деньги во временном распоряжении в бюджетном учете проводки
Учет средств во временном распоряжении казенным учреждением
Нет времени читать?
К средствам во временном распоряжении относятся также средства, полученные на ответственное хранение, в случае их передачи заказчиком в залог обеспечения исполнения контракта. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, например, средства осужденных, заработанные ими в ИТУ, или средства опекаемых, больных в определенных случаях должны быть перечислены родственникам, наследникам. Нормативными документами может быть предусмотрено, что средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, не возвращаются плательщику, а подлежат перечислению в бюджет, например, при нарушении порядка государственного контракта, предусмотренного п. 13 ст. 44 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, обозначается кодом финансового обеспечения «3».
Для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения, применяют счет 3 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (п. 42 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета №162н)». Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. № 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов. Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, отражают на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».
Как поясняется в письме Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342, учитывать деньги на за- балансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не нужно. Согласно пункту 8.1 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н, для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся лицевые счета с кодом 05.
Особого внимания заслуживает ситуация, когда денежные средства, полученные во временное распоряжение, подлежат перечислению в доход бюджета, а не обратно их владельцу. К примеру, согласно разъяснениям, приведенным в совместном письме Минфина России № 02-02-04/67438 и Казначейства России № 42-7.4- 05/5.1-805 от 25.12.2014 если в соответствии с условиями контракта поставщик предоставлял денежное обеспечение, то в случае нарушения им обязательств по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых были предоставлены указанные денежные средства, из него удерживается необходимая сумма. При этом заказчик может направить сумму из удержанного денежного обеспечения на исполнение данного контракта либо (в случае расторжения ранее заключенного контракта) на заключение нового контракта в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с условиями контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) может предусматриваться наряду с обеспечением возврата аванса обеспечение уплаты неустойки, в том числе штрафа. В указанном случае, если предоставленного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения обязательств недостаточно для погашения требований по возврату аванса и уплате неустойки, решение об очередности погашения требований принимается заказчиком самостоятельно с учетом норм действующего гражданского законодательства.
В бухучете поступление средств во временном распоряжении от контрагента отражается проводкой:
Дт КИФ.3.201.11.510 Кт гКБК.3.304.01.730, Дт 17
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» указанная операция отражается документом «Кассовое поступление» с видом операции «Поступление средств во временном распоряжении».
Возврат контрагенту поступивших средств отражается проводкой:
Дт гКБК.3.304.01.830 Кт КИФ.3.201.11.610, Кт 17
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» указанная операция отражается документом «Заявка на кассовый расход», «Заявка на кассовый расход (сокращенная)», «Кассовое выбытие» с видом операции Перечисление средств во временном распоряжении (кроме перечислений в бюджет) (3 304 01)», в случае перечисления денежных средств в бюджет – используется вид операции «Перечисление средств во временном распоряжении в бюджет (3 304 01)».
Порядок отражения в учете операций по перечислению в доход бюджета денежных средств зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.
В случае, когда за учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета, формируются следующие бухгалтерские проводки:
Дт КДБ.1.205.41.560 Кт КДБ.1.303.05.730
Дт гКБК.3.304.01.830 Кт КИФ.3.201.11.610
Дт КДБ.1.303.05.830 Кт КДБ.1.205.41.660
Если же за учреждением закреплены отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, отражение в бухгалтерском учете выглядит следующим образом:
Дт гКБК.3.304.01.830 Кт КИФ.3.201.11.610
Дт КДБ.1.205.41.560 Кт КДБ.1.401.10.140
Дт КДБ.1.304.04.140 Кт КДБ.1.205.41.660
В том случае, когда учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета:
Дт гКБК.3.304.01.830 Кт КИФ.3.201.11.610
Дт КДБ.1.205.41.560 Кт КДБ.1.401.10.140
Дт КДБ.1.210.02.140 Кт КДБ.1.205.41.660
Важно: порядок отражения в учете данных операций для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора, в Инструкции № 162н не определен. Поэтому рекомендуется согласовать приведенные проводки с ГРБС (финансовым органом, Казначейством России).
Автор: Анастасия Ващенко,
главный бухгалтер-консультант Линии консультаций ГК «ГЭНДАЛЬФ»
Новый порядок санкционирования операций со средствами во временном распоряжении
Автор: Фурагина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С 1 января 2021 года ТОФК при санкционировании операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, будет руководствоваться порядком, утвержденным Приказом Минфина РФ от 23.06.2020 № 119н, зарегистрированным в Минюсте 13.08.2020 (№ 59259) (далее – Порядок № 119н). С целью ознакомления казенных учреждений с требованиями нового документа приведем его основные нормы.
Новое в учете средств во временном распоряжении с 01.01.2021
С 1 января 2021 года согласно п. 5 ст. 220.1 БК РФ (в новой редакции) учет операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательством РФ во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), государственных внебюджетных фондов и подлежащими возврату или перечислению в случаях и порядке, устанавливаемых Правительством РФ, производится на лицевых счетах, открываемых им в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом соответственно.
В частности, Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 № 356, вступающим в силу 01.01.2021, установлено, что возврат (перечисление) плательщику средств, поступивших во временное распоряжение получателя бюджетных средств, учтенных на его лицевых счетах (далее – средства во временном распоряжении), осуществляется в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами, определяющими основания для поступления средств во временном распоряжении получателям бюджетных средств.
Возврат плательщику или перечисление средств во временном распоряжении осуществляется на основании распоряжения о совершении казначейских платежей, сформированного и представленного получателем бюджетных средств, являющимся участником системы казначейских платежей, согласно Правилам организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 13.05.2020 № 20н (далее – Правила № 20н). Приказ зарегистрирован в Минюсте 13.07.2020 (№ 58915), вступает в силу 1 января 2021 года.
В случае невостребованности средств во временном распоряжении по истечении трех лет со дня их поступления получателю бюджетных средств такие средства подлежат перечислению в установленном бюджетным законодательством РФ порядке в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Санкционирование средств во временном распоряжении с 01.01.2021
Общие положения.
Информационное взаимодействие между получателем средств федерального бюджета и ТОФК при санкционировании операций со средствами во временном распоряжении осуществляется на основании договора (соглашения) об обмене документами, заключенного между получателем средств федерального бюджета и ТОФК в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи при наличии технической возможности либо на бумажном носителе (с одновременным представлением на машинном носителе) (далее – бумажный носитель) при отсутствии технической возможности (п. 2 Порядка № 119н).
В целях санкционирования операций, связанных с поступлением, возвратом или перечислением средств во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета, Федеральное казначейство формирует перечень федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, определяющих основания для поступления, возврата или перечисления средств во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета (далее – нормативный акт, перечень).
Для формирования Федеральным казначейством перечня главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство следующую информацию о необходимых нормативных актах по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении 1 к Порядку № 119н:
1) наименование вида нормативного акта, его название, номер и дату;
2) вид денежных средств во временном распоряжении в соответствии с нормативным актом (указывается наименование вида поступлений);
3) направление расходования средств во временном распоряжении в соответствии с нормативным актом;
4) аналитический код, соответствующий направлению расходования средств во временном распоряжении, согласно нормативному акту, принимающий следующие значения:
«01» – возврат денежных средств;
«02» – перечисление денежных средств по назначению;
«03» – перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
«11» – возврат денежных средств по уточненным реквизитам плательщика.
Санкционирование средств.
Основанием для санкционирования средств во временном распоряжении ТОФК являются сведения об осуществлении операций со средствами во временном распоряжении (далее – сведения) (рекомендуемый образец этого документа приведен в приложении 2 к Порядку № 119н), направляемые получателем бюджетных средств (п. 6 Порядка № 119н).
Сведения утверждаются в электронном виде либо при отсутствии технической возможности на бумажном носителе:
или руководителем (уполномоченным им лицом) главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета;
или получателем средств федерального бюджета в случае представления им в ТОФК разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на утверждение сведений, оформленного в электронном виде или в письменной форме на официальном бланке главного распорядителя средств федерального бюджета.
В случае несоответствия информации, указанной в сведениях, данным Перечня ТОФК не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений, направляет получателю средств федерального бюджета уведомление, предусмотренное Правилами № 20н (п. 9 Порядка № 119н).
Поступление средств.
Согласно п. 10 Порядка № 119н при поступлении средств на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении ТОФК осуществляет проверку:
1) на наличие в платежном документе кода нормативного акта или уникального идентификатора платежа;
2) на соответствие кода нормативного акта, указанного в платежном документе, сведениям, представленным получателем средств федерального бюджета в ТОФК.
В случае отрицательного результата проверки указанные поступления учитываются ТОФК как невыясненные поступления.
При положительном результате проверки ТОФК отражает поступившие средства на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении с присвоением идентификационного кода поступления, состоящего из 23 символов и имеющего следующую структуру:
1 – 3-й разряды – код главы получателя средств федерального бюджета по бюджетной классификации (при наличии сведений, составляющих государственную тайну, проставляются нули);
4 – 11-й разряды – уникальный код получателя средств федерального бюджета, соответствующий номеру реестровой записи реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
12 – 15-й разряды – код нормативного акта (в случае, если в платежном документе указан уникальный идентификатор платежа, приводится код нормативного акта, включенного в Перечень, соответствующего законодательству РФ об исполнительном производстве);
16 – 17-й разряды – две последние цифры года поступления средств;
18 – 23-й разряды – контрольное значение, присвоенное ТОФК в пределах текущего года (контрольное значение формируется последовательно отдельно по каждому получателю средств федерального бюджета).
Обратите внимание: при формировании идентификационного кода поступления на средства осужденных лиц и лиц, содержащихся под стражей, поступающие на лицевые счета, открытые ФСИН и ее территориальным органам, в разрядах с 18-го по 23-й указываются нули.
Возврат или перечисление средств.
При возврате плательщику или перечислении с лицевого счета для учета средств во временном распоряжении ТОФК проверяет непревышение суммы, указанной в распоряжении о совершении казначейских платежей (далее – распоряжение), над остатком средств по соответствующему идентификационному коду поступлений (п. 13 Порядка № 119н).
ТОФК осуществляет проверку распоряжения, предоставленного для возврата денежных средств плательщику в соответствии с порядком казначейского обслуживания, по следующим направлениям:
1) при возврате средств плательщику – юридическому лицу:
соответствие реквизитов плательщика (ИНН, КПП и наименования), указанных в платежном документе плательщика, реквизитам получателя платежа, названным в распоряжении;
соответствие банковских реквизитов плательщика банковским реквизитам получателя;
2) при возврате средств плательщику – физическому лицу:
соответствие реквизитов плательщика (ИНН (при наличии) и фамилии, имени, отчества (при наличии) (далее – Ф. И. О.)), указанных в платежном документе плательщика, реквизитам получателя платежа, приведенным в распоряжении (ИНН (при наличии) и Ф. И. О.);
соответствие банковских реквизитов плательщика банковским реквизитам получателя;
3) в случае возврата денежных средств, внесенных плательщиком в кассу получателя средств федерального бюджета, ТОФК дополнительно проверяет обоснованность возврата по следующим направлениям:
наличие расшифровки сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств, представленной получателем средств федерального бюджета;
наличие информации из распечатки автоматического приемного устройства, подтверждающей совершение операции по сдаче наличных денег для зачисления суммы денежных средств на банковский счет (в случае внесения наличных денежных средств с использованием устройства, функционирующего в автоматическом режиме и предназначенного для приема наличных денег).
При отрицательном результате проверки ТОФК в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения, направляет получателю средств федерального бюджета соответствующее уведомление (п. 16 Порядка № 119н).
В случае положительного результата проверки распоряжение исполняется ТОФК не позднее второго рабочего дня, следующего за днем его представления в ТОФК (п. 17 Порядка № 119н).
Бюджетный учет средств во временном распоряжении
Напомним, согласно п. 267 Инструкции № 157н для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».
Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю в разрезе видов поступлений (обязательств, в обеспечение которых они поступили) и направлений использования средств.
Учет операций по счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071).
Операции по счету оформляются на основании документов, прилагаемых к выписке со счетов, следующими бухгалтерскими записями (п. 106 Инструкции № 162н):
1) поступили во временное распоряжение учреждения денежные средства:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 3 201 00 000 «Денежные средства учреждения», счета 3 201 34 510 «Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит счета 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
2) выданы или перечислены со счета денежные средства по назначению:
Дебет счета 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 3 201 00 000 «Денежные средства учреждения», счета 3 201 34 610 «Выбытия средств из кассы учреждения»
Таким образом, с 1 января 2021 года при расчетах по средствам, полученным во временное распоряжение, учреждениям необходимо будет учитывать следующие нововведения:
Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 № 356 установлены случаи и порядок возврата или перечисления средств, поступающих во временное распоряжение получателей бюджетных средств;
Деньги во временном распоряжении в бюджетном учете проводки
Дата публикации 07.04.2021
В определенных ситуациях средства во временном распоряжении могут переводиться в состав доходов. При этом любые доходы казенного учреждения в соответствии с бюджетным законодательством зачисляются в бюджет. Следовательно, если средства, полученные казенным учреждением во временное распоряжение, по каким-либо причинам не подлежат возврату (перечислению по принадлежности), они должны быть направлены в доход бюджета.
Может сложиться ситуация, что средства во временном распоряжении, принадлежащие участнику закупки (исполнителю по контракту), вернуть не представляется возможным (к примеру, если участник исключен из ЕГРЮЛ). По мнению Минфина России, выраженному письмах от 24.04.2020 № 02-08-10/34472 и от 15.08.2019 № 02-07-10/62096, средства во временном распоряжении могут быть перечислены в доход бюджета только в случае признания их судом бесхозяйными в соответствии со ст. 225 ГК РФ.
Соответственно казенное учреждение не может перечислить в доход бюджета невостребованные средства во временном распоряжении до тех пор, пока эти средства не будут признаны бесхозяйными и (или) бюджет не будет признан правообладателем этих средств (письмо Минфина России от 10.09.2013 № 02-07-10/37335).
В рассматриваемом случае денежные средства не возвращены участникам аукциона не в связи с включением последних в реестр недобросовестных поставщиков. Следовательно, денежные средства могут быть признаны доходом только после их признания бесхозяйными и (или) после того как бюджет будет признан правообладателем этих средств.
Средства, поступившие во временное распоряжение получателей бюджетных средств и не истребованные законными владельцами, включаются в состав иных неналоговых доходов бюджета (ст. 41 БК РФ). Согласно письму Минфина России от 24.04.2020 № 02-08-10/34472 доходы в виде денежных средств, признанных бесхозяйными, отражаются по подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ. Составные части кода доходов для зачисления таких средств определяются ГРБС (письмо Минфина России от 25.05.2016 № 02-08-11/29976). Для учета расчетов по иным доходам применяется счет 209 89 «Расчеты по иным доходам» (п. 221 Инструкции № 157н).
Таким образом, рассматриваемая ситуация в бюджетном учете учреждения может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Приказ, утверждающий соответствующий план счетов
Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н
Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н
Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
В феврале 2019 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Номер разряда счета
Классификационный признак поступлений и выбытий
Группа объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
Проводки в бюджетном учете в 2020–2021 годах
Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).
Наименование хозяйственной операции
Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.
КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.
КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»
КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.
КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»
КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
Удержан НДФЛ с зарплаты
КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
Зарплата выплачена на банковские карты работникам
КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»
Начислены страховые взносы с зарплаты
КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»
Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь
КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»
КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»
Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца
КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
«Расходы экономического субъекта»
(1 750 + 754 000 +227 708)
Примеры проводок также можно найти на нашем сайте в статьях:
Итоги
Законодатель предусмотрел широкий перечень типовых проводок для ведения бюджетного учета. Приложение 1 к инструкции № 162н, учитывающее все последние изменения, внесенные в план счетов, поможет бухгалтеру правильно отразить хозяйственные операции на счетах учета.