детская литература пособие для вузов
Детская литература пособие для вузов
В каталоге:
Специализированная журналистика > Детская журналистика vk.com/topic-69044671_29750222
Аннотация:
Учебник раскрывает понятие «детская литература» на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк истории науки о детской литературе, обзоры литературы ранней русской эмиграции, постсоветского периода и начала XXI века, а также введение в историю детских литератур народов России. Вычленен раздел «Основы теории детской литературы».
Для студентов педагогических ВУЗов. Может быть полезен для специалистов, изучающих культуру детства, — психологов, литературоведов, историков, всех работников детской книги. Также учебник представляет особый интерес для журналистов, поскольку содержит в себе несколько разделов, посвященных детской печатной журналистике.
Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях.
Открытая сводная библиотека по журналистике – некоммерческий проект, направленный на помощь в самообразовании русскоязычных журналистов и развитие журналистики в целом. Если вы хотите отблагодарить создателей проекта, то сделать это можно, перечислив любую сумму на телефон «Билайна» 9631128064 или Яндекс-кошелёк 4100179550536.
Детская литература, Арзамасцева И.Н., Николаева С.А., 2005
Детская литература, Арзамасцева И.Н., Николаева С.А., 2005.
Учебник раскрывает понятие «детская литература» на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк истории науки о детской литературе, обзоры литературы ранней русской эмиграции, постсоветского периода и начала XXI века, а также введение в историю детских литератур народов России. Вычленен раздел «Основы теории детской литературы». Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезен для специалистов, изучающих культуру детства, — психологов, литературоведов, историков, всех работников детской книги.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Критерии выделения детской литературы из общих рамок литературы до сих пор однозначно, объективно не установлены. Еще средневековые авторы понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и просто делил книги на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке». Некоторые литературоведы предпочитают не выделять детскую литературу, настаивая на ее общих эстетических свойствах. Другие различают детскую литературу как разновидность массовой литературы, обращая внимание на ее невысокий, по их мнению, художественный уровень. Позиция первых уязвима при проверке личным опытом читателей, легко различающих детские и недетские тексты. Позиция вторых опровергается установками многих писателей и критиков: они, как правило, считают детскую литературу более сложным видом творчества. К тому же в вопросе о вычленении детской литературы приходится учитывать мнение самих детей, а уж они-то безошибочно выбирают из безбрежного океана общей литературы свое, нужное на данном этапе их духовного становления.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Детская образовательная литература
Умение хорошо вести себя в обществе всегда ценилось. Именно поэтому человек, желающий добиться успеха в жизни, должен в совершенстве владеть хорошими манерами поведения. Это умение закладывается ещё в.
Плешаков Андрей Анатольевич, Румянцев Александр
Окружающая природная среда долгое время эксплуатировалась человеком без оглядки на то, что природные ресурсы когда-то могут истощиться. К сожалению, в наши дни это стало весьма заметно. В результате.
Остер Григорий Бенционович
Решение задач, да ещё и в рамках школьной программы, – дело порой весьма скучное. А если задачи должны решать дети, то этот процесс вообще превращается в маленькую пытку. Для того, чтобы изменить эту.
Майлс Лайза, Смит Алистер
Эта богато иллюстрированная книга покажет Вам Вселенную на основе последних увлекательных сообщений от астрономов всей планеты и космичесикх зондов.
Для среднего школьного возраста.
Эта книга веселая и забавная. Эта книга серьезная и полезная. Эта книга о том, как уберечься от всевозможных неприятностей и как действовать, если их избежать не удалось. Самые разные опасности.
Перельман Яков Исидорович
Физику многие считают очень сложной наукой. При этом практически все повседневные явления в нашей жизни напрямую связаны с физикой. Яков Исидорович Перельман поставил целью объяснить это и рассказать.
Перельман Яков Исидорович
В поисках средств для оживления в широких кругах интереса к математике, мне пришла мысль собрать ряд произведений, трактующих математические темы в беллетристической или полубеллетристической форме.
Зорина Ирина Николаевна
В ярких иллюстрациях современных художников на страницах этой энциклопедии оживают благородные мифологические создания и наводящие ужас чудовища древних сказаний и средневековых легенд, класических.
Книга для детей о том, как правильно рисовать окружающий мир-людей, животных, здания, героев мультфильмов.Подробные инструкции, множество техник.
Алексеев Сергей Петрович
В книге, написанной живым, образным языком, перед читателем предстанут яркие картины исторического прошлого нашей Родины — России, люди, оставившие в ее истории глубокий след: Степан Разин, Петр.
Кир Булычев, Можейко Игорь Всеволодович
История Российской империи хранит очень много тайн. Кем была княжна. Тараканова? Кому предназначался орден Иуды? Как Петр Великий открывал Америку? Почему взорвался линкор «Императрица Мария»? На.
Где находится самое глубокое место в мире? Зачем рыбам жабры? Кто живет на коралловых рифах? Как кашалоты помогают людям в исследовании морских глубин? Как рождаются волны?
Ответы на эти и многие.
Шклярский Альфред Alfred Szklarski
Левитан Ефрем Павлович
Гаглоев Евгений Фронтикович
Марковская Алла Анатольевна
Это прекрасное практическое пособие научит вас изображать животных в разных графических техниках. В руководстве пошагово проиллюстрирован процесс рисования: от первых набросков силуэтов до готового.
Гаспаров Михаил Леонович
Большое влияние на формирование современной европейской и русской культуры оказала древнегреческая культура. При её изучении открывается масса интересного и удивительного. Эта книга, написанная.
Крейг Аннабел, Росни Клифф
«Асборновская научная энциклопедия поистине откроет для вас мир науки. Содержащиеся в ней сведения и комментарии, расположенные по тематическому принципу, позволяют соединить основополагающие.
Аудариня А., Путниньш М.
Половое воспитание детей всегда было очень сложным вопросом. Долгое время эта тема вообще была строго табуирована. Только в наши дни стало возможным в принципе разговаривать о ней. Цветные комиксы М.
Эта книга из серии «Что есть что» рассказывает о самых распространенных у нас ядовитых растениях, о местах их обитания, а также о лечебных свойствах многих из них.
Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой
Учебник для педагогических колледжей
Денисова А.В. – Русская детская литература второй половины XIX (Жанровое много-
образие детской литературы второй половины XIX века; Учебные книги для детей. К. Ушинский; Повести о детстве Л. Толстого и С. Аксакова, Рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка; Мир детства в рассказах А.П. Чехова; Рассказы для детей А.И. Куприна;
Костюхин Е.О. Фольклор.
Костюхина М.С. Предисловие; Введение; Рассказы и повести для детей второй полови-
ны XX века; Сказочно-фантастическая литература второй половины XX века;
Познавательная литература для детей.
Путилова Е.О. Литература Древней Руси и эпохи Просвещения в детском чтении;
Учебные книги Л.Н. Толстого; Русская детская литература второй половины
XIX (Пейзажная лирика в детском чтении; Социальные мотивы мотивы в поэзии для детей; «Серебряный век» в детской поэзии); Русская детская литература первой половины XX века; Поэзия для детей середины XX века.
Тиманова О.И. – Русская детская литература первой половины XiX века; Русская дет-
ская литература второй половины XIX (Сказки В.М. Гаршина; Сказки Д.Н. Ма-
Глава 2. литература Древней Руси и эпохи Просвещения в детском
2.4. Ж УРНАЛ «Д ЕТСКИЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА ».
Глава 3 Европейская литература XVII-XVIII в детском чтении.
Глава 4. Русская Детская литература первой половины XIX века.
Глава 5. Зарубежная сказка эпохи романтизма.
5.2. Э.Т.А. Г ОФМАН И ЕГО СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Щ ЕЛКУНЧИК И М ЫШИНЫЙ КОРОЛЬ ».
Глава 7 Русская детская литература первой половины XX века.
7.2.1. Сказочные поэмы К.И. Чуковского.
7.2.2. Стихи и сказки С. Я. Маршака.
7.2.3. Стихи В.В. Маяковского для детей.
7.2..4. Поэзия обэриутов (Д.И. Хармс, Ю. Д. Владимиров, А. И. Введенский.
7.2.5 Ребенок в поэзии А.Барто.
7.2.6. Стихи С. Михалкова.
7.4.1. Дети и время в произведениях А.П. Гайдара.
7.4.2. Рассказы Б.Житкова.
7.4.3. Рассказы о детях Л. Пантелеева.
7.4.4. Рассказы М. М. Зощенко для детей.
Глава 8 Русская детская литература второй половины XX века.
8.1.1 Художественное своеобразие рассказов и повестей для детей (психологическая
проза, юмористический рассказ).
8.1.3. Рассказы В.Голявкина.
8.1.4.Рассказы и повести Ю.Коваля.
8.2.1. Художественное своеобразие произведений сказочных жанров.
8.2.2. Лирическая и философская сказочная проза.
8.2.3. Сказочно-юмористическая проза.
8.2.4. Сказочные повести Э. Успенского.
8.2.5. Романтико-фантастическая сказочная повесть.
9.1.1.Литература английского нонсенса.
9.1.2.Английская сказочная повесть.
9.1.3. Литература фэнтези.
9.2.1. Традиции Андерсена в скандинавской литературе XIX века.
9.2.2. Скандинавская сказочная повесть ХХ века.
9.2.3. Детская литература Скандинавии последних лет.
Глава 10 Познавательная литература для детей.
10.3.2. Сказки Н.Сладкова, Н.Романовой и С.Сахарнова.
10.4.1.Рассказы Е.Чарушина, Г.Скребицкого О.Перовской.
10.4.2. Рассказы М.Пришвина.
10.4.3. Рассказы К.Паустовского.
Список рекомендуемоЙ литературы.
Учебник по детской литературе рассчитан на учащихся средних учебных заведений педагогического профиля. Задача учебника – познако-
мить будущих специалистов системы дошкольного образования с особен-
ностями детской литературы как филологической дисциплины, ее специ-
фикой и историей. Особое внимание уделяется литературе для детей до-
школьного возраста, а также произведениям для учащихся начальной шко-
лы. Широкий охват в подаче учебного материала позволит обеспечить преемственность в литературном развитии ребенка на разных этапах его воспитания и обучения.
Учебник знакомит учащихся с особенностями фольклорных произ-
ведений, через которые каждый ребенок входит в мир человеческой куль-
туры. Подробно рассматривается отечественная детская литература с мо-
мента ее зарождения до наших дней. Важная роль придается зарубежной литературе для детей и ее связям с русской детской литературой. Особый раздел посвящен познавательным книгам для детей. Вопросы теории дет-
ской литературы, ее назначении и жанров рассматриваются во введении к учебнику.
Учебник представляет детскую литературу как область словесного искусства со своим идейно-тематическим, жанровым и стилистическим своеобразием. При этом литература для детей рассматривается в рамках общелитературных закономерностей. Такая установка позволяет учащимся глубже освоить историко-литературные и литературоведческие понятия.
Они раскрываются как при рассмотрении литературных периодов и персо-
налий, так и при анализе конкретных произведений. Подобный подход ле-
жит в основе программы по детской литературе для средних учебных заве-
дений, и учебник на нее ориентируется.
1. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
ставляет собой объемный корпус художественных и научно-
художественных произведений, которые были написаны специально для детского и юношеского чтения. Их авторы, детские и не только детские писатели, адресовали свои сочинения непосредственно юным читателям, и
это определило содержание, проблематику и язык произведений. К дет-
ской литературе относятся также пересказы для детей некоторых произве-
дений мировой литературы. Они вовсе не предназначались детям, но в ре-
зультате литературных переделок стали их достоянием. Некоторые из та-
ких переделок не уступают в своей популярности подлинникам, как это было, например, со знаменитой книгой английского писателя 18 века Д.Дефо «Робинзон Крузо». В круг детской литературы попадают также ху-
дожественные пересказы древних мифов и средневековых легенд, литера-
турные обработки произведений устного народного творчества, сделанные писателями для детского чтения. Эти пересказы носят зачастую характер целенаправленной авторской переработки. Так, сборник русских народных сказок «Волшебное кольцо» неслучайно выходит под именем писателя А.
Платонова, который пересказал их в особой художественной манере.
Но детские книги и пересказы для детей не исчерпывают той литера-
туры, которую читают дети. С раннего детства они знакомятся с литера-
турной классикой (например, слушая стихи Фета или сказки Пушкина),
став взрослее, зачитываются модными бестселлерами, будь то фэнтези или детективы. Все эти произведения вместе с детской литературой и состав-
ляют круг детского чтения. Этот круг формируется, с одной стороны,
школьным образованием, с другой – стихийно, через самостоятельные ув-
лечения ребенка или подростка. Между произведениями детской литера-
туры и теми, которые входят в детское чтение, можно найти общее: ведь учитель или сам ребенок выбирают для чтения далеко не случайные про-
изведения, а только те, которые доступны и интересны ему. Кроме того,
есть немало произведений, которые в силу тематических или жанровых особенностей стоят на грани детского и взрослого чтения, например, рас-
сказы и повести о детях или воспоминания о детстве. Авторы таких книг пишут о ребенке, но обращаются как к детям, так и к взрослым. Подобное было, например, при создании повести С.Аксакова «Детские годы Багрова-
внука». Когда писатель работал над ней, то видел перед собой не только взрослого читателя, но и ребенка. В истории русской литературы таких произведений немало.
В пограничной с детской литературой области находятся произведе-
ния приключенческих и фантастических жанров – они написаны для лю-
бителей остросюжетной литературы без отчетливых возрастных границ.
Рассказы о Шерлоке Холмсе нравятся и детям, и взрослым. Таким образом,
понятие «детское чтение» намного шире, чем понятие «детская литерату-
ра». Но все-таки ведущее место в чтении детей занимает именно детская литература, то есть та, которая обращена к детям и предназначена для них.
Такое соотношение, как показывает история детского чтения, было не всегда. Долгое время дети довольствовались выборками из той литера-
туры, которую читали взрослые, а собственно детских книг попросту не
было. Их отсутствие объясняется тем, что «открытие ребенка» произошло в мировой культуре довольно поздно, и только с 18 века стала формиро-
ваться особая культура детства вместе с литературой для детей. Отсутст-
вие детских книг на протяжении долгого времени во многом компенсиро-
валось произведениями народного словесного искусства, в любую эпоху находившими путь к сердцу ребенка. Но на определенном этапе общест-
венного развития возникла настоятельная потребность в специальной дет-
ской литературе. Поначалу детские книги занимали в литературе очень скромное место, но со временем они стали незаменимой частью отечест-
Разумеется, что подобные художественные процессы происходят во всех странах – детскую литературу издают и читают везде. Но в культуре каждой страны детская литература имеет свою историю и свою специфику.
В русском культурном сознании значение детской литературы было доста-
точно велико, потому что книжному слову всегда отводилась высокая учи-
тельная роль. Среди создателей отечественной детской литературы были известные русские писатели, а также талантливые авторы, писавшие толь-
ко для детей. Через их книги ребенок входит в большой мир русской лите-
ратуры, открывает для себя красоту родного языка и ценности националь-
крывают ребенку широкую панораму мировой культуры, делают его граж-
данином мира. Этому способствует и то, что детские литературы разных стран имеют немало общего, причем тенденции к интеграции в современ-
ной культуре для детей заметно усиливаются.
Все сказанное касается не только детской литературы, но и детской книги. Книга является реальным воплощением литературного произведе-
дания детской литературы ее авторы и издатели стремились к тому, чтобы
детская книга имела соответствующий внешний вид: обложку, шрифт, ил-
люстрации. Но основательное понимание того, как связаны художествен-
ное оформление книги и ее содержание, пришло не сразу. Детская книжная иллюстрация стала интенсивно развиваться в конце 19 – начале 20 века.
Художники стремились к тому, чтобы иллюстрации, отвечая особенностям детского восприятия, служили изобразительным продолжением произве-
дения. Возникали творческие союзы детских писателей и художников, со-
вместно работавших над созданием детских книг (такой творческий союз объединял, например, поэта С.Маршака и художника В.Лебедева). Иногда писатель становится иллюстратором собственных книг, как это было с произведениями художника-анималиста Е.Чарушина или финской писа-
тельницы Туве Янссон. Если иллюстрации художника находятся в союзе со словом писателя, то они становятся неотъемлемой частью художествен-
ного произведения и надолго остаются в памяти читателя.
Детские книги выпускают, как правило, издательства, специализи-
рующиеся на выпуске детской литературы. От издателей зависит во мно-
гом подбор авторов, тематический круг произведений, типы изданий и книжных серий. В истории детской литературы сохранились имена извест-
ных издателей, оказавших заметное влияние на развитие отечественной детской литературы. В 18 веке таким издателем был Н.Новиков, в 19 веке прославились выпуском детских книг М.Вольф и И.Сытин. Читатели того времени часто называли книги не по имени автора, а по имени издателя, и
это был знак читательского доверия. Еще больше возросла роль отечест-
венных издательств детской литературы в 20 веке. Некоторые из них (на-
пример, знаменитый ленинградский Детгиз, созданный С.Маршаком) ста-
новились центрами детской литературы, вокруг которых собирались писа-
тели, критики, иллюстраторы. В наши дни количество детских издательств очень велико, некоторые из них появляются не надолго, другие занимают на книжном рынке постоянное место. От политики этих издательств во многом зависит художественная культура отечественной детской книги, ее
Детская литература пособие для вузов
Практическое занятие № 1.
Тема: Фольклор, устная народная словесность и детская литература
Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения.
Вопросы для подготовки:
1. Малые фольклорные жанры игрового фольклора (потешки, считалочки, припервки и т.д.).
2. Жанры внеигрового фольклора (заклички, прибаутки, небылицы и др.).
3. Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность, тематическое богатство, жанровые особенности. Педагогическое значение этих жанров.
4. Народные песенки, их виды, богатство содержания, близость детским интересам. Образы животных, картины родной природы. Художественные особенности народных песенок. Лаконичность и поэтическая выразительность народной речи. Ритмичность, музыкальность языка. Воспитательная ценность народных песенок.
4. Былины и сказки в детском чтении. Виды сказок, краткая характеристика. Место былины в круге детского чтения. Образ главного героя, поэтичность языка. Ритмика, особенности ударения.
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу, определить, по какому принципу классифицируются жанры УНТ в науке о детской литературе. Также необходимо привлекать знания по детской психологии. Подготовка может быть осуществлена как в группах, так и индивидуально (по выбору преподавателя).
Характеризуя те или иные жанры фольклора, следует иллюстрировать свой ответ примерами. Ответ на третий и четвёртый вопросы предполагает выполнение аналитических наблюдений над текстом. При раскрытии воспитательной значимости фольклорных произведений недостаточно выразить собственное убеждение, следует апеллировать к работам педагогов, психологов, к учебной книге для детей и юношества (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и т.д.
Список рекомендуемой литературы:
Дисциплина «Детская литература» изучается студентами направления «Педагогика и начальное образование» на 3 курсе в VI семестре и на 4 курсе в VI семестре.
Цель данной дисциплины дать целостное представление о детской литературе как художественной и художественно-педагогической составляющей русской и мировой литературы. Овладение курсом детской литературы позволит будущему педагогу реализовывать цели и задачи его профессиональной деятельности.
Детская литература преподается с опорой на знания студентов по теории литературы, выразительному чтению, истории педагогики, общей и возрастной психологии, детской психологии. Детская литература дает практические навыки работы с художественным текстом в детской аудитории. Дисциплина обнаруживает тесные связи с теорией и методикой преподавания литературы. Содержание учебного материала и методика проведения занятий, творческие письменные работы подобраны с целью подготовить к дальнейшему изучению дисциплин профессиональной подготовки. Эффективны такие формы практической и самостоятельной работы, как написание творческих работ различных жанров, в том числе, составление рекомендательных списков для чтения, обзоров периодических изданий для детей, сбор примеров детского фольклора, составление сборников малых жанров фольклора.
Детская литература обладает универсальными возможностями для дальнейшей профессиональной деятельности педагога и учителя русского языка и литературы, так как результаты ее освоения востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: в учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной, коррекционно-развивающей.
Задачи изучения дисциплины определены целью:
Составитель: ассистент Волкова Т.В.
Ссылки на некоторые тексты для чтения