дискуссионная форма работы с воспитанниками
Дискуссионные формы работы как средство формирования коммуникативной компетенции педагога и учащихся (из опыта организации и проведения внеклассной мероприятий в форме ток-шоу)
В связи с переходом российских школ на профильную систему обучения обозначилась проблема предпрофильной подготовки учащихся, которую отчасти решают элективы. Эту же функцию могут выполнять и внеклассные мероприятия.
На этапе предпрофильной подготовки важно научить ребёнка самоопределяться, он должен осознавать, кем и каким хочет стать, должен стремиться к знаниям в сфере избранной им профессии. Поэтому, работая с подростками, целесообразно выстраивать воспитательную работу на основе ценностноориентированной деятельности, которая позволяет учащимся в ходе коллективного спора сделать определённый нравственный выбор, а дискуссионные формы работы формируют у них такие виды компетентностей, как: социально – личностную, исследовательскую, коммуникативную.
Телевизионные ток-шоу могут служить основой для творческого поиска педагога и учащихся в создании новых форм дискуссии. [1]
Ток-шоу позволяет включить в работу большое количество детей, позволяет обсудить проблемы, волнующие подростков, в привлекательной для них форме, когда можно поспорить друг с другом, с учителем, отстоять собственную точку зрения, приводя весомые аргументы. Учащиеся с удовольствием участвовали в обсуждении следующих тем ток-шоу: “ Как должен выглядеть школьник?”, “Карманные деньги нужно просить у родителей или зарабатывать самим?”, “Должны ли взрослые ограничивать свободу ребёнка?” и т.д. Тематика ток-шоу определяется детьми.
В ходе подготовки мероприятия классный руководитель помогает детям продумать в деталях ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, ситуацию нравственного выбора, средства её презентации.
Подготовка включает в себя следующие этапы:
1. Обозначение проблемы.
В ходе анкетирования выясняются затруднения, которые испытывают учащиеся в общении и обучении. Группа детей- аналитиков выявляет типичные проблемы.
2. Формулирование вопросов, представляющих различные аспекты проблемы.
Проводится в форме “мозгового штурма”.
3. Выявление полярных точек зрения.
Проводится в форме опроса общественного мнения среди учащихся класса, школы.
4. Определение ведущих и работа с ними по подготовке дискуссии.
Ведущие выбираются из числа подростков на конкурсной основе.
5. Поиск аргументов.
За несколько дней до проведения ток-шоу учащиеся класса получают задание подобрать материал (факты из жизненного опыта, литературы, средств массовой информации), подтверждающие позицию.
6.Оформление классной комнаты.
Предварительно обсуждаются варианты оформления, предложенные детьми, и реализуется замысел, получивший одобрение большинства.
Технология проведения ток-шоу.
1. Знакомство участников с темой ток-шоу.
2. Повторение правил ведения дискуссии.
3. Обозначение проблемы обсуждения.
4. Обсуждение проблемы по заранее сформулированным вопросам.
5. Подведение итогов дискуссии.
Решение проблемы не всегда может быть найдено, но дискуссия натолкнёт подростков на размышления, на поиск истины.
6. Проведение рефлексии.
Предложенный ниже вариант проведения ток-шоу поможет представить обозначенные этапы.
Тема ток-шоу: “Это страшное слово “школа”?
Цели и задачи:
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что дискуссионные формы проведения внеклассных мероприятий развивает у учащихся умение грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, учат слушать и понимать речь других участников спора, критически оценивать мнения оппонентов, т.е. формируют коммуникативную компетентность, которая является универсальной способностью. Умение вести дискуссию ребенок переносит в учебную, проектно – исследовательскую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми, и это позволяет ему быть успешным не только в школе, но и в жизни.
Литература: “50 сценариев классных часов”. Москва. Центр “Педагогический поиск”, 2000 г. Авторы-составители: Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова.
Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Елена Пышкина
Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ.
(СЛАЙД) Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.
Дискуссия обеспечивает активное включение дошкольников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
(СЛАЙД) Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании дошкольников.
Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую тему, применить имеющиеся знания в процессе совместного обсуждения.
Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества дошкольников, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности дошкольников, их эмоциональной включенности в обучающий процесс.
Влияние дискуссии на личностное становление дошкольников обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.
(СЛАЙД) Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична.Но характер этого полилога может быть разным:
Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;
Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.
Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления дошкольников, формированиеу них ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной. Наряду с этим дошкольники овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.
(СЛАЙД) Цель технологии проведения дискуссий с дошкольниками: развитие критического мышления дошкольников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.
(СЛАЙД) Структура дискуссии: Выявление и формулирование противоречия, проблемы. Актуализация усвоенных знаний, способов образовательных действий, перенесение их в новую образовательную ситуацию. Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по предложенной теме, анализ информации, обсуждение возможных решений обсуждаемой темы, формулирование мнения группы и его коррекция воспитателем по необходимости. Коллективное обсуждение проблемы. Экспертиза. Подведение итогов дискуссии. Рефлексия. Организация дискуссии предполагает деление группы дошкольников на подгруппы и взаимодействие внутри подгрупп и между подгруппами.
(СЛАЙД) Правила проведения дискуссии:
* ведущий – воспитатель группы
* участие родителей в дискуссии, как участников или капитанов подгрупп
* роли распределяются при обсуждении в подгруппах;
* каждый участник имеет право высказать свое мнение;
* точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами;
* высказывания только по теме;
* диалог строится на этических нормах;
* не повторять формулировок;
* не прикрываться за мнение других;
* стремиться к разностороннему исследованию темы дискуссии
Игра-дискуссия «Микрофон».
В рамках согласованной помощи воспитатель активизирует слабоактивных детей в группе тем,что передает им микрофон: «Говорит тот, у кого микрофон.»
Игра – дискуссия «Вертушка».
Вовлечение дошкольников всей группы в обсуждение темы. Дошкольники рассаживаются в два круга. Внутренний круг – спиной к центру, неподвижный; внешний круг – подвижный. По сигналу воспитателя
дошкольники, находящиеся во внешнем круге, пересаживаются на стул вправо и работают с новым партнером, обсуждая ту же тему. Дискуссия идет в парах, к концу круга у дошкольников постепенно накапливается система аргументов «за» или «против». Они глубже погружаются в тему, выстраивают четкую систему аргументов, самостоятельно формируют собственную позицию.
Игра – дискуссия «Карусель».
Все дошкольники высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
(СЛАЙД) Основные задачи воспитателя в ходе проведения дискуссии:
* Привить и закрепить уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
* Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
* Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
* Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность дошкольников, развитие рефлексивного мышления.
Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда дошкольники обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии. Именно зрелость игры определяет, может ли ребенок перейти к более сложной деятельности. Зрелый дошкольник уже не играет игрушками, просто ими манипулируя, как младенец. Ему для игры нужны другие люди, которые играют определенные роли, причем обязательно в игре детей присутствуют определенные правила. Зрелый дошкольник любит игры с правилами. И, хотя ему еще трудно смиряться с проигрышами, он уже готов осознать то, что иногда у него что-то не получается.
Взаимодействие в дискуссии с дошкольниками строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении дошкольников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения.
Сущностной чертой дискуссии дошкольников является диалогическая позиция воспитателя, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
На первых порах использования дискуссии усилия воспитателя сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания воспитателя оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше дошкольники приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.
Дискуссия-диалог с дошкольниками на тему : «Я ИМЕЮ ПРАВО»
В своих правах мы все равны: И взрослые и дети. Все расы, веры, языки – Все люди на планете.
На любовь имеют право Все ребята на Земле, На заботу и на ласку, Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никто Заходить не может. Ваши вещи и добро Брать не может тоже.
Сохранить своё здоровье – Право есть у нас такое. Заболеть, когда случиться – Каждый вправе полечиться.
Никто не может вас пытать, Делать больно, обижать. Вы запомните одно – Бить людей запрещено.
О правах своих послушал И запомни крепко их. Только знай, что очень нужно Уважать права других.
Этих прав лишить не может Вас никто и никогда.
Право каждое поможет Быть счастливым вам всегда!
Я сейчас произнесла слово «право». А что это значит?
(ответы детей).
Воспитатель: Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. На нашей планете живут взрослые и дети. Взрослые пользуются правами,которые у них есть: право на жизнь, право на работу, право получать зарплату, право на отдых, на медицинскую помощь и много других прав.
Просмотр мультфильма «Азбука прав ребёнка» Выпуск 1.
Воспитатель: «Как вы думаете, а у детей есть права?»
Консультация «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС до»
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого– возрастным и индивидуальным особенностям.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
прогулка,которая состоит из:
— наблюдений за природой, окружающей жизнью;
— труда в природе и на участке;
— самостоятельной игровой деятельности;
дежурство детей по столовой,на занятиях:
— труд в уголке природы;
Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
• сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Методы и приемы организации обучения
В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Работав детском саду ведется по следующим направления:
Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.
Обновление содержания образования требует от педагогов:
— применения новых современных форм работы с детьми;
-интегрированной образовательной деятельности;
-проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду) ;
-игровые обучающие ситуации;
-творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;
Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационныхи коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки, а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.
Наши занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.
Игру, как метод обучения, люди используют давно.Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).
В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.
Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.
В основе обучающих игр, которые мы применяем на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала.Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты
нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать,что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.
Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.
Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.
Мы с ребятами готовим в основном исследовательские и информационные проекты. К организации поисковой и творческой деятельности мы подключаем родителей, родственников детей.Выбор экологической тематики проектов встречается часто: вопросы окружающей среды доступны для понимания дошкольников, а реализация проекта позволяет им увидеть результаты проделанной работы.
Стимулирование экологической деятельности ребят через проектные технологии – мощный фактор повышения качества экологического воспитания.
Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.
Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе. Наши дети начинают понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим, повышается не только самооценка ребенка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т. к. дошкольники становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.
Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов?Причин тому несколько:
1. необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;
2. актуальность приобретения коммуникативных навыков,
3. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в “Изобретателей”. Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т. п.).
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».