департамент жилищной политики договор соцнайма
Как получить жилье в соцнаем
1. Что такое социальный наем?
Жилье, предоставляемое по договору социального найма, — это, по сути, бесплатное для вас жилое помещение (квартира, часть квартиры, комната и так далее), которое город передает вам в пользование на неограниченный срок. Взамен вы должны своевременно вносить плату за жилье и коммунальные услуги.
Вы можете зарегистрировать в нем жильцов на постоянной или временной (не более полугода) основе, сдать его в поднаем или обменять на другое жилье по договору социального найма.
Так как вы не являетесь собственником такого жилья, вам не нужно уплачивать за него налог на недвижимость, но вы и не можете его, например, продать.
В то же время жилье, предоставленное по договору социального найма, можно приватизировать, после чего оно будет передано вам в собственность.
2. Кто может получить жилье по договору социального найма?
Претендовать на получение жилья в соцнаем могут:
Право на внеочередное получение жилья по договору социального найма имеют:
3. Какое жилье предоставляется в соцнаем?
По договору социального найма предоставляются жилые помещения, расположенные в границах Москвы из городского жилищного фонда.
Размер жилья, которое вы можете получить, рассчитывается исходя из количества квадратных метров на человека — в итоге на каждого члена семьи, указанного в учетном деле, должно приходиться 18 квадратных метров. При этом если у вас уже есть жилье на праве пользования или праве собственности, его площадь будет вычтена из общей площади предоставляемого жилья. (То есть семья из четырех человек может получить квартиру площадью 72 квадратных метра, при условии что освободит свою. Либо она может получить квартиру площадью 36 квадратных метров, при условии что свою, площадью в те же 36 квадратных метров, оставит за собой).
Норма предоставления может быть и больше, но не может превышать следующие значения:
При этом если в семье есть больной, страдающий тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в квартире (или доме) должна быть отдельная изолированная комната.
Заселение разнополых членов семьи (за исключением супругов) в одну комнату допускается только с их согласия.
4. Как получить жилье в социальный наем?
Любое ваше обращение в Департамент городского имущества регистрируется, в результате чего ему присваивается номер. С его помощью вы можете проверить статус обращения на mos.ru.
5. Все члены семьи после заключения договора соцнайма имеют равные права?
Договор социального найма заключает только один из членов семьи, однако все остальные указываются в документе и имеют солидарные с ним права и обязанности. Наниматель без письменного разрешения остальных членов семьи не может обменять жилье или зарегистрировать в жилом помещении других жильцов (ни постоянно, ни временно), за исключением случаев появления у кого-либо из членов семьи несовершеннолетних детей — для их постоянной регистрации ничье согласие не требуется.
При этом члены семьи по общему решению и с согласия наймодателя (Департамента городского имущества) могут перезаключить договор социального найма, указав в нем нанимателем любого из перечисленных в предыдущем договоре членов семьи. Перезаключать договор нужно также в случае смерти нанимателя.
6. Можно ли оставить за собой старое жилое помещение?
Жилье по договору социального найма предоставляется:
Если вы получили жилье в соцнаем «с освобождением ранее занимаемой жилплощади», то все, кто указан в вашем учетном деле на жилищном учете, должны освободить старое жилье. Люди, которые проживали с вами по постоянной регистрации, но не были включены в ваше учетное дело, также должны освободить ранее занимаемое жилое помещение.
7. Могут ли выселить из такого жилья?
Если вы пользуетесь жильем по договору соцнайма, вас могут выселить только в следующих случаях:
Кроме того, вас могут выселить в судебном порядке, если вы в течение более 6 месяцев без уважительных причин не будете вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Взамен вам предоставят жилье по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией:
Департамент жилищной политики договор соцнайма
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 22 ноября 2011 г. N 1542 “Об утверждении типовой формы договора социального найма жилого помещения”
В целях установления единообразной практики по оформлению договоров социального найма жилого помещения подразделениями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при предоставлении жилых помещений:
1. Утвердить типовую форму договора социального найма жилого помещения.
2. Начальникам Управлений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах города Москвы, начальникам Управлений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, руководителям самостоятельных подразделений и отделов руководствоваться в своей работе типовой формой договора найма жилого помещения (Приложение).
3. Управлению информационных технологий внести утвержденную типовую форму договора социального найма жилого помещения (Приложение) в ИС «Курс-3».
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Ю.В. Иванова.
Руководитель | Н.В. Федосеев |
Приложение
к распоряжению Департамента
жилищной политики
и жилищного фонда г. Москвы
от 22 ноября 2011 г. N 1542
социального найма жилого помещения
город Москва от «__» __________ 20__ года
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в лице
__________________________ (ФИО), __________________________ (должность),
действующего на основании Положения о Департаменте жилищной политики и
жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановлением Правительства
Москвы от 22 февраля 2011 года N 44-ПП, приказа Департамента жилищной
политики и жилищного фонда города Москвы от 27 июня 2011 года N 175-а «О
Типовом положении об Управлении Департамента жилищной политики и
жилищного фонда города Москвы в административном округе», приказа
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 23 мая
2011 года N 139-а «О полномочиях начальников Управлений Департамента
жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных
округах и их заместителей по подписанию отдельных договоров» (в редакции
приказа Департамента от 31.05.2011 г. N 143-а) (Приказа руководителя
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от
на основании распорядительного документа Правительства Москвы) и
доверенности, зарегистрированной в Реестре ______________, удостоверенной
нотариусом города Москвы _________, именуемый в дальнейшем «Наймодатель»,
с одной стороны, и гражданин __________________ (ФИО), зарегистрированный
по месту жительства по адресу: _________________________________________,
паспорт: серия ______, номер ______, выдан _________, дата выдачи ______,
именуемый в дальнейшем «Наниматель», с другой стороны, на основании
Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда N _________
от ______________ 20__ г. (или наименование и реквизиты распорядительного
документа Правительства Москвы), заключили настоящий Договор о
1. Предмет договора
1.1. Наймодатель передает Нанимателю в бессрочное владение и
пользование свободное от прав иных лиц жилое помещение для проживания в
нем, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу:
Москва, ________________ АО, __________________ (адрес жилого помещения),
состоящее из ___ комнат в квартире, площадью жилого помещения ___ кв. м.,
общей площадью (без летних) _______ кв. м., жилой площадью ______ кв. м.,
отвечающее стандартам благоустройства города Москвы, предусматривающим
предоставление необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
1.2. Техническое состояние жилого помещения, инвентаризационная
стоимость, степень износа и характеристики жилого помещения указаны в
техническом паспорте на жилое помещение.
1.3. Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются в качестве
членов его семьи граждане:
1 (ФИО) ______ г.р. наниматель
2 (ФИО) ______ г.р. __________ (Родственные отношения)
3 (ФИО) ______ г.р. __________ (Родственные отношения)
2. Права и обязанности Нанимателя
2.1. Наниматель имеет право:
2.1.1. На использование жилого помещения для проживания, в том
числе с членами своей семьи.
2.1.2. На расторжение в любое время настоящего Договора.
2.1.3. В установленном порядке и с согласия Наймодателя на вселение
в занимаемое жилое помещение иных лиц, на осуществление обмена
занимаемого жилого помещения, на сдачу его в поднаем, на замену жилого
2.1.4. На сохранение права пользования жилым помещением при
временном отсутствии его и членов его семьи.
2.1.5. Пользоваться общим имуществом многоквартирного дома.
2.1.6. Требовать с письменного согласия проживающих совместно с
Нанимателем членов семьи в случаях, установленных законодательством,
изменения настоящего Договора.
2.1.7. Осуществлять другие права по пользованию жилым помещением с
письменного согласия проживающих с Нанимателем членов семьи.
2.1.8. Требовать своевременного исполнения обязательств по
2.2. Наниматель обязан:
2.2.1. Использовать жилое помещение, указанное в п. 1.1 настоящего
Договора, для проживания, в том числе с членами семьи.
2.2.2. Поддерживать жилое помещение в технически исправном и
надлежащем санитарном состоянии собственными силами.
2.2.3. Соблюдать правила пользования жилым помещением.
2.2.4. Не производить переустройство и (или) перепланировку жилого
помещения без письменного разрешения уполномоченного органа
исполнительной власти города Москвы.
2.2.5. Обеспечивать сохранность жилого помещения.
2.2.6. Своевременно производить за свой счет текущий ремонт жилого
помещения. Обеспечивать управляющей организации и работникам
организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилого дома,
беспрепятственный доступ в жилое помещение для осмотра его технического
и санитарного состояния, а также инженерного оборудования, находящегося
2.2.7. В сроки, установленные настоящим Договором, вносить плату за
пользование, содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги
по ценам, утвержденным в установленном порядке Правительством Москвы.
2.2.8. При обнаружении неисправностей жилого помещения или
санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем,
немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае
необходимости сообщать о них в управляющую организацию.
2.2.9. В случае освобождения жилого помещения оплатить стоимость не
произведенного им и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого
помещения или произвести его за свой счет, а также оплатить
задолженность по иным обязательствам в соответствии с настоящим
2.2.10. При освобождении жилого помещения передать его Наймодателю
в течение месяца по Акту передачи, при этом денежные средства, за
которые Нанимателем и членами его семьи проведены переустройство и (или)
перепланировка, указанные в п. 2.2.4 Договора, возмещению не подлежат.
2.2.11. При расторжении или прекращении настоящего Договора
освободить жилое помещение в течение месяца и сдать его Наймодателю по
Акту передачи. В случае отказа освободить жилое помещение Наниматель и
члены его семьи подлежат выселению в установленном порядке.
2.2.12. В установленном порядке переселиться с членами своей семьи
на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома,
в котором он проживает, в предоставляемое Наймодателем иное жилое
помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
2.2.13. Информировать Наймодателя об изменении оснований и условий,
дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма,
не позднее 30 рабочих дней со дня такого изменения.
2.2.14. Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.
2.3. При сдаче жилого помещения как в целом, так и частично по
договору поднайма Наниматель обязан согласовать договор поднайма с
2.4. Члены семьи Нанимателя, проживающие совместно с ним, имеют
равные с Нанимателем права и обязанности, вытекающие из настоящего
Договора. Дееспособные члены семьи несут солидарную с Нанимателем
ответственность по обязательствам, вытекающим из настоящего Договора.
При изменении состава семьи в настоящий Договор вносятся изменения.
3. Права и обязанности Наймодателя
3.1. Наймодатель имеет право:
3.1.1. Требовать своевременного исполнения обязательств по
3.1.2. Требовать расторжения настоящего Договора в случаях
нарушения Нанимателем законодательства и условий настоящего Договора.
3.1.3. Требовать допуска в жилое помещение в заранее согласованное
сторонами настоящего Договора время своих работников или уполномоченных
лиц для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения,
санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, для
3.1.4. Запретить вселение в занимаемое Нанимателем жилое помещение
граждан в качестве членов семьи в случае, если после такого вселения
площадь жилого помещения на одного члена семьи станет меньше учетной
нормы, если иное не предусмотрено законодательством.
3.1.5. Осуществлять другие права, предусмотренные законодательством.
3.2. Наймодатель обязан:
3.2.1. В течение 15 дней после подписания Договора предоставить в
установленном порядке жилое помещение, указанное в п. 1.1 настоящего
3.2.2. При производстве капитального ремонта или реконструкции
жилого дома с отселением граждан, а также в случаях, предусмотренных
законодательством, предоставить Нанимателю иное жилое помещение для
проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
3.2.3. Нести риск случайной гибели жилого помещения,
предоставленного по настоящему Договору, в соответствии с
3.2.4. Нести в установленном порядке иные обязанности,
3.3. Участие города Москвы в содержании, текущем и капитальном
ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположено
сданное в наем жилое помещение, определяется правовыми актами города
4. Внесение платы по Договору
4.1. За пользование жилым помещением, указанным в п. 1.1 Договора,
Наниматель ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за
расчетным, вносит плату в установленном порядке в бюджет города Москвы.
4.2. Перерасчет производится на основании правового акта города
Москвы. Разница вносится Нанимателем при очередном платеже.
4.3. Наниматель также вносит плату за содержание и ремонт жилого
помещения, коммунальные услуги на основании платежных документов,
представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим
месяцем, на счет управляющей организации, если иное не предусмотрено
договором управления многоквартирным домом.
5. Расторжение и прекращение Договора
5.1. Настоящий Договор может быть расторгнут в установленном
порядке в любое время по соглашению сторон.
5.2. Наниматель жилого помещения по настоящему Договору с согласия
в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое
время вправе расторгнуть настоящий Договор.
5.3. Досрочное расторжение настоящего Договора по требованию
Наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
5.3.1. Невнесения Нанимателем платы за пользование жилым
помещением, за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги
5.3.2. Разрушения или повреждения жилого помещения Нанимателем или
членами его семьи, за действия которых он отвечает.
5.3.3. Систематического нарушения прав и законных интересов
соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом
5.3.4. Использования жилого помещения не по назначению.
5.4. Настоящий Договор прекращается в связи:
5.4.1. С утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко
5.4.2. С выбытием Нанимателя на иное постоянное место жительства.
5.4.3. По иным законным основаниям.
5.5. В случае расторжения или прекращения настоящего Договора
Наниматель и члены его семьи должны освободить занимаемое жилое
помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат
выселению в установленном порядке.
6.1. Все изменения, дополнения к настоящему Договору действительны,
если они изложены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.
6.2. По вопросам, не предусмотренным настоящим Договором, стороны
руководствуются законодательством Российской Федерации и города Москвы.
6.3. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, один из которых
6.4. Все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.
6.5. Правоотношения по договору социального найма на жилое
помещение, расположенное по адресу: _________________ прекращаются с даты
подписания настоящего договора (Пункт включается в договор только в
случае предоставления жилого помещения с освобождением ранее занимаемой
7. Юридические адреса сторон
Департамент жилищной политики и жилищного Физическое лицо
фонда города Москвы в лице _______ (ФИО), (Фамилия
_________________ (должность) Управления Имя
ДЖП и ЖФ города Москвы в ___________ АО Отчество)
(В случае предоставления жилой площади Паспорт: серия ______________,
по распорядительному документу номер _______________________,
Правительства Москвы договор выдан _______________________,
подписывается первым заместителем дата выдачи _________________,
руководителя Департамента, в случае его
Адрес: 125009, Москва, Газетный пер.,
Телефон: 709-66-78 Телефон: _____________________
Подпись ________________________________ Подпись ______________________
Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 22 ноября 2011 г. N 1542 “Об утверждении типовой формы договора социального найма жилого помещения”
Текст распоряжения официально опубликован не был
Обзор документа
В целях единообразного оформления договоров социального найма жилого помещения утверждена типовая форма договора социального найма жилого помещения.
Департамент жилищной политики договор соцнайма
Заключение договоров социального найма на жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, по итогам обмена жилыми помещениями, предоставленными гражданам по договорам социального найма
Условия получения услуги в ОИВ
Кто может обратиться за услугой:
Стоимость услуги и порядок оплаты:
Перечень необходимых сведений:
Сроки предоставления услуги
Срок приостановки: 7 рабочих дней
— уведомление заявителя о необходимости представления документа, указанного в пункте 2.5.1.3 Административного регламента, необходимого для предоставления государственной услуги, в случае отсутствия в составе сведений Базового регистра сведений о реквизитах (серия, номер, дата и место выдачи) указанного документа и (или) в случае поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации.
Срок приостановления предоставления государственной услуги не превышает 5 рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги, при личном вручении заявителю решения о приостановлении предоставления государственной услуги не превышает 7 рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
Срок приостановки: 32 рабочих дня
— необходимость подписания договора социального найма жилого помещения сторонами, вселяющимися в данное жилое помещение по итогам обмена, соглашения о расторжении договора социального найма жилого помещения сторонами, выселяющимися из данного жилого помещения.
Результат оказания услуги
Формы получения
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц Департамента, работников МФЦ
Контроль за исполнением административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города Москвы: + 7(495)633-63-99.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц Департамента, работников МФЦ
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы и их должностных лиц. государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в Департаменте, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в Департаменте рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его уполномоченным заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ. решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее
удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4.1. Вступившего в законную силу судебного постановления по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение но жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении
государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).