дистанционные сделки с недвижимостью через нотариуса
Дистанционная купля-продажа недвижимости с помощью нотариуса
Чтобы приобрести (продать) квартиру, дом в другом городе России, теперь участникам сделки не обязательно съезжаться в месте нахождения недвижимости, тратить время и деньги. В ближайшем будущем граждане смогут дистанционно заключить договор при участии 2-х нотариусов и получить выписку из ЕГРН в течение суток.
Недавно газета РБК опубликовала статью нотариуса Екатерины Лексаковой с комментарием по поводу введения в нотариальную практику дистанционных методов удостоверения сделок, в частности, связанных с куплей, продажей и переоформлением недвижимости. Расскажем об интересных и важных новостях в этой сфере.
Удобство и безопасность для продавца и покупателя
Новые поправки в закон об основах нотариата расширяют возможности по совершению сделок с нотариальным удостоверением в удаленном доступе. Учитывая территорию России, а также не идеально работающие системы транспортного сообщения, нововведения приобретают большое значение для жителей нашей страны. Дистанционные нотариальные действия уже давно совершаются в отдельных европейских странах, например, во Франции, где такие услуги пользуются большим спросом.
В настоящее время нотариальное удостоверение сделок по купле-продаже недвижимости является делом добровольным. Однако значительное число людей все же обращается в нотариальную контору. Во-первых, потому, что нотариус проводит тщательную проверку документов и «юридической чистоты» объекта сделки, что дает гарантии в плане защиты от мошенничества. Вторая причина: нотариус самостоятельно подает заявление в Росреестр на оформление перехода права собственности, получая выписку в течение одного дня.
Удостоверение сделки 2-мя нотариусами в разных городах
Возможность удостоверить сделку без личного присутствия покупателя и продавца в одной нотариальной конторе облегчает ее оформление во многих случаях. Например, отец живет в Новосибирске и хочет купить квартиру в Москве для сына-студента, или семья разъезжается с покупкой более дешевого жилья в соседнем городе, или нужно продать унаследованное жилье в отдаленном регионе.
Раньше для решения этих вопросов все участники должны были собраться в нотариальной на одной территории — там, где физически находится жилой объект. Теперь это требование обязательно лишь для одного из нотариусов. Кстати, с 2016 года можно обратиться в любую нотариальную контору на территории субъекта федерации, а не только того города, где конкретно расположена квартира. Покупатель, в свою очередь, будет работать с нотариусом по месту своего проживания (нахождения).
Дистанционное оформление сделки не влечет никаких дополнительных затрат для граждан, и по сути, мало чем отличается от привычного варианта удостоверения ее у нотариуса. По закону это будет обычный договор между сторонами, заключенный в письменной форме в виде одного документа с подписями обеих сторон.
Как происходит процедура оформления договора
«Важно! Сохраняются все гарантии безопасности от оспаривания удостоверенного договора. В случае признания его недействительным по вине одного или обоих нотариусов, они несут солидарную материальную ответственность перед клиентами. Другими словами: нанесенный ущерб будет возмещен в полном размере.»
Обратите внимание: участникам сделки не нужна личная ЭЦП, покупать ее не нужно.
Простая письменная подпись на планшете — это цифровой аналог физической подписи. Новая технология дает защиту от подделок высокого уровня и уже используется в банках, других учреждениях, где требуется собственноручно подписать документ. Юридическую силу электронному документу придают квалифицированные подписи обоих нотариусов.
Порядок оплаты дистанционных нотариальных услуг
Установленные тарифы за оказание услуг по удостоверению сделок с недвижимыми объектами при дистанционном формате работы не меняются. Как обычно, оплата составляет не больше 20 тыс. рублей для случаев, когда участие нотариуса обязательно (покупка-продажа долей) и твердая сумма плюс 0,1–0,4 % от суммы сделки во всех остальных ситуациях.
Работу нотариуса (услуги правового и технического характера, или УПТХ) каждый участник оплачивает самостоятельно в соответствии с размером платы, установленном в регионе его присутствия. Так, в Москве она составляет 8 тыс. рублей, в Новосибирске около 7 тыс. рублей.
По данных статистических исследований до 1/3 россиян рассматривают те или иные варианты переезда в другой регион, приобретения там жилья. Новый закон дает возможность максимально удобно и безопасно продать или купить квартиру, дом, что, как предполагается, должно вызвать оживление на российском рынке недвижимости.
На удаленке: какие операции с недвижимостью можно проводить онлайн
Многие компании отправили сотрудников на удаленную работу, некоторые самоизолировались и стараются меньше контактировать с людьми, чтобы не заразиться коронавирусной инфекцией. Цифровизация различных услуг в сфере недвижимости идет активно, и уже никого не удивишь онлайн-оплатой счетов ЖКУ и других платежей. Благодаря онлайн-сервисам сегодня можно забронировать квартиру в новостройке, получить одобрение ипотеки, купить страховку и так далее.
Напоминаем, какие существуют дистанционные методы купли-продажи недвижимости, получения документов на жилье и другие онлайн-сервисы, которые помогут избежать лишних контактов с людьми или по крайней мере минимизировать их.
Сделки с нотариусом
Провести любые сделки с недвижимостью можно через своего представителя по доверенности. Доверенность придется оформить у нотариуса, но выезжать из дома для этого не обязательно — можно вызвать нотариуса на дом.
Если у вас нет человека, которому можно доверить проведение сделки, то ее можно провести в нотариальной конторе дистанционно, без встречи с продавцом или покупателем недвижимости и его представителями. Право проводить такие сделки нотариусы получили в 2019 году. Для этого нужно выбрать объект и дистанционно договориться о стоимости с собственником или покупателем. Продавец или покупатель могут находиться в разных нотариальных конторах, даже в разных городах. Ранее согласованный договор купли-продажи вносится в Единую информационную систему нотариата и подписывается электронной подписью заявителя в нотариальной конторе, потом документы подтверждает нотариус, что придает им юридическую силу. После через электронную систему нотариата все документы отправляются на регистрацию в Росреестр. Уже готовые документы на собственность можно получить на следующий день в регистрационном ведомстве.
Сегодня ведущие банки внедряют различные сервисы, которые позволяют подать заявку на одобрение ипотечного кредита. После его одобрения все документы для оформления сделки ипотечного договора можно подать в электронном виде. Например, сервис Сбербанка «ДомКлик» позволяет подать все документы в электронном виде, в банк нужно приехать только на подписание договора. Также Сбербанк совместно с девелоперами запустил проект по онлайн-подбору квартир в новостройках. Пока он работает в Москве и области. Если у вас есть одобренная ипотека, то квартиру можно подобрать сразу на сайте, а для заключительного оформления сделки приехать в отделение банка.
Сегодня ведущие банки предлагают оформить сделку дистанционно. Такая возможность есть при ее электронной регистрации. Подписывается сделка в электронном виде, через личный кабинет, куда загружаются все правоустанавливающие на квартиру документы. Но на дому ее не оформить — и покупатель, и продавец для электронной регистрации сделки должны посетить свои отделения банка. Также кредитная организация отправит документы на регистрацию договора купли-продажи в Росреестр в электронном виде.
Купить новостройку в ипотеку можно через банк — для этого не нужно посещать офис продаж застройщика. Такую услугу предлагает ВТБ, первый кредит был оформлен в 2019 году. К марту 2020 года проведено уже семь сделок с использованием VR-ипотеки, сообщили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе банка. Пока у сервиса немного предложений от аккредитованных застройщиков. Есть предложения квартир в новостройках Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Краснодара и Калининграда. Клиент надевает VR-очки и осматривает планировку и дизайн будущей квартиры, в ролике также показывают жилой комплекс и сопутствующую инфраструктуру рядом. Во время сеанса его сопровождает виртуальный консультант, который подробно рассказывает о квартире, а также озвучивает условия ипотечного кредитования.
После сделки с недвижимостью не обязательно ехать в отделение Росреестра для получения документов на квартиру в бумажном виде. Сегодня выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) является основным документом, подтверждающим право собственности на недвижимость. Выписку можно получить в электронном виде через сервис Росреестра, она имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ, и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью регистрационного ведомства.
Выписка из ЕГРН понадобится и для проверки покупаемого объекта недвижимости. В ней содержатся сведения о собственниках, указываются ограничения и обременения объекта недвижимости и т. д. В пилотном режиме сервис по выдаче выписок из ЕГРН уже работает в 51 российском регионе. Сервис был запущен Федеральной кадастровой палатой в сентябре. Помимо выписки ЕГРН, на сайте можно заказать изготовление электронной подписи, документы на дом, записаться на консультацию для оформления договоров о сделках с недвижимостью, а также сформировать правильный пакет документов для любой операции с недвижимым имуществом. Ожидается, что в первом квартале 2020 года платформа будет доступна для всех регионов.
Документы и услуги онлайн
Сегодня активно внедряются различные электронные сервисы — в основном они используются на стадии общения с государственными органами. Собственник или покупатель могут дистанционно взаимодействовать с различными сервисами, госреестрами и базами данных для получения нужной информации или документов, которые понадобятся для операций с недвижимостью. Чтобы лишний раз не ездить в МФЦ или другие ведомства, на сервисе госуслуг можно заранее подать заявку на получение различных документов и получить их потом в МФЦ, некоторые из них предоставляются онлайн.
В личном кабинете на сайте mos.ru можно заказать документы, которые потребуются для операций с недвижимостью. Например, копии правоустанавливающих документов, документы о зарегистрированных правах на жилье. Также на сайте можно подать документы на приватизацию/деприватизацию жилья. Оформить перепланировку помещения в столице можно полностью онлайн с 2018 года.
Многие из регистрационных действий сегодня имеют экстерриториальный принцип. На сайте можно записаться онлайн на подачу документов на регистрацию объектов недвижимости, которые расположены в любом субъекте России. Сегодня дистанционно можно оформить договоры дарения, купли-продажи, наследования, поставить на кадастровый учет землю и недвижимость. Для этого не нужно ехать в другой город или район Москвы, а найти ближайший МФЦ.
В личном кабинете на сайте госуслуг также можно подать заявление о смене категории жилья, поучить разрешение на строительство индивидуального дома и зарегистрировать любой объект недвижимого имущества.
Как нотариусы будут удаленно оформлять сделки с недвижимостью
Введение в нотариальную практику дистанционного формата удостоверения сделок — логичное и отвечающее современным запросам общества новшество. Оно предусмотрено законопроектом, посвященным очередному этапу развития электронного нотариата в рамках программы «Цифровая экономика». На днях законопроект был принят Госдумой в третьем чтении.
В ряде зарубежных стран — в той же Франции — такая практика оформления сделок достаточно давно и успешно работает, пользуется спросом у населения. С нашими расстояниями между регионами, не всегда стабильным и удобным транспортным сообщением возможность заключить сделку без лишних и затратных перемещений — это тем более нужная новелла. Она актуальна и в контексте высокого уровня внутренней миграции граждан: когда одни, например, хотят купить жилье в крупном городе, используя в качестве исходного капитала унаследованную ими недвижимость в регионе, другие же, напротив, продают тесное жилье в мегаполисе с целью переселения в более просторное, но в более мелком населенном пункте.
Так, по данным исследования Mail.ru Group, в 2019 году около трети россиян рассматривают вариант покупки недвижимости в другом субъекте РФ. Чаще всего такая практика встречается в Поволжье — около 15% респондентов оттуда на момент опроса уже имели опыт приобретения квартир в других регионах.
При этом сам порядок обращения к нотариусу для сторон сделки в случае дистанционного варианта ее удостоверения, по сути, мало чем отличается от традиционного варианта, когда все участники договора собираются в одной нотариальной конторе. Единственное условие, которое необходимо учесть, если речь о сделке с недвижимостью, — один из нотариусов должен находиться в том регионе, где расположен объект сделки.
Одним словом, выбор в пользу дистанционного формата сделки не влечет для граждан никаких дополнительных сложностей. Зато гарантии безопасности сделки, защиты ее от оспаривания, а также 100%-ного возмещения ущерба, если нотариус совершит ошибку в процессе работы, сохраняются для всех участников сделки.
Весь процесс выглядит следующим образом. Каждая сторона сделки выбирает удобную для себя нотариальную контору в своем городе, где они будут проводить сделку. Далее каждый из нотариусов проводит стандартный перечень проверок, который предусмотрен законом в рамках нотариального удостоверения сделки. То есть установит личность заявителя, проведет экспертизу документов, проверит реальную волю человека, осознанность и добровольность его действий, разъяснит юридическую суть и последствия договора. Согласовав время друг с другом, стороны сделки приходят на прием, каждый к своему нотариусу. Далее уже согласованный с заявителями проект договора заводится в Единой информационной системе нотариата (ЕИС).
Что касается процесса подписания документа, то в дистанционном варианте для заявителей предусмотрено использование так называемых простых электронных подписей. Суть в том, что стороны сделки расписываются на специальных планшетах, которые им предоставляют нотариусы. Таким образом, оформление сделки через нотариуса априори исключает необходимость покупки личных ЭЦП. Юридическую силу такому договору в цифре придадут усиленные квалифицированные электронные подписи нотариусов. Как итог, данные о сделке фиксируют в ЕИС. Также у нотариусов остаются на хранение бумажные экземпляры договора.
Вопрос регистрации права собственности также благодаря участию нотариуса решается максимально быстро и просто. Нотариус сам направляет заявление в Росреестр в электронном виде, и уже через день новоиспеченный собственник сможет получить у него готовые документы.
Еще один важный момент: принцип расчета стоимости нотариального удостоверения сделки для каждой стороны не будет зависеть от выбранного формата. Заявители оплачивают тариф, как и прежде, составляющий 0,5%, но не более 20 тыс. руб. для сделок, в отношении которых нотариальная форма предусмотрена законом, и от 0,1% до 0,4% для остальных случаев. Также каждый участник сделки оплачивает услуги правового и технического характера — их стоимость зависит от региона, в котором работает нотариус. Например, в Москве — это не более 8 тыс. руб., а в Сочи — 4,5 тыс. руб.
Покупка или продажа недвижимости дистанционным и максимально удобным для граждан способом поможет оживить рынок: вместе с четкими гарантиями добросовестные участники сделок получат возможность расширить спектр потенциальных вариантов, а значит, повысятся шансы на то, что сделка будет заключена.
Переезжаю и хочу продать квартиру удаленно
Я переезжаю на другой конец страны — из Владивостока в Калининград. Нужно продать квартиру. Она не в идеальном состоянии и не в самом лучшем районе, но терять в деньгах я не хочу. Лететь во Владивосток на сделку накладно. А вдруг сорвется?! Родственников или друзей, на которых я мог бы оформить доверенность, у меня нет.
Есть идея поручить всю работу агентству. Но не знаю, как это оформить юридически, чтобы не остаться с носом и не потратить лишние деньги. Подскажите, какие права и обязанности указать в договоре? Например, показывать квартиру покупателям, расписываться за получение аванса, нести ответственность, чтобы в квартире не было третьих лиц. Как оформить договор, чтобы деньги не улетали в трубу? Стоит ли договориться об оплате после сделки? Это вообще легально?
Павел, полноценной удаленной купли-продажи недвижимости в настоящее время не существует. Вы должны участвовать в сделке лично либо через своего представителя по доверенности или воспользоваться услугами нотариусов.
Расскажу о каждом варианте подробнее.
Плюсы и минусы представителя по доверенности
Вы верно отметили, что сделку по продаже можно оформить через представителя. Если доверить сделку другу или родственнику не выходит, остается только вариант с профессиональными представителями в сфере недвижимости. Представителем может быть не только физическое, но и юридическое лицо: агентство недвижимости, риелтор или юрист.
Что касается договора с таким представителем, то, как правило, это договор поручения или агентский договор. По договору поручения поверенный действует в ваших интересах не только до, но и во время сделки. Он ищет клиента, заключает с ним договор от вашего имени и за ваш счет, но права и обязанности по договору — например, передать квартиру, получить за нее деньги и нести ответственность за ее недостатки — возникают у вас, а не у поверенного. По агентскому же договору агент может искать покупателя, но сам договор будете заключать вы, как продавец.
Возможен и третий вариант — договор возмездного оказания услуг. Но наименование договора не влияет на его суть. Важно только то, что написано в договоре. Вот что обязательно должно быть в нем указано:
Доверенность. В любом случае вам потребуется дать нотариальную доверенность. Я строго рекомендую выбрать разовую доверенность: ее выдают на одну сделку. В ней четко расписывают, в отношении какой квартиры и на каких условиях может заключать сделки доверенное лицо.
Как производить расчеты
Расчетный счет. В доверенности можно и нужно указать, что право получения денег по сделке есть только у вас, а не у доверенного лица. Можно даже прямо в доверенности написать расчетный счет, на который вы будете получать деньги от продажи. Это обезопасит вас от того, что недобросовестный риелтор попробует сбежать с вашими деньгами. Хотя это крайне маловероятно, но лучше перестраховаться.
Можно обязать доверенное лицо оформить куплю-продажу с покупателем у нотариуса. Тогда нотариус сам составит договор. Если при этом в доверенности будет указан расчетный счет для перевода денег от продажи, это дополнительная гарантия, что вы их получите.
Депозит нотариуса. Это работает так: покупатель вашей квартиры и ваш представитель приходят к нотариусу. Они подписывают договор купли-продажи, после чего нотариус дает покупателю поручение внести деньги на его депозит. Как только нотариус увидит деньги на своем счету, он оформит договор окончательно.
Сколько будет стоить такая услуга в вашем регионе, можно посмотреть на сайте нотариальной палаты РФ. Как правило, все расходы возлагаются на покупателя. С учетом услуг нотариуса цена квартиры может стать неконкурентоспособной, и это будет отпугивать потенциальных покупателей. Возможно, вам стоит подумать над тем, чтобы взять эти расходы на себя или предложить компенсировать покупателю хотя бы половину.
Банковская ячейка. Для этого нужно оформить ячейку на ваше имя, а в договоре с представителем указать, что расчеты по договору купли-продажи будут осуществляться с использованием данной ячейки. Покупатель положит туда деньги, после чего ваш представитель оформит на него квартиру. Никто не сможет взять деньги из ячейки, кроме вас. Это вам будет гарантировать банк.
Этот вариант подходит тем, кто предпочитает расчет наличными. О том, как продать квартиру таким способом, мы уже писали в статье про банковскую ячейку. Но в вашем случае такой способ не годится, поскольку вы не сможете лично контролировать момент, когда деньги будут помещать в ячейку. Это будет делать ваш представитель. Существует теоретический риск, что он все подпишет, а когда вы придете в банк, денег там не будет. И ничего доказать вы не сможете.
Аккредитив. Это безналичная форма расчетов. Покупатель кладет деньги на счет, а банк их замораживает. Когда вы предъявите сотруднику банка документы о продаже, он раскроет аккредитив и переведет деньги уже на ваш счет. То есть банк выступает посредником при переводе денег.
Но если вы решите использовать схемы с ячейками или аккредитивом, я рекомендую даже при заключении договора с агентством недвижимости привлечь к делу юриста. Он составит самостоятельный договор, в котором будут учтены ваши интересы, или проверит тот, что предложат вам. Слепо доверять договору, который вам предоставит агентство, не стоит, если вы не обладаете юридическими знаниями.
Проблема в том, что юрист, агентство и нотариус будут стоить столько денег, что, возможно, проще сделать скидку от средней цены по рынку и продать самому. С хорошей скидкой квартира может уйти за неделю. Конечно, затраты на юристов и риелторов можно заложить в стоимость квартиры, но тогда продаваться она будет значительно дольше.
Какой договор заключать с риелтором
Непосредственно в договоре между вами и агентом можно предусмотреть какие угодно условия: получить деньги от продажи квартиры до или после регистрации сделки, брать аванс или не брать, доверить получение денег доверенному лицу или не доверить, разрешить показывать квартиру или не разрешать.
У агентств, как правило, стандартный договор, который составлен так, чтобы агентство поменьше отвечало и побольше получало. Если хотите свои условия, нанимайте юриста, чтобы он составил вам договор. Если, конечно, агентство будет готово обсуждать изменения в своем типовом договоре.
Предварительный договор купли-продажи недвижимости
По сути, задаток — это отдельный договор. Его не надо путать с авансом. Аванс — это частичная оплата будущего товара. А задаток в данном случае — форма обеспечения обязательства. Поэтому если покупатель по своей инициативе передумает покупать квартиру, то задаток можно и не возвращать. При этом вы можете взять задаток в размере стоимости, например, ваших билетов на самолет туда и обратно.
Однако, чтобы оставить задаток себе, нужно доказать, что вторая сторона активно уклонялась от заключения основного договора.
Приведу пример из суда. Покупатель внес продавцу задаток, поскольку стороны собирались заключить договор купли-продажи. В оговоренные сроки договор не заключили, поэтому покупатель захотел задаток вернуть. Изначально суд встал на сторону продавца и постановил вернуть деньги. Однако апелляция установила, что продавец не уклонялся от договора, а истец не предпринимал никаких действий, чтобы его заключить, поэтому задаток оставили продавцу.
Как будет работать удаленная продажа в будущем
Агент или доверенное лицо нужны только для того, чтобы найти покупателя и сопроводить его к нотариусу Фактически сделку будете заключать лично вы: вы будете видеть текст договора, условия, сами поставите подпись, а нотариусы будут нести ответственность, если что-то пойдет не так.
Пока мы к этому только идем. Например, сейчас убрали территориальность. Если раньше вы должны были оформлять сделку только у того нотариуса, к чьему округу относится недвижимость, то теперь это можно сделать у любого нотариуса вашего округа. Но все равно нужно, чтобы обе стороны договора пришли к нотариусу одновременно и лично.
Как быть в вашей ситуации
Мой совет такой: максимально строго подойдите к составлению доверенности с той компанией, которой хотите доверить продажу квартиры. Не так важно, как будет составлен договор. Важно, что будет написано в доверенности. Нотариус обязан бесплатно вас проконсультировать и помочь составить такую доверенность, которая отразит ваши интересы и главный вопрос — за сколько будет продана квартира и как вы получите деньги.
Если у вас есть сложные вопросы о законах, личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как удаленно провести сделку с жильем через нотариуса. 7 главных вопросов
Важное новшество 2021 года — возможность оформлять сделки дистанционно, с привлечением сразу нескольких нотариусов. (Закон был подписан в конце 2019 года, но положение о дистанционных сделках и об удаленных нотариальных действиях вступило в силу 29 декабря 2020 года.) Дистанционный формат позволяет сторонам сделки не встречаться в одной нотариальной конторе, но каждому выбрать свою. Это особенно актуально, если участники сделки проживают в разных городах — дистанционный формат в этом случае помогает сэкономить не только время, но и деньги на дорогу.
Вместе с нотариусом Всеволожского нотариального округа, председателем методического совета Нотариальной палаты Ленинградской области Николаем Быстровым рассказываем, как провести дистанционные сделки с недвижимостью при участии нотариуса.
Вопрос 1. Как работает схема?
Каждая из сторон сделки выбирает удобную для себя нотариальную контору в своем городе. Нотариусы проверяют все документы. Далее стороны согласовывают время проведения дистанционной сделки. Затем согласованный с заявителями проект договора заводится в Единой информационной системе нотариата. Документ подписывается электронной подписью заявителя в нотариальной конторе, а после — усиленной квалифицированной подписью нотариуса. Это придает документу юридическую силу.
Далее, также с помощью нотариуса, сделки дистанционно регистрируются и отправляются в электронном виде в Росреестр. Готовые документы на собственность можно получить на следующий день в регистрационном ведомстве в своем городе.
Вопрос 2. Не опасен ли такой формат?
«Дистанционно» не означает онлайн или заочно — стороны дистанционной сделки должны пусть и по отдельности, но все равно лично явиться к нотариусу. Сами нотариусы свяжутся между собой по защищенному каналу видеосвязи и проведут все необходимые этапы работы, отметил Николай Быстров.
По его словам, по степени безопасности дистанционный формат сделки не уступает традиционному варианту удостоверения договора в одной нотариальной конторе. Нотариусы здесь, как и всегда, проводят комплексную юридическую экспертизу сделки, обязательно выясняют реальную волю участников договора и понимание ими правовой сути сделки, разъясняют ее юридические последствия и т. д.
Важно и то, что удостоверившие дистанционную сделку нотариусы несут за нее солидарную полную имущественную ответственность. То есть если кто-то из них ошибется, пострадавшим из-за этого гражданам гарантируется стопроцентное возмещение ущерба.
Вопрос 3. Какие сделки можно оформить таким способом?
Дистанционно можно оформить абсолютно любую сделку с недвижимостью. Это может быть сделка купли-продажи, дарения или мены квартиры, а также соглашение о разделе имущества между супругами, брачный договор, алиментное соглашение и другие.
Дистанционный формат помогает упростить заключение ряда сделок — например, если продается долевая недвижимость, собственники которой проживают в разных концах страны. Может быть и такое, что стороны просто не хотят встречаться лично: к примеру, это могут быть бывшие супруги, пережившие болезненный развод. Также дистанционно удобно будет оформить сделку, когда органы опеки разрешают продать имущество несовершеннолетнего (при условии одновременного приобретения другого), а квартиры, о которых идет речь, находятся в разных регионах.
Вопрос 4. Есть ли ограничения по числу участников сделки?
Участниками таких сделок могут быть граждане и юридические лица. Число сторон не ограничено. Главное условие — каждый участник сделки должен пойти к нотариусу.
«Единственный момент, который необходимо учесть, если речь идет о сделке с недвижимостью: один из выбранных нотариусов должен работать в регионе, где находится отчуждаемый объект недвижимого имущества», — отметил Николай Быстров.
Вопрос 5. Нужна ли доверенность?
При заключении дистанционной сделки с участием нотариусов доверенность не требуется. До этого, чтобы купить или продать имущество в удалении от постоянного места жительства, нужно было действовать через представителя, на которого оформлялась доверенность.
«Такая доверенность — это не только лишняя головная боль, но и высокие риски. Она влечет за собой серьезные правовые последствия и нередко становится инструментом в руках мошенников. С ее помощью совершаются незаконные сделки в простой письменной форме, а обманутые люди остаются без жилья и денег. В рамках же дистанционной сделки покупатель и продавец недвижимости могут контролировать весь процесс лично, без лишних трат времени и денег», — рассказал нотариус.
Вопрос 6. Понадобится ли электронная подпись?
При оформлении дистанционной сделки самим заявителям не нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Для того чтобы подписать договор, нотариусы выдадут им специальные планшеты, где они смогут оставить так называемую простую электронную подпись.
Юридическую силу документу придадут уже усиленные квалифицированные электронные подписи самих нотариусов. Готовый документ будет сохранен в отдельном реестре Единой информационной системы нотариата. Там ему гарантируется сохранность и защита от подделки, удаления или незаконного доступа третьих лиц. Получить свой экземпляр договора каждая из сторон сделки сможет в том формате, в котором ей удобно, — либо в электронном виде, либо на бумаге.
Вопрос 7. Какие документы нужны?
Пакет документов, необходимый для проведения дистанционной сделки, ничем не отличается от того, который установлен законом для обычных сделок в одной нотариальной конторе. Для этого понадобятся:
Полный список документов, которые вправе запросить нотариус в том или ином случае, прописан в отдельном документе — регламенте совершения нотариальных действий. При это значительную часть сведений нотариусы запрашивают самостоятельно — в рамках электронного взаимодействия с ведомствами.