динамика семейных отношений жизненный цикл семьи

Динамика (жизненный цикл) семьи

динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть картинку динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Картинка про динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть картинку динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Картинка про динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть картинку динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Картинка про динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть картинку динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Картинка про динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи

динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть картинку динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Картинка про динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи

динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть картинку динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Картинка про динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи

Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 г. Э.Дюваллем и Р.Хилом.

8 стадий развития семьи(по Э. Дюваллю):

0 – вовлечение (встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу)

1супружеские пары без детей. Задачи стадии:

— сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов;

— урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями;

— войти в круг родственников.

— адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенца;

— организация семейной жизни, удовлетворяющей родителей и детей.

3семья с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии:

— адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию;

— преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

— присоединение к семьям с детьми школьного возраста;

— побуждение детей к достижению успехов в учебе.

— установление в семье равновесия между свободой и ответственностью;

— создание кругов интересов у родителей, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.

6уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии:

— ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки (брак, переезд, работа);

— сохранение духа поддержки как основы семьи.

7средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию). Задачи стадии:

— перестройка супружеских отношений;

— поддержка родственных связей со старшим и младшим поколением.

8старение (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задача стадии:

— адаптация к уходу на пенсию;

— решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни;

— сохранение семейных связей и адаптация к старости.

При переходе от стадии на стадию семья переживает закономерные кризисы развития. Они называются нормативные(когда количество переходит в качество).

В цикле развития семьи возможны также стадии регрессии и фиксации, когда семья дальше не двигается, а фиксируется на той стадии, на которой она не смогла пережить кризис.

Переходные периоды(с одной стадии на другую):

0 – 1 – взятие на себя супружеских обязательств;

1 – 2 – освоение супругами родительских ролей;

2 – 3 – принятие факта появления в семье ребенка;

3 – 4 – включение детей во внешние социальные структуры, детские учреждения;

4 – 5 – принятие факта, что ребенок стал подростком;

5 – 6 – экспериментирование семьи независимостью подростка;

6 – 7 – уход детей из семьи: супруги сталкиваются с необходимостью остаться одни;

7 – 8 – принятие факта ухода на пенсию, старость.

Ухаживание у людей зависит от 2 – х факторов:

Наибольшее число предбрачных знакомств у мужчин приходится на возраст 24 года, у женщин на 17 лет.

Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.

Э.Фромм утверждает, что цель брачного поведения мужчин и женщин заключается в том, чтобы быть любимым, чтобы возбудить чувство любви к себе.

Известна следующая статистика по предбрачному знакомству. Молодые люди знакомятся:

Оптимальный строк добрачного периода составляет 2 года. Первый год – процесс влюбленности, интереса, а второй – возникают конфликты, влюбленные приспосабливаются к недостаткам друг друга; процесс обдумывания.

К добрачным факторам риска относят:

— ранний возраст брачующихся, ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;

— поздний возраст (на Западе: для мужчин 40 – 45 лет, для женщин 30 – 35 лет);

— превышение возраста жены относительно возраста мужа;

— наличие у жены более высокого образования;

динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Смотреть картинку динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Картинка про динамика семейных отношений жизненный цикл семьи. Фото динамика семейных отношений жизненный цикл семьи

— гетерогенность статуса (например, она – командир танковой дивизии, а он – воспитатель детского сада);

— социально – демографическая разница в происхождении;

— отсутствие братьев и сестер у жены;

— отсутствие сестер у мужа;

— неустойчивость отношений до брака;

— отрицательное отношение родителей к браку;

— слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

— неоптимальные мотивы вступления в брак;

— наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.

Выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке:

o высшее образование у мужчин;

o оптимальный возраст вступления в брак;

o оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 до 3 лет);

o «теплые» отношения до брака;

o сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);

o наличие ролевых ожиданий и их совпадение и согласованность;

o наличие общих друзей будущей семейной пары;

o согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Источник

Динамика (жизненный цикл семьи)

И кризисы ее развития

Динамика семьи — это изменение структуры и функций семьи в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Семья — не статичное образование, с течением времени она развивает­ся. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла (ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После того как семья сформировалась, в большинстве случаев она сначала расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращает­ся, когда дети покидают дом, чтобы стать взрослыми. Соответ­ственно этому, меняются отношения иерархии и эмоциональ­ной дистанции между членами семьи. Если на этапе создания семьи близкие отношения наблюдаются между супругами, тос появлением ребенка дистанция между ними увеличивается, так как женщина, приняв роль матери, сближается с ребенком, нередко оттесняя отца на периферию. Другой пример — когда ребенок вырастает, он неизбежно выходит из-под власти роди­телей и отдаляется от них, а они опять сближаются.

Е. Дюваль первым опубликовал работу по проблемам раз­вития семьи и подразделил ЖЦС на 8 стадий, связанных с раз­витием [Duval Е., 1957].

0.Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональ­ное притяжение друг к другу.

Супружеские пары без детей. Задачи стадии: формирова­ние брачных отношений, удовлетворяющих обоих супругов; урегулирование вопросов, касающихся беременности и жела­ния стать родителями; включение в круг родственников.

1.Появление в семье детей (возраст ребенка — до 30 мес.). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, за­бота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и младенцев.

2.Семья с детьми дошкольниками (возраст старшего ребен­ка — от 30 мес. до 6 лет). Задачи стадии: адаптация родителей к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

3.Семьи с детьми —младшими школьниками (возраст стар­ших — от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов учебе.

4.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга инте­ресов, не связанных с родительскими обязанностями, и реше­ние проблемы карьеры.

5.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки. Сохранение духа поддержки как основы семьи.

6.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухо­да на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отно­шений; сохранение родственных связей со старшим и младшим поколением.

7.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохране­ние семейных связей и адаптация к старости.

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем кризисам, кото­рые в своем развитии переживают организм, личность и другие социальные группы. В отличие от ситуативных стрессов, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как нормативные [BurnhamJ. В., 1991]. «Нормативные стрессы» опи­сываются как критические точки прохождения семьи от стадии к стадии. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не способны удовлетворить возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к более ранним моделям функционирования семьи (механизм регрессии) либо останавливаются в своем развитии, то есть фиксируются на определенной стадии (механизм фиксации). В этой связи был сделан вывод о необходимости внимательно­го изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к дру­гой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС [Nickols М. Р., 1984].

Большое значение исследователи придают переходным пе­риодам.

О—1. Принятие на себя супружеских обязательств (ролей мужа и жены).

1) —2. Освоение супругами родительских ролей.

2) — 3. Принятие факта появления в семье новой личности.

3) — 4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).

4) — 5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

5) — 6. Экспериментирование семьи с независимостью под­ростка.

6) — 7. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем.

7) — 8. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Структура семейных ролей

Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны и имеют право делать, вступая друг с другом в отношения. Кро­ме действительного поведения в понятие «роль» включаются также желания, цели, мысли, убеждения, чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются от члена семьи или приписываются ему. Например, роль матери подразумевает, что любая мать заботится о своих детях. В роль матери входит также комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь. Од­нако мать — это и цели, к достижению которых она стремится, а именно цель воспитать своих детей достойными людьми.

В понятие роли входят и нормы, и санкции. Нормы опреде­ляют, что конкретно, с точки зрения группы, должно выпол­няться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овла­деть различными умениями и навыками, должна контролиро­вать их поведение, а в случае необходимости — наказывать. Санкция — это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Окружающие могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Или мать может испытывать действие внутренней санкции — угрызений сове­сти, осознавая, что не любит своего ребенка.

Члены семьи исполняют разные семейные роли: мужа, жены, матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, внучки, свекрови, свекра, тещи, тестя, невестки, зятя, старшего брата и сестры, младшего брата и сестры и пр. При этом в семье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и совмест­но ведущих хозяйство, один и тот же член семьи должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка — сынаи младшего ребенка — дочери, зятя тестя и тещи). Неумение гибко исполнять все эти роли может спровоцировать разно­образные ролевые семейные конфликты и привести к семей­ной дисфункции.

Роль и вся система ролей в данной семье должны соответ­ствовать определенным требованиям.

1.4. Они должны создавать достаточно целостную систему. Если требования к представителю определенной роли противо­речивы, возникают серьезные трудности в ее выполнении (на­пример, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мяг­ким, послушным и одновременно мужественным, независимым).

1.4. Совокупность ролей, которые индивид исполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребности в уваже­нии, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но и дает ему право ожидать от жены любви, уважения, удовлетво­рения сексуально-эротических потребностей.

1.4. Исполняемые роли должны соответствовать возмож­ностям индивида. Когда требования непосильны, возникают нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие сво­ей неуверенности справиться с ролью). Пример этого — «ре­бенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия родителей или их личностных нарушений родитель­ские обязанности ему приходится брать на себя.

1.4. Система семейных ролей, которые исполняет индивид, должна удовлетворять не только его потребности, но и потреб­ности других членов семьи. Ролевая структура, при которой от­дых одного члена семьи обеспечивается за счет непомерного труда других, а разрядка эмоционального напряжения дости­гается за счет его «вымещения на другом», легко может стать психотравмирующей.

К основным ролевым нарушениям можно отнести: трудно­сти принятия семейных ролей, путаницу в выполнении ролей, нарушение отношения к себе как к носителю семейной роли, наличие патологизирующих семейных ролей.

Трудности с принятием семейных ролей, например мужа и жены, не только могут привести к супружескому конфликту,но даже и к распаду семьи. Путаница ролей — это функциони­рование по отношению к определенному члену семьи с позиции несвойственной этому отношению роли. Иллюстрация этого — попытка матери вести себя по отношению к сыну-подростку как к своему мужу.

Фактором, дестабилизирующим здоровье члена семьи, мо­жет также выступать нарушение его отношения к самому себе как носителю семейной роли по типу «Я — плохая дочь (сестра, жена, мать и пр.)».

В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер. Од­нако нередко семейные роли являются патологизирующими. Под патологизирующими семейными ролями понимают такие, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного коз­ла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя семьи», «больного члена семьи» и пр. [Richter Н.-Е., 1970; BarkerPh., 1981]. Есть семьи, где один из членов семьи игра­ет социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других — члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-то из членов семьи принять на себя такую роль. Нередко оба типа ролей сочетаются.

Иллюстрацией этого является делегирование роли взросло­го ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок ставится перед необходимостью быть маминой «опорой» — поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется («триан­гулируется») матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, делегирует­ся для переговоров с отцом на следующее утро, чтобы его «вра­зумить», и т. д. [Холмогорова А. Б., 2002].

Поданным Э. Г. Эйдемиллераи В. Юстицкиса [1999], у 66% семей, в которых проживали подростки с нервно-психически­ми расстройствами, отмечены либо структура жестко фикси­рованных патологизирующих семейных ролей, либо ролевая структура, как таковая, отсутствовала изначально.

Семейные подсистемы

Семейные подсистемы — это локальные, дифференци­рованные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции и обе­спечивать ее жизнедеятельность [Nickols М., 1984; Минухин С., Фишман Ч., 1998].

Основные семейные подсистемы — супружеская, роди­тельская и сиблинговая. Каждый член семьи может быть участ­ником нескольких подсистем. Например, в семье из трех поко­лений, в состав которой входят муж и жена, их дети и дедушка, жена одновременно является членом супружеской, родитель­ской и детской подсистем.

Семейные подсистемы могут состоять из одного члена се­мьи, двух, трех и более человек.

Индивидуальная подсистема предполагает представление о собственном «Я», включая личностные и исторические детер­минанты, а также влияние социального контекста. Она способ- па проявлять гибкость и изменяться.

Супружеская подсистема представляет модель интимных взаимоотношений, осуществляемых в повседневных взаимо­действиях. Восприятие этих взаимоотношений жизненно важ­но для развития ребенка. Дети наблюдают примеры выражения любви и привязанности между супругами, способы преодоления конфликтов в семье, стили переговоров. Это становится частью их ценностей и ожиданий от взаимодействия с внешней средой.

Родительская подсистема связана с выполнением вос­питательной функции в семье. В эту подсистему могут быть включены не только родители, но также другие родственники: бабушки, дедушки, тети и дяди. Ребенок определяет ожидания родителей, дает им возможность удовлетворить свои потребно­сти как матери и отца. От реакций старших на свое поведение дети узнают, какие виды поведения поощряются, а какие на­казываются. Таким образом, в семье у детей формируется ощу­щение своей адекватности.

Подсистема сиблингов вырабатывает собственные стерео­типы взаимодействия: соперничества, сотрудничества, враждеб­ности, поддержки. Братья и сестры учатся друг у друга получатьудовольствие, избирать «козлов отпущения», дружить и враж­довать, добиваться признания. В постоянном процессе взаи­модействия сиблинги занимают места различного социально­го ранга, приобретают ощущение принадлежности к группе, осознание возможностей индивидуального выбора в рамках семейной системы.

В зависимости от принадлежности к подсистеме одного поколения или разных выделяют два основных типа семейных подсистем: однопоколенную (родительскую, симблинговую) и разнопоколенную (детско-родительскую) [Beavers, 1985; Wood, 1985]. Родительские диады в целом показывают более высокую степень сплоченности, чем подсистемы «родитель — ребенок» [Madanes С., 1981].

Семейные границы

Внешние и внутренние границы — это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные пред­писания в определенном аспекте семейной жизни — супруже­ском, родительском, детской группе и др. [MinuchinS., 1981]. Границы определяют структуру семьи и динамику семейной жизни. Нечеткость правил и норм, их противоречивость, непроговоренность способствуют росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости личности и семьи.

В нормально функционирующей семье внешние границы способствуют формированию ее идентичности, а внутренние структурируют внутреннее психологическое пространство. Внутренние границы задаются посредством разницы поведе­ния между членами семьи различных подсистем.

Границы бывают жесткими, размытыми и проницаемыми.

Если внешние границы семьи жесткие (то есть семья живет очень замкнуто, гости приходят редко, по конкретным поводам и только по приглашению), то у членов семьи нередко возникает страх перед внешним миром, не формируются навыки общения с другими людьми. В результате внутренние границы между под­системами становятся размытыми. Например, в таких семьях родители много времени могут посвящать детям. И нередкоответственность за дела детей берут на себя. Возникает поведен­ческое оформление размытых границ: мама делает с ребенком уроки, и поэтому он за них не отвечает. И если ребенок получит двойку, то это не его двойка, это двойка мамы.

Недостаточно четкие, размытые границы между подси­стемами не только тормозят развитие семьи и взросление ее членов, но также способствуют образованию коалиций — объ­единению между членами подсистем. Коалиции, как правило, предполагают наличие триангуляции — использования тре­тьего для решения конфликта между двумя другими членами семьи. Например, отец, которому никак не удается наладить теплые отношения с «деловой» женой, излишне приближает к себе дочь, неосознанно воспринимая ее не только как ребенка, но также как подругу и объект эротической привязанности.

Если внешние границы семьи размытые, то семья нередко становится похожей на проходной двор, куда в любую мину­ту посторонние люди могут вторгнуться извне. Тогда границы подсистем внутри семьи с целью ее сохранения становятся бо­лее жесткими. Например, раньше дети в нашей стране больше времени проводили в дошкольных и школьных учреждениях, а на улице существовали детские компании. И поэтому чаще можно было наблюдать подсистемы родителей и детей, а не мешанные детско-родительские подсистемы, как это прояв­ляется сейчас [Варга А. Я., 2001].

В нормально функционирующих семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы.

В дисфункциональных семьях, для которых характерны на­рушения в выполнении супружеской, родительской, матери­ально-бытовой и других функций семьи, обычно наблюдаются либо жесткие, либо размытые границы между подсистемами | Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999]. В случаях жестких границ коммуникация между подсистемами резко ограничена, не про­исходит обмена информацией. При размытых границах стрес­сы, переживаемые в одних подсистемах, легко иррадиируют на другие подсистемы.

Границы семейных подсистем определяют функциональные и дисфункциональные коалиции в семье. Наличие триангуляции(использование третьего лица для решения конфликта между двумя членами семьи) указывает на существование проблем в семье, в частности дисфункциональной коалиции. Например, можно наблюдать подсистему матери и детей, с одной стороны, и отца — с другой. Может иметь место подсистема супруги с ее родителями, действующая против мужа.

Семейные коалиции позволяют получить информацию о структуре и иерархии в семье, определить семейную проблему [Минухин С., Фишман Ч., 1998]. Диффузные границы между подсистемами усиливают процесс «семейной беспомощности» у всех членов семьи, и в большей степени — у «идентифици­рованного пациента», симптоматическое поведение которого является поводом обращения к психологу.

«Идентифицированные пациенты» своим отклоняющимся поведением стараются нарушить жесткие границы в семье.

Семейные конфликты

Межличностные семейные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий между членами семьи. В зависи­мости от проблем, затрагиваемых возникшим противоречием, можно выделить ряд типов семейных конфликтов.

В ценностных семейных конфликтах разногласия между членами семьи связаны с их противоречащими друг другу пред­ставлениями, имеющими для них значимый характер. Ценно­стями семейных отношений является то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи, и то, какой, соответственно, она должна быть (идеальный вариант семьи).

Конфликты интересов затрагивают цели, планы, мотивы чле­нов семьи, которые оказываются несовместимыми друг с другом.

Следующий межличностный семейный конфликт — это конфликт между членами семьи, возникший из-за нарушения правил взаимодействия.

Таким образом, семейные конфликты отличаются аспек­тами межличностных отношений и определяются характером разрешения коммуникаций в семье. При этом одна и та же при­чина может вызвать семейный конфликт различных типов.

Остроту семейного конфликта можно уменьшить и тем са­мым снизить или по возможности исключить эмоциональный накал в семье, зная степень эмоциональной вовлеченности чле­на семьи в межличностный конфликт еще на неосознаваемом уровне.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 858 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *