дискуссия как форма обучения иностранному языку
Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 15.05.2016
Статья просмотрена: 696 раз
Библиографическое описание:
Лашина, Е. Н. Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Е. Н. Лашина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10554/ (дата обращения: 11.11.2021).
Существует множество методов обучения иностранному языку. В неязыковом ВУЗе главным критерием выбора подходящего метода является хорошая эффективность за ограниченный срок времени при достаточно объемном и сложном с лексической точки зрения материале.
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и студентов:
Каждый из них имеет свои особенности, но мы обратимся к интерактивным методам как наиболее продуктивной форме взаимодействия системы преподаватель — студент.
Одним из самых эффективных интерактивных методов обучения является дискуссия.
Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
Возможности метода групповой дискуссии:
участники дискуссии с разных сторон могут увидеть проблему, сопоставляя противоположные позиции;
уточняются взаимные позиции, что, уменьшает сопротивление восприятию новой информации;
в процессе открытых высказываний устраняется эмоциональная предвзятость в оценке позиции партнеров и тем самым нивелируются скрытые конфликты;
вырабатывается групповое решение со статусом групповой нормы;
можно использовать механизмы возложения и принятия ответственности, увеличивая включенность участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений;
удовлетворяется потребность участников дискуссии в признании и уважении, если они проявили свою компетентность, и тем самым повышается эффективность их отдачи и заинтересованность в решении групповой задачи.
Основные функции преподавателя при проведении дискуссии:
формулирует проблему и тему дискуссии, дает их рабочие определения;
создает необходимую мотивацию, показывает значимость проблемы для участников дискуссии, выделяет в ней нерешенные и противоречивые моменты, определяет ожидаемый результат;
создает доброжелательную атмосферу;
формулирует вместе с участниками правила ведения дискуссии;
добивается однозначного семантического понимания терминов и понятий;
способствует поддержанию высокого уровня активности всех участников, следит за соблюдением регламента и темы дискуссии;
фиксирует предложенные идеи на плакате или на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы;
участвует в анализе высказанных идей, мнений, позиций; подводит промежуточные итоги, чтобы избежать движения дискуссии по кругу.обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения;
сравнивает достигнутый результат с исходной целью.
Обучение иностранному языку включает в себя разные виды речевой и мыслительной деятельности, способствует формированию способности ясно мыслить, критически воспринимать информацию, выделять в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения и обоснования и, следовательно, облегчает понимание любого теоретического материала. Сознательное освоение студентами соответствующего материала, излагаемого преподавателем, предполагает владение навыками аргументационного восприятия речи. Кроме того, освоение норм рационального речевого общения, правил ведения дискуссий формирует ответственное отношение к речи, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности. Также формирование дискутивных и аргументативных умений необходимо для полноценного развития коммуникативной и интеллектуальной самодостаточности личности [1].
При проведении дискуссии могут использоваться различные организационные формы занятий. Одна из таких форм — групповое обсуждение. Задача преподавателя заключается в том, чтобы четко сформулировать проблему обсуждения студентов. Далее предлагается привести аргументы «за» и «против».
Давайте рассмотрим пример такого обсуждения.
Студентам 2 курса факультета ТЭФ (специальность «Теплоэнергетика») предлагается обсудить проблему использования солнечной энергии. После того, как учащиеся прочитают необходимый лексический материал по теме, они делятся на 2 группы, одна из которых приводит доводы в пользу использования возобновляемых источников энергии, а другая против.
Theuseofsolarenergy
Oneofthe uses of solar energy is its transformation into electric energy. Photoelectric converters operate not only aboard space vehicles. They are used to supply hard-to-reach sites, for instance, light-houses, communication facilities, etc. with electric power. Such installations can operate continuously for 20 years, and their capacity is up to 500 watts. They are reliable and do not need constantly handling by personal.
At present, mainly semiconductor silicon is used for the manufacture of photocells. Now the researchers have designed photocells on the basis of linking two materials in a single crystal-gallium arsenide and aluminum arsenide. They are most promising for the transformation of preliminary concentrated light since they continue to operate efficiently at temperature of over 200˚ C. Using heat that is released in photocells one can raise the efficiency up to 30 %. Their use in solar power station will greatly cut the cost of the photoelectric method of energy transformation.
The problem of wider uses of renewable energy sources — solar, tidal and geothermal ones is of great local importance. So far the practical use of solar energy is not very significant but the use of this energy can be profitable in many areas even now. Specialists designed water-heating installations for both seasonable and year-round operation. They have already built solar-powered homes and public buildings with hot water supply, heating and air-conditioning. Within the next few years experimental constructions will go on. After tests the best solutions will be used in standard designs.
The application of solar installations in agriculture has considerable effect. The experience in experimental solar-heating greenhouses has shown that, as compared with ordinary greenhouses that receive heat from boiler rooms, the expenses on vegetable-growing are reduced by 60 % due to fuel savings alone. Solar-powered installations for drying farm products were also tested successfully. [2].
The first group, advantages:
1. Solar energy can be used in hard-to-reach sites
2. Devises used solar energy operate very long, up to 20 years
3. Devises used solar energy are reliable and do not need constantly handling by personal
4. The use of photocells in solar power station greatly cuts the cost of the photoelectric method of energy transformation
5. The application of solar energy in agriculture helps to save fuel and reduce expenses up to 60 %
The secondgroup, disadvantages:
Метод дискуссии как один из методов проблемного обучения находит все большее применение на занятиях по иностранному языку, в том числе при профессионально-ориентированном обучении, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении какой-то проблемы, дает возможность применить языковые знания и навыки на практике, генерируя при этом новые идеи [3].
При таком подходе достигается максимально быстрое принятие и усвоение нового материала, при этом все учащиеся без исключения вовлечены в процесс. Происходит интенсификация процесса понимания, усвоения и применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Этот метод повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.
Как итог данный метод обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.
Похожие статьи
Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях.
Помимо владения языковыми средствами, для проведения дискуссии необходима
Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, дискуссия, зрение, умение, обсуждаемая.
Оптимизация академической дискуссии на занятиях по.
Также в статье обобщаются типичные сложности, возникающие при взаимодействии участников дискуссии и возможности для их
Со стороны педагога подготовка к проведению академической дискуссии на иностранном языке подразумевает не только подбор.
Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения.
По типу проведения дискуссии носят стихийный, свободный и организованный характер.
‒ научить студентов создавать модели научного исследования, модели принятия решений
— 480 с. Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках.
Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе
Хотелось бы отметить, что использование данного метода на занятиях иностранного языка
имеющиеся знания); быть актуальной вообще и для участников дискуссии, в частности, с точки зрения
для решения проблемы, что обуславливает необходимость проведения поиска.
Дебаты как метод изучения английского языка
Ораторское искусство включает в себя любую задачу, где участник обращается к аудитории в устной форме.
Дебаты основаны на использовании аутентичного языка и общения с аудиторией.
При подготовке к дискуссии, студенты просят разработать перспективу.
Использование дискуссии как метода формирования.
Со стороны педагога подготовка к проведению академической дискуссии на иностранном языке.
Решение спорного вопроса определяется уровнем развития мышления и коммуникативных умений учащихся.
Пути решения проблем преподавания второго иностранного языка
В данной статье рассматриваются основные проблемы, встающие перед учителями, преподающими второй иностранный язык в школе, и некоторые возможные пути решения этих проблем в свете введения новых ФГОС.
Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения
Если дискуссии, рассматривают множество проблем, такие как экономические, социальные и экологические, то по завершении можно получить весьма качественные решения. В ходе таких дискуссий, у участников формируется умение рассматривать вопросы неоднозначно и.
К вопросу о повышении эффективности преподавания.
К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте
Подгруппа во внешнем круге может во время проведения дискуссии выполнять различные
– наблюдать за участниками в отношении дискуссионных способностей участников.
Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Рассмотрение общего представления о дискуссии;
Рассмотрение понятия о коммуникативных навыках;
Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности. 6
1.1 Понятие и виды дискуссии. 6
1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков. 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Включение в урок метода дискуссии для развития речевых способностей. 16
2.1 Планирование урока-дискуссии в старших классах. 16
2.2 Рекомендации учителям по ведению дискуссии на уроках английского языка 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Файлы: 1 файл
KURSOVAYa.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Выполнил(а): студент 033 группы
К.ф.н., старший преподаватель Морозова О.А.
Введение
Программа по иностранному языку для общеобразовательных школ ставит перед преподавателями задачу сформировать у учеников умение свободного общения на иностранном языке. В методической литературе последних лет вопросы эффективного обучения неподготовленной устной речи рассматривались неоднократно. Представляется, что недостатком работы над экспрессивной речью на уроках иностранного языка является ограниченный вид речевых действий, которыми ученики овладевают в процессе обучения. Как показывают наблюдения, основными речевыми действиями на занятиях по практике устной речи являются: пересказ, констатация фактов, ответы на вопросы, описание. Ученики плохо умеют вести спор, доказывать, противоречить, убеждать, уговаривать. Следовательно, в целях эффективного обучения экспрессивной иноязычной речи представляется необходимым побуждать и стимулировать учеников к разнообразным речевым действиям, выражающим мысли, чувства и волю говорящего.
Известно, что при порождении речи большое значение имеет мотив, стимулирующий речевое высказывание. Доказано, что степень мотивации – это степень заинтересованности, вызывающая активность.
В процессе обучения иноязычной устной речи выделяют шесть основных компонентов объекта мотивации. Это стремление обучаемых: 1) к максимальному языковому обогащению своей речи путем активизации нового языкового материала в речи; 2) к максимальному употреблению иностранного языка в качестве средства коммуникации; 3) к развитию общеречевых умению; 4) к освоению новых видов работы и к усовершенствованию выполнения ранее освоенных; 5) к расширению и углублению идейно-предметного содержания речи; 6) к усложнению мыслительных операций, осуществляемых средствами иностранного языка.
Действуя в постоянной взаимосвязи, эти компоненты составляют тот эмоционально-волевой настрой, который является необходимой предпосылкой прогрессирующего, т.е. усложняющегося обучения устной речи. Одним из эффективных способов создания как внешней общеучебной мотивации, так и внутренней естественной мотивации речевого акта учеников является метод дискуссии. Проблемная заострённость, которая свойственна дискуссии, является стимулирующим толчком к творческому высказыванию. Дискуссия является такой организационной нормой, которая ведет к органическому слиянию обучения разговорным темам и развитию неподготовленной речи.
Актуальность использования дискуссии для развития речевых способностей заключается в его функциональности. Под функциональностью подразумевается его практическая направленность, вовлечение всех участников процесса и связь с действительностью, выходящей за рамки урока.
Не смотря на это, использование дискуссии в практической деятельности ограничено. Причины этого могут быть разные. Позиция преподавателя в дискуссии чрезвычайно сложна: он должен поддерживать остроту выступлений, учить логично отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Для учителей неопытных и не знакомых с учениками в полной мере такая задача может казаться невыполнимой. Кроме того, мало разработанных методик обучения ведению дискуссии, поэтому проблему использования дискуссии на старшем этапе обучения можно считать требующей дальнейшего изучения.
Объект данного исследования – обучение говорению на старшем этапе.
Предмет исследования – использование метода дискуссии для обучения говорению.
Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Гипотеза исследования – использование метода дискуссии на уроках иностранного языка в школе является важным фактором при формировании коммуникативных навыков у учащихся старших классов.
При написании работы был использован сопоставительный метод – проходило исследование методических материалов и точек зрения исследователей в рамках проблемы, обозначенной в названии курсовой работы;
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются основные определения понятия «дискуссия», также определяется его специфика как вида речевой деятельности.
Во второй главе раскрываются особенности и результативность использования метода дискуссии при формировании навыков говорения на уроках иностранного языка в средней школе.
Практическая значимость исследования была доказана на практике, на примере 10 «б» класса СОШ № 10 города Елабуга.
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности.
1.1 Понятие и виды дискуссии.
Обучающий эффект дискуссии определяется при помощи предоставления ученику возможности получать информацию от собеседников, демонстрировать и повышать свою компетентность, высказывать свои взгляды на обсуждаемую проблему, применять собственные знания в процессе решения учебных задач.
Развивающий эффект дискуссии связан с повышением коммуникативной и творческой активности учащихся, их включенности в учебный процесс, развитием способности анализировать информацию, аргументировать, логически выстраивать доказательства своих идей.
Влияние на личностное становление учащегося обусловлено созданием благоприятных условий для проявлений индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения и выбора собственной позиции, ценностно-ориентирующей направленностью дискуссии, формированием умения находить точки соприкосновения и взаимодействовать с другими, сопоставлять свою позицию с позициями оппонентов, уважать их убеждения.
С коммуникативной точки зрения дискуссия всегда полилогична. Но полилог различается по характеру. Использование того или иного типа дискуссии зависит от целей дискуссии и характера обсуждаемой проблемы [8, С. 11].
— Разногласие-разногласие, спор, защита каждым учеником своей позиции. Дискуссия-спор основана на принципе противостояния с целью не только решить проблему, но и побудить учащихся задуматься над собственными представлениями и суждениями, определить свою позицию и аргументировано ее отстаивать, осознавая право других быть индивидуальностью и иметь свою точку зрения. Применяется для рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения.
— Многогласие-согласие, диалог с целью совместного решения проблемы. Дискуссия-диалог основана по принципу «индивидуальных вкладов» и достижения консенсуса на основе согласования различных точек зрения. Чаще всего используется для обсуждения проблем, решение которых может быть достигнуто путем группового взаимодействия и взаимодополнения.
Существуют разногласия по поводу сходства и различия дискуссии и спора: от рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или отдельного ее типа до их противопоставления. Безусловно, важно, чтобы спор не велся ради стремления отстоять свою точку зрения и, во что бы то ни стало, победить. Аргументированность является важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора. Обсуждая спорную проблему, каждая сторона аргументирует свою позицию, оппонируя мнению собеседника.
В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии [4]:
Так как дискуссия активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации коллективной творческой внеучебной деятельности учащихся, в современной педагогической практике накопилось множество вариантов организации дискуссии. Многообразие ее видов определяется разнообразием целей, содержания и количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной ученической группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем – координации результатов деятельности малых групп [11, C.107].
Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.
Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.
Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.
Методические рекомендации по реализации технологии учебной дискуссии в образовательном процессе по иностранному (английскому) языку на этапе основного общего образования
Пояснительная записка
Методические рекомендации составлены для учителей иностранного языка, реализующих технологию учебной дискуссии в образовательном процессе по иностранному языку на этапе основного общего образования в урочное время.
Актуальность данной разработки состоит в том, что ФГОС нового поколения предъявляет достаточно высокие требования к уровню языковой подготовки выпускников общеобразовательной школы. Одним из предметных результатов изучения иностранного языка на этапе основного общего образования школы является владение обучающимися всеми видами диалога на основе изученной тематики в ситуациях официального и неофициального общения, а также владение разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным / прочитанным и сообщения (в том числе при работе над проектом). Среди целевых умений в говорении, которые составляют основу устного иноязычного общения старшеклассника, являются умения участвовать в беседе / дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказываниям партнера, свое мнение по обсуждаемой теме, рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и стран изучаемого языка (Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку). Всё это на фоне сформированного целостного мировоззрения, гражданской идентичности, патриотизма, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, мировоззрению, языку, вере, развитого морального сознания, сформированных норм, правил поведения в обществе, развитой экологической культуры и эстетического сознания.
Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения, активно внедряемые в образовательный процесс по иностранным языкам, должны сыграть ведущую роль в достижении этих требований и повышении мотивации к изучению иностранного языка. Одной из таких технологий является технология учебной дискуссии.
К характерным чертам учебной дискуссии М.В.Кларин относит следующие.
2. Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
3. Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.
5. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
6. На первых порах использования учебной дискуссии усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания педагога оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.
7. Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Методический потенциал технологии учебной дискуссии можно раскрыть в следующих положениях: обеспечение коммуникативной направленности обучения иностранному языку, предоставление обучающимся реальной возможности не только расширить знания об объектах и явлениях действительности, но и шанс раскрыть себя и свой креативный, когнитивный и речевой потенциал, формировать критическое мышление, навыки учебного сотрудничества, аргументации. Ценным является то, что благодаря учебной дискуссии обучающиеся получают практический опыт использования средств иностранного языка для достижения коммуникативных целей.
Таким образом, технология учебной дискуссии служит важным средством познавательной деятельности, способствует развитию критического мышления, формирует навыки аргументации и отстаивания собственного мнения. В мировой практике использования дискуссии в обучении получили распространение различные варианты организации обмена мнениями между участниками, различные технологии проведения дискуссий, обработки дискуссионных вопросов.
Цель методических рекомендаций состоит в том, чтобы предложить практикующим учителям алгоритм работы по методически грамотной реализации технологии учебной дискуссии в образовательном процессе по иностранному языку; ознакомить с этапами, содержанием, методами, приёмами и формами учебной дискуссии обучающихся на иностранном языке в рамках основного общего образования.
Цели применения технологии учебной дискуссии на этапе основного общего образования:
Задачи:
Реализация технологии учебной дискуссии на этапе основного общего образования имеет своей целью достижение результатов, закреплённых в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования:
Организационные этапы реализации технологии учебной дискуссии
Подготовительный этап.
1) Желательно, чтобы тема была связана с актуальными проблемами современности (экология, защита мира, национальные взаимоотношения, демография, образование, экономика и др.).
2) Тема может быть связана с научными интересами учеников, с их курсовыми и дипломными работами.
3) Тема должна находиться в сфере компетентности участников.
II. После того, как была определена тема, учитель организует инициативную группу (от 2-х до 5-и экспертов), которая вместе с педагогом продумывает актуальные вопросы предстоящей дискуссии, например: «Причины загрязнения воздуха», «Последствия загрязнения воздуха», «Пути решения». Учитель вместе с инициативной группой продумывает перечень вопросов, которые необходимо обсудить после выступления экспертов (Например, если тема дискуссии «Ecology»: Are the ecological problems important today? Do you agree that air pollution is the cause of people’s health problems? What is the most important environmental problem? What steps do you take to solve the problem of air pollution? и т.д.). Остальные участники, которые не задействованы как эксперты, могут подготовить свои идеи, вопросы, интересующие их по данной теме. На этом этапе осуществляется подготовка экспертами справочной информации по теме дискуссии (эксперт может подключить к подготовке 2-3-х одноклассников, которые будут осуществлять помощь в сборе необходимой информации).
III. Учителю необходимо выбрать пространство, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.
IV. Далее учителю необходимо решить, какой способ организации учебной дискуссии реализовать на уроке иностранного языка. В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд методов-способов (направленных на организацию обмена мнениями), которые представляют собой свернутые формы дискуссий:
— заседание парламента, или так называемые «дебаты», когда две команды участников готовят выступления (воспроизводится ситуация, напоминает обсуждение вопросов в парламенте);
VI. Целесообразно, за несколько уроков перед учебной дискуссией, организовать работу на уроках с элементами дискуссии, провести групповую/парную работу, выполнить ряд вопросно-ответных упражнений. Активизировать речевую деятельность обучающихся можно также посредством современных методов и приемов: «мозговой штурм», «аквариум», «карусель», работа в ротационных тройках, «корзина идей» и т.д. Учителю необходимо подготовить обучающихся к устному иноязычному общению, активизировать и мотивировать их на учебно-познавательную деятельность на уроке иностранного языка.
Основной этап. Дискуссия
Основной этап проходит в несколько шагов (этапов).
I. На данном этапе учитель сообщает обучающимся тему и цель дискуссии. Необходимо постараться заинтересовать всех участников. Также учитель должен убедиться, что тема и цель понимается всеми одинаково. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от участников относительно их соблюдения. Нормами работы в группе могут стать следующие правила:
Перед началом дискуссии целесообразно провести «лексическую зарядку», можно использовать прием «Мозговой штурм». Участникам дается задание вспомнить слова и фразы, относящиеся к теме обсуждения (Например, если тема «Ecology»: atmosphere, pollution, damage, dangerous, exhaust fumes и т.д.). Также необходимо актуализировать лексические единицы и выражения-помощники для ведения дискуссии, полемики (можно представить на доске). В качестве вспомогательного материала на доске можно вывесить грамматические таблицы с типами вопросов.
II. Далее учитель подводит непосредственно к самой дискуссии. Однако сделать это нужно таким образом, чтобы активизировать внимание участников обсуждения. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов, ролевое проигрывание ситуации и т.д.
III. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, например, если тема «Ecology»: are the ecological problems important today? Do you agree that air pollution is the cause of people’s health problems? What is the most important environmental problem? What steps do you take to solve the problem of air pollution? и т.д. Участники должны понимать, на какие вопросы им предстоит найти ответы.
IV. Дискуссия. Эксперты освещают свои вопросы. Каждый эксперт выступает в течение 2-3 минут. После выступления эксперту задают вопросы другие участники и эксперты. Помимо эксперта, по данному вопросу может высказаться любой из участников, не забывая при этом о регламенте. На данном этапе происходит сбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение различных вариантов решения проблемы, рассмотрение множества точек зрения. На этапе непосредственно самого обсуждения (учебной дискуссии) можно использовать приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
— уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли («What do you mean when you say. », «How do you prove that this is true?»);
— выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («So whether it is?», «Are you sure about that claim?»);
— приведение альтернативной точки зрения;
Во время дискуссии учителю следует:
Заключительный этап
Подведение итогов дискуссии. Учебная дискуссия не дает единственно верного решения проблемы (если формой проведения не были выбраны дебаты), однако участники в коллективном поиске истины, делают выводы из обсуждения проблемы, приводят аргументированную точку зрения (Например, если тема «Ecology»: Today there are lots of causes of air pollution, they are … To reduce air pollution we should (we should not)…). Учитель помогает участникам кратко оформить на ватмане всю полученную информацию.
После дискуссии следует провести рефлексию проделанной работы, выделить удачные и неудачные моменты, которые стоит учесть в работе в следующий раз. Примерный перечень вопросов в анкете: Did you like the lesson? What did you do well? What are you confused about? What do you need help with? What do you want to know more about? What are you going to work on next time?
Таким образом, проведение урока в технологии учебной дискуссии позволяет обобщить и систематизировать языковой и речевой материал по изученной теме при построении монологических и диалогических высказываний обучающихся с целью организации их речевого взаимодействия. При этом формируются следующие умения устного иноязычного общения: умение участвовать в беседе; вежливо переспросить, согласиться; кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи, эмоциональные и оценочные суждения; выражать и аргументировать свое отношение к высказываниям партнера.
Разработка урока по теме «Graffiti: art or vandalism?»
Приведем пример реализации технологии учебной дискуссии с целью обучения устному иноязычному общению на уроке английского языка в 7 классе по УМК «Spotlight» авторов Ю.Е.Ваулиной, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс.
Нами была выбрана дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу. Целесообразность проведения учебной дискуссии по данной теме обусловлена следующими положениями:
Список использованных источников