диалог и монолог как формы речевой коммуникации

Основные формы речевой (вербальной) коммуникации

В основном, выделяют две формы вербальной коммуникации: монолог и диалог.
диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть картинку диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Картинка про диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации
Диалог – форма вербального общения, которая состоит из обмена высказываниями двух партнеров. Диалог характеризуется ситуативностью (зависимость от обстановки разговора), текстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности. К его основным особенностям относят: наличие повторов и переспросов, синтаксическую неполноту реплик, обилие вопросительных и побудительных предложений.

Выделяют следующие типы диалога:

— информативный;
— прескриптивный;
— диалог – обмен мнениями;
— праздноречивый диалог;

Монолог – форма речевой коммуникации, которая образуется в результате активной речевой деятельности одного человека. Он рассчитан на пассивное опосредованное восприятие и практически не связан с речью собеседника. Основными коммуникативными ситуациями употребления монолога являются сфера искусства, ораторские выступления, обращения по телевидению, радио, ситуация обучения. В качестве признаков монологической речи выделяют: относительно большую протяженность реплик, композиционную сложность, обращенность в больше степени к себе, а не к собеседнику, стремление выйти за тематические рамки.

В.В. Виноградов выделяет следующие типы монологов:

— монолог убеждающей окраски;
— монолог лирический;
— монолог драматический;
— монолог сообщающего типа.

Источник

Формы речевой коммуникации

диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть картинку диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Картинка про диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть картинку диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Картинка про диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть картинку диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Картинка про диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть картинку диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Картинка про диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации

диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть картинку диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Картинка про диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos – слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Для овладевания МР необходимо развить следующие умения: 1. Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение. 2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования. 3. Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.). 4. Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме. 5. Строить сообщения с элементами суждения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.

Диалогическая речь – жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные – монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника».

Сам принцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения – фактор контекста (ситуации). Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-видимому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.

диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть картинку диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Картинка про диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации

Культура ведения диалога:

Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы. Что такое этикет? С какими правилами общения вы уже знакомы? Чем диалог отличается от монолога? Как оформляется диалог?

Источник

Монолог и диалог: правила построения и ведения

Правила ведения диалога содержатся еще в народной мудрости — пословицах. Однако сегодня кажется, что многие из этих правил прочно забыты и учить нам их предстоит с самого начала. Сегодня в рамках рубрики Спор-площадка мы хотим познакомить наших читателей с правилом построения дискуссии, изложенным в работах академика Ю.В. Рождественского.

Совокупность сообщений, сделанных разными лицами по одному и тому же поводу, обычно называют в филологии диалогом, а каждое сообщение внутри диалога — монологом.

диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть фото диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Смотреть картинку диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Картинка про диалог и монолог как формы речевой коммуникации. Фото диалог и монолог как формы речевой коммуникацииМожно выявить определенные речевые закономерности в диалогической «смене реплик». Оказывается, что, и с точки зрения смысловой последовательности монологических высказываний внутри диалога, и с точки зрения формы и смысла каждой реплики, процесс чередования и наращивания высказываний в ходе диалога достаточно строго организован. Такая организация может возникнуть только вследствие применения особых правил ведения беседы. Только применение определенных правил построения диалога может связать отдельные высказывания в смысловую последовательность и дать каждому высказыванию в этой последовательности характерный тип, отличаемый от другого по форме и смыслу. В самом общем виде такие правила можно было бы охарактеризовать как своеобразное средостение между теорией расспроса и доказательства — с одной стороны, и логико-лингвистическими правилами различения высказываний по форме и смыслу — с другой. Для конкретизации этих правил в их наиболее простых формах достаточно выделить три главнейших вида высказываний — реплик диалога: побуждение, вопрос, повествование.

Изучение этикетных правил речевого поведения, связанных с тремя главнейшими видами высказываний (побуждение, вопрос, повествование), наиболее удобно проводить на материале элементарных устных сообщений. Устное сообщение ставит получателя текста перед следующим выбором типов ответных действий:

1) Словесный ответ с новым содержанием.

2) Действие (несловесное).

4) Умолчание или отсутствие действия.

Получивший сообщение должен уметь различать разнородные последствия в зависимости от избранного способа речевого поведения. Такое различение последствий считается правильным поведением для слушающего и является исходным принципом приема сообщений. На основе этого исходного принципа рождаются различные общие правила, действующие при получении текста сообщений, а именно:

а) получателю рекомендуется внимательно выслушивать обращенное к нему сообщение;

б) получателю рекомендуется давать словесный ответ на сообщение, если сообщение содержит вопрос;

в) получателю рекомендуется отвечать действием на сообщение, если сообщение содержит побуждение.

В соответствии с этим определяются отправные этикетные правила выбора ответных действий получателя текста сообщений. Рекомендуемыми способами действий получателя являются:

1) умолчание, если нет вопроса;

2) словесный ответ, если нет побуждения к неречевому действию;

3) пересказ другому лицу, если нет побуждения к неречевому действию или особого запрещения на речевое действие;

4) неречевое действие, если нет особого побуждения к бездействию.

Отправные этикетные правила речевого поведения восходят к самым основным культурно-историческим функциям языка и создаются для того, чтобы речевая коммуникация не прерывалась. Непрерывность речевой коммуникации обусловлена общественным характером языкового сообщества.

Отправные правила «смены реплик» являются фундаментом речевого этикета и требуют гибкого применения в каждом конкретном случае общения.

Так, например, если слушающих несколько, не следует отвечать на вопрос, не обращенный к тебе лично. Это этикетное положение может быть нарушено, если лицо, к которому обращен вопрос, не отвечает на него и, тем самым, не выполняет одно из основных правил речевого этикета.

Другой пример. Если даже сообщение по содержанию тривиально, рекомендуется не прерывать говорящего (ср. пословицу, формулирующую соответствующее правило: «Не любо — не слушай, а врать не мешай»).

Соблюдение речевого этикета — есть показатель развитой личности. Поэтому соблюдение правил речевого этикета контролируется стимулом признания элитарности личности участника беседы. Являясь критерием элитарности личности, речевой этикет есть одно из средств занять более высокое положение в обществе (в соответствии с пословичным выражением «элитарен тот, кто умеет «ступить и молвить «).

Рассмотрим основные правила речевого этикета, сведенные в таблицу:

Таблица. Говорящий/слушающий. Типы высказываний/ответов

Источник

Формы речевой коммуникации: монолог, диалог, спор.

Функции речи (языка).Вопрос о конкретных приемах речево­го воздействия теснейшим образом связан с общей проблемой функций речи (языка). Известно, что языковое оформление каждо­го конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор. Каждое высказывание вы­полняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привле­чение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К ос­новным функциям относят:

· Коммуникативную или репрезентативную, которая является до­минирующей;

· апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воз­действие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;

· экспрессивную (экспрессия — выражение и выразитель­ность).

Среди частных функций выделяют:

· фатическую, осуществляющуюся посредством обмена дальнейшими формулами, т.е. затрагивающую преимущественно область речевого этикета

· м е т а я з ы к о в у ю, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код.

Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.

При этом «вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениями заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции».

Таким образом, система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних, обходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления). Ее составными и подчиненными частями являются функции экспрессии (выражения и выразительности) и апелляции (воздействия). Фактически функция репрезентации невозможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Примеры чистой апелляции во многом условны, так как любая реальная команда имеет некое языковое выражение, следовательно, несет в себе элемент экспрессии, где прежде всего маркирована или нейтральна с точки зрения экспрессивности, эмотивности и т.п.

Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

Схема функций речи еще более усложняется, если учесть, что язык используется не только для коммуникации, но и в других видах деятельности. Так, когнитивная (познавательная) функция языка реализуется в познавательной деятельности, т.е. в мышле­нии. Язык используется и в мнемической деятельности как опора памяти и т.п. Эти функции языка изучаются прежде всего филосо­фией и психологией.

Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в пер­вую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций.Монолог

Ситуации употребления моноло­га — сфера искусства, ораторские выступления, общение по телеви­дению и радио, ситуация обучения. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.

Монолог более традиционен при выборе язы­ковых, композиционных и других средств, чем диалог; имеет более сложное синтаксическое построение, более сложную языковую и структурно-композиционную организацию.

Признаки монологической речи: большая протяженность реплик; композиционная слож­ность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.

Классифицировать монологи можно по цели высказывания:

· Монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи;

· Монолог лирический — речевая форма изъявления пере­живаний и эмоций;

· Монолог драматический —язык слов является лишь как бы аккомпанементом друг» системам психических обнаружений — путем мимики, жестов пластических движений и т.п.;

· Монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение. Возможна классификация монологов по другим основаниям:

· п о времени подготовки— монологические сообщения могут готовиться заранее (время на подготовку практически ограничено), а могут быть и неподготовленными;

· п о содержанию сообщения — монологи разделяются на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме;

· п о форме сообщения и по самостоятельности порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения конструируемые полностью самостоятельно;

· по установке на воспроизведение различают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога.

Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две большие группы таких связей: построенные по типу зацепленй и построенные по типу повтора.

Повторы — второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семанти­ческими.

Композиционная сложность монолога обычно характеризуется ме­тодом изложения материала. Выделяют следующие методы:

· индуктивный — изложение материала от частного к общему;

· дедуктивный — изложение материала от общего к частному;

· метод аналогии— сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов;

· концентрический — расположение материала вокруг глав­ной проблемы, поднимаемой оратором;

· ступенчатый — последовательное изложение одного вопро­са за другим;

· исторический — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Диалог.

Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризую­щаяся ситуативностъю,, контекстуальностъю, непроизвольностью и малой степенью организованности. Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения.

Для диалога характерны полифункциональность форм, семанти­ческий синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи.

Основные языковые особенности диалога:

· наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;

· синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;

· обилие вопросительных и побудительных предложений, соединительных, стимулирующих реплик.

v Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие.

v Диалог — обмен мнениями — это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе..

v Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого является искренние признания, второго — взаимное выяснение отношений.

v Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот или на информационно бесцельный, но интеллектуальный говор).

v Уточняющие: выяснение истиннос­ти или ложности, ответ «да» или «нет».

v Восполняющие: выяснение новых зна­ний относительно событий, явлений, предметов. Отличие — вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему».

v Простые: не могут быть расчленены на более про­стые высказывания. Сложные: включают два и более простых вопроса.

v Корректные: основаны на истинных суждени­ях. Некорректные: на ложных или не­определенных суждениях.

v Нейтральные: не содержат эмоциональной окрас­ки, не воздействуют на личность собеседника. Благоже­лательные: подчеркивают расположенность говоряще­го к собеседнику. Провокационные: окрашены нега­тивно и содержат скрытое или явное подстрекательство к невер­ным, действиям собеседника.

v Правильные: дают возможность уточнить точку зре­ния, получить дополнительные сведения и содержат истинные, ло­гически связанные с вопросом суждения.

v Неправильные: связаны с вопросом, но неверно от­ражают действительность.

v Ответы «не по существу»: могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэто­му не рассматриваются.

v Позитивные: содержат стремление разобраться в по­ставленных вопросах.

v Негативные: выражают отказ от­вечать на поставленный вопрос.

Общие правила диалога таковы:

· получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;

· вопрос требует ответа;

· повеление требует ответа действием или словом;

· повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием — отсутствием речи, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.

Таким образом, рекомендуемым способом действия получателя является:

· умолчание, если нет вопроса;

· ответ словом, если нет побуждения;

· пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;

· действие, если нет специального побуждения к бездействию.

Диалог — это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблю­дение базовых нормативных принципов, регулирующих поведе­ние собеседников — так называемых коммуникативных максим П. Грайса:

· Максима кооперации: предполагает готовность партнеров к сотрудничеству.

· Максима количества: каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации.

· Максима качества предписывает правдивость высказыва­ния.

· Максима релевантности: реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора.

· Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий.

Законы Ю.В. Рождественского:

· закон времени— бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

· закон аудитории— бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

· закон компетентности аудитории — бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

· закон уместности— организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.

На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов, они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции разговоре.

Спор.

Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стремятся прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Полемика преследует цель одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

· число участников: спор-монолог; спор-диалог; спор-полилог;

· число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в кото­ром обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слу­шателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слу­шателей впечатление;

· цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;

· социальная значимость предмета спора (актуальность пробле­мы): спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который от­ражает семейные интересы; спор, который отражает различные интересы;

· форма проведения спора: устный спор; письменный спор; письменный спор более пригоден для выяснения истины, но иногда за его ходом трудно следить;

· подготовленность спора: организованные споры; неорганизованные споры;

· степень организованности: сосредоточенный спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят, служит для его защиты или опровержения; бесформенный спор, в процессе которого меняется ряд тезисов, основной тезис забывается.

2 способа подтверждения собственной правоты:

Правила вменения психологических доводов:

· необходимо сочетать мотивацию с другими элементами утверждения собственной правоты;

· мотивация должна соответствовать аудитории и ситуации;

· требуется развитие мотивации при помощи конкретных примеров и повторений;

· следует избегать пошлых, слишком явно апеллирующих призывов.

Всякое доказательство состоит из тезиса, аргумента и демонстрации.

Аргументы бывают следующих типов:

· сильные аргументы — не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание;

· слабые — вызывают сомнения оппонентов;

· несостоятельные — позволяют разоблачить, дискредити­ровать соперника, применившего их.

· Правило Гомера. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный. Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения вы­ступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение;

· Правило Сократа. Для получения положительного ре­шения по важному вопросу следует поставить его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса.

· Правило Паскаля. Не стоит загонять собеседника в угол, лучше дать ему возможность «сохранить лицо», показать, что предлагаемое решение удовлетворяет какую-то из его потребностей. Важно также продумать стратегию и тактику аргументации.

Источник

Тема 9. Формы речевой коммуникации

Диалог.В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. При однонаправленном речевом потоке коммуникация характеризуется активностью только одного из коммуникантов. Такая речь называетсямонологической. Речь считаютдиалогической, если передача информации направлена в двух и более направлениях, причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются периодами восприятия и обработки полученной информации.

Диалогом (от греч.dialogos— разговор, беседа)называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностъю (зависимостью от обстановки разговора),контекстуалъностъю (обусловленностью предыдущими высказываниями),непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог обычно противопоставляется монологу. Подвидом диалога является полилог, возникающий при числе участников речевого общения, большем двух.

К основным языковым особенностям диалога относятся:

наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;

синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;

обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик.

Выделяют следующие типы диалога: информативный диалог; прескриптивный диалог; диалог — обмен мнениями с целью принятия решения/выяснения истины; диалог, имеющий целью установление/регулирование межличностных отношений; праздноречивый диалог, внутри которого выделяются в качестве подтипов эмоциональный, артистический и интеллектуальный диалоги.

Информативныйдиалог обычно состоит из вопросно-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос. Целью информативного диалога является получение информации.

Прескриптивныйдиалог содержит просьбу, приказ и обе­щание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение.

Диалог обмен мнениями— это обычно спор, дис­куссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах коммуникантов на проблему.

Диалог, ведущийся с цельюустановления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого являются искренние признания, второго — взаимное выяснение отношений.

Праздноречивыйдиалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), или на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот), или на информационно бесцельный, но интеллектуальный разговор.

Общие правила диалога таковы:

получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;

вопрос требует ответа;

повеление требует ответа действием или словом;

повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием — отсутствием речи, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.

Таким образом, рекомендуемым способом действия получателя является:

умолчание, если нет вопроса;

ответ словом, если нет побуждения;

пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;

действие, если нет специального побуждения к бездействию.

При выборе ответа надо помнить, что повествовательные вы­сказывания противопоставляются вопросу и побуждению, но похо­жи на них в структурно-функциональном отношении, поскольку у повествовательных высказываний нет обязательного ответа в виде какой-либо реплики или действия. Вопрос и побуждение, напро­тив, строго различаются по созданию ответной реплики.

Диалог — это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблю­дение базовых нормативных принципов, регулирующих поведе­ние собеседников — так называемых коммуникативных максим П. Грайса:

Максима кооперациисоставляет основу коммуникации. Она предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. Собе­седники могут выражать несогласие, спорить, но они должны включаться в разговор таким способом, который соответствует его общей линии и целям. Это общее положение конкретизиру­ется остальными максимами.

Максима количества.Каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации.

Максима качествапредписывает правдивость высказыва­ния. Эта максима нарушается, если человек намеренно лжет или коммуницирует таким образом, который не соответствует его истинным целям.

Максима релевантности.Согласно ей, реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора.

Максима способа коммуникациитребует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий. Нарушение коммуникативных максим всегда связано с намере­нием оказать определенное воздействие на слушающего.

На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов; они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированы также стереотипы выра­жения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и др.

По сравнению с репликами в диалоге монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе язы­ковых, композиционных и других средств; имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение, гораздо более сложную языковую и структурно-композиционную организацию; эти ее осо­бенности изучает лингвистика текста (проблема сложного синтак­сического целого, абзаца и т.п.).

В качестве признаков монологической речи выделяют относи­тельно большую протяженность реплик; композиционную слож­ность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.

Классифицировать монологи можно по цели высказывания (В.В. Виноградов):

монолог убеждающей окраски— примитивная форма ораторской речи;

монолог лирический— речевая форма изъявления пере­живаний и эмоций;

монолог драматический— сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психических обнаружений — путем мимики, жестом, пластических движений и т.п.;

монолог сообщающего типа, который подразделяется и на монолог-рассуждение и монолог-сообщение.

Возможна классификация монологов по другим основаниям:

по времени подготовки— монологические сообщения могут готовиться заранее (время на подготовку практически не ограничено), а могут быть и неподготовленными;

по содержанию сообщения— монологи разделяются на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратки, сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме;

по форме сообщения и по самостоятельности ее порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения, конструируемые полностью самостоятельно;

по установке на воспроизведениеразличают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога.

Спор. Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называют такой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Таким образом, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою тачку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Споры, включая как полемику, так и дискуссию, можно классифицировать по нескольким основаниям:

число участников: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами);

число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в котором обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слушателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слушателей впечатление;

цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;

социальная значимость предмета спора (актуальность проблемы): спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который от­ражает семейные интересы; спор, который отражает личные интересы;

форма проведения спора: устный спор, характеризуемый непосредственным общением спорящих, ограниченностью спора во времени и замкнутостью в пространстве, большой ролью внешних и психологических моментов; письменный спор, характеризуемый опосредованным общением спорящих, большой продолжительностью во времени, ведением через разные каналы (на­пример, несколько печатных источников); письменный спор более пригоден для выяснения истины, но иногда за его ходом трудно следить;

подготовленность спора: организованные споры, которые пла­нируются заранее так, что стороны имеют возможность ознакомиться с предметом спора, определить свою позицию, продумать аргументы; неорганизованные споры, которые возникают стихийно и обычно менее плодотворны, чем организованные;

степень организованности: сосредоточенный спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят, служит для его защиты или опровержения; бесформенный спор, в процессе которого меняется ряд тезисов, основной тезис забывается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *