детская военная форма великой отечественной войны
Детская форма РККА
Для многих мероприятий на историческую тематику детям необходимо иметь форму РККА. Таким способом юное поколение приобщается к важным историческим событиям. Это упрочняет отношение в семьях, где ценят подвиг старшего поколения, победившего в Великой Отечественной войне.
Рабоче-Крестьянская Красная Армия создавалась многими поколениями, и это отражалось на форме военнослужащих. В разное время признаком военнослужащего РККА были разные типы формы. Ми предлагаем одежду образца 1943 года — простой камуфляж без излишеств. Его основным преимуществом является защитный цвет, который маскировал далеко не так хорошо, как современные военные принты.
Для любителей морского флота в ассортименте есть рубашка-фланка. Также представлена обувь — кирзовые сапоги, а также все аксессуары, способные дополнить образ:
Особенности покроя детской формы времен ВОВ
Гимнастерка с двумя нагрудными карманами на пуговицах — точная копия той, которая верой и правдой служила нашим солдатам. Застежка — нагрудная планка — тоже на пуговицах. Применяется фурнитура, аналогичная оригинальной.
Штаны покроя галифе — удобные, не стесняющие движений, свободные в районе бедер и суженные в районе голени. Такой покрой объясняется тем, что галифе следовало заправлять в голенища сапог. Для пошива одежды применяется натуральная ткань из чистого хлопка — мягкая, дышащая, износостойкая.
Сапоги тоже достаточно точно повторяют изделия середины прошлого века. Кирзовое голенище, суконная подкладка, верх комбинированный — натуральная и искусственная кожа, подошва из износостойкой и термоустойчивой резины. Обувь подбита по старым методикам — стальными гвоздями. Применяется армейская символика на пряжке и значке на пилотке.
Применение детских вещей в стиле милитари
Чаще всего применяют такие вещи для тематических мероприятий. Это может быть парад ко Дню победы, вечер памяти в школе, театральная постановка или съемки фильма, где в числе персонажей присутствует сын полка.
Кроме того, сейчас модными являются исторические реконструкции, призвание которых — восстановить память младшего поколения путем повторения жизни их дедушек и бабушек. Молодые люди испытывают далеко не все из того, через что прошли люди в Великую Отечественную, но этого достаточно, чтобы они оценили все, что старшее поколение для них сделало.
Как купить вещи в стиле милитари прошлого века в интернет-магазине Атака?
Внимательно отслеживайте, какие вещи входят в комплект, а какие идут отдельно. Выбирайте товар с учетом показаний размерной сетки. Если вы житель или гость Москвы, то у вас есть возможность посетить вместе с детьми один из шести наших магазинов — подобрать изделия, примерив несколько комплектов.
Жители регионов могут заказать покупку через наш интернет-магазин военторга. Наши менеджеры помогут осуществить выбор. Также вы можете воспользоваться услугой доставки с примеркой, поэтому не стоит беспокоиться о том, что купленный товар не подойдет. Вы вполне сможете вернуть те вещи, которые не соответствуют вашим требованиям. Мы предлагаем вещи хорошего качества по наиболее разумным ценам.
Доклад по краеведению «Одежда и обувь детей войны»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бомнакская средняя общеобразовательная школа Зейского района
« Одежда и обувь детей войны»
Выполнили: обучающиеся 5 класса
Подолько Оксана Николаевна
Запоминайте нас, пока мы есть,
ведь мы еще на многое сгодимся.
Никто не знает, сколько мы продлимся,
а вот сейчас мы с вами рядом здесь.
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что многое уже стерлось из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.
Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих дедов и рассказывать о них детям, вызывая у них чувство гордости за родных земляков, глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу.
Дети в тылу и в оккупации
У целого поколения украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» – так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей.В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетнего обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.
В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. «Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков.
Когда читаешь строки о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, встречаешься с очевидцами тех дней, то невольно задаешься вопросом: «Как можно было это все выдержать? Где брали силы, чтобы не впасть в отчаяние? Где люди искали силы и мужество совершать подвиги?» Мы знаем, какие подвиги совершали на фронте взрослые, но на великие подвиги были способны и дети.
Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.
Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг,самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.
Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.
Дети войны…. Сколько горя и страданий перенесли они вместе со своими родителями в тяжелые военные годы. Голод, холод, разруха, многочасовой физический труд на полях, фермах, заводах. Встречаясь с людьми, чье детство прошло в военные годы, часто мы задавали вопрос: «Что носили дети в те далекие 40-е годы?» Слушали и записывали их воспоминания.
«Не разбирались и в одежде, носили то, что оставалось от старших, так от мамы остались некоторые вещи, из которых мама перешивала одежду». (Кочеткова Ида Викторовна, Пермская область)
«Люди в тяжелые военные годы жили дружно, делились друг с другом одеждой, обувью. Телогрейки, ботинки могли носить многие односельчане». (Козлова Людмила Николаевна, Ивановская область)
«Одежда доставалась в основном от старших братьев и сестер». (Белоусова Зинаида Григорьевна, Свердловская область)
«Не было и одежды, 1 ситцевое платье носили по несколько лет». (Ситдикова Рауза Муллагалиевна, Башкирия)
«Одевались очень бедно, все было дорого». (Девятовская Евдокия Петровна, Татарстан)
«Старые вещи перешивали для младших, так и одевались». (Пуц Мария Владимировна, Гродненская область, Белоруссия)
«Не было и одежды, из отцовской шинели Марии мама сшила пальто и подарила суконную шаль в клетку с кистями, а затем появился тонкий, тонкий батист – «мая», штапель. Все свои вещи в то время хранили в сундуке. Если было 3-4 одежки на смену, то считалось это очень хорошо». (Михеевская Мария Романовна, Алтайский край)
«Одежды у нас не было, помню, как наряжалась в бирюзовую дедушкину рубаху и ходила по дому». (Шамова Нина Михайловна, Ханты-Мансийский автономный округ)
Платье было одно и на праздники и в будни. (Дронова Любовь Михайловна, Дроботова Нина Семеновна)
В основном дети в военные годы донашивали одежду старших братьев и сестер, а то и перешитые веши, которые доставались от родителей, бабушек и дедушек. Нам очень трудно представить, как можно долгое время ходить в одном и том же платье, брюках, рубашке на протяжении одного месяца, не говоря уже о целом годе. Вряд ли кто из нас помнит свое первое платье, но с каким трепетом и волнением рассказывали нам прабабушки о своих первых нарядах, фасон которых они запомнили на всю жизнь.
«Одно было платье и в пир, и в мир, и в добрые люди. Но до сих пор помнит фасон того платья – рукавчики – фонарик, подол выкроен солнцем, по белому полю разбросаны колокольчики». (Морозова Лидия Александровна, Кировская область)
Выходное платье из черного сатина, его фасон, Мария Романовна помнит до сих пор. (Михеевская Мария Романовна)
Многие женщины в предвоенные и военные годы были неплохими мастерицами-рукодельницами, и хотя не у всех была возможность купить новую ткань в магазине или на базаре, шить одежду на швейной машинке, но все женщины старались, чтобы у их детей была хоть плохонькая, но одежда: платье, штаны, фуфайки. При возможности бабушки, матери передавали детям секреты своего мастерства, приучая их с детства выращивать лен и коноплю, на станке ткать ткань, перекраивать из старой одежды платья, рубахи, штаны младшим детям.
«Ходили мы в домотканныой одежде, ткань производили из конопли. Посеем коноплю на огороде, когда вырастут стебли, мочили их в воде, разбивали, и получалось волокно, из которого пряли нитки. Затем на специальных станках ткали ткань и шили одежду». (Дроботова Нина Семеновна, Курская область)
«Сажали коноплю, затем собирали ее в пучки и вымачивали, затем в мялке мяли, отбивали стебли конопли, отделяли костригу – жесткие части стебля и из мягких волокон пряли нитки, отбеливали их в щелоке. Ткань получалась белая, белая, из нее шили сорочки, кроили полотенца, вырезали онучи – портяночки для лаптей». (Хайдарова Вера Никитична, Пензенская область
«Выращивали коноплю. Сами ткали холсты, дерюги, были самотканые полотенца, половики». (Уколова Мария Прокофьевна, Башкирия)
В тех краях, где жила Мария Владимировна, много выращивали льна, посеют его, а как зацветет, налюбоваться невозможно, голубой ковер кругом. Когда созреет, выдирали его, просушивали, выбивали семена, которые шли на растительное масло. Стебельки расстилали, раскладывали на поляне рядами, и так он лежал недели три. Затем начинали вручную мять, палкой выбивать, чтобы кострицы отошли (на Урале говорят – костига), чесалками чесать, лен становился шелковистым, пряли из него нитки на нижнее белье, на полотенца. (Пуц Мария Владимировна)
Одежда была в основном из ткани льна. Елизавету учили прясть толсто на то, что ее нить шла на портянки. (Балаева Елизавета Александровна, Костромская область)
«Мама Евлалии была прекрасной портнихой, она обшивала не только свою доченьку, но и соседей. С одеждой было очень тяжело в те годы, поэтому платья и пальто, которые шила мама, пользовались большим спросом. (Карышева Евлалия Викторовна, г. Муром)
«Большую помощь семье оказала бабушка, которая была прекрасной портнихой, закройщицей. Принесут ей кусок ткани, она быстро раскроит без всяких выкроек, вырежет и шьет, глядишь, завтра сельчане приходят уже то на примерку, то за готовой вещью. И пальто шила, и шапки, шубы, платья, рубашки». (Аброськин Иван Яковлевич, Кемеровская область)
«Ходили мы в той одежде, какую одежду мама сошьет, или останется от старших детей. Помню, отец с фронта послал нам фланелевые портянки, так мама перекроила их и сшила мне с младшей сестренкой платья. Шила все руками». (Хайдарова Вера Никитична, Пензенская область)
С одеждой было туговато, ткани не было, помнит Виктор курточку – матроску да штаны и утянутыми штанинами. Мама сама шила вильветки, была такая ткань парусина, из которой и шили одежду. (Павлюков Виктор Георгиевич, Калининская область)
«У мамы была швейная машинка «Зингер», поэтому мама очень много шила на нас одежды». (Тандалова Людмила Михайловна, Ханты-Мансийский автономный округ)
«Мама все шила сама, на всю семью, сошьет на ребятишек штаны, рубашонки из холста, который наткет сама». (Дронов Александр Александрович, Владимирская область)
«Хорошо, что у нас от бабушек остались юбки, из которых мама перешивала мне разные платья» (Панюкова Тамара Максимовна, Тюменская область)
Сегодня дети имеют возможность покупать разную одежду, предназначенную для занятий в школе, в спортивных залах, одежду для торжественных встреч и отдыха. Из бесед с детьми войны мы узнали, что не всем родителям будущих школьников удавалось приобрести форму, платье, рубашку.
«1 сентября 1943 года я пошла в школу. Не было специальной формы, в чем ходили до школы, в том пошли и в школу». (Моставщикова Нина Тихоновна, Башкирия)
«Специальной формы у меня не было» (Зуева Антонина Андреевна, Воронежская область)
«Помню, мне мама сшила платье». (Цветкова Люция Тимофеевна, Ханты-Мансийский автономный округ)
«Школьной формы у нас не было, сами для одежды выделывали шкуры. Мама нам на машинке шила фуфайку, в которой мы и в лес, и в школу бегали, и по деревне катались с горы». (Филатов Виктор Петрович, Ханты-Мансийский автономный округ)
«Формы у нас никакой не было, в школу ходили, кто в чем. В косы вплетали по 2 коричневые ленточки». (Елфимова Екатерина Тихоновна, Оренбургская область)
В школу ходили, в чем попало, но свои валенки и своя шубка, фетровая шапочка у Маши была. (Иванова Мария Михайловна, Курганская область)
Специальной школьной формы небыло, поэтому ходили кто в чем. Ходила Маша в маминой куртке, платье было одно, которое выстирает и опять идет в нем. Демисезонное пальто купили в военные годы. (Королева Мария Александровна, г. Грозный)
Запомнила Ида Викторовна школьную форму, которую ей сшила приемная мама из двух платков (черного и коричневого). Это платье Ида носила с 6 по 10 классы. И конечно, как любая девочка, Ида мечтала о красивой юбке, о кофточке и шерстяном платье. (Кочеткова Ида Викторовна)
«В 6 утра мама нас поднимала, чтобы мы бежали в лес. Нужно было насобирать корзину ягод – смородины, черемухи и еще продать эти ягоды, так я зарабатывала деньги, чтобы купить себе школьную форму, платье, белый и черный фартуки, туфельки» (Лящук Любовь Алексеевна, г. Курган)
Труднее с одеждой было в зимний период. Многие из детей из-за отсутствия теплой одежды были вынуждены весь холодный период сидеть дома. Чаще выручала одежда, доставшаяся от старших братьев и сестер, от отца, ушедшего на фронт. Дети военных лет носили:
«Зимы были очень холодные, дома нас родители оденут, на голову накинут суконную серую шаль, завяжут за спиной и отправят в школу, а в школе уже детей встречают учителя, развяжут шаль, помогут раздеться. Из папиного зимнего пальто перешили пальто для меня» (Драгомирецкая Анна Алексеевна, Украина)
Фуфайка – это стеженная на вате короткая курточка. Сейчас есть пуховики, внутри которых находится пух, а в военные годы утепляли одежду ватой и шили фуфайки. (Цветкова Люция Тимофеевна)
«За войну все износилось, ни обуть, ни одеть было нечего». Коноплева Елизавета Трифоновна
«Носили вязанные крючком варежки» Лящук Любовь Алексеевна
Многие девочки заплетали косички, в которые вплетали большие белые или коричневые банты, сделанные из тюли.
«В первый класс я пошла в годы войны. Помню, у меня были длинные волосы, их заплели в косу и привязали большой-большой белый бант, сделанный, наверное, из тюли». (Цветкова Люция Тимофеевна)
В наши дни открыты специальные обувные магазины, где по отделам находятся разные виды обуви: мужская, женская, детская, спортивная. Большой выбор обуви по сезонам (зимняя, летняя, весенняя, осенняя). Обувь сшита из разного материала. Можно подобрать туфли под любой цвет вечернего костюма. А обувь, о которой мы услышали в воспоминаниях наших героев, можно увидеть сегодня в музеях нашей страны, а лапти (лопаточки) сейчас плетут как сувениры русского промысла.
«Для школы у меня были ватные носки, поэтому я редко выходила во время перемены из класса» (Ситько Анна Григорьевна, Свердловская область)
«Семья жила бедно, весной, как только растает снег, бегали босиком, аж пятки трескались до крови» (Драгомирецкая Анна Алексеевна)
« А так, как только сойдет снег, бегали босиком, пятки трескались, цыпки на ногах появлялись. Мама напарит нас в бане и лечит нам раны солидолом, керосином. Как травушка – муравушка появляется на дворе, все за околицей, около своих палисадников порядок наводят. Всегда на улице было чисто, босиком было бегать не страшно». (Хайдарова Вера Никитична)
«В теплый период в основном бегали босиком, смазывая ноги дегтем (меньше трескались подошвы и кожу спасали от мошек и комаров)». (Петрушкин Анатолий Павлович)
«Летом в основном бегали босиком, была одна пара сандалий, которые очень девочка берегла для выхода в город». (Кочеткова Ида Викторовна)
Пока можно было бегать в школу босиком, Лиза бегала, а как наступили холода, уже в школу ходить было не в чем, пришлось сидеть дома (после 3 класса) Коноплева Елизавета Трифоновна
«Летом мы чаще бегали босиком, трескались пятки, было больно, но обуви не хватало и приходилось бегать босиком» (Дроботова Нина Семеновна)
«Все лето бегали босиком, так как не было обуви». (Белоусова Зинаида Григорьевна)
«Обуви тоже было недостаточно, один донашивал после другого. Чаще обувь доставалась от старших, была больше на несколько размеров, чем нога». (Панюкова Тамара Максимовна)
«Были одни ботинки на всех детей. С утра бежит один брат в ботинках, со второй смены второй брат, встречает его уже где-нибудь на полпути, переобуваются. Домой уже бегут босиком». (Пуц Мария Владимировна)
«На ногах ботинки, один коричневый, другой черный, видно достались от старших сестер». (Выучейская Анна Ивановна)
«У нас были одни валенки на троих». (Еськова Ирина Петровна)
«Часто приходилось носить обувь с чужой стороны, которая была на несколько размеров больше. Для того, чтобы ботинки не слетали с ног, вовнутрь обуви набивали солому, наматывали на ноги портянки, И только в 10 классе у Иды появились брезентовые туфли». (Кочеткова Ида Викторовна)
«У нас в селе не все ходили в лаптях осенью, зимой ранней весной, кто был побогаче, то мог купить ботинки, но в нашей семье все ходили в лаптях, их для нас плел дедушка Петя, совсем чужой, придет к нам: «Маруся, если уж лапти прохудятся, так приноси, я починю» (Хайдарова Вера Никитична)
«В лес ходили в лаптях, а по деревне бегали босиком» (Дронов Александр Александрович)
«Тихон Григорьевич, отец Екатерины, был мастер на все руки, для жителей деревни плел лапти, кто бы ни попросил, а лапти были удобные, как галоши, легкие». (Елфимова Екатерина Тихоновна)
«Дедушка Анатолий плел лапти для всей деревни и когда внук обратился к нему с просьбой, чтобы научится плести лапти, на что дедушка сказал, что это ему в жизни не пригодится. Уже в армии Анатолий сплел из бумаги лапоть, который висел в качестве сувенира в одной из комнат казармы». (Козлов Анатолий Петрович)
«Бабушка все шила руками, умела плести лапти. В лаптях ходили в лес заготавливать дрова». (Балаева Елизавета Александровна)
в) Валенки, валенки, не подшиты, стареньки…
«Валенки в деревне валяли, шерсть овечья была, поэтому по возможности валенки были» (Уколова Мария Прокофьевна)
«Валенки в зимний период носили несколько лет, подшивали их, латали». (Михеевская Мария Романовна)
«За хорошую работу вскоре маме выделили деньги, так она купила для меня валенки». (Шамова Нина Михайловна)
«Зимой лапти сменяли на валенки, которые часто были в заплатках. Да и валенки были не у всех». (Ситдикова Рауза Муллагалиевна)
«На зиму мама сама штопала валенки» (Суровцева Нина Николаевна)
«Зимой ходили в валенках». (Кочеткова Ида Викторовна)
«На ногах зимой были пимокаты (валенки)». (Павлюков Виктор Георгиевич)
Запомнила Полина свои первые валенки, которые очень берегла, а так на ноги одевали чирки, в которые укладывали для тепла солому. (Зольникова Полина Петровна)
«Из обуви были одни валенки на 2-3 ребят, в Чантырье жил дед, который катал валенки». (Петрушкин Анатолий Павлович)
« Зимой были валенки. Мама валенки подшивать не умела, так дыры мы затыкали сеном. Положим его то в пятку, то в носок и бежим кататься. Скользим по дорожке, а за нами соломинки из валенок вылетают» (Зуева Антонина Андреевна)
« К зиме мама сама нам чинила валенки, делала дратву изо льна и большой иголкой пришивала заплатки». (Белоусова Зинаида Григорьевна)
«К зиме наши родители старались свалять валеночки» Дроботова Нина Семеновна
«К зиме старались купить валенки». Панюкова Тамара Максимовна
«Всегда были валенки теплые» Лящук Любовь Алексеевна
«Зимой ходили в лаптях, на ноги наматывали портянки, после войны делали обувь из резины. Еще были трепы – деревянная подошва, обшивали сверху тканью». (Пуц Мария Владимировна)
«Лапти заказывали, зимой носили носки, портянки, которые перевязывали бечевой». (Дронова Любовь Михайловна)
«Носить было нечего, поэтому даже зимой девочка бегала в школу босиком. Прибежит в школу ноги красные от мороза, сядет за парту и давай растирать ноги». (Сафрыгина Анна Андреевна)
«Носили вязаные тапочки из пряжи, которые называли пимами» (Уколова Мария Прокофьевна)
«Шили обудки, черки. Зимой обудки носили с вязанными шерстяными носками». (Чемакина Анна Дмитриевна )
«Обувь шили сами, сами для обуви выделывали шкуры. Шила нам мама и сама обувь»
(Филатов Виктор Петрович)
«Лес не только кормил, но и одевал, так как из бересты шили чувяки» (Тарасова Нина Макаровна)
«Обувь на весну и осень шил нам наш папа» (Дроботова Нина Семеновна)
Весной и осенью носили чирки, отец выделывал кожу телят, оленей, сам шил обувь и научил Анатолия. (Петрушкин Анатолий Павлович)
«Были у нас дома две пары солдатских ботинок. Оденешь их и щеголяешь по селу с гордостью» (Зуева Антонина Андреевна)
«Помню, как из телячьей шкуры папа сшил мне сандалики. (Дроботова Нина Семеновна)
«Обувь была с деревянной подошвой, сверху была ткань. Шили телячьи сапоги» (Карабинович Устинья Романовна)
«Все лето и сентябрь бегали по селу босиком, к зиме бабушка связала длинные шерстяные носки, купили мне галоши, сшили обувки». (Шамова Нина Михайловна)
В 6-7 классах до снега бегали босиком, даже в школу. В 7 классе ходила в маминых ботинках. Впервые купили для Антонины матерчатые туфельки в горошек, когда уже училась в институте. (Сидорова Антонина Прокопьевна)
«От снега до снега бегали по деревне босиком, зимой ходили в обудках, а из конского волоса, их крапивы вязали носки, так же как изо льна и конопли» (Новикова Любовь Алексеевна).
Война и дети…Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни.
Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ заплатив страшную цену, за победу в Великой Отечественной войне. Мы должны сохранить благодарную память о тех, кто выстоял и победил. Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений. Ведь подвиг не умирает!