен иметься в наличии Акт о списании объектов по форме ОС-4, который может быть датирован более поздним числом.
2. В налоговом учете в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества) включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация, единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией соответствующего акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27, постановление АС ЗСО от 12.10.2015 N Ф04-24370/15 по делу N А27-24369/2014).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Обществом с ограниченной ответственностью принято решение о ликвидации основных средств из-за прекращения использования объектов вследствие физического износа (приказ о ликвидации утвержден руководителем Общества, утвержден и подписан Акт о переводе основных средств на ликвидацию). Данные основные средства подлежат демонтажу. Процесс ликвидации происходит в течение длительного периода (переходит на следующий отчетный год). На основании приказа о ликвидации подписывается договор с подрядной организацией о проведении работ по демонтажу объекта. По состоянию на отчетную дату работы по демонтажу не начаты. Прошу Вас рассмотреть пакет документов и Ваше мнение по. (ООО «АНТ-Консалт», ноябрь 2016 г.);
— Энциклопедия решений. Учет расходов при списании (ликвидации) основных средств, НМА;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет списания основных средств при их ликвидации (демонтаже) в соответствии с ПБУ 6/01 до 31 декабря 2021 года;
— Вопрос: Организация ликвидирует производственное здание. Демонтаж завершен в мае 2020 года, акт ОС-4 оформлен в мае. С регистрации в ЕГРН здание будет снято в июне. Когда отразить выбытие здания в бухгалтерском и налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Косарева Ираида
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Демонтируем основные средства
О. Харламова, эксперт ПБ
Основное средство устарело, и его нужно списать. Одним из способов ликвидации имущества является демонтаж. О тонкостях учета этой операции наша статья.
Фирма может расстаться со своим имуществом по многим причинам. В том числе из-за физического и морального износа оборудования. Например, когда станок перестает выпускать детали подобающего качества или продукция больше не отвечает современным стандартам. В результате демонтажа остаются материальные ценности, которые можно использовать в дальнейшем. Прежде всего эти действия требуют документального учета.
Оформляем документы
Первоначально, на основании приказа директора, нужно создать специальную комиссию. Она определяет необходимость демонтажа (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). В состав комиссии входят руководитель, главный бухгалтер и материально-ответственные работники. Списание имущества происходит на основании акта по форме ОС-4 или ОС-4а (акт на списание автотранспортных средств). Для групп объектов основных средств заполняют форму ОС-4б. Акт составляется в двух экземплярах: один – для бухгалтерии, другой – для материально-ответственного лица. Документ подписывают члены комиссии и заверяет руководитель организации.
Если детали отправляют на склад, то бухгалтер заполняет приходный ордер М-4, утвержденный постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
На основании акта делается запись в инвентарной карточке по форме ОС-6. Срок хранения этого документа – не менее пяти лет (п. 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Учитываем расходы
Прежде всего необходимо определить, кто будет выполнять работы по демонтажу. Либо фирма сама справится, либо ей придется привлечь стороннюю организацию. Как это отразить в бухгалтерском учете, рассмотрим на примере.
ООО «Монолит» демонтировало два печатных станка. Первоначальная стоимость каждого – 252 000 руб., остаточная стоимость – 21 000 руб., сумма начисленной амортизации – 231 000 руб. Один станок фирма демонтировала своими силами и потратила 10 000 руб. (зарплата – 7400 руб., ЕСН и страховые взносы – 2600 руб.), а другой – с привлечением ООО «Вега», которому заплатила 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Бухгалтер «Монолита» сделал следующие проводки:
Дебет 01 субсчет «Выбытие ОС» Кредит 01
– 504 000 руб. – списана первоначальная стоимость станков;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»
– 462 000 руб. – списана сумма амортизации по двум станкам;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»
– 42 000 руб. – списана остаточная стоимость станков.
Демонтаж печатного станка силами организации бухгалтер отразил проводками:
Дебет 91-2 Кредит 70
– 7400 руб. – списаны расходы на зарплату сотрудников, занятых в демонтаже;
Дебет 91-2 Кредит 69
– 2600 руб. – списаны начисленные страховые взносы и ЕСН.
При демонтаже печатного станка силами сторонней организации в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 91-2 Кредит 60 (76)
– 15 000 руб. – отражена задолженность за выполненные работы по демонтажу;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– 2700 руб. – выделен НДС по демонтажным работам;
Дебет 60 Кредит 51
– 17 700 руб. – оплачены работы по демонтажу;
Дебет 68 Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету уплаченный поставщику НДС.
Возьмем данные предыдущего примера.
После демонтажа станков у ООО «Монолит» остались запчасти и металлолом. Рыночная стоимость запчастей на дату списания составила 35 000 руб., а металлолома – 18 000 руб. В учете бухгалтер сделал следующие записи:
Дебет 10 субсчет «Запасные части» Кредит 91-1
– 35 000 руб. – оприходованы запчасти по рыночной стоимости;
Дебет 10 субсчет «Прочие материалы» Кредит 91-1
– 18 000 руб. – оприходован металлолом;
Дебет 99 Кредит 91-9
– 14 000 руб. (42 000 + 7400 + 2600 + 15 000 – 35 000 – – 18 000) – отражен убыток от демонтажа.
Эх, налоги.
В состав внереализационных доходов входит стоимость имущества, полученного при демонтаже (п. 13 ст. 250 НК РФ). Вместе с тем прибыль можно уменьшить на сумму произведенных расходов: недоначисленную амортизацию и расходы на ликвидацию основного средства (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
А вот уменьшить прибыль на стоимость полученных материалов при их дальнейшей реализации или отпуске в производство нельзя (письмо УМНС по г. Москве от 16 августа 2004 г. № 26-12/53720 и письмо Минфина России от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/1/7).
Эта ситуация изменится со следующего года. Законодатели решили внести поправки в пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса. Организациям будет позволено включать в расходы при исчислении базы по налогу на прибыль 24 процента от суммы оприходованных материалов.
С возмещением НДС по разборке оборудования – свои нюансы. Если оно будет реализовано или использовано в деятельности, облагаемой НДС, то налог можно зачесть (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). В противном случае эти суммы учитываются в стоимости услуг по демонтажу (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Есть ситуации, когда оборудование стабильно работает, но все рано попадает в демонтаж. Данная операция не является техническим перевооружением или реконструкцией. И, несмотря на это, некоторые бухгалтеры включают расходы по демонтажу в первоначальную стоимость нового основного средства. Эту позицию опровергает письмо Минфина России от 23 июня 2005 г. № 03-03-04/1/29. По мнению чиновников, данные расходы нужно отнести к внереализационным. Первоначальную стоимость имущества они не увеличивают.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Демонтаж и списание основного средства
В результате инвентаризации ваша фирма выявила основное средство, которое испорчено, морально устарело или физически изношено. Как правило, продать такой объект невозможно. Тогда его демонтируют и списывают с учета. Разберемся, как провести и задокументировать эту операцию, составить проводки, отразить в отчете о финансовых результатах, начислить налоги, в том числе выбрать приемлемую для вас позицию с восстановлением НДС.
Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики. Под физическим износом понимается ухудшение
технико-экономических и социальных характеристик объекта под воздействием процесса труда (интенсивности, особенностей технологии использования, количества и качества ремонта, уровня агрессивности внешней среды и т. д.). Моральный износ (обесценивание) проявляется в том, что основное средство по своей конструкции, производительности, экономичности перестает соответствовать требованиям для выпуска продукции необходимого качества.
Вследствие физического или морального износа основного средства наступает
его неспособность приносить экономическую выгоду, а это уже является основанием
для его списания.
Составление документации при выбытии объектов
Для установления физического и морального износа и того, возможно ли восстановление объекта, будет ли оно эффективным и насколько целесообразно его дальнейшее использование, приказом руководителя организации создается комиссия. В дальнейшем она дает свое заключение и составляет документацию при выбытии объектов.
В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии можно приглашать сторонних специалистов
(п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, далее – Методические указания).
Комиссия должна (п. 78 Методических указаний):
Приказ о создании комиссии может выглядеть так.
Комиссия также решает, возможно ли дальше использовать отдельные узлы, детали, материалы, полученные при демонтаже выбывающего объекта (например, для текущего ремонта рабочего оборудования или на продажу), оценивает по количеству и по стоимости, исходя из рыночных цен, а также обеспечивает сохранность.
После принятия решения о списании объекта комиссия составляет заключение. Типовой формы для него нет. Поэтому можете разработать шаблон документа самостоятельно. Главное, чтобы в бланке были все необходимые реквизиты первичного документа. Утверждает форму руководитель приказом к учетной политике (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).
Пример заключения ликвидационной комиссии.
Следующий шаг: руководитель организации издает приказ о ликвидации основного средства. Типовой формы документа нет, можно воспользоваться образцом.
После заключения комиссии и приказа руководителя надо составить акт о списании имущества. Можно использовать акт по типовой форме № ОС-4 (для автомобилей – № ОС-4а)
или самостоятельно разработанную форму. Во втором случае необходимо, чтобы в документе
были все необходимые реквизиты.
Как и любые другие первичные документы, которые используют в организации, выбранную форму утверждает приказом руководитель.
На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, книгах, которые используете для учета хранения и движения основных средств. Так предусмотрено в пункте 80 Методических указаний. Как правило, применяют типовые бланки: инвентарную карточку по форме № ОС-6 (при учете имущества обособленно) или карточку по форме № ОС-6а (когда основные средства учитывают в составе групп объектов). Малые предприятия используют инвентарную книгу по форме № ОС-6б.
При демонтаже основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать (п. 57 Методических указаний). Чтобы оформить поступление объектов, полученных при разборке основных средств, можно использовать типовую форму № М-35.
Как отразить демонтаж в бухгалтерском учете
При ликвидации ОС в результате демонтажа возникают как доходы, так и расходы. Рассмотрим, как отразить их в бухгалтерском учете.
Списание объекта
Сам объект спишите со счета 01. Отразите также все расходы, связанные с ликвидацией имущества. Со следующего за ликвидацией месяца прекратите начислять амортизацию
(п. 22 ПБУ 6/01).
Если срок полезного использования еще не истек, при ликвидации ОС его остаточную стоимость списывают на прочие расходы. Сделайте это в том периоде, когда составили ликвидационный акт и соблюли все необходимые формальности. Это следует из пункта 29 ПБУ 6/01 и пункта 11 ПБУ 10/99.
При списании остаточной стоимости проводки такие:
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
— отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01
— отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
— списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).
Если остаточную стоимость списывают опционально, то без расходов на разборку и демонтаж
не обойтись.
Указанные траты отразите в составе прочих расходов того периода, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99).
От того, кто проводит ликвидацию основного средства, зависит и оформление проводками затрат на эти работы. Возможны три варианта.
Вариант 1. Ликвидацию проводит специальное подразделение организации. Например, ремонтная служба. Тогда проводки такие:
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 70 (68, 69. )
— отражены расходы на ликвидацию основного средства;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 23
— списаны расходы на ликвидацию основного средства.
Вариант 2. В организации нет специального подразделения, ликвидацию проводите без привлечения сторонних подрядчиков. Поэтому при списании расходов на ликвидацию основного средства в учете делайте проводку:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70 (69, 68, 10. )
— учтены расходы на ликвидацию основного средства.
Вариант 3. Ликвидирует основное средство привлеченный подрядчик. Расходы, связанные с оплатой его услуг, отразите проводкой:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60
— учтены расходы на ликвидацию основного средства, выполненную подрядным способом;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— учтен НДС, предъявленный подрядчиком, проводившим ликвидацию основного средства.
Учет материалов, полученных при демонтаже
А что делать с оставшимися материалами, например, вполне исправными запчастями и металлоломом? Все эти вещи приходуют по рыночной цене. В дальнейшем материалы можно использовать в производстве или реализовать.
Для поступления материалов при демонтаже ОС проводка такая:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1
— оприходованы материалы, полученные при ликвидации основного средства.
Реализацию материалов (лома) в бухучете отражают как прочие доходы. Себестоимость реализованных МПЗ списывают на прочие расходы. Проводки такие:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1
— отражена выручка от реализации материалов (лома);
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10
— списана себестоимость материалов (лома).
Отчет о финансовых результатах и пояснения
В отчете о финансовых результатах списанную остаточную стоимость демонтированного ОС указывают по строке 2350 «Прочие расходы».
Кроме того, ее отражают в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в разделе «Основные средства» по столбцу 6 «Выбыло объектов».
Другие затраты, связанные с ликвидацией основного средства (например, на его демонтаж, разборку и т. п.) также указывают по строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах.
После разборки или демонтажа оборудования могут остаться ценности (детали, узлы, агрегаты), которые можно использовать в производстве. Бухгалтер должен оприходовать их по рыночной стоимости (цене возможной реализации). Это правило применяют как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Сумму таких доходов указывают по строке 2340 «Прочие доходы» отчета о финансовых результатах.
Как учесть демонтаж при расчете налогов
Если вы демонтировали ОС, это имеет свои налоговые последствия.
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль расходы на ликвидацию основных средств учитывайте в составе внереализационных расходов. Это касается как остаточной стоимости демонтируемого ОС, так и расходов в связи с ликвидацией имущества. Основание – подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
При методе начисления расходы учтите в том периоде, в котором был подписан акт о выполнении работ по ликвидации основного средства. Это следует из подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
При кассовом методе расходы на ликвидацию отразите по мере их оплаты при наличии акта о выполнении работ по ликвидации (п. 3 ст. 273 НК РФ). Как при методе начисления, так и при кассовом методе недоначисленную амортизацию списывают на дату оформления акта о списании основного средства.
Если после демонтажа будут оприходованы оставшиеся детали или материалы, то их стоимость отразите в составе внереализационных доходов на основании пункта 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Показать доход надо независимо от того, будете полученное имущество в дальнейшем использовать в деятельности, направленной на получение доходов, или нет (письмо Минфина России от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58).
При методе начисления датой получения дохода будет считаться дата подписания акта о ликвидации основного средства (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если применяете кассовый метод, отражайте доходы в виде стоимости сырья или материалов, полученных после ликвидации основного средства, на дату их оприходования в бухучете (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Стоимость, по которой сырье, материалы и т. п. отражают в налоговом учете, определяйте с учетом рыночных цен. В налоговом учете это будет внереализационный доход.
При отпуске материалов в производство или последующей реализации отразите их стоимость соответственно в составе материальных расходов или расходов от реализации. При этом стоимость, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, определите как сумму, которая ранее была учтена в составе доходов (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).
Спецрежимы
Для фирм и предпринимателей на УСН с объектом «доходы» демонтаж основных средств никак не влияет на сумму единого налога (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» могут списать при налогообложении расходы на демонтаж ОС как своими силами, так и с участием подрядчика (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
На сумму ЕНВД демонтаж основных средств не влияет, потому что базой по единому налогу является вмененный доход (ст. 346.29 НК РФ).
Восстанавливать ли НДС?
Если подрядчик, который проводил демонтаж, является плательщиком НСД, то сумму предъявленного им налога можно принять к вычету по общим правилам в силу прямой нормы – пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ.
Однако чиновники считают, что у компании в связи с «досрочным» выводом ОС из эксплуатации появляется обязанность по НДС: если срок полезного использования объекта не истек, плательщик должен восстановить сумму входного НДС, приходящуюся на остаточную стоимость ОС. На это указывал Минфин России в относительно свежем письме от 17.02.2016
№ 03-07-11/8736. Поскольку ОС больше не используется в облагаемых НДС операциях –
права на вычет нет.
Если бухгалтер решит следовать этому указанию, он составит проводки:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 19
— включена в прочие расходы сумма входного НДС по услугам подрядчика;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— восстановлена сумма НДС по недоамортизированной части стоимости основного средства, подвергшегося демонтажу.
С требованием восстанавливать НДС с остаточной стоимости ОС можно и не согласиться. Закрытый перечень оснований, по которым надо восстанавливать НДС (п. 3 ст. 170 НК РФ)
не предусматривает такого основания, как вывод ОС из эксплуатации.
Данный вывод есть в прошлогодних письмах ФНС России от 17.06.2015 № ГД-4-3/10451
и от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627. В обоих документах налоговая служба опирается на позицию
решение ВАС РФ от 23.10.2006 № 10652/06 и на письмо Минфина России от 07.11.2013
№ 03-01-13/01/47571.
Налоговый консультант Тамара Петрухина
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование