деятельность как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру
Конспект по обществознанию на тему «Деятельность человека»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Человек – его деятельность осмыслен, контролирует себя в соответствии с ситуацией, животное – действует инстинктивно
1) цель (одним из самых важных элементов деятельности является цель, то есть то, на что направлен труд, мысленный образ. )
2) средства ( для того, чтобы достичь цели, человеку необходимо применять какие-либо средства, то есть то, что помогает реализовывать деятельность. Например, строитель, возводя здание, использует кирпич, цемент, разные инструменты. Есть свои средства и в познавательной деятельности: ученик для получения знаний использует учебники, карты, энциклопедии) ;
3) мотивы ( то, почему мы стремимся заняться какой-либо деятельностью, называют мотивом. Для одного и того же действия могут быть разные мотивы. К примеру, двое писателей пишут книгу. Один из них хочет заработать, продавая свой труд, стать известным. Другому просто хочется выложить свои мысли на бумаге)
4) действия (действия выражается в каких-либо действиях. Учебная – в чтении, решении задач, написании сочинений и так далее, художественная – в написании картин, музыки, выполнении танцевальных движений и другое. Действия может осуществляться осознанно (когда поставлена цель, намечены средства) и неосознанно (в результате импульсивных, необдуманных действий, но неосознанность не является нарушением действия)
5) результат ( поставив цель, используя специальные средства, человек получает результат. Это то, чего он хотел достичь: вещи, отношения, знания)
Виды человеческой деятельности.
Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.
Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).
Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.
Особенности игровой деятельности: нацелена на удовлетворение интереса её участников.
Общение – установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми.
Особенности общения в том, что это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Цель и смысл человеческой деятельности
Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности.
Итогом почти всех действий является потребность человека в результате, результат у всех свой.
Американский психолог Маслоу представил пирамиду потребностей человека, она стала основной в писхологии:
Творчество — это процесс создания чего-то нового, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей.
Это может быть новая цель, новый результат, новые средства, новые способы. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников.
Вопрос студентам: Назовите объект и субъект деятельности?
Ребёнок играет в мяч
Писатель пишет рукопись
Повар нарезает морковь
Водитель меняет колесо
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.
Биологическая основа мышления – головной мозг человека.
Мыслительная деятельность людей совершается посредством специфических мыслительных операций, к которым относятся: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение.
Наглядно-действенное — наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха.
Наглядно-образное характерно от 4 до 6 лет. В сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемsir-chaos.narod.ru
Похожие презентации
2 СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих некую целостность. Система обладает качеством, которого нет у образующих ее элементов. Это свойство называется эмерджентностью, новым качеством, возникающим в результате взаимодействия элементов. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – рассмотрение целого как объективно существующей иерархии организованных и взаимодействующих систем. Целое понимается не как сумма или множество, а как функциональная совокупность, обладающая целостностью и несводимостью к составляющим ее элементам. В системном подходе выделяются системология ( теория систем), системотехника ( практика), системный анализ (методология). ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – такая, в которой определенные функции выполняет человек. Примеры систем – «человек-машина», человек-природа» и.т.п.
3 ПРИНЦИП АНТРОПОЦЕНТРИЗМА И ПРИНЦИП ДЕКОМПОЗИЦИИ В эргатических системах человеку принадлежит приоритет. Этот принцип носит название принципа антропоцентризма впервые введен психологом Б.Ф.Ломовым в 1966 году. Исследование любой системы основано на использовании принципа декомпозиции, позволяющего разделять большие системы на более мелкие подсистемы. На рисунке ниже изображена схема конкретизации общей системы «человек – окружающая среда».
4 ОСНОВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК – ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕК климат гидро- сфера атмосфера космос социум биосфера энергия техносфера космос
6 ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ – это воздействия элементов окружающей среды. Например: воздух – элемент окружающей среды. Температура воздуха – фактор системы «человек – окружающая среда». Аналогично – звук и интенсивность звука, свет и освещенность. Перечисленные факторы являются внешними по отношению к человеку. Эмоции, болевые ощущения, усталость и т. п. – внутренние факторы. Факторы могут иметь вещественную (пыль, газ), энергетическую (вибрация, звук, свет) или информационную (речь, условные сигналы) природу. Совокупность факторов образует условия деятельности. И.М.Сеченов ( ), выдающийся физиолог, особо отмечал единство организма человека и факторов, на него влияющих. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – среда обитания человека, включая природные и искусственно созданные объекты с их свойствами и зависимостями между собой.
9 Теперь рассмотрим опасность, как элемент системы «человек-опасность». Опасностей такое многообразие и их появление носит вероятностный характер, поэтому классификация их очень неоднородна. Каждая опасность предполагает конкретные методы противодействия, требующие обширных специальных знаний, что выходит за рамки данной курса. Например, пожарное дело. Для того чтобы ограничить многообразие опасностей, введем понятия непосредственных и опосредованных опасностей, имеющих непреднамеренный или преднамеренный характер. В дальнейшем ограничиваемся непосредственными для человека опасностями, носящими непреднамеренный характер. Рассмотрим подробнее те свойства опасностей, которые являются общими для всего многообразия опасностей
10 Свойства опасностей 1.Потенциальный характер (скрытый, возможный). 2.Вероятностный, стохастический характер. 3.Тотальный характер ( в любой точке пространства). 4.Перманентный характер ( постоянны, непрерывны). 5.Вариабельный характер, что позволяет управлять безопасностью. 6.Причиняют ущерб здоровью.
11 Аксиома (презумпция) потенциальной опасности Любая деятельность потенциально опасна. В такой постановке использована в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», который будет изучаться подробно в рамках данного курса.
Деятельность как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт деятельности.
Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность – реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни и условие существования человека и общества. Вместе с тем деятельность как таковая не может считаться исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые хотя в определенной мере и детерминируются деятельностью, но тем не менее и сами выступают в качестве ее рамок. Современное научно-техническое развитие с очевидностью демонстрирует, что не только деятельность в сфере нравственности или искусства, но и научно-познавательная деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее влияния на человеческое существование. В свою очередь зависимость самой деятельности от других социальных и культурных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, осознаваясь то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.
Существуют многообразные классификации форм деятельности – разделение деятельности на духовную и материальную, индивидуальную и коллективную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли деятельности особое значение имеет ее деление на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.
В истории познания понятие деятельности играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого, объяснительного принципа, во-вторых, методологического основания ряда социальных наук, где деятельность человека становится предметом изучения. В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельности утвердилось, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры. Первые шаги в этом направлении сделал Кант. В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не-Я»), ориентируясь при этом на этический идеал. Но поскольку Фихте ввел в качестве решающих критериев деятельности ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и др.), он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной деятельности и ее высшей форме – рефлексии, т.е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию деятельности, в рамках которой центральное место занимает проясняющая и тационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), дана характеристика социально-исторической обусловленности деятельности и ее форм.
Во многих направлениях послегегелевской философии концепция деятельности, развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике; при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Так, Кьеркегор противопоставляет разумному началу в человеке волю, а деятельности, в которой он видит отрешенное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (Шопенгауэр, Ницше, Э.Гартман и т.д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т.е. деятельности) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получает продолжение в экзистенциализме. Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных общечеловеческих компонентах культуры, которые выступают как регулятивы деятельности и ее направленности (баденская школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Феноменология Гуссерля отказала в самодостаточности формам деятельности, сложившимся в новоевропейской культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).
Тенденция к отказу от рассмотрения деятельности как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже 19–20 вв. Это связано с переоценкой восходящего к Просвещению прогрессистского оптимизма и с критикой техницистского актиаизма, осуществляемой некоторыми направлениями философии. Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с многочисленными проявлениями негативных сторон научно-технического прогресса и с осознанием растущего экологического неблагополучия на планете, эта критика усиливается, в частности, как в рамках движения контркультуры, так и в тех философских течениях, которые вообще ставят под сомнение западную цивилизацию и характерную для нее систему ценностей.
Принцип деятельности источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук и наук о человеке. Напр., в культурно-исторической теории Л.С.Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практических действий и свойственной им логики. Концепция деятельности сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.
Вместе с тем принцип деятельности при его развертывании в конкретных исследованиях потребовал углубленного анализа механизмов деятельности и формирующих ее факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности, хотя и связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального действия (М.Вебер, Ф.Знанецкий, Т.Парсонс) наряду с анализом рациональных компонентов целеполагающей деятельности подчеркивает значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний и т.д., что, однако, приводит к психологизации понятия деятельности.
1. Трубников H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968;
2. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип. – В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969;
3. Он же. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997;
4. Эргономика. Методологические проблемы исследования деятельности, вып. 10. М., 1976;
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977;
6. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
Деятельность – это специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, приводящая к изменениям и преобразованиям в нём
Эффективность трудовой деятельности
Трудовая деятельность: основные понятия и виды
Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Деятельность – это специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, приводящая к изменениям и преобразованиям в нём.
Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность.
|
|
Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества
Виды деятельности | |
|
Основные формы деятельности:
Игра – это особый вид человеческой активности, который сознательно вынесен за рамки «обычной жизни», как «несерьезный»; форма развлечения, созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.
Игры не связаны с получением материальных благ, в их процессе не создаются материальные ценности.
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.
Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию:
– во первых, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях сосредоточены;
– во вторых, учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности.
3) Высшей формой деятельности является труд.
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.
Трудовая деятельность – осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.
Труд в наиболее широком смысле слова рассматривается как деятельность человека, направленная на получение положительного результата. Основные аспекты туда:
– философия понимает труд как процесс преобразования природы с целью производства материальных благ;
– в процессе духовного труда создаются интеллектуальные ценности;
– технологический аспект предполагает соединение профессионально подготовленной рабочей силы со средствами производства;
– этический аспект труда включает человеческую солидарность, затраты усилий, направленных на получение совместного результата.
В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы:
1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;
2) предметы труда – те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства;
5) трудовые операции – структурные элементы (действия) трудовой деятельности, которые имеют место в процессе производства.
Рис. 2.3. Структура трудовой деятельности | |
|
Трудовая деятельность имеет следующие параметры:
1. производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;
2. эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов – с другой;
3. уровень разделения труда –распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса.
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда.
Общие требования таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).
Деятельность как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру
В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание тoгo, чего нет в природе. Деятельности человека присущи такие черты, как coзнательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей.
В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.
Естественные потребности. По-другому их мoгyт нaзывать врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По- другому их называют дyховными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.
Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.
Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости.) потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.
Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИЯ
Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.
В ходе деятельности возникают определенные пpoдукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания caмoгo человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.
Обычно деятельность человека определяется не одним каким- либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, кoмпозиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.
В мотивах деятельности человека проявляются eгo потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.
Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, про ведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.
Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что дeятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в peальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся peзультат деятельности оказывается беднее или богаче нaчального замысла.
Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.
Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те вpeмeна земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.
Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкpeтноисторическом характере.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.
Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, С общественным прогрессом, то выделяют npoepeccивную или реакционную направленность деятельности, а тaкже созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.
В зависимости от соответствия деятельности существующим обще культурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны цeлей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную. монотонную деятельность, которая выполняется cтpoгo по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще вceгo отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «твоpчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая дeятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твоpчества мoгут найти место в любой деятельности. И чем мeнее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.
Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внyтренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, coздаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. она возникает на основе внешней и через нее реализуется. это важно учитывать при paccмoтрении связи деятельности и сознания.
Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством.
В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.
Принято условно различать три вида деятельности: практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.
Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.
Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.
Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.
Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.
Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на
1) практическую и духовную деятельность или
2) продуктивную и репродуктивную деятельность.
Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).
В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общение предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию. Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.