дипломатия это инструмент построения отношений
10 привычек дипломата, которые помогут тебе правильно говорить с людьми
Когда от твоих слов и действий буквально зависит жизнь и благополучие миллионов человек, у тебя вырабатываются особые привычки, манера общения, мимика и ещё много чего. Они помогают тебе не упасть в грязь лицом и не потащить за собой целое государство. И пусть дипломатия — это сложнейший процесс, в котором могут преуспеть только лучшие из лучших, попытаться развить в себе некоторые из навыков будет весьма полезно каждому человеку.
1. Не показывать своих желаний
Умение скрывать свои истинные намерения у дипломатов почти в крови. Если твой оппонент знает твои цели и желания, то он с лёгкостью может надавить на тебя. Эта аксиома работает абсолютно во всех случаях, даже когда тебе необходимо что-то приобрести или продать.
Когда ты сможешь убедить продавца или покупателя в том, что им самим выгодно работать именно с тобой, то уже ты будешь владеть ситуацией и устанавливать свои правила. Если ты продаёшь, то пусть знают, что покупателей у тебя полно, и они должны поспешить с оплатой. А если покупаешь — пусть знают: ты можешь позволить себе выбирать сколько угодно, ведь вариантов полно, и пусть они сами покажут, что их товар лучше. И делать так нужно, даже если выбора у тебя нет. Особенно если выбора нет.
2. Вести себя соответственно своему статусу
Полностью оказаться от стереотипов человечество не сможет никогда. Плохо это или хорошо — неважно. Важно уметь пользоваться стереотипами и соответствовать своему статусу, если ты хочешь добиться от человека желаемого. Статус в социуме есть у всех — на его основе у людей появляется к тебе уважение или, наоборот, неуважение.
Помни, что все думают, будто они хорошо разбираются в людях, а это значит, что они будут не готовы к неожиданному ответу или поведению, которое бы не соответствовало твоему статусу. Используй это для достижения своей цели.
3. Соблюдать установленные правила
В любой социальной группе есть свои правила поведения. И прежде чем войти в новый круг общения или начинать взаимодействовать с людьми из разных групп, было бы неплохо узнать, как и почему именно так они ведут себя с другими.
Чтобы зайти за своего, подстраиваться придётся часто — для этого дипломаты для начала наблюдают и только потом начинают действовать. Выясни, что люди обсуждают, над какими шутками смеются и как относятся друг к другу, и только потом начинай вливаться в коллектив. Так ты никогда не станешь изгоем или же объектом насмешек и издёвок.
4. Правильно реагировать на неприятности
У всех бывают тяжелые моменты в жизни: неудачи на работе и учёбе, разрыв отношений да и просто банально плохие дни. Но все эти трудности не должны выбивать из колеи, а если быть более точным — не должны отражаться на нашем общении с другими.
Умение скрывать свои эмоции при неудаче — это тонкое искусство, но весьма полезное. Пусть окружающие знают, что тебя ничто не может сломить, все неудачи ты переносишь стойко да и вообще не считаешь их серьёзными.
5. Не ставить себя выше других
Суть любых переговоров — умение договориться, а высокомерие этому никак не способствует. Все дипломаты без исключения относятся к оппонентам с уважением, даже если в глубине души они их недолюбливают или откровенно презирают.
Пытаясь всем вокруг доказать свою исключительность, ты только покажешь, что на самом деле ничем не лучше других. Пусть за тебя говорят твои поступки и личные достижения, а пустое чванство никому не нужно.
6. Вести себя сдержанно
Люди бывают разные — как умные, так и невежды, как воспитанные, так и совсем отморозки. Но их поведение и слова не должны тебя задевать и тем более выводить из себя. Агрессия порождает агрессию и показывает, что ты ничем не лучше своего оппонента. Помни: правда за тобой. И как бы тебя ни выводили, ты прав, а значит, и злиться незачем.
7. Меньше говорить — больше слушать
Ну это уже самый заезженный совет из всех, но он самый рабочий, так что не упомянуть его было бы преступлением. Длинные речи никому не нравятся, людям сложно на них сфокусироваться и понять, что же ты хочешь им сказать. Старайся сам задавать больше наводящих вопросов и лучше давай комментарии к чужим словам. Так ты будешь контролировать беседу, а значит, сможешь направлять её в нужное русло.
8. Обращать внимание на детали
Для удачных переговоров важна каждая мелочь, ведь любое неправильное слово или неловкий жест уже может настроить собеседника против тебя. Следи за своими словами и обращай внимание на то, как говорит с тобой оппонент, на то, как он держит руки, как смотрит на тебя и на чём он делает акцент. Всё это поможет выработать правильную тактику в беседе и добиться желаемого без конфликтов.
9. Учиться новым и не забывать старые уловки
Ты не всегда будешь лучше, чем твой соперник. Проиграть достойному человеку не зазорно, а вот не вынести ничего нового из своего проигрыша — это позор.
Помни: знать всё на свете — невозможно, а учиться — никогда не поздно. Для карьеры дипломата остановиться в развитии подобно смерти, а значит, ты не должен бояться получать новый опыт, пусть даже процесс будет не самым приятным.
10. Оценивать ситуацию
Сбор информации и составление полной картины происходящего — одна из важнейших аксиом в дипломатии. Если ты знаешь о ситуации больше оппонента, то с легкостью сможешь убедить его в своей правоте. И наоборот: когда информации не хватает, очень сложно составить полную картину и сделать необходимые выводы.
Дипломатия
Диплома́тия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.
Содержание
Возникновение термина
Считается, что слово «дипломатия» происходит от díplōma (в Древней Греции, где этим словом назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений слово «дипломатия» вошло в обиход в Западной Европе в конце XVIII века.
История дипломатии
В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.
В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.
Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.
Форма дипломатии
Дипломатия является чрезвычайно кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.
Содержание и задачи дипломатии
Главной задачей и содержанием дипломатии является достижение государствами целей их внешней политики дипломатическими методами и средствами.
«Дипломатия есть искусство обуздывать силу». Эти слова принадлежат легендарному Генри Киссинджеру, бывшему госсекретарю США и эксперту в области международных отношений, занимающему 1 место из 100 в рейтинге ведущих интеллектуалов мира. Действительно, огромное количество войн и трагедий было предотвращено благодаря мирным переговорам между государствами и их представителями. В статье рассмотрим, что такое дипломатия, ее виды, функции, средства и методы.
Определение термина и его происхождение
В Древней Греции посланникам в другие государства давали с собой навощенные деревянные или бронзовые пластинки с текстом, подтверждающим полномочия посла говорить от имени правителя. Дощечки эти были сдвоены между собой, отсюда и получили название «дипломы». Термин «дипломатия» пошел именно оттуда, но широкого распространения не имел вплоть XVII века.
В 1693 году выдающийся немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц впервые употребил его в своем труде «Свод дипломатического права». Следующей вехой в понимании мирных взаимоотношений стало написание французом Франсу де Кальером книги «О способах ведения переговоров с государями» в 1716 году.
История дипломатии в довоенное время
Можно считать, что примитивная ее форма зародилась с появлением родоплеменного общества и сопутствующих ему задач: раздела территории, товарообмена между племенами. Да и внутри племени старейшин, решающих местные вопросы, можно было считать своеобразными политиками.
С возникновением государств дипломатическое искусство принимает более совершенные формы. Например, Египет уже 3,5 тысячи лет назад заключил договор с соседним Хеттским государством о предоставлении друг другу военной помощи против внутреннего врага.
В Индии еще раньше появились зачатки международного права и мировой дипломатии. По законам Ману индийский представитель должен обладать профессиональными качествами, которые помогли бы ему распознать планы иностранного государства.
Древний Китай заключал с соседними государствами соглашения о ненападении. Но по причине оторванности Востока от остального мира эти страны не оказали существенного влияния на мировые взаимоотношения, в отличие от Рима и Греции. Однако стоит сказать, что наследие греков и римлян не особо ценится и ценилось впоследствии. Греки искусно переплетали политику с обманом, а основой римской дипломатии был принцип «разделяй и властвуй», который заключался в разжигании раздоров между соседними государствами.
На протяжении XVII-XVIII веков на мировой арене доминирует Франция. Она выступала за создание международного органа, под контролем которого находились бы международные отношения, но реализовать этот план так и не удалось.
После наполеоновских войн в 1815 году Приложением к акту Венского конгресса был определен правовой статус министров, послов и иных лиц, находящихся на территории иностранного государства.
История дипломатии в послевоенный период
Считалось, что этим органом станет основанная в этом же году Лига Наций. Однако весомым минусом было то, что полномочия учрежденного органа оказались весьма ограничены и касались только военной составляющей. Можно сказать, что военная дипломатия этого периода достигла своей высшей точки развития, в то время как экономическая, торговая и иная сферы остались в стороне. Как стало видно в дальнейшем, функционирование Лиги Наций не помогло избежать второй Мировой войны, еще более масштабной и кровопролитной. Этот факт, как считают многие историки, говорит о провале политики дипломатии этого периода.
В 1946 году Лигу Наций сменила Организация Объединенных Наций (ООН), которая взяла в свои руки восстановление и функционирование послевоенного мира. Наряду с военными вопросами решались экономические и социальные аспекты, что дало мощный толчок развитию мирных взаимоотношений.
В 1961 году была принята «Венская конвенция о дипломатических сношениях», объединившая и структурировавшая все существовавшие до этого теоретические и практические моменты мирных взаимоотношений. Положения конвенции остаются актуальными и поныне.
Назначение дипломатии
Методы
Итак, основными методами дипломатии являются:
Можно сказать, что в дипломатии применяются всевозможные методы для достижения поставленных целей.
Средства современной дипломатии
Средствами мировой политики называют способы достижения определенных договоренностей и компромиссов. Среди них выделяют:
Принципы дипломатии
В юридической науке принципы означают основополагающие положения. В дипломатии они бывают общими и специальными. К первой группе можно отнести:
К специальным относятся:
Все принципы выполняются не только публичной дипломатией, но и другими ее видами. Их рассмотрим ниже.
Виды дипломатии
В юридической литературе выделяют следующие основные ее виды:
Дипломатия и международное право
Государства осуществляют свою деятельность различными способами: при помощи международных переговоров, наличия представительств государства в международных организациях, переписки, заключения договоров и т.д.
При помощи норм международного права регулируется дипломатическая деятельность государства, регламентируются полномочия участников таких отношений.
Дипломатическое право
В литературе встречаются две точки зрения относительно сущности дипломатического права. Одни ученые выделяют его в отдельную отрасль, другие считают подотраслью международного права. Как бы то ни было, в определении термина существует большее единогласие: это система правовых норм, которая регулирует статус и функции органов внешних отношений (дипломатические представительства, консульские организации и др.), которые поддерживают внешнюю политику страны.
В 1961 году была принята Венская конвенция. На протяжении последующих десятилетий ее положения были дополнены несколькими нормативными актами, касающимися мирных отношений между странами.
Система дипломатического права такова:
Участники международных отношений
Выше было рассмотрено, что такое дипломатия. Кто принимает участие в таких отношениях? В научной литературе существует деление участников таких связей на внутригосударственные и зарубежные.
К первым относятся:
Зарубежные, в свою очередь, делятся на постоянные (дипломатические представительства, постоянные представительства при международных организациях) и временные (например, делегации на международных конференциях).
Современная политика
После распада СССР в 1991 году перед «новой» Россией стояли непростые внутренние и внешние задачи. По сути, стране пришлось заново определять свои приоритеты, особенно во внешней политике. Интересы государства на мировой арене формировались с учетом геополитического положения, истории, экономики, населения.
Современная дипломатия России ориентирована, прежде всего, на продвижение и защиту национальных интересов, обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства.
Делается ставка на многосторонность, многогранность, ведь с каждым днем мировое сообщество сталкивается с новыми проблемами и угрозами, противостоять которым можно только на коллективной основе.
Российская Федерация является активным членом таких международных организаций и объединений, как ООН, ОБСЕ, СНГ, Шанхайская организация сотрудничеств, G8, G20 и др.
Дипломатические привилегии и иммунитеты
Венская конвенция 1961 года определила, что такое дипломатия и дала признание полного суверенитета и независимого положение представителя государства, его неприкосновенность. Это значит, что он не подлежит ни аресту, ни задержанию, а страна пребывания обязана принять меры, чтобы избежать посягательств на его личность.
Неприкосновенностью и защитой также пользуется и частная резиденция представителя государственной власти, и место его временного пребывания (например, номер в отеле). Дипломат имеет иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также освобожден от налогов и сборов, государственных и трудовых повинностей, и лишен права голоса в выборах.
Что такое дипломатия для государства? Можно сказать, что это неотъемлемая часть его взаимоотношений с другими странами. В современном мире она играет важную роль. Дипломатию изучают и совершенствуют. Именно она помогает решить множество вопросов по взаимодействию государств.
Торкунов А. Современные международные отношения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. Современная система международных отношений
Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
Проблемы международных отношений и внешней политики или того, что происходит на международной арене, и того, что необходимо сделать в этой области, всегда находились в центре внимания политиков, аналитиков, журналистов. А вопросы о том, как реализовать внешнеполитические решения, иными словами, вопросы дипломатии, представляли интерес скорее для более узкого круга специалистов. Причины такого отношения понятны и отчасти оправданны: прежде всего необходимо осознать происходящее, наметить основные внешнеполитические приоритеты и подходы. Однако в практическом плане не менее важным является определение путей реализации намеченного курса. В противном случае внешняя политика оказывается парализованной.
Однако следует отметить, что данная функция, к сожалению, не всегда реализуется на практике. В результате дипломатические решения подменяются силовыми, со всеми вытекающими последствиями, связанными с угрозами мировому развитию. Одним из таких примеров явились бомбардировки Югославии НАТО в 1999 г.
Тем не менее действительная необходимость решать современные проблемы дипломатическими средствами внесла в процесс международных переговоров целый ряд новых моментов. Прежде всего в связи с ростом количества глобальных проблем и их актуальности во второй половине XX столетия в мире в целом возросло значение международных переговоров как средства решения международных проблем, а также увеличилось число ведущихся в мире переговоров. Расширилась проблематика международных переговоров, в них стало вовлекаться большое количество людей, как непосредственно участвующих в переговорах, так и выполняющих функции экспертов; усложнились и обсуждаемая тематика и структура переговорных форумов. Все это дало основание отечественному исследователю В. А. Кременюку еще в 80-х годах сделать вывод о формировании системы международных переговоров, значимыми характеристиками которой являются объединение формальных и неформальных процедур разрешения конфликтов, ориентация на совместный поиск решения, сотрудничество.
Говоря о значении переговоров в конце XX в., следует отметить их особую роль при урегулировании конфликтов. В наибольшей степени эта роль переговоров проявилась сразу после окончания холодной войны. С помощью переговорного механизма на определенном этапе были урегулированы многие региональные конфликты, имевшие давнюю историю (например, намибийская проблема), а также ряд вновь вспыхнувших конфликтов в том числе в бывшей Югославии, Молдове, Северной и Южной Осетии, Абхазии, в Сомали, Руанде, на Ближнем Востоке и других точках земного шара.
В связи с тем, что к урегулированию внутренних конфликтов путем переговоров все чаще стали привлекаться международные посредники (например, в Чечне, в бывшей Югославии), границы между переговорами по внутриполитическим проблемам и международными переговорами в конце XX столетия стали достаточно условными. Кроме того, переговоры по урегулированию внутренних проблем порой оказываются значимым фактором международной жизни. В этом смысле происходит расширение сфер дипломатических переговоров.
Очевидной становится и ведущая роль переговоров в условиях налаживания сотрудничества, создания интегративных механизмов, будь то в Европе, Азии, на пространстве бывшего СССР или иных регионах. Так, именно благодаря переговорному процессу (хотя и далеко не простому) стало возможным подписание Маастрихтского договора, ознаменовавшего новый этап в развитии европейской интеграции.
Политическое развитие мира, как и вообще любое развитие далеко не всегда идет плавно. На определенных этапах мы оказываемся свидетелями превалирования силовых форм воздействия (например, в Ираке, в Косово) над переговорными процессами. Однако, если говорить об общей исторической тенденции, то она в силу роста взаимозависимости и взаимоуязвимости в современном мире делает международные переговоры главным механизмом урегулирования конфликтных отношений и осуществления сотрудничества, «основной формой взаимодействия государств» на международной арене. В результате сами международные переговоры выступают важнейшим фактором глобального развития мира. Не случайно поэтому сегодня ставится задача обучить дипломатов, политических и общественных деятелей технологии ведения переговоров.
— международных универсальных (ООН) и региональных (ОАЕ, ОБСЕ и др.) организаций;
конференций, комиссий и т.п., созываемых или создаваемых для решения какой-либо проблемы (например, Парижская конференция по Вьетнаму, Совместная комиссия по урегулированию конфликта в Юго-Западной Африке);
Многосторонняя дипломатия и многосторонние переговоры порождают ряд новых моментов в дипломатической практике. Так, увеличение количества сторон при обсуждении проблемы ведет к усложнению общей структуры интересов, возможности создания коалиций, а также появлению страны-лидера на переговорных форумах. Кроме того, на многосторонних переговорах возникает большое количество организационных, процедурных и технических проблем, связанных, например, с согласованием повестки дня, места их проведения, выработкой и принятием решений, председательствованием на форумах, размещением делегаций, предоставлением им необходимых условий для работы, обеспечением копировальной и другой техникой, автотранспортом и т.д. Все это, в свою очередь, способствует бюрократизации переговорных процессов, особенно ведущихся в рамках международных организаций.
Глобализация и взаимозависимость мира привели также к увеличению значимости дипломатии, осуществляемой на высоком и высшем Уровне. Этот вид дипломатии позволил во второй половине ХХ в. принимать действительно кардинальные решения по наиболее острым международным проблемам и тем самым резко изменять международную ситуацию. Кроме того, дипломатия на высоком и высшем уровне дает возможность обсуждать во взаимосвязи широкий спектр вопросов, что затруднено при проведении встреч на других уровнях. Увязывание различных вопросов было характерно, например, для дипломатии, которую осуществлял Г. Киссинджер, находясь на посту государственного секретаря США.
Следует учитывать и тот факт, что договоренности, скрепленные подписями высших должностных лиц государств обеспечивают дополнительные гарантии выполнения достигнуть соглашений. Все это становится особенно важным перед лицом серьезных угроз, с которыми столкнулось человечество в конце нынешнего столетия.
Возможность быстрого и принципиального решения проблемы представляет собой главную причину интенсивного развития сегодня дипломатии на высоком и высшем уровне, однако существуют и другие причины. В частности, на таких встречах есть возможность быстро получать необходимую информацию «из первых рук», обменяться мнениями и достичь важных договоренностей.
Вместе с тем дипломатия на высоком и высшем уровне имеет и оборотную сторону. Прежде всего масштаб принимаемых решений резко увеличивает ответственность за них, а также цену возможной ошибки. Особенно остро эта проблема встает в кризисных ситуациях, что с очевидностью проявилось, например, во время карибского кризиса 1962 г. Следует также иметь в виду, что если договоренности, достигнутые на высоком или высшем уровне, будут сочтены ошибочными после их подписания, то отказаться от них значительно сложнее, чем от аналогичных, но подписанных на более низком уровне, поскольку в этом случае дискредитированными оказываются первые лица государств.
Другим ограничительным моментом рассматриваемого вида дипломатии является то, что она в значительной мере обусловлена личными симпатиями и антипатиями, и это влияет на принятие внешнеполитических решений. Наконец, необходимо иметь в виду, что дипломатия на высоком и высшем уровне может быть лишь тогда эффективна, когда она хорошо подготовлена. Иначе участники таких встреч могут оказаться под давлением общественности, ожидающей быстрого решения проблемы, и будут вынуждены пойти на неоправданные шаги. Кстати, Г. Никольсон по этой причине весьма сдержанно относился к данному виду дипломатии, полагая, что «бывают случаи, когда необходимо, что-бы министр иностранных дел или глава кабинета присутствовал на важных конференциях, однако не следует поощрять частые взаимные визиты министров иностранных дел. Такие визиты вызывают надежды у публики, ведут к недоразумениям и создают замешательства».
На дипломатию, ее формы и методы во второй половине существенно повлияли не только усиление взаимозависимости и появление глобальных проблем, но и другие особенности «ивового развития. Здесь следует отметить быстрое изменение характера международных отношений, заставляющее дипломатию адекватно реагировать на происходящее. В указанный период на международную арену вышли многие новые государства со своими интересами, национальными особенностями, уровнем развития. Это наложило свой отпечаток и на переговорный процесс, и на другие формы дипломатической деятельности.
Еще более серьезные изменения произошли в конце нынешнего столетия. Мы оказываемся свидетелями эрозии Вестфальской системы национальных государств, когда наряду с государствами на международную арену все активнее выходят негосударственные участники (ТНК, неправительственные организации и др.). Кроме того, происходит размывание ялтинско-потсдамской системы. Последнее, пожалуй, с наибольшей очевидностью проявилось в условиях кризиса в Косово, когда ключевые решения принимала НАТО, а ООН фактически оказалась на периферии. В этих условиях от дипломатии зависит, во-первых, будет ли перестройка международных отношений носить управляемый характер или окажется спонтанной, с плохо прогнозируемыми конечными результатами, во-вторых, какова будет сущность вновь складывающейся мировой системы.
Быстроменяющийся облик международных отношений предъявляет к дипломатии требования активности и инициативности, в противном случае время, благоприятное для воздействия на международную среду, может быть упущено. Поэтому совет, который получил в свое время один из американских дипломатов, придя на работу в государственный департамент: наблюдай, анализируй, докладывай, но главное, ни во что не вмешивайся – вряд ли окажется уместным в наше время.
Развитие средств коммуникации в XX в. оказало большое влияние на информационно-коммуникативную функцию дипломатии. На это еще в 50-е годы обратил внимание Г. Никольсон, заметив, что в современном мире министр иностранных дел может поднять трубку телефона и связаться сразу со многими послами. Современный английский исследователь Д. Данн отмечает, что появление таких средств технической связи, как телефонная, факсимильная, электронная почта, видеосвязь и другие, которые были невозможны в прошлых столетиях, влечет за собой значительную интенсификацию межгосударственного диалога.
Возможность быстрого передвижения из различных точек земного шара также способствует оперативному обмену информацией на межгосударственном уровне. Это оказывается особенно значимым для дипломатии на высоком и высшем уровне. Например, пытаясь посредничать в конфликте между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, государственный секретарь США А. Хейг в течение пяти дней преодолел расстояние, равное в общей сложности 34 тыс. миль.
В современной дипломатии акцент стал делаться не просто на отказе от откровенного обмана. Подобный обман, как показали исследования Р. Аксельрода, оказывается просто невыгодным в условиях взаимозависимости и постоянного взаимодействия (а современные международные отношения характеризуются очень большой интенсивностью взаимодействия по разным аспектам и с использованием разных каналов), т.к. немедленно вызывает ответную реакцию, а также ведет к дискредитации того, кто пользуется подобными средствами. Сегодня информативно-коммуникативная функция дипломатии заключается прежде всего в установлении диалога между различными странами.
Идеи диалога, диалогичности общения, разработанные в свое время отечественным литературоведом М. М. Бахтиным, в конце XX столетия стали развиваться применительно к дипломатии. Дипломатический диалог предполагает, в первую очередь, признание того факта, что у другой стороны есть собственные интересы и цели. Признание этого является не только естественным и закономерным, но и продуктивным моментом в плане развития международных отношений. Поэтому главным в коммуникативно-информационной функции оказывается не директивное навязывание собственной точки зрения, а поиск взаимоприемлемого решения через диалог.
Идеи развития межгосударственного диалога нашли отражение и в теоретических работах по переговорам, где на смену концепции жесткого торга, когда каждый участник заботится лишь о собственных интересах и подает свою позицию как крайне закрытую, пришла концепция совместного с партнером анализа проблемы. Последняя предполагает ориентацию на взаимное удовлетворение интересов и достаточно открытый характер ведения переговоров. И хотя обе концепции почти никогда не реализуются на практике в «чистом виде», все же тенденция к совместному с партнером анализу проблем начинает сегодня преобладать. Превалирование совместного анализа международных проблем в современной дипломатии также способствует ее развитию на высоком и высшем уровне.
Деятельность на «втором направлении дипломатии» ориентирована главным образом на урегулирование конфликтных ситуаций. Один из активных представителей «второго направления дипломатии» американский автор Дж. Монтвиль определил его как «неофициальное, неформальное взаимодействие между членами враждебных друг другу общностей или наций, целью которого является разработка стратегий, оказание влияния на общественное мнение, а также организация человеческих и материальных ресурсов, которые могли бы способствовать разрешению конфликта». Он же, основываясь на работах своих предшественников, сформулировал и задачи данного направления, а именно:
— формирование рабочих отношений между представителями враждующих сторон на личном уровне;
— повышение адекватности восприятия; формирование представлений о конфликте с точки зрения противоположной стороны,
— разработка стратегий урегулирования конфликта, но в ограниченном объеме, только как возможных вариантов решений
Представители «второго направления дипломатии» подчеркивают, что в отличие от официальной дипломатии здесь исключаются принудительные и директивные меры, в том числе санкции или иные средства оказания давления. Главная задача – создать благоприятные условия для улучшения взаимопонимания между сторонами и нахождения ими самими решения в той или иной ситуации.
Дипломатия обеспечивает национальные интересы и реализацию внешнеполитического курса посредством различных мероприятий, среди которых выделяются такие, как «деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях».
В современном мире, при все большей его глобализации, национальным интересам государства отвечает развитие сотрудничества в политической, экономической, торговой, научной, культурной и других областях. Однако в зависимости от конкретной ситуации и формулирования национальных интересов на том или ином этапе развития страны акцент может делаться на определенном виде сотрудничества. Так, еще в XVII в. российский дипломат А. Л. Ордин-Нащокин большое внимание уделял купечеству, видя в нем огромный потенциал для развития экономики государства. В начале 90-х годов нашего столетия экономическое сотрудничество в дипломатической деятельности России вновь стало занимать одно из центральных мест. Экономическая ситуация в стране оказалось сложной, поэтому особо подчеркивалось, что экономические связи «нуждаются в поддержке профессиональной, кадровой дипломатической службы» (П. Зрелов).
Действительно, можно ли говорить об исчезновении дипломатии и, соответственно, об исчезновении профессии дипломата. Отвечая на этот вопрос, наверное, прежде всего следует признать, что сегодня дипломатическая деятельность стала намного богаче и разнообразнее, чем она была, например, век тому назад: современная дипломатия включает многие нехарактерные для нее ранее сферы, такие как взаимодействие с общественностью, координация усилий по урегулированию конфликтов совместно с представителями «второго направления дипломатии» и другие. Формы дипломатической деятельности также становятся все более разнообразными и сегодня не сводятся только к деятельности посольств. Более того, следует ожидать, что проблема регулирования международных отношений, а значит, и дипломатической деятельности будет лишь усложняться по мере усложнения самих международных отношений. И в этом смысле скорее следует говорить не об упадке, а о расцвете дипломатии.
Если же говорить о дипломатии в целом, то в ней в связи с усложнением мира, быстрым его изменением, развитием средств коммуникации и т.д. все более важной становится аналитическая работа. Поэтому и при подготовке дипломатических кадров этому направлению придется уделять особо пристальное внимание.
В заключение следует подчеркнуть, что значение дипломатии в конце XX столетия, несомненно, возрастает. Это обусловлено прежде всего тем, что силовые решения международных проблем, несмотря на их продолжающееся использование, становятся все более опасными. Кроме того, перестройка международных отношений, связанная с процессами глобализации, выходом на мировую арену негосударственных участников, ставит перед дипломатией задачи активного вовлечения в создание нового облика мира.