длинная сторона квартала по отношению к направлению склона располагается
Глава 16. Кварталы
1. Площадь квартала жилой и многофункциональной застройки (мин./макс.), га
2. Длина стороны квартала (макс.), м
Определяется как протяженность красной линии или линии застройки вдоль одной из ограничивающих квартал улиц или территории общего пользования.
3. Интервал размещения сквозных велосипедных и пешеходных путей, соединяющих улицы и другие общественные пространства по внутриквартальным территориям, м
Определяется как расстояние от края перекрестка (начальной точки скругления проезжей части) до оси ближайшего сквозного велопешеходного пути или между осями двух таких путей. При длине стороны квартала 150 м и более максимальное значение интервала составляет 120 м.
4. Плотность застройки квартала жилой и многофункциональной застройки (мин./макс.),
Отношение общей площади объектов капитального строительства жилого и нежилого назначения к площади территории квартала в границах красных линий или линий застройки. Расчет общей площади аналогичен расчету для плотности застройки территории.
Характеристики кварталов и их взаимное расположение тесно связаны с плотностью и трассировкой улично-дорожной сети. Использование кварталов как планировочной единицы позволяет:
— влиять на направления и интенсивность потоков пешеходов и автомобилей по территории города;
— дифференцировать плотностные, планировочные и функциональные показатели застройки отдельных кварталов в увязке с размещением центров городской жизни, улиц и других открытых пространств;
— определить подходы к межеванию территорий;
— увязать показатели плотности застройки территории с параметрами застройки отдельных земельных участков в составе кварталов.
Площадь квартала жилой и многофункциональной застройки
Илл. 10. Зависимость протяженности уличного фронта от размера квартала
Небольшая площадь кварталов (до 1,8 га) способствует повышению интенсивности пешеходных потоков и за счет увеличения протяженности уличного фронта расширяет возможности для размещения вдоль улиц объектов общественно-деловой инфраструктуры (см. илл. 10). Развитие стрит-ретейла, в свою очередь, содействует расширению спектра предложений по аренде помещений на первых этажах жилой и многофункциональной застройки.
Ограничение площади кварталов (до 5 га) закладывает основу для поступательного преобразования территории города, так как позволяет постепенно замещать небольшие фрагменты городской среды, не оказывая значительного влияния на соседние территории. Это требует меньше времени и финансовых вложений, чем редевелопмент крупных городских территорий.
Длина стороны квартала
Интервал размещения сквозных велосипедных и пешеходных путей
Для повышения удобства пешеходных перемещений и стимулирования пешеходной активности горожан крупные кварталы (с длиной стороны 150 м и более) следует делать проницаемыми. Это предполагает устройство сквозных путей, приспособленных для движения пешеходов и велосипедистов и соединяющих улицы и другие общественные пространства по кратчайшим расстояниям через внутриквартальные территории. Такие пути могут обеспечиваться при помощи публичного сервитута, быть выделены в территории общего пользования красными линиями или размещены на специально сформированных земельных участках. В отличие от публичного сервитута, который может носить временный характер, два последних варианта обеспечивают большую устойчивость планировочной структуры территории.
При повышении уровня функционального разнообразия застроенной территории, к примеру, в случае размещения поблизости от нее деловых центров или ТПУ, обособление сквозных путей будет способствовать их превращению в новые улицы, вдоль которых сформируется дополнительная застройка и уличный фронт, и, как следствие, разукрупнению кварталов. Повышение плотности застройки увеличит интенсивность потоков и расширит возможности для повышения функционального разнообразия территории.
Плотность застройки квартала
Регулирование плотности застройки в масштабе квартала обеспечивает более высокую точность в расчете, чем в масштабе территории применения модели. Соответствие проектов развития территорий рекомендованным значениям плотности застройки будет оцениваться как отношение суммарной площади застройки каждого из кварталов к площади территории в зоне пешеходной доступности.
Параметр носит обобщенный характер и при отсутствии более детального регулирования применяется к любому земельному участку в составе квартала. Детальное регулирование объемно-пространственных характеристик застройки в масштабе квартала производится при установлении различных параметров ее плотности для отдельных земельных участков, когда одни предполагают меньшую, а другие большую плотность. Суммарная общая площадь объектов на всех земельных участках в составе квартала не должна превышать показатель, рассчитанный на основе плотности застройки для квартала целиком*. Однако такое регулирование не позволяет точно определить морфологию планируемой застройки. Для этого используются объемно-пространственные параметры застройки земельных участков, такие как этажность застройки и процент застроенности земельного участка.
При разработке проектов жилой и многофункциональной застройки рекомендуется выбирать оптимальную ориентацию кварталов по сторонам света и с учетом преобладающих направлений сезонных ветров.
Ориентация квартала с учетом преобладающих направлений сезонных ветров дает возможность снизить скорость холодных воздушных потоков зимой, а летом, наоборот, открыть доступ сквозному проветриванию, что смягчает эффект теплового острова. Длинные стороны кварталов, ориентированные к преобладающему направлению зимних ветров под углом, близким к прямому (с отклонением не более 30° в каждую сторону), позволяют создать комфортные условия для пребывания горожан в открытых пространствах в холодное время года (см. илл. 12)**.
** Такие решения наиболее эффективны в умеренном климатическом поясе, в котором проживает 97%% населения России. В условиях арктического или субарктического, а также субтропического климата для обеспечения микроклиматического комфорта в открытых пространствах требуется проведение дополнительных мероприятий.
Илл. 11. Влияние пропорций кварталов на интенсивность потоков пользователей и размещение жилой и коммерческой функций
Илл. 12. Ориентация кварталов с учетом преобладающих направлений сезонных ветров
Илл. 13. Рекомендуемые минимальные размеры кварталов жилой и многофункциональной застройки в различных инсоляционных зонах 15
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Архитектурно-планировочная и экологическая характеристики
1) размещение зданий в зависимости от условий инсоляции Ориентация зданий имеет большое значение для обеспечения нормативного режима инсоляции (прямое облучение солнцем поверхности стен зданий). Она нормируется СНиП:
— летом время инсоляции в течении 5 часов;
— осенью и весной – не менее 2 ч;
— зимой не нормируется.
Солнечный свет убивает большинство болезнетворных болезней, профилактически воздействуя на среду, в которой находится человек.
Выделяют три схемы ориентации зданий:
2) широтная ориентация. При ней утром инсолируется восточный торец, днем – южный фасад и вечером западный торцевой фасад здания. Комнаты выходящие на север, солнцем практически не освещаются
3) свободная ориентация – здания располагаются диагонально под углом к северу или югу.
В южных широтах предпочтительней является меридиональная организация, в северных и умеренных – широтная ориентация.
Большое значение для инсоляции имеет взаиморасположение зданий:
— между длинными сторонами зданий – 2 высоты здания, но не менее 20 м ();
— между длинной стороной и торцом здания и между торцами с окнами – 1 высота, но не менее 12 м.
— между торцами без окон – по нормам противопожарных разрывов (разрывы между зданиями допускается уменьшать на 20%).
2) Аэрация. Нормальный режим проветривания жилой застройки имеет важное значение для создания благоприятных условий проживания людей. Направление городских улиц должно способствовать наилучшему проветриванию жилой территории. При небольшой скорости господствующих ветров желательно, чтобы направление улиц совпадало с направлением ветров. Если же скорость ветра значительна (5-7 м/с – северные широты) улицы целесообразно прокладывать перпендикулярно или диагонально по отношению к направлению этих ветров.
В практике градостроительства и застройки для защит от ветров в группах домов используются ветрозащитные дома-экраны, направленные одной стороной к господствующим ветрам и защищающие собой всю группу.
С помощью зеленых насаждений аэрация регулируется различными вариантами:
-снижение скорости ветра при его экстремальном значении;
— стимуляция воздухообмена в период штиля.
Оптимальной для человека считается скорость ветра в пределах 2-4 м/с.
Снижение скорости ветра.
Зеленые насаждения в различных формах способны выступить как аэродинамический барьер на пути ветрового потока, при этом происходит снижение скорости, торможение, усиление турбулентности и т.д.
С помощью зеленых насаждений, которые правильно сформированы и расположены на территории экстремальные скорости ветра могут быть снижены до нормативных. Важными параметрами зеленых насаждений являются: высота (8-10 м); плотность полос, ширина участка (12-18 м).
Стимуляция режима аэрации.
В среде зеленых насаждений наблюдаются пониженная температура воздуха. В следствие температурной инверсии в среде зеленых насаждений наблюдаются фиксируемые движения воздушных потоков. Исследования показали, что при разности температур 3-4 0 стимулируется скорость ветра до 1-0,5 м/с. Однако это явление отмечено только в крупных зеленных массивах.
При штилях наибольшее экологическое влияние оказываю крупные массивы парков, лесопарки, пригородные леса.
Особое внимание при проектирование следует обращать на правильное размещение ветрозащитных насаждений на территории квартала и микрорайона, расположенных в периферийных частях города.
3) Защита от шума. Превалирующим источником городского шума являются автотранспортные потоки и промышленные производства. К средствам снижения шума следует отнести зеленые насаждения, обладающие значительным щумозащитным потенциалом, акустические экраны, шумозащищенные дома, рельеф местности и др.
ГДЗ география 6 класс Герасимова, Неклюева Дрофа Задание: 5 Стороны горизонта Ориентирование
Вопрос в начале параграфа
Линия горизонта – граница горизонта, где небо как бы «сходится» с земной поверхностью.
Задания
1. Азимут на мост – 305 0 ;
Азимут на сарай – 35 0 ;
Азимут на отдельно стоящее дерево – 120 0 ;
2. а) азимут на северо-восток – 45 0
б) азимут на северо-запад – 315 0
в) азимут на юго-запад – 225 0
г) азимут на юго-восток – 135 0
Задание.
Задания для одноклассников на определение направлений объектов на форзаце 1 учебника:
1) Определите азимуты направлений от уреза воды 155,2 на сарай (314 0 ); на высоту 162,3 (3 0 ); на Елагино (270 0 ).
2) В каком направлении нужно двигаться от моста через овраг к зарослям кустарников, расположенных к северо-западу от болот у истоков ручья? (45 0 или северо-восточное направление)
3) Определите направление течения ручья, впадающего в реку Нара на данной территории (юго-восток).
Практикум (пример)
Для задания использовался план местности (Снежный, река Мечота) из Атласа Омской картографической фабрики «Физическая география начальный курс 6 класс, 2010»
1. Северным краем практически на любом плане местности является верхний край или верхний отрезок рамки плана местности.
2. Поставьте в центре плана местности точку – это будет ваше месторасположение.
Объекты к западу: река Андога, Михалино, овраг.
Объекты к востоку: луг и редколесье, Ладогино, отметка высоты 154,6 м.
Объекты к северу: мельница, река Мечота, каменный карьер, обрыв.
Объекты к югу: колодец, железная дорога и железнодорожный мост, Снежный.
3. Мельница находится к северу от Добрынино, Ладогино находится к юго-востоку от родника; овраг находится к югу от пристани.
5. Оформите работу и сдайте учителю.
Вопросы и задания
1. Способы ориентирования на местности:
1) по ходу Солнца над горизонтом (всходит на востоке, заходит на западе);
2) по ориентации православных церквей (алтарь храма обращен на восток, а главный вход на западе; приподнятый конец нижней косой перекладина на крестах указывает направление на север);
3) по карте и компасу, а также крупным объектам на местности (река, озеро, дорога, склоны рельефа);
4) кора большей части деревьев грубее и темнее с северной стороны;
5) на хвойных деревьях смола чаще наиболее накапливается с южной стороны;
6) с северной стороны деревья, камни, пни раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
7) муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, северный – крутой;
8) летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны;
9) у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;
10) годовые кольца на свежих пнях с северной стороны расположены ближе друг к другу.
2*. Самостоятельно
3. а) заросли кустарника находятся от реки Нары в северном направлении;
б) посёлок Елагино находится от лиственного леса в юго-западном направлении;
в) река Нара протекает через местность в юго-западном направлении;
г) тропа проходит вдоль северо-восточного края посёлка Елагино.
4*. Мой населённый пункт – Санкт-Петербург
Объекты к западу: Финский залив, город Кронштадт, остров Котлин.
Объекты к востоку: Ладожское озеро, река Волхов, город Волхов.
Объекты к северу: город Приозерск, река Вуокса, город Сертолово.
Объекты к югу: город Гатчина, Мшинское болото, река Ижора.
Инженерная подготовка территорий поселений
Назначение вертикальной планировки
Задача вертикальной планировки заключается в придании проектируемой поверхности уклонов, обеспечивающих: отвод дождевых и талых вод по открытым лоткам в водосточную сеть и далее в естественные водоемы; благоприятные и безопасные условия движения транспорта и пешеходов; подготовку осваиваемой территории для застройки, прокладки подземных сетей и благоустройства; организацию рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов на местности (затопление территории, подтопление ее грунтовыми водами, оврагообразование и т.д.); придание рельефу наибольшей архитектурно-композиционной выразительности.
Важным условием проектирования вертикальной планировки является достижение наименьшего объема земляных работ и возможного баланса перемещаемых масс грунта, т.е. равенство объемов насыпей и выемок, с тем, чтобы сократить транспортные расходы на доставку или вывоз грунта.
При разработке проектов вертикальной планировки надо стремиться к максимально возможному сохранению сложившегося природного рельефа местности, существующих зеленых насаждений и растительного почвенного покрова. В связи с этим вертикальная планировка должна предусматриваться, как правило, на земельных участках, занятых зданиями, сооружениями, улицами, дорогами и площадями. Сплошную вертикальную планировку допускается применять на территориях общественных центров при плотности застройки более 25%, а также при большой насыщенности их дорогами и инженерными сетями.
Естественно сложившийся растительный слой земли является золотым фондом для дальнейшего его использования при озеленении территории. Поэтому СНиПы обязывают в проектах вертикальной планировки территорий предусматривать места снятия и временного складирования плодородного слоя почвы и меры по защите его от загрязнения при производстве строительных работ для последующего его использования при благоустройстве территории.
В сложных условиях подготовки территории может возникнуть необходимость коренного изменения существующего рельефа путем сплошной подсыпки участков, подверженных затоплению паводковыми водами, засыпки оврагов или срезки возвышенностей, препятствующих Размещению застройки, улиц, проездов и т.д. При этом необходимо предусматривать такое размещение земляных масс, которое не могло бы вызвать оползневых и просадочных явлений, нарушение поверхностного стока, режима грунтовых вод и заболачивания территорий. Указанные обстоятельства приобретают особое значение при засыпке оврагов и избыточном увлажнении территорий.
Разработке проектных решений вертикальной планировки предшествует тщательное изучение рельефа местности и других перечисленных ранее природных факторов. Работы по вертикальной планировке желательно осуществлять до строительства зданий и сооружений.
Изучение рельефа, его использование и изменение
По принятой планировочной практикой терминологии рельеф местности расположения города (населенного пункта) подразделяют на следующие виды:
В зависимости от стадийности проектирования и соответственного увеличения масштаба плана изменяется детальность изображения рельефа. При разработке детальных проектов планировки и застройки городов целесообразнее пользоваться топографическими планами с масштабом 1:2000 и шагом горизонталей 0,5 или 1 м и др. (М 1:500) (рис.1).
На рис.1 представлен план местности, отображающий в горизонталях различные условия рельефа. Из плана видно, что отметки горизонталей заложены с падением по высоте, или шагом, 1 м. Стрелками показаны направления уклонов поверхности, наибольшие из которых определяют по кратчайшему расстоянию между горизонталями (по нормали к ним). Следовательно, условия рельефа местности характеризуются главным образом уклонами и их направлениями.
Рис.1. План местности, отображающий условия рельефа
В природе редко встречаются безуклонные поверхности земли, за исключением заболоченных территорий. На рис.1 план рельефа местности характеризуется наличием лощин, холмов, оврагов, равнинных участков.
Категории неблагоприятных и особо неблагоприятных условий рельефа требуют проведения специальных мероприятий по вертикальной планировке с существенным изменением рельефа, устройством подпорных стенок, откосов, лестниц и т.д.
В условиях сложного рельефа трассирование улиц и дорог может проектироваться по трем схемам.
По диагонали к горизонтали, т.е. комбинация первой и второй схем. В этом случае за счет увеличения расстояния между перепадом отметок рельефа обеспечивается создание необходимого уклона.
При значительных уклонах местности (в горных условиях) приходится застройку размещать по террасам, а дорожно-уличную сеть трассировать по серпантинам (рис.3). Вертикальная планировка оказывает заметное влияние на благоустройство территории, при этом одним из важнейших мероприятий является обеспечение стока поверхностных вод и удобство прокладки водосточных и канализационных трубопроводов.
Следует иметь в виду, что закрытая (подземная) сеть водостоков и фекальной канализации относится к категории безнапорных, самотечных сооружений, требующих соответствующих уклонов для нормальной работы. Недоучет этих обязательств приводит к необходимости устройства дополнительных сложных и дорогостоящих искусственных сооружений (дюкеров, акведуков, станций перекачки). Так как подземные трубопроводы в населенных местах обычно прокладывают вдоль улиц и дорог, проектирование вертикальной планировки дорожно-уличной сети должно наряду с транспортными требованиями обеспечивать необходимые условия для их комплексного сооружения.
Рис.3. Участок серпантинной дороги
Как правило, разработке вертикальной планировки территории городов, отдельных районов и участков предшествует вертикальная планировка сети улиц и дорог, при которой устанавливают проектные (красные) отметки на линиях, ограничивающих с двух сторон в плане площадь, занимаемую улицей или дорогой, именуемые «красными линиями». Вертикальную планировку прилегающей «к красным линиям» территории для ее застройки и благоустройства разрабатывают с обязательной привязкой к проектным (красным) отметкам, являющимся руководящими.
Стадии и методы проектирования
В зависимости от стадийности проектирования разработка вертикальной планировки производится тремя методами:
1) методом проектных («красных») отметок;
2) методом продольных и поперечных профилей;
3) методом проектных (красных) горизонталей.
Метод проектных («красных») отметок применяют при разработке схемы вертикальной планировки, являющейся первым этапом высотного решения территории населенного места или отдельного его района. Сущность его заключается в том, что на схеме генплана, выполненного на геодезической подоснове, отображающей существующий рельеф территории в отметках или горизонталях, в характерных точках наносят проектные («красные») отметки.
Проектные отметки и намечаемые уклоны на участках между ними характеризуют планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод.
Рис.4. Схема определения промежуточных отметок между горизонталями (метод интерполяции)
Метод продольных и поперечных профилей применяют в основном при проектировании линейных сооружений автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, подземных инженерных коммуникаций и т.д. Система проектных профилей (чаще продольных) дает достаточно полное представление о намечаемых проектных решениях и возможность точного осуществления их в натуре.
Профили представляют собой условные разрезы существующей и проектируемой поверхностей в рассматриваемых сечениях. Условность состоит в следующем:
а) предусматривается, что между точками с известными отметками рельеф выражается прямолинейными участками;
б) для более наглядного изображения рельефа масштабы разрезов искажаются. Для продольных профилей обычно искажение принимают 1:10, т.е. вертикальный масштаб в 10 раз крупнее горизонтального; для поперечных профилей улиц и дорог соотношение масштабов 1:2.
Метод проектных («красных») горизонталей выгодно отличается от метода профилей большей наглядностью, ясностью сочетания проектируемого рельефа с размещением сооружений, возможностью охвата всей проектируемой территории. Благодаря этому метод проектных горизонталей получил преимущественное распространение при разработке проектов вертикальной планировки площадей, микрорайонов, зеленых массивов. Сущность этого метода заключается в том, что на план с геодезической подосновой наносят горизонтали, отображающие проектируемый рельеф местности. На рис.5 приведены сопоставляемые примеры проектирования вертикальной планировки перечисленными выше методами.
Рис.5. Фрагменты проектов вертикальной планировки, выполненные различными методами
Основой для вертикальной планировки территории проектируемых объектов является генеральная схема вертикальной планировки населенных мест или отдельных районов, составляемая при разработке генеральных планов. При проектировании этих схем решают вопросы высотной ориентации территории, а также корректируют трассы улиц и дорог по условиям рельефа с учетом обеспечения поверхностного водоотвода, удобства и безопасности движения, экономичных условий канализования территории и минимальных объемов земляных работ, связанных с перепланировкой рельефа
Вертикальная планировка территорий населенных мест и их районов
Схемой вертикальной планировки должны быть определены изменения рельефа территории, условия организации поверхностного стока и канализования. Для этого устанавливают места сброса ливневых и фекальных вод и намечают сеть основных водоотводящих коллекторов. Исходя из преимущественного расположения водоприемных сооружений и водоотводящих сетей ливневой и фекальной канализации вдоль улиц последние обычно трассируют по пониженным местам по отношению к прилегающей территории, чем обеспечивается сток поверхностных вод с прилегающей территории и удобство канализования отдельных их участков.
В зависимости от рельефа местности планируемым территориям придают односкатную, двухскатную или четырехскатную поверхность (рис.6). Лучшими являются двух и четырехскатные поверхности, так как они обеспечивают быстрый сток поверхностных вод в направлении проходящих по улицам водостоков и способствуют сокращению сети водостоков на внутриквартальных территориях.
Наименее удобны участки территории с замкнутым контуром, т.е. с пониженным расположением их по отношению к прилегающим улицам. На таких территориях необходимо устраивать развитую водосточную сеть с размещением во всех пониженных местах водоприемных колодцев. Однако это не устраняет возможности подтопления территории, особенно в период сильных ливней, а также в случае засорения ливневой канализации. Поэтому дорожно-уличную сеть, а также прилегающие территории следует планировать по возможности таким образом, чтобы обеспечивался поверхностный сток в направлении прокладываемых вдоль улиц водосточных сетей.
Рис.6. Схемы организации поверхностного стока на микрорайонных территориях
Как уже было отмечено, при проектировании вертикальной планировки следует стремиться к достижению нулевого баланса земляных работ, т.е. к равенству объемов насыпей и выемок на соседних участках планируемых территорий. Иногда необходимость подсыпки территорий может вызываться наличием пониженных участков местности с затрудненным водоотводом, заболоченных участков, затапливаемых территорий и т.д., однако большие объемы земляных работ связаны со значительными затратами изменением природных условий, а в отдельных случаях с необходимостью переустройства существующих наземных или подземных сооружений. Поэтому намечаемые работы по подъему уровня поверхности территорий следует сопоставлять с другими возможными инженерными решениями: понижением уровня грунтовых вод, устройством на планируемых территориях сети водостоков, водозащитных сооружений (от затопления) и т.п.
При проектируемой срезке грунта следует учитывать наличие участков с высоким уровнем грунтовых вод, трудноразрабатываемыми скальными породами, возможность повреждений или необходимость переустройства подземных сооружений и дорожных покрытий. Иногда изменение рельефа может быть связано с осуществлением своеобразного архитектурно-композиционного замысла.
Условия изменения рельефа характеризуются объемом подсыпок и срезок на отдельных участках поверхности. Подсыпки или срезки определяются рабочими отметками, представляющими собой разность проектируемых и существующих отметок в отдельных точках (рис.7).
Проектные уклоны определяют по формуле
Рис.7. Фрагмент схемы вертикальной планировки участка городской территории
Значение i обычно округляют до тысячных долей с соответствующим корректированием отметок рассматриваемых точек.
Городские улицы и дороги
Значения предельно допустимых уклонов
Категория улиц и дорог | Расчетные скорости движения, км/ч | Наиболее допустимые продольные уклоны, %о |
Скоростные дороги | 120 | 40 |
Магистральные улицы и дороги общегородского значения | ||
непрерывного движения | 100 | 50 |
регулируемого движения | 80 | 50 |
районного значения | 80 | 60 |
дороги грузового движения | 80 | 40 |
Улицы и дороги местного значения | ||
жилые улицы | 60 | 80 |
дороги промышленных и складских районов | 60 | 60 |
Пешеходные улицы и дороги | — | 40 |
Проезды | 30 | 80 |
Участки проезжих частей улиц и дорог с различными продольными уклонами сопрягают между собой с помощью криволинейных вставок. Радиусы вертикальных кривых устанавливают с учетом обеспечения плавности движения и его безопасности (табл.3).
Наименьшие радиусы вертикальных кривых, м
Категория улиц и дорог | выпуклые | вогнутые |
Скоростные дороги | 10000 | 2000 |
Магистральные улицы и дороги | 6000 | 1500 |
общегородского значения | ||
районного значения | 4000 | 1000 |
дороги грузового движения | 6000 | 1500 |
Улицы местного значения | 2000 | 500 |
Радиусы выпуклых кривых принимают больше вогнутых с учетом обеспечения видимости дороги, а также впереди идущих автомобилей на расстояниях, необходимы по условиям безопасности движения на расчетных скоростях.
Продольные профили проектируют в основном по осям проезжих частей улиц и дорог (рис.8).
Рис.8. Продольный профиль городской улицы (дороги), совмещенный с геологическим разрезом
1. Обусловленные нормами продольные уклоны следует создавать при минимально возможном объеме земляных работ по всей ширине улицы в пределах «красных линий». Для этого, проектируя продольный профиль по оси улицы (дороги), следует одновременно учитывать, какое влияние окажут продольные уклоны на объем земляных работ по созданию проектируемого поперечного профиля улицы.
Рис.9. Примеры поперечных профилей улиц в условиях различного рельефа
Переломные отметки продольного профиля устанавливают с таким расчетом, чтобы при сохранении типовым элементов поперечного профиля и их нормативных поперечных уклонов по возможности сохранить существующие отметки поверхности земли вдоль «красных линий», что исключает необходимость перепланировки рельефа прилегающих территорий (рис.8, 9). При ограниченных поперечных уклонах местности указанное условия может достигаться за счет изменения поперечных уклонов газонов (уменьшения их с подуклонной стороны и увеличения с нагорной). При значительных поперечным уклонах (улицы на косогорах) часто возникает необходимость проектирования отдельных элементов улиц на разных уровнях с сопряжением террасовых участков при помощи откосов или подпорных стенок.
2. При местных неровностях рельефа продольные профили улиц и дорог надо проектировать методом секущих линий со срезкой отдельных выступающих участков и засыпкой срезанным грунтом пониженных мест (микропланирование рельефа).
3. При необходимости изменения продольных уклонов улиц и дорог проектные линии продольных профилей также следует наносить в виде секущих линий по отношению к существующей поверхности предусматривая наименьшие подсыпки и срезки грунта и возможное равенство объемов насыпей и выемок на соседних участках.
4. Число переломных точек продольного профиля следует ограничивать, стремясь к увеличению расстояния между ними, особенно на улицах и дорогах предназначенных для движения автомобилей с повышенными скоростями.
5. Наиболее пониженные места улиц следует располагать, как правило, на участках пересечений с другими улицами, в направлении которых может быть осуществлен отвод поверхностных вод, или же в иных местах возможного водосброса. Если такого решения достичь невозможно, необходимо оборудовать улицы подземной ливневой канализацией на всем их протяжении с размещением во всех пониженных местах водоприемных колодцев для обеспечения отвода поверхностных вод.
6. При реконструкции существующих улиц и дорог необходимо сохранять по возможности капитальные сооружения, дорожные покрытия и другие элементы улиц. Если дорожные покрытия находятся в хорошем состоянии, то рабочие отметки на отдельных участках могут быть нулевыми или с незначительным возвышением проектных линий. В этом случае профиль исправляют за счет наращивания покрытий путем укладки по их поверхности слоя асфальтобетона.
7. Конечные точки проектируемых продольных профилей должны иметь нулевые рабочие отметки, т.е. проектная линия должна сопрягаться с отметками существующей поверхности. Вследствие этого в ряде случаев границы проектных профилей необходимо выводить за пределы проектируемых участков на достаточное расстояние, требуемое для сопряжения с существующей поверхностью.
Положение проектной линии продольного профиля характеризуется проектными отметками, уклонами и длинной участков между точками перелома продольного профиля. В точках изменения уклонов возникают углы, образующие выпуклые и вогнутые переломы продольного профиля. Выпуклые переломы профиля ухудшают видимость дороги и вызывают удары автомобиля при переезде его через гребень. На вогнутых переломах под действием Центробежной силы возникают толчок и перегрузка рессор. Для обеспечения плавности движения транспорта и видимости поверхности проезжей части на достаточном Расстоянии в местах переломов продольного профиля прямолинейные в профиле участки должны сопрягаться кривыми радиальными вставками (выпуклыми и вогнутыми вертикальными кривыми).
Радиус вертикальных кривых зависит от расчетной скорости движения. Чем больше принятая скорость движения, тем большим должен быть радиус вертикальных кривых (см. табл.3).
Поперечные профили улиц и дорог проектируют в соответствии с установленными элементами, входящими в и: состав, в том числе с проезжей частью, центральной раз делительной полосой, полосами озеленения (газоны), тротуарами, велодорожками, а также обочинами и кюветами для дорог с открытой системой водопровода. Поперечный профиль, отражающий все его составные элементы, называют типовым конструктивным, а профили, устанавливающие высотные отметки всех его переломных точек, рабочими профилями.
Проектирование методом проектных (красных) горизонталей дает наглядное представление о проектируемом рельефе и возможность точного осуществления проекта в натуре, особенно на территориях с малыми уклонами и сложным рельефом.
Пересечения улиц и дорог в одном уровне
Рис.10. Примеры вертикальной планировки простых перекрестков
Наилучшие условия для водоотвода достигаются при расположении перекрестков на водораздельных участках (рис.17, 1, 2), однако в городах такие случаи встречаются относительно редко, так как улицы обычно проектируют по пониженным участкам территорий. Часто перекрестки располагают в тальвегах (рис.17, 3) или на односкатных участках территорий (рис.17, 4). При расположении уличных перекрестков в тальвеге воду с лежащей выше части участка на лежащую ниже обычно перепускают по мелким лоткам на поверхность проезжей части. Эти перекрестки проектируют с таким расчетом, чтобы создавались наименьшие помехи для движения и не затапливались места пешеходных переходов. Для перехвата воды с верховых участков улиц перед пешеходными переходами устанавливают водоприемные колодцы подземной водосточной сети. При открытых водостоках под дорогами прокладывают перепускные трубы, соединяющие клюверты, расположенные на верховых и низовых участках территории. Поперечный профиль проезжей части улицы и дороги, проходящей в поперечном таль
вегу направлении, при наличии подземных водостоков может не меняться, а сопряжение проезжих частей пересекающихся улиц на верховом участке перекрестка осуществляется так, как показано на рис.17, 5.
При расположении перекрестка на косогоре (рис.17, 4) проезжую часть обычно оставляют односкатной и т.д., решения могут быть самыми разнообразными.
Наименее желательно расположение перекрестков в котловинах (рис.17, 5). В этом случае образуется замкнутый контур, из которого водоотвод может быть осуществлен только при помощи закрытой водосточной сети. Однако и при наличии водостока не исключена полностью возможность подтопления перекрестков. Желательно избегать подобной ситуации.
Пересечения улиц и дорог в разных уровнях
Транспортные пересечения в разных уровнях проектируют в первую очередь на магистралях непрерывного движения транспорта и скоростных дорогах; на пересечениях, имеющих интенсивность движения более 4000-6000 приведенных автомобилей в часы максимального движения во всех направлениях; в случае, когда все возможные другие мероприятия по повышению пропускной способности не обеспечивают пропуска потока транспорта при строительстве мостов через реки и путепроводов через железнодорожные пути с устройством дополнительного пространства под ними для пропуска транспорта.
Полутоннели и полуэстакады проектируют в целях сокращения глубины заложения тоннеля и высоты насыпи, а также длины пандусов, которые в отдельных случаях из-за недостаточной ширины улицы могут быть размещены только в пределах площади транспортного узла. Такой тип пересечения часто приходится применять во избежание перекладки крупного подземного трубопровода.
В практике проектирования и дорожного строительства в городах наибольшее распространение получили транспортные пересечения в двух и трех уровнях различного очертания в плане. Типы транспортных пересечений в разных уровнях устанавливают при разработке проекта детальной планировки и застройки города или отдельного района. По запроектированному транспортно-планировочному решению узла пересечения в проекте «красных линий», выполненном в М 1:2000, резервируют территорию для его размещения.
При выборе типа пересечения необходимо располагать следующими материалами: классификацией входящих в узел улиц по категориям, картограммой интенсивности и характера движения на площади или перекрестке, планом прилегающей территории на геодезической подоснове, гидрогеологическими условиями прилегающей к узлу территории, расположением и глубиной залегания подземных коммуникаций, чертежами продольных и типовых поперечных профилей, входящих в узел улиц, типом дорожного покрытия. При проектировании пересечения в разных уровнях необходимо учитывать геологический состав грунтов и уровень стояния грунтовых вод, которые определяют условия производства работ по строительству искусственных сооружений, глубину заложения фундаментов опор и подпорных стенок и конструкцию путепровода.
Продольные профили улиц определяют выбор типа путепровода и с учетом всех других факторов размещение его в плане. В зависимости от характера продольных профилей, входящих в узел улиц, направления уклонов и их значений решается также вертикальная планировка узла с пересечением в разных уровнях. Продольные уклоны улиц, вдоль которых размещают путепровод, определяют длину его пандусов, а следовательно, и общую протяженность искусственного сооружения (тоннеля, эстакады).
Городские площади
Условие организации рельефа на территории площадей следует определять в каждом конкретном случае с учетом местных природных факторов, архитектурно-планировочного решения, обеспечения беспрепятственного и быстрого стока и удаления поверхностных вод (рис.11)
Рис.11. Примеры организации поверхности городских площадей
Микрорайонные территории
Основные задачи вертикальной планировки микрорайонов города заключаются в высотном размещении путей для внутримикрорайонного транспорта и пешеходного движения, а также в правильном и экономичном размещении избыточных масс грунта, получаемых из котлованов под здания и от прокладки подземных сетей. Вертикальная планировка микрорайона оказывает заметное влияние на архитектурно-планировочное решение, на целесообразное высотное размещение зданий внутри района.
Исходными данными для вертикальной планировки микрорайонов являются проектные отметки окружающих улиц и их пересечений, а также (в случае реконструкции) отметки существующей опорной застройки, глубины заложения поземных сетей и оборудования. Внутри микрорайона должна быть развита сеть пешеходных дорожек с выходом к местам стоянок автотранспорта.
Вертикальную планировку микрорайонных территорий следует вести в привязке к опорным отметкам по «красным линиям», получаемым при проектировании улиц в соответствии с генеральной схемой и схемами вертикальной планировки отдельных участков городских территорий. Отметки в промежуточных точках, в том числе на въездах на микрорайонные территории, надо определять по задаваемым опорным отметкам и проектным уклонам вдоль улиц. В соответствии с этими отметками, рельефом территории, намечаемыми архитектурно-пространственными решениями, типами зданий и условиями застройки проектируют вертикальную планировку территории.
При проектировании вертикальной планировки микрорайонных территорий сток дождевых вод предусматривают в направлении прилегающих улиц с размещением перед ними водоприемных колодцев водосточной сети. При расположении микрорайонных территорий на пониженных участках по отношению к лоткам проезжих частей прилегающих улиц, в частности на косогорных участках, следует принимать решения, исключающие возможность попадания поверхностных вод с улиц на микрорайонные территории. Для этого примыкающие к улицам микрорайонные проезды приподнимают по отношению к лоткам улиц, устанавливая въездные борта, а проездам на протяжении 20-25 м придают уклон (10-20% в сторону улиц).
Тротуары также возвышают над проезжими частями улиц (на 15 см) и придают им поперечный уклон в сторону проезжей части. В местах примыкания микрорайонных проездов к улицам продольные уклоны проездов не должны превышать 20-30%о.
При проектировании микрорайонных территорий оптимальные решения могут быть достигнуты только в результате компромиссного решения горизонтальной и вертикальной планировки, а также благоустройства этих территорий.
Малопригодные для застройки участки территории могут быть отведены под озеленение. На больших площадях участков устраивают внутримикрорайонные сады или же сады и парки общего пользования.
При пересеченном рельефе и крупных зеленых массивах большое внимание следует уделять архитектурно-пространственному решению и сохранению или приданию проектируемым участкам живописного вида. На участках со сложным рельефом иногда проектируют террасирование поверхности с сопряжением отдельных террасных участков при помощи откосов или подпорных стенок и устройством лестниц для пешеходов.
Значительное внимание должно уделяться расположению зданий на рельефе. Кроме решения архитектурно-планировочных задач и композиционных проблем, необходимо обеспечивать удобство подхода и подъезда к зданиям, а также водоотвод от них. Уклоны поверхности от зданий проектируют в сторону проездов, особенно от зданий с цокольными этажами. При удалении проезда от здания на 3 м отметка отмостки здания у него должны быть выше отметки лотка проезда не менее чем на 18 см из расчета высоты борта проезда 15 см и поперечного уклона тротуара не менее 10%о. При расположении зданий с цокольными этажами длинной стороной поперек горизонталей условия вертикальной планировки обычно значительно усложняются (рис.12). Из чего видно, что такое расположение здания приводит к необходимости террасирования рельефа, к усложнению подъезда к нему и приданию отдельным проездам и тротуарам повышенных уклонов, что создает заметное неудобство и опасность для движения.
Рис.12. Вертикальная планировка участка микрорайонной территории
Уклоны микрорайонных проездов и тротуаров должны быть в пределах допустимых. При больших уклонах местности уменьшение продольных уклонов внутриквартальных проездов создают путем соответствующего их террасирования или устройства выемок и насыпей. При проектировании на микрорайонных территориях площадок, газонов и других благоустроенных участков им придают уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток дождевых и талых вод в водоотводящие устройства на территории микрорайонов или прилегающих к ним улиц.
Особые условия вертикальной планировки. Подсчет объемов земляных работ
Коренные изменения рельефа в большинстве случаев не вызываются необходимостью. Иногда целесообразна срезка лишь отдельных возвышенностей или засыпка оврагов и котловин. Практика показывает, что при правильной планировке территорий, расположении зданий, проложении внутриквартальных дорог и тротуаров, размещении зеленых насаждений самые сложные территории можно осваивать без существенных изменений рельефа. По возможности при планировке следует полностью сохранить природные условия и сократить до минимума расходы, связанные с реконструктивными мероприятиями.
Условия размещения зданий зависят от их типа, планировки проездов, пешеходных дорожек или тротуаров, размещения спортивных, хозяйственных и других площадок, ориентации зданий по странам света и прочих факторов. Наименьшие затраты, связанные с планировкой рельефа, достигаются при расположении большинства зданий длинной стороной под небольшим углом по отношению к горизонталям. Так как такое решение не всегда может быть осуществлено, то участки со сложным рельефом целесообразно застраивать зданиями небольшой протяженности, со свободной ориентацией по отношению к сторонам света, что дает возможность размещать их в плане применительно к различному рельефу.
На пересеченном рельефе рекомендуется строить односекционные здания башенного типа, а также здания на столбах. При расположении зданий на столбах вдоль участков со значительным продольным уклоном можно сохранить одинаковые отметки пола первого этажа, а также обеспечить проход или проезд под этими зданиями. Размещение подобных зданий в направлении горизонталей дает возможность использовать пространство под ними для стоянки автомобилей или других целей.
На крутых склонах здания можно размещать с террасированием или без террасирования территорий (рис.13). Террасирование территорий связано с большими объемами земляных работ и значительными затратами, особенно при наличии скальных грунтов, однако этот вариант позволяет размещать на террасах различные виды типовых зданий и создает благоприятные условия для проездов, тротуаров, размещения автомобильных стоянок и т.д. Односекционные дома башенного типа можно размещать в условиях сложного рельефа как при террасной, так и при бестеррасной застройках.
Рис.13. Примеры размещения зданий на крутых склонах
При строительстве многосекционных зданий на крутых склонах целесообразно смещать отдельные их секции по вертикалям или использовать дома ступенчатого типа.
Планировка внутримикрорайонных проездов должна обеспечивать удобство подъезда ко всем зданиям, а также безопасность движения. Пешеходные дорожки и тротуары проектируют с учетом обеспечения удобства и безопасности пешеходного движения внутри микрорайона, а также подхода к ближайшим улицам и остановкам общественного транспорта. Если уклоны дорожек и тротуаров превышают допустимые (60-80%о), то должны быть устроены лестничные сходы.
Отдельные террасные участки сопрягают путем устройства откосов или подпорных стенок. Откосы засевают травой или одерновывают, что обеспечивает их укрепление и создает декоративное оформление. Для исключения размыва вдоль откосов с нагорной стороны устраивают лотки для приема поверхностных вод и отвода их в водосточную сеть.
Участки с малыми уклонами. Для обеспечения беспрепятственного стока воды поверхности придают уклон (не менее 4%) в сторону водоотводящих сооружений. Исключение составляют озелененные участки территорий в условиях жаркого климата, а также участки с водонепроницаемыми (гидрофильными) грунтами, способными поглощать воду. Если уклон недостаточен, необходимо произвести планировку территории с подсыпкой и срезкой грунта.
При проложении улиц и дорог по безуклонным участкам территории им приходится придавать пилообразный профиль с размещением в пониженных местах водоприемных устройств ливневой канализации. При больших расстояниях между точками перелома профиля возникает необходимость в значительных насыпях и выемках, обусловливающих большой объем земляных работ. При частичных же изменениях направлений уклонов создаются неблагоприятные условия для движения транспорта. Поэтому на участках с незначительными уклонами или на горизонтальных участках (набережных) пилообразный профиль проектируют только вдоль водоотводящих лотков, а профильный уклон по оси проезжей части сохраняют равным существующему уклону местности или даже горизонтальным. При этом поверхности проезжей части придают переменные поперечные уклоны на площади шириной до 1,5 м, приближенной к лоткам проезжей части, где транспорт при остановках движется на малых скоростях.
При строительстве многосекционных зданий на крутых склонах целесообразно смещать отдельные их секции по вертикалям или использовать дома ступенчатого типа.
Планировка внутримикрорайонных проездов должна обеспечивать удобство подъезда ко всем зданиям, а также безопасность движения. Пешеходные дорожки и тротуары проектируют с учетом обеспечения удобства и безопасности пешеходного движения внутри микрорайона, а также подхода к ближайшим улицам и остановкам общественного транспорта. Если уклоны дорожек и тротуаров превышают допустимые (60-80%о), то должны быть устроены лестничные сходы.
Отдельные террасные участки сопрягают путем устройства откосов или подпорных стенок. Откосы засевают травой или одерновывают, что обеспечивает их укрепление и создает декоративное оформление. Для исключения размыва вдоль откосов с нагорной стороны устраивают лотки для приема поверхностных вод и отвода их в водосточную сеть.
Участки с малыми уклонами. Для обеспечения беспрепятственного стока воды поверхности придают уклон (не менее 4%) в сторону водоотводящих сооружений. Исключение составляют озелененные участки территорий в условиях жаркого климата, а также участки с водонепроницаемыми (гидрофильными) грунтами, способными поглощать воду. Если уклон недостаточен, необходимо произвести планировку территории с подсыпкой и срезкой грунта.
При проложении улиц и дорог по безуклонным участкам территории им приходится придавать пилообразный профиль с размещением в пониженных местах водоприемных устройств ливневой канализации. При больших расстояниях между точками перелома профиля возникает необходимость в значительных насыпях и выемках, обусловливающих большой объем земляных работ. При частичных же изменениях направлений уклонов создаются неблагоприятные условия для движения транспорта. Поэтому на участках с незначительными уклонами или на горизонтальных участках (набережных) пилообразный профиль проектируют только вдоль водоотводящих лотков, а профильный уклон по оси проезжей части сохраняют равным существующему уклону местности или даже горизонтальным. При этом поверхности проезжей части придают переменные поперечные уклоны на площади шириной до 1,5 м, приближенной к лоткам проезжей части, где транспорт при остановках движется на малых скоростях.