деятельность помощника уполномоченного по правам человека

Статья 13.1 Общественные помощники Уполномоченного по правам человека

Информация об изменениях:

Законом Тамбовской области от 29 декабря 2014 г. N 490-З настоящий Закон дополнен статьей 13.1

Статья 13.1 Общественные помощники Уполномоченного по правам человека

2. Уполномоченный по правам человека самостоятельно определяет общее количество своих помощников и утверждает положение о них.

3. Помощникам Уполномоченного по правам человека выдается удостоверение. Положение об удостоверении помощника Уполномоченного по правам человека, образец и описание удостоверения утверждаются Уполномоченным по правам человека.

4. Помощник Уполномоченного по правам человека осуществляет следующую деятельность:

1) проводит прием граждан, в отсутствие Уполномоченного по правам человека;

2) разъясняет гражданам полномочия Уполномоченного по правам человека и порядок подачи ему жалоб;

Информация об изменениях:

Законом Тамбовской области от 11 июня 2015 г. N 538-З пункт 3 части 4 статьи 13.1 настоящего Закона изложен в новой редакции

3) по поручению Уполномоченного по правам человека получает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у их должностных лиц, государственных и муниципальных организациях и общественных объединениях информацию, справочные материалы и документы, необходимые Уполномоченному по правам человека для осуществления предусмотренной настоящим Законом области деятельности;

4) выполняет иные поручения Уполномоченного по правам человека, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Положение об общественных помощниках и общественных приемных Уполномоченного по защите прав человека в Челябинской области

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественных помощниках и общественных приемных

Уполномоченного по правам человека

в Челябинской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», Законом Челябинской области «Об Уполномоченном по правам человека в Челябинской области», определяет принципы деятельности и задачи, порядок назначения и полномочия общественных помощников, руководителей общественных приемных Уполномоченного по правам человека в Челябинской области (далее – Уполномоченный), а также цели, задачи и организацию деятельности общественных приемных Уполномоченного.

1.2. Правовую основу деятельности общественных помощников и общественных приемных Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Челябинской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, настоящее Положение.

1.3. В целях оказания содействия в осуществлении деятельности Уполномоченным на территории Челябинской области назначаются общественные помощники и создаются общественные приемные.

1.4. В пределах своей компетенции Уполномоченный вправе поощрять лучших общественных помощников и руководителей общественных приемных Почетной грамотой и Благодарностью, а также ходатайствовать об их поощрении перед органами государственной власти и органами местного самоуправления.

1.5. Координацию деятельности общественных помощников и общественных приемных осуществляет заместитель руководителя Аппарата – начальник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного.

1.6. Настоящее положение утверждается Уполномоченным, вступает в силу с даты его утверждения и действует на период нахождения Уполномоченного в должности.

2. Общественные помощники

2.1. Принципы и организация деятельности, цели и задачи общественных помощников

2.1.1. Деятельность общественных помощников осуществляется на безвозмездной основе и строится на основе принципов гласности, инициативности, объективности, законности и доступности, приоритета соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

2.1.2. Общественным помощником может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина.

2.1.3. Количество общественных помощников не ограничено и определяется Уполномоченным.

2.1.4. Общественные помощники осуществляют деятельность в целях содействия Уполномоченному в обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), их соблюдения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, действующими на территории Челябинской области, органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления Челябинской области, организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностными лицами.

2.1.5. Общественные помощники в целях исполнения поручений Уполномоченного взаимодействует в установленном порядке с гражданами, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования.

2.1.6. Основными задачами общественных помощников являются:

— консультации граждан по вопросам компетенции Уполномоченного;

— участие в личных приемах граждан, проводимых Уполномоченным и сотрудниками аппарата Уполномоченного;

— анализ причин и условий, способствующих нарушению прав граждан, а также выработка предложений, направленных на совершенствование законодательства Челябинской области, повышение эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Челябинской области, органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления Челябинской области, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их взаимодействие между собой и гражданами;

— мониторинг средств массовой информации и социальных сетей на предмет выявления информации о нарушении прав граждан и оперативного информирования Уполномоченного о выявленных фактах.

2.1.7. Информация о деятельности общественных помощников размещается на сайте Уполномоченного в сети «Интернет».

2.2. Порядок назначения и основания прекращения полномочий общественных помощников

2.2.1. Общественные помощники назначаются распоряжением Уполномоченного на основании личного заявления.

2.2.2. С предложением кандидатуры на должность общественного помощника к Уполномоченному вправе обратиться некоммерческие организации, а также лица, соответствующие требованиям к общественным помощникам, установленным настоящим Положением, в порядке самовыдвижения.

2.2.3. Кандидат в общественные помощники представляет на имя Уполномоченного заявление и анкету по утвержденной форме (Приложение №1), согласие на обработку персональных данных, копию диплома о высшем образовании, копию трудовой книжки, справки о состоянии здоровья, справку об отсутствии судимости, ходатайства, рекомендательные письма и документы, подтверждающие успехи и достижения (при наличии).

2.2.4. Уполномоченный принимает решение о назначении на должность общественного помощника по результатам собеседования и рассмотрения представленных документов.

2.2.5. Общественными помощниками не могут быть:

— лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными на основании суда, вступившего в законную силу;

— лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

— лица, имевшие судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений против личности: против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности Челябинской области, муниципальные должности, а также лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы.

2.2.6. Общественному помощнику на срок его полномочий выдается удостоверение установленного образца (Приложение №2), которое подлежит возврату по завершении деятельности общественного помощника в течение 7 дней.

2.2.7. В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом Уполномоченному.

2.2.8. Срок полномочий общественных помощников ограничивается сроком полномочий Уполномоченного.

2.2.9. Полномочия общественного помощника могут быть прекращены распоряжением Уполномоченного:

— по просьбе общественного помощника;

— по инициативе Уполномоченного;

— в случае смерти общественного помощника.

2.3. Полномочия и обязанности общественных помощников

2.3.1. Общественные помощники наделяются следующими полномочиями:

— оказывают консультации гражданам по вопросам компетенции Уполномоченного, а также помощь в составлении обращения (жалобы) на имя Уполномоченного;

— участвуют в личном приеме граждан, ведут учет вопросов, по которым граждане обращались, и предварительных результатов их рассмотрения. Жалобы на имя Уполномоченного, полученные общественным помощником, незамедлительно, посредством электронной связи, передаются в аппарат Уполномоченного, с последующей передачей оригиналов документов;

— содействуют в организации и участвуют в личных приемах граждан, проводимых Уполномоченным и сотрудниками аппарата Уполномоченного;

— устанавливают причины и условия, способствующие нарушению прав граждан, вырабатывают предложения, направленные на совершенствование законодательства Челябинской области, повышение эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Челябинской области, органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления Челябинской области, их взаимодействия между собой и гражданами;

— осуществляют мониторинг средств массовой информации и социальных сетей на предмет выявления информации о нарушении прав граждан с целью оперативного информирования Уполномоченного о выявленных фактах;

— осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления, некоммерческими организациями осуществляющими деятельность на территории муниципального образования;

— информируют Уполномоченного о предстоящих в муниципальном образовании наиболее важных событиях, планируемых мероприятиях, политических и общественных акциях (митингах, сходах, пикетах, собраниях и т.д.), а также об итогах их проведения;

— по приглашению органов местного самоуправления участвуют в работе комиссий и совещаний, проводимых органами местного самоуправления муниципального образования по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина;

— по приглашению организаторов участвуют в проведении научно-практических конференций, круглых столов, совещаний и семинаров по вопросам, касающимся обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина, повышения эффективности их защиты, предупреждения нарушений и конфликтных ситуаций;

— выполняют иные поручения Уполномоченного в пределах своей компетенции.

2.3.2. Общественные помощники обязаны:

— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Челябинской области, органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностных лиц;

— информировать Уполномоченного о возникновении ситуаций, препятствующих исполнять свои обязанности, в том числе, о конфликте интересов;

— не допускать конфликтных ситуаций и действий, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Уполномоченного;

— не использовать свой статус в целях, не связанных со статусом помощника Уполномоченного, а также наносящих ущерб авторитету Уполномоченного и его аппарату;

— не разглашать сведения о частной жизни заявителей и иных лиц, ставшие ему известными в связи с исполнением обязанностей общественного помощника;

— ежеквартально представлять Уполномоченному отчеты о своей деятельности в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в письменной или в электронной форме.

3. Общественные приемные Уполномоченнного

3.1. Принципы и организация деятельности, цели и задачи общественных приемных.

3.1.1. Деятельность общественных приемных осуществляется на безвозмездной основе и строится на основе принципов гласности, объективности, законности и доступности, приоритета соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

3.1.2. Общественные приемные являются экспертно-аналитическими и консультационными центрами, работающими на общественных началах.

3.1.3. Общественные приемные создаются по возможности в каждом муниципальном образовании Челябинской области.

3.1.4. Общественные приемные осуществляют деятельность в целях содействия Уполномоченному в обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов граждан, их соблюдения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, действующими на территории Челябинской области, органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностными лицами.

3.1.5. Общественные приемные выполняют организационную, консультативно-разъяснительную и информационную функции путем:

— предоставления информации и разъяснений гражданам по вопросам, находящимся в компетенции Уполномоченного;

— организации и проведения личного приема граждан Уполномоченным, руководителем общественной приемной, общественными помощниками, сотрудниками аппарата Уполномоченного;

— организации и проведения мероприятий с участием Уполномоченного на территории муниципального образования, а также сотрудников аппарата Уполномоченного;

— организации взаимодействия Уполномоченного с органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования.

3.1.6. Личный прием граждан ведется в помещении общественной приемной. Адрес, телефон и график работы согласовывается с Уполномоченным. Помещение общественной приемной обозначается соответствующей вывеской (информационной табличкой) установленного образца (Приложение №3).

Информация о деятельности общественных приемных размещается на сайте Уполномоченного в сети «Интернет».

3.1.7. Организация деятельности общественных приемных возлагается на руководителей общественных приемных, которые наделяются полномочиями Уполномоченным и осуществляют свою деятельность на общественных началах.

3.2. Руководитель общественной приемной

3.2.1. Руководителем общественной приемной может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина.

3.2.2. Руководители общественных приемных осуществляют деятельность в целях содействия Уполномоченному в обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), их соблюдения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления Челябинской области, организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностными лицами.

3.2.3. Руководители общественных приемных в целях исполнения поручений Уполномоченного взаимодействуют в установленном порядке с гражданами, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования.

3.2.4. Основными задачами руководителей общественных приемных являются:

— обеспечение деятельности общественной приемной;

— координация деятельности общественных помощников на территории муниципального образования;

— задачи, указанные в п. 2.1.6. настоящего Положения.

3.3. Порядок назначения и основания прекращения полномочий руководителей общественных приемных

3.3.1. С предложением кандидатуры на должность руководителя общественной приемной к Уполномоченному вправе обратиться некоммерческие организации, а также лица, соответствующие требованиям к руководителям общественных приемных, установленным настоящим Положением, в порядке самовыдвижения.

3.3.2. Руководители общественных приемных назначаются распоряжением Уполномоченного на основании личного заявления.

3.3.3. Кандидат в руководители общественной приемной представляет на имя Уполномоченного заявление и анкету в утвержденной форме (Приложение №1), согласие на обработку персональных данных, копию диплома о высшем образовании, копию трудовой книжки, справки о состоянии здоровья, справку об отсутствии судимости, ходатайства, рекомендательные письма и документы, подтверждающие успехи и достижения (при наличии).

3.3.4. Решение о наделении полномочиями руководителя общественной приемной принимает Уполномоченный на основании рассмотрения представленных документов по результатам собеседования.

3.3.5. Руководителями общественных приемных не могут быть:

— лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными на основании суда, вступившего в законную силу;

— лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

— лица, имевшие судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений против личности: против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности Челябинской области, муниципальные должности, а также лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы.

3.3.6. Руководителю общественной приемной на срок его полномочий выдается удостоверение установленного образца (приложение №4), которое подлежит возврату по завершении деятельности руководителя общественной приемной в течение 7 дней.

3.3.7. В случае утраты удостоверения руководитель общественной приемной незамедлительно в письменной форме обязан сообщить об этом Уполномоченному.

3.3.8. Срок полномочий руководителей общественных приемных ограничивается сроком полномочий Уполномоченного.

3.3.9. По решению Уполномоченного возможно досрочное прекращение полномочий руководителя общественной приемной.

3.3.10. Полномочия руководителя общественной приемной могут быть прекращены распоряжением Уполномоченного:

— по просьбе общественного помощника;

— по инициативе Уполномоченного;

— в случае смерти общественного помощника.

3.3.11. Лицо, в отношении которого прекращены полномочия, в течение пяти рабочих дней со дня принятия Уполномоченным соответствующего решения, обязано передать все имеющиеся у него документы и материалы, связанные с осуществлением им полномочий, Уполномоченному.

3.4. Полномочия и обязанности руководителей общественных приемных

3.4.1. Руководители общественных приемных наделяются следующими полномочиями:

— обеспечивают деятельность общественной приемной;

— координируют деятельность общественных помощников на территории муниципального образования;

— полномочиями, указанными в п. 2.3.1. настоящего Положения.

2.3.2. Руководители общественных приемных обязаны:

— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Челябинской области, органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностных лиц;

— информировать Уполномоченного о возникновении ситуаций, препятствующих исполнять свои обязанности, в том числе, о конфликте интересов;

— не допускать конфликтных ситуаций и действий, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Уполномоченного;

— не использовать свой статус в целях, не связанных со статусом руководителя общественной приемной Уполномоченного, а также наносящих ущерб авторитету Уполномоченного и его аппарату;

— не разглашать сведения о частной жизни заявителей и иных лиц, ставшие ему известными в связи с исполнением обязанностей руководителя общественной приемной.

— ежеквартально представлять Уполномоченному отчеты о своей деятельности в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в письменной или в электронной форме.

Приложение №1

к положению об общественных помощниках и общественных приемных Уполномоченного по защите прав человека в Челябинской области

(наименование муниципального образования)

2. Имя________________________ Отчество ___________________________________________

3. Дата, место рождения ____________________________________________________________

4. Адрес регистрации, фактического проживания, контактные данные _____________________

5. Гражданство ____________________________________________________________________

6. Образование ____________________________________________________________________

(учебное заведение, год окончания, специальность и квалификация по диплому)

7. Ученое звание, степень ___________________________________________________________

8. Государственные награды, иные награды и знаки отличия, даты награждений

9. Место работы, должность _________________________________________________________

10. Трудовой стаж в данной организации ______________________________________________

11. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности ______________________________________________________________________________________

12. Общий трудовой стаж ___________________________________________________________

13. Сведения о судимости __________________________________________________________

14. Краткая характеристика с указанием познаний и опыта в области защиты прав и свобод человека и гражданина __________________________________________________________________

17. Организация, выдвинувшая кандидата_____________________________________________

«Несу ответственность за достоверность

предоставленной информации» __________ ___________/_______________/

дата подпись расшифровка

Приложение №2

к положению об общественных помощниках и общественных приемных Уполномоченного по защите прав человека в Челябинской области

Форма и описание удостоверения общественного помощника

Уполномоченного по правам человека в Челябинской области

1. Форма удостоверения общественного помощника Уполномоченного по правам человека в Челябинской области.

а) лицевая сторона (обложка) удостоверения:

Источник

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 5 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года

Статья 1. Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»

1. Должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

3. Деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Средствами, указанными в настоящем Федеральном законе, законах субъекта Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека.

Статья 2. Правовая основа деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

Правовую основу деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция (устав) субъекта Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Принципы деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. На должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Законом субъекта Российской Федерации установленный настоящим Федеральным законом минимальный возраст для кандидата на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть увеличен, но не более чем на пять лет.

3. Кандидат на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 5. Порядок назначения (избрания) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Порядок назначения (избрания) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и (или) законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Право вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатам (группе депутатов, фракции) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, некоммерческим организациям, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина, иным органам и организациям.

4. До рассмотрения кандидатур на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, проводит по ним консультации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и организациями.

5. Назначенным (избранным) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Срок полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на срок, установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

3. Истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

4. Одно и то же лицо может занимать должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации не более двух сроков подряд.

Статья 7. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе:

1) иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) одновременно быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

2. На уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

4. Если в течение срока, определенного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются, и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначает (избирает) нового уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном статьей 5 настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при наличии оснований и в порядке, которые определяются законом субъекта Российской Федерации, обязан сообщать председателю законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

6. Законом субъекта Российской Федерации для уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть установлено требование об обязательности постоянного проживания на территории субъекта Российской Федерации в течение срока исполнения им своих полномочий.

7. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Статья 8. Прекращение полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного (избранного) уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

2. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются досрочно по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае:

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) его выезда за пределы территории субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства в случае, если требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации в течение срока исполнения им своих полномочий установлено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона;

5) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. По решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

4. Порядок досрочного освобождения уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации от должности устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. В случае досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации новый уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации должен быть назначен (избран) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

7. Назначение (избрание) нового уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 5 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

7. В случае получения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Статья 10. Рассмотрение жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, в том числе порядок оказания содействия уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

5. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотрения жалобы уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

Статья 11. Права уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

1. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе:

1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.

2. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные не противоречащие федеральным законам меры, принимаемые уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации по результатам рассмотрения жалоб.

3. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

4. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.

Статья 12. Взаимодействие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

3. Общественные наблюдательные комиссии, сформированные в субъектах Российской Федерации, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляют уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах.

5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе создавать общественные приемные на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Участие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина

1. В случае выявления в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, нарушение прав и свобод человека и гражданина, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе направлять органам государственной власти субъекта Российской Федерации, иным государственным органам субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

2. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть предоставлено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Участие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

Статья 15. Участие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в правовом просвещении

В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) организовывать и проводить научно-практические конференции, «круглые столы», конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) использовать иные формы и методы правового просвещения.

Статья 16. Доклады уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации направляет ежегодный доклад о своей деятельности в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, прокурору субъекта Российской Федерации, а также в иные органы, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

2. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации представляется на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации лично.

3. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации может направлять в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

4. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, доклады уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, доклады уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законом субъекта Российской Федерации могут быть опубликованы в печатном средстве массовой информации, учрежденном уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, и (или) в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации.

Статья 17. Гарантии деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.

3. Предоставление уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, или воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации.

Статья 18. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата

1. Для обеспечения деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть создан аппарат уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

2. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 19. Консультативный (экспертный) совет при уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. При уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации в целях оказания консультативной помощи может быть создан консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах.

2. Консультативный (экспертный) совет при уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации состоит из специалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.

3. Положение о консультативном (экспертном) совете при уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации и его персональный состав утверждаются уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *