диван ладога старого образца фото
Советская мебель
Когда речь заходит о советской мебели, то чаще всего можно услышать 3 такие вещи:
«Своей мебели в СССР никогда не было. Ее привозили из ГДР, Венгрии, Чехословакии и т.п.».
«Она была ужасной на вид».
«Она была качественной».
В дореволюционной России мебель производилась в основном вручную или полукустарным способом. Мебельные фабрики были сосредоточены вблизи Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, Киева и некоторых других городов.
При СССР промышленность начала набирать обороты, и к 1940 году в стране уже было много специализированных предприятий в Москве, Харькове, Таганроге, Махачкале, Гомеле, Симферополе и др. городах. Они массово выпускали простую и дешёвую мебель для широких слоев населения, а также более качественные и «шикарные» изделия для новых гостиничных и административных сооружений.
Во время Великой Отечественной войны заводы, по большей части, были сосредоточены на выпуске разнообразных товаров для фронта. После их реорганизовали в лесопильные и деревообрабатывающие фабрики. Говорить о развитии качества и дизайна советской мебели стало можно только к концу 1950-х.
Советская мебель в 30-50-е
Среди наиболее запоминающихся моделей советской мебели 30-50-х стоить отметить диваны с полочкой и зеркалом, массивные буфеты для посуды и одежные шкафы под ключ с двумя отделами (для складываемой одежды и вешалок).
Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х.
Среди новых видов мебели стоит отметить кресло-кровать, диван-кровать, простые низкие стенки на ножках или без, раскладные столы и кухонные гарнитуры.
Советская мебель в 80-е и до распада СССР
К сожалению, о советской мебели после начала 80-х можно сказать мало чего хорошего. Эстетика начала стремительно меняться и не в лучшую сторону.
Самой распространенной мебелью в России конца 80-х начала 90-х была так называемая «стенка». Думаю не ошибусь если предположу, что процентов восемьдесят советских квартир были обставлены подобной мебелью, у многих она сохранилась до сих пор.
Нашел три шкафа, два из 30-х и один из 50-х годов, которые стоят в доме дедушки и бабушки)) Самих их уже нет в живых, но мебель стоит и отдает тем теплом, которое из детства 🙂 Сейчас в их доме мои тетя с дядей живут, давно у них не был(
Смотрел картинки и плакал от умиления.
То есть это принято было в стеклянное окошко шкафа справа вставлять вышивку? У меня у мамы такой же. Как мы его вдвоем двигали >_
А где же комоды с ручками ракушками? Без всяких полозков и с ящиками такой высоты и глубины они выигрывают по надёжности и весу у многих современных образцов.
Ностальгия, вспомнилось, как пахло у бабушки дома, тёплый такой, уютный запах дома.
Качественной? Хуячественной. Точно так же можно выдолбить кресло из камня и гордиться его качеством/долговечностью. И то, обшарпается.
Или неподъемный дуб, в котором только и гордости, что дуб. Потому что вес, дизайн и габариты были ужасающими. Или сраное дсп, покрытое лаком.
Сравнить не с чем было, потому и восторгались тем, что есть.
Был такой диван, только с зеленой суконной оббивкой и буфет со следующей за диваном фотки. Стулья добротные еще в те годы делали, вот стулья у нас были оббиты таким материалом, как диван в посте. Со следующей фотки белая кухонная мебель тоже была.
Блин, у дедушки на даче стоял сервант как на 6ой картинке. Воспоминания.
Да посмотрите на фото мебели в СССР 70-80-х годов, это так классно, а главное многофункционально. Да были всякие стенки «Роксана» там.. но качественно всё было.
Тайник в старой мебели
Есть одна странная история и в моей жизни.
Когда мне было лет семь-восемь, приходилось приезжать в другой город к бабушке. У нее был весьма атмосферный дом, в котором стояла старая мебель. Комплект включал в себя буфет с вкусняшками (изюм, шоколадки, и всякое такое), вот он:
еще была стеклянная горка (кусочек видно слева на фото), пара тумбочек, трюмо и кровать.
Любимым развлечением было забираться в буфет в поисках лакомства. Ну и много разной интересной всячины хранилось в тумбочках и горке.
Однажды, я случайно нашел странный тайник. Небольшое отделение, в котором хранились какие-то монетки, бумажки и прочие ненужные мне вещи. Он был выдвигающийся за счет поворота вокруг оси.
Я периодически заглядывал в тайник, но потом как-то забыл про него, поскольку не мог понять для чего он, и вообще откуда он там взялся.
Когда вырос, эту мебель после смерти бабушки забрали домой. И вот уже будучи относительно взрослым (было где-то уже лет сорок), вспомнил про тайник. И решил заглянуть в него вновь.
И к удивлению своему не нашел. Было даже такое, что специально потратил много времени, старательно обшаривая по очереди буфет, горку, трюмо и даже тумбочки.
Периодически заходя в родительский дом, я натыкаюсь взглядом на старую мебель, и каждый раз вспоминаю про этот чертов тайник.
Может быть однажды, я соберусь с силами, вытряхну весь хлам из мебели и тщательно пройдусь по всем поверхностям, чтобы закрыть этот старый гештальт.
Приметы милой старины. О дореволюционной мебели и особенностях интерьера
Виктор Васнецов «Преферанс»
История мебели в России имеет несколько особенностей. Многие привычные нам предметы появились достаточно поздно. На русский интерьер влияли традиции, мода и даже политика.
Интерьеры крестьянских домов менялись очень медленно. Мебель делали либо сами, либо обращались к деревенским умельцам, и ее было относительно немного. В домах были столы, лавки, которые использовали и как спальные места. Дети и подростки спали на полатях, напоминавших третью полку в купе поездов, где обычно лежит багаж. Для хранения бытовых предметов часто использовалась печь, которая выполняла в крестьянском быту множество функций. Под печью был опечек, куда можно было положить дрова или что-то из посуды, на ее корпусе были выемки – печурки, куда ставили небольшие предметы, горшки могли прятать внутрь самой печи. Для хранения одежды и ценных вещей использовались сундуки, на которых тоже иногда спали. Привычных нам платяных шкафов в крестьянских домах долгое время не было. Сундуки были удобны, так как их было легче перемещать. Переезжали крестьяне редко, но зато периодически случались пожары, и тогда было проще взять сундук с самым ценным и вынести на улицу, чем бегать по всему дому, собирая свое добро. Для этого с боков обычно были удобные ручки. К тому же шкафы крестьянам были не особо и нужны. Жили люди обычно небогато, поэтому все самое ценное вполне можно было уложить в сундук. Одежду, которую носили постоянно, просто вешали на крючок. Самое красивое надевали по праздникам и доставали не так уж часто, а некоторые вещи не носились годами, береглись и передавались по наследству. Более того, в допетровскую эпоху платяных шкафов в России не было и в городских домах. Были так называемые поставцы, которые фактически представляли собой крепившиеся на петлях навесные полки, вместо дверей закрываемые занавесками. Поставец, который не снимался, назывался рундуком, и его часто помещали под лавку. Наглухо прикрученный к стене шкаф, закрывавшийся на замок, назывался казенкой, и он был, скорее, сейфом. В избах иногда встречались отдельные шкафчики для посуды, полки для домашней утвари. Надо заметить, что и самой посуды у крестьян было немного. Удивительно, но до второй половины 19 века часто члены одной семьи ели из одной общей миски, а не отдельных тарелок (но при этом у многих были свои любимые ложки, которые они неохотно давали другим). До 20 века далеко не в каждом крестьянском доме было зеркало. Мещанский быт, особенно на городских окраинах, во многих случаях не особо отличался от деревенского.
Иван Пелевин «Кормление ребенка»
Адриан Волков «Демьянова уха»
Говорить о моде в интерьере или дизайне мебели можно применительно к домам людей состоятельных. В 18 веке в домах аристократов значительная часть мебели была привезена из Европы либо изготовлена крепостными мастерами по иностранным образцам. При этом в первой половине 18 века многое приобреталось по отдельности, а не целыми гарнитурами. С другой стороны и сам дизайн не отличался большим разнообразием. Мебель была массивная, с большим количеством резных элементов. Типичный интерьер первой половины 18 века можно увидеть в Летнем дворце в Петербурге.
По возможности старались следовать модным тенденциям и относительно небогатые дворяне. Характерный эпизод есть в мемуарах Андрея Болотова. В 1762 году после службы он возвратился в отчий дом, в котором не был много лет, и который, с точки зрения молодого человека передовых взглядов, безнадежно устарел. Только приехав, «прибрал я сколько мог свою хату; велел выломать из нее все старинные лавки и полки; замазал на стенах все прежнее свое гвазданье и глупые фигуры; выбелил потолок, стены и печь; вынес прежний длинный и простейший дубовый стол, отыскал другой складной и лучший, а для сиденья успел отделать и обить канапе и дюжину стульев. Соседственный Домнинский и принадлежавший г. Хитрову столяр призван был еще до отъезда моего в Москву ко мне, и подряжен был не только сделать мне в самой скорости помянутые канапе и стулья, но и выучить еще одного молодого крестьянина моего столярному искусству».
Павел Федотов «Разборчивая невеста» (1847)
Мебель эпохи классицизма была менее вычурной, с более четкими формами, появились античные мотивы. После революции во Франции Павел I ввел запрет на ввоз французских товаров, включая предметы интерьера. Благодаря «импортозамещению» выросло мастерство русских мебельщиков, появились российские бренды. Например, в 1795 году в Петербурге открылась знаменитая мастерская Гамбса. Вначале Гамбс копировал знаменитого мебельщика Давида Рентгена, учеником которого был сам, но позже стал делать уникальные изделия. У мадам Петуховой, спрятавшей бриллианты в гамбсовский стул, был хороший вкус. Потомки мастера не смогли продолжить дело, и в 1860-х фирма закрылась. Еще одна известная столичная мастерская первой половины 19 века принадлежала Андрею Туру. Если Гамбс делал мебель для дворцов и особняков, сотрудничал с именитыми архитекторами включая Воронихина и Росси, мастерская Тура делала более дешевую мебель, которую покупали купцы, небогатые дворяне, интеллигенция. К середине 19 века появились магазины по продаже готовой мебели, что было такой же важной новинкой, как позже магазины готовой одежды. Тогда же пришла мода на яркие обивки, в том числе из вощеного ситца. С 1850-х в России стали популярны знаменитые венские стулья. В Петербурге работал официальный магазин фирмы Тонет, и это не считая огромного числа местных подделок. На дизайн мебели влияли и мода, и искусство, и политика. Во время войн на Кавказе стали популярны интерьеры в восточном стиле, особенно кабинеты. Восточные диваны с множеством подушек, ковры на полу, а иногда и стенах, ружья, кинжалы встречались в комнатах и бравых военных, и штатских, не бывавших дальше средней полосы. Свою лепту внесли и неорусский стиль, и арт-нуво. Мебели в домах становилось все больше, и, если в начале 19 века залы выглядели полупустыми, то к концу века наоборот интерьеры были переполнены самыми разными предметами.
Федор Толстой «В комнатах» (пример парадных интерьеров)
К 19 веку окончательно сложились многие особенности, сохранившиеся до 20 века. Первая – то, что состоятельные люди при строительстве домов заказывали мебель специально под интерьер, часто по согласованию с архитекторами. Многие именитые архитекторы по совместительству были дизайнерами интерьеров. Те, кто мог себе позволить, старались использовать одну и ту же ткань для отделки и стен, и мягкой мебели. В дальнейшем, если при ремонте меняли обои, часто заодно меняли обивку кресел и диванов. Речь могла идти и о дорогом шелке или бархате, и о дешевом ситце. Одно время довольно часто применялся кретон, плотная хлопчатобумажная ткань, обычно в клетку или полоску. Явная разносортица стала признаком бедности.
Вторая особенность – то, что мебель представляла большую ценность, поэтому служила подолгу, а то, что надоедало или устаревало, продавалось. Подержанная мебель была ходовым товаром, а ее продажа – прибыльным бизнесом. Были специализированные лавки и магазины, на рынках могли быть соответствующие торговые ряды. Одна и та же вещь могла не раз менять владельцев, ломаться и чиниться, пока окончательно не разваливалась. То, что стояло в гостиных аристократов, лет через 15-20 попадало в дома купцов, затем мещан, в гостиницы, трактиры, пока окончательно не приходили в негодность и не заканчивали жизнь в качестве дров. Из воспоминаний Филиппа Вигеля: «вместо позолоты, стали во всём употреблять красное дерево с бронзой, то есть с накладною латунью, что было довольно гадко; ткани же шелковые и бумажные заменили сафьянами разных цветов и кринолином, вытканною из лошадиной гривы. Прежде простенки покрывались огромными трюмо с позолотой кругом, с мраморными консолями снизу, а сверху с хорошенькими картинками, представляющими обыкновенно идиллии, писанными рукою Буше или в его роде. Они также свои зеркала стали обделывать в красное дерево с медными бляхами и вместо картинок вставлять над ними овальные стекла, с подложенным куском синей бумаги. Их и поныне можно пойти в старых мебельных лавках и в некоторых русских трактирах, куда ходят люди простого звания».
Федор Толстой «За шитьем» (1820-е) пример жилых интерьеров
Третья характерная особенность – разделение помещений на парадные и жилые. Его можно было встретить и в роскошном особняке аристократа, и в усадьбе небогатого помещика, а в более мягкой форме и в квартирах обычных горожан. К первым могли относиться залы, гостиные, кабинеты, где встречали посетителей. В 18 веке была мода даже на парадные спальни, в которых встречали гостей, но на самом деле никогда не спали. При этом богато обставленные залы и гостиные с роскошными каминами, наборным паркетом нередко большую часть времени стояли закрытыми и даже не отапливались. Хозяева открывали их только для гостей, а сами жили в намного более скромных комнатках с дощатыми полами и простой мебелью. Кресла и диваны нередко стояли в чехлах, которые должны были защищать от пыли и выгорания. Иногда мебель зачехляли на время отсутствия хозяев, если они в отъезде, но были и те, кто снимал чехлы только при гостях. За это особенно часто критиковали купцов, хотя на самом деле так делали не только они. В уже упомянутых мемуарах Филипп Вигель писал: «Между иркутскими купцами, ведущими обширную торговлю с Китаем, были милионьщики, Мыльниковы, Сибиряковы и другие; но все они оставались верны старинным русским, отцовским и дедовским обычаям: в каменных домах большие комнаты содержали в совершенной чистоте, и для того никогда в них не ходили, ежились в двух-трех чуланах, спали на сундуках, в коих прятали свое золото…» Екатерина Андреева-Бальмонт, так описывает «обстановки всех купеческих домов, которые мы знали. Там парадные комнаты — как у нашего дедушки — имели нежилой вид. Да в них по будням никто и не входил, разве прислуга, чтобы смахнуть пыль или полить растения, что стояли на окнах и на полу в огромных деревянных кадках. Тяжелая мебель в чехлах стояла, как прикованная, по стенкам. Шторы на окнах были спущены, чтобы вещи не выгорали от солнца. И все предметы в этих комнатах были громоздки, аляповаты и, главное, разнокалиберны. Золоченой бронзы огромные подсвечники стояли на картонных подносах, отделанных связанными из шерсти цветами. Рядом цинковая лампа. В стеклянных полосатых вазах восковые цветы. Столы в гостиной были покрыты белыми нитяными салфетками, так же как комоды в спальнях. На этих комодах ставились шкатулки и фотографические карточки в рамках из соломы или раковин. В горках за стеклом громоздились серебряные и золотые вещи: чашки, стаканчики, ложки, золотые пасхальные яйца на пестрых атласных ленточках, букет фарфоровых цветов». Между этими описаниями около 70 лет. Классическую гостиную в доме богатого купца (в данном случае почившего) можно увидеть на картине Алексея Корзухина «Гадание» («Пиковый король»). Возможно, мебель в чехлах, потому что на время траура вдова не принимает гостей. Но не исключено, что кресла были скрыты и при жизни хозяина, и он был бы неприятно удивлен, что жена в обычно закрытой парадной комнате свободно развалилась на диване с сигаретой.
Алексей Корзухин «Гадание» (1884)
Описывая мебель и интерьеры, писатели описывают и самих хозяев. Привычки, вкус (или отсутствие такового), материальное положение. Даже расположение мебели может быть важным штрихом к портрету. Аналогично и с картинами. Простой пример – картина «Шитье приданого» Василия Максимова. На первый взгляд похоже на столовую. Но обратите внимание на расположение стола, он совсем рядом с дверью. Так его ставили в двух случаях. Либо это совсем уж маленькая столовая, либо одна и та же комната одновременно была и столовой, и гостиной. Ее в таком случае располагали рядом с кухней, а стол ближе к двери. В обоих случаях это говорит зрителю, что квартира малогабаритная, а семья относительно небогатая (хотя совсем уж бедной ее не назовешь, раз может позволить себе снять квартиру и нанять прислугу, несущую самовар). И подобные нюансы есть во многих твореньях дореволюционных авторов.
Часть информации взята тут:
Филипп Вигель «Записки»
Екатерина Андреева-Бальмонт «Воспоминания»
Андрей Болотов «Записки»
Екатерина II «Записки»
Екатерина Юхнева «Петербургские доходные дома