деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

ПСИХОЛОГИЯ

Задания для самостоятельной работы

Тема 2. Психологическая характеристика деятельности

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Элементом структуры деятельности является. а) поведение; б) активность; в) действие; г) цель; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Способ, которым выполняется действие в определенных условиях, называется. а) навык; б) операция; в) реакция; г) движение; д) рефлекс; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. а) целенаправленностью; б) взаимодействием; в) структурностью; г) осознанностью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Основными видами деятельности являются. а) политическая;

б) спортивная; в) художественно-эстетическая; г) управленческая; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Внешнее проявление деятельности называется. а) работа; б) поведение; в) активация; г) реагирование; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача № 2 (по Сапоговой Е.Е.)

Оставьте пропущенные слова в следующих суждениях.

1. Деятельность человека не только ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННА но и мотивирована.

2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Потребности являются источником АКТИВНОСТИ личности.

4. Цель является предпосылкой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. Осознанная ЧЕЛОВЕКОМ становится мотивом поведения.

Задача № 3 (по Сапоговой Е.Е.)

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Труд, деятельность, трудовое действие, нажатие педали тормоза, трудовая операция, мышечные сокращения.

ОТВЕТ: Деятельность, труд, трудовое действие, трудовая операция, мышечные сокращения, нажатие педали тормоза

Задача № 4 (по Сапоговой Е.Е.)

Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.

ОТВЕТ: Гриша: мотив-деньги, желание заработать, корысть.

Соня: интерес к процессу игры, ради удовольствия от самого процесса.

ПСИХОЛОГИЯ

Задания для самостоятельной работы

Тема 2. Психологическая характеристика деятельности

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Элементом структуры деятельности является. а) поведение; б) активность; в) действие; г) цель; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Способ, которым выполняется действие в определенных условиях, называется. а) навык; б) операция; в) реакция; г) движение; д) рефлекс; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. а) целенаправленностью; б) взаимодействием; в) структурностью; г) осознанностью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Основными видами деятельности являются. а) политическая;

б) спортивная; в) художественно-эстетическая; г) управленческая; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Внешнее проявление деятельности называется. а) работа; б) поведение; в) активация; г) реагирование; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть картинку деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Картинка про деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть картинку деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Картинка про деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть картинку деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Картинка про деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть картинку деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Картинка про деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

Источник

Деятельность как специфическая форма активности человека, её психологические характеристики.

Одной из отличительных особенностей всех живых существ является активность. У человека она проявляется в форме деятельности. Таким образом, деятельность – это специфический человеческий вид активности.

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Деятельность играет важную роль в жизни человека, благодаря ей развивается сознание, осуществляются психические процессы. Учитывая то, что деятельность человека осуществляется в большинстве случаев коллективно, в деятельности развивается и социальная природа человека, то есть его личность.

Деятельность как психологический процесс представляет собой сложное структурное образование, в котором происходит взаимодействие различных элементов. Основными компонентами деятельности являются действия, операции, которые, как и поведение, побуждаются мотивацией, целями, задачами.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

– она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

– осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов;

– предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна;

– она сознательна, целенаправленна;

– в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

14. Понятие о мотивах, целях и задачах деятельности. Структура деятельности (А.Н. Леонтьев).

Структура деятельности, по А. Н. Леонтьеву, предполагает наличие двух аспектов: операционного и мотивационного.

Операционный аспект (деятельность–действие–операция–психофизиологические функции) включает в себя структуры преобразований с разной степенью свернутости и автоматизации.

Мотивационный аспект деятельности (мотив–цель–условия) представляет собой иерархию побудителей, вызывающих данные преобразования.

Можно говорить о значении функциональных взаимосвязей внутри аспектов и об их иерархическом двухстороннем соотношении (деятельность–мотив, действие–цель, операция–условия).

Согласно А. Н. Леонтьеву, каждая из принадлежащих человеку (или формируемых у него) деятельностей отвечает (или, по крайней мере, должна отвечать) определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности и угасает в результате ее удовлетворения.

Деятельность может воспроизводиться вновь, причем в совершенно новых условиях. Главное, что позволяет отождествлять одну и ту же деятельность в разных ее проявлениях, – предмет, на который она направлена. Таким образом, единственный адекватный идентификатор деятельности – ее мотив. Деятельность без мотива не существует, а всякая немотивированная деятельность представляет собой обычную деятельность с субъективно и/или объективно скрытым мотивом.

Составляющими отдельных человеческих деятельностей являются реализующие их действия. По А. Н. Леонтьеву, действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.

Выделение целей и оформление подчиненных им действий приводят к разделению скрытых в мотиве функций. Функция побуждения сохраняется за мотивом, а функцию выбора направленности действия берет на себя цель. Поэтому в общем случае предмет, побуждающий деятельность, и предметы, направляющие ее действия, не совпадают.

Цель – это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель является осознанным образом результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель всегда существует в некоторой предметной ситуации и конкретизируется в задачах.

Задача – цель, данная в определенных условиях. Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2432 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть картинку деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Картинка про деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт деятельности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность – реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни и условие существования человека и общества. Вместе с тем деятельность как таковая не может считаться исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые хотя в определенной мере и детерминируются деятельностью, но тем не менее и сами выступают в качестве ее рамок. Современное научно-техническое развитие с очевидностью демонстрирует, что не только деятельность в сфере нравственности или искусства, но и научно-познавательная деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее влияния на человеческое существование. В свою очередь зависимость самой деятельности от других социальных и культурных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, осознаваясь то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

Существуют многообразные классификации форм деятельности – разделение деятельности на духовную и материальную, индивидуальную и коллективную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли деятельности особое значение имеет ее деление на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

В истории познания понятие деятельности играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого, объяснительного принципа, во-вторых, методологического основания ряда социальных наук, где деятельность человека становится предметом изучения. В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельности утвердилось, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры. Первые шаги в этом направлении сделал Кант. В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не-Я»), ориентируясь при этом на этический идеал. Но поскольку Фихте ввел в качестве решающих критериев деятельности ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и др.), он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной деятельности и ее высшей форме – рефлексии, т.е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию деятельности, в рамках которой центральное место занимает проясняющая и тационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), дана характеристика социально-исторической обусловленности деятельности и ее форм.

Во многих направлениях послегегелевской философии концепция деятельности, развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике; при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Так, Кьеркегор противопоставляет разумному началу в человеке волю, а деятельности, в которой он видит отрешенное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (Шопенгауэр, Ницше, Э.Гартман и т.д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т.е. деятельности) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получает продолжение в экзистенциализме. Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных общечеловеческих компонентах культуры, которые выступают как регулятивы деятельности и ее направленности (баденская школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Феноменология Гуссерля отказала в самодостаточности формам деятельности, сложившимся в новоевропейской культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).

Тенденция к отказу от рассмотрения деятельности как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже 19–20 вв. Это связано с переоценкой восходящего к Просвещению прогрессистского оптимизма и с критикой техницистского актиаизма, осуществляемой некоторыми направлениями философии. Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с многочисленными проявлениями негативных сторон научно-технического прогресса и с осознанием растущего экологического неблагополучия на планете, эта критика усиливается, в частности, как в рамках движения контркультуры, так и в тех философских течениях, которые вообще ставят под сомнение западную цивилизацию и характерную для нее систему ценностей.

Принцип деятельности источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук и наук о человеке. Напр., в культурно-исторической теории Л.С.Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практических действий и свойственной им логики. Концепция деятельности сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.

Вместе с тем принцип деятельности при его развертывании в конкретных исследованиях потребовал углубленного анализа механизмов деятельности и формирующих ее факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности, хотя и связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального действия (М.Вебер, Ф.Знанецкий, Т.Парсонс) наряду с анализом рациональных компонентов целеполагающей деятельности подчеркивает значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний и т.д., что, однако, приводит к психологизации понятия деятельности.

1. Трубников H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968;

2. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип. – В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969;

3. Он же. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997;

4. Эргономика. Методологические проблемы исследования деятельности, вып. 10. М., 1976;

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977;

6. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

Источник

22. Деятельность как специфическая форма активности человека, её психологические характеристики.

Деятельность — наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, — целостный мотивированный акт поведе¬ния. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и ее объектом.

Деятельность, совершаемая человеком, становится объектом переживаний других людей, получает этическую оценку: оценива¬ется как бескорыстная или своекорыстная, добросовестная или недобросовестная, оправданная или неоправданная, — словом, выступает в ранге поступков.

Психологические характеристики деятельности:

Преобразование (человек способен создавать предметы материальной и духовной культуры)

Целепологание – способность ещё до начала деятельности представить и осознать образ будующего, желаемого и необходимого результата деятельности).

Опосредованный – человек использует в качестве орудий труда уже готовые предметы или создаёт новые, язык и речь являются внутренними психическими орудиями деятельности.

Соц. характер – деятельность осуществляется разделённая с другими людьми; продукты деятельности человека имеют общественно значимый смысл.

23. Структура деятельности ( а,н, Леонтьев).

1 ур. Отдельной деятельности;

2 ур. Отдельных действий;

3 ур. Отдельных операций;

4 ур. Психо-физиологичесских функций.

24. Проблема освоения и развития новых видов детельности.

25. Индивидуально – психологические особенности осуществления деятельности. Задатки и способности.

26. Психологическая характеристика основных видов деятельности.

Игровая деятельность (получение удовольствия от процесса)

Учебная (овладение знаниями)

Трудовая (создание продуктов материальной культуры).

Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Выделяют несколько типов игр.

Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Индивидуальные. Игрой занят один человек.

Групповые. В игру включены несколько индивидов.

Предметные. Связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

Сюжетные. Разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях и т.д.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом.

Учение складывается из следующих компонентов:

усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);

овладения приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности (навыки);

овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом не психологическая, а социальная категория.

Предметом психологического изучения является не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности.

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, труд, вместе с тем, и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен никакой труд.

Деятельность человека – это сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Источник

Деятельность человека

деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть картинку деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Картинка про деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Смотреть картинку деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Картинка про деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется. Фото деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *