детско родительские отношения в юношеском возрасте
Динамика отношений в юности с родителями
Общение юноши с родителями занимает особое место в общей системе его межличностных связей с окружающими людьми. Специфические черты этого общения состоят в следующем:
1) межличностные контакты с родителями, возникая в самом раннем детстве, отличаются от всех других контактов юноши самой большой продолжительностью, устойчивостью и непрерывностью;
2) связи, объединяющие юношу с родителями, очень многообразны и определяются родственными чувствами, совместным переживанием, общесемейными формами быта, досуга и т.п.
3) чувства родительской любви и отца, и матери, а также ответная привязанность к ним со стороны юноши приносят в их общение глубокую эмоциональность и доверительность, вследствие чего создаются благоприятные условия для включения в общение таких социально-психологических механизмов, как идентификация, внушение, подражание, эмоциональное заражение.
Однако важнейшим в юношеском возрасте является процесс отделения от родительской семьи. Он протекает по-разному. У девушек он начинается раньше, чем у юношей, но не заходит так далеко, как у последних. В низших социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. Процесс отделения от семьи создает особенно много проблем для молодых людей, оторванных школьным или профессиональным образованием от социально-культурного слоя своих родителей.
Х.Ремшмидт отмечает, что отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:
1. Созревание когнитивных и эмоциональных функций может вести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.
2. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей. Такое “обесценивание” последних – проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.
3. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Определенную роль играют особенности, связанные с внешним видом.
4. Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Мнение об абсолютном отрицании в этот период всех родительских ценностей не соответствует действительности. Хотя примерно у половины молодых людей происходят такие столкновения и родители как центр ориентации и идентификации отступают у них на задний план, это относится лишь к определенным областям жизни.
5. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления она остается важной референтной группой. Хотя процесс отрыва от семьи – обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное, прекращающееся после достижения молодыми людьми независимости.
Особенности когнитивной сферы юношей:
Специфика интересов
Многое в структуре и стимуляции познавательных интересов юноши сохраняется от прежней возрастной ступени. Но меняется сам молодой человек и, следовательно, направленность его интересов. Появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к другому полу, сверстникам, взрослым. Развивается интерес к самопознанию, жизненным перспективам, интерес к философским проблемам мироздания, этическим нормам, моральным оценкам людей.
Познавательные интересы оказываются в кругу острейших вопросов, которые они пытаются осмыслить. Курс гуманитарных предметов отвечает интересам юношей, их стремлению к самопознанию, пониманию жизни и отношений между людьми. При этом юноши с познавательной направленностью к точным наукам имеют меньший выбор среди сверстников.
Учитывая сложность, противоречивость становления познавательных интересов, исследовательская группа под руководством Г.И.Щукиной выявила: 1) познавательные интересы более чем у половины юношей и девушек оказывают влияние на их жизненные планы; 2) источником своих познавательных интересов юноши считают родителей, учителей и сверстников.
Исследовательская работа по обществознанию «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ зеленина.docx
Характеристика взаимоотношений подростков и родителей
1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..5
II . Исследование особенностей детско- родительский отношений и рекомендации подросткам и родителям.
2.1. Анализ анкетирование подростков и их родителей……………………15
2.2. Рекомендации детям и родителям………………………………………18
Список использованной литературы…………………….……………………22
К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, А. Фромм, Р. Снайдер и др.)
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Цель работы: Изучить проблему детско- родительских отношений в подростковом возрасте.
Дать характеристику подросткового возраста, выявить кризисы подросткового возраста.
Определить на основе изученных источников стили семейного воспитания и их влияние на подростка.
Определить основные причины детско родительских конфликтов.
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте в образовательной организации.
Провести исследование детского – родительских отношений в школе.
Сформулировать рекомендации подросткам и их родителям.
Гипотеза : предположим что разногласия между родителями и детьми подросткового возраста зависят от личностных характеристик подростков и обусловлены особенностями подросткового возраста, а также стилями семейного воспитания.
Методы исследования : анализ литературных и Интернет источников, наблюдение, акнкетирования, аналих инармации.
I . Характеристика взаимоотношений подростков и родителей
Общая характеристика подросткового возраста
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».
— с одной стороны у подростка есть потребность в любви, внимании, поддержке со стороны родителей;
От того, как все эти «требования» будут сочетаться в отношениях, и как родители сами хотят строить отношения со своим ребенком, можно выделить следующие стили родительско-детских взаимоотношений.
1. Демократические отношения : неущемление прав при выполнении обязанностей, объяснение причин требований. Реально это выглядит следующим образом. Родители и ребенок договариваются о соблюдении некоторого соглашения. Четко распределяют обязанности и определяют степень «наказания», если соглашение не соблюдено. Не надо забывать, что выполнение правил соглашения соблюдаются всеми сторонами на равных. Многое в таких семьях основано на доверии и уважении к мнению каждого. Этот стиль взаимоотношений сложный, требующий большого терпения. Но именно он в дальнейшем не оттолкнет детей от родителей. И позволит многое решать, не ущемляя достоинств друг друга, не обижая никого из членов семьи. [4]
4. Отсутствие контроля при недостатке душевных отношений. Эти отношения дают ощущение вседозволенности, потому что нет полноценной ответственности за ребенка. Родители думают только о себе (своих делах), и часто в таких семьях ребенок является просто раздражающим фактором. И он чувствует себя лишним и нелюбимым. Такой стиль отношений приводит к тому, что остро нуждающийся в родителях (как в опоре) подросток начинает искать утешение у других людей. Такие дети часто уходят из дома, прогуливают уроки. Они становятся зависимыми от других. Их могут использовать в своих целях не с самыми благими намерениями. Девочки могут начать искать «приключения» на стороне, потому как «падки» на ласковые слова. И часто становятся сексуальными жертвами мужчин (или других старших подростков), поддавшись на «доброе» отношение со стороны последних. Мальчики могут начать утверждаться за счет слабых и проявлять жестокость. [4]
1. Общий агрессивный фон современного общества. При этом ребенок является центром пересечения целого комплекса общественных проблем (социальных, экономических, психологических, правовых);
2. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;
3. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции приводит к тому, что собственное недовольство жизнью взрослые выплескивают на членов семьи, зачастую на детей;
4. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших;
5. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения.
6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания. Кроме того, в критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Взрослые далеко не всегда понимают причины такого поведения детей.
7. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна – неумение или нежелание родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение.
— противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
— опека и запреты во многих сферах жизни детей;
— повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, Л.И. Колесникова [3] подчеркивает: консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.
Можно выделить следующие типы конфликтов родителей с детьми:
конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожидания);
конфликт неуважения прав ребенка на самостоятельность (тотальность указаний и контроля со стороны родителей);
конфликт родительского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой, не зависимо от причин инцидента и его последствий).
II . Исследование особенностей детско- родительский отношений и рекомендации подросткам и родителям.
Для того, чтобы определить есть ли проблемы взаимоотношения подростков и их родителей в нашей школе, было проведено анкетироватия учащихся 8-11 классов и их родителей. В анкетировании приняло участие 30 подростков и 30 родителей. Родителям и детям были предложены анкеты, состоящие из 12 одинаковых вопросов (см. приложение 1,2)
Анализ анкет показал, что общение с родителями нравится 20% респондентов, считают, что общение иногда бывает интересным 70%, общение с родителями не нравится 10% подростков. На этот же вопрос отвечали и родители: 65% родителей нравится общаться со своими детьми, 10% ответили, что общение иногда бывает интересным и 15% родителей общение со своими детьми не нравится.
Часто слышат критику в свой адрес со стороны родителей 50% подростков, 15% слышат критику всегда, иногда- 30%, никогда- 5% подростков. Родителям же был предложен вопрос «Часто ли вы критикуете своих детей?» и на него 70% родителей ответили, что иногда критикуют своих детей и 30% ответили, что никогда
Исходя из данных можно сделать вывод, о том что проблемы во взаимоотношениях родителей и детей имеются, об этом говорит разница в ответах родителей и детей
50% опрошенных всегда слышат добрые слова от родителей в свой адрес, часто- 20%, 13% лишь иногда слышат добрые слова от родителей, 17% опрошенных родители никогда не говорят добрых слов. 60% родителей всегда говорят своим детям добрые слова, 20%- часто, иногда- 5% и никогда не говорят- 15%
На вопрос «Часто ли вы ссоритесь и спорите со своими родителями?»
75% подростков отметили что, родители выражают свое недовольствие ими, прямо говоря, что их не устраивает, 25% подростков отмечают, что родители выражают свое недовольство косвенно, т.е. обвиняя детей, однако родители ответили наоборот: 25% прямо говорят, что их не устраивает, а 75% стараются косвенно говорить то, что их не устраивает.
На вопрос «Как часто ваши родители проявляют интерес к вашей жизни?» 20% опрошенных ответили, что родители всегда интересуются их жизнью, 25%- часто, 35%- иногда и 20% ответили, что родители никогда не интересуются их жизнью. 50% родителей ответили, что всегда интересуются жизнью своего ребенка, 30%- часто, 20%- иногда. Следует заметить, что ни один родитель не ответил, что ни когда не интересуется жизнью своего ребенка.
К тому, что родители вмешиваются в личную жизнь своих детей, 65% относятся терпимо, 5% принимают это как должное, и 30% опрошенных это раздражает. В этом вопросе мнения родителей и детей полностью совпали.
К своим родителям всегда обращаются за помощью 50 % подростков, 20%- часто, 20%- иногда и 10% никогда не обращаются за помощью к своим родителям. В этом вопросе мнения детей и родителей немного разделились, 50% родителей считают, что дети всегда обращаются к ним за помощью, 35%- часто, 15% иногда. Можно сделать вывод о том, что по мере взросления детей процент ответов «иногда» у родителей уменьшается, а у старшеклассников увеличивается. Как у родителей, так и у детей преобладает ответ «всегда». (см. приложение 3).
На основании результатов проведенного анкетирования подростков и их родителей следует отметить, что в ответах респондентов часто наблюдается разногласие, что может свидельствовать о том, что взаимоотношения детей и родителей не всегда носят доверительный характер, возможно не хватает общения между детьми и родителями. Следует отметить, что особенности подросткового возраста и стили семейного воспитание также повлияли на результаты опроса.
2.2. Рекомендации детям и родителям.
На основании изученной литературы я решила собрать материал по проблемам детско- родительских отношений, который будет полезен для подростков школы и их родителей..
Данный материал в последующем можно разместить на информационном стенде в школе, а также использовать на классных часах и родительских собраниях (см. приложение 4) :
Памятка для родителей «Дети учатся жить»
Памятка для подростков «Отношения с родителями»
Советы родителям «Как вести себя в конфликте с ребенком»
Динамика конфликта и стратегии поведения в конфликте
Стили семейного воспитания
По материалам собранным для информационного стенда были изготовлены буклеты для родителей и подростков.( см. приложение 5,6)
Подборка диагностик содержит ссылки на интернет ресурсы, что позволит существенно съэкономить время, перейдя по ссылке на интересующий вас ресурс.
Стили и методы семейного воспитания ребенка в семье
Анкета «Стиль семейного воспитания»
Анкеты на определение стилей детско- родительских отношений
Исследовательская работа «Взаимоотношения подростков с родителями»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №73»
Тема : Взаимоотношения подростков с родителями
Выполнила : Лазарева Ирина,
учащаяся 8 Б класса МБОУ СОШ № 73
Руководитель: Журавлева Марина Юрьевна,
педагог-психолог МБОУ СОШ № 73
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………………..14
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми.
Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность.
Цель работы: исследовать взаимоотношения подростков с родителями.
Объект исследования – подростки в возрасте 11-12 лет.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
-изучить литературу по данной теме;
-рассмотреть особенности подросткового возраста;
-рассмотреть сферу общения подростков в семье;
-исследовать взаимоотношения подростков с родителями.
Гипотеза – мы предполагаем, что на взаимоотношения подростков с родителями влияет психологическая атмосфера в семье и общение подростков друг с другом.
Особенности внутрисемейных отношений изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, А. Фромм, Р, Снайдер и другие. Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания.
В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных сторон.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – несомненно, самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст исследовали многие психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими. Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена:
Во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер.
Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой — трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).
Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
— Недостаточное высокая успеваемость и плохое поведение в школе;
-Пренебрежение родительскими советами;
— Расхождение в принципиальных жизненных вопросах. С точки зрения подростка, многие конфликты возникают из-за несправедливости родителей. Они не считаются с занятостью своих детей, не умеют сдерживать свое плохое настроение, незаслуженно наказывают и т.д.
II . Исследование взаимоотношений «подросток-родители»
2.1. Ход исследования
Мы проводили исследование в 5 «А» и в 5 «Б» классах. Для учащихся были проведена анкета «Взаимоотношения подростков и родителей», рисуночная методика «Моя семья». Для родителей проведен Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин). Всего в опросе приняло участие 50 учащихся и 20 родителей.
С целью выявления детско-родительских взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, был проведен рисуночный тест «Рисунок семьи» Р. Бенса и С.Кауфмана.
Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.
Выделяют 5 симптомокомплексов:
1) Благоприятная семейная ситуация.
3) Конфликтность в семье.
4) Чувство неполноценности в семейной ситуации.
5) Враждебность в семейной ситуации
В результате были получены следующие результаты:
21% учащихся – взаимоотношения с родителями недоверительные, иногда возникают конфликты, ссоры и непонимание.
Учащиеся отмечают, что им хочется, чтобы родители чаще улыбались им, не сердились и не злились по поводу пустяка, беседовали со мной по душам, с пониманием относились к моему мнению, чтобы чаще хвалили меня, были добрыми и любили меня, не наказывали меня.
Вывод : таким образом, в обоих 5-х классах прослеживаются в основном хорошие взаимоотношения с родителями. Подростки отмечают, что любят, уважают, но не всегда понимают родителей и родители не понимают их. Это связано с переходным периодом – подростковый возраст, когда детям хочется быть более самостоятельным и принимать решения самим. Но в тоже время, они нуждаются в поддержке и понимании взрослых: как со стороны учителей, так и со стороны родителей.
Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.
2.2. Анализ полученных результатов
Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:
1. 31% обучающихся отмечают непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку, несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следуюших за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.
Результаты теста позволяют сделать вывод об малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.
Результаты анкетирования «Родительское отношение к детям»:
Отвержение родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажет ся, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не до веряет ребенку и не уважает его.
Родители оценивают свои взаимоотношения с детьми, прежде всего, как интерес, понимание, доверие и помощь. И в то же время стараются оградить ребенка от трудностей и неприятностей в жизни. Но также есть часть родителей, которые навязывают свою точку зрения, эти дети чаще всего испытывают страх, тревогу и незащищенность.