дидактическое пособие по мнемотехнике
Дидактические игры и упражнения с использованием мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
Дидактические игры и упражнения с использованием мнемотехники
в развитии связной речи
дошкольников»
Опыт работы воспитателя
4. Мнемотаблицы и дидактические игры
5. Примеры дидактических игр
Исследователи из Университетского колледжа Лондона изучили с
помощью томографии головной мозг 8 человек, считавшихся
чемпионами мира по способности к запоминанию информации.
Оказалось, никаких особых секретов у этих людей нет, их головной
мозг ничем не отличается от мозга человека с «нормальной
забывчивостью», а феноменальная память – следствие умелого
применения мнемотехники.
Мнемотехника (она же мнемоника) – искусство запоминания,
совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих
запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти
путём образования ассоциаций и связей.
Великий оратор Марк Туллий Цицерон обладал удивительной
способностью – произносить по памяти длинные речи. Тексты его
выступлений изобиловали множеством фактов, цифр, цитат, но
Цицерон выступал, не пользуясь никакими записями. Цицерон мог
воспроизвести по памяти огромное количество информации, благодаря
изобретенному им методу «Цицерона».
Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно,
ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего
ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью,
основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и
Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех
своих солдат — до 30000 человек.
Речь – одна из важных линий развития ребенка.
Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
•Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
•Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Наш акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.
К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети средней группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.
Мнемотаблицы и дидактические игры
Мнемотаблицы, схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать:
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника многофункциональна. На основе использования её приёмов можно создать разнообразные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьми,необходимо только придерживаться следующих требований:
— модель должна отображать обобщённый образ предмета;
— раскрывать существенное в объекте;
— замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
В процессе работы подобрана серия дидактических игр и упражнений, направленных на увеличение словарного запаса, на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения, на умение составлять описательные рассказы, передавать связно и выразительно художественный текст, на составление сказок, творческих рассказов.
Примеры дидактических игр
1. Дидактическая игра «Лото – «Живой мир».
Задачи игры:
• закрепить знания о диких и домашних животных;
• учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам;
• обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных;
• подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных;
• развивать умение употреблять предложения сложных конструкций;
• воспитывать культуру речи;
• развивать координацию движений и умение владеть своим телом при показе пантомимы.
Мотивация: Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки.
Правила игры: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
2. Игра «Какая сказка спряталась?»
Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать схемы сказок и рассказать любую сказку.
3. Игра «Угадай, кто я?»
Развивает словарный запас, расширяет представления детей о характерных признаках и повадках животных.
Цель: составить описательный рассказ о животном.
Ход игры.
Вариант №1 Детям предлагают опорную мнемотаблицу, по которой составляется рассказ.
Вариант №2 Детям предлагают мнемотаблицу, ребёнок должен угадать животное и составить связный рассказ.
Вариант №3 Ребёнок сам создаёт мемотаблицу о каком – либо животном и предлагает другим детям угадать это животное.
Цель: развивать умение составлять творческие рассказы; закрепить понятие о структуре рассказа (начало, середина, конец, учить использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет достаточно точно передать сюжет, не сбиваясь от начала до конца.
Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.
*Журналы »Дошкольное воспитание» №12 за 2000 г. ; №3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
*Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
*Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.
*Полянская Т. Н. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
*Тихомирова Л. Ф. «Познавательные способности детей 5-7 лет». М. 2005
*Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.
Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.
Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово»с использованием звуковой линейки. Цель данных упражнений, показать детям, что.
План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.
Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.
Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.
Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.
Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.
Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.
Дидактические материалы на основе мнемотехники
Надежда Дроздова
Дидактические материалы на основе мнемотехники
Дидактические материалы
на основе мнемотехники
«Детский сад № 6» г. Перми
Дроздова Надежда Ивановна
Дошкольный возраст характеризуется наглядно-образным мышлением. В этом возрасте ребенок овладевает сенсорными эталонами, символами, знаками. Наиболее эффективно знаковая система может быть представлена в наглядных моделях, схемах, таблицах. Л. Венгер, А. Запорожец, Ж. Пиаже и др. исследователи отмечали необходимость развития у ребенка способности к замещению, различным преобразованиям, умению находить взаимосвязи, что способствует развитию воображения, памяти. Развитие памяти неразрывно связано с мышлением, которое опирается на образы: чем больше образов хранится в памяти ребенка, тем разнообразнее, точнее мысленное оперирование ими. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Т. В. Большова придает особое значение в работе с детьми дошкольного возраста по развитию памяти, мышления, речи, воображения использованию в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения. Мнемотаблицы позволяют перекодировать информацию, т. е. преобразовать абстрактные символы в образы. На основе закодированных символов ребенок приобретает опыт запоминания информации, воспроизведения образов, которыми он может мысленно оперировать.
Использование мнемотаблиц актуально в каждом периоде дошкольного возраста. Но особое значение оно приобретает в работе с детьми от 3-х до 5-ти лет.
Цель. Развитие образного мышления, памяти, воображения, речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники.
Знакомить на основе таблиц с характерными особенностями объектов и явлений, учить соотносить со знаковым (схематичным) изображением
Содействовать развитию у детей умения классифицировать, обобщать, делать простые умозаключения,
Обучать последовательно рассказывать с опорой на наглядность (мнемодорожку)
Воспитывать у детей интерес к произведениям художественной литературы
Прогнозируемый результат. Повышение уровня развития психических познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение, речь. Готовность к продуктивным самостоятельным действиям, умение использовать накопленный опыт в новой обстановке, на новом материале.
Методика использования дидактических материалов
Т. В. Большова в пособии «Учимся по сказке» предлагает следующую последовательность использования мнемотаблиц вы работе в детьми дошкольного возраста:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ произведения с опорой на символы (образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.
При этом пересказ произведения могут вести сами дети прибегая в незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах) или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах.).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки или произведения основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка (или произведение) «спряталось» в таблице? Про кого эта сказка?»
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы и мнемодорожки, т. к. у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: «Солнышко желтое», «Девочка с бантиком», «Кроватка с цветным одеялом», «Кошка серая» и т. д.
Опорным в таблице является изображение главных героев в сказке-произведении, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки (произведения, содержание которой «завязано» вокруг ее главных героев.
В таблице схематически возможно изображение персонажей произведения, явления природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать все то, что посчитается нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Возможность использования мнемотаблиц достаточна широка. Кроме занятий по развитию речи, где происходит обучение последовательному рассказыванию, развитие воображения при воссоздании образа посредством слова, мнемотаблицы можно использовать при ознакомлении с окружающим при обобщении, классификации объектов окружающего мира. Мнемотаблицы результативно использовать при закреплении последовательности действий и явлений в повседневной жизни (одевания, умывания, распорядке дня, смене частей суток, играх, выполнении поручений и др.).
Опираясь на методические разработки Т. В. Большовой «Учимся по сказке» по развитию мышления дошкольников с помощью мнемотехники, я разработала свои мнемотаблицы по литературным произведениям.
С детьми младшего дошкольного возраста эффективнее использовать на начальных этапах мнемодорожки, которые несут информацию в небольшом количестве. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения, актуальные для детей данного возраста.
Например, при разучивании с детьми песенки «Тили-Бом», я изобразила в таблице горящий дом, Кошку, Курицу, Лошадку, Зайку, Собачку (См. ч. 2 «Дидактические материалы»). Первоначально дети при помощи воспитателя запоминают последовательность песенки и воспроизводят ее в дальнейшем самостоятельно с опорой на картинки мнемодорожки.
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
Значение мнемотаблиц в развитии речи очень велико, так как они способствуют развитию многих психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышление и непосредственно речи.
Произведение Л. Воронковой «Маша-растеряша» и произведения многих других авторов можно использовать в нескольких направлениях, не только по развитию речи, но в социальном развитии, ознакомлении детей с окружающим. В социальном развитии – обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания, правилам этикета. При ознакомлении с окружающим дети знакомятся и закрепляют названия одежды, мебели, животных, объединяют их в группы, т. е. классифицируют, обобщают.
Через литературные произведения я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью я использую обучающие мнемотаблицы, которые несут в себе информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу беру на себя: показываю и довожу до детей то содержание, которое я вложила в таблицу.
Знакомя детей с явлениями природы, читаю им стихи, показываю мнемотаблицы со схематичными изображениями явлений природы, на основе которых дети соотносят реальные явления с их символами и словесными образами, созданными поэтами. Данная работа позволяет подвести детей к осознанию элементарного понятия «сезон как время года».
Размер мнемотаблиц может быть различным, но для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются таблицы на 4 клетки 2х2, на 9 клеток 3х3.
В результате использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста приемов мнемотехники, было отмечены качественные изменения мышления, памяти, речи, воображения детей. Эти данные были зафиксированы при помощи наблюдений, бесед, позволяющих выявить уровень актуального развития детей. Дети легче запоминают при помощи мнемотаблиц стихотворения, самостоятельно их рассказывают, могут без помощи взрослого составить рассказ, опираясь на схематичный план (мнемодорожку, придумывают различные определения при описании игрушки. Достаточно быстро приобретают навыки самообслуживания (при одевании-раздевании, умывании и т. п., приобщаются к правилам этикета, к нормам общепринятого поведения в обществе (умение играть вместе, убирать на место игрушки и др.)
В перспективе хочу разработать мнемотаблицы для детей старшего дошкольного возраста, так как обучение на основе приема мнемотехники значительно сокращает время обучения при получении новых знаний, позволяет применять эти знания в новых условиях, оперировать образами на основе символов.
Дидактические материалы
Мнемотаблицы и дорожки
При ознакомлении с явлениями природы (зима)
Пособие «Мнемотехника для дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждения
детский сад №104 «Гуси лебеди»
Мнемотехника для дошкольников
Методическое пособие для ДОУ воспитателей
Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».
В подготовке пособия принимали участие: Хусаинова Мария Николаевна.
Рецензент: Аббязова Т.Л.
Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. –1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,– 44 с.
В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.
Методическое пособие раскрывает создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
— как происходит обучение?
В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии.
Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы МБДОУ детского сада 104 «Гуси лебеди». Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др
Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Для чего нужна мнемотехника?
Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:
развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
развитие логического мышления;
становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;
техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.
В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Перечень стихотворений с наглядным моделированием!
Стихотворение «Детский сад».
Стихотворение «Белый мишка».
Стихотворение «В лесу».
Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мы ставим перед собой цель продиагностировать память детей. В данной работе проводилось обследование слуховой, зрительной, образной памяти.
При изучении детей очень важным представлялось использовать диагностику, которая позволила определить уровень развития зрительной, слуховой, образной памяти. В качестве основного метода исследования была выбрана индивидуальная работа.
В процессе изучения детей также применялись методы психолого-педагогического исследования: беседа и наблюдение. С помощью беседы решались две задачи: установление контакта с ребёнком и общее знакомство с ним. При этом выявились особенности устной речи детей, направленность их интересов, характер отношений с взрослыми и сверстниками. Это способствовало более глубокому пониманию некоторых сторон личности детей.
При проведении эксперимента большое внимание уделялось созданию эмоционального дополнительного настроения у испытуемых. В то же время делалось все необходимое, чтобы у детей возникало чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе опыта.
Метод наблюдения входил как составная часть эксперимента. Для качественного анализа психики ребёнка мы наблюдали за поведением ребёнка в экспериментальной обстановке, его отношение к возникающим трудностям.
Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2016 г. в городе Ульяновске. Исследовалась группа младших дошкольников, состоящая их 10 человек, в возрасте 3-4 лет, из которых 6 девочек и 4 мальчика.
Как было сказано выше, эксперимент проводился в индивидуальной форме. Эксперимент состоял из 3 серий и проводился поэтапно, чтобы у детей не возникло чувство переутомления, что им свойственно. При обследовании слуховой памяти использовалась Методика «10 слов», зрительной памяти – методика «Нелепицы», образной памяти – методика Л.Ф.Симоновой.
Первая серия. Методика «10 слов».
Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.
Оценка: воспроизведение 5 – 6 слов после первого прочтения свидетельствуют о хорошем уровне слуховой механической памяти.
Вторая серия. Методика «Нелепицы».
Картинки, изображающие нелепые ситуации, заимствованы из методического пособия С.Д.Забрамной «Отбор детей во вспомогательные школы».
Ребёнку предъявляется картинка и даётся следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей совместной работе, а пока, чтобы не скучать, посмотри вот на эту картинку, затем картинку у него забирают. Нужно фиксировать все высказывания ребёнка. Если в течение 15 секунд ребёнок молчит, то ему следует задать вопросы.
Понравилась ли тебе картинка? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся следующий вопрос).
Что тебе понравилось? (Если ребёнок начинает перечислять фрагменты ситуации, то задаётся следующий вопрос).
Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов).
А ещё что? Может быть, вспомнишь? (Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задаётся вопрос).
Смешная картина? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся новый вопрос).
Что же там смешного? (Если нет чёткого отношения к ситуации как к нелепой, то задаётся следующий вопрос).
А может быть такое в жизни? Может быть, здесь что – то перепутано?
В тех случаях, когда ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую («Тут всё перепутано») и активно называет запомнившиеся фрагменты, все перечисленные вопросы снимаются.
При оценки результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.
Третья серия. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Оценка результатов тестирования проводиться по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма – 6 правильных ответов и больше.
Как было сказано выше, первая серия заданий была дана в форме воспроизведения слов.
Оценку мы проводили по 3 уровням:
Правильно выполнили задание (+)
Не справились с заданием (-)
Искажение структуры слова (-/+)
Среди детей 2- ой младшей группы:
Как показали результаты этой серии эксперимента, 1 человек полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Три ребенка справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Шесть детей имеют затруднения в выполнении данного задания, из 10 предложенных слов правильно воспроизведено от 1 до 4 слов. Дети не обращались за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергали.
При выполнении данной серии заданий, наблюдались следующие особенности выполнения заданий:
дети с интересом выполняли задания;
дети, которые внимательно слушали педагога быстро, чётко и точно воспроизводили предложения;
также была замечена такая особенность: 3 человека из группы не проявляли первоначального интереса к заданию, желание работать у них вызывало обещание педагога поиграть с ними в игру.
Во второй серии детям были предложены картинки «Нелепицы».
Оценку мы проводили по 3 уровням:
Правильно выполнили задание (+)
Справились с заданием с помощью педагога (+/-)
Не справились с заданием (-)
1 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Меньшая часть детей 2 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Большая часть обследуемых 7 человек с заданием не справились, даже с использованием помощи.
При выполнении наблюдались следующие особенности выполнения. Один ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок, к помощи педагога не обращался. Почти все дети затруднялись в понимании задания, не сразу могли понять, что от них требуется. Два ребенка справились с большей частью задания, но прибегали к помощи педагога; помощь принимали и после объяснения смысла инструкции, дети выполняли задания правильно. Семь человек не справился. Следует отметить, что выполнение этого задания не вызывает у некоторых детей интереса, т.к. процесс этот труден для выполнения одного и того же задания. Также важно отметить, что несколько человек в группе вообще самостоятельно не смогли выполнить задания, им постоянно требовался контроль педагога и дополнительные вспомогательные средства (наглядный материал, наводящие вопросы). Это указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность.
Третья серия. Задание состояло из 12 картинок. Результаты были оценены по следующим уровням.
Задание выполнено, верно (+)
В выполнении заданий требовалась помощи педагога, она привела к верному выполнению заданий (+/-)
Задание выполнено неверно (-)
Из анализа результата третьей серии:
2 человека выполнили задание без ошибок, назвали три правильные картинки.7 человека фактически не справились с заданием, выполнили из 12 слов 1- 4. 1 человек справился с заданиями частично.
Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы. Все дети воспользовались помощью педагога, хотя в некоторых случаях эта помощь не приводила к положительному результату, т.е. правильному выполнению задания.
В констатирующем эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.
Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 60% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. У детей низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Дети безынициативны, медлительны, не проявляют интереса к предложенным заданиям. Анализ заданий показал, что ошибки у данных детей из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.
Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 30% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Если же задание было непосильным, то интерес к его выполнению сразу же пропал. У детей этой подгруппы наблюдалось желание преодолевать трудности самостоятельно, но и они обращались за помощью.
Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети часто отвлекались, многократно переспрашивали одно и тоже, что отвлекало их внимание от выполнения задания. Они были достаточно активны, но быстро утомлялись. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.
Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 10% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, общий запас знаний, высокий уровень развития речевого развития. В данную группу вошёл 1 ребёнок. Также не менее важно отметить, что у этого ребёнка, как представителя сильной группы нет нарушения в поведении, внимательно слушает педагога, помощь воспитателя практически не требуется.
Выводы по результатам констатирующего эксперимента.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у всех детей усваивается материал по-разному, это обусловлено уровнем подготовки детей, также большую значимость имеет зона ближайшего развития.
При выполнении различного вида заданий, описываемых в эксперименте, дети столкнулись с трудностями интеллектуального и психического характера. Также важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.
В ходе констатирующего эксперимента был подтверждён тот факт, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению положительной эмоциональный настрой, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений. Также в ходе эксперимента группа разделена на уровни усвоения знаний, умений и навыков. Это разделение носит относительный характер, так как на различных этапах обучения уровни могут поменять свой состав.
Нами был проведен формирующий эксперимент, где мы использовали мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, для заучивания стихотворений и сказок. Материал для заучивания представлен в приложении.
Контрольный этап проводился в апреле 2017 года.
Первая серия оценивалась так же как и констатирующем этапе.
Среди детей 2- ой младшей группы:
3 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Большая часть обследуемых 6 детей пропускали отдельные слова. 1 исследуемый допускал пропуск слов, искажения структуры слова.
Как показали результаты этой серии эксперимента, 3 ребенка полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Шесть детей справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Один ребенок имеет затруднения в выполнении данного задания, в силу своей гиперактивности. Данный ребенок не обращался за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергал.
Во второй серии контрольного эксперимента.
2 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Большая часть детей 7 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Один ребенок с заданием не справились, даже с использованием помощи.
Третья серия контрольного этапа.
Из анализа результата третьей серии:
4 человека выполнили задание без ошибок, назвали четыре правильные картинки. 6 детей справился с заданиями частично. Не справившихся с заданием не было.
Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы, это качество стало значительно лучше, сравнивая с констатирующем этапом. Все дети воспользовались помощью педагога.
В контрольном эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.
Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 10% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. В эту группу входил один ребенок. У него низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Анализ заданий показал, что ошибки у ребенка из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.
Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 70% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети младшего дошкольного возраста и свойственно частые отвлекания, недостаточность словарного запаса. Данные дети быстро уставали. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.
Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 20% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, хороший словарный запас. В данную группу вошли 2 исследуемых.
Выводы по результатам контрольного эксперимента.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.
Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:
— использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.
— система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.
— использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.
— благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.
Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.
Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.
Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Для чего нужна мнемотехника……………….7
Перечень стихотворений с наглядным моделированием……………………………. 12