диагностика межличностных отношений в классе
Классный час «Диагностика межличностных отношений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сценарий по внеклассному занятию.
Тема: Диагностика межличностных отношений в детском коллективе.
Цель: Создать условия для выявления степени межличностных отношений детского коллектива – школьного класса.
Оборудование: Мультфильм «Самый большой друг»
Литература: Интернет ресурсы
Беседа с уч-ся по теме занятия.
Просмотр и обсуждение мультфильма « Самый большой друг»
Диагностика межличностных отношений в детском коллективе.
Интерпретация полученных результатов.
Подведение итогов занятия.
Организация уч-ся на выход.
— Здравствуйте ребята, Меня зовут …………, я очень рада видеть вас.
— Ребята, а кто помнит, о чем мы с вами беседовали на прошлом занятии.
— И сегодня мы с вами продолжим беседовать о нашем, как мы уже выяснили, дружном коллективе и отношениях в нем.
А) Приветствует учащихся.
Б) Настраивает на рабочую атмосферу.
Рассказывают свои мысли и доводы.
— Дети, мы с вами выяснили, что жить в коллективе не возможно без взаимопонимания и взаимопомощи.
— А кто помнит, что обозначают эти слова?
— А взаимопомощь – это желание помогать и принимать руку помощи от других.
— Дети, я вам сегодня принесла очень интересный мультик, давайте его посмотрим.
Просмотр мультфильма «Самый большой друг»
— Ребята, так о чем это мультик?
— Ребята и какой мы можем сделать вывод?
— Что настоящие друзья это не те, кто только улыбается, а именно те, кто придет на помощь.
— А кем бы вы хотели быть в этом мультике?
— А теперь я хочу посмотреть какие у вас отношения, в вашем коллективе.
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_______________________________________________________________
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в соревнованиях по спорту, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения или просто в гости?
4. Представь, что у тебя есть площадка, кого возьмёшь ты из своего класса? ______________________________________________
5. Представь, что тебе подарили большой торт, с кем бы ты из класса поделился?
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка полученных результатов
Взаимоотношения в классе. Диагностика и коррекция.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №128»
Взаимоотношения в классе.
Диагностика и коррекция
Учитель начальных классов
Борисова Алина Александровна
Г. Нижний Новгород, 2021 г.
Взаимоотношения в классе.
Взаимоотношения детей на протяжении учебы в школе развиваются и совершенствуются. Придя в первый класс, ребенок во многом оценивается учителем. Похвала или порицание педагога и его оценка принимается детьми как главная характеристика личностных качеств одноклассника.
На следующих этапах обучения изменяются взаимоотношения в коллективе. Контакты с одноклассниками становятся более тесными. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами.
Взрослея, ребенок во взаимоотношениях с одноклассниками переходит на другую ступень, где у каждого ученика есть определенные взгляды, свои интересы и возможность высказывать свое мнение.
Многие дети общаются друг с другом, но есть и исключения. Бывают такие ситуации, что некоторых детей в классе считают изгоями, доходит дело даже издевательств. В силу своего характера, они уступают, приспосабливаются к тому, что им не нравится, закрывают глаза на хамство, потому что им не хочется поднимать лишнего шума.
Но взаимоотношения в классе, в первую очередь, должны быть товарищескими. Это коллектив, где отношения строятся на уважении личного достоинства другого человека, равенства, верности, честности, порядочности, готовности прийти на помощь.
Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Во-первых, существует социальное расслоение, как в неравенстве материальных возможностей (некоторые подростки обладают особо престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, способов их реализации. Иногда эти группы ребят не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости.
Зачастую в тесно сформированных группировках учащихся есть свои лидеры, и ребята этой группы всецело находятся под их влиянием, признают авторитет. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для ученика, который не находится в центре внимания. Хорошо, когда лидер притягивает сверстников по причине возникновения интереса к делу, обсуждению событий и поступков в классе. Возникает взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость.
Причины неприятия ребенка коллективом.
Не любят дети, главным образом, соучеников, относящихся к двум категориям: с глубокой социокультурно – педагогической запущенностью и образцово – показательных, которых им без конца ставят в пример.
Первые сами отталкивают от себя одноклассников грубостью, лживостью, пренебрежительным отношением к одноклассникам и стремлением все вопросы решать дракой. Учителя все время их ругают и утверждают, что класс без этого ребенка «был бы просто замечательный». Дети это слышат и делают надлежащие выводы. Родители опасаются дурного влияния на своего ребенка и запрещают им общаться.
Что же касается вторых, то в изолированном положении виноваты учителя, классные руководители. Действует учитель из лучших побуждений, а результат для ребенка получается негативный. Происходит это потому, что нет чувства меры. Дети очень не любят, когда им без конца приводят кого-либо в пример. В конце концов, получается, что одно упоминание о примерных учениках приводит одноклассников в сильнейшее раздражение. Да и они не всегда бывают такими хорошими, какими видят их взрослые. Дети все замечают и видят необоснованность похвал.
Дом, в котором я живу.
Учащимся класса предлагается построить на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Эта диагностика помогает определить привязанности ребят.
Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это…
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это…
3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это…
4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…
5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это…
6. Ребята, интересы которых мне чужды, это…
7. Ребята, которые мне неприятны, это…
8. Ребята, которых я избегаю, это…
Предлагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и оценку составляющих жизни коллектива (соответствующих блокам характеристик).
Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.
19 – 38 очень низкий
Предлагаем вам оценить уровень развития вашего классного коллектива с целью определения дальнейших путей его развития и улучшения вашей жизни. Для этого вам необходимо оценить предлагаемые ниже характеристики жизни класса по 5-бальной шкале, где:
5 – эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;
4 – проявляется часто;
2 – этого у нас нет;
1 – у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана
1. Взаимоотношения в классном коллективе
1.1 Мы доброжелательны друг к другу.
1.2 Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в
учебе, повседневной жизни, в организации досуга.
1.3 У нас доброжелательные отношения с учителями.
1.4 Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются.
1.5 Мы не боимся высказывать свое мнение учителям.
2. Мотивированность классного коллектива
2.1 Мы стремимся получить хорошие знания.
2.2 Мы настроены на активную трудовую деятельность.
2.3 Мы стремимся улучшить окружающую жизнь.
2.4 Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе,
выполнение устава школы.
2.5 Мы заботимся о сохранении собственного здоровья.
3. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива
3.1 Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью.
3.2 Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения.
3.3 В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители.
4. Уровень развития ученического самоуправления
4.1 Мы являемся организаторами своей жизни в классе.
4.2 В классе есть органы самоуправления.
4.3 Я знаю, как выполнить свое поручение.
4.4 Мы сами планируем свои дела.
4.5 Мы отвечаем за состояние своего класса (чистоту, уют, порядок).
4.6 Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами.
Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”
Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, ставя соответствующий смайлики:
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.
Диагностическая методика “Анкетирование”
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а. чаще хочется остаться дома
б. бывает по-разному
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
в. пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
б. бывает по-разному
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
9. У тебя много друзей в твоём классе?
10. Тебе нравится твой класс?
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Коррекция взаимоотношений в классе
Необходимость общения школьников со сверстниками.
Трагедия изоляции в классном коллективе – трагедия любого школьника. Именно потребность в общении становится ведущей, а поиски задушевного друга – смыслом жизни. Отсутствие такого друга и плохие взаимоотношения с одноклассниками становятся для школьника непереносимыми. В этом причина почти всех срывов и депрессий.
Поэтому классному руководителю необходимо так организовать отношения в коллективе класса, чтобы у каждого был хотя бы один друг (степень дружбы определят сами дети), а с остальными одноклассниками этого каждого связывали отношения доверия, уважения, если не симпатии.
Правила вербального общения с учениками.
Если учитель, классный руководитель хочет добиться благожелательной атмосферы в классе, ему надо быть очень осторожным со словами.
Во – первых, не надо позволять себе резких высказываний в чей – либо адрес. Дети моментально подхватят неосторожное слово и задразнят одноклассника.
Во – вторых, избегайте шуток, хоть в малейшей степени задевающих личность ученика. Шуткой даже самой невинной можно подорвать престиж ученика в классе и нажить в его лице смертельного врага.
В – третьих, никогда не надо вступать с ребенком в словесные баталии. Из них вы выйдите измотанным и без каких – либо стратегических преимуществ. А ваш оппонент станет героем класса. Лучше мягко прекратить разговор: «Давай обсудим это с тобой чуть позже».
В – четвертых, чего бы вам это ни стоило, не срывайтесь и не кричите, как бы ученики вас не рассердили. Стоит только раз сорваться, выйти из себя, и вы уже не сможете от этого удержаться в дальнейшем. Дети могут специально провоцировать на срыв. С детьми надо держаться спокойно и с достоинством. Детям надо дать понять, что учителя уважают их и считаются с их мнением. Неплохо выработать в классе определенные правила поведения и приучить детей к их соблюдению. В спокойной обстановке и взаимоотношения будут доброжелательнее.
В – пятых, улыбайтесь как можно чаще. Улыбка приносит успех в делах, укрепляет дружбу.
Таким образом, учитель должен создать и поддерживать в классе благоприятные взаимоотношения между учениками. Чтобы дети общались между собой, не было изгоев, чтобы класс был сплочен, и каждый ученик был готов придти другому на помощь.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Диагностика взаимоотношений в классе
Содержимое разработки
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
Диагностика взаимоотношений в 1 «Б» классе
МАОУ «Линдовская средняя школа»
Выполнила: студентка 346 группы
Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Новожилова Анастасия Александровна
Диагностика взаимоотношений в классе проводилась анонимным анкетированием по вопросам, представленным ниже:
В нашем классе:
а) большинство ребят хорошие;
б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;
в) большинство ребят неприятны мне.
Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?
а) да;
б) мне все равно;
в) нет.
Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
Оцени, насколько нравится тебе твой класс:
1 балл — совсем не нравится;
2 балла — не нравится;
3 балла — и нравится и не нравится;
4 балла — нравится;
5 баллов — очень нравится.
Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?
а) хорошо;
б) равнодушно;
в) плохо.
Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?
а) да;
б) не замечал;
в) нет.
Оцени, насколько дружный у вас класс:
1 балл — совсем не дружный;
2 балла — недружный;
3 балла — когда как;
4 балла — дружный;
5 баллов — очень дружный.
Летом захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
Результаты всех ответов представлены в следующей таблице:
Подсчитывается общая сумма.
Данное преобразование представлено в таблице ниже:
И оценивается по следующим критериям:
0—11 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.
12—22 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.
23—31 балл — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.
Результаты этой оценки представлены на диаграмме:
По результатам данной диагностики можно сказать, что 1 «Б» класс очень дружный. Большая половина ребят ценят друг друга и им нравятся те взаимоотношения, что у них сложились.
Кому-то не очень приятны те или иные ребята, но это же есть в каждом коллективе. Хочется заметить, что ни один ученик не относится к своему классу враждебно и не является его изгоем.
Ученики дружелюбно относятся к каждому члену своего класса, готовы прийти на помощь в любую минуту и не побоятся попросить этой помощи в ответ. Им интересно общаться друг с другом и проводить вместе свободное время.
Диагностика «межличностные отношения детей в классном коллективе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Младший школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым (Я хорошо себя вел? А вы мне поставите пятерку? Можно я переделаю работу?)
В начальной школе учитель играет объединяющую роль. В первые годы школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его очень высок (Мне учитель сказал… Нам так показывали….)
Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.
У младших школьников четко прослеживается линия взаимоотношений “я и учитель”, а не линия “я и одноклассники”, что ослабляет значимость межличностных отношений. Для многих учащихся начальной школы в основе межличностных отношений лежат микрогруппы (2-3 человека).
Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко.
При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно выделить три этапа:
изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “неблагополучных” с помощью методики Дж. Морено. В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений;
изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов (ММВ). В социометрическую карточку можно включить вопрос: “ Какие качества ты больше всего ценишь в одноклассниках?” Это позволяет выявить качества, наиболее значимые для учащихся;
определение отношения учащихся к значимым людям. Можно предложить использование ЦТО (теста цветовых отношений Эткиндо), модифицированного цветового теста Люшера.
Для исследования межличностных отношений можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.
Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.
Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.
Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?
Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?
Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.
Пример социометрической матрицы.
Число взаимных выборов
Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии. Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.
Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать “ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:
Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.