дидактические игры на количество и счет в средней группе
Дидактические игры по обучению счёту в средней группе детского сада
Лариса Чулкова
Дидактические игры по обучению счёту в средней группе детского сада
Математическая карусель.
Цель: формировать умения детей считать предметы на рисунке, расположенные по-разному. Закрепить цифры в пределах 5, геометрические фигуры, основные цвета. Развивать мелкую моторику, внимание, умение ориентироваться на круге.
Для игры понадобиться одна большая пластинка, две по меньше. На одну сторону большой пластинки наклеиваем геометрические фигуры из бархатной бумаги в пределах 5. На маленькую пластинку наклеиваем цифры в пределах 5. На другую сторону наклеиваем картинки с предметами в пределах 10. На вторую маленькую пластинку цифры в пределах 10. Соединяем пластинки в середине между собой пластмассовым креплением от альбома для рисования. Таким образом маленькие пластинки вращаются.
Ход игры: Сосчитай сколько треугольников, соедини с нужной цифрой, какого цвета треугольники. Аналогичные задания и с другими картинками.
Божьи коровки на ромашках.
Для игры понадобятся карточки с ромашками с изображением цифры в середине (от 1 до 5, божьи коровки с точками на крыльях от 1 до 5.
Цель: упражнять детей в прямом и обратном счёте до 5, закреплять знания цифр до 5, ориентироваться на плоскости. Воспитывать внимание.
Ход игры: разложи ромашки по порядку, пересчитай их. Сосчитай в обратном порядке. Посади божью коровку на свою ромашку (сосчитай точки на крыльях). Построй божьи коровки по порядку. Поисковый вопрос: «Покажи самую старшую (младшую)». Подбери соседей для божьей коровки с тремя точками и т. д.
Для игры сделать четыре карточки с изображением больших божьих коровок с точками (2, 3, 4, 5) на одном крыле и маленьких божьих коровок с точками (1, 2, 3, 4) на одном крыле, и отдельно крылышки с точками (1, 2, 3, 4).
Цель: закрепить представление о составе числа из двух меньших в пределах 5, составлять число из двух, упражнять в счёте точек, расположенных по-разному.
Математическая рыбалка.
Сделать аквариум из 5-и литровой пластиковой бутылки или банки от конструктора круглой формы. Удочку из магнитной рыбалки. Цифры из набора магнитных цифр. На дно можно положить ракушки мелкие камешки для схожести с аквариумом.
Цель: развивать и закреплять представления детей о цифрах. Упражнять в ловкости, умении соревноваться. Сравнивать «улов» кто больше поймал цифр, у кого значение цифры больше. Закреплять знания о составе числа из двух меньших.
Ход игры: дети ловят цифры удочкой, считают кто сколько поймал. У кого значение цифры самое большое? (подсчёт очков). У кого такое же количество очков только из двух цифр? Разложите цифры по порядку (в обратном порядке).
Поезд.
Для игры делаем карточки два поезда с вагонами от 1 до 6. На колёсах вагонов цифры и точки (на пример на одном колесе 2 на другом две точки).
Цель: упражнять детей в счёте до 6 и обратно, находить соседей, закрепить знания цифр до 6, развивать внимание, память.
Ход игры: разложи вагоны по порядку, работа в паре кто быстрее построит поезд.
Для игры делаем карточки с изображением поезда 5 штук. На окошке каждого поезда № от 1 до 5. Затем делаем вагоны с двумя окошками. На них цифры. Для поезда с №2 один вагон с цифрами 1 и 1 на окнах, для поезда с № 3 два вагона: первый с цифрами 1 и 2, второй 2и 1 и т. д.
Цель: закрепить умение детей составлять число из двух меньших, считать предметы в пределах 5. Развивать логическое мышление, внимание, интерес к счётной деятельности.
Ход игры: ребёнок самостоятельно подбирает необходимое количество вагонов к предложенному поезду; работа в паре один ребёнок подбирает один вагон с комбинацией цифр, другой – следующий вагон, чтобы числа на вагонах соответствовали цифре на поезде. Групповая работа вагоны сложены в «депо», дети берут по одному вагону и определяют соответствующий поезд.
На полянке. Интегрированная игра.
Вырезать из цветного картона пять цветов с серединками в форме геометрических фигур с цифрами до 5. Сделать эти цветы на петельках, чтобы можно было развесить по стенам.
Цель: закреплять знания геометрических фигур, названия цветов и цвета, цифр до 5,развивать умение ориентироваться в пространстве, имитировать движения животных, упражнять в ловкости и быстроте.
Ход игры: цветы развесить, разложить в разных местах группы.
1. Вышли мишки на полянку мёду поискать, походили, поискали, цифру 5 мне показали.
2. Вышли зайки на полянку, поскакали, корешки поискали, цифру 3 мне показали.
3. Вот пришла лисичка, рыжая сестричка, заек распугала цифру 2 мне показала.
4. Прибежали серые волки, бегали, рычали, цифру 4 мне показали.
5. Белочки по веточкам скок-скок-скок, циферка один прыг-прыг-прыг.
Строим дома.
Рисуем на картоне изображения двух или трёх домов, разных по конструкции и по этажности. Наклеиваем цифры в разном порядке от 1 до 5. Делаем из картона цветные прямоугольники – «кирпичики». Шьем из ткани мешочек, складываем туда деревянные цифры (от 1 до 5) из пазлов.
Цель: развивать интерес детей к счётной деятельности, к цифрам. Закреплять знания о цифрах до 5. Развивать мелкую моторику, тактильные качества, умение на ощупь определять цифру.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди каждый запускает руку в мешочек и не доставая цифру называет её. Потом достаёт и дети проверяют правильно он назвал или нет. Если правильно, то один «кирпичик» кладёт на такую же цифру на доме. Затем ход другого ребёнка, если ребёнок не правильно назвал цифру, то он пропускает ход. Выигрывает тот, кто быстрее построит дом, т. е. закроет все цифры на доме «кирпичиками».
«Математическая карусель» Математический коврик «Веселая карусель» представляет собой игровое поле размером 50 см*66 см. Может использоваться как коврик, а может.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для средней группы
Пилюгина Марина Владимировна
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для средней группы
УГОСТИ СОБАЧЕК КОСТОЧКАМИ
Раздел математики: количество и счёт
Цель игры: упражнять ребёнка сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту)
Игровая задача (для ребёнка): раздай каждой собачке по косточке.
Игровые действия: перед ребёнком размещено игровое поле с изображением 5 разных по размеру собачек, рядом на картоне лежат 6 разного размера косточек. Педагог рассказывает, что собачкам нужно обедать, но кто же их покормит? Ведь тот, кто их всегда кормит сегодня приболел – а он обычно раздаёт каждой собачке по одной косточке. Как теперь быть?
Ребёнок раскладывает каждой собачке по косточке, одна остаётся лишней. Педагог спрашивает:
Как ты покормил собачек?
Почему всем собачкам хватило?
Сколько ещё собачек можно покормить?
ПОМОГИ МАТРЁШКАМ ПОСТРОИТЬСЯ ДЛЯ ТАНЦА
Раздел математики: количество и счёт.
Цель игры: закреплять представления о порядковом счёте, умение пользоваться порядковыми числительными.
Игровая задача (для ребёнка): построй матрёшек на сцене для танца.
Игровые действия: перед ребёнком разложены 5 матрёшек разного цвета в разброс. Педагог рассказывает, что матрёшки собрались на праздник – да так разволновались, что забыли кто где стоит. Как им помочь?
Но для этого нужно расположить их в той последовательности, которая прописана по сценарию ведущего. – вот он (листочек с порядковым описанием). Педагог читает – ребёнок размещает матрёшек по порядку. После этого педагог рассказывает, что матрёшки могут забыть, как они стоят по порядку. Посчитай их по порядку (первый, второй и т. д.)
Кто второй по порядку?
Какая по счёту зелёная матрёшка?
Между кем по счёту стоит жёлтая матрёшка?
ВОЙНА ГРИБОВ С ЯГОДАМИ
Раздел математики: количество и счёт
Цель игры: упражнять ребёнка на основе счёта устанавливать равенство групп предметов в ситуации когда предметы в группах отличаются по размеру.
Игровая задача (для ребёнка): разложи картинки по своим ящичкам.
Игровые действия: перед ребёнком представлено игровое поле с изображением 5 грибов и 5 ягод. Педагог читает сказку «Война грибов с ягода-ми» и вставляет имя ребёнка вместо тётки Варвары, предлагает решить: как же узнать, кого больше – кто победил?
Ребёнок отсчитывает предметы одной группы. Говорит, что грибов и ягод поровну.
Как ты узнал, что их поровну?
Зависел ли счёт от величины грибочка?
Конечно, значит считать, можно не смотря на размер –если кончено размер не важен для вкусного блюда, например.
РАЗЛОЖИ ПЕЧЕНЬЯ В ВАЗЫ ПО ТОЛЩИНЕ ИЛИ РАЗМЕРУ (ДЛИНЕ)
Раздел математики: величина
Цель игры: упражнять сравнивать предметы по толщине и размеру путём непосредственного приложения или наложения друг к другу, отражать результаты в речи.
Игровая задача (для ребёнка): разложи печенья в вазы по толщине и длине.
Игровые действия: перед ребёнком предложено игровое поле с двумя разновеликими вазами и набором печенья: длинного, толстого, тонкого и короткого. Педагог рассказывает, что скоро к куклам придут гости – а печенье на столе ещё не приготовлено. Как помочь?
Педагог обращает внимание на то, что печенья отличаются, поэтому их нужно разложить в вазы в соответствии с их толщиной и размером (длиной).
Ребёнок размещает печенья используя приём наложения или приложения.
Всё хорошо и правильно размещено?
Как ты разложил печенье, на что ориентировался?
ПОДБЕРИ ЛЕНТОЧКИ ДЛЯ МАШИ И КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ
Раздел математики: величина
Цель игры: упражнять сравнивать предметы по двум признакам величины (длина и ширина)
Игровая задача (для ребёнка):
Игровые действия: перед ребёнком размещены изображения Маши и Красной Шапочки. Педагог рассказывает, что эти знакомые девочки гуля-ли по лесу – но внезапно налетел ветерок и их нарядные ленточки улетели. Теперь нужно разобраться – кому какая ленточка подходит. Ребёнок накладывает ленточки друг на друга и подбирает их в соответствии с раз-мерами к персонажам, с помощью педагога навязывает их.
Педагог задаёт вопросы:
Какая по длине ленточка вернулась Красной Шапочке?
Чем отличается ленточка Маши от ленточки Красной Шапочки?
КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ?
Раздел математики: величина
Цель игры: упражнять ребёнка в установлении размерных отношений между 3-5 предметами разной высоты, находить соответствующий данным показателям предмет.
Игровая задача (для ребёнка): поиграй в прятки с жителями теремка.
Игровые действия: перед ребёнком разложено в порядке уменьшения 5 карточек с изображением персонажей из сказки «Теремок» на обратной стороне – все карточки разного цвета и длины.
Педагог рассказывает, что после того, как построили новый теремок – жителям стало ещё веселее и у каждого есть своя комнатка. Как же узнать, кто где живёт чтобы это было интересно? Поиграть. Животные уже спрятались в своих комнатках.
Педагог: Я думаю, что лягушка спряталась в комнатке выше красной, ни-же жёлтой и т. д.
Ребёнок переворачивает карточки и узнаёт – угадал ил педагог.
Педагог задаёт вопросы:
Как тебе удалось найти зверят?
На что ты ориентировался?
Кто ещё есть в сказке «Теремок»?
Как ты думаешь, между какими комнатами комнатка волка?
Выше чьей она комнатки?
ГЕОСАД
Раздел математики: форма
Цель игры: закреплять у ребёнка умение выделять особые признаки фи-гур с помощью зрительного анализатора (включая прямоугольник)
Игровая задача (для ребёнка): распредели урожай в геометрическом саду.
Игровые действия: перед ребёнком представлены 4 дерева с кроной раз-ной формы, комплект из 12 плодов по три на одну форму. Педагог рассказывает, что в геосаду (геометрический сад) фруктовые деревья принесли свои необычные плоды, но вечером налетел суровый ветер и всё сбросил на землю. Как теперь помочь – вернуть деревьям их плоды – ведь всё перемешалось?
Ребёнок распределяет на каждое дерево свои по форме плоды. Педагог за-даёт вопросы:
Как ты вернул каждому дереву свои плоды?
Какие плоды принесли деревья?
Как тебе удалось вернуть прямоугольному дереву прямоугольные плоды?
Как тебе удалось вернуть треугольному дереву свои плоды, как ты понял это?
ПОГРУЗИ ПРЕДМЕТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФОРМОЙ
Раздел математики: форма
Цель игры: закреплять у ребёнка умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник)
Игровая задача (для ребёнка): размести предметы в соответствии с указанной на грузовиках формой.
Игровые действия: перед ребёнком представлено игровое поле с изображением трёх грузовиков с обозначенной геометрической формой (символ, рядом набор предметов разной формы. Педагог рассказывает, что при переезде на новую квартиру нужно помочь погрузить предметы на грузовики в соответствии с их формой. Как помочь, ведь это достаточно сложно?
Ребёнок распределяет предметы по грузовикам ориентируясь на их форму и соотнося с знакомыми геометрическими фигурами.
Почему тарелка оказалась в грузовике для круглых предметов?
В грузовик для каких форм ты положил салфетницу?
Почему ты положил телевизор в грузовик для квадратных предметов?
ЧУДЕСНЫЕ ОЧКИ
Раздел математики: ориентировка в пространстве.
Цель игры: закрепить умение ориентироваться в пространственном расположении предметов относительно себя.
Игровая задача (для ребёнка): расскажи, что близко, а что далеко – в соответствии с нужными очками.
Игровые действия: педагог показывает ребёнку пару очков: одни с узкими отверстиями, другие с широкими и говорит, что они чудесные: одни помогают видеть то, что находится близко, другие что далеко вдалеке. Но как же узнать – правда ли это?
Ребёнок надевает очки и выполняет правила – называет только то, что находится дальше стола от него, затем меняет очки и называет то что находится ближе до стола.
Педагог задаёт вопросы:
Как тебе удалось видеть то, что далеко и что близко?
А без чудесных очков это можно увидеть?
Как это можно увидеть?
ПРЯТКИ В ТЕРЕМКЕ
Раздел математики: ориентировка в пространстве
Цель игры: закрепить умение ориентироваться в пространственном рас-положении предметов относительно себя.
Игровая задача (для ребёнка): найди и скажи, где персонаж – не вставая со стула.
Игровые действия: перед ребёнком выстраиваются персонажи из сказки «Теремок». Педагог рассказывает, что эти зверята очень весело живут в своём теремке – но пока пришли в группу в гости. Как же повеселить гостей?
Ребёнок предлагает поиграть.
Педагог обращает внимание, что зверята бумажные и не могут бегать и прыгать – но умеют играть в необычные прятки, в которые они играют в теремке. Для этого нужно сидеть на стульчике, педагог в это время размещает зверят перед ребёнком, справа, слева, сзади, снизу сверху персонажей. Ребёнку необходимо сказать, где относительно его находится сейчас игрушка.
Педагог задаёт вопросы:
Где зверята прятались?
Кто лучше всех спрятался?
Как ему удалось всех найти?
ВЕСЁЛАЯ ПОЕЗДКА
Раздел математики: ориентировка в пространстве
Цель игры: закрепить умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд – назад, влево-вправо, вверх-вниз)
Игровая задача (для ребёнка): покатать воспитателя в такси.
Игровые действия: педагог рассказывает, что вчера ни одна машина не хотела её подвозить, даже такси из-за праздника все были заняты, а когда наконец удалось – то шофёр никак не мог попасть на нужный адрес – по-тому что не слушался её указаний. Предлагает обыграть ситуацию, чтобы её подвёз внимательный шофёр. Показывает руль, встаёт за ребёнком и указывает – куда ему ехать, используя слова: вперёд – назад, влево-вправо, вверх-вниз. Затем ребёнок садится в машину и велит воспитателю везти его, используя слова.
Педагог задаёт вопросы:
Как им удалось попутешествовать?
Как водитель знал – куда ехать?
Почему они приехали по нужному адресу?
Как нужно сказать – если нужно свернуть в сторону?
ПОМОГИ БЕЛОЧКЕ ЗАПОМНИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ СУТОК
Раздел математики: ориентировка во времени
Цель игры: закреплять у детей представления о последовательности частей суток (утро-день-вечер-ночь)
Игровая задача (для ребёнка): помоги белочке запомнить последовательность частей суток.
Игровые действия: перед ребёнком расположено игровое поле: часы с двигающимися стрелками, разделённое на четыре части по частям суток. Педагог рассказывает, что белочка, которая изображена на часах никак не может запомнить последовательность частей суток: что за чем идёт. Как ей помочь? Есть чудесные часы, по которым можно рассказать ей, что за чем идёт.
Ребёнок водит стрелочку и рассказывает: это утро, утром белочка встаёт, умывается. В обед белочка ….
Педагог задаёт вопросы:
Что наступает после вечера?
Почему ты решил, что там – где изображена спящая белочка – это ночь?
Что ты делаешь по вечерам?
ПРОДОЛЖАЙ
Раздел математики: ориентировка во времени.
Цель игры: закреплять умение ребёнка ориентироваться в определении понятий: вчера, сегодня, завтра.
Игровая задача (для ребёнка): продолжи слов за педагогом, чтобы разгадать тайну осколков времени.
Игровые действия: Перед ребёнком размещено много осколков каких-то изображений, разделенное на три группы. Педагог рассказывает, что это не обычные осколки а осколки времени, чтобы разгадать их тайну нужно пароль от каждого осколка продолжить правильно. Что сделать, чтобы узнать тайну осколков времени?
Ребёнок предлагает продолжить пароль. Педагог озвучивает правило: продолжать необходимо только то, что подходит по смыслу времени – иначе осколок не освободим. Педагог показывает пример: «Вчера мы ели на обед суп с клёцками». Далее педагог начинает фразу (вчера, сегодня, завтра, а ребёнок продолжает. За каждый верный ответ педагог даёт ребёнку фрагмент рисунка из конкретной кучки.
В итоге у ребёнка получается три разные картинки.
Педагог задаёт вопросы:
Как ты думаешь простые ли оказались осколки?
Тебе знакомо то, что на них изображено? Как? Что ты вчера делал (рисовал)
Что сегодня делал? (занимался на физкультуре)
Что завтра будет? (музыкальное занятие)
Отличается ли вчера, сегодня, завтра? Чем?
Дидактические игры по формированию элементарных математических навыков. Дидактическая игра «Угощение для белочки» Дидактическая игра «Угощение для белочки» Возраст 5-6 лет. Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10. Оборудование:.
Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе Сообщение из опыта работы на тему «Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений Математические игры Математические игры своими руками Игра «Собери МУХОМОР» Цель: закреплять умение соотносить количество и число. Материалы:.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста В этот материал входят 19 дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей разного дошкольного возраста,.
Конспект НОД для средней группы по формированию элементарных математических представлений «В гостях у сказки» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего возраста «В гостях у сказки». «Без игры нет и.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Образовательная область: Познавательное.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4–5 лет) Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4-5 лет). Тема занятия: «Путешествие.
Мастер-класс «Дидактические игры по формированию математических представлений» МБДОУ «ОСП «Детский сад «Теремок» Воспитатель ВК Береговая М. С. Цель: Повышение уровня знаний педагогов по методике формирования элементарных.
Проект для детей «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры «Юные математики»для детей 4-5 лет Выполнила:Баранова Е. В. Актуальность проекта. Одной из составляющих образовательной области является.
Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет важное значение: игра для них – способ приобретения новых знаний, труд, серьезная форма воспитания.