диссертация административно правовые отношения
Административно-правовые отношения в сфере электроэнергетики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Кокорин, Андрей Аркадьевич
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Кокорин, Андрей Аркадьевич
Глава 1. Общая характеристика административно-правовых отношений в сфере электроэнергетики
1.1. Общая характеристика предмета и метода правового регулирования отношений в электроэнергетической сфере
1.2. Правовая основа регулирования отношений и разграничение предметов ведения и полномочий в сфере электроэнергетики в Российской Федерации
Глава 2. Правовые и организационные аспекты совершенствования административно-правового регулирования в электроэнергетической сфере в Российской Федерации
2.1. Роль государственных органов исполнительной власти в административно-правовом регулировании отношений в сфере электроэнергетики в условиях реформирования энергосистемы России
2.2. Проблемы совершенствования деятельности органов государственного управления в сфере электроэнергетики
2.3. Административная ответственность за нарушения законодательства в электроэнергетической сфере
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Административное право, финансовое право, информационное право», 12.00.14 шифр ВАК
Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности 2012 год, кандидат юридических наук Вишнякова, Анна Сергеевна
Государственное регулирование оптового рынка электроэнергии в Российской Федерации 2004 год, кандидат юридических наук Куделич, Макар Игоревич
Правовое регулирование надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности в электроэнергетике 2014 год, кандидат наук Леухина, Екатерина Евгеньевна
Административно-правовая организация совершенствования механизма управления электроэнергетикой 2006 год, кандидат юридических наук Чуясов, Сергей Владимирович
Административно-правовое регулирование в сфере электроэнергетики Российской Федерации 2004 год, кандидат юридических наук Кудряшов, Евгений Валерьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Административно-правовые отношения в сфере электроэнергетики»
Актуальность темы исследования. Среди всех видов энергетических ресурсов особое место занимает электроэнергетика, которая является вторичным видом энергии и наиболее распространена и привлекательна в использовании. Электроэнергетика является единственной суботраслью ТЭК, которая, в связи с ее реформированием, получила солидное правовое обеспечение.
Это дает основание утверждать о важности подробного рассмотрения актуальных вопросов развития государственного управления в сфере электроэнергетики, роли и места административного права в необходимом административно-правовом воздействии правомочных государственных органов на деятельность, прежде всего, электроэнергетического производственного комплекса возрождающейся российской экономики.
В связи с этим сегодня особую актуальность приобрела проблема разработки долгосрочной и фундаментальной государственной стратегии по построению и функционированию системы органов управления в сфере электроэнергетики, ее структурной организации, выработки постоянных и долговременных горизонтально-вертикальных связей между субъектами управления в данной области хозяйственной жизни. При этом данная стратегия должна быть свободна от сиюминутной политической конъюнктуры, ориентирована на повышение эффективности деятельности органов государственной власти в области электроэнергетики.
В связи с этим, очевидно, что органы государственной власти в рамках реализации государственной стратегии по реформированию электроэнергетической комплекса нашей страны должны в первоочередном порядке четко обозначить и законодательно закрепить механизмы и инструменты ее практической реализации.
Все вышесказанное позволяет в теоретическом и практическом плане сделать вывод, что в действиях органов государственной власти намечается тенденция по формированию более скоординированной, целенаправленной и эффективной системы государственного управления в области электроэнергетики. При этом идет поиск оптимальной структуры организации системы управленческих органов в данной сфере, которая бы способствовала повышению эффективности функционирования электроэнергетической отрасли России, снижению энергозатрат, переоснащению ее материальной части, и, как следствие, оптимизации финансирования ТЭК.
К сожалению, до настоящего времени вопрос реформирования электроэнергетического комплекса, хотя и получил достаточно широкое правовое обеспечение, не стал предметом глубокого научного осмысления и анализа. Особенно это касается проблем административно-правового регулирования данной сферы российской экономики.
Вместе с тем, без фундаментальных научных исследований проблем, тенденций и механизмов дальнейшего развития электроэнергетики невозможно эффективное правовое регулирование этих проблем на законодательном и подзаконных уровнях.
В Российской Федерации, а ранее и в Советском Союзе, вопросы правового регулирования энергетики рассматривались в научном и
1 http://www.kremlin.ru/transcripts/5979. 4 учебном плане. Однако, в последнее время, несмотря на то, что энергетика является локомотивом экономики, она была в определенной степени обойдена вниманием специалистов-юристов. Хотя отдельные публикации и появлялись на страницах не только специальных изданий, но и в правовой литературе, однако, они были посвящены отдельным, хотя, несомненно, ключевым и важным проблемам развития электроэнергетического комплекса.
На сегодня об электроэнергетическом комплексе можно говорить как об определенной организационной структуре, закрепляемой, но юридически четко не определяемой в законодательстве структуре, существенно влияющей на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в данной сфере.
В многочисленных научных статьях, монографиях, диссертационных работах юридической направленности часто рассматриваются только отдельные аспекты правового регулирования электроэнергетического комплекса. При этом более углубленному научному анализу этих проблем нередко мешает недостаточная разработанность юридических аспектов по вышеобозначенной проблематике.
Вместе с тем, системный и комплексный правовой анализ специфики организации и деятельности органов государственной исполнительной власти, призванных осуществлять управленческие функции в электроэнергетической сфере в условиях ее реформирования, а также, продолжающейся административной реформы, предполагает обращение не только к работам по юриспруденции, но и затрагивает экономические, социальные, политологические и природоохранные аспекты исследуемой проблемы.
Степень разработанности проблемы. Научную основу исследования составили научные труды по административному и гражданскому праву, общей теории права, а также экономики, и управлению.
Современное состояние и пути трансформации системы государственного управления в России, проблемы организации и функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации, в том числе и в. области электроэнергетики, широко отражены в работах современных отечественных ученых — A.C. Автономова, Г.В. Атаманчука, В.В. Бакушева, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахраха, А.И. Бобылева, В.Г. Графского, В.Е. Гулиева, Ю.М. Козлова, М.А. Краснова, А.Ф. Ноздрачева, A.B. Оболонского, И.И. Овчиникова, В.В. Полянского, JI.JI. Попова, Б.В. Российского, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Т.Я. Хабриевой, Н.Ю. Хаманевой, В.Е. Чиркина, Ю:Л. Шульженко и др.
Непосредственно вопросы правового регулирования ТЭК, в том числе и электроэнергетики, развивали в работах В.В. Витрянский, А.К. Голиченков, А.И. Грищенко, Е.П. Губин, Ю.Ю. Захаров, А.И. Иойрыш,’М.И. Клеандров, Б.Д. Клюкин, С.М. Корнеев, П.Г. Лахно, В.Д. Мельгунов, Н.И. Михайлов, О.М. Олейник, Р.Н. Салиева, О.Н. Садиков, Б.М. Сейнароев, В.И. Семчик, A.M. Шафир, Ю.С. Шемшученко и др.
В последнее время комплексному исследованию различных вопросов правового регулирования в сфере электроэнергетики были посвящены работы Е.В. Кудряшова, Е.А. Короховой, И.В. Ряхиной, A.C. Чуясова, А.П. Шафранова и др.
Большой вклад в законодательное оформление института административной ответственности, в том числе и по вопросам правонарушений в сфере электроэнергетики, внесли А.Б. Агапов, Н.Г. Салищева, М.С. Студеникина, А.Ю. Якимов и др.
Вопросы развития электроэнергетического комплекса в последнее время получили широкую теоретическую разработку в экономической науки в трудах Е.В. Борисова, О.Н. Вишняковой, В.В. Великороссова, 6
В.Т. Водянникова, А.Ю. Домникова, A.C. Дулесова, A.A. Зарнадзе, Н.Г. Любимовой, B.C. Катренко, Л.И. Мардер и др.
Правовое обоснование финансово-экономических основ и ресурсов, а том числе, для создания современной системы электроэнергетики в Российской Федерации дано в работах Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования: раскрыть сущность, основные принципы и особенности административно правовых отношений и организации системы управления в области электроэнергетики в Российской Федерации; проанализировать правовые механизмы и формы взаимодействия государственных органов исполнительной власти в данной сфере.
— дать общую характеристику предмета и метода правового регулирования отношений в электроэнергетической сфере; проанализировать теоретические аспекты разграничения предметов ведения и полномочий в электроэнергетической сфере в Российской Федерации;
— проанализировать структуру электроэнергетического комплекса России после реформы РАО «ЕЭС России»;
— выявить и обозначить правовые механизмы взаимодействия и взаимоответственности между государственными органами исполнительной власти в указанной области, а также обозначить основные критерия разграничения полномочий между ними; наметить дальнейшие пути повышения эффективности деятельности органов управления, осуществляющих регулирование в сфере электроэнергетики в условиях модернизации российской экономики;
— обозначить проблемы и приоритеты развития взаимоотношений между органами исполнительной власти и субъектами ФОРЭМ;
— раскрыть специфику привлечения лиц к административной ответственности за нарушения законодательства в электроэнергетической сфере.
Объект исследования. Объектом исследования являются административно-правовые отношения в сфере электроэнергетики в России.
Предмет исследования. Предметом данного исследования являются особенности регулирования административно-правовых отношений в электроэнергетике в условиях модернизации экономики Российской Федерации.
Методологическая основа. Методологической основой исследования является комплексная система научных методов познания, позволяющих осуществить всесторонний анализ предмета исследования и сделать выводы по нему. При проведении исследования использовались, в частности, общенаучный диалектический метод, метод системного анализа, исторический, логический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и технико-юридический методы.
Научная и нормативно-правовая база исследования.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют научные труды по общей теории государства и права, отраслевым юридическим наукам, прежде всего, по административному праву, а также по науке управления.
Эмпирическую и нормативно-правовую базу диссертации составили — Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, 8 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые документы государственных органов исполнительной власти субъектов Федерации, международно-правовые документы.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация представляет собой одну из первых работ в сфере электроэнергетики, в которой сделана попытка комплексного исследования административно-правовых аспектов организации системы государственного управления в обозначенной области.
В работе раскрываются особенности функционирования государственных органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях, осуществляющих управленческие функции в электроэнергетическом комплексе, а также раскрываются правовые механизмы взаимодействия между ними. Отдельно проанализирована специфика привлечения лиц к административной ответственности в области электроэнергетики.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В работе дано авторское определение предмета и объекта правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики. Предметом правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики выступают управленческие отношения, в сфере электроэнергетики, связанные с производством (генерированием), транспортировкой и сбытом электроэнергии, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти, а также их взаимоотношения между собой и иными субъектами этих отношений. При этом объектом регулирования выступают отношения в электроэнергетическом комплексе Российской Федерации.
2. На основе анализа действующего законодательства автором выявлена и обоснована необходимость в структурно единой системе 9 правового регулирования электроэнергетики. В работе отмечено, что главная задача административного права в этом процессе заключается в полноценном обеспечение нормативно-правовой основы для регулирования отношений в сфере электроэнергетики в целях обеспечения потребностей населения и экономики страны в энергетических ресурсах, их рациональном использовании, а также в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности субъектов всех форм собственности в электроэнергетическом комплексе и охраны окружающей среды.
3. В исследовании делается вывод, что к особенностям правового регулирования отношений в электроэнергетической сфере относится то обстоятельство, что они являются уникальным примером взаимодействия экономики, политики и права в условиях рынка. В нем в высшей степени проявляется взаимодействие публично-правового и частноправового методов регулирования общественных отношений. Для надлежащего и эффективного правового регулирования отношений в области электроэнергетики большое значение имеют технические и технологические условия, базирующиеся на выводах естественных наук. Без знания и учета этих качеств энергетических отношений разработка и применение правовых норм будет не полной, а во многих случаях, может быть, ошибочной.
4. В работе выявлено, что государственное управление реформированием электроэнергетической сферы РФ базируется на актах внутреннего законодательства (национальный уровень, формирующий внутренний электроэнергетический рынок), а также на международных актах (межгосударственный уровень, формирующий международные электроэнергетические рынки). При этом делается вывод, что игнорирование международных правовых актов по вопросам электроэнергетики, неполный учет межгосударственного опыта реформирования данной сферы и сопутствующие этому негативные
•10 последствия достаточно четко прослеживаются на примере государственного управления реформированием российской электроэнергетики.
5. В современных условиях процесс реформирования управленческих отношений в области электроэнергетики связан с двумя основными факторами.
Во-первых: необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в данной сфере. Внесение изменений в действующие нормативные правовые акты обусловлено завершением реформирования электроэнергетической отрасли в Российской Федерации, в частности, в связи с ликвидацией в 2008 г. РАО «ЕЭС России». Разработка новых законодательных актов, связанна с окончанием периода детального государственного регулирования в данной сфере и развитием оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности. Эти процессы должны затронуть как регулируемый, так и конкурентный секторы хозяйствования субъектов электроэнергетики.
Во-вторых, немаловажной стороной совершенствования системы управленческих отношений в сфере электроэнергетики является выработка государственной стратегии окончания реформирования данной области. Основными аспектами, которые должны быть положены в ее основу, является организация эффективного механизма контроля деятельности естественных монополий.
6. Анализ изменений нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, принятых в последнее время, позволяет автору выделить общую их направленность на построение конкурентных отношений на федеральном (общероссийском) оптовым рынке электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ). В работе указывается, что одновременно прослеживается тенденция по усилению управляющей роли государства в сферах естественных монополий, действующих в
11 электроэнергетике, а также в области антимонопольного регулирования. В связи с этим, необходимо выстроить новую систему управленческих взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и субъектами рыночного саморегулирования, координацию которых осуществляет НП «Совет рынка», в связи с чем, в первую очередь, нужно четкого определить и законодательно закрепить компетенцию соответствующих органов государственного управления в электроэнергетической сфере.
7. На основе анализа нормативных правовых актов делается вывод о том, что на сегодняшний день назрела необходимость более детального регламентирования взаимоотношений между государственными регуляторами в электроэнергетической сферы. В частности, предлагается создать отдельную федеральную службу по контролю и надзору в сфере энергетике. Это обусловлено изменениями, произошедшими в связи с реформой РАО «ЕЭС России» и новыми условиями функционирования рынка ФОРЭМ.
8. Аргументируется необходимость ускорения процесса разработки и принятия административных регламентов по выполнению отдельных функций федеральными органами исполнительной власти в сфере электроэнергетики. Высказывается мнение о том, что необходимо прекратить практику наделения Министерства энергетики РФ функциями контроля и надзора в указанной сфере, так как это противоречит принципам административной реформы.
9. Отдельного совершенствования требуют вопросы административной ответственности в электроэнергетической области. Исходя из анализа положений КоАП РФ и законов субъектов РФ об административной ответственности, делается вывод, что вопросы административной ответственности лиц при осуществлении ими деятельности в области электроэнергетики до сих пор урегулированы не системно и фрагментарно, как на федеральном, так и региональных уровнях.
В связи с этим, предлагается подготовить и внести изменения в данные законодательные акты, а именно, установить единые и более четкие основания для привлечения лиц к административной ответственности за нарушения в области электроэнергетики, в связи с очевидной повышенной общественной вредоносностью такого рода деяний, а также уточнить субъектный состав данной категории правонарушений.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что на основе проведенного исследования сделаны выводы, которые могут расширить базу для дальнейшей теоретической и практической разработки проблем организации и функционирования системы государственных органов исполнительной власти в сфере электроэнергетики, скоординировать взаимодействие между ними по вопросам правовой регламентации в указанной области, повысить эффективность и стабильность государственного управления электроэнергетическим комплексом России.
Оценки и выводы, сделанные в диссертации, могут быть использованы органами государственной власти Российской Федерации при определении возможных вариантов дальнейшего развития правового базиса в области электроэнергетики.
Теоретические выводы и эмпирический материал диссертации может быть использован преподавателями при разработке учебных курсов по проблемам административного права России, а также органами государственной власти Российской Федерации в законодательной и иной нормотворческой деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях сектора административного права Учреждения Российской академии наук
Институт государства и права РАН и отражены в публикациях автора, а также в его выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах по вопросам правового регулирования электроэнергетического комплекса и практической деятельности в ОАО «Московская объединенная электросетевая компания».
Структура исследования отражает логику, цель и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, списка использованных источников и литературы.
Горизонтальные административно-правовые отношения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Черепанов, Юрий Григорьевич
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Черепанов, Юрий Григорьевич
Глава I. СУЩНОСТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 19
§ I. Горизонтальность в управлении: суть проблематики. 19
§ 2. Горизонтальность в управлении: кибернетический и государственно-правовой (административно-правовой) аспекты проблемы. 32
Глава П. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. 126
§ I. Основы классификации горизонтальных административно-правовых отношений. 126
§ 2. Виды горизонтальных административно-правовых отношений. 137
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК
Административные договоры 1996 год, кандидат юридических наук Демин, Александр Васильевич
Административные процедуры в РФ, США, ФРГ 2010 год, кандидат юридических наук Морозова, Ольга Владимировна
Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти: теоретико-методологические аспекты 2011 год, доктор юридических наук Шмалий, Оксана Васильевна
Теоретико-правовые вопросы применения административно-договорных форм и методов управления в сфере таможенного дела 2004 год, кандидат юридических наук Моравек, Ян Иосифович
Административный договор 2006 год, кандидат юридических наук Ротенберг, Александр Семенович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Горизонтальные административно-правовые отношения»
Общество развитого социализма достигло больших социально-экономических успехов, являющихся результатом правильной научно-обоснованной политики КПСС в области научного управления обществом.
Особенностью социального управления является непрерывное «старение» его механизмов, обусловленное динамичностью общественных процессов. Даже самая оперативная система управления далеко не всегда поспевает за течением этих процессов. Все это вызывает необходимость ее постоянного совершенствования. В обстановке постоянного усложнения экономических связей, задач, встающих перед народным хозяйством и другими сферами общественной жизни, к управлению предъявляются все более высокие требования.
1 См.: «Правда», 1979, 29 июля.
В процессе практического осуществления задач и функций советского государственного управления, а также совершенствования его механизма возникают многообразные общественные отношения управленческого типа. В них по существу находят свое выражение все основные категории, с помощью которых можно характери
1 См.: СП СССР, 1981, № I, ст. I.
2 См.: СП СССР, 1983, 20, ст. 109.
3 См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. ГЛ., 1981, с. 197.
4 См.: «Коммунист», 1984, 3, с. 10. зовать управление как атрибут организованной социальной жизни.
Одним из актуальных аспектов проблемы управленческих отношений является теоретическое осмысливание и выяснение природы управленческих связей горизонтального характера, которые развиваются наряду с традиционными для управления вертикальными связями.
В-пятых, обеспечивают принятие субъектом управления научно обоснованного управленческого решения, а в ряде случаев являются непременным условием возникновения таких отношений, в которых материализуется непосредственное управляющее воздействие ; в-шестых, будучи в значительной своей части процедурными, они обеспечивают должную организованность, дисциплину и культуру управленческой деятельности.
Таким образом, налицо проблема, несомненно, актуальная в теоретическом и практическом аспектах.
Однако горизонтальные управленческие отношения до сих пор еще не подвергались специальному научному исследованию.
См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 203; т. 36, с. 152; т. 45, с. 198; Материалы ХОТ съезда КПСС, с. 51.
2 См.: Материалы ХОТ съезда КПСС, с. 50.
Мало того, их существование вообще нередко подвергалось сомнению. В настоящее время отсутствует комплексная теоретическая разработка сущности, видов, границ возникновения этих отношений, их служебной роли в решении задач, стоящих перед аппаратом советского государственного управления. Научные взгляды по этой проблеме отличаются крайней дискуссионноетью.
Лишь отдельные аспекты этой проблемы рассматривались в трудах ряда ученых-административистов, а также представителей других отраслей научных знаний (Афанасьев В.Г., Безденежных В.М., Козлов Ю.М., Коренев А.П., Манохин В.М., Новоселов В.И., Петров Г.И., Пешков A.B., Сорокин В.Д., Студеники-на М.С., Студеникин С.С., Фролов Е.С., Хан С.М., Шергин А.П., Юсупов В.А., Ямпольская Ц.А. и др.).
Сейчас правовому регулированию горизонтальные управленческие отношения подвергаются, как правило, в самой общей форме*.
Следовательно, речь идет об актуальной и мало исследованной проблеме современного механизма советского государственного управления. Указанные обстоятельства определили выбор темы и основные направления настоящего исследования.
См., например: ст.ст. 77, 83, 146, 147, 148 Конституции СССР; ст.ст. 74, 79, 138, 139, 144 Конституции РСФСР; СП СССР, 1967, № 17, ст. 116 и др.
— выяснение возможности и необходимости возникновения в управленческой деятельности безвластных отношений, характерной особенностью которых является равноправие участвующих в них сторон в кибернетическом и социальном (государственно-правовом) аспектах;
— поиск методологической основы вычленения из всей массы управленческих отношений связей горизонтального типа;
— определение их роли в процессе советского государственного управления;
— проведение их классификации;
— выявление объема регулирования горизонтальных отношений административно-правовыми нормами и разработка на этой основе рекомендаций по его совершенствованию.
Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что оно является по существу первой в административно-правовой литературе попыткой комплексного научного подхода к изучению горизонтальных управленческих отношений, включающей анализ теоретических, нормативных и практических аспектов рассматриваемого правового явления.
Диссертантом разработана концепция горизонтальных административно-правовых отношений, сформулировано их определение.
Рассматриваемого вопроса касается также предложение связы
См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968, с. 165; Козлов Ю.М. Административные правоотношения, с.173.
Такая постановка вопроса ставила под сомнение возможность возникновения правовых горизонтальных управленческих отношений, ибо о какой «доброй воле» может идти речь, если согласование прямо предусмотрено вышестоящим органом в качестве обязательного условия правомерности тех или иных управленческих решений.
Осторожно воспринимается учеными-административистами идея отнесения к горизонтальным управленческим связям отношения раз См.: Фролов Е.С. Взаимоотношения министерств СССР. Ав-тореф. канд. дис. М., 1973, с. 10-11.
— 12 рассматривает интересующий инициатора отношения вопрос. На данном уровне вертикальная линия связи отсутствует; в) принятие субъектом управления в соответствии с действующим законодательством решения по данному вопросу, которое по своему характеру будет односторонним, властным, т.е. вертикальным.
Впервые предпринята попытка рассмотреть правомерность конструирования горизонтальных административно-правовых отношений с позиции механизма административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе государственно-управленческой деятельности.
Дело в том, что в советской юридической литературе длительное время существовала точка зрения, в соответствии с которой считалось, что административное право имеет свой особый
— 13 метод регулирования общественных отношений, выражающийся исключительно во властных предписаниях, обусловленных соподчи-ненностью или подвластностью сторон, а складывающиеся под воздействием этого метода общественные отношения выступают как отношения власти и подчинения»’.
В силу этого обстоятельства идея горизонтальности в управлении вступала в противоречие с административно-правовым методом регулирования общественных отношений, трактовавшимся как метод властных предписаний. Отношения же, складывающиеся под воздействием властных предписаний соответственно признавались только вертикальными.
Проблемы гражданского и административного права». Л., 1965 и др. о
На основании изложенного делается вывод о том, что снято, наконец, серьезное препятствие, мешавшее конструированию горизонтальных управленческих отношений, коим длительное время являлся административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Механизм административно-правового регулирования (не ад-министра т ив но- правовой метод) включает в себя дозволения, на базе которых бесспорно возможно развитие инициативы равноправных субъектов, т.е. горизонтальных административно-правовых отношений, хотя последние, как уже было показано, могут возникнуть и на базе предписаний. предпринята также попытка рассмотрения горизонтальности в управлении с позиции административно-договорной концепции. В последние годы административный договор стал предметом иссле
Исследование проблемы горизонтальных административно-правовых отношений позволило внести предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования некоторых аспектов осуществления советского государственного управления, которые сводятся к разработке и правовому закреплению процедуры осуществления действий, необходимо предшествующих принятию научно обоснованного управленческого решения, предусматривающей круг вопросов, решение которых действительно должно предшествовать осуществлению управленческого воздействия, необходимый состав участников, сроки их решения и т.п.
Методологической и теоретической базой диссертации является диалектический материализм. Исследование основывается на важнейших положениях марксистско-ленинской теории познания, изложенных в трудах классиков марксизма-ленинизма, учитывает идеи и требования Коммунистической партии и Советского государства по вопросам государства и права. Диалектический материализм в исследовании сочетается с применением частнонаучных методов: правовых (формально-логический, сравнительное правоведение) и методов конкретно-социологических исследований.
Диссертантом изучены важнейшие документы КПСС по вопросам совершенствования управленческой деятельности, нормативные акты, научные труды различного профиля, практика органов советского государственного управления.
Диссертационное исследование может служить источником для более глубокого изучения отдельных разделов учебного курса «Советское административное право», преподаваемого в системе юридических высших учебных заведений, а также использоваться для дальнейших разработок актуальных проблем теории и практики советского государственного управления.
Апробация результатов исследования. Наиболее существенные положения и результаты исследования опубликованы в печатных работах диссертанта, обсуждались на кафедре административ
— 18 ного права Волгоградской Высшей следственной школы МВД СССР и кафедре административного и финансового права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Результаты работы использовались в учебном процессе по курсу «Советское административное право» в Волгоградской Высшей следственной школе МВД СССР.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.