дистанционная регистрация сделки с недвижимостью
Что такое электронная регистрация права собственности
После покупки квартиры каждый покупатель должен обязательно пройти процедуру государственной регистрации права собственности.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности выдается на момент заключения сделки с недвижимостью. Основанием для получения документа служат правоустанавливающие бумаги: договор купли-продажи, дарение, наследование, документ о приватизации недвижимого имущества.
И если раньшепокупателю приходилось выстоять очередь в Росреестре или МФЦ, подать документы на регистрацию, а потом снова приехать за документами, то теперь всё гораздо проще.
С помощью электронной регистрации уже зарегистрировано более 100 000 сделок по всей России. Несмотря на очевидное удобство сервиса, его стремительное развитие неизбежно влечет появление споров, мифов и вопросов.
Как работает сервис?
Отправка документов на регистрацию проходит в отделении СберБанка или в офисе застройщика за 15 минут прямо на сделке. Документы будут зарегистрированы в течение 3-7 дней и придут на электронную почту всем участникам сделки.
Сервис доступен для покупки квартир в новостройках и на вторичном рынке, в том числе, в ипотеку. Подробнее о сервисе
Какие документы получает покупатель после регистрации?
После электронной регистрации покупатель недвижимости на вторичном рынке получает документы на электронную почту:
Покупатель квартиры в новостройке получает договор долевого участия с электронной подписью Росреестра о регистрации права требования.
А как получить бумажное свидетельство о собственности?
С 15 июля 2016 года выписка из ЕГРН является единственным документом, который подтверждает право собственности и содержит всю информацию по переходу прав и обременениям на объект недвижимости.
Бумажные свидетельства Росреестр больше не выдаёт
В выписке из ЕГРН содержится больше информации, чем в свидетельстве. Все новые сведения о недвижимости сразу вносятся в базу реестра, поэтому в выписке будет самая свежая и актуальная информация, а свидетельство могло быть выдано десятки лет назад и устареть.
Например
Анатолий решил приобрести квартиру в 2017 году. Он приехал по указанному адресу и попросил владельца квартиры предоставить документы. Продавец показал свидетельство о праве собственности, выданное 2001 году. Выписку из ЕГРН он отказался предоставлять, поэтому Анатолий сам обратился в Росреестр.
Спустя 3 дня он получил выписку и узнал, что квартира находится под арестом. Оказалось, что бывшая супруга продавца подала на развод и требует раздела имущества.
Владельцы недвижимости могут доказать свое право выпиской из ЕГРН, что уменьшит риск мошенничества в операциях с недвижимостью
Можно ли подделать электронные документы?
Подделка исключена. Все документы будут храниться в электронном виде, также в системе безопасности будут фиксировать даты выдачи выписок. Гражданина, предоставляющего бумажный документ, можно будет проверить по базе Росреестра.
Все электронные документы подписываются УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) регистратора. Таким образом, если какой-либо документ будет отредактирован, то потеряет связь с УКЭП регистратора, и документ будет недействителен.
Что такое электронная подпись, и как она выглядит?
В письме клиенту УКЭП выглядит как файл с расширением *.sig, например «Выписка_ЕГРН.pdf.sig».
Если открыть электронную подпись, она будет выглядеть вот так:
Ничего не понятно, потому что это шифр для машин.
Выписку, которую вы получаете после электронной регистрации, не обязательно предоставлять в госорганы для получения каких-либо услуг согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Госорганы обязаны самостоятельно запросить её в Росреестре, если она необходима.
Как прописаться в квартире после электронной регистрации?
Подробная статья о том, как прописаться в квартире
В случае электронной регистрации вы предоставляете в качестве документа-основания для вселения в жилое помещения выписку из ЕГРН, полученную по электронной почте вместе с зарегистрированными документами после регистрации сделки в Росреестре.
При подаче заявления о регистрации по месту жительства необязательно предъявлять и выписку из ЕГРН: достаточно указать дату и номер государственной регистрации права из выписки.
Что делать, если вам отказали в приеме заявления?
Требование предоставить оригиналы документов и отказ в приеме заявления в работу являются неправомерными.
В этом случае ссылайтесь на официальное разъяснение МВД России и требуйте официальный отказ с указанием ФИО и должности ответственного сотрудника.
Вы можете также направить копию отказа и ответ на жалобу на help@domclick.ru. Специалисты сервиса «Электронная регистрация» помогут вам разрешить эту ситуацию.
Как перевести лицевой счет на себя для оплаты ЖКХ?
Передавая квартиру в собственность от одного лица к другому, нужно переоформить её лицевой счёт на имя нового владельца.
Для этого вам нужно обратиться в управляющую организацию и в единый информационно-расчетный центр для перезаключения договоров на нового владельца с энергетиками, водоснабжающей и газоснабжающей организациями на поставку ресурсов.
Как получить налоговый имущественный вычет при электронной регистрации?
Согласно 218-ФЗ выписка из ЕГРН является официальным подтверждением проведенной государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому может быть предоставлена для подтверждения права на получение имущественного налогового вычета.
Как использовать материнский капитал, если регистрировал собственность в электронном виде?
Чтобы воспользоваться материнским капиталом, подайте в Пенсионный Фонд заявление о перечислении материнского капитала в счет уплаты ипотечного кредита и пакет документов:
Как видите, никаких документов, связанных с электронной регистрацией права собственности, не нужно. Выписку из ЕГРН, при необходимости, Пенсионный фонд запрашивает самостоятельно в Росреестре.
Электронная регистрация права собственности: как это работает
В статье расскажем, что такое электронная регистрация права собственности на недвижимость и ответим на самые популярные вопросы об этой услуге.
Что такое регистрация права собственности
Регистрация права собственности на недвижимость — это процесс внесения сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в результате которого вы официально подтверждаете в Росреестре свое право на владение недвижимостью.
С помощью электронной регистрации оформить право собственности можно без посещения Росреестра или МФЦ. Весь процесс происходит в банке — за один визит.
Что включает в себя сервис электронной регистрации
Оплата госпошлины за регистрацию перехода права собственности
Выпуск усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для всех участников сделки
Отправка документов в электронном виде в Росреестр
Взаимодействие с Росреестром и сопровождение регистрации
Консультации и помощь персонального менеджера
Что такое УКЭП и зачем она нужна
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — это электронный аналог вашей обычной подписи, обладающий дополнительными признаками защищённости: ключом проверки и подтверждёнными средствами электронной подписи ( п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об электронной подписи» ).
Для каких сделок подходит электронная регистрация
Электронная регистрация права собственности подходит, если вы покупаете:
Квартиру в новостройке или в готовом доме за собственные средства или в ипотеку
Комнату на вторичном рынке за собственные средства или в ипотеку
Земельный участок с постройками и без на вторичном рынке за собственные средства или в ипотеку
Где оформить электронную регистрацию права собственности
Оформить электронную регистрацию права собственности можно в ипотечных центрах Сбербанка сразу вместе со сделкой покупки недвижимости. Ездить в банк несколько раз не надо.
Как проходит электронная регистрация права собственности
Менеджер банка отправит ваши документы в Росреестр в электронном виде
Затем Росреестр получает документы и приступает к регистрации
Когда все будет готово, договор купли-продажи и выписка из ЕГРН с электронной отметкой о государственной регистрации приходит на вашу электронную почту. Если у вас договор долевого участия, то на вашу электронную почту придут документы о регистрации ДДУ
Сколько времени занимает электронная регистрация права собственности
Процесс электронной регистрации, в среднем, занимает 4 рабочих дня.
Какие документы нужны для оформления электронной регистрации
Точный список документов вам сообщит менеджер банка по телефону или в чате личного кабинета ДомКлик. Как правило, список документов, следующий:
Договор о покупке недвижимости (договор долевого участия или договор купли-продажи)
Ипотечный договор (только для сделок с ипотекой)
Список документов может отличаться, так как оформить электронную регистрацию права собственности можно с разными типами недвижимости и на разных условиях (например, сделка без ипотеки или с ипотекой).
Проконсультируйтесь с менеджером до визита в банк, он сообщит вам все детели и назовет полный список документов для вашего случая. Сделать это можно в личном кабинете ДомКлик или по телефону 8 800 7709 999.
Ограничения по электронной регистрации права собственности
Услуга доступна для сделок купли-продажи квартир, комнат на вторичном рынке и земельных участков c постройками и без них
Участниками сделки могут быть только физические лица с гражданством России
К электронной регистрации принимаются прямые сделки (альтернативные сделки нельзя зарегистрировать электронно)
Объект приобретается одним будущим собственником или супругами в совместную собственность или целиком покупается в долевую собственность
Сделки в электронном виде не проводятся по военной ипотеке и если объект находится в залоге
Сколько стоит электронная регистрация права собственности
Стоимость услуги — от 7 900 до 10 900 рублей. Цена зависит от региона России, в котором оформляется электронная регистрация права собственности, и от типа жилья.
Точную стоимость в каждом конкретном случае можно уточнить у менеджера ипотечного кредитования Сбербанка в личном кабинете ДомКлик или по телефону 8 800 7709 999.
Можно ли оформить электронную регистрацию права собственности с ипотекой другого банка
На момент публикации материала — да, это возможно при условии, что другой банк является партнером Сбербанка по программе электронной регистрации.
Разобраться, можно ли оформить электронную регистрацию права собственности с ипотекой другого банка, вам поможет менеджер Сбербанка. Уточнить все детали по этому вопросу вы можете по телефону 8 800 7709 999, в офисе банка или в личном кабинете ДомКлик.
Дистанционная регистрация сделки с недвижимостью
В случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:
в форме электронных документов, если Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;
в форме электронных документов или электронных образов документов, если Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.
Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе или посредством отправления в электронной форме, в том числе в форме электронных образов таких документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
При этом удостоверительная надпись на сделках и свидетельствуемых документах может быть совершена и другим нотариусом, не удостоверявшим сделку.
Электронная регистрация сделки при покупке жилья в новостройке: инструкция
Подготовили для вас инструкцию, которая пригодится после электронной регистрации сделки при покупке недвижимости на первичном рынке — в новостройке.
Какие документы вы получаете
После регистрации перехода права собственности в Росреестре все участники сделки получают на электронную почту письмо.
В вашем личном кабинете ДомКлик будут следующие документы:
Число полученных электронных подписей зависит от количества участников сделки.
Штампы о регистрации не имеют подписи регистратора (файла формата SIG), так как подпись содержится в самом файле. Для вашего удобства штамп вложен в формате HTML, вы сможете открыть его в любом браузере.
Что такое электронная подпись, и как она выглядит
❗️Электронный документ, подписанный УКЭП, имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, который подписан собственноручно. УКЭП — это электронный аналог вашей подписи.
Электронная подпись действует 1 год с момента выпуска. В течение срока действия вашей электронной подписи вы сможете подписывать ею другие документы на сделках в СберБанке.
Через год вы не сможете подписывать ею новые документы. При этом ранее подписанные документы не теряют своей юридической силы по истечении этого срока.
В письме УКЭП выглядит как файл с расширением SIG, например «Выписка_ЕГРН.pdf.sig». Если открыть электронную подпись, она будет выглядеть примерно вот так:
Ничего не понятно, потому что это шифр для машин.
В рамках выпуска УКЭП менеджер ипотечного кредита распечатывает вам экземпляр сертификата.
УКЭП не нужна для обслуживания ипотечного кредита, хранить ее не обязательно.
При желании вы можете аннулировать вашу электронную подпись после завершения регистрации сделки и получения документов всеми сторонами-участниками. Для отзыва УКЭП необходимо отсканировать QR-код (находится на листе сертификата), перейти на веб-страницу удостоверяющего центра и отозвать его.
Как проверить подпись регистратора
Для этого загрузите файл «Штамп регистрации» в формате XML в поле «Выберите файл» и нажмите «Проверить». По итогу проверки вы увидите надпись «Подпись действительна».
Как проверить актуальность усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)
В поле «Выберите документ для проверки» загрузите файл в формате XML или PDF, подпись к которому необходимо проверить.
В поле «Выберите файл для проверки» загрузите подпись в формате SIG.
Введите код с изображения и нажмите «Проверить». Результат проверки отобразится на экране.
Порядок действий тот же. Загрузите проверяемый документ в формате XML или PDF Загрузите файл подписи в формате SIG.
Название файла подписи должно соответствовать названию загруженного документа.
Нажмите «Проверить». Результат проверки отобразится на экране.
Как оформить право собственности после электронной регистрации договора участия в долевом строительстве или уступки права требования
Процедура оформления права собственности на квартиру остается прежней. После завершения строительства и получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию необходимо обратиться к застройщику за подробной информацией.
В случае отказа в регистрации права собственности из-за отсутствия договора долевого участия в бумажной форме, предоставьте застройщику официальное письмо Министерства экономического развития с разъяснениями действий Росреестра.
Скачать письмо от Министерства экономического развития РФ
Как прописаться в квартире при электронной форме перехода права собственности
Если вы купили квартиру по договору ДДУ или уступки права требования, перед регистрацией (пропиской) в квартире надо зарегистрировать право собственности.
Чтобы прописаться в квартире, нужно обратиться в любое из этих мест:
🏡 Подробнее читайте в материале: « Как прописаться в квартире »
Как использовать материнский капитал при электронной регистрации
Для погашения основного долга и уплаты процентов по ипотеке из средств материнского капитала предоставьте в Пенсионный фонд документы:
Если при подаче заявления вы не представите выписку из ЕГРН, Пенсионный фонд сам запросит ее в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
Что делать, если Пенсионный фонд отказал в переводе материнского капитала
Ниже приложено официальное письмо от исполнительной дирекции Пенсионного фонда России с рекомендациями.
Предъявите письмо, если у вас не принимают документы в электронном виде и отказывают в переводе средств маткапитала.
Скачать письмо от Пенсионного фонда РФ
Что делать при отказе в принятии документов МФЦ или ТСЖ
При отказе в принятии документов в МФЦ, ТСЖ, УК или в других органах, принимающих заявление на регистрацию, требуйте официальный отказ с указанием ФИО и должности сотрудника.
Сделка через нотариуса: как дистанционно купить жилье в другом городе
В 2019 году около трети россиян рассматривали покупку жилья в другом регионе. Жители Сибири традиционно стремятся переехать в Краснодарский край, жители Мурманска и Архангельска — в Санкт-Петербург, а всей России — в Московский регион.
Рассказываем, в чем сложности выбора жилья в другом городе и как сегодня совершаются дистанционные сделки с недвижимостью.
В 2019 году нотариусы получили право проводить дистанционные сделки с недвижимостью. Раньше такие сделки на расстоянии можно было провести только через своего представителя по доверенности. Теперь, если покупатель выбрал объект и договорился о стоимости с собственником, то на заключение самой сделки уже не нужно собираться в одном месте.
Каждая из сторон сделки выбирает удобную нотариальную контору в своем городе, нотариусы проверяют все документы, стороны согласовывают удобное время проведения дистанционной сделки. Далее уже согласованный с заявителями проект договора заводится в Единой информационной системе нотариата. Он подписывается электронной подписью заявителя в нотариальной конторе, а после — усиленной квалифицированной подписью нотариуса, что придает этому документу юридическую силу. Также с помощью нотариуса эти сделки дистанционно регистрируются и отправляются в электронном виде в Росреестр. Готовые документы на собственность можно получить на следующий день в регистрационном ведомстве в своем городе.
Спрос есть, но сделок мало
Несмотря на высокий потенциальный спрос межрегиональных сделок, доля дистанционный покупок на столичном рынке жилья пока невелика, отмечает директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость» Михаил Куликов. В подавляющем большинстве случаев покупатели предпочитают для заключения сделки приезжать в столицу, несмотря на возможность дистанционного подписания договора, рассказывает руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов. По его оценке, доля сделок с межрегиональными покупателями не превышает 2–3%. «Покупатели приезжают в столицу, чтобы посетить выбранную новостройку лично, сделав выбор не только по фотографии. Например, в Москве уже на протяжении многих лет в конце лета наблюдается повышенный спрос со стороны региональных покупателей, дети которых поступили в столичные вузы. Родители берут отпуск, приезжают в Москву, присматривают выбранные дистанционно объекты, закрывая всю сделку за две недели», — говорит Попов.
Чаще всего дистанционные сделки проводят получатели наследства, особенно если недвижимость находится в другом городе, а возможности/желания ехать туда для решения жилищных вопросов нет, говорит руководитель офиса «Жулебино» компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Николай Амашукели.
Риски при межрегиональных сделках связаны в основном с процессом выбора недвижимости. Не всегда просто дистанционно изучить проект, оценить реальное расстояние до метро или уровень отделки в подъезде, который часто может многое сказать о социальном статусе жильцов, поясняет Алексей Попов из ЦИАН.
«Дистанционный покупатель оценивает технические параметры квартиры, однако после переезда у него могут вызвать негативные эмоции, скажем, вид из окна, состояние дома и подъезда, поведение соседей и т. п. Кроме того, ему может просто не понравиться, так сказать, атмосфера этой квартиры (некоторые покупатели верят в то, что у недвижимости обязательно есть плохая или хорошая аура)», — говорит Куликов из «Инком-Недвижимости».
«Если нет совсем никакой возможности приехать [для осмотра объекта недвижимости] лично, можно попросить представителя снять как можно больше фото, провести онлайн-тур, самостоятельно посидеть на форумах района дома или жилого комплекса», — советует Амашукели из «Миэль-Сеть офисов недвижимости».
Настоящее и будущее дистанционных сделок с недвижимостью
Возможностей для совершения дистанционных сделок сегодня в России намного больше, чем пять лет назад. Этому способствует развитие онлайн-сервисов, массовое проникновения интернета в повседневную жизнь, появление новых технологий и соответствующих законов. Получить одобрение ипотеки, забронировать квартиру в новостройке онлайн, купить страховку, оплатить счета и так далее уже доступно во многих компаниях. В будущем, по прогнозам опрошенных редакцией экспертов, распространение и использование новых технологий может значительно изменить и оживить рынок недвижимости в России.
Электронная регистрация сделки
Дистанционная покупка недвижимости доступна при электронной регистрации сделки — подобную возможность предлагают сегодня ведущие банки. Кроме того, это позволяет снизить ставку по ипотеке на десятые доли процента. Однако при всем желании подписать договор из дома не получится — и покупатель, и продавец для электронной регистрации сделки должны посетить банк. Подписывается сделка в электронном виде, через личный кабинет, куда загружаются все правоустанавливающие на квартиру документы. В электронном виде договор также регистрируется Росреестром.
VR-ипотеку запустил ВТБ, первый кредит через этот сервис был выдан в 2019 году: житель Красноярска приобрел квартиру в Санкт-Петербурге. К марту 2020 года уже проведены уже семь сделок с использованием VR-ипотеки, сообщили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе банка.
Во время VR-сеанса клиента сопровождает виртуальный консультант, который подробно рассказывает о квартире, а также озвучивает условия ипотечного кредитования. Покупатель может в очках виртуальной реальности осмотреть объект недвижимости (планировку и дизайн), его расположение и сопутствующую инфраструктуру рядом с домом. Благодаря VR-очкам клиенты могут выбрать и приобрести за собственные деньги и с помощью ипотечного кредита ВТБ понравившуюся недвижимость у аккредитованных застройщиков ВТБ в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре и Калининграде. В рамках пилотного проекта представлены порядка 120 аккредитованных объектов недвижимости.
Виртуальная реальность активно используется в России для продажи недвижимости. Чаще всего их используют сегодня для продажи квартир в новостройках. С помощью таких туров клиент может ознакомиться с будущими интерьерами квартиры, оценить планировку, вид из окна и т. д. На массовом вторичном рынке пока эти технологии не распространены, так как с квартирой можно ознакомиться самостоятельно.
Блокчейн в недвижимости
В России планируют перевести все сделки с недвижимостью в режим онлайн. Сделки по дарению и покупке недвижимости можно будет совершать дистанционно с помощью усиленной электронной подписи сторон. Новую технологию планируется опробовать на аренде квартир. Также «Дом.РФ» и платформа Vostok создадут блокчейн-платформу — с ее помощью всю процедуру сделок с жильем переведут в онлайн. Это позволит оформлять ипотечные кредиты, покупать, регистрировать жилье в режиме одного окна.
Первую сделку в России по покупке жилья с применением блокчейна заключили в начале 2018 года. Тогда Росреестр и Внешэкономбанк совместно с АИЖК («Дом.РФ») зарегистрировали договор долевого участия в новостройке Ленинградской области.