десница правая рука а левая рука это
ПРАВАЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНИЦА (RIGHT, RIGHT HAND)
Преимущественное положение правой руки служило на древнем Ближнем Востоке готовым основанием для метафор и определения географического направления. В географическом плане при обычной ориентации на восток, в сторону восходящего солнца, по правую руку располагался юг. В общественных отношениях клятвы и соглашения подтверждались поднятием правой руки ( Быт. 14:22 ; Иез. 17:18 ; Дан. 12:7 ), выражения единства скреплялись пожатием правой руки ( Езд. 10:19 ), давали и принимали правой рукой ( Пс. 25:10 ; Гал. 2:9 ). Во всем этом выражаются образы, в которых подразумевается особое значение, твердая поддержка или полное и активное соучастие библейского персонажа. Особенно показателен пример посвящения Аарона и его сыновей в священнический сан. При описании этого события автор прилагает большие усилия для подготовки читателя к кульминационному моменту церемонии, символизирующему рукоположение. Кровь жертвенного овна наносится на край правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги новоиспеченных священников ( Лев. 8:23–24 ). Это действие служит напоминанием каждому из них о священном долге слушать слово Божье и исполнять его, совершать Его святые дела и ходить Его путями. Это же можно видеть в обрядовом очищении прокаженного ( Лев. 14:14–18, 25–29 ).
Правой рукой совершались патриархальные благословения ( Быт. 48:17–20 ), торжественные клятвы давались поднятой правой рукой ( Ис. 62:8 ; Отк. 10:5–7 ), воскресший Христос держал семь звезд («ангелов» семи церквей) в Своей деснице, прежде чем положить ее на падшего ниц и охваченного благоговейным страхом Иоанна, чтобы успокоить его ( Отк. 1:16–17 ).
Сидеть по правую руку значит занимать особенно почетное место ( 3Цар. 2:19 ; Пс. 44:10 ). Поэтому полное отождествление воскресшего Христа с честью и славой Бога подчеркивается в образе Его расположения одесную Бога ( Деян. 2:33–34 ; Евр. 1:3 ). Оттуда Он вернется судить мир, поставив благословенных верующих по правую сторону, а нечестивых по левую ( Мф. 25:31–46 ).
В этом последнем отрывке ( Мф. 25:31–46 ) выражается распространенный мотив правой/левой руки, в котором подчеркивается полнота или завершенность, при этом особое внимание часто уделяется на поставленной цели. Жители Ниневии не могли «отличить правой руки от левой», то есть были полностью невежественными в духовном отношении ( Иона 4:11 ), а благочестивая мудрость предлагает долгоденствие в правой руке и богатство и славу в левой ( Притч.3:16 ). Мудрый выбирает прямой и правый путь ( Быт. 24:49 ; Ек. 10:2 ) и тем самым избегает таких духовных опасностей, как идолопоклонство ( Втор. 28:14 ; Нав. 23:6–8 ) и беззаконие ( Втор. 17:8–12 ). Превыше всего благочестивые люди и особенно духовные лидеры должны руководствоваться в жизни Божьим словом, не уклоняясь ни направо, ни налево, чтобы быть успешными в ней ( Втор. 5:32; 17:18–20 ; Нав. 1:6–9 ).
См. также: ЛЕВАЯ СТОРОНА, РУКА, ЮГ.
ПРАВДА. См. СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА. См. ПЕРВОРОДСТВО.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Десница
Десница (правая рука) ( Пс.20:9 ) – служит символом могущества и силы. Посему-то все действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего ( Исх.15:6 ; Пс.76:11 ).
Правая рука вообще означает юг, а левая – север ( Быт.14:15 ).
Говорят, что у иудеев существовал обычай клясться правой рукой, что подтверждается словами кн. пр. Исаии ( Ис.62:88 ). При клятве иудеи поднимали свою правую руку к небу ( Быт.14:22 ).
Подавать кому свою правую руку служило знаком дружбы ( Гал. 2:9 ). Отсюда сила выражения ( Пс.143:8 ): которых уста говорят суетное, и которых десница – десница лжи.
Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести ( 3Цар.2:19 ), а когда сие выражение употребляется относительно Господа Иисуса Христа, то оно указывает на Его несравненное достоинство и высоту величия и славы.
Она служит также символом счастья. Блаженство в деснице Твоей (т. е. Господней) во век, взывает псалмопевец ( Пс.15:11 ).
Левая рука на славянском называется шуйца. Вениамитяне особенно отличались бросанием пращи из левой руки; были, как говорится в Библии, искусные левши.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
десница | правая рука
В Библии правая рука, как правило, обозначается одним словом, на еврейском это ימין (“ямин” – буквально “правая” сторона или рука), на греческом – δεξιός (также “правая” сторона или рука). На церковнославянском и во многих случаях в Синодальном переводе, правая рука – “десница”. Также правая рука означает юг, а левая (שׂמאל – “смол”, на церковнославянском “шуйца”) — севе р ( Быт.14:15 )[1].
В Священном Писании правая рука, является символом могущества и силы, а место одесную, т. е. по правую руку – символом благовол ения[2]. У иудеев существовал обычай клясться правою рукою, что подтверждается словами: Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею ( Ис.62:8 ). При клятве иудеи, по примеру Господа ( Втор.32:40 ), поднимали свою правую руку к небу ( Быт.14:22 ). Отсюда выражение: которых уста говорят суетное, и которых десница — десница лжи ( Пс.143:8 ). Также при благославении возлагалась правая рука на голову благословляемого. Если благославлялись двое детей одновременно, то на первенца возлагалась правая рука, а на второго ребенка левая, указывая на преимущество первенца ( Быт.48:13-14;17-18 ). Подавать кому либо свою правую руку служило знаком дружбы ( Гал.2:9 ). Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести ( 3Цар.2:19 )[2]. В притче о втором пришествии Иисуса Христа, Царь ставит овец (праведников) справа от Cебя, а козлов (грешников) – слева ( Мф.25:31-34 ;41).
Действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего ( Пс.76:11 ), сражающей врага и освобождающей Его народ ( Исх.15:6,12 ; Пс.19:7; 20:9 ). Так, после смерти Иисус был “вознесен десницею Божиею” ( Деян.2:33 ), как возвестил об этом псалмопевец ( Пс.117:16 )[1][2]. Вообще в Псалтири чаще чем в других книгах Священного Писания упоминается десница Божия, спасающая ( Пс.19:7 ; Пс.43:4 ; Пс.59:7 ; Пс.107:7 ; Пс.108:31 ; Пс.137:7 ) и укрепляющая ( Пс.17:36 ; Пс.62:9 ; Пс.79:16-18 ; Пс.138:10 ), а также поражающая врагов ( Пс.20:9 ; Пс.73:11 ; Пс.97:1 ). Псалмопевец восклицает “блаженство в деснице Твоей вовек” ( Пс.15:11 ).
В Откровении правая рука упоминается 8 раз. Из них 4 раза говорится о деснице Иисуса Христа:
Он держал в деснице (εν τη δεξια χειρι – в правой руке) Своей семь звезд ( Откр.1:16 );
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу (την δεξιαν) Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний ( Откр.1:17 );
Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице (επι της δεξιας) Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей ( Откр.1:20 );
Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице (ἐν τῇ δεξιᾷ) Своей ( Откр.2:1 ).
Два раза о деснице Сидящего, в которой Он держит книгу:
И видел я в деснице (επι την δεξιαν) у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями ( Откр.5:1 );
И Он пришел и взял книгу из десницы (ἐκ τῆς δεξιᾶς) Сидящего на престоле ( Откр.5:7 ).
Один раз Ангел клянется, поднимая свою руку к небу. Причем в древних рукописях указывается на правую руку:
И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою (в древних текстах пишется την χειρα αυτου την δεξιαν – “правую свою руку”) к небу ( Откр.10:5 );
И один раз говорится о том, что на правые руки людей будет положена печать антихриста:
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их (επι της χειρος αυτων της δεξιας) или на чело их ( Откр.13:16 ).
Далее упоминается об этой руке без уточнения, что она правая ( Откр.14:9; 20:4 ).
Рассмотрим какие символы предлагают увидеть комментаторы Откровения в упоминании десницы Бога.
Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.) о деснице Иисуса Христа:
Не смог бы выжить святой Иоанн, будучи в ужасе, не дотронься до него спасительная десница Сына Божия, которая одним прикосновением произвела столь многие чу деса[3];
и далее о деснице Сидящего:
Книга была в деснице Божией, это, как я основательно полагаю, пути святых, поступавших праведно в древнос ти[4].
Епископ Примасий Карфагенский (VI век) о деснице Сидящего:
В деснице – то есть во Христе, ибо Он есть длань Бога, Он – десница Отца; иначе говоря – в блаженстве вечном[4].
Под десницею сей мы должны понимать счастье победы, а не как плотскую десницу, как будто сказано, что Он принял книгу из какой-то другой десницы Отца, хотя Отец и Сын – одно и то же, и Сам Сын является десницей Отца; но так как всегда побеждает через своих Тот, Кто сказал: Радуйтесь: Я победил мир ( Ин 16:33 ), и так как Он сделал Свою Церковь победительницей, то сказано, что от Нее Он и принял кн игу[5].
Русский церковный писатель Лопухин Александр Павлович (1852 — 1904):
Десница Сидящего служит символом и Божественного всемогущества, и Божественной промыслительной деятельности[4].
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.) пишет, что печать на правых руках будет положена для пресечения делания правых и добрых дел. А епископ Примасий Карфагенский (VI век) считает, что рука вообще, обозначает дела, а десница на которую будет положена печать – притворное благоч естие[6].
[2] Словарь библейского богословия. Под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана https://katolik-gomel.by/images/slovar.htm
[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:17
[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:05:01
[5] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:05:07
[6] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:13:14
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что означает выражение десница Божия
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Что означает это слово буквально и в переносном смысле
Слово имеет три значения, не исключающих, а, скорее, дополняющих друг друга. Это:
Употребление в Библии
Иконография: Вседержитель (Пантократор). Датировки: XVIII в. 1716 год. Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов. Происхождение: из Никитского монастыря Переславля-Залесского. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 184 см, ширина 120 см. Изображение Иисуса Христа в полный рост, восседающего на троне. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой – раскрытое Евангелие. У подножия трона надпись: 7224 году писал сей образ игумен Корнилий Оуланов. Инв. № ПЗМ-2529, ЖТ-28. © Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Всего «десница» упоминается Библией более 30 раз. Как правило, речь идет о Бо жией Д еснице. Многие толкователи отмечают, что применительно к Богу речь о «правой руке» идет лишь иносказательно, ведь Бог – не подобен человеку.
Так, Откровение Иоанна Богослова Десницу Бога оп исывает как власть Вседержителя. Это Христос, держащий семь звезд «в деснице своей» (Откр. 1:16). Это всемогущество вызывает страх, человек «падает на лице свое», не может его выдержать – но, по слову Апостола Иоанна, та же Десница касается его и ободряет: «Не бойся» (Откр. 1:17)
Другие примеры употребления термина «десница» в Писании и их значение
Иног да слово относится к человеку, его действиям. Это может быть благословение, клятва, приветствие.
Заметив это, Иосиф попытался указать отцу на ошибку, но Иаков пророчествовал об особой судьбе и возвышении в будущем именно младшего, Ефрема. Библия повествует, что Иосифу «тяжко явися» такое решение отца, но воля Божия непреложна.
А в Откровении Иоанна Богослова идет речь о печати антихристовой на правой руке живущих на земле, то есть не столько о вещественной печати, сколько о поражении духовным ядом самой души, что сделает его десницу «лживой», а самого такого человека – вероотступником (Откр. 13:16).
Противопоставление терминов «шуйца» и «десница»
Именно так должно пониматься отделение грешников от праведников на Страшном Суде:
« И соберутся пред Ним вси язы́цы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю » (Мф. 26:32-33).
Речь идет не просто о том, что праведники отделятся от грешников – произойдет полное «разлучение», когда между адом и Раем утвердится «пропасть великая», как говорит о том праотец Авраам богачу в притче о Лазаре (Лк. 16:26).
Почитаемые в православии десницы святых
Правая рука, как благословляющая, особо почитается у честных мощей угодников Божиих.
Иоанна Крестителя
Свт. Спиридона Тримифунтского
Старинные русские названия частей тела
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
Сейчас они все больше забываются
Давайте с вами вспомним, что это за слова и какое значение они имели в Древней Руси.
Вежды
В е жды это Веки. » В те дни, когда уж нет надежд, А есть одно воспоминанье, Веселье чуждо наших вежд, И легче на груди страданье » (Лермонтов). «И вежды старые сомкнуть Последним, вечным сном желаем» (Баратынский).
Власы
Зеница
Зен и ца это. Зрачок. » Как зеницу ока беречь кого-что-нибудь » — оберегать тщательно, заботливо. » Открылись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы » (Пушкин). «Немые грозы с вихрем шли, Блестя порой зеницей вещей» (Блок). «Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась » (Гоголь).
Ланита
Лан и т это. Щека. » С невольным пламенем ланит Украдкой нимфа молодая, Сама себя не понимая, На фавна иногда глядит » (Пушкин). «Они тебя по ланите, а ты им на радостях всю спину подставишь» (Достоевский). » Ланиты его никогда от стыда не краснели, разве от гнева или пощёчины» (Радищев).
Лик это Лицо. » Но бледный лик меняет часто цвет » (Лермонтов). » И плакал я перед тобой, На лик твой глядя милый » (А. К. Толстой). «Навеки В душе моей, как чудо, сохранится Твой лёгкий лик, твой воздух несравненный » (Набоков).
О ко это Глаз. » Око за око» — о мести. » В мгновение ока» — в один миг, мгновенно, сразу. » Видит око, да зуб неймёт» (посл.). «Тяжелы надгробные плиты На бессонных очах твоих» (Ахматова). «Вновь твои я вижу очи — И один твой южный взгляд Киммерийской грустной ночи Вдруг рассеял сонный хлад. » (Тютчев). » Вижу очи твои изумрудные, Светлый облик встает предо мной» (Соловьёв).
Десница и шуя
Сейчас для того, чтобы указать на какую-то конкретную руку, правую или левую, мы должны так и произнести: правая рука, левая рука. А в старину на Руси обходились для этого одним словом. Правая рука звалась десницей, левая – шуей.
Перси и рамена
Звучит, как названия каких-то племен, правда? На самом деле, это старинные названия грудей и плеч. Перси – так могли сказать как про женские груди, так и про мужскую грудь. Рамена – это два плеча. Когда речь заходила об одном, говорили – рамо.
Персты и длани
Эти слова и сейчас еще более-менее на слуху. Мало кто затруднится с ответом на вопрос, что такое персты. Конечно, это пальцы. Этот корень нам встречается в словах «перстень» или «наперсток», которые тесно связаны с пальцами. Что касается длани, то это не что иное как ладонь. Кстати, само слово «ладонь» имеет общее происхождение со словом «длань».
Чрево и чресла
Слово «чрево», означавшее живот, брюхо, тоже не совсем ушло из русского языка. Правда, сейчас оно чаще используется в переносном или в образном смысле. А чресла – это область таза, поясница, крестец. Четкое соответствие подобрать трудно, но примерная локализация понятна.
Глезна
Глезн а это Голень. » За ногу торопко влёк по кровавому поприщу боя, Около глезны, у жил, обвязавши ремнём перевесным » (Гомер. Пер. Гнедича).
Пясть
Пясть это Кулак (часть кисти между запястьем и основными фалангами пальцев). » Уже он вышел из комнаты, как король приказал ему выключить свет, отчего вернулась обратно рука и пясть в перчатке нашарила и повернула выключатель» (Набоков). «Теперь реальным стало только то, Что можно было взвесить и измерить, Коснуться пястью, выразить числом » (Волошин).
Пята
Пят а эт Пятка, а также ступня. » о пят — об очень длинной, почти до земли одежде или косе. По пятам за кем-нибудь (ходить, гнаться) — следовать за кем-нибудь, не отставая. Под пятой у кого-нибудь — под гнётом, под властью. С головы до пят — полностью, совершенно, целиком. » Грех алчный гонится за мною по пятам» (Пушкин). » Пальто российское до пят. Калоши по снегу скрипят » (Набоков). Потому что если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой» (Достоевский).
Уста
Уст а это Губы, рот. У всех на устах — все говорят, обсуждают. На устах у кого-либо — готов сказать, произнести. Из уст чьих-либо (узнать, услышать) — услышать от кого-нибудь. Из первых уст (узнать, услышать) — непосредственно от того, кто лучше других осведомлён. Из уст в уста передавать — сообщать от одного к другому. В уста чьи-либовложить (слова, мысли) — заставить говорить от себя, от своего имени. Вашими бы устами да мёд пить — хорошо было бы, если бы вы оказались правы, если бы ваши предположения сбылись. Устами младенца глаголет истина (посл.). » Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! » (Лермонтов). «Она устремила глаза на меня и засмеялась одними устами. без звука» (Тургенев). «У природы на устах коварная улыбка » (Окуджава)
Чело
Чел о это Лоб. Бить челом — (кому-нибудь) низко до земли кланяться; (кому-нибудь) благодарить; (кому-нибудь чем-нибудь) подносить дар, дары; (кому-нибудь) просить о чём-нибудь; (кому-нибудь на кого-нибудь) жаловаться. » Взгляни на милую, когда своё чело Она пред зеркалом цветами окружает » (Пушкин). «Я снова меж людей явился С холодным, сумрачным челом» (Лермонтов). «Его лобзание горит на твоём, как мрамор, побледневшем челе! » (Тургенев).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов