дистанционные формы взаимодействия семьи и оо
Дистанционные средства взаимодействия с родителями
Дистанционные средства взаимодействия с родителями
Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, которая обсуждается, как инновационная в системе образования.
Условия самоизоляции изменили нашу жизнь. Все дети дошкольного возраста: посещающие ( не посещающие ) детский сад, оказались в ситуации возникновения острой необходимости освоения содержания основных программ дошкольного образования без возможности взаимодействия с педагогом лично. И тут перед родителями соответственно встает проблема «семейного воспитания».
Повышение качества и эффективности образования с помощью внедрения и активного использования дистанционных технологий
Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ
Усиление личностной направленности образовательного процесса
Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции
Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей возрастает как на уровне ДОУ, так и в целом на уровне муниципальной системы ДО. Ведь именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Тут возникает гипотеза о том, что система работы будет эффективной, если будет возможность осуществления комплексной работы, направленной на активное взаимодействие, сотрудничество и социальное партнёрство с семьями воспитанников дистанционно.
Сообщество закрыто, так как выкладываются фото и видео дошкольников. Здесь участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, рисунки и поделки детей, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно знакомит родителей с планами работы, рекомендует ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информирует о предстоящих мероприятиях. Дает консультации по любым темам.
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.). Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования. Личный мой вклад в развитии сайта сада состоит в рубрике «Лучики», где я ежемесячно выкладываю для родителей воспитанников номера одноименной электронной газеты, которая также является отличным средством дистанционного взаимодействия с участниками педагогического процесса.
Объём издания 1 –15 листов, напечатанных с одной стороны.
Выпуски газеты содержат информацию:
На последней странице приглашение посетить сайт ДОУ и страничку группы с номерами газеты в формате ПДФ с ссылками.
А так же девиз газеты « Детский сад-семья нас объединяют дети!»
В заключение хочется сказать, что применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует от всех участников образовательного процесса дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон. Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.
Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и социальными партнерами с использованием дистанционных технологий
Еще совсем недавно о дистанционном обучении и о дистанционных формах взаимодействия с социальными партнерами можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий ни у кого не вызывает удивления. В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране, взаимодействия дошкольных образовательных организаций с общеобразовательными, спортивными, музыкальными школами, библиотеками и другими социальными партнерами были переведены в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий.
Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось быстро и без особой подготовки.
Актуальность темы также обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми и с социальными партнерами и внедрить инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и современным условиям.
В период сложной эпидемиологической обстановки в регионе (самоизоляции) перед педагогическим коллективом нашего детского сада стоял сложный вопрос, как продолжить работу по развитию и воспитанию детей. Главным инструментом в работе педагогов стали информационно-коммуникационные сети, т. е. работа велась в форме дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей.
Основной целью педагогов было: оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации, вовлечение родителей в учебный процесс и возможность продуктивно проводить досуг с детьми.
Наше образовательное учреждение реализует образовательную программу на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Следовательно, весь учебно-методический материал для воспитанников составлялся в соответствии с программным содержанием и тематическим планом.
Во всех аккаунтах социальных сетей (Instagram, facebook, VK, на личных сайтах педагогов, в информационной системе «Сетевой город», а также на
официальном сайте учреждения размещались обучающие ролики в доступном и понятном для родителей и воспитанников формате.
«Материал был представлен в виде обучающих презентаций и мастер-классов для детей: по аппликации, рисованию, конструированию, по познавательному и речевому развитию. Размещались видео-материалы и увлекательные мультфильмы по безопасности. Для родителей публиковались консультации и рекомендации по проблемам и особенностям развития детей разного возраста, по проблемам семейных взаимоотношений, а также по безопасности детей. Педагоги размещали рекомендательный материал по дидактическим и подвижным играм с детьми дома, а также материал для чтения малышам, в соответствии программой обучения и воспитания. Были охвачены все области развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Помимо материалов по образовательной программе воспитателипривлекали детей к участию в творческих конкурсах различного уровня: уровень ДОУ, региональный и федеральный уровни. Дошкольники вместе с родителями рисовали, делали поделки, учили стихотворения и присылали фото и видео отчеты педагогам. Для эффективности обратной связи использовали группы в социальной сети и мессенджеры. Например, родителям предлагалось заучить с ребенком стихотворение и с помощью мессенджера Viber или социальной сети ВКонтакте отправить педагогу видеофайл» 1.
Ведущей формой организации образовательного процесса была, конечно, игра.
Педагоги в игровой форме проводили обучающие занятия, предлагали подборку игр, на которую они снимали видеоролик.
Инструктор по физической культуре снимала на видео комплексы утренней гимнастики, упражнения на растяжку, на укрепление мышц для всех возрастных групп и отправляла воспитателям в мессенджеры, а также публиковала их на своих станицах социальных сетей.
После перехода детских садов в обычный формат, работа в дистанционном режиме сохранилась с социальными партнерами. Так, каждым специалистом детского сада был разработан план для работы с СОШ, с музыкальной и спортивной школами, с библиотекой и музеями города. Это новый формат, но он не менее интересен и был принят воспитанниками с большим интересом. У детей появилась возможность смотреть онлайн-концерты, онлайн-экскурсии, онлайн-тренировки и мастер-классы.
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
1. Безруких М. М., Макарова Л. В., Параничева Т. М. Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / ФГБНУ «ИВФ РАО», Москва – 2020.
2. Кандаурова Н. В. Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. – Образовательный портал «Prodlenka».
Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.
Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.
План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.
План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе «Лучик».Январь( 2-я.
План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.
Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.
Дистанционные средства взаимодействия с родителями в ДОУ
Догадова Марина Васильевна
Дистанционные средства взаимодействия с родителями в ДОУ
Дистанционные средства взаимодействия с родителями
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширяет права семьи на получение информации об образовательной организации, о программе образования, о возможностях образовательной системы дошкольного образования в целом. В связи с этим появляются дополнительные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установить партнерские отношения участников педагогического процесса и приобщить родителей к жизни образовательной организации. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в дошкольном учреждении, а также обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом.
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодня актуальной задачей дошкольного образования.
На сегодня одними из востребованных являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Представим некоторые из них.
Сейчас в большинстве детских садов организационные цели достигаются с наибольшей помощью родительских собраний, информационных стендов.Однако эти методы в современном сообществе зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит.
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы,информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.
Единая электронная почта группы является универсальным и интерактивным средством связи. Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом.
Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить он-лайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).
Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью ее предварительной подготовки. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.
Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей. Создание образовательного списка рассылки позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами.
У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.
Дистанционные родительские собрания
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.
Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, кончая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friedfeed, Campus. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом.
Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Смс-рассылка и мэсэнджэры
Смс-рассылка для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе.
Смс-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации,а именно: оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей; приглашения на массовые мероприятия (концерты, экскурсии и т. д.); поздравления родителей с праздниками.
Использование дистанционных форм взаимодействияспециалистов дошкольных учреждений и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации; повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении; повышению престижа дошкольного образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон.
Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей,но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.
Дистанционные формы взаимодействия семьи и оо
Автор: Изюмская Елена Николаевна
Организация: МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Планета»
Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга
Семья и детский сад – это две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Семья – это самая первая школа воспитания растущего человека, где он учится любить, радоваться, сочувствовать. Педагогическая система без семьи – это абстракция. Главная цель педагогов дошкольной образовательной организации на сегодняшний день заключается в оказании профессиональной помощи семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Работа с родителями (законными представителями) – это очень сложная и важная часть деятельности педагогов. И порой с родителями работать даже сложнее, чем с детьми. Проблема взаимодействия детского сада и семьи в последнее время попадает в разряд самых актуальных. Так получается, что современная жизнь, современные проблемы диктуют нам свои условия. Так сложилось, что многие традиционные и часто используемые формы взаимодействия с родителями в настоящий момент для воспитателя стали просто недоступны. В ДОО, в связи с ограничительными мерами, связанными с короновирусной инфекцией, запрещены массовые мероприятия, совместные с родителями развлечения. Родительские собрания мы не можем проводить в обычном режиме. В некоторых садах запрещено родителям заходить в здание детского сада, они передают ребенка около калитки воспитателю (или заводят только в холл здания, дальше сотрудники разводят детей по группам), то есть у родителей даже элементарно нет доступа зайти в раздевальное помещение, чтобы почитать информацию, которую мы обычно размещаем в инфозоне для родителей; пообщаться с воспитателями. Поэтому на сегодняшний день самыми актуальными и востребованными являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями, оказания им своевременной помощи в вопросах развития и воспитания детей.
К самым распространенным дистанционным средствам взаимодействия с родителями можно отнести:
Социальные сети в нашей ДОО начали использоваться еще задолго до того, как мы перешли в режим самоизоляции, до того, как началась пандемия, связанная с распространением короновирусной инфекции. На примере нашего структурного подразделения могу сказать, что в каждой возрастной группе есть своя страница в соцсетях, где педагоги размещают полезную информацию для родителей: свежиме новости, объявления, консультации, да и просто рассказывают о прошедшем дне и событиях дошкольников. Преимущество этих групп также заключается в том, что их можно сделать «закрытыми», где информацию могут видеть непосредственно родители воспитанников, чтобы никто посторонний не увидел фотографии и видео с детьми.
Посредством мессенджеров родители могут получать рекомендации от воспитателя, общаться виртуально, не выходя из дома, что позволяет не терять связь между семьей и садом. Мессенджеры помогают обратную связь, то есть любой родитель может задать вопрос в письменной форме и получить онлайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему аспекту. Чтобы не происходило недопонимания и конфликтных ситуаций в чатах, необходимо познакомить родителей с правилами виртуального общения.
Для меня стало находкой мобильное приложение «Instagram», при помощи которого мы осуществляли взаимодействие с семьями воспитанников в период пандемии COVID-19 и продолжаем эту работу на сегодняшний день. Данный сервис позволяет помимо общения и обмена информацией, легко и удобно снимать креативные фото, прямые эфиры и видеоролики, редактировать их, а также делиться ими с подписчиками, в нашем случае с родителями.
При помощи сервиса беспроводного взаимодействия, разработанного компанией Zoom Video Communications, мы проводим родительские собрания. Подготовка к ним происходит также, как и при обычном формате. Заранее продумывается оповещение, ход мероприятия, готовится сообщение, презентация, актуальные вопросы обсуждают в реальном времени. Преимущество дистанционных родительских собраний заключается в экономии времени, удобном формате (можно выходить в конференцию из дома, машины или офиса), что позволяет достичь большей оперативности во взаимодействии, сделать родителей более активными участниками в жизни ребенка и повысить удовлетворенность от собраний.
Опираясь на практический опыт применения виртуального общения, можно говорить о том, что он несет в себе огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательном процессе.