диагностика родительско детских отношений новая версия
Диагностика родительско-детских отношений. Новая версия.
Программа предназначена для уточнения в ходе консультативной практики проблем во взаимоотношениях родителей с детьми, нарушениях воспитательских функций семьи.Блок тестов, включенный в программу, позволяет выявить сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми.
В блок включены методики, предназначенные для оценивания как родителями, так и детьми:
1. Методика изучения родительских установок РARI Е.С. Шеффера и Р.К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет.
2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.
3. Опросник Подростки о Родителях (ПоР) – адаптация методики Э. Матейчика и П.Ржичана ADOR (Adolescent o Rodičoch: Matějček, Říčan, 1983) сотрудниками Института им. Бехтерева.
4. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина.
5. Методика диагностики родительской тревожности (форма «Б») А.М. Прихожан.
6. Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.М. Марковской.
7. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой.
8. Рисунок семьи.
Возможности программы:
• полная автоматизация индивидуальной диагностики и компьютерной обработки восьми психологических тестов;
• возможна компьютерная и бланковая форма проведения тестов с последующим внесением результатов в базу данных и их компьютерной обработкой;
• результаты защищены параметрами настройки от просмотра тестируемыми, доступны только для специалиста. Описание в общем виде шкал вопросников, по которым выявлены неоптимальные родительские позиции, требует уточнения и интерпретации специалистом-психологом.
Наши преимущества
Покупка в
два клика
Нужны товары для учебы по привлекательным ценам? Звоните: (343) 302-12-72
Родительско-детские отношения. Новая версия
Описание
Программа предназначена для уточнения в ходе консультативной практики проблем во взаимоотношениях родителей с детьми, нарушениях воспитательских функций семьи. Блок тестов, включенный в программу, позволяет выявить сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми.
Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите. Стиль семейного воспитания является своеобразной характеристикой личности родителя. В типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. Методики, включенные в программу, ориентированы на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обращения с ними, а также восприятия детьми и подростками влияния родителей.
В блок включены методики, предназначенные для оценивания как родителями, так и детьми
Возможности программы
Диагностика родительско-детских отношений
Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите. Стиль семейного воспитания является своеобразной характеристикой личности родителя. В типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций.
В ситуациях, когда запрос родителя сфокусирован на ребенке и обоснован, в зависимости от результатов первичной диагностики и данных обследования ребенка ставится вопрос о необходимости специальной диагностики родительского отношения к ребенку, взаимоотношений детей и родителей, диагностики личности родителя, диагностики супружеских отношений.
Методики, включенные в программу, ориентированы на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обращения с ними, а также восприятия детьми и подростками влияния родителей.
Содержание методик
Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В методике также выделены аспекты-признаки отношения родителей к ребенку. Авторы методики — американские психологи Е С. Шеффер и Р.К. Белл.
Стиль общения с ребенком во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят стиль воспитания своего собственного детства, повторяют стиль своих матерей. Характерологические особенности родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения. Патологическая заостренность характерологических черт у родителей порождает специфические особенности отношения к ребенку. Так, родители могут не замечать у себя тех черт характера, на малейшее проявление которых у ребенка они реагируют аффективно и болезненно, настойчиво стараясь их искоренить. Таким образом, родители неосознанно проецируют свои проблемы на ребенка.
Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к жизни в семье и к ребенку. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.
На выполнение опросника потребуется примерно 20 минут.
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности. Методика АСВ разработана в двух вариантах — для родителей детей 3-10 лет и родителей подростков 11-21 года.
Диагностика семейных отношений подразумевает определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.
Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.
Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 4 шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 2 шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 3 шкалы — работу механизмов семейной интеграции.
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.
Основой данного опросника служит методика, созданная Е. Шафером в 1965 г., Модифицированный вариант опросника ADOR был предложен 3. Матейчиком и П Ржичаном в 1983 г. В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации и стала активно использоваться под названием ПоР («Подростки о родителях»). Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:
При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительских установок у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. В методике ОРО А.Я. Варги, В.В. Стопина родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Опросник включает 61 вопрос, каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал:
Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.
Исследования психологов А Н Леонтьева, А.Р. Лурии, Д Б Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется эмоциональными контактами и особенностями сотрудничества с родителями. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.
Значение детско-родительских отношений в возникновении и закреплении тревожности признается исследователями разных психологических направлений. Детско-родительские отношения, и прежде всего взаимоотношения «мать-ребенок», выделяются как «базовая» причина тревожности ребенка. И психологи, и врачи нередко придерживаются мнения, что тревожность передается ребенку от напряженной, тревожной матери и возникает вследствие неуверенности ребенка в родительской любви и поддержке.
Методика диагностики родительской тревожности (форма «Б») была разработана А.М. Прихожан. Высказывания, суждения, использованные в методике, были первоначально взяты из консультационных бесед, а затем прошли необходимую экспертную проверку. Формулировка суждений в методике предполагает их соответствие попу родителя и попу ребенка.
Методика содержит две субшкалы:
Апробация и стандартизация методики проводилась среди родителей детей 8—16 лет, 134 женщины и 87 мужчин, в возрасте 27—52 лет.
Методика И.М. Марковской предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:
Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой. Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми:
Две шкалы могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие». При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие-согласие» и «авторитетность родителя» (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка, как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Все три формы опросника прошли проверку на валидность и надежность.
Задача опросника ДОБР – изучение реакции на болезнь ребенка, а не проявлений характера родителей в ситуации болезни ребенка.
Опросник может использоваться в индивидуальной и семейной диагностике отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка, оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейных отношений, мало- и многодетности семьи. Может быть полезен при изучении формирования здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических отношений.
В опроснике 5 шкал:
Валидность теста: при обследовании однородных групп шкалы опросника имеют распределение, близкое к нормальному. Экспертный опрос подтвердил содержательную валидность шкал и входящих в них вопросов Конструктивная валидность изучалась по сопоставлению с 4-мя факторами опросника Кеттела (О, Q3, Q4 и С).
Надежность опросника проверена по критериям внутренней согласованности шкал у 75 родителей и по устойчивости во времени.
Рисунок семьи – это группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Наибольшее распространение применение Рисунка семьи нашло при обследовании детей, т.к. влияние семьи на развитие личности ребенка имеет исключительное значение.
Схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана В. Вульфом для задания «Нарисуй свою семью». В. Хьюпс предложил интерпретационные схемы Рисунка семьи, базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, комментарии).
Л. Корман предложил изменить инструкцию к заданию, нарисовать не «семью» или «свою семью», а «семью, как ты ее себе представляешь», что дает возможность использовать менее структурированный объект (стимул). Чем больше несовпадений с реальной ситуацией, тем больше неудовлетворенность испытуемого существующей ситуацией. Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение инструкции и выполнение задания) Л. Корманом предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье, предусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор, а также вопросы, уточняющие смысл нарисованной ситуации для ребенка.
Вариантом Рисунка семьи, получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом «Кинетический рисунок семьи». В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация основана на символическом толковании изображенных отношений, на принципах психоанализа.
Несмотря на различия схем и процедур у составителей рисуночных модификаций, можно выделить три основных аспекта интерпретации результатов данной методики:
В работах отечественных авторов обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями.
На основе своего клинического опыта Захаров А.И.(1977) утверждает, что в рисуночной пробе «семья» заключены большие диагностические возможности. Он применяет вариант методики, состоящий из двух заданий. В первом, вспомогательном, задании ребенку предлагается нарисовать в четырех комнатах, расположенных на двух этажах, по одному из членов семьи, включая себя. При анализе рисунка имеет значение характер размещения по этажам членов семьи и то, кто из них находится рядом с ребенком. Во втором, основном, задании дети рисуют семью без каких-либо дополнительных инструкций.
В 1985 году Хоментаускас Г.Т. обосновал методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в цепом и к отдельным ее членам.
При помощи факторного анализа выделены два измерения, в психологическом смысле отражающие:
Хоментаускас Г.Т выделил и способы, при помощи которых дети 7—8-лет выражают свое отношение к конкретным нарисованным людям.
Эмоциональное отношение ребенка, представленное факторами «сила-слабость», «любимость-нелюбимость», имеет четкую графическую презентацию посредством семантически насыщенных средств выразительного языка рисунка.
Факторный анализ рисунков «сильного-слабого» человека выделил тип рисования, в котором атрибуция «силы» передается главным образом посредством изменения соотношения высоты, ширины и площади фигуры. Количественный анализ также выявил, что «сипа» передается посредством рисования поднятых рук, изображением объектов в руках.
Факторный анализ «любимого-нелюбимого» человека выделил два типа графической презентации. Для обоих характерна передача превосходства «любимого» над «нелюбимым» через количество деталей тела, цветов, декорирования.
Таким образом, факторный анализ позволил вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к членам семьи, соответствующие осям «симпатия» и «уважение».
Методика основана на естественной деятельности детей от пяти до десяти лет — рисовании, что способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.
Несмотря на достоинства методики Рисунок семьи, ее использование требует практического опыта применения и критического осмысления интерпретации рисунков Данные проективной методики нуждаются в проверке и подтверждении другими методами.
Наиболее продуктивно эта методика может применяться в тех случаях, когда необходимо только понять «образ окружающего мира» ребенка, построить гипотезу, которая затем будет проверяться и изменяться. Психолог должен быть в состоянии классифицировать рисунок с точки зрения уровня развития ребенка и с точки зрения необычных признаков.
Описание процедуры проведения данного проективного теста и схема интерпретации размещены в разделе Бланки.
Возможности программы
Картотека
Картотека служит для управления карточками людей, которые прошли или будут проходить тестирование. Чтобы перейти в картотеку необходимо кликнуть левой кнопкой мыши на вкладку «Картотека» в верхней части окна программы. В карточке пользователя хранятся все результаты тестирований, основные данные. В карточку можно внести вручную ответы с бланков тестирования. Результаты тестов, которые были пройдены в программе, сохраняются автоматически.
Бланки
Тесты могут быть проведены как на компьютере, так и в бланковой форме. В программе возможно распечатать как сами бланки, так и вопросник. Результаты обследований с бланков вносятся вручную согласно инструкции по каждому тесту.
Особенности программы
Программа устанавливается только на 1 компьютер. Тестирование и администрирование осуществляются в одном приложении. Программа запускается только при наличии диска в DVD приводе.
Результаты защищены параметрами настройки от просмотра тестируемыми, доступны только для специалиста. Описание в общем виде шкал вопросников, по которым выявлены неоптимальные родительские позиции, требует уточнения и интерпретации специалистом-психопогом.
Каталог
Диагностика родительско-детских отношений
Блок тестов предназначен для выявления трудностей во взаимоотношениях родителей с детьми, особенностей воспитательных функций семьи, сферы проблем и ресурсов в отношениях. В блок включены методики, предназначенные для заполнения как родителями, так и детьми.
Диагностика родительско-детских отношений
Блок тестов предназначен для выявления трудностей во взаимоотношениях родителей с детьми, особенностей воспитательных функций семьи, сферы проблем и ресурсов в отношениях. В блок включены методики, предназначенные для заполнения как родителями, так и детьми.
Форма проведения: Индивидуальная/Групповая.
Время проведения: от 20 минут.
Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности
и защите. Стиль семейного воспитания является своеобразной характеристикой личности родителя. В типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. Методики, включенные в программу, ориентированы на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и взаимодействия с ними, а также восприятия детьми и подростками влияния родителей.
(Adolescent o Rodičoch: Matějček, Říčan, 1983) сотрудниками Института им. Бехтерева.
Программа устанавливается только на 1 компьютер и запускается только при наличии диска в дисководе.
Комплект: СD с программой тестирования и обработки результатов; руководство пользователя.
Диагностика семьи и детско-родительских отношений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Диагностика семейных и детско-родительских отношений
Результаты психологических исследований Кризис самого института семьи Кризис проявляется тем ярче, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей. Современная семья, испытывающая нарастающий стресс, связанный с переходной политической системой в нашем обществе, перестает справляться с такой своей важной функцией, как ее сохранность и благополучие.
Показатели неблагополучия семьи большое число разводов; катастрофическое снижение рождаемости; рост внебрачной рождаемости; рост случаев жестокого обращения с детьми; распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т. д.).
Значение диагностики семьи Необходима в целях выработки оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи как социальной общности Для этого часто используют опросники диадных отношений.
Опросники в диагностике родительско-детских отношений Опросник родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера также позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении Опросник PARI (Parental attitude research instrument) предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
Опросник родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина В родительское отношение включается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения: «Принятие-отвержение»; «Кооперация»; «Симбиоз»; «Авторитарная гиперсоциализация»; «Маленький неудачник».
«Принятие-отвержение» Высокие значения отражают положительное эмоциональное отношение к ребенку, его принятие, когда родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Низкий показатель означает отвержение. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Чаще всего родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
«Кооперация» Отражает социально-желательный образ родительского отношения. Высокий показатель по этой шкале: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
«Симбиоз» Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких показателях по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
«Авторитарная гиперсоциализация» Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
«Маленький неудачник» Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера уровень протекции — сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: чрезмерно много (гиперпротекция) — шкала Г+ или недостаточно (гипопротекция) — шкала Г-; степень удовлетворения потребностей как материально-бытовых, так и духовных: стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка (потворствование) — шкала У+ или недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка (игнорирование потребностей) — шкала У-;
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера Уровень требований к ребенку в семье. обязанности: чрезмерность требований-обязанностей — шкала Т+ или недостаточность требований-обязанностей, приводящая к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу, — шкала Т-; запреты: чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала 3+ или недостаточность требований-запретов, стимулирующая развитие гипертимного, неустойчивого типа характера, — шкала 3-. наказание: чрезмерность санкций, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+ или минимальность санкций, упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний — шкала С-. Неустойчивость семейного воспитания: резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, — шкала Н.
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера Опросник состоит из 130 утверждений о воспитании детей, с которыми каждому родителю нужно либо согласиться (обвести кружком номер утверждения в бланке для ответов), либо выразить свое несогласие (зачеркнуть соответствующий номер). Обведенные номера ответов подсчитываются отдельно для каждой шкалы. Классификация типов отклонений или нарушений семейного воспитания приводится в ключе опросника. Опросник позволяет выявить склонность родителей решать личностные проблемы за счет ребенка. АСВ широко применяется в практике психологов-консультантов.
Опросник PARI Разработан американскими психологами Е.С.Шефер и Р. К. Белл, адаптирован Т.В.Нещерет в Санкт-Петербурге. В опроснике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них восемь признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.
Отношение к семейной роли Оценивается по 8 признакам: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери.
Отношение родителей к ребенку Оптимальный эмоциональный контакт оценивается по 4 признакам: побуждение словесных проявлений, вербализаций; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком.
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком Оценивается по 3 признакам: раздражительность, вспыльчивость; суровость, излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком.
Излишняя концентрация на ребенке Описывается по 8 признакам: чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.
Опросник PARI Каждый признак описан в опроснике под соответствующим номером и измеряется с помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в ключе методики. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки. Опросник может применяться с целью изучения специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни.
опросник Т. Лири Может использоваться и для диагностики родительско-детских и супружеских отношений. С этой целью дается инструкция: описать свое актуальное и идеальное Я, а затем дать оценку жене (мужу) и идеалу жены (мужа), то же в отношении матери, отца, детей, а при необходимости и других членов семьи. Рассогласование идеала с актуальным образом оцениваемого лица представляет значительный интерес для оценки сложившейся семейной ситуации в целом, а также для представления о степени выраженности когнитивного диссонанса у обследуемого лица, то есть о степени несоответствия реально существующих жены (мужа), отца, матери, ребенка, других значимых лиц с представлением о том, какими они должны быть в глазах данного конкретного испытуемого.
Опросники в диагностике супружеских отношений Диагностика может касаться изучения следующих аспектов: стремление мужа и жены к сохранению брака; отношение к сложившейся семейной ситуации; основные характеристики супружеских отношений; сформированность представления о положительных и отрицательных чертах характера мужа и жены; способность мужа и жены к сопереживанию и сочувствию; факторы, сопутствующие супружеским разногласиям; модели взаимодействия и взаимоотношений супругов; представления о сексуальной жизни супругов и пр.
при изучении супружеских отношений имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, так как от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой Позволяет определить представления супругов о значимости в семейной жизни родительских обязанностей, личностной общности, сексуальных отношений, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытовых обязанностей, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности. Эти представления, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей. Степень согласованности семейных ценностей существенно влияет на характер супружеских отношений.
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой Другой фактор, определяющий взаимоотношения супругов, — ролевые представления о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию каждой семейной функции. Опросник позволяет установить представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, соответствие ролевых ожиданий (установка на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого выполнять семейные роли).
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой Процедура диагностирования состоит в том, что каждый из супругов распределяет свой набор из 36 карточек с утверждениями опросника по четырем группам с классификаторами: «полностью согласен», «в общем это верно», «это не совсем так», «это неверно». Анализ результатов позволяет установить степень и причины конфликтности в семье.
Изучение семейной истории Генограмма – представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи в трух поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году. Служит для анализа семейной истории с позиции системной теории Методика «Значимые события жизненного пути» (автор – Н.Ю. Коржова, модификация Т.А. Заеко) – изучение истории семьи и особенностей восприятия ее членами собственного событийного пути.
Диагностика структуры семьи Методика измерения психологической дистанции (автор Е.И.Медведская, модификация Т.А.Заеко) – определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами семьи. Объекты: Я, муж (жена), ребенок, моя мама (мать испытуемого), мой отец (отец испытуемого), мать мужа (жены), отец мужа (жены), браться и сестры (испытуемого и мужа / жены) Детский вариант: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.
Диагностика структуры семьи Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) – выявляет положение субъекта в системе межличностных отношений, определить характер коммуникаций в семье. Относится к рисуночным проективным методикам Испытуемому выдают бланки с кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «Перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и подпишите их имена». Опросник «Семейные роли» (модификация А.В.Черников) – вариант психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» (Джина Огден и Энн Зевин, 1970). Позволяет определить включение каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности) и типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли-взаимодействия), оценить статус членов семьи и их влияние на принятие семейных решений.
Диагностика эмоциональных взаимоотношений и их динамики в супружеской паре Методика «Динамика психологической близости в супружеской паре» (Авторы А.Кроник, Е.Кроник, модификация Т.А.Заеко). Относится к группе графических проективных методов. Супругам предлагается изобразить изменение психологической близости в паре на графике с момента знакомства до момента проведения обследования, а также оценить степень психологической близости в перспективе. Шкала любви и симпатии (автор З.Рубин, модификация Л.Я.Гозмана и Ю.Е.Алешиной). 14 вопросов – 7 – шкала любви, 7 – шкала симпатии
Диагностика эмоциональных взаимоотношений и их динамики в супружеской паре Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (автор А.Н.Волкова, модификация В.И.Слепкова). Измеряет степень понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке). 45 утверждений, 3 шкалы, включающих по 15 утверждений. Опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко) – экспресс-диагностика степени удовлетворенности браком и степень совпадения – рассогласования удовлетворенности у супругов. 24 утверждения, 10 минут на заполнение бланка опросника.
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
Номер материала: ДБ-727579
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.