департамент государственной политики в сфере защиты прав детей министерства просвещения рф
усыновите. ру
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации
Юридический адрес: 127006, Москва, Каретный Ряд, д. 2
Фактический адрес: 127006, Москва, Каретный Ряд, д. 2
Директор Департамента: Терехина Ирина Олеговна, телефон (495) 587-01-10, доб. 34-50
Заместитель директора Департамента: Евсеев Андрей Иванович, телефон (495) 587-01-10, доб. 34-50
Отдел сопровождения федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Начальник отдела: Куликова Елена Александровна, телефон 8 (495) 587-01-10 доб. 34-67
Заместитель начальника отдела: Корнева Евгения Сергеевна, телефон (495) 587-01-10, доб. 34-97
Консультант: Антонова Софья Борисовна, телефон (495) 587-01-10 доб. 34-69
Консультант: Сотникова Оксана Витальевна, телефон (495) 587-01-10 доб. 34-71
Консультант: Багаева Тамара Валерьевна, телефон (495) 587-01-10 доб. 34-70
Главный специалист-эксперт: Лыкова Ольга Александровна,телефон (495) 587-01-10 доб. 34-72
Ведущий советник: Михеева Анастасия Владимировна, телефон (495) 587-01-10, доб. 34-68
Отдел нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан
Начальник отдела: телефон (495) 587-01-10, доб. 34-60
Заместитель начальника отдела: Хоробрых Милана Юрьевна, телефон (495) 587-01-10, доб. 32-22
Референт: Машкова Ольга Игоревна, телефон (495) 587-01-10, доб. 34-61
Ведущий советник: Шунчева Марина Игоревна, телефон (495) 587-01-10, доб. 34-91
Советник: Фролов Игорь Дмитриевич, телефон (495) 587-01-10, доб. 34-64
Новости Минпросвещения РФ
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
Справочно
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
Новости
В порыве эмоций или по незнанию приёмные родители говорят детям обидные слова, которые надолго оставляют отпечаток в душе ребёнка и могут не только разрушить его хрупкое доверие к новой семье, но и повлиять не лучшим образом на его дальнейшее развитие.
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» приглашает ответить на вопросы и помочь в исследовании.
Возвраты детей в детские дома продолжают происходить – и от таких историй не уйти. Но можно хотя бы снизить процент возвратов. Ведь подобная ситуация – острая травма как для ребенка, так очень часто и для приемных родителей. Эксперты, психологи, приемные родители убеждены: необходимо развивать медиацию, профессиональное сопровождение семьи, избегать обвинений и травли, давать поддержку.
© 2008-2021 Автономная некоммерческая организация
Центр развития социальных проектов
Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации
4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
4.1. Обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере:
опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, включая профилактику социального сиротства, выявление и устройство, в том числе семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их личных и имущественных прав;
образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
профилактики асоциального поведения обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
4.2. Готовит в установленной сфере деятельности Департамента проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.
4.3. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента, а также по выполнению плана действий Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в установленной сфере деятельности Департамента.
4.4. Готовит предложения в план организации законопроектных работ Министерства.
4.5. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию, осуществляет мониторинг правоприменения и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента.
4.6. Обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку (рассмотрение) совместно с другими структурными подразделениями Министерства:
концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование или подготовленных самостоятельно в установленном порядке;
проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование.
4.7. Участвует в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, поступившим в установленном порядке в Министерство.
4.8. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку следующих проектов нормативных правовых актов Министерства:
порядка ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием;
положения о психолого-медико-педагогической комиссии;
о категориях обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также содержащихся на полном государственном обеспечении;
типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением;
типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
других нормативных правовых актов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.9. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента участвует в разработке проектов следующих нормативных правовых актов Министерства:
перечня профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка;
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
порядка перевода обучающегося из одного образовательного учреждения в другое;
форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, технических требований к ним, порядка выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и специальных (коррекционных) классов общеобразовательных учреждений);
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (в части федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях), и порядка проведения экспертизы учебников;
федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки;
порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также перечня этих организаций;
формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе порядка проведения единого государственного экзамена (включая порядок проверки экзаменационных работ и систему оценки результатов, порядок подачи и рассмотрения апелляций);
порядка приема в образовательные учреждения (в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования, предельное количество образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые поступающий для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста гражданин одновременно вправе подать заявления, и количество направлений подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе);
порядка формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования;
порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий при всех формах получения образования;
перечня показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса;
порядка утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения;
положения о статусе руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения;
перечня затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
о продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы);
нормативных правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.10. Разрабатывает предложения, касающиеся части расходов инвестиционного характера средств Министерства как субъекта бюджетного планирования в проект федерального бюджета, в проект федеральной адресной инвестиционной программы, а также по изменению показателей утвержденного перечня строек и объектов инвестиционной программы в ходе ее реализации.
4.11. Участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития, системы показателей оценки деятельности Министерства в установленной сфере деятельности Департамента, а также предложений по обоснованию приоритетов в соответствии с прогнозными показателями развития на краткосрочный и среднесрочный периоды.
4.12. Разрабатывает и реализует совместно со структурными подразделениями Министерства, заинтересованными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями систему мер по обеспечению права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с девиантным (общественно опасным) поведением; профилактике асоциального поведения, употребления психоактивных веществ, ВИЧ-инфекции, детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, включая профилактику социального сиротства, выявление и устройство, в том числе семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их личных и имущественных прав.
4.13. Участвует в разработке предложений по приоритетным направлениям международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента и обеспечении их реализации.
4.14. Организует осуществление Министерством функций:
федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
центрального органа в соответствии с Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей.
4.15. Обеспечивает исполнение Министерством международных договоров в области усыновления (удочерения) детей.
4.16. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса о выдаче предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.17. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса выдачи разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контроль за их деятельностью.
4.18. Организует работу по предоставлению субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
4.19. Подготавливает и обобщает аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства Российской Федерации, а также к Президиуму Правительства Российской Федерации, к иным мероприятиям по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.20. Организует информационно-аналитическое, методическое обеспечение деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов опеки и попечительства, образовательных учреждений в установленной сфере деятельности Департамента.
4.21. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности:
Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Российско-Французской комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах;
межведомственных комиссий по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.22. Обеспечивает координацию подготовки, корректировки, реализации федеральных целевых и государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, ведомственных программ и внепрограммных мероприятий в установленной сфере деятельности Департамента.
4.23. Обеспечивает сбор информации, анализ и учет государственных и муниципальных услуг, оказываемых образовательными или научными учреждениями, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в установленной сфере деятельности Департамента.
4.24. Обеспечивает предоставление государственных услуг в установленной сфере деятельности Департамента, в том числе в электронном виде.
4.25. Осуществляет мониторинг качества предоставления государственных услуг в установленной сфере деятельности Департамента.
4.26. Осуществляет формирование приоритетных направлений и координацию реализации мероприятий в области развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в установленной сфере деятельности Департамента.
4.27. Участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в размещении заказов и заключении государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, приемке работ, подготовке сводных отчетов, справок и аналитических материалов по федеральным целевым и государственным программам, межгосударственным, межотраслевым, ведомственным программам и внепрограммным мероприятиям в установленной сфере деятельности Департамента.
4.28. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
4.29. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
4.30. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке работников Департамента.
4.31. Готовит проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в установленной сфере деятельности Департамента.
4.32. Организует разработку методических материалов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.33. Организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Департамента.
4.34. Принимает участие в реализации планов заседаний правительственных и иных координационных и совещательных органов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
5. Департамент с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.2. Организовывать проведение оценки хода реализации федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности Департамента.
5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности Департамента представителей структурных подразделений Министерства, Рособрнадзора и Росмолодёжи, научных и иных организаций, ученых и специалистов, в том числе создавать рабочие группы.
5.4. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости представителей структурных подразделений Министерства, федеральной службы, федерального агентства, организаций, находящихся в ведении Министерства, руководителей образовательных учреждений.
5.5. Вносить предложения руководству Министерства по созыву и проведению совещаний в установленной сфере деятельности Департамента с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
5.6. Вести в установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.7. Готовить предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней, методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников и других печатных изданий в установленной сфере деятельности Департамента.
5.8. Готовить предложения по утверждению в установленном порядке ведомственных наград.
6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III. Организация деятельности
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
Фальковская Лариса Павловна
Родилась 6 апреля 1970 года в селе Пировском Красноярского края.
Образование:
– Красноярский государственный педагогический институт, специальность «учитель истории и социально-политических дисциплин»;
– Красноярский государственный университет, специальность «практический психолог»;
– Московский психолого-социальный институт, специальность «государственное и муниципальное управление».
Учёная степень/учёное звание:
Кандидат психологических наук.
Трудовая деятельность:
– психолог Ильичевской средней школы Шушенского района Красноярского края;
– ассистент кафедры инженерной педагогики и психологии Сибирского технологического института (город Красноярск);
– педагог-психолог, заместитель директора, директор муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения № 5 «Сознание» (город Красноярск);
– директор краевого бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» (город Красноярск);
– заместитель начальника отдела, начальник отдела, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации;
– заместитель директора, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации.
«Почётный работник общего образования Российской Федерации»
Абсолютным победителем IV Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2021» стала Ольга Самарина из Санкт-Петербурга
В День учителя, 5 октября, состоялась торжественная церемония закрытия IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2021». Абсолютным победителем конкурса стала Ольга Самарина, учитель-логопед школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Воспитание стало главной темой августовского номера электронного журнала Минпросвещения России «Вестник образования»
Августовский номер электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России посвящён актуальным вопросам воспитания, его роли в формировании личности ребёнка. В новом выпуске в том числе рассказывается об организации воспитательного процесса в четырёх крупнейших детских центрах страны – лагерях «Артек», «Орлёнок», «Океан» и «Смена».
Россия и Узбекистан обменялись опытом в сфере защиты прав и интересов детей
В Минпросвещения России прошла встреча первого заместителя Министра просвещения России Александра Бугаева и заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) – Уполномоченный по правам ребёнка Алии Юнусовой по вопросу обмена опытом в сфере защиты прав и интересов детей. В ней также приняла участие директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Лариса Фальковская.
Межведомственное взаимодействие в системе воспитания обсудили в Общественной палате РФ
12 июля в Общественной палате Российской Федерации прошла пресс-конференция по итогам семинар-совещаний по совершенствованию межведомственного взаимодействия в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2021 году.
В России в 2020 году число детей-сирот сократилось на семь процентов по сравнению с предыдущим годом
Завершил работу IX Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Мероприятие, организованное Минпросвещения России, прошло в режиме онлайн-трансляции 1–2 июля. В работе съезда приняла участие Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Лариса Фальковская.
В специальных учебно-воспитательных учреждениях усилят профориентационную работу и развитие профессионального обучения детей
В Российской академии образования прошло Всероссийское совещание по вопросам организации деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ) на тему «Ресурсы профессионального образования в ресоциализации детей с девиантным поведением».
В Москве обсудили профилактику суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях
Вопросы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях обсудили на координационном совещании Минпросвещения России и Минздрава России.
В Минпросвещения обсудили проблемные вопросы получения образования учащимися с ОВЗ
В Минпросвещения России прошла встреча с представителями Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов. В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и региональных отделений организации.
Первый номер электронного журнала «Вестник образования» в наступившем году посвящён развитию специальных школ
«Специальные школы России: вектор развития» – такова тема январского номера электронного журнала Минпросвещения России «Вестник образования». На сегодняшний день в стране насчитывается более 1 млн 700 тыс. учащихся с ОВЗ и инвалидностью. При этом для всех детей вне зависимости от состояния здоровья обеспечивается качественное образование. Такие ребята могут учиться как в инклюзивных, так и в специальных образовательных организациях, которые реализуют адаптированные образовательные программы. Об этом в обращении к читателям рассказал заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов.
Подведены итоги VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»
12 ноября состоялась торжественная церемония закрытия VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Впервые в этом году финал конкурса прошёл в дистанционном формате. В нём приняли участие 40 образовательных организаций из 33 регионов России, по 20 в каждой номинации.