детская лекарственная форма это
Лекарственные препараты для отдельных групп пациентов
Доктор фармацевтических наук Роза Ягудина рассказывает, как важно соотносить возможности и потребности пациентов с особенностями различных лекарств. Эта тема получает все большее развитие на международном уровне: при выборе препаратов специалисты призывают учитывать не только пол, возраст и заболевание пациента, но даже его конфессию.
Важно рассматривать лекарственные препараты в аспекте назначения их определенному пациенту с определенными потребностями, возможностями и особенностями.
Пожалуй, самое простое и логичное деление пациентов — по возрасту: взрослые и дети, среди которых, в свою очередь, выделяются группы до 3 лет, до 12 и старше 12 лет. У каждого возраста несколько иные возможности и особенности применения лекарственных препаратов. Группа взрослых еще более неоднородна. Ее составляют беременные и кормящие женщины, пожилые люди, пациенты с инвалидностью и без инвалидности. Ограниченные возможности могут быть связаны со зрением, слухом, мобильностью и т.д. Наконец, применение лекарственных препаратов может отличаться для мужчин и женщин.
Например, для пациентов с ограниченными возможностями восприятия информации разработан язык жестов. Для пациентов с ограничениями зрения — вы, наверное, уже даже встречали в своей работе такие упаковки лекарственных препаратов — наносится шрифт Брайля. Пиктограммы — для пациентов, которым удобней воспринимать информацию в виде упрощенных визуализированных схем.
Таким образом, мы говорим с вами, что пациенты разные. У них разные возможности и потребности. Специалист с фармацевтическим образованием должен учитывать все эти особенности, чтобы из всего многообразия, уникального набора качеств и свойств лекарственных препаратов порекомендовать те препараты, которые окажут максимальный эффект.
Рассмотрим конкретные свойства лекарственных препаратов. Например, такая лекарственная форма, как таблетки. Она самая распространенная: на нее приходится 28%, почти треть, всех лекарственных форм, представленных на рынке. Имеют ли значение ее цвет и размер?
Размер таблеток и капсул
На слайде вы видите размер таблеток и капсул. Размер таблетки может колебаться от 5 мм до 15 мм, капсулы — от 15 до 24 мм.
Считается, что большую таблетку (14-15 мм) не могут проглотить дети. Но таблетки и капсулы такого размера вызывают проблемы и у пожилых пациентов. Они могут отказываться от приема подобных лекарственных форм, т.к. не могут проглотить или боятся ими подавиться. Таблетки же маленького размера воспринимаются пациентами более безопасными, но и более слабыми.
Цвет таблеток
Исследователи выяснили, что розовые таблетки воспринимаются пациентами как сладкие, желтые как соленые, белые — горькие, оранжевые — кислые. Трое из четырех пациентов считают, что цвет и форма таблетки — тот фактор, который помогает им вовремя принимать лекарственный препарат.
Детские лекарства
Полученные нашими зарубежными коллегами данные показывают, что мини-таблетки маленькие дети принимают проще, чем даже такую распространенную лекарственную форму как сироп, которую мы воспринимаем как классическую “детскую”. Из 517 детей в возрасте до года 84% смогли проглотить мини-таблетку и только 64% — сироп.
Имеет значение еще и какое это заболевание — острое или хроническое. Исследования показывают, что дети с хроническим течением заболевания раньше начинают принимать твердую лекарственную форму, то есть они уже привыкли к приему лекарственных препаратов.
Режим дозирования
Влияет ли режим дозирования на приверженность и, соответственно, эффективность лекарственной терапии? Оказывается, да. Например, если режим приема однократный, то его соблюдают 70% пациентов, а если таблетки нужно принимать 2 раза в день, то соблюдает режим уже только 50% пациентов. 20% — это колоссальная разница.
Если говорить о связи режима дозирования и эффективности, то яркий пример — антигипертензивные препараты эналаприл 10 мг, который надо принимать 2 раза в день, и эналаприл 20 мг, который достаточно принимать только один раз. Препарат с однократным режимом приема по сравнению с препаратом, который надо принимать 2 раза в день, дает дополнительное снижение систолического артериального давления на 6 мм рт. ст. Это тоже существенные цифры.
Размер упаковки и комплаентность
Обычно основная аргументация в пользу большой упаковки заключается в том, что она дешевле, чем маленькая, в расчете на стоимость одной дозы. Но дело не только в этом. Исследования показывают, что если пациенту достаточно одной упаковки для всего курса лечения, то его комплаентность будет гораздо выше чем, если ему нужно докупать дополнительные упаковки для завершения лечения.
Исследование демонстрирует результаты изучения комплаентности терапии симвастатином 20 мг в сутки в течение 2 недель. В случае, когда была одна упаковка, содержащая 24 таблетки, и нужно было покупать несколько упаковок, наблюдалась совсем другая комплаентность, гораздо выше, чем если пациенту достаточно одной упаковки, 84 таблетки, для всего курса лечения.
Фиксированные комбинации
Однако пациенты часто воспринимают, что 2 таблетки — это много, это указывает на серьезное заболевание.
Клинические исследования комплаенса комбинированной терапии артериальной гипертензии таблетками эналаприла и гидрохлортиазида показывают, что при совместном приеме двух таблеток эффективность 50%, а при фиксированной комбинации — более 80%.
Удобные и неудобные лекарственные формы
Что пациенты и фармацевтические работники подразумевают под понятием “удобно” применительно к лекарственной форме? Обычно к удобным лекарственным формам относят таблетки, капсулы, свечи, гели, мази, сиропы, порошки, пластыри, то есть пероральные лекарства. К неудобным — инъекционные.
Рассмотрим такой случай. Например, хондроитин сульфат, раствор для внутримышечного введения. Одна внутримышечная инъекция через день, курс лечения — 25-35 инъекций. Представьте, как будет выглядеть после такой терапии место на теле пациента, куда ставили инъекции. Проблема снимается, если заменить инъекции на 2 капсулы в день.
Но есть другая ситуация. Например, если внутримышечная инъекция пролонгированной лекарственной формы 1-2 раза в месяц может заменить ежедневный объем лекарственного препарата, выбор будет именно в пользу внутримышечной инъекции. Все относительно.
Третий случай: инъекционные лекарственные формы могут быть более удобны для амбулаторного или стационарного применения. Преднаполненный шприц можно использовать в домашних условиях самостоятельно для проведения терапии длительно протекающих заболеваний. Это более выгодно с позиции государства, которому не нужно тратить ресурсы системы здравоохранения, госпитализировать пациента, привлекать к инъекции медицинского работника. Но здесь необходимо, чтобы пациент был способен обучиться это делать. А вот обычный шприц более логично использовать в медицинских условиях.
Вкус лекарственного препарата
Имеет ли он значение? Если это детский лекарственный препарат, то да. Британские ученые сформулировали критерии лекарственных форм, более удобные для детей. Удовлетворительные органолептические свойства, которые не вызывают отвращения у ребенка, относятся к очень важным факторам.
Выбор лекарственной формы в зависимости от возраста
Как мы уже говорили, внутри детской группы есть несколько подгрупп со своими особенностями применения лекарственных форм. Так, для новорожденных первого месяца жизни более удобны капли. Для детей раннего возраста до года — жидкие формы, сиропы, растворы. Для детей до 5 лет — жидкие формы, шипучие таблетки, растворенные в жидкости, присыпки к пище. С 6 лет уже можно давать жевательные таблетки, таблетки, растворяющиеся в ротовой полости. С 12 лет — типичные формы для взрослых.
Дозирующие устройства
Они очень важны для детской практики. Поскольку невозможно создать лекарственные формы для каждого возраста детского организма, то используют такие устройства, который позволяют дозировать лекарственное средство в зависимости от веса, возраста ребенка с помощью оральных диспенсеров, мерных ложек, преднаполненных капилляров, растворимых пленок.
Тема соотношения потребностей различных групп пациентов и лекарственных средств получает все большее развитие в мире. И даже рассматривается в аспекте конфессии пациента. Недавно Международная федерация фармацевтов опубликовала руководство для услуг здравоохранения пациентам-мусульманам. Нам бы очень хотелось, чтобы и в наших аптеках различные группы пациентов могли получить максимально квалифицированную помощь от аптечного работника, который бы рекомендовал им наиболее оптимальные лекарственные средства.
ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ: ДОЗИРОВКИ И ТЕРМИНЫ
Родители часто задаются вопросом: «Как рассчитать детскую дозу?» Казалось бы, он лишний: ведь дозировки определяет врач, а в инструкциях к препарату изложены все подробности. Но когда дело касается здоровья, лучше всё проверить несколько раз. И будет плохо, если мама или папа, бабушка или дедушка дадут ребенку лишнюю таблетку «для усиления эффекта». Чтобы не навредить, нужно знать основные принципы действия препаратов, принципы дозирования и некоторые термины.
Действие различных препаратов на организм напрямую зависит от концентрации действующего вещества в нужном органе или ткани. Однако между введенной дозой и поступившей непосредственно в клетку — значительная разница. Реакция на лекарственное вещество у детей зависит от такого большого количества факторов, что априори непредсказуема.
Детские дозы для разного возраста определяют в клинических испытаниях — именно поэтому необходимо строго придерживаться дозировок, прописанных педиатром.
Что нужно знать родителям? Прежде всего — что существуют две основные дозы, причем это актуально для любого лекарственного средства, в том числе и безрецептурного. Максимальная разовая — сколько можно выпить за один прием. Максимальная суточная — общее количество лекарства за сутки. Ниже минимальной дозы лекарство не окажет лечебного действия, а использование дозы, превышающей максимальную терапевтическую, может спровоцировать слишком сильное токсическое воздействие на организм. «Страна Детства» рекомендует всегда внимательно прочитывать инструкцию к препарату — ею снабжена каждая коробочка, купленная в аптеке.
МНОГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ДОСТАТОЧНО РАЗДЕЛИТЬ ТАБЛЕТКУ ПОПОЛАМ — И НУЖНАЯ ДОЗИРОВКА БУДЕТ СОБЛЮДЕНА. ОДНАКО РАЗЛАМЫВАТЬ ЕЁ МОЖНО, ТОЛЬКО ЕСЛИ ИМЕЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ БОРОЗДКА. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ТРЕБУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИКАМЕНТЫ С КРАТНЫМИ ДОЗАМИ — ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТАБЛЕТКИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТО В ПОЛОВИНКЕ БУДЕТ РОВНО 50% СОДЕРЖИМОГО. ТАКЖЕ НИКОГДА НЕ ЗАМЕНЯЙТЕ «ДЕТСКИЕ» ДОЗЫ ПОЛОВИНКОЙ ИЛИ ЧЕТВЕРТИНКОЙ «ВЗРОСЛОЙ». ЭТО ЧРЕВАТО ПЕРЕДОЗИРОВКОЙ, ОСОБЕННО У МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ.
Доза чаще всего обозначается в граммах или долях грамма. Для детей дозу обычно прописывают двумя способами — по ворасту (например, до 2 месяцев, до года и т.д.), и по весу — количество препарата на 1 кг массы тела в мг/кг, мкг/кг.
Т.е. в первом случае следует помнить, что у детей с избыточной или недостаточной массой тела может отмечаться нехватка или превышение дозировки, отмеченной в инструкции препарата. В этих случаях следует остановить прием и обратиться к педиатру для корректировки.
Формы детских лекарств часто имеют вид свечей или сиропов (или в виде гранул или порошка для приготовления суспензии). Для жидких лекарственных форм часто обозначают дозировку на чайную ложку. У многих есть стандартное представление о вместимости чайной ложки — 5 мл, но не все чайные ложки одинаковы. К тому же и обычную ложку не все заполняют точно до краев.
Так, ученые из Корнельского университета выяснили, что при использовании ложек среднего размера пациенты получают лекарства на 8,4% меньше, а отмеряя средство большими ложками — на 11,6% больше. Отсюда — ещё один совет: используйтестоловые приборы только в том случае, если к лекарству не прилагается специальная мерная емкость — колпачок или ложечка.
Что касается лекарственных растений и трав, здесь особенно непросто определиться с детской дозой, т.к. на упаковке, как правило, указаны соотношения для взрослых.
Для удобства расчета дозировок для малышей мы приводим таблицу — но помните, что она подходит именно для фитотерапии.
Возрастные лекарства. Лекарственные формы применяемые в педиатрии
Необходимость создания специальных детских лекарств. Особенности детского организма и своеобразие действия лекарств на детский организм. Дозирование лекарств в педиатрии. Особенности пероральных лекарственных форм. Корригирование лекарств в педиатрии.
Рубрика | Медицина |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.10.2018 |
Размер файла | 27,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Возрастные лекарства. Лекарственные формы применяемые в педиатрии
Цель обучения: Дать информацию о необходимости создания, классификации, особенностях технологии лекарственных форм предназначенных для детей.
Под возрастными лекарствами понимают лекарства, предназначенные для детей и лиц пожилого и старческого возраста. Проблема возрастных лекарств тесно связана с современной биофармацевтической теорией, т.к. терапевтическая эффективность лекарств зависит от многих факторов, в том числе и физиологических, среди которых возраст человека имеет немаловажное значение. детский лекарство педиатрия пероральный
Многочисленные экспериментальные исследованиями доказали, что детский организм, а также организм стареющего человека, имеет ряд особенностей, как в анатомическим, так и физиологическом,.психосоматическом отношении. Так, если детский организм характеризуется недоразвитием многих ферментных систем (ответственных за метаболизм и превращение лекарств), особой лабильностью психики, весьма чувствительной к боли и горькому вкусу, то стареющий организм значительно отличается угасанием активности многих ферментных систем, нарушением и угнетением процессов всасывания из ЖКТ.
Это обуславливает своеобразие реакций на лекарственную терапию (т.е.изменение характера действия лекарств или обуславливать специфическое отношение к лекарству.
При этом необходимо учитывать, что здесь нельзя органичиваться только рамками дозировании, а необходимо создавать специальные лекарства, которые учитывали бы особенности организма этих двух возрастных групп. Решение этой проблемы требует комплексного решения ряда физиологических, технологических и биофармацевтических вопросов. К сожалению многие годы этой проблеме не уделялось достаточно внимания и она решалась только созданием обычных лекарств с уменьшенной дозировкой.
Благодаря современным достижениям биофармацевтической науки, особенно в последнее десятилетие, этой проблеме стали уделять большое внимание.
Однако, пока ассортимент этих лекарств ещё недостаточно велик.
В настоящее время существует следующая классификация детского возраста (т.е.в детском возрасте могут быть выделены несколько периодов: (данные института возрастной физиологии).
1.Период новорожденности до 3 мес.
3.Предшкольный от 1 до 4 лет
4.Дошкольный от 4 до 7 лет
5.Младш.школьный от 7 до 12 лет
Как установлено многочисленными экспериментальными данными, процессы всасывания, распределения, метаболизма, детоксикации и выведения лек.веществ у детей значительно отличаются от организма взрослого. Рассмотрим, какие наиболее характерные особенности детского организма обуславливают эти отклонения:
I.Анатомо-физиологические и психологические особенности
Адсорбция, метаболизм, распределение и выделение лек.средств у детей, особенно младших возрастных групп, протекает несколько по иному, что связано с тем, что:
— Недоразвиты и совершенно отсутствуют ферментные и гормональные системы, локализующиеся в микросомах гепатоцитов (поэтому скорость метаболизма в печени лекарственных веществ снижена.
-снижены процессы гидроксилирования, деметилирования
-проницаем гематоэнцефалический барьер.
-до 9 месяцев у нормально вскармливаемых детей отсутствует хлористоводородная кислота, ферментная активность желудка недостаточна.
-несовершенна выделительная способность почек;
-снижена гломелярная фильтрация на 30-50% в сравнении со взрослыми, экскреция креатинина в 3-4 раза ниже
-концентрационная способность почек на 50% ниже чем у взрослых, почечный кровоток составляет 30-40%такового у взрослого.
-снижена канальцевая реабсорбция (билирубин выводится в 5 раз медленнее, чем у более старших детей, понижена канальцевая секреция)
-повышен обмен в-в, ускорены процессы накопления белковых веществ.
— снижена степень связывания лекарственных веществ с белками плазмы, что обуславливает высокую концентрацию активных фракций препарата в крови, более быстрое проникновение их в органы и ткани).
— Газообмен новорождённого осуществляется в 3-4 раза быстрее,ч ем у взрослого человека.
— повышено содержание воды в организме почти на 20%. Поэтому существует разница в распределении препаратов, особеннно водорастворимых.
-понижено содержание минеральных солей в 3,5 раза
-кожа ребёнка чрезвычайно ранима и обладает высокой всасывающей способностью, что обуславливает резорбтивное действие препаратов, применяемых наружно.
Кроме того, существует нервно психическое своеобразие детского организма и, самое немаловажное значение имеет повышенная эмоцианальная восприимчивость, т.е.дети весьма чувствительны к боли, неприятному вкусу, запаху, цвету.
Выше перечисленные особенности детского организма обуславливают целый ряд токсических проявлений у детей от лекарственной терапии.
Целый ряд препаратов, применяемых в терапии взрослых, не вызывая у них никаких побочных реакций, может вызвать ряд осложнений у детей.
В настоящее время в литературе приводятся многочисленные сведения об этом:
Учитывая выше приведённые особенности в анатомии и физиологии и психосоматическом отношении, приводящие к своеобразной реакции на лек.терапию, необходимо для этой возрастной группы создавать спец.лек-ва.
Для того, чтобы создавать оптимальную лек.форму для детей, необходимо учитывать вышеперечисленные особенности, а также дозировку лек.веществ.
Дозирование лекарств в педиатрии
При назначении лекарств и выписывании дозировок учитываются все особенности детского организма.Вообще проблема дозирования является сложной как для врачей, так и фармацевтов. В настоящее время предложено несколько схем для определения дозы.
Методы рассчёта дозировок, в основном в двух направлениях:
1.Эмперическая установка дозы-необходимая доза устанавливается для различных возрастных групп на опытной основе (экспериментально).
2.Методы,основанные на пересчёте доз для взрослых:
-с помощью эмперических коэффициентов
-с помощью специальных формул
2.Метод,основанный на пересчёте доз, предназначенных для взрослых.
Преимущество в том, что можно исходить из хорошо известной дозы для взрослого. Трудность в том чтобы найти простой метод пересчёта. Для этого:
а)существуют эмперические числа, на которые умножают взрослую дозу.
У детей с избытком или недостатком массы тела доза расчитывается индивидуально на основе дозис фактора: с этой целью доза для взрослого пересчитывается на кг\массы тела, а затем умножается на дозис фактор, соответствующий возрасту ребёнка и на массу тела в кг.
возраст в годах дозис фактор
Лекарственные формы, предназначенные для детей должны отличаться не только дозировкой, но должны отвечать определённым требованиям:
1.обеспечивать оптимальный терапевтический эффект при минимальных побочных действиях.
Это общие требования
Среди условий, влияющих на силу и характер действия лекарств у детей, важное место занимают пути их введения (т.е.вид лекарственной формы), от которых зависит скорость поступления лек.в-в в организм.
При этом создаваемые лек.формы должны учитывать особенности детского организма в каждом конкретном периоде. В наст.время все детские лекарства можно разделить по агрегатному состоянию на жидкие, твёрдые, мягкие и газообразные.
Характеристика лек.форм, применяемых в педиатрии.
Пероральные лек.формы представлены: (ЖКФ, таблетками, драже, капсулами, порошками.)
При этом следует отметить, что если ещё 10-15 лет назад в ведущих кап.странах жидкие лек.формы для детей сост.около 60%, то в настоящее время наметилась тенденция к снижению их доли до 25% и возрастание до 50% ректальных и таблетированных лек.форм.
Особенность пероральных лекарственных форм для детей
Хотя пероральные лекарственные формы имеют определенные преимущества, однако в них, а, особенно в ЖЛФ, как в ни другой лекарственной форме проявляются такие свойства как запах, вкус, цвет, которые служат причиной ряда осложнений. В результате многочисленных исследовании показано, что вкус и запах во многом определяют терапевтическую эффективность лекарств, принятых детьми.
Поэтому на устранение неприятного вкуса, запаха и цвета, придание лекарству привлекательного внешнего вида, уделяют большое внимание при создании детских лекарств.
След-но в создании лекарств с улучшенным вкусом и запахом состоит одна из особенностей лекарств для детей. Для этого исп. различные вкусового корригирования:
1.Химические методы. Они основаниы на блокировании химических групп, воздействующих на рецепторы вкуса, не затрачивая функциональной активности путем создания плохо растворимых солей (таннаты, стеараты). Например, левомицетина стеарат отличается ослабленным непрятным вкусом. Но может меняться фармакокинетика (пролонгирование).
2. Физиологический метод. Он основан на применении блокирующих веществ, угнетающих вкусовые рецепторы языка (очень редко).
а)применение ВМС, обволакивающих вкусовые рецепторы (кисель)
б)путем добавления различных корригирующих веществ. Механизм корригирования основан на влиянии на рецепторы, являющихся физиологическими антогонистами.
в)покрытие оболочками: желатиновые капсулы, таблетки с оболочками, микрокапсулы и т.п.)
Из выше перечисленных методов наиболее широко употребляемым является метод, основанный на добавление различных корригирующих веществ.
Тревобание к корригентам:
— они должны придавать приятный вкус, запах, хорошо смешиваться,
-не влиять на активность и стабильность лекарства.
Выбор корригента зависит от физ-хим свойств лекарства, лек.формы и вкуса препарата и проводится с учетом совместимости и на основе биофармацевтических исследований.
Характеристика корригентов: используют корригенты вкуса (КВ), запаха и цвета, применяемые в пищевой промышленности и разрешенные к применению в мед. практике.
Чаще всего используют:
1.сиропы (сахарный, вишневый, лимонный, малиновый, черной смородины, алтейный, померанца). Благодаря наличию в них сахара, органических кислот, фруктовых эфиров они действуют как сильные корригенты. Они в основном используются для корригирования горького вкуса
2.Эфирные масла (мятное, анисовые, апельсиновое)
3)Синтетические соединения (цикламаты, сахарин, ванилин, ксилит, сорбит, маннитол)
4.Эссенции фруктовые (лимонная, вишневая)
5) Лимонная кислота
7) мед, сахар, глюкоза, лактоза, шоколад
9)слизизистые вещества, агар-агар, сироп крахмала
10)Соки цитрусовых, экстракт солодки
Выбор КВ зависит от вида и способа применения лек. препаратов, от его состава, с учетом запаха и вкуса, которые необходимо замаскировать.
Некоторые рекомендации по подбору корригирующих веществ:
1.Для маскировки горького вкуса:
а)сиропы: б) эфирное масла:
малиновый, вишневый, анисовое, апельсиновое,
лимонный, сахарный. мятное.
II.Для маскировки соленого вкуса:
а)вишневый и черносморидиновый сироп с лимонной кислотой
б)сироп какао с маслами померанца, мяты перечной, ароматическими пряностами и лимонной кислоты
III. Для маскировки интенсивно сладкого вкуса:
соки цитрусовых, лимонная кислота, клюквенные экстракты.
IV.Для маскировки кислого вкуса:
а)сиропы: б)эфирные масла:
слизистые фруктовые апельсиновые
V.Для маскировки маслянистого вкуса:
перевод в эмульсию и корригирование сиропами, ароматическими веществами, слизями.
VI.Для маскировки неприятного вкуса антибиотиков
Комбинации из сиропа агар-агара с добавлением какао, малинового и сахарного сиропа и отдушки ванилином
VII.Для маскировки неприятного вкуса витаминов
Сироп из агар-агара с добавлением мякоти цитрусовых, экстракта солодки, стабилизаторов.
Наиболее крупные исследования по созданию корригированных лекарств для детей проводилось А.И.Тенцовой.
В частности, ею предложены корригированные препараты бромидов Nа и К, СаСl 42 0, сульфата магния, и других. Всего 19 детских лекарств. В качестве корригирующих веществ в этих растворах рекомендовано использовать сиропы: вишневый, черной смородины с добавлением лимонной кислоты.
В последние годы разработаны и рекомендованы различные лекарства для детей с улучшенным вкусом, среды которых значительная часть представлена сиропами, растворами, суспензиями, гранулированными препаратами, таблетками.
Так, специально для детей созданы растворы корригированные: (выпускаемые промышленностью)
— Раствор пиперазина адипината 5%-100 мл
Содержит: 5,0 Пиперазина адипината
2,0 Лимонной кислоты
73,0 сахарного сиропа
0,1 натрия бензоата
— Корригированные растворы: Натрия бромида 1%, 2%, 3%
Калияй бромида 1%, 2%, 3%
— Растворы Этамзилата 5% для детей. (гемостатич.ср-во)
-Натрия оксибутирата 5%: содержит лимонную эссенцию, сахар (снотворное)
— Сироп «Энцефабол»-пиридитол (Индия) во флаконе по 200 мл (при депресиях), по чайной ложке
-Сироп «Сальбутамол» ВНР; «Седуксен» ВНР, «Ибупрофен» ВНР, «Вибрамицин» ВНР.
Суспензии для детей, как правило, выпускаются в сухом виде во флаконах. Перед употреблением их разводят водой согласно инструкции.
Сухие суспензи: Гризеофульвина. Содержит сахар, шоколад, мятная масло. Суспензия с запахом мятного масла. в 1 г. 10 мг препарата. Детям до 3 лет по 1 ч ложке. Во флаконах по 100 мл.
Препараты с антибиотиками занимают важное место среди лекарственных средств, представляющих первоочередную необходимость для педиатрии.
Разработаны детские лекарственные формы на основе антибиотиков: Фузидиновой кислоты, цефалексина, ампициллина, эритромицина. При их разработке учитывались следующие требования: особенность технологии, биодоступность формы с учетом особенностей детского организма, защита слизистой оболочки желудка от раздражающего действия препарата, возможность дозирования для разных возрастных групп, удобство приема.
Суспензия цефалексина выпукскается в виде гранулята, со вспомогательным веществом- сахаром, NаКМЦ в качестве загустителя и ПАВ. Она обладает более высокой биодоступностью чем тверд л.ф.
Порошок ампицилина для суспензи и- вспомогательное веществоглюкза, ПАВ для для улучшения смачиваемости ампициллина. Суспензия феноксиметилпенициллина, которую перед применением готовят из порошка следующего состава:
Лимонной кислоты 0,05
Натрия бензоата 0,05
Малиновой эссенции 0,02
Порошок белого цвета с запахом малины в банках по 80,40,20 г.;
Создана суспензия «Цеклор»-цефолоспорин второй генерации антибиотик. Флаконы 60 мл и 100 мл с суспензией 125 мг в 5 мл или250 мг в 5 мл. Фирма «Эли Лилли».
Промышленно выпускаются суспензии: бактрим, леворин, тетрациклин, тиоридазин (нейролептич), пирантел, салазопиридазин.
Твердые лекарственные формы
В детской практике применяются также сухие микстуры, суспензии которые предназначены для последующего растворения перед применением.
Широко применяются гранулированные препараты, предназначенные специально для детей.
Кальция карбоната осажден.3.0
Магния карбонат основн 4.5
Натрия гидрокарбоната 3,0
Натрия карбоксиметилцеллюлоза 0,3
Сахара рафинада 63,45
в банках 75 г гранул добавляют свежепрокипяченную воду до метки, взбалтывают 30 сек. Хранят в течение 7 дней в холодильнике.
Дозируют стаканчиком, входящим в упаковку.
Гранулы глют.аминовой к-ты для детей. Из гранул готовят суспензию для детей младшего возраста и применяют при заболеваниях ЦНС. Для приготовления суспензии во флакон с гранулами вливают свежокипяченную теплую воду до метки 100 мл.
Гранулы мезапама для детей, гранулы прозерина, эритромицина.
Созданы также, в ТашФармИ, Юнусовой Х.М. гранулированные препараты на основе местных корригентов гранулы метронидазола, корригированных глюкозой и СТС клубники, гранулы сухого сиропа кобавита, сиропа глицерама, гранулы сухого сиропа экстракта солодки, прополиса.
Для более старших возрастных групп, помимо ЖЛФ, применяются и ТЛФ-таблетки, драже, капсулы.
Благодаря современным достижениям фарм. технологии стало возможным получение таблеток с определенными физико-химическими и биофармацевтическими параметрами. Кроме того с целью придания привлекательного вида, что очень важно в детской практике, они обычно бывают окрашены.
Существуют таблетки детские:
Аминазина, левомицетина стеарата, анальгина, аллахола, фурадонина, фенобарбитала, калия оротата, ацетилсалициловой кислоты, эритромицина, бутадиона, димедрола.
Одним из перспективных путей создания детских лекарств является разработка технологии шипучих таблеток. Как правило, из этих таблеток получают сатурации (микстуры), содержащие действующие вещества и вкусовые добавки.
Бельгийская фирма Roche запатентовала и выпускает шипучие таблетки с аскорбиновой кислотой, пиридоксина гидрохлорида и масляным р-ром витамина Д 42 0разработаны шипучие таблетки для детей с лечебными дозами аскорбиновой кислоты, пиридоксином и кальция карбонатом.
Все шипучие таблетки растворяются в воде пределах 1-2 мин с выделением СО 42 0 (50 мл Н 42 0О)
Кроме таблетированных препаратов, находят применение капсулированные препараты, главным образом желатиновые, т.к.они имеют преимущества: защита от внешних факторов лек в-в, маскироавка неприятных оргонолептических св-в, снижение уровня аллергических реакции, лекго проглатываются. Все это определило перспективность их в педиатрии. Сейчас многие антибиотики, витамины, сульфаниламиды, слабительные, противокашлевые средства для детей выпускаются в виде капсул.
Также популярны драже, особенно поливитаминные, для детей.
В настоящее время помимо корригированных ЖЛФ и ТЛФ применяют также различные кондитерские лек.формы (гематоген, карамель с декамином при воспалит. заб. ротовой полости рта.)
В качестве лек. форм продленного действия созданы корригированные детские лекарственные формы фтивазида и пиридоксина, применяемые при лечении туберкулеза. В качестве корригирующих в-в: сахар, патока, лимонная кислота.
Перспективным является применение в детской практике различных порошков в однодозовой упаковке.
Особое внимание при изготовлении детских лекарственных форм уделяется внешнему виду упаковке, которая в педиатрии имеет большой психологический смысл. Для придания лекарствам привлекательного вида используют различные красители. Красители, употребляемые в фармации на 2 группы: 1)природные (антоцианы, хлорофил, каротиноиды), 2)синтетические (растворимые) лаки и пигменты (нерастворимые). 90% всех красителей, представляют собой азосоединения.
Постоянно возрастающее кол-во новых лек. пр-тов и их привлекательный внешний вид, приятная окраска и вкус нередко становятся причиной отравлений лекарствами среди детей, особенно в возрасте 2-3 лет (в результате неумереннего потребления).В связи с этим остро встает проблема создания таких упаковок для лекарств, которые затрудняли бы доступ детей к препарату. Для этого ряд авторов предлагают изменение конструкций крышек для флаконов и пеналов, затрудняющих открывание, специальных упаковочных лент для таблеток.
Одним из важных задач при создании Л.Ф. для детей является выпуск их в упаковках разового применения. Л.Ф. для детей рационально выпускать в упаковке для разового применения, например, однодозовые пакеты из термосвариваемых пленочных материалов. Эта уп-ка обеспечивает надежную защиту от влияния внешней среды, снижает вероятность загрязнения микробами. Кроме того, создание сухих суспензий в однодозовых пакетах позволяет снизить до минимума к-во вспомогательных веществ.
1. Под ред. Тенцовой А.И. Возрастные лекарства//Обзор инф.сер.Фармакология и фармация.-1983, N 1.- С.17-20.
2. Тенцова А.И. Детские лекарственные формы.- М.,1977.- С.39.
3. Соллогуб Л.В. Детские лекарственные формы и требования к ним//Фармация.-1991, N 1.- С.12-15.
4. Шамсиев С.Ш., Шамсиев Ф.С. Фармакотерапия в педиатрии Т.:-1998.- С.687.
5. Ясницкий Б.Г. Корригенты запаха и вкуса в производстве лекарственных препаратов.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Государственная инспекция по контролю качества лекарств. Контроль качества лекарств–современные подходы. Экспресс-анализ лекарственных форм. Внедрение нормативной базы и правил GMP ЕС в Украине. Штрих-коды в торговле и в контроле качества лекарств.
курсовая работа [33,3 K], добавлен 14.12.2007
Создание, доклиническое изучение и доклинические испытание лекарств. Пути совершенствования традиционных лекарств. Фитотерапия и пути совершенствования производства экстракционных лекарств. Основные направления усовершенствования супозиторных лекарств.
курсовая работа [417,4 K], добавлен 03.06.2007
Необходимость наблюдения за безопасностью лекарств на этапе их клинического применения и становление системы фармаконадзора. Использование лекарственных средств при беременности. Частота самостоятельной отмены лекарств среди беременных и родильниц.
учебное пособие [161,7 K], добавлен 10.03.2014
Действие лекарственных веществ. Способ введения лекарств в организм. Роль рецепторов в действии лекарств. Факторы, влияющие на эффект лекарственного препарата. Явления, возникающие при повторном введении лекарства. Взаимодействие лекарственных препаратов.
лекция [144,2 K], добавлен 13.05.2009
Негативное влияние лекарств на плод и организм матери, меры предосторожности. Большинство лекарств, принимаемых беременными, способно проникать через плаценту и оказывать на развивающийся эмбрион и плод негативное действие.
реферат [4,9 K], добавлен 31.07.2003