денежные средства учитываются на счетах бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет движения денежных средств в организации
Что означает бухгалтерский учет операций с денежными средствами?
Бухгалтерский учет движения денежных средств заключается в отражении на бухгалтерских счетах записей по перемещению денег хозсубъекта. Состав и операции, характеризующие приход денег и использование их организацией, перечислены в ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Проанализировать соответствующие записи бухучета позволяет одноименный бухгалтерский отчет — форма 4, в которой аккумулируются все возможные движения денег организации.
Как отражается бухгалтерский учет денежных средств на расчетных и прочих счетах?
Бухгалтерский учет денежных средств организации в безналичной форме организуется с применением счетов бухучета:
При этом расчетные счета применяются по рублевым операциям, а валютные счета отражают списание и поступление денег в валюте других стран. Специальные счета предусматривают наличие аккредитивов, чековых книжек и депозитных вкладов, на которых размещаются деньги организации или предпринимателя.
Что касается сч. 57, он используется в случаях, когда даты списания денежных средств из кассы (поступления в кассу) и их оприходования на расчетный счет (списания с расчетного счета) отличаются. В частности, это может быть, если фирма пользуется услугами инкассатора.
Как отражать в бухгалтерском учете переводы в пути, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Поступление денег на любой из счетов хозсубъекта отражается по их дебету (Дт 51, 52, 55, 57), а списание — по кредиту (Кт 51, 52, 55, 57).
Как вести бухгалтерский учет денежных средств в кассе?
Условия, которых следует придерживаться при работе с наличными деньгами, содержатся в указании ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций» от 11.03.2014 № 3210-У (далее − порядок).
Обратим внимание на важные моменты указанного порядка:
В бухучете проводки по операциям с наличными, осуществленные через кассу, делаются с использованием сч. 50 «Касса»: при получении денег делается запись по Дт 50, при выдаче денег — задействуется Кт 50.
Об использовании в бухучете счета 50 см. в статье «Что означает дебет 50 и кредит 50, 71, 51, 76 (нюансы)?».
Чем бухучет денежных средств ИП отличается от учета на предприятии?
Условия осуществления бухгалтерского учета денежных средств для некоторых ИП несколько отличаются от рассмотренного ранее порядка. Предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на спецрежимах, разрешено не организовывать бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Такие ИП также вправе:
Освобождение от применения бухучета освобождает такого ИП от составления формы 4, также такое право есть у всех субъектов малого предпринимательства.
Итоги
Ведение бухгалтерского учета денежных средств должно быть осуществлено всеми организациями путем отражения учетных записей, а при наличии кассы — с соблюдением правил кассовой дисциплины. ИП-спецрежимники осуществляют учет денежных средств в упрощенном порядке.
Бухгалтерский учет денежных средств
Деньги — основной актив компании, без них невозможно проводить расчеты с персоналом, поставщиками и покупателя. К учету денежных средств бухгалтерия должна подходить с максимальной ответственностью и внимательностью.
Цель учета денежных средств
Цель учета денежных средств — фиксировать их движение на счетах бухучета. Организация не может работать, если не знает, сколько у нее денег, откуда они пришли, и куда она их расходует. Бухгалтерский учет денежных средств должен помочь ответить на эти вопросы.
Кроме отражения информации о движении денег по счетам, бухучет помогает:
Расчеты неразрывно связаны с денежными средствами.
Нормативное регулирование учета денежных средств
Положения, касающиеся учета движения денег, закреплены в нормативно-правовых актах:
Внутри организации порядок учета денежных средств регулирует Учетная политика компании.
Счета для учета денежных средств
Денежные средства компании учитывайте на следующих счетах:
Деньги напрямую связаны с расчетами. Любая операция, например, поступление товаров от поставщика, начисление заработной платы, начисление налогов, формирует задолженность компании. А с помощью денежных средств происходит ее погашение. Поэтому «денежные» счета вы будете видеть в корреспонденции со счетами 60 — 79:
Например, компания покупает товары для перепродажи за 100 000 рублей. Отгрузка произошла 25 апреля, а оплатили 26 апреля. В бухгалтерском учете будут следующие проводки.
Дата | Дт | Кт | Сумма | Описание |
---|---|---|---|---|
25.04.2021 | 41 | 60 | 100 000 | Отразили задолженность за отгруженные товары перед поставщиком. То есть товар приняли, но деньги еще не перечисили. |
26.04.2021 | 60 | 51 | 100 000 | Перечислили с расчетного счета деньги поставщику товаров. То есть погасили задолженность перед ним. |
Аналогичный пример с зарплатой. Начисляют ее в последний день месяца, а выплачивают позже. Например, Иванову начислили заработную плату 31 марта в размере 50 000 рублей, а выплатили 10 апреля.
Дата | Дт | Кт | Сумма | Описание |
---|---|---|---|---|
31.03.2021 | 26 | 70 | 50 000 | Начислили зарплату работнику управленческого персонала. То есть отразили задолженность по заработной плате. |
10.04.2021 | 70 | 51 | 50 000 | Выплатили зарплату работнику управленческого персонала. То есть погасили задолженность. |
Основные счета учета денежных средств — 50 и 51
Основной счет для учета денег — это 51. Большую часть расчетов компания проводит именно через расчетный счет, так как расчеты наличкой ограничены лимитом в 100 000 рублей в рамках одного договора. Ниже приведены основные примеры бухгалтерских проводок со счетом 51.
Дебет | Кредит | Описание |
---|---|---|
60 | 51 | Оплатили задолженность перед поставщиком |
66 / 67 | 51 | Погасили задолженность по кредиту или займу |
68 | 51 | Оплатили задолженность по налогам |
69 | 51 | Перечислили страховые взносы с заработной платы работников |
71 | 51 | Перечислили деньги подотчетному лицу |
76 | 51 | Погасили задолженность перед кредитором |
91 | 51 | Списали комиссию за услуги банка |
51 | 62 | Получили деньги от покупателя |
51 | 60 | Получили возврат от поставщика |
51 | 66 / 67 | На расчетный счет поступил кредит или займ |
51 | 71 | Получили возврат от подотчетного лица |
Факт движения денег по расчетном счету подтверждается банковской выпиской.
Расчетных счетов у компании может быть несколько. Их количество не ограничено. Аналитический учет по счету 51 стройте в разрезе каждого открытого счета.
Деньги в кассе учитывайте на счете 50. При работе с наличкой в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014 года организация должна:
От использования кассовой книги, ПКО и РКО освобождены индивидуальные предприниматели, работающие на спецрежимах.
Важно! На расчеты наличкой между юридическими лицами установлено ограничение — не более 100 000 рублей в рамках одного договора.
Для учета денег в кассе к счету 50 открывают субсчета:
В таблице собраны основные проводки со счетом 50.
Дебет | Кредит | Описание |
---|---|---|
60 | 50 | Оплатили задолженность перед поставщиком |
66 / 67 | 50 | Погасили задолженность по кредиту или займу |
71 | 50 | Выдали из кассы деньги подотчетному лицу |
50 | 62 | Получили деньги от покупателя |
50 | 60 | Получили возврат от поставщика |
50 | 66 / 67 | В кассу поступил кредит или заем |
50 | 71 | Получили возврат от подотчетного лица |
Учет денежных средств в валюте
Организации, ведущие внешнеэкономическую деятельность, могут помимо рублевого счета открыть счет в валюте. В таком случае учет денежных средств в валюте ведите по счету 52.
Учет валюты подчинен валютному регулированию. Остатки денежных средств пересчитывайте в рубли по факту совершения операции. Из-за постоянного колебания курса у вас будут образовываться положительные и отрицательные курсовые разницы.
Проводки со счетом 52 аналогичны тем, которые мы рассматривали выше по счету 50 и 51. В таблице собраны специфичные проводки для учета валюты.
Дебет | Кредит | Описание |
---|---|---|
57 | 51 | Перечислены рубли для покупки валюты |
52 | 57 | Валюта зачислена на валютный счет |
60 | 52 | Оплатили задолженность перед зарубежным поставщиком |
71 | 52 | Выдали валюту в подотчет |
52 | 62 | Получили деньги от иностранного покупателя |
Учет денег на специальных счетах
Специальный счет — это особый счет для конкретных операций. Например, депозит — счет для размещения денег в банке под процент. Счет для тендеров — счет для обеспечения заявок на участие в госзакупках. Аккредитив — счет для безналичных расчетов, когда банк осуществляет платеж в пользу лица при наступлении условий, зафиксированных в договоре. Для учета денег на таких счетах используйте счет 55.
Примеры проводок аналогичны тем, что рассматривали выше. Пополнение спецсчета отразите проводкой:
Дебет | Кредит | Описание |
---|---|---|
55 | 50 | Деньги из кассы зачислили на специальный счет |
55 | 51 | Деньги с расчетного счета перевели на спецсчет |
Учет переводов в пути
Переводы в пути лучше разобрать на примере. Допустим, вы сдали наличные деньги в кассу банка или инкассаторам для их зачисления на расчетный счет. Операционисту потребуется время, чтобы обработать операцию по зачислению.
Пока операция обрабатывается, сумма денег исчезла из вашей кассы, но на расчетном счете ее еще нет. Эту сумму учитывайте как переводы в пути.
Пример можно записать в виде следующих проводок.
Дебет | Кредит | Описание |
---|---|---|
57 | 50 | Деньги из кассы переданы в кассу банка и учтены как переводы в пути |
51 | 57 | Наличка зачислена на расчетный счет |
Важно! Можно ограничится проводкой Дт51 Кт50, но только если операция по зачислению денег проходит менее чем за 1 день.
Счет 57 используют при покупке валюты, поскольку данная операция обрабатывается с определенной задержкой.
Отчет о движении денежных средств
Движения по счетам учета денег по итогам года попадают в форму 4 бухгалтерской отчетности. Отчет содержит информацию в разрезе статей поступлений и выплат, которые разбиты на три группы:
Форма отчета утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66Н. От его составления освобождены субъекты малого предпринимательства, которые считают, что отчет не содержит важных для оценки их деятельности показателей.
Учет денежных средств рекомендуем вести с помощью облачного сервиса Контур.Бухгалтерия. Ведите учет по всем открытым счетам и имеющимся валютам. Учитывайте деньги на депозитах и аккредитивах. Автоматически заполняйте отчет о движении денежных средств. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Учет денежных средств и расчетов
lori-0007190620-bigwww.jpg
Похожие публикации
Учет денежных средств и расчетных операций ведется в организации согласно требованиям Плана счетов под № 94н. Цель учета – обобщение данных по наличным, безналичным денежным оборотам на рублевых, валютных, специальных счетах. Дополнительно решается актуальная задача по формированию сведений о кредитных операциях. Основные нормативные документы:
Из чего состоит учет денежных средств и расчетов
Комплексный учет денежных средств, расчетных и кредитных операций ведется в организациях в части наличного, безналичного оборота по:
Задача учета – формирование достоверных сведений о денежных активах предприятия путем отражения взаимосвязанных операций по движению средств. Кредитные обязательства учитываются в расходах при расчете налога на прибыль, поэтому подлежат точному учету в разрезе по каждому отдельно.
Обратите внимание! Если организация берет кредиты в иностранной валюте, учитывать такие обязательства необходимо в рублях (по курсу на дату получения) с обязательным пересчетом долга (по курсу на дату погашения/дату формирования бухгалтерского отчета/по соглашению сторон). Выбранный способ пересчета закрепляется в учетной политике, а курсовые разницы подлежат включению в прочие расходы/доходы.
Бухгалтерский учет кредитных операций
Согласно ГК РФ, Плану счетов, ПБУ 15/2008 учет кредитных обязательств ведется на счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам/займам) и счет 67 (Расчеты по долгосрочным кредитам/займам). К первым относятся взятые на срок менее года, ко вторым – на срок более года. В бухгалтерском учете кредитных операций основные типовые проводки таковы:
При получении кредитов/займов у предприятия возникают основные затраты (проценты, курсовые разницы) и дополнительные (консультационные услуги, экспертиза, нотариальные услуги и пр.). Первые подлежат включению в расходы текущего периода, с учетом ограничения процентов по нормативным алгоритмам. Вторые – в расходы будущих периодов с равномерным последующим отнесением на текущие путем единовременного списания. Метод отнесения на затраты дополнительных издержек закрепляется в учетной политике.
Учет денежных средств и расчетов на предприятии – типовые проводки
Грамотный учет денежных средств на расчетных счетах организации осуществляется на активных счетах: 51, 52, 55, 57. Для отражения финансовых вложений предусмотрены счет 58 и счет 59. Синтетический и аналитический учет организуется в разрезе по каждому счету, контрагенту и виду финансового вложения. Рублевые и валютные счета также подлежат отдельному отражению с открытием при необходимости соответствующих субсчетов:
Как вести бухгалтерский учёт средств на расчётном счете
Основные денежные средства предприятия хранят, как правило, на расчетных счетах в банках. Рассказываем про правила учета на расчетном счете.
Что отражают
В силу Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), для учета денежных средств на расчетном счете применяют счет 51. Он так и называется – «Расчетные счета».
Так, бухгалтерский счет расчетный счет служит для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской валюте на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях. В этом суть синтетического учета на расчетном счете.
Порядок учета операций по расчетному счету
Согласно правилам, в дебете расчетного счета показывают поступление денежных средств на расчетные счета предприятия, а по кредиту расчетного счета – их списание с р/с.
Таким образом, бухгалтерский учет средств на расчетном счете носит активный характер, поскольку увеличение идёт по дебету.
Учтите, что учет денежных средств на расчетных счетах организации отражают в бухгалтерском учете на основании:
1. Выписок кредитной организации по расчетному счету.
2. Приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Что касается аналитического учета расчетного счета, то его ведут по каждому расчетному счету отдельно.
Счета для проводок по расчетному счету
На практике с денежными средствами на расчетном счете проводки могут быть со следующими счетами:
По дебету
По кредиту
51 Расчетные счета
55 Специальные счета в банках
57 Переводы в пути
58 Финансовые вложения
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
71 Расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
86 Целевое финансирование
91 Прочие доходы и расходы
98 Доходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки
51 Расчетные счета
55 Специальные счета в банках
57 Переводы в пути
58 Финансовые вложения
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 Расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
81 Собственные акции (доли)
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
96 Резервы предстоящих расходов
99 Прибыли и убытки
Примеры проводок
По сути, бухгалтерский учет денежных средств на расчетных счетах ограничивается ц типами операций – приходом и снятием денег с р/с.
Учет наличных денежных средств
Учет наличных денежных средств обычно называют кассовым, потому что все операции, связанные с наличностью, не только осуществляются в помещении, называемом «касса», но и проводятся по счету 50 «касса» в плане счетов. Правда, если организация реализует товары, услуги или работы в розницу, наличность может находиться в торговых точках, но ее тоже нужно складывать в кассу — специальный контрольный аппарат, выбивающий чеки покупателям. Кто может работать с наличными деньгами, как вести их учет и какие нужны документы?
План счетов
Учет движения денежных средств в наличном варианте осуществляется по счету 50 «касса» в плане счетов бухучета. Этот счет является активным синтетическим и к нему обычно открывают субсчета, показывающие движение наличных денежных средств в разрезе:
По каждому из субсчетов необходимо вести аналитику в разрезе движения по каждому отделу.
Уполномоченный работник
Заниматься движением наличных денежных средств и его учетом должен уполномоченный специалист: кассир или бухгалтер, который является материально-ответственным лицом и проводит все операции с первичными документами и занесением данных в регистры. С работником организация заключает договор о полной финансовой ответственности. Однако на многих первичных расходных документах также должна стоять подпись главного бухгалтера, который напрямую контролирует оборот наличности.
Кассовый лимит
Законодательно предусмотрено, что для всех организаций, которые имеют кассу и осуществляют налично-денежные расчеты, независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, банк должен установить кассовый лимит. Это остаток денег, который можно хранить, не сдавая в банк. Организация не имеет права выходить за пределы этого лимита.
Учетные документы
Учет денежных средств кратко осуществляется на основе первичных документов — расходных и приходных кассовых ордеров в регистрах бухучета. Ордера может выписывать уполномоченный бухгалтер или кассир. Первичка имеет ряд обязательных реквизитов:
Приход наличных денег в кассу оформляется приходным ордером, а выдача — расходным. Получатель денег должен собственноручно написать, сколько наличных денег получил, и подписаться. Ордера регистрируются в специальном журнале, где им присваиваются порядковые номера.
Для массовых выплат сотрудникам (зарплата, премии, аванс и т. п.) применяется платежная ведомость. В ней пишется список фамилий и инициалов получателей и причитающиеся им суммы. Напротив каждой суммы ставится подпись в ее получении. На основании ведомости все равно оформляется сводный расходный ордер, к которому она прикладывается.
Кроме того, обязательным является ведение кассовой книги. В этом регистре фиксируются все движения наличности за каждый день и выводится остаток средств на следующий день. Книга заполняется в двух экземплярах: один лист остается в ней, второй (отрывной) подлежит сдаче в бухгалтерию вместе с первичными документами за день. Никаких исправлений в самой книге, а тем более в первичных кассовых документах не допускается.
Бухучет наличности
Информацию о поступлении наличных средств в организацию бухгалтер отражает по дебету счета 50, а расходование — по кредиту. В рамках одного договора коммерческая организация имеет право принять от контрагента не более 100 000 рублей. При этом необходимо применять контрольно-кассовую технику (ККТ) с функцией передачи данных онлайн, которая выдает фискальные чеки. Неприменение ККТ грозит серьезными штрафами.
Для синтетического учета применяется журнал-ордер по счету 50 и главная книга, аналитику бухгалтер ведет по каждому подразделению отдельно в специальных регистрах. Сальдо (остаток) необходимо выводить не реже одного раза в месяц. Данные по учету должны корреспондироваться с другими счетами.