детонация договора с нидерландами
Нидерланды отказались последовать примеру Кипра
Министерство финансов объявило о начале разработки федерального законопроекта для денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами. «Минфин России провел несколько раундов переговоров с минфином Королевства Нидерландов по внесению изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения между странами в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, – говорится в сообщении российского министерства. – Минфин предложил нидерландской стороне условия, аналогичные тем, которые были уже согласованы с Кипром, Люксембургом и Мальтой, однако переговоры не увенчались успехом».
Как отмечает Минфин, существующее налоговое соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке в 2–3%, тогда как соответствующая ставка в России в разы выше: например, для юридических лиц – 15% по дивидендам и 20% по процентам. В результате в 2017 г. в Нидерланды в виде выплат процентов и дивидендов было выведено 457 млрд руб., в 2018 – более 412 млрд руб., а в 2019-м – более 339 млрд руб.
Кипр вначале отказался от таких условий, и российский Минфин заявил о разрыве СОИДН.
После чего Никосия пересмотрела свою позицию, соглашение было пересмотрено, а новые условия согласованы. Последующие переговоры с Мальтой и Люксембургом проходили не столь оживленно, и соглашения были достигнуты на условиях, аналогичных кипрским.
Однако эксперты указывают, что в переговорной позиции России с Нидерландами есть существенные отличия: старт разрыва соглашения с Кипром был устным, тогда как в отношении Голландии начата разработка федерального закона. «Данный документ может не дойти до стадии рассмотрения Госдумой, – предупреждает заместитель руководителя практики «Международное право и налоги» «Лемчик, Крупский и партнеры» Антон Тарунтаев. – Камнем преткновения может стать оценка регулирующего воздействия, так как финансовые выгоды РФ от денонсации СОИДН с Нидерландами не очевидны».
«Голландия гораздо менее чувствительна к возможным последствиям денонсации СОИДН, и такая угроза будет не очень весома в отношении голландской экономики, которая лишь в полтора раза меньше российской», – уточняет партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов.
Риски для России от разрыва СОИДН с Нидерландами достаточно высоки. «Например, российские налоговые органы не смогут воспользоваться механизмом обмена информацией, предусмотренным соглашением, – отмечает партнер департамента налогов и права Deloitte Наталья Кузнецова. – Этот механизм очень широко используется российскими налоговыми органами в рамках проверок российских налогоплательщиков. Также российские компании, инвестирующие за рубеж через холдинги в Нидерландах, будут подлежать более высокому налогообложению при распределении дивидендов из Нидерландов в Россию (ставка увеличится до 15% на дивиденды) и проч. Многие российские компании, привлекавшие финансирование в нидерландских банках, столкнутся с более высокими налогами при выплате процентов (20% против 0% сейчас), что ляжет дополнительным бременем на российских заемщиков».
Сейчас Нидерланды являются второй после Кипра юрисдикцией по количеству компаний, получающих дивиденды и проценты от российских организаций. «По данным базы СПАРК, в 2019 г. не менее 1250 российских компаний имели в составе своих акционеров голландские юридические лица», – подсчитал Тарунтаев.
Пострадать могут и российские компании с госучастием. «Разрыв СОИДН с Нидерландами может негативно сказаться на крупных российских группах, в том числе с государственным участием, – предупреждает партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев. – Как правило, эта страна используется для создания субхолдингов для инвестирования в иностранные активы. Сегодня при распределении дивидендов от таких компаний в РФ применяется освобождение от налога на доходы у источника выплаты, но обязательным условием для его применения в Нидерландах является наличие СОИДН со страной получателя дохода. После денонсации налогового соглашения освобождение больше не будет применяться. Это значит, что дивиденды будут облагаться 15%-ным налогом в Нидерландах. Для бизнеса это станет дополнительной нагрузкой, причем налоги будут уплачиваться в голландский бюджет, не в российский».
В итоге разрыв СОИДН увеличит для российских компаний стоимость получения голландского финансирования и технологий на 20%, предупреждает Вахитов. «Это приведет к кардинальному повышению налогового бремени безотносительно к тому, насколько нидерландские компании в действительности осуществляют декларируемый функционал – холдинга, финансовой компании или центра экспертиз по разработке и развитию нематериальных активов группы», – предупреждает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев.
Эксперты уверены, что в Минфине тоже полностью осознают возможные негативные последствия от денонсации СОИДН с Нидерландами, поэтому рекомендуют всем заинтересованным лицам дождаться дальнейшего развития событий. «Даже если соглашение будет отменено, это произойдет только с 2022 г., так как текст договора об избежании двойного налогообложения требует шестимесячного уведомления, да и в самой карточке законопроекта указано, что работа над ним продлится до весны 2021 г.», – успокаивает партнер практики международного налогообложения PwC в России Михаил Филинов.
Минфин решил разорвать соглашение по налогам с Нидерландами
Речь идет о доходах в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых российским бенефициарам «через юрисдикцию, в которой расположены компании, самостоятельно не распоряжающиеся указанными доходами и через которые такие доходы проходят транзитом», говорится в уведомлении.
Минфин предложил Нидерландам те же условия, которые уже согласовал с Кипром, Люксембургом и Мальтой (повышение ставки до 15% с рядом исключений), однако контрпредложения Нидерландов предусматривали «сохранение отдельных каналов для вывода средств из страны», объясняет ведомство в своем сообщении причину запуска денонсации.
Переговоры с Кипром на этот счет также сначала зашли в тупик: в августе Минфин начал денонсацию соглашения об избежании двойного налогообложения, заявив, что предложения кипрской стороны «размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения».
После этого Россия и Кипр достаточно быстро согласовали изменения в соглашение, при этом был предусмотрен ряд исключений, когда не применяется ставка 15%. Так, она составит 5% для институциональных инвестиций и в определенных случаях для публичных компаний.
Госдума денонсировала налоговое соглашение с Нидерландами
Госдума приняла закон о денонсации заключенного ранее с Нидерландами соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от обложения в отношении налогов на доходы и имущество.
Проект закона был внесен в Госдуму правительством России, после того как Минфину не удалось договориться с голландскими властями о пересмотре налогового соглашения.
«Подход к изменению соглашения, предложенный Нидерландами, не был поддержан российской стороной, так как предусматривал сохранение отдельных каналов для вывода средств из страны», — пояснил Минфин. По данным ведомства, только в 2017 году в виде выплат процентов и дивидендов российские компании вывели в Нидерланды более 457 млрд руб., в 2018-м — более 412 млрд руб., а в 2019-м — более 339 млрд руб.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что власти России предлагали королевству перезаключить соглашение на тех же условиях, что ранее были приняты Кипром, Люксембургом и Мальтой, но достигнуть согласия не удалось. Стороны договорились повысить базовую ставку налога на дивиденды и проценты до 15%. Предусматриваются исключения, при которых ставка налога составит 5%.
В случае завершения процедуры денонсации соглашения с Нидерландами до 30 июня 2021 года его действие прекратится 1 января 2022 года.
Выступая 11 мая в Госдуме, замглавы Минфина Алексей Сазанов сообщил, что следующим шагом станет корректировка налоговых соглашений с Сингапуром, Гонконгом и Швейцарией.
«У нас осталось три ключевых юрисдикции — это Швейцария, Гонконг, Сингапур. По ним мы также будем предлагать внести изменения в соглашения. Это позволит уже охватить более 90% выплат в транзитные юрисдикции и дополнительно пополнить казну», — сказал Сазанов (цитата по «РИА Новости»).
«Некоторые группы с голландскими субхолдингами уже давно приняли для себя решение о ликвидации таких компаний, не дожидаясь развития ситуации. Отдельным группам скромный оптимизм внушает потенциальная возможность корректировки российского налогового законодательства в части предоставления льгот при выплате доходов из РФ в Нидерланды (чтобы компенсировать отсутствие СИДН)», — сказал РБК партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев. Но вряд ли стоит ожидать, что такого рода льготы коснутся большого количества компаний, добавил он. В связи с этим многим группам необходимо в ближайшее время принять решение о том, что делать с голландскими компаниями: ликвидировать или мигрировать, а если мигрировать, то куда именно, говорит Токарев, напоминая, что времени для решения этих вопросов осталось мало (СИДН России и Нидерландов, скорее всего, прекратит действовать с 1 января 2022 года).
Россия решила отказаться от налогового соглашения с Нидерландами
Минфин России приступает к денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами. Об этом говорится в сообщении ведомства, поступившем в РБК.
Министерство провело переговоры с Амстердамом и предложило условия, аналогичные тем, которые ранее обговаривались с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.
«Существующее налоговое соглашение с Нидерландами предусматривает достаточно привлекательные налоговые условия и позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке 2–3%. Тогда как соответствующая ставка в России в разы выше (например, для юридических лиц — 15% по дивидендам и 20% по процентам)», — говорится в сообщении Минфина.
Как отметили в ведомстве, многие российские компании воспользовались этим налоговым маневром для вывода процентов и дивидендов. Только в 2017 году объем таких выплат составил 457 млрд руб. Всего за предыдущие три года были выведены более 1,2 трлн руб.
Сейчас проект закона о денонсации готовится к внесению в Госдуму и проходит общественное обсуждение на портале проектов нормативных правовых актов. В случае одобрения законопроекта дополнительные средства, поступающие в бюджет, пойдут на выполнение социальных обязательств государства.
В Нидерландах зарегистрированы многие крупные российские компании, в том числе «Яндекс» и «ВымпелКом». В пресс-службах данных компаний отказались от комментариев.
В сентябре Россия и Кипр договорились повысить ставку налога на проценты и дивиденды до 15%. Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Ранее налог на дивиденды для российских резидентов на Кипре можно было снизить до 5%, а ставку на проценты по займам — до 0%.
После этого российское правительство анонсировало аналогичный пересмотр двойного налогообложения с Мальтой. В августе вице-премьер Алексей Оверчук сообщил, что власти могут пересмотреть в пользу повышения ставки налоговые соглашения с Швейцарией и Гонконгом.
Бизнес и консультанты назвали разрыв налогового соглашения России с Нидерландами «катастрофой»
Разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Нидерландами — это «катастрофа», заявили VTimes опрошенные консультанты и сотрудники российских компаний.
В пятницу Минфин объявил, что начал готовить законопроект о денонсации налогового соглашения с Нидерландами после того, как несколько раундов переговоров о его изменении не увенчались успехом. Ведомство отмечало, что предложило стране те же условия, на которые уже согласились Кипр, Люксембург и Мальта. Однако Нидерланды хотели получить дополнительные льготы для крупного бизнеса, который инвестировал в Россию, рассказал VTimes человек, знакомый с ходом обсуждения.
Нидерланды популярны у российского бизнеса, отмечает VTimes. В стране зарегистрированы головные компании X5 Retail Group и «Яндекса», а российской группой «Связной» владеет голландская Svyaznoy N.V. Американский бизнес привык работать с Россией через свои европейские офисы, как правило, расположенные именно в Нидерландах, пишет издание. Сильнее всего от разрыва соглашения пострадает крупный, в том числе публичный, российский бизнес, иностранные инвесторы, которые вкладывали в Россию через холдинговые компании, и голландские банки, которые финансируют российские компании, пишет VTimes.
Чем грозит разрыв соглашения с Нидерландами:
Для разрыва соглашения российские власти должны предупредить об этом минимум за шесть месяцев до конца года, подчеркивает VTimes. То есть если соглашение будет расторгнуто, то не раньше 2022 года.
Возможно, информация о денонсации соглашения — это попытка российского Минфина склонить Нидерланды к принятию своих условий, как уже успешно было сделано с Кипром и Мальтой, заявил VTimes партнер KPMG Александр Токарев. Но голландская экономика, по его словам, зависит от российской существенно меньше, чем кипрская. Вероятность разрыва соглашения сейчас выше, чем в случае с Кипром, отметил и партнер «Кроу экспертиза» Рустам Вахитов.
VTimes направил запрос в Минфины обеих стран. Представители X5 Retail Group, «Яндекса», «Связного» не ответили на запросы.
Тихая гавань для бизнеса. 10 самых подходящих стран для российских компаний
Тихая гавань для бизнеса. 10 самых подходящих стран для российских компаний