дистантные отношения между детьми и родителями
Трудности воспитателей в применении дистанционных технологий с детьми и родителями
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»
в применении дистанционных технологий
с детьми и родителями
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.
В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье.
Психологическое и педагогическое развитие ребенка не должно прерываться, ведь ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир.
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в процессе выполнения
Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса.
Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка-дошкольника очень сложно). Поэтому не все дети могут принять участие в выполнении задания того или иного занятия.
Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:
— выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
— индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
— ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.
В дистанционном обучении детей дошкольного возраста есть и минусы:
— в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация и нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т.е. отсутствует элемент самоконтроля.
— отсутствие авторитета родителя, т.к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
— не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет), а в телефоне нет полного набора функций.
— отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.
— во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.
Мы ежедневно разрабатываем содержание обучающей деятельности в соответствии с программой и планом работы. Наша задача состоит с том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Мы стараемся обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками, картинами, презентациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в форме обучающих и развивающих занятий. Также сделали подборку подвижных игр, в которые дети могут поиграть со своими родителями или другими членами семьи. Выполнение творческих заданий предваряется презентацией или фотографиями с пошаговыми этапами выполнения.
Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
— индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
— повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
— поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 1743
Шведовская А.А.
кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601
e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru
Согласно современным представлениям о специфике реализации родительскодетского взаимодействия и позиция ребенка, и позиция родителя носят активно-действенный характер. Активно-действенная позиция отражается в том числе и в складывающемся в результате взаимодействия ориентирующем образе детско-родительских отношений. У ребенка образ детско-родительских отношений включает в себя отражение и принятие форм межличностных отношений с родителем, личностноориентирующий образ Я, личностно-ориентирующий образ родителя [2, 3]. Образ детско-родительских отношений носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактик взаимодействия.
В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учета определяющей позиции родителя в этом процессе.
Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля [1, 3]. Разработкой критериев выделения стилей воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.), но всё еще остается недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с тактиками реализации взаимодействия ребенка с родителем.
В нашем исследовании* сделана попытка выделения типов детско-родительского взаимодействия и проведения сравнительного анализа образа детско-родительских отношений у ребенка и родителя. Изучение позиции родителя в этих отношениях проводилось с помощью проб на совместную деятельность, родительского сочинения в форме неоконченных предложений и анкетирования родителей [6, 7, 8, 9]. Особенности позиции ребенка изучались также с помощью проб на совместную деятельность, рисунка семьи и сюжетно-ролевой игры «Семья» [4, 5, 6, 9].
В исследовании принимали участие 75 детско-родительских диад с детьми старшего дошкольного возраста. На основании кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних в исследовании выделена эмпирическая типология детско-родительского взаимодействия. Выборка испытуемых разделилась на пять групп (табл. 1), статистически значимо различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (уровень значимости p Скопировать
Взрослые дети дистантных родителей
Дистантные, закрытые родители, которые эмоционально недоступны для ребёнка, которые погружены в свои переживания, которые фрустрируют потребности ребёнка в эмоциональной привязанности и зависимости, обрекают впоследствии своих уже взрослых детей на бесконечные поиски контакта любыми другими суррогатными способами.
Самоустранившиеся от воспитания дистантные родители фрустрируют адекватную возрасту детскую потребность в симбиотических, зависимых отношениях. Такие дети, становясь взрослыми, неосознанно ищут пути присоединиться, слиться со своим закрытым и эмоционально недоступным родителем, добиться эмоциональной связи любым способом. Фрустрированный ребёнок готов на многое, лишь бы проникнуть в такой загадочный, недоступный, тем самым невероятно привлекательный мир того, кто регулярно отказывал ему в близости.
Эмоциональная травма взрослых детей дистантных родителей чаще всего развивается по двум путям: оборачивается в поиск зависимости и отыгрывания во внешний мир своей незакрытой потребности в эмоциональной близости и контакте, либо взрослый ребёнок неосознанно стремится присоединиться собственной жизнью к состоянию родителя. Они неосознанно выбирают других эмоционально недоступных и закрытых людей и пытаются, ценой колоссальных усилий, обратить этот процесс и всё-таки развернуть внимание дистантного и недоступного на себя. Второй вариант, когда взрослый «ребёнок» впадает в состояние депрессии, апатии, подавленности, безинициативности, отказываясь от благ и радостей жизни, тем самым присоединяясь к своему депрессивному и подавленному родителю, в котором он так нуждался, и который был совершенно не в состоянии заметить, а уж тем более удовлетворить эмоциональные потребности ребёнка. Всё это имеет цель оказаться в одном поле со своим недоступным родителем. Бессознательная реализация полученных в детстве деструктивных посылов порой и является единственным способом присоединиться к своему недоступному родителю.
Детский эгоцентризм не позволяет ребёнку мыслить критично и усомневать получаемые от значимых взрослых сигналы. Ребёнок интерпретирует реальность и отношение к нему значимых взрослых с позиции детского эгоцентризма и нарциссизма: если мой родитель закрыт и недоступен, значит, я не достаточно постарался, чтобы привлечь его внимание и любовь. Ребёнок не в состоянии «перенестись» в позицию отца или матери и осознать, что происходящее связано не с ним, а с переживаниями взрослых.
Самый любимый всеми вопрос: что делать в такой ситуации? В терапии вместе со специалистом осознавать «достояние» своего дистантного родителя и то, какие поведенческие паттерны были от него унаследованы, какие посылы считывал и реализовывал ребёнок, и какие неудовлетворённые потребности стоят за всем этим. Развивать в себе способность видеть свои фрустрированные потребности, которые дистантный родитель не смог или не захотел удовлетворить, найти ресурс, чтобы принять их как правомерные и восполнить эмоциональную брешь самостоятельно — стать для себя самым лучшим родителем — и есть главная задача и цель.
Особенности реализации различных стратегии взаимодействия в диадах «ребенок-мать»
| ||
Изучением особенностей семейного воспитания и разработкой критериев выделения различных типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.). Одним из важнейших компонентов процесса воспитания в семье является деятельностная сторона детско-родительского взаимодействия. Реализация детско-родительского взаимодействия включает в себя активно-действенную позицию не только самого родителя, но и ребенка по отношению к родителю.
Активно-действенная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско-родительских отношений у ребенка. Образ детско-родительских отношений у ребенка носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактики взаимодействия с родителями (О.А. Карабанова, 2002). В настоящее время представляется недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с реализацией реального взаимоотношения с родителями
Проведенное нами исследование посвящено изучению особенностей структуры детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте. С целью изучения реального взаимодействия проведена методика «Пробы на совместную деятельность» (Лидерс А.Г. 1994, Карабанова О.А. 2004) в 75 диадах «ребенок-мать» (150 респондентов). Исследование проводилось в шести детских дошкольных учреждениях г. Москвы. Возраст детей от 4.6 до 6.11 лет.
Параметрами анализа особенностей детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность для нас стали следующие показатели деятельностного и эмоционального компонентов диадического взаимодействия родителя и ребенка:
1. характер руководства деятельностью партнера;
2. особенности контроля и оценивания действий партнера;
3. особенности принятия руководства ведомым;
4. стремление партнеров к взаимодействию;
5. характер установления дистанции при взаимодействии;
6. степень эмоционального принятия-отвержения партнера по взаимодействию.
Использование кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних позволило выделить пять различных групп детско-родительских диад, различающихся по выделенным показателям взаимодействия. Распределение детско-родительских диад по группам. Сопоставление групп между собой с использованием U-критерий согласия Манна-Уитни показало, что выделенные группы значимо различаются по определенным переменным деятельностного и эмоционального компонентов взаимодействия (уровень значимости p
Дистанционные средства и формы взаимодействия с родителями
Ирина Кузякина
Дистанционные средства и формы взаимодействия с родителями
Дистанционные средства взаимодействия с родителями
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширяет права семьи на получение информации об образовательной организации, о программе образования, о возможностях образовательной системы дошкольного образования в целом. В связи с этим появляются дополнительные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установить партнерские отношения участников педагогического процесса и приобщить родителей к жизни образовательной организации. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в дошкольном учреждении, а также обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом.
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодня актуальной задачей дошкольного образования.
На сегодня одними из востребованных являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Представим некоторые из них.
Сейчас в большинстве детских садов организационные цели достигаются с наибольшей помощью родительских собраний, информационных стендов.Однако эти методы в современном сообществе зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит.
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информироватьо предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.
Единая электронная почта группы является универсальным и интерактивным средством связи. Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом.
Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить он-лайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).
Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью ее предварительной подготовки. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.
Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей. Создание образовательного списка рассылки позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами.
У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.
Дистанционные родительские собрания
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.
Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, кончая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friedfeed, Campus. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом.
Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Смс-рассылка для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе.
Смс-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации,а именно: оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей; приглашения на массовые мероприятия (концерты, экскурсии и т. д.); поздравления родителей с праздниками.
Газеты могут выходить с определенной периодичностью. Содержание газеты определяется образовательной темой недели. Например, если тема недели «Народные традиции», то в газете родители могут для себя найти такие материалы,как: советы по организации семейного праздника, интересные факты о происхождении народных традиций, информацию о содержании деятельности воспитатели с детьми в течение тематической недели и др.
Газета группы может содержать следующие разделы:
1.«Колонка редактора» – помещаются вступительное слово редактора, посвященное теме номера, обращение к родителям, актуальная официальная информация, объявления для родителей.
2.«Обучение и воспитание» – размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога).
3.«Новости группы» – содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.
4.«Внимание! Конкурс!» – помещается информация для родителей о конкурсах фотографий, поделок, творческих работ, подведение итогов.
5.«Смешарики» – публикуются детские анекдоты, шутки, высказывания детей.
6.«Почтовый ящик» — размещается информация от родителей.
7.«Стихи и фото» – стихотворения воспитателей, родителей и детей с фотографиями.
Преимущества газеты очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности дошкольной группы, опубликовать свои личные материалы из опыта воспитания детей, газета технологична и информативна – ее можно унести с собой, почитать в любое удобное время, получить достаточно много информации.
Дистанционное обучение
Существуют и некоторые недостатки дистанционногообучения детей дошкольного возраста:
1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Использование дистанционных форм взаимодействияспециалистов дошкольных учреждений и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации; повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении; повышению престижа дошкольного образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон.
Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей,но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.
1. Н. Н. Давыдова. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений. //
3. Закон РФ «Об образовании» ред. от 28.02.2012.
6. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655.
Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.
Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.
Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.
Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.