диагностика родительского отношения и семейного воспитания проблемы методики диагностики
Методики оценки семейного воспитания и детско-родительских отношений
Подходы к сущности понятия «семейное воспитание». Методики диагностики типов семейного воспитания и стилей детско-родительских отношений. Исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.12.2016 |
Размер файла | 160,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Методики оценки семейного воспитания и детско-родительских отношений
семейный воспитание ребенок
Актуальность исследования. Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.
В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Для решения оставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия «семейное воспитание», его типам и основным характеристикам в психологии.
2. Проанализировать теоретические подходы к сущности понятия «детско-родительские отношения», их стилям и основным характеристикам в психологии.
3. Провести анализ методик диагностики типов семейного воспитания и стилей детско-родительских отношений.
4. Провести экспериментальное исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста.
5. Провести анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста.
Теоретическо-методологической основой исследования являются теоретические концепции представителей психоаналитического направления: З. Фрейда, А. Фрейд, А. Адлера, Э. Эриксона, К. Юнга, Э. Фромма.
Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснознаменская средняя общеобразовательная школа посёлка Краснознаменский Щёлковского муниципального района Московской области. В исследовании приняло участие с 20 детей младшего школьного возраста: 10 девочек и 10 мальчиков,
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе определены характеристики типов семейного воспитания и стилей детско-родительских отношений и проведено экспериментальное исследование семейного воспитания и детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснознаменская средняя общеобразовательная школа посёлка Краснознаменский Щёлковского муниципального района Московской области для исследования типов семейного воспитания и стилей детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста.
Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 наименование, и 4 приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Исследование подходов к сущности понятия «семейное воспитание», его типам и основным характеристикам в психологии
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.[3, с. 120]
Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.
Впервые упоминание о семейном воспитании как о предмете научного исследования содержится в трудах П.Ф. Каптерева, которого можно назвать основоположником семейной педагогики. За прошедший век интерес науки к вопросам воспитания детей в семье то усиливался, то сходил на нет, чему способствовали в большей мере общественно-политические процессы, проходящие в разных странах.
В настоящее время термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории.
Ю.К. Бабанский выделяет следующие аспекты анализа этого понятия:
Воспитание (в широком социальном смысле) понимается как воздействие на личность общества в целом (т. е. воспитание отождествляется с социализацией); рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных организационных) для развития человека.
В справочно-энциклопедических источниках анализировались понятия «семья» и «семейное воспитание», так как большинство авторов справочно- энциклопедических статей упоминает их в тесной связке друг с другом. В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и Е.А. Ефрона (1890-1907) понятие «Семейное воспитание» не содержится, хотя довольно обширной является статья «Воспитание» в которой автор (К.К. Сент-Илер) эти два понятия не разделяет. Примечательно, что в трактовке Сент-Илера воспитание есть «преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» [21, с. 158]
В Толковом словаре Д.Н. Ушакова слово “семья” содержит два значения: как 1) Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе и как 2) Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. [27, с. 186] Примечательно, что слово “семейный” Ушаков трактует как прилагательное: связанное с жизнью в семье, либо как принадлежащее семье (семейное достояние), или как семейного человека (“имеющий семью, не одинокий”). Словосочетание “семейное воспитание” им нигде не упоминается.
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова слово «семья» представлено несколькими значениями (группа живущих вместе близких родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами; группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа 3 некоторых животных или растений одного вида), а словосочетание «семейное воспитание» отсутствует во всех изданиях (1949-1992). Словарь объясняет лишь понятие «воспитание» («навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни») и понятие «воспитать» («путем систематического воздействия, влияния сформировать ”характер, навыки”). [13, с. 126]
Современная философия и социология рассматривают семью преимущественно в качестве одной из основных форм социального бытия человека и, одновременно, социального института, однако категория «семейное воспитание», являющаяся неотъемлемой частью социальных функций семьи, представлена в незначительном количестве источников.
В крупнейшей электронной информационно- справочной системе «Рубрикон» (http://www.rubricon.com) есть только определение понятия «семья».
В процессе анализа выяснилось, что понятия «семья и семейное воспитание» не попадает в разряд значимых и для редакторов словарей по психологии («Общая психология. Словарь» (ред. А.В. Петровский, 2005) [14, с. 205], «Психология развития. Словарь» (ред. А.Л. Венгер, 2006), [15, с. 159] «Социальная психология. Словарь» (ред. М.Ю. Кондратьев, 2006), [23, с. 174] и справочных изданий для специалистов-практиков («Словарь психолога-практика» под ред. С.Ю. Головина, 2005, [4, с. 203] «Азбука социального психолога-практика» под ред. М.Ю. Кондратьева, 2007 [38, с. 148], «Словарь-справочник «Психология» Р.С. Немова, 2003 [12, с. 123])
Е.А. Личко выделяет четыре типа семей [25, с. 49]:
1) семья, где нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);
4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера). Следует отметить, что Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер разработали классификацию стилей воспитания детей подросткового возраста. Опираясь на основные характеристики типов воспитания ребенка (степень гиперпротекции; удовлетворенность потребностей; требования, предъявляемые к ребенку; санкции, накладываемые на него; воспитательная неуверенность родителей), они дают формальное описание стилей [31, c. 148]. 1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
3. Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
4. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители»: мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка
6. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль главы семьи. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему поручают заботу за младшими детьми или престарелыми.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.[7, с. 138]
В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания [6, c. 205]:
При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.
Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей [6, c.148]:
· Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
· Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.
1.2 Исследование подходов к сущности понятия «детско-родительские отношения», их стилям и основным характеристикам в психологии
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы, такие как А. Спиваковская [24, c. 189], А. Захаров [20, c. 168], Ю. Гиппенрейтер [9, с.109], А. Фрамм [24, с. 54], А.Я. Варга [2, с. 39].
Необходимо отметить, что, несмотря на большой интерес к данной проблеме содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить два подхода к понятию детско-родительских отношений:
Опираясь на данные понятия, можно сделать вывод, что детско-родительские отношения отличаются от других видов межличностных отношений, они более тесные и начинаются с первых дней жизни человека, поскольку именно семья оказывает влияние на ребенка, в ней он получает воспитание, учиться взаимодействовать, набирается опыта. Эти отношения начинаются с самого рождения человека и длятся всю жизнь.
При рассмотрении детско-родительских отношений необходимо выделить не только само понятие «детско-родительские отношения», так же необходимо подчеркнуть значимость таких категорий, как родительские позиции и (или) установки, типы и модели семейного воспитания [33, с. 97].
С их помощью мы постараемся наиболее точно определить особенности данного типа взаимодействия.
Понятие «детско-родительские отношения» указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Детско-родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком [24, с. 134].
В родительских установках, или позициях, которые влияют на воспитание детей, выделяют мотивационный, ценностно-ориентационный, эмоциональный аспекты. Мотивы, ценностные ориентации и эмоциональные отношения в любой деятельности, в том числе и в деятельности воспитания, могут быть как осознанными, так и бессознательными.
Наиболее значимой является классификация родительского отношения, предлагаемая А.Я. Варгой и В.В. Столиным, которые дали описание обобщенных типов родительского отношения в ходе многолетней консультационной работы [9, с.49]:
2. Кооперация (отражает социально желаемый результат).
3. Симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении).
4. Авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка).
5. Маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).
Согласно данной классификации, родительские отношения имеют различный характер взаимодействия с ребенком, на основе которых строится система воспитания ребенка в целом.
Каждый родитель обладает своим уникальным воспитательным стилем, а именно: определенным образом выражает свою привязанность к ребенку, откликается на его потребности, предъявляет ему свои требования, контролирует их выполнение и санкционирует их выполнение [9, с. 136].
Рассматривая данный вопрос необходимо обратить свое внимание на работы зарубежных авторов, которые имеют свои подходы к проблеме детско-родительских отношений.
Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, находясь в зоне родительского взаимодействия [29, с. 62].
Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Э. Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:
На основании представленных нами подходов к проблеме детско-родительских отношений можно сделать вывод, что родительское отношение включает в себя два противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств) [14, с. 87]. То есть, с одной стороны родители любят своего ребенка, проявляют заботу, переживают за него, а с другой, воспитывают его, прививают определенные культурные и моральные ценности, присущие людям.
Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще [16, с. 45].
Разные стили ухода и обращения с ребенком, начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализируя видеозаписи четырехчасового общения матери с младенцем, С. Броди выделила четыре типа материнского отношения [9, с. 100].
1. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного материнского стили была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не ставили себе задачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «дозреет».
2. Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.
4. Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.
По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребёнка из-за погруженности и собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существовании. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы [6, с. 73].
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались средне выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны, При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, скудная фантазия.
В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания учеными А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером. [21, с 49].
1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, переживаниям. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. В основе этого типа психопатического развития ребенка может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, не вовлечение его в семейную общность.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелким контролем, обилием запретов, что усиливает несамостоятельность, без инициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я».
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем его желаниям, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходствy, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.
Таким образом, многообразные подходы к определению родительских стиле воспитания, дают возможность, на наш взгляд, говорить лишь об относительной выраженности, т.е. преобладании того или иного варианта воспитания в конкретной семье.
1.3 Методики диагностики типов семейного воспитания и стилей детско-родительских отношений
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить стиль воспитания ребенка, а также возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей. Оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в семье система взаимоотношений родителей с ним, возможно при обращении к самому объекту воспитательных воздействий.
Необходимо изучить психологический климат в семье, родительские стили и воспитательскую компетентность родителей.
Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали: социологические опросы, анкетирование, психологическое тестирование.
При изучении семьи наиболее важной является информация о членах семьи, профессиях родителей; образовательном уровне родителей, других взрослых, принимающих участие в воспитании ребенка; общей семейной атмосфере; семейных взаимоотношениях; эмоциональной близости или, наоборот, автономности каждого члена в семье; приоритетах воспитания детей; уровне психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков родителей; участии взрослых в воспитании; наличии конфликтов по поводу воспитания ребенка; согласованности требований к ребенку и многое другое.
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) [31, c.211]. Опросник предназначен для выявления особенностей воспитания родителями своих детей, а именно, нарушений процесса воспитания. Так же методика позволяет выявить личностные особенностей родителей, которые приводят к данным нарушениям (см. табл. 1).
Таблица 1. Методики диагностики типов семейного воспитания и стилей детско-родительских отношений
Методика «Рисунок семьи» [17, с.359]
Структура опросника Опросник состоит из 5 шкал: 1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
Методика Рене Жиля [ссылка]
Тест Межличностные отношения ребенка является визуально-вербальным, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий, в среднем выполняется ребенком за 15-30 минут. Методика Рене Жиля может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.) [31, с. 211]
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
1. Проведен анализ теоретических подходов к сущности понятия «семейное воспитание», его типам и основным характеристикам в психологии.
Анализ литературы показал, что в этом направлении существует несколько основных точек зрения: подготовка детей к жизни (социализация); соответствие некоему образцу, задаваемому родителями, школой, обществом и т.д. («воспитание разностороннего/гармоничного человека»); создание условий для самоактуализации ребенка. В основе этих целей и особенно способов их достижения лежит та или иная идея, которая и определяет специфику деятельности родителей по отношению к ребенку.
2. Проанализированы теоретические подходы к сущности понятия «детско-родительские отношения», их стилям и основным характеристикам в психологии.