детская библиотека библиографические пособия

Детская библиотека библиографические пособия

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия

Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

День отца

Предлагаем вашему вниманию библиографические пособия, посвященные новому празднику, подготовленные специалистами Каркатеевской ПМБ: буклет «День отца» и закладку «Это всё про папу».

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Это всё про папу62021-10-18 05:242021-10-18 05:24
День отца62021-10-18 05:232021-10-18 05:24

Энциклопедия для детей

Наши юные читатели, Пойковская детская библиотека «Радость» предлагает Вашему вниманию серию «Детская энциклопедия» издательства «РОСМЭН». Эти книги расскажут Вам о том, как исследовали космос, что дало человечеству изобретение колеса, кто создал первый автомобиль, какие летательные аппараты первыми поднялись в небо, в какой стране были придуманы макароны, и о множестве других открытий и изобретений, изменивших нашу жизнь. А так же о братьях наших меньших – диких и домашних животных.

Азбука безопасности

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияНаш мир очень непрост. И опасностей, подстерегающих человека дома, на улице, во время отдыха, сегодня стало гораздо больше, чем во времена ваших бабушек и дедушек. Этих опасностей не нужно бояться — к ним следует быть готовым. Вот почему издается много книг, пособий, которые рассказывают, как действовать в чрезвычайных ситуациях.

В аннотированном списке литературы «Азбука безопасности» представлены книги, которые научат вас разумному отношению к собственной безопасности, станут вашими надежными помощниками, а термины пополнят ваш словарный запас. Прочитайте их и в необходимых случаях действуйте в соответствии с приведенными рекомендациями.

В списке опубликован словарик по безопасности. Список предназначен для всех, кто интересуется вопросами безопасности жизни.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Азбука безопасности332021-05-13 12:082021-05-13 12:08

Гений сатиры

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияСалтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель-реалист, журналист, критик, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор, известный под псевдонимом Николай Щедрин (Салтыков – настоящая фамилия). В своих произведениях старался направить внимание русского общества на главные проблемы того времени. Салтыков-Щедрин являлся мастером острого слова и был автором многих афоризмов. Ему удавалось создавать прекрасные работы в жанре сатиры и реализма, а также помогать читателю, анализировать свои ошибки. Интересен факт, что автором слова «мягкотелость» является именно Михаил Евграфович.

К 195-летию М.Е. Салтыкова-Щедрина заведующая Сингапайской ПБ Ирина Кошелапова подготовила информационное досье «Гений сатиры» о жизни и деятельности и о произведениях писателя.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Гений сатиры752021-01-25 07:302021-01-25 07:30

Семь советов, как помочь ребёнку полюбить читать

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияАвтор буклета «Семь советов, как помочь ребёнку полюбить читать» библиотекарь Каркатеевской ПМБ Светлана Тунгусова рассматривает проблему нелюбви детей к чтению предлагает простые и действенные советы по решению этой проблемы.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Семь советов, как помочь ребёнку полюбить читать752021-01-25 06:572021-01-25 06:57

Книги, помогающие жить

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияДля людей с тяжелой судьбой, очень трудно порой найти в себе силы перебороть свой недуг и проблемы со здоровьем. Именно поэтому, в сложные минуты жизни может прийти на помощь именно литература, которая примерами нацелит человека на выздоровление. Герои таких особых произведений сильные духом и на своем примере показывают как нужно вести борьбу за жизнь.

В основе отбора произведений лежит формальный признак: один из героев – человек, с ограниченными возможностями здоровья. А так же предлагаем специальную литературу для инвалидов по зрению: крупно-шрифтовые книги, «говорящие» аудиокниги и РТШ по Брайлю.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Книги, помогающие жить732020-11-30 09:562020-11-30 09:56

Азбука добра

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияВек информационных технологий принёс с собой новые возможности воспитания. Одним из важных представителей медиапространства являются мульфильмы. Для детей мультфильмы – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными. Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести.

Для эффективного воспитания ребёнку нужно предоставить хорошие образцы для подражания, таковыми являются мультфильмы советского периода. Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, просты и понятны для воспитания, герои говорят на хорошем красивом языке их поступки можно брать в качестве примера или антипримера. В основе используются произведения классиков детской литературы. Героев озвучивают лучшие актёры театра и кино.

Библиограф пойковской детской библиотеки «Радость» Зимфира Мавлиханова предлагает познакомиться с подборкой, в которой собраны лучшие советские мультфильмы. Мультфильмы расположены по основным моральным качествам, которые необходимо развивать в ребёнке. Размещённые в алфавитном порядке, эти качества входят в понятие добра, каждое качество, как крупица, возрастая, положит начало доброй душе.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Азбука добра1242020-11-30 05:542020-11-30 05:54

Иван Бунин – классик рубежа двух столетий

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияИван Алексеевич Бунин (1870–1953) по праву заслужил особое место в русской и мировой литературе. Он блестящий прозаик, поэт, переводчик и публицист. Его имя стоит рядом с именами Толстого, Чехова и Горького. И. А. Бунин первый из российских писателей получил Нобелевскую премию (1933 г.). С каждым годом постоянно возрастает интерес к изучению его творчества, привлекая всё большее число исследователей.

Рекомендательный указатель «Иван Бунин – классик рубежа двух столетий», подготовленный главным библиотекарем пойковской библиотеки «Наследие» Марией Князевой приурочен к 150-летию со дня рождения писателя.

В указатель включены произведения автора, а также литература о его жизни и творчестве, представлены электронные ресурсы.

Указатель может быть полезен преподавателям русского языка и литературы, учащимся и всем читателям, интересующимся творческой судьбой и наследием И. А. Бунина.

Изучаем историю с «Родиной»

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияПопулярный исторический журнал «Родина» — это продолжение традиций научно-популярной исторической журналистики, заложенных создателями одноименного дореволюционного издания еще в 1879 году. В 2019 году журнал «Родина» отметил свой 140-летний юбилей со дня выхода первого номера.

Богато проиллюстрированный фотографиями, архивными документами и другими графическими материалами журнал «Родина» адресован профессиональным историкам, преподавателям, студентам и всем читателям, которых не оставляют равнодушными вопросы отечественной и мировой истории.

Заведующая пойковской ПБ «Наследие» Любовь Ефименко предлагает список статей историков, писателей, публицистов, опубликованных в 2018 и 2019 году. Все номера журнала находятся в свободном доступе в фонде Пойковской поселенческой библиотеки «Наследие».

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Изучаем истоию с «Родиной»1662020-03-23 06:462020-03-23 06:46

Антону Павловичу Чехову 160 лет!

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия29 января 2020 года исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904). Творчество этого великого русского писателя безгранично, как сама жизнь в ее смешных и грустных проявлениях. В истории мировой культуры А. П. Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы – трагикомедии.

Предлагаем вашему вниманию библиографический указатель «В кругу чеховских героев», разработанный главным библиотекарем пойковской библиотеки «Наследие» Марией Князевой.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
В кругу чеховских героев2452020-02-07 05:572020-02-07 05:57

Этикет и мы

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияЭтикет – определенный кодекс поведения, норм, обязанностей, который нужно соблюдать в разных жизненных ситуациях. Этикет – составная часть культуры человека и общества. Основы знаний по этикету закладываются с самых ранних лет в семье, затем в детском саду, школе и, тем не менее, этих знаний бывает не всегда достаточно. Бесценными помощниками для всех, кто хочет чувствовать себя уверенно и не попадать в неловкие положения станут книги по этикету.

Библиотекарь пойковской ПБ «Наследие» Мария Князева подготовила рекомендательный список «Этикет и мы». Представленные в списке книги помогут читателям в личной и профессиональной сфере.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Этикет и мы2212019-12-24 04:492019-12-24 04:49

Гражданин будущих времен

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия2019 году исполнилось 270 лет со дня рождения Александра Николаевича Радищева — крупнейшего русского писателя и мыслителя конца XVIII века, открытого противника самодержавия, одной из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения.

В русской истории и литературе немало истинных патриотов, искренне сочувствующих униженным и оскорбленным, защищающих их ценой своего благополучия, а порой и самой жизни, выступающих против рабства и несправедливости верховной власти. Одним из первых среди них мы называем и чтим имя писателя Александра Николаевича Радищева, который, по словам поэта И. П. Пнина «смело правду говорил, жертвовал собою для общих благ, был отечеству сын верный».

Жизни и творчеству А.Н. Радищева посвящена памятка, разработанная в пойковской ПБ «Наследие».

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Гражданин будущих времен1572019-12-04 11:492019-12-04 11:49

Мятежный гений вдохновенья

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияБиблиографический список материалов для тематической копилки библиотекарей и педагогов «Мятежный гений вдохновенья» составлен к 205-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) по статьям периодических профессиональных изданий, находящихся в фондах БУНР «Межпоселенческая библиотека».

Библиографический указатель литературы «Герой своего времени» посвящен жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Герой своего времени1462019-11-06 10:012019-11-06 10:02
Мятежный гений вдохновенья1532019-10-14 11:452019-10-14 11:45

Лауреаты международного конкурса имени Сергея Михалкова

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияВ аннотированном списке «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова», предназначен для подростков, представлены книги из серии, имеющиеся в фондах библиотек Нефтеюганского района. В списке приведены сведения о книгах – победителях пяти конкурсов.

Основные темы произведений – отношения в семье, нахождение своего места в жизни, проблемы школы и улицы, человечность и равнодушие взрослых и детей и многие другие. Героям часто приходится сталкиваться с выбором: детство кончилось, множество соблазнов манит, все хочется попробовать и испытать самому. Для иллюстрирования книг привлекаются молодые талантливые художники, поэтому читатель имеет возможность познакомиться не только с новыми авторами, но и с новыми иллюстраторами.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Лауреаты международного конкурса им. С. Михалкова2692019-08-14 10:112019-08-14 10:11

Библиотечная жизнь Нефтеюганского района

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияБиблиографический указатель представляет информацию о статьях из периодических изданий, отражающих состояние и развитие библиотечного дела Нефтеюганского района.

В указателе отражена информация из районных газет за период с 2016 по 2018 год. Материал расположен в обратно хронологическом порядке. Указатель снабжен вспомогательными указателями – именным и географическим. Указатель носит информационно-рекомендательный характер, он не претендует на исчерпывающую полноту охвата сведений.

Указатель будет полезен всем, кто интересуется историей района, его культурой, библиотечным делом, он окажет практическую помощь библиотечным работникам.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Библиотечная жизнь Нефтеюганского района1542019-08-08 11:572019-08-08 11:57

Василий Шукшин: «Жил народной памятью и болью. «

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия25 июля – день рождения любимого миллионами писателя, актера, кинорежиссера. Человека, которого все считали своим парнем, чьи произведения перечитывали, а фильмы пересматривали десятки раз.

Василий Макарович Шукшин.

Писатель, опубликовавший пять сборников рассказов и два романа.

Актёр, сыгравший более двадцати ролей.

Режиссёр, снявший шесть авторских фильмов.

К юбилею писателя Пойковская поселенческая библиотека «Наследие» составила рекомендательный список литературы «Жил народной радостью и болью…». В пособии опубликованы биографические данные писателя, список произведений, фильмография, сведения о наградах.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Жил народной памятью и болью.2362019-07-22 10:422019-07-22 10:42

Великой Отечественной посвящается!

Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории.

Предлагаем вашему вниманию библиографические пособия, разработанные специалистами библиотек Нефтеюганского района: рекомендательные списки литературы «А в книжной памяти мгновения войны», «25 самых сильных книг о войне», «Прочитанная книга о войне», фотоальбом «И девушка наша проходит в шинели».

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособиядетская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособия

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Прочитанная книга о войне2082019-05-16 05:562019-05-16 05:56
И девушка наша проходит в шинели2262019-05-16 05:342019-05-16 05:34
А в книжной памяти.2652019-05-16 05:322019-05-16 05:32
25 книг о войне2502019-05-16 05:322019-05-16 05:32

Колыбель качается над бездной.

Список открывается разделом: «Жизнь и творчество В. В. Набокова», в котором собраны краткие сведения и интересные факты из биографии писателя. В разделе «Произведения В. В. Набокова» произведения расположены в алфавитном порядке. В разделе «Экранизация произведений, театральные постановки» расположение по годам.

Библиографический список рассчитан на учащихся, а так же всех тех, кто интересуется творчеством В. В. Набокова.

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Колыбель качается над бездной2512019-04-15 06:502019-04-15 06:54

Современные авторы в литературно-художественных журналах

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияРусское слово «журнал» происходит от французского «journal» – «дневник». Потребность в таком дневнике событий отечественной литературы во все времена особенно велика. Периодические издания, чаще всего ежемесячные, знакомят читателя с новинками оригинальной или переводной литературы, литературной критикой, публицистикой.

Литературно-художественные журналы всегда являлись особой частью российской культуры. На сегодняшний момент толстые журналы остались практически единственными изданиями, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста.

Вашему вниманию предлагается список произведений современных авторов, опубликованных в 2017-2018 годах. В фонд Пойковской ПБ «Наследие» поступают журналы: «Детективы «Сельской молодёжи»», «Искатель», «Наш современник», «Подвиг», «Смена», «Юность».

Вложения:

ФайлСкачиванияСозданоИзменено
Современные авторы в ЛХЖ2992019-01-28 05:292019-01-28 05:29

Читайте детям не нотации, а книги!

детская библиотека библиографические пособия. Смотреть фото детская библиотека библиографические пособия. Смотреть картинку детская библиотека библиографические пособия. Картинка про детская библиотека библиографические пособия. Фото детская библиотека библиографические пособияУважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию рекомендательный список книг для семейного чтения детям старшего дошкольного возраста «Читайте детям не нотации, а книги«.

Дети в возрасте 6 и 7 лет с удовольствием слушают и обсуждают книги разных жанров на нравственные темы. Их интересуют произведения о природе, животных, своих сверстниках. Однако они по-прежнему любят сказки, готовы к чтению текстов, построенных на игре слов и различных нелепицах. А главное, многие в 6 лет сами начинают читать свои первые книжки. В этом возрасте знакомство с весёлыми приключениями героев книг способствует развитию чувства юмора, а также готовит ребенка 7 лет к школе.

Вы хотите, чтобы ваш малыш рос воспитанным, умел отличать хорошее поведение от плохого, был добрым и щедрым? Прочитайте ему увлекательные и поучительные сказки и рассказы, собранные в этом списке.

Источник

Рекомендательные библиографические пособия для детей в деятельности детской библиотеки

Классификация рекомендательных библиографических пособий для детей. Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по детской литературе. Анализ потребителей и состояния ресурсов исследуемых пособий в библиотеке им. А.С. Пушкина ЦСДБ г. Волгограда.

Рекомендательные библиографические пособия для детей в деятельности детской библиотеки

Вторая глава носит практический характер и отражает результаты прикладного социологического исследования по теме: «Рекомендательные библиографические пособия для детей в деятельности детской библиотеки (на базе ЦБ им. А.С. Пушкина ЦСДБ г. Волгограда»: описана система рекомендательных библиографических пособий для детей, используемых в библиотеке; проанализирована информация, полученная в ходе опроса читателей-детей и сотрудников библиотеки; приводится описание направлений библиотечной работы, где применяются рекомендательные библиографические пособия для детей.

Глава 1. Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России

1.1 Определение основных теоретических понятий

В целом, достаточно едины представления российских теоретиков о рекомендательной библиографии, как одном из видов библиографии, выполняющем важные общественные функции: пропаганда и помощь в ориентации в произведениях печати, имеющих широкую общественную значимость и относящихся к положительным ценностям культуры.

1. Природа и социальные функции рекомендательной библиографии;

2. Соотношение первичной и вторичной информации в рекомендательных библиографических пособиях. По её мнению эти проблемы решаются благодаря жанровому разнообразию рекомендательных библиографических пособий;

3. Творческая составляющая труда библиографа при составлении рекомендательных библиографических пособий (личность библиографа);

4. Обоснование типологии пособий рекомендательной библиографии с учетом восприятия их текстов, стимулирующих читательскую активность.

В настоящее время термин «рекомендательно-библиографическое обслуживание» практически не употребляется в профессиональной печати. Он даже не упоминается в терминологическом словаре « Библиотечное дело» 1986 года издания, не говоря уже о более поздних изданиях.

На современном этапе работы данный термин трансформировался в более размытое понятие «рекомендательно-библиографическая деятельность» библиотек, которое в широком смысле означает рекомендательное библиографирование, создание и выпуск рекомендательных библиографических пособий, а также использование рекомендательной библиографической информации в работе с фондами, во всех направлениях библиотечно-библиографической работы, в том числе в работе с читателями».

Это противоречит ранее существовавшему мнению о трех формах существования рекомендательно-библиографического обслуживания: составлении рекомендательно-библиографических пособий, их использованию в обслуживании читателей и использовании рекомендательных пособий для докомплектования фонда библиотеки (учитывая, что основной целью рекомендательной библиографии в прежние годы являлось отражение лучших документов, рекомендательные указатели могли оказать помощь в выборе книг для заполнения лакун).

библиографический пособие детский литература

1.2 Классификация рекомендательных библиографических пособий для детей, как научная проблема

Как отмечали Е.Ф. Рыбина и Е.Н. Томашова, в ходе практической деятельности детских библиотек в прошлом сложилась система рекомендательных библиографических пособий для детей, которая строилась следующим образом:

Б) Содержательную структуру представляли универсальные, комплексные, отраслевые (по предметам школьной программы), тематические, персональные, биобиблиографические указатели (списки, обзоры);

В) Читательская структура характеризовалась дифференциацией библиографических пособий в адрес руководителей детского чтения и в адрес детей;

Г) Типологическая структура представлялась библиографическими пособиями основных типов (указателями, списками, обзорами и т.п.) и их разновидностями.

Функционирование системы рекомендательных библиографических пособий для детей осуществлялось в соответствии с основными принципами: целостности, иерархичности, централизации и децентрализации.

Система рекомендательных библиографических пособий по детской литературе охватывает важнейшие проблемы общественной жизни науки, техники, литературы и искусства. По мнению Н.Ф. Рыбиной рекомендательные пособия призваны удовлетворять разнообразные потребности и интересы в литературе не только всех возрастных групп детей, но и руководителей детского чтения (33). Поэтому по целевому и читательскому назначению пособия по детской литературе делятся на два вида:

1. Рекомендательные библиографические пособия в помощь руководителям детского чтения;

2. Рекомендательные библиографические пособия в помощь образованию и воспитанию школьников.

Рекомендательные библиографические пособия в помощь руководителям детского чтения адресованы библиотечным работникам, учителям, воспитателям детских садов, родителям, которые нуждаются в сведениях о лучших произведениях детской литературы, в методических советах по руководству чтением детей.

Круг пособий разнообразен: библиографические указатели, типовые каталоги, методико-библиографические пособия, списки и обзоры.

Пособия в помощь руководителям детского чтения имеют свои особенности. В них содержится обращение в вводной части к руководителям детского чтения, даются методические советы по использованию пособия. В пособия включаются сведения о книгах и статьях по вопросам воспитания, литературно-критические материалы. Библиографические записи, как правило, сопровождаются рекомендательными аннотациями, но бывают случаи, когда аннотации носят справочный характер.

Рекомендательные библиографические пособия в помощь руководителям детского чтения делятся на несколько групп:

· Пособия в помощь нравственному и эстетическому воспитанию школьников также рассчитаны на учителей школ, чтобы помочь им правильно ориентироваться в литературе, связанной с воспитанием у детей богатого духовного мира, оказать помощь в подготовке внеклассных мероприятий: бесед, лекций, тематических вечеров и т.п.;

Рекомендательные библиографические пособия в помощь образованию и воспитанию школьников адресуются непосредственно детям разных возрастных групп. Они бывают разных типов и содержания. Наиболее распространены беседы о книгах, путеводители по книгам. Они доступно и интересно вводят ребенка в мир документов. Такие пособия имеют точный читательский адрес, который указан в сведениях, относящихся к заглавию. Библиографическая характеристика представлена библиографическим описанием и лаконичными интересными аннотациями. Многие пособия содержат иллюстрации.

Суммируя изложенное выше можно сказать, что рекомендательные пособия для детей следует подразделить на несколько видов:

· Пособия в помощь развитию познавательных интересов и изучению школьной программы составляются для того, чтобы привлечь внимание школьников к самостоятельному изучению школьных предметов, вызвать интерес к науке, расширить и углубить знания по различным учебным дисциплинам;

· Пособия в помощь нравственному и эстетическому развитию детей позволяют обратить внимание детей на темы нравственности и морали, оценить поступки героев книг. Лучшие книги могут способствовать формированию характера школьника. Пособия, отражающие документы по искусству помогают школьникам понять мир прекрасного, обогатить духовный мир ребенка, пробудить интерес к литературе по искусству;

· Краеведческие пособия для детей составляются областными детскими библиотеками. Они играют воспитательную роль, позволяют формировать у ребенка чувство гордости за свой край, национального достоинства, любви к краю и т.п.

1.3 Потребители рекомендательной библиографической информации о книгах для детей

Библиографическое пособие как важное средство воспитания читательской активности оказывает влияние на все основные стадии читательской деятельности: на стадию конкретизации темы, уточнения мотивов чтения, возникновения и углубления читательского интереса; на стадию выбора литературы, когда с помощью БП у читателей формируется ценностный подход к произведениям печати, личностное отношение к ним, установка на восприятие, определяется программа чтения, на стадию организации чтения, когда БП помогает определить последовательность и выбрать рациональную систему чтения, узнать о дополнительных источниках информации по теме.

Активизация чтения, по мнению Е.Ф. Рыбиной и Е.Н. Томашевой, во многом обеспечивается рекомендательными библиографическими указателями (32).

Рекомендательные библиографические пособия для детей и руководителей детского чтения, по утверждению Е.Н. Томашовой помогают осуществлять и поддерживать высокий уровень читательской активности, так как призваны обеспечить основные показатели чтения: его направленность, избирательность, систематичность (41).

Влияние рекомендательных библиографических пособий на направленность чтения прослеживается российскими исследователями в социальном и психологических аспектах. В социальном аспекте направленность чтения проявляется в ориентации читателей на такие ценностные установки, темы, проблемы, которые являются социально значимыми и первостепенно важными в обществе. В психологическом аспекте направленность чтения предполагает учет таких существенных факторов, как влияние среды, особенности развития в разные периоды детства, подготовленность читателей разного возраста с учетом усвоенных ими знаний.

Читателю предлагаются развернутые рекомендательные характеристики, позволяющие выбрать важные для чтения темы, проблемы, а также дополнительные тексты, ориентирующие в социальной и общественной значимости материала, облегчающие его выбор, помогающие читателю найти свою тему (книгу) для чтения.

Как отмечает Голубева Е.И. в статье «Средство организации семейного чтения», потребителями рекомендательной библиографической информации о книгах для детей являются:

Возможно, родителям нужно помочь не только в ознакомлении с содержанием рекомендуемых детских книг и способами привлечения внимания детей к этим книгам, но и в своего рода «ликбезе» в области педагогики, литературоведения, книговедения, знакомства с интересными биографиями писателей, историями отдельных книг и другими материалами. Родители должны овладеть приемами работы с книгой, поиска информации, поскольку этим должен владеть их ребенок.

Следует признать, однако, что изучению потребителей рекомендательной библиографической информации для детей уделяется в настоящее время недостаточное внимание. На наш взгляд, именно это является главной причиной недостаточно высокой популярности рекомендательных библиографических пособий среди детской аудитории.

1.4 Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по детской литературе

В 2005 г. на форуме сайта для детских и юношеских библиотек «Библиогид» (http: //bibliogid.ru) проходила бурная дискуссия, не получившая, к сожалению, логического завершения, но выявившая, по меньшей мере, две полярные точки зрения на то, какой должна быть современная рекомендательная библиография детской литературы и кому она нужнее всего.

Думается, что мультимедийный рекомендательно-библиографический портал для детей может стать реальностью. Но необходимо, безусловно, объединение усилий специалистов из разных библиотек под руководством инициативной группы из Российской государственной детской библиотеки.

Изучая рекомендательно-библиографическую информацию в Интернете, можно убедиться, что рекомендации по чтению, как правило являются личностными, потому что, невозможно что-то посоветовать, прочитать, если сам еще не читал, если произведение не оставило в твоей душе никакого смысла; не заставило поволноваться, задуматься, не понравилось. Поэтому в отличие от традиционной библиографии все чаще в Интернете встречается «незасекреченность» того человека, который советует что-то прочитать. Мы видим библиотекарей/библиографов на фотографиях, читаем их фамилии под аннотациями или в конце рекомендательных списков. Сами списки сопровождаются цветными иллюстрациями, обязательно предоставляется возможность рассмотреть обложку книги.

Нельзя не отметить, что многие библиотеки первостепенное внимание направляют на знакомство детей с новинками научно-познавательной литературы. Среди них Ставропольская краевая имени А.Е. Екимцева (http://www.childlib.stavedu.ru и многие-многие другие.

Пропагандируя научно-познавательную детскую литературу на собственных сайтах, библиографы делают это вдумчиво, талантливо, с должным профессионализмом. Об этом можно судить по темам рекомендательных списков, по включенным в них книгам, по аннотациям.

Кроме того, отсутствие красочных заголовков, несвоевременность и неритмичность пополнения сайта новыми сообщениями, отсутствие возможностей детей, еще не научившихся читать или читающих плохо, услышать рассказ о книгах в живом исполнении, и что немаловажно, с элементами театрализации, или услышать чтение вслух короткой сказки или стихотворения.

Чаще всего рекомендуются книги, а как считает М.И. Давыдова, доктор педагогических наук, необходимо рекомендовать, прежде всего, произведения писателей, привлекать внимание к выдающимся литературным явлениям (16).

Конечно, этот совет имеет первостепенное отношение к литературной библиографии для читателей старше-школьного возраста. Но и литературно-эстетическое развитие детей младшего и средне- школьного возраста, формирование их умение относиться к литературе как к искусству слова для рекомендательной библиографии является тоже важной задачей.

Обращает на себя внимание малое количество на сайтах даже областных детских библиотек литературных викторин и других художественных творческих и интеллектуальных заданий, стимулирующих обращение к библиотечным книгам углубляющих восприятие прочитанных произведений литературы.

Ряд списков для детей не имеют аннотаций или имеют аннотации справочке характера, зачастую они незанимательные, не всегда однотипные; к одним книгам даются рекомендательные, а к другим, в этом же списке, справочные.

Проявляет себя неосведомленность многих родителей, учителей, писателей и юных читателей о том, что в библиотеке есть сайт.

Пока не встретились в электронном и печатном виде красочные рекламные материалы, посвященные как сайтам детских, детско-юношеских и школьных библиотек, так и заслуживающим внимание электронным полнотекстовым библиотекам у детей: универсальным, тематическим, жанровым персональным.

Приходилось сталкиваться и с такой проблемой, как невозможность скачать свой компьютер рекомендательные списки литературы для детей или сразу передать их на принтер. Если это не секретные материалы, то не понятно, почему родителям или детям не предоставляется такая возможность? Казалось наоборот, библиотека всегда должна быть заинтересована в том, чтобы ребенок записал на жесткий диск, дискету или компакт-диск рекомендованные ему книги. И чтобы список был при нем, он приходит в библиотеку, и ему было комфортно выбирать книги, мог показать список друзьям и таким образом помогать им в поиске интересных книг. Увы, придумываются какие-то хитрости по защите сайта и представленной на нем любой информации. И становится ясно, что в педагогическом отношении что-то недоработали, с информационно-правовой точки зрения допустили применительно к детям явный перегиб.

В 2006 г. многие библиотеки приступили в первую очередь к переоформлению своих маломощных по «памяти» и неудачно структурированных сайтов. Это весьма важный и показательный факт. Но деструктурируя сайт, разрабатывая его новый дизайн, каждый библиотечный коллектив первоначально должен серьезно поразмышлять том, для кого он предназначен. Самоочевидно, что сайт детской библиотеки должен быть обращен к детям дошкольного и школьного возраста только потому, что ко всем остальным возрастным категориям читателей такого типа библиотек.

Следовательно, необходимо, чтобы возобладали принципы дидактические и психолого-педагогические: дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к его оформлению и наполнению, принцип наглядности, доступности, последовательности, системности, связи с жизнью, включая и советы по выбору книг.

В завершение далеко неполного анализа рекомендательной библиографии детской литературы в Интернете считаем возможным констатировать:

· сегодня рекомендательная библиография стала более видимой и доступной миллионам читателей;

· эффективность рекомендательной библиографии как средства ориентации в детско-юношеских литературных потоках и массивах благодаря интернет-технологиям будет возрастать;

· будущее электронной рекомендательной библиографии детской литературы в глобальном пространстве зависит от умелого применения мультимедиа-компонентов (звучащее слово библиотекаря или артиста-чтеца, музыкальные заставки, бегущая строка текста, всевозможные цветовые подсветки книг и «открывающихся» в них страниц, «живые литературные герои», вставки фрагментов мультфильмов, кинопроизведений и т. п.).

Глава 2. Использование рекомендательных библиографических пособий для детей в ЦБ им. А.С. Пушкина ЦСДБ г. Волгограда

2.1 ЦБ им. А.С. Пушкина ЦСГДБ г. Волгограда как база исследования

Городская детская библиотека им. А.С. Пушкина существовала в Сталинграде еще до войны. (Дата основания библиотеки).

После разгрома фашистов на Волге город был полностью разрушен, фонды и архивы сгорели. Уже в мае 1943года приступили к комплектованию книжного фонда для детской библиотеки. За 1943 год было собрано 920 экз. книг.

В июле 1944 г. Для детской библиотеки им. А.С. Пушкина было выделено небольшое помещение по ул. Профсоюзной, 5.

11сентября 1944 г. В библиотеку пришли первые читатели. Книжный фонд библиотеки составлял 4 550 экз. книг, читателей было 379 человек. Книговыдача составила 9 988 экз.

В 1945 г. библиотеке предоставили помещение на ул. Воровского,6.

На 32 кв.м. находился абонемент и читальный зал. Скоро стало ясно, что площади библиотеки не хватает для увеличивающихся фондов и читателей.

Из детской библиотеки был выделен фонд для взрослых читателей. В одном помещении работали две библиотеки. Детская библиотека обслуживала детей в дневные часы, а с 18ч. до 20ч. работала для взрослого населения Сталинграда.

В 1950 г. Детская библиотека им. А.С. Пушкина справила свое новоселье на ул. А.С. Пушкина.

В 1952 г. Городская детская библиотека переехала на ул. Мира. Тогда ее фонд составлял 31 тыс.томов, а читателей насчитывалось 3 тыс.

В 1958 г. библиотека стала победительницей Всероссийского общественного смотра работы культурно- просветительных учреждений, ей был присужден диплом «Лучшая библиотека РСФСР».

Летом 1970 г. городская детская библиотека им. А.С. Пушкина переехала в красивое светлое здание на ул. Ленина, 6 общей площадью 1 428кв.м.

С 1994 г. в библиотеке началась компьютеризация, созданы электронный каталог и базы данных по разным темам и направлениям работы. Для автоматизации библиотечно-библиографических процессов библиотекой используется система ИРБИС, отвечающая всем международным требованиям, предъявляемым к современным библиотечным системам. В числе возможностей системы:

· Работа в локальных вычислительных сетях любого типа без ограничения количества пользователей;

· Полная интегрируемость в корпоративные библиотечные системы и технологии на основе:

— Средств поддержки Web-технологий и протокола Z39.50;

— Полной совместимости с международными форматами UNIMARC, MARC21. и Российским коммуникативным форматом RUSMARC;

Поддержка произвольного количества баз данных, составляющих Электронный каталог или представляющих собой проблемно-ориентированные библиографические базы данных;

Технология автоматического формирования словарей, на основе которых реализуется быстрый поиск по любым элементам описания и их сочетаниям;

Средства для ведения и использования Авторитетных файлов, Алфавитно-предметного указателя к УДК/ББК и Тезауруса;

Поддержка традиционных «бумажных» технологий: от печати листов заказа и книги суммарного учета до печати всех видов каталожных карточек;

Технологии, ориентированные на использование штрих-кодов на экземплярах изданий и читательских билетах;

Поддержка полных текстов, графических данных и других внешних объектов (включая ресурсы Internet);

Средства для перевода пользовательских интерфейсов на другие языки;

Широкий набор сервисных средств, обеспечивающих удобство и наглядность пользовательских интерфейсов, упрощающих процесс ввода, исключающих ошибки и дублирование информации;

Широкие возможности для адаптации к условиям работы конкретной библиотеки;

В системе реализованы все типовые библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования, на основе взаимосвязанного функционирования шести типов автоматизированных рабочих мест (АРМ):

*Отдел обслуживания читателей дошкольного и младшего школьного возраста.

*Отдел обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста.

*Отдел массовой работы.

Читатели библиотеки: дети и подростки до 15 лет, старшеклассники, студенты, учителя, воспитатели, родители.

Ребенка, пришедшего в библиотеку, встретят не только чуткие и добрые сотрудники, но и великолепные специалисты, эрудированные, знающие детскую литературу и психологию. Они же окажут квалифицированную помощь руководителям детского чтения.

Учитывая все названные обстоятельства, следует признать, что ЦБ им. А.С. Пушкина ЦСДБ г. Волгограда выполняет свои задачи по информационному обеспечению профессиональной деятельности руководителей детского чтения (учителей и воспитателей), помощи в воспитании детей (родителям) и помощи в усвоении учебной программы (для школьников). Все группы пользователей получают необходимую информацию и удовлетворены работой библиотеки.

2.2 Состояние ресурсов рекомендательных библиографических пособий в ЦБ им. А.С.Пушкина ЦСДБ г. Волгограда

Справочно-библиографический аппарат ЦБ им. А.С.Пушкина ЦСДБ г.Волгограда включает в себя 140 экземпляров рекомендательных библиографических пособий, изданных централизованно в период с 1965 по 1991 годы по всем отраслям знания (основу этого звена СБА составляют указатели серии «За страницами Вашего учебника», выпускаемого РГДБ).

В информационном обслуживании пользователей ЦБ им. А.С.Пушкина ЦСДБ г.Волгограда сотрудники библиотеки используют рекомендательные библиографические пособия, составленные библиотеками-методическими центрами, и в первую очередь Российской государственной детской библиотекой. К сожалению, эти указатели были созданы в период до 1990-х годов и частично потеряли свою актуальность. Однако ряд библиографических пособий может использоваться и в настоящее время. Например, такие рекомендательные библиографические пособия, как «Мы и спорт», «Бессмертный подвиг», «Откуда пошла земля русская» И.Я. Линковой, «Великая победа, 1941-1945», «В стране интересных уроков», «Судьбы замечательных произведений» Е.М. Сахаровой, «Когда Россия молодая мужала с гением Петра», «Свет и тьма двенадцати столетий» М.Е. Суровцей и другие, до сих пор не потеряли своего значения.

Однако в последние годы информационные потребности пользователей усложняются, что обусловлено изменениями в обществе и, как следствие, в области образования, досуговой сфере. В связи с этим библиотечным работникам необходимо совершенствовать систему рекомендательных библиографических пособий, занимаясь составительской деятельностью.

Подобная практика была распространена и в прежние годы, так как:

1) поступление рекомендательных библиографических пособий в библиотеки часто задерживалось, вследствие чего отдельные указатели приходили в детские библиотеки с опозданием (это касается библиографических материалов, посвященных знаменательным и памятным датам);

2) рекомендательные указатели, составленные центральными библиотеками не отражали местных документов по теме или включали сведения о недоступных (отсутствующих в фондах низовых библиотек) печатных изданий.

На современном этапе ситуация усложнилась, поскольку требованием времени стало отражение в библиографических указателях не только печатной продукции издательств или статей в периодике, а также электронных ресурсов. Кроме этого, появилось большое количество новых, ранее нигде не освещавшихся тем. В связи с этим возникла настоятельная потребность в составлении рекомендательных пособий новых форм (с учетом разнородных объектов отражения).

Непосредственно в библиотеке создано более 20 рекомендательных библиографических пособий для детей и руководителей детского чтения. Большая часть из указателей, составленных в библиотеке, носят краеведческий характер, посвящены военной тематике (периоду Великой Отечественной войны), памятным датам и праздникам народов мира, проблемам наркомании и профессиональной ориентации школьников.

Повышенным спросом у детей пользуются библиодайджесты, поскольку наряду с библиографической информацией включают и фактографическую. Наиболее ценными рекомендательными библиографическими пособиями, которые были составлены работниками библиотеки можно назвать: аннотированные рекомендательные списки «Пусть поколения знают (К 60-летию Великой Победы)», «Наука выживания для подростков», «Праздник своими руками», информационно-библиографический указатель «Моя будущая профессия», библиодайджесты «Какой у Вас темперамент», «Наши дети во всемирной паутине Интернета», «Великий перелом (К 65-летию Победы в Сталинградской битве)» и др.

Таким образом, в библиотеке сформировалась система рекомендательных библиографических пособий, в которой нашли отражение: указатели методических центров и указатели, созданные в библиотеке (опубликованные и неопубликованные), универсальные, тематические и персональные указатели, персональные, краеведческие (по содержательному признаку), рекомендательные списки, библиодайджесты, информационные сборники («Викторины по творчеству Н.В. Гоголя»), календари и т.п. Можно констатировать, что система пособий библиотеки достаточно развита и разнообразна.

Однако исследование её эффективности и сбалансированности до настоящего момента не проводилось, следовательно, ничего нельзя сказать о действенности данной системы. Наше исследование призвано исправить создавшееся положение и дать возможность совершенствовать систему рекомендательных библиографических пособий библиотеки для детей.

2.3 Потребители рекомендательной библиографической информации в ЦБ им. А.С. Пушкина ЦСДБ г. Волгограда

Рекомендательные библиографические пособия являются первыми библиографическими пособиями, с которыми сталкиваются дети. В связи с этим к их качеству предъявляются повышенные требования: включение сведений о лучших изданиях, живая подача информации о них с применением разнообразных методов (цитирование, ранжирование, коллаж и т.п.) ценностной ориентации, красочное оформление, удобная для понимания школьников группировка материала (от простого к сложному) и т.п. Для того, чтобы соблюсти все необходимые условия для создания действующего рекомендательного указателя, необходимо знать информационные потребности и учитывать пожелания пользователей-детей. С этой целью в своем исследовании мы приняли решение опросить читателей в возрасте от 10 до 14 лет. В результате нами было проанкетировано 30 человек (15 мальчиков и 15 девочек).

По возрастному критерию респонденты распределились следующим образом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *