дисгармония отношений человека с окружающей средой проявляющаяся вследствие нарушений здоровья
Что такое расстройство адаптации (приспособительных реакций)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Николина В. В., психотерапевта со стажем в 33 года.
Определение болезни. Причины заболевания
Ключевые факторы для развития расстройства адаптации:
К развитию расстройства приспособительных реакций могут приводить следующие события:
Симптомы расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Проявление заболевания включает широкий спектр расстройств:
Симптоматика вариабельна по форме и тяжести, могут преобладать тревожные, депрессивные или поведенческие расстройства или наблюдаться смешанный вариант без одного выраженного вида нарушений. Преобладание тех или иных симптомов зависит от индивидуальных особенностей личности и от конкретного социального обстоятельства. Например, сензитивный молодой мужчина при изменении места жительства (миграция, одиночество, проблемы с трудоустройством) отмечает депрессивную реакцию, а в силу своей мнительности испытывает тревожные состояния из-за необходимости общения с незнакомыми людьми.
Депрессивная симптоматика в рамках расстройства адаптации может наблюдаться как в виде короткой депрессивной реакции (преходящего лёгкого депрессивного состояния) — не более одного месяца, так и в виде длительного депрессивного эпизода (в результате продолжительного действия стрессорной ситуации) — до двух лет.
Патогенез расстройства адаптации (приспособительных реакций)
В основе развития расстройство адаптации лежит сниженная способность человека анализировать, оценивать и приспосабливаться к меняющимся условиям и обстоятельствам жизни.
Инициирует развитие расстройства адаптации стрессовый фактор — ситуация или изменение условий, которые оцениваются и осознаются индивидом как угрожающие.
Стресс (по Т. Коксу, профессору психологии Ноттингемского университета) возникает как ответная реакция при значительных различиях между требованиями, предъявляемым к личности, и её способностью с этим требованиями справиться.
Невозможность достигнуть результатов, которые удовлетворяют значимые потребности, приводит к напряжённому состоянию. Ожидаемый результат, запланированные (смоделированные) состояния или события не всегда соответствуют реальности. Например, при переезде в другую страну человек может ожидать, что легко освоится и быстро найдёт работу, но сталкивается с трудностями и невозможностью воплотить свои планы. Именно это противоречие вызывает эмоциональную реакцию. Как следствие, активируются вегетативная нервная система и эндокринные механизмы, которые регулируют поведенческие реакции — выбрасывается в кровь адреналин из мозгового слоя надпочечников, секретируются кортиколиберин в гипоталамусе, адренокортикотропный гормон в гипофизе и глюкокортикоиды в коре надпочечников.
Таким образом, адаптационные реакции организма при хроническом психоэмоциональном напряжении и перенапряжении состоят в активации целого ряда биологических процессов. Этот комплекс вегетативных и энергетических сдвигов эквивалентен первой стадии стресса — мобилизации энергетических ресурсов для срочного решения жизненно важной задачи. Внезапное изменение условий существования вызывает реакцию тревоги, которая заключается в настораживании (поведение), выбросе в кровеносное русло стрессорных гормонов (эндокринология) и активации вегетативной системы (физиология). В дальнейшем тревога сменяется развернутым стрессорным ответом. Ущерб здоровью наносят неблагоприятные изменения условий существования, избежать которых не удалось к тому времени, когда защитные ресурсы организма оказались исчерпаны.
Важное звено в развитии расстройств адаптации — индивидуальные особенности нервно-психического реагирования человека, его сверхчувствительность и уязвимость. Черты личности, предрасполагающие к появлению расстройства:
Развитию расстройств адаптации часто способствуют социальные факторы, такие как отсутствие поддержки со стороны окружения.
Классификация и стадии развития расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Виды расстройств адаптации:
Выделяют три стадии расстройства адаптации:
Осложнения расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Утяжеление имеющейся симптоматики и нарастание дезаптационных процессов. Аффективные реакции, депрессивная и смешанная тревожно-депрессивная симптоматика выходят за рамки собственно реакции (то есть кратковременного нарушения в течение нескольких дней), развертываясь в клинически сформированное депрессивное или тревожно-депрессивное расстройство. При этом происходит полный или частичный отрыв от первоначальной причины — стрессогенный фактор уже не является основной для развития развёрнутого клинического синдрома.
Формирование невротического (патохарактерологического) развития личности — хронизация невротических расстройств при неразрешении вызвавших их внешних причин. У пациента закрепляются и развиваются личностные невротические изменения — повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, психическая и поведенческая неустойчивость, астенизация. При этом непосредственная связь невротических расстройств с конкретными психогенными факторами теряется, часто возникает декомпенсация невротических нарушений. Как правило, при выраженных невротических расстройствах возникает через 3-5 лет.
Диагностика расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Диагностикой и лечением расстройств адаптации занимается врач-психотерапевт.
Для диагностики необходимо придерживаться основных критериев:
Для диагностики проводится психопатологическое изучение симптоматики, клиническая оценка состояния больного, учитываются анамнез, общесоматический и неврологический статус, анализируется динамика развития расстройства.
Клиническое психологическое исследование личности пациента проводится следующими методами [1] :
Лечение расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Условия лечения. В большинстве случаев достаточно амбулаторного лечения. При выраженных расстройствах (например, при попытках суицида) для отстранения пациента от актуальной психотравмирующей ситуации, а также для подбора эффективной терапии при резистентных состояниях, показано стационарное лечение или условия дневного стационара.
Терапия данного вида расстройств включает фармакотерапию, психотерапию и терапию средой.
Фармакотерапия назначается с учётом характерной для невротических и эмоционально нестабильных больных чувствительности к побочному действию психотропных лекарственных средств. Для достижения терапевтического эффекта часто достаточно применения малых доз анксиолитиков, нормотимиков и антидепрессантов.
Для лечения расстройств адаптации, при наличии тревоги, применяют 1-3 недели курсы анксиолитиков:
При наличии депрессивной симптоматики применяют антидепрессанты — тианептин, пипофезин, препараты СИОЗС.
Для улучшения и стабилизации настроения (тимостабилизирующий эффект) применяют нормотимик карбамазепин, назначаемый в малых и средних дозах.
В качестве снотворных средств предпочтительны бензодиазепиноподобные препараты — кратковременные курсы зопиклона и золпидема.
Психотерапия при расстройствах адаптации зачастую играет ведущую роль. Наиболее эффективными подходами считаются:
При необходимости проводится семейное консультирование, социальная поддержка в виде семейной и групповой психотерапии. К таким видам психотерапии относятся совместная занятость по интересам с активной инициативой самих пациентов, комфортные и эстетически позитивные условия быта, проведение тренинговых занятий по обучению новым навыкам адаптации.
Длительность стационарного лечения составляет до 30 дней. После стационарного лечения рекомендуется амбулаторная (поддерживающая) терапия от трёх недель до 12 месяцев в случае неустойчивой ремиссии. Длительность амбулаторного лечения варьирует от трёх недель до 12 месяцев. Ожидаемые результаты лечения — полное или значительное уменьшение клинических симптомов расстройства адаптации.
Об успешности лечения можно судить по субъективным и объективным показателям.
Объективными показателями являются:
Субъективные показатели:
Прогноз. Профилактика
Повышение адаптационных возможностей организма, как правило, происходит на психобиологическом и психосоциальном уровне.
Профилактика на данном уровне включает:
Психосоциальный уровень включает поведенческие и коммуникативные навыки, обусловленные особенностями воспитания и культурными традициями семьи и среды проживания, а также степенью личностной зрелости индивида, особенностей самооценки и морально-этических установок. На психосоциальном уровне формируются специфические адаптационные механизмы:
О гармонии с собой и окружающим миром
Гармония не означает отсутствие трудностей и конфликтов. Внутренние противоречия вызывают стремление преодолеть дискомфорт. Неосуществленные желания и цели являются стимулом для личностного роста. Полная удовлетворенность жизнью может стать препятствием для дальнейшего развития.
И вместе с тем, гармоничное сочетание духовного, психологического, социального и физического здоровья личности определяется понятием «качество жизни», которое появилось в конце 50-х гг. ХХ века.
Социальное здоровье характеризуется оптимальным развитием различных жизненных сфер. А.Адлер писал о том, что каждый человек сталкивается с тремя основными жизненными задачами – работа, дружба, любовь. Эти задачи определены фундаментальными основами человеческого существования. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна другим. Дружба выражает нашу причастность к человеческой расе. Любовь – это тесный союз ума и тела, который необходим для продолжения рода.
Взаимоотношения с окружающими должны строиться на основе сотрудничества, взаимного личностного роста, равноправия, взаимоуважения. Поведение человека должно быть гибким, поскольку, живя в обществе, он должен соблюдать его правила, приспосабливаться к изменениям.
Духовное здоровье. Людей объединяет система вечных ценностей. Используя ее, человек осмысливает явления, происходящие в мире. Это дает ему чувство сопричастности, единения с другими людьми и миром. Человек, имеющий гуманистическое мировоззрение, соблюдает хорошо известные заповеди – быть честным и порядочным, не причинять зла другим людям, не предавать, не идти вразрез со своими убеждениями и совестью.
Очень важно иметь хорошее физическое здоровье. Плохое физическое самочувствие способно ухудшить восприятие жизни и негативно повлиять на образ жизни. «Болезнь – это наказание за неспособность удерживать плоть свою в гармонии с природой» (Виссарион).
Психологическое здоровье. Человек достигнет гармонии с миром, если будет в гармонии с самим собой. Для этого необходимо позитивное отношение к себе, положительное представление о своих способностях и возможностях, принятие себя. У человека должен быть смысл его существования, а также устойчивая иерархия мотивов и системы ценностей. У.Джемс писал о том, что «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
Гармоничная жизнь предполагает, что в жизни человека присутствует творчество. Он думает о своем призвании и предназначении, стремится к самореализации. У него позитивный взгляд на мир и положительное отношение к окружающим, а также активная жизненная позиция.
Гармония проявляется в ощущении внутреннего благополучия и комфорта, удовлетворенности своим образом жизни и взаимоотношениями с окружающими людьми, в хорошем физическом самочувствии. Это позволяет воспринимать жизнь во всем многообразии; жить полно, изучая мир; сохранять свежесть восприятия и оценки реальности.
Возможна ли гармония вне отношений с миром, если человек живет в изоляции, не интересуясь окружающим миром, или находится в позиции наблюдателя, руководствуясь китайской пословицей: «Если спокойно сидеть и ничего не делать, то приходит весна, трава вырастает сама по себе»? Или может ли находиться в гармоничном состоянии борец, который воюет со своими недостатками и стремится изменить мир вокруг себя, тот, кто следует девизу: «Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть» (Паскаль)?
Что мешает быть в гармонии с собой и окружающим миром?
Сложно достичь внутренней гармонии, если вы постоянно испытываете двойственные, противоречивые чувства, несогласованные стремления, а ваши представления о жизни носят конфликтный характер; если вас раздирают сомнения, если вы не удовлетворены своей жизнью. Человек испытывает внутренний дискомфорт, если не может прийти к согласованности, сбалансированности своих разнонаправленных, полярных мотиваций.
Так же губительны для душевного комфорта и личностного развития отсутствие смыслов и целей и, наоборот, слишком высокий уровень притязаний, когда велика пропасть между желаниями, стремлениями и возможностями осуществить их.
Внутренний мир человека разрушают неверие в свои силы, отсутствие любви к себе. Негативное отношение к себе неблагоприятно влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Не устраивающие человека роли и положение в социуме могут быть обусловлены неумением устанавливать близкие, доверительные отношения с окружающими или такие черты характера и такое его поведение, которые отталкивают от него других людей (например, жадность, высокомерие, нетерпимость, упрямство).
Душевное равновесие нарушают озабоченность нескончаемыми проблемами, постоянно испытываемые негативные эмоции. Внутреннее спокойствие разрушают страхи, обиды, разочарование, отчаяние, ненависть. Положение усугубляется, когда присоединяются проблемы, связанные со здоровьем.
Шаги к гармоничной жизни
Путь к гармонии – самопознание. Важно определить, чего хочешь в действительности: свои цели, планы, желания. Не стремиться быть, как все, ориентируясь на чужие модели жизни и взаимоотношения. Не жить по шаблону, подстраиваясь под чужое поведение и включаясь в чужие соревнования, в чужую гонку за успехом. Уметь быть независимым от влияния среды. Найти свое призвание. Следовать своему предназначению. Привнести в свою жизнь творчество.
Каждый оценивает успешность жизни, сравнивая достигнутое со своими истинными желаниями и своим предназначением. В то же время желания должны быть реалистичны. Посвятив жизнь чему-то одному, отказываясь от всего остального, можно совершить ошибку.
Важным условием душевной гармонии и внутреннего спокойствия является не потакание своим прихотям и импульсивным желаниям, а умение довольствоваться тем, что имеешь.
Часто то, что вызывает сильные переживания, впоследствии кажется сиюминутным, суетным. Нужно уметь освободиться от суеты. Отвлечься от амбиций, гонки за успехом, деньгами, борьбы за власть. У человека должна быть возможность побыть в уединении, чтобы освободилась душа, чтобы почувствовать окружающий мир, чтобы подумать о жизни.
Нужно уметь устанавливать межличностные отношения. Чем разнообразнее общение, тем больше знаний и возможностей, жизненного выбора. «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми» (Л.Толстой).
Активная жизненная позиция помогает выйти за пределы своего существования, формирует более широкий взгляд на вещи, способствует развитию всех жизненных сфер. Полнота жизни создается ее разнообразием.
Большинство людей жалуются на свое прошлое, а другие тревожатся за будущее. Мало кто живет настоящим. В мыслях человек обычно находится вне проживаемой ситуации. Надо жить в текущем моменте: не переживать из-за прошлого, не волноваться о будущем. Надо присутствовать там, где находишься сейчас.
Важен и положительный настрой. Наш внешний мир – это реализованный мир наших мыслей. Жизнь дает нам то, что мы ожидаем от нее получить. Те события, которые произошли, нередко были предопределены нами самими. Подобное притягивается подобным. В нашей жизни нет случайных встречных. К нам притягиваются похожие на нас люди. Думать о хорошем, позитивном – шаг к созданию гармоничного мира.
Часто, для того, чтобы научиться жить в согласии с самим собой и окружающими, нужно что-то изменить в своем мироощущении.
«Боже, даруй мне невозмутимость, чтобы смириться с тем, чего я не могу изменить, и отвагу, чтобы изменить то, что я могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».
В жизни все преходяще. Нужно принимать реальность, мир, себя, других. Принимать все таким, каким оно есть.
Человек всегда будет испытывать переживания, иногда и чрезмерные, несмотря на все предупреждения о том, что это приводит к стрессам и сказывается на здоровье. Однако резкие, постоянные перепады настроения нарушают внутреннее спокойствие. Эмоциональная стабильность и душевное равновесие помогают противостоять ударам судьбы. Нужно уметь прощать и отпускать, уметь расставаться с прошлым, не зацикливаться на негативном. «Помни, все человеческое непостоянно, тогда ты не будешь ни слишком радоваться счастливой судьбе, ни слишком печалиться из-за неудачи» (Сократ).
Влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний
Влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний
Многие согласятся с тем, что все болезни и проблемы со здоровьем возникают вследствие совокупности факторов —окружающей среды, пищи, образа жизни… Но не стоит забывать, что внутреннее состояние человека также играет немаловажную, а может и более весомую роль. Наверное, каждый иногда замечал, что под воздействием стресса или напряженной ситуации, организм выдает определённые физические реакции. Может подняться температура, возникнуть головная боль, обостриться аллергия. Все это сигнализирует о психосоматическом характере заболевания.
Еще в древние времена люди связывали тело и дух и отмечали влияние одного на другое. В самом начале развития медицины основополагающей позицией при лечении любого заболевание было единство души («психо») и тела («сома»). Так, например, в (VI-IV в. до н.э.) Гиппократ думал, что определенные заболевания присущи людям с определённым темпераментом. По его мнению, «сангвиники склонны к болезням кровообращения, а холерики к болезням желчных путей». Помимо этого, он сформулировал положение о том, что жизнь в определённой среде влияет на человека и может вызвать определённую реакцию. А Сократ говорил, что нельзя лечить тело без души, тем самым подчеркивая, что два этих компонента тесно связаны между собой, и затронув одно, другое обойти невозможно. Актуальность этой темы сохраняется по сей день.
Не так давно, медицина классифицировала все заболевания как физические и психические, пока в середине 19 века американский специалист Франц Александер не выделил еще один тип – психосоматический. После этого, психосоматика стала подробно изучать заболевания, спровоцированные психическими факторами.
Изначально таких болезней было всего семь:
5. бронхиальная астма;
7. инфаркт миокарда.
Механизм возникновения (соматизация)
Эмоции человека включают в себя не только психологический, но и биологический компонент, поэтому, когда мы сдерживаем те или иные эмоции, никак их не проявляем, активизируется биологический компонент. Это и приводит к различным сбоям в организме и работе нервной системы. Проще говоря, болезнь возникает вследствие того, что эмоции не получили выхода и психика никак их не обработала. Возникает психологическое напряжение, которое воздействует на органы и системы и приводит к различным нарушениям. При постоянных повторениях могут возникнуть необратимые изменения в органах и тканях, а заболевания могут приобрести хроническую форму. Реакции у людей проявляются по-разному, но, естественно, речь идёт об отрицательных переживаниях, которые, к сожалению, не все способны правильно проявлять. Важно поддерживать уравновешенное психоэмоциональное состояние, уметь контролировать негативные эмоции и правильно их проживать.
Исходя из природы возникновения психосоматических расстройств, их лечение требует комплексного подхода. Терапия включает в себя как психо-, так и фармакотерапию. Лечение, в первую очередь, должно быть нацелено на саму личность пациента и на стабилизацию его эмоционального ощущения. Поэтому, каждый отдельный случай требует отдельного внимания и должен иметь индивидуальный подход.
Сложность лечения заключается в том, что психосоматика представляет собой порочный круг: стресс провоцирует болезнь, а сам факт болезни усиливает тревожное состояние. Без медикаментозного лечения обойтись трудно. Если человека мучают боли в сердце, например, то для начала стоит обратиться к профильному специалисту для лечения в этом направлении. Параллельно врач может порекомендовать консультацию психотерапевта или психолога. Важно понять, о чем сигнализирует психика, провоцируя симптомы. Возможно, организм таким образом говорит о том, что он переутомился и ВАМ пора отдохнуть.
Современного человека стресс преследует везде: на работе, в личной жизни. Мы постоянно торопимся, переживаем, и негативные эмоции захлёстывают одна за другой. Наша главная задача- заботиться о своём психическом здоровье и не позволять отрицательным переживаниям воздействовать на нашу личность. Тогда жизнь станет приятней и легче, а здоровье крепче.
Медицинская сестра отделения спортивной медицины и лечебной физкультуры Татьяна Неплюхина
Дисгармоничные расстройства зрелой личности
Дисгармоничное расстройство зрелой личности и поведения у взрослых (психопатия) — аномалия развития личности с преимущественной недостаточностью в эмоционально-волевой сфере, стойкие нарушения адаптации в поведении, начинающиеся с детского и подросткового возраста и сохраняющиеся на протяжении последующей жизни. Этой аномалии характера, ведущего в структуре личности свойственна триада: тотальность нарушений, их стойкость и выраженность до уровня социальной дезадаптации. При этом страдает сам человек с дисгармоничным складом личности и окружающие его люди. Субъекты с личностными расстройствами обычно склонны к отказу от психиатрической помощи и отрицанию наблюдающихся у них нарушений.
При расстройствах личности субъекты не освобождаются от уголовной ответственности (в судебно-психиатрической экспертизе), признаются негодными к службе в армии, в отношении их имеются ограничения в выборе профессии.
По имеющимся данным, распространенность этих расстройств составляет 2—5% среди взрослого населения, 4—5% среди госпитализированных в психиатрические больницы, преобладание среди психопатических личностей мужчин по сравнению с женщинами (2:1—3:1).
Причины
К возникновению расстройств зрелой личности и поведения у взрослых предрасполагают генетические, биохимические и социальные факторы.
Генетические факторы. Особенности темперамента (характера), проявляющиеся с детства, более четко прослеживаются в подростковом возрасте: боязливые по характеру дети в последующем могут обнаружить поведение избегания. Небольшие нарушения органического характера со стороны центральной нервной системы у детей в последующем наиболее часты у антисоциальных и пограничных личностей.
Биохимические факторы. У лиц с импульсивными чертами часто отмечается повышение уровня гормонов — 17-эстрадиола и эстрона. Низкий уровень фермента моноами-ноксидазы тромбоцитов в определенной степени коррелирует с социальной активностью. Дофаминергические и серотонинерги-ческие системы оказывают активирующее влияние на психофизическую активность. Высокий уровень эндорфинов, способствуя подавлению реакции активации, встречается у пассивных, флегматичных субъектов.
Социальные факторы. В частности, несоответствие между темпераментом (характером) матери, обладающей чертами тревожности, и воспитательным подходом приводит к развитию у ребенка повышенной тревожности, большей подверженности его личностным расстройствам, чем в случае воспитания его спокойной матерью.
Симптомы
Дисгармония личности и поведения проявляется в нескольких сферах: в когнитивной (обеспечивающей познавательную деятельность человека) — изменяется характер восприятия окружающего и самого себя; в эмоциональной — изменяется диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций (их социальная приемлемость); в сфере контроля влечений и удовлетворения потребностей; в сфере межличностных отношений — при разрешении конфликтных ситуаций тип поведения существенно уклоняется от культуральной нормы, проявляется в отсутствии гибкости, недостаточной адаптивности в различных ситуациях. Если в детском возрасте имеются патохарактерологические радикалы (избыточная возбудимость, агрессивность, склонность к побегам и бродяжничеству и т.д.), то в подростковом возрасте может наблюдаться их трансформация в патохарактерологическое формирование личности, затем в зрелом возрасте — в психопатии. Здесь диагноз расстройства личности может быть выставлен с 17 лет.
Акцентуации характера — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом наблюдается избирательная уязвимость в отношении определенных психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Не менее 50% населения развитых стран обладают акцентуированными чертами характера. Степень выраженности расстройств личности (тяжелые, выраженные, умеренные) определяется степенью выраженности компенсаторных механизмов. Среди типов расстройств зрелой личности и поведения у взрослых выделяют следующие.
Шизоидное расстройство личности помимо общих диагностических критериев психопатий характеризуется ангедонией, когда мало что доставляет удовольствие, эмоциональной холодностью, неспособностью проявлять теплые чувства или гнев по отношению к другим людям, слабой ответной реакцией на похвалу и критику, незначительным интересом к сексуальным контактам с другим лицом, повышенной озабоченностью фантазиями, постоянным предпочтением уединенной деятельности, игнорированием доминирующих в обществе социальных норм и условностей, отсутствием близких друзей и доверительных связей.
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности характеризуется выраженной тенденцией действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настроения. Выделяют две разновидности этого личностного расстройства:
импульсивный тип со вспышками жестокости и угрожающего поведения, особенно в ответ на осуждение окружающими;
пограничный тип, которому свойственно хроническое чувство опустошенности, расстройство и неопределенность образа Я, намерений и внутренних предпочтений, в том числе сексуальных (фактор риска формирования сексуальных перверзий), склонность вовлечения в интенсивные и нестабильные взаимоотношения, чрезмерные усилия избегания уединения. Если такие лица остаются одни, могут быть суицидальные угрозы или акты самоповреждения из-за незначительной субъективной ценности жизни.
Истерическое расстройство личности характеризуется театральностью поведения, преувеличенным выражением эмоций, повышенной внушаемостью, поверхностностью и лабильностью эмоций, склонностью к перепадам настроения, постоянным стремлением к деятельности, при которой индивидуум находится в центре внимания, неадекватной обольстительностью во внешнем виде и поведении, повышенной озабоченностью по поводу своей физической привлекательности.
Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности проявляется чрезмерной склонностью к сомнениям и осторожности, озабоченностью деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками; стремлением к совершенству, препятствующим завершению задач; чрезмерной добросовестностью; скрупулезностью и неадекватной озабоченностью продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям; повышенной педантичностью и приверженностью социальным нормам (консерватизмом); ригидностью и упрямством; недостаточно обоснованными, появлением настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.
Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности характеризуется постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями и представлениями о собственной социальной неприспособленности, личностной непривлекательности, приниженности по отношению к другим; повышенной озабоченностью критикой в свой адрес, ее нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться; ограниченностью жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности; уклонением от социальной или профессиональной деятельности из-за боязни быть критикуемым или отвергнутым.
Зависимое расстройство личности характеризуют активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни; подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям; нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых пациент находится в зависимости; чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц.
Диссоциальное расстройство личности (антисоциальные психопатии — «тип врожденного преступника») проявляется бессердечным равнодушием к чувствам других; грубой и стойкой позицией безответственности и пренебрежения к социальным правилам и обязанностям; неспособностью поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении; крайне низкой толерантностью к фрустрациям, а также низким порогом разряда агрессии, включая насилие; неспособностью испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания; выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.
Параноидное расстройство личности характеризуют: чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция постоянно быть недовольным кем-то; подозрительность; воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанными с правами личности, что не соответствует фактической ситуации; возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно сексуальной верности супруга или полового партнера; тенденция к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет, охваченность несущественными “законспирированными” толкованиями событий, происходящих с данной личностью.
Диагностика
Ставится на основании динамического наблюдения за поведением субъекта и результатов психологического тестирования.
Лечение
Различные методы психотерапии, в состоянии декомпенсации биологические методы терапии (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы