для бухгалтера рабочими разрядами номера плана счетов являются
Формирование разрядов номера счета учреждения по новым правилам
Photo By ToRz / Shutterstock.com |
В Инструкции по применению планов счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений внесены изменения.
Напомним, что изменения в Инструкцию № 174н, внесенные приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 212н вступили в силу 6 января 2018 г.
Подробнее о новшествах в учете учреждений узнайте из Обзоров изменений законодательства
(для бухгалтера госсектора) интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Остановимся на формировании 1-17 разрядов номера счета.
Счет
Как было
Как стало
Разряды номера счета
Разряды номера счета
401 60 и соответствующий счет 401 20
нули или согласно УП
нули или согласно УП
нули или согласно УП
нули или согласно УП
нули или согласно УП
нули или согласно УП
209 81 Недостача денег
нули или согласно УП
нули или согласно УП
210 05 Перечисление обеспечения
нули или согласно УП
Подраздел, исходя из дохода, который будет получен по контракту
нули или согласно УП
нули или согласно УП
нули или согласно УП
Документы по теме:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
План счетов бухгалтерского учета в 2021 году
В 2021 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.
Кто обязан применять план счетов
План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.
СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП
Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.
Структура плана счетов
ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.
Три вида синтетических счетов:
Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.
Принцип работы с планом счетов
Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.
ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.
В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.
Таблица ПСБУ 2021 с расшифровкой
Счета первого порядка (синтетические)
Счета второго порядка (субсчета)
Как правильно формировать 1-17 разряды номера счета: особенности для различных операций
racorn / Depositphotos.com |
Общий порядок формирования 1-17 и 24-26 разрядов номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета определен положениями Инструкций №№ 157н, 162н, 174н, 183н. Кроме того, для правильного формирования номера счета необходимо также руководствоваться Порядком применения КБК № 85н, Порядком применения КОСГУ № 209н, а еще Контрольными соотношениями по отчетности, Сопоставительными таблицами Минфина России и т. д.
Казенные учреждения, органы власти и местного самоуправления в 1-17 разрядах номеров счетов бюджетного учета отражают коды классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды КБК с 4 по 20) в соответствии с Приложением № 2 к Инструкции № 162н.
Бюджетные и автономные учреждения отражают:
в 1-4 разрядах номера счета – отраслевой код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, соответствующий выполняемым учреждением функциям (работам, услугам);
в 5-14 разрядах номера счета – нули, за исключением операций в рамках реализации нацпроектов, а также если органом-учредителем или учетной политикой учреждения не предусмотрен иной порядок;
в 15-17 разрядах номера счета – аналитический код вида поступлений и выбытий, а именно АнКВД, АнКВР, АнКВИ.
Коды разделов и подразделов при формировании номера счета бухгалтерского учета применяются АУ и БУ исходя из отраслевой принадлежности учреждения и осуществляемых им функций/ услуг с учетом вида финобеспечения.
Так, по КФО 4, 5, 6 при формировании номеров счетов бухгалтерского учета в 1-4 разрядах указываются коды разделов и подразделов, по которым предоставлена соответствующая субсидия из бюджета.
По КФО 2 в 1-4 разрядах номеров счетов рекомендуем применять коды разделов и подразделов классификации расходов бюджетов в соответствии с отраслевой направленностью учреждения исходя из основных функций/ услуг учреждения, для выполнения которых они созданы. При выполнении нескольких видов деятельности можно отражать код раздела, подраздела, по которому предусматривается наибольший объем субсидии на задание либо исходя из основного вида деятельности учреждения. Бюджетные и автономные учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, причем такая деятельность должна быть указана в учредительных документах. Полученными доходами учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, и 1-4 разряды номеров счетов по расходам должны соответствовать кодам разделов, подразделов, по которым учреждением отражаются доходы, являющиеся источником финансового обеспечения соответствующих расходов. Например, при отражении операций с объектами учета аренды считаем возможным применять код раздела и подраздела, в рамках которого учреждением осуществляется основной вид деятельности. То есть если учреждение создано для оказания услуг в сфере высшего образования, возможно отражать код 07 06 как по доходным, так и по расходным операциям.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Вместе с тем, финансовым ведомством при формировании отчетности допускается отражение в 1-17 разрядах номеров счетов группировочных (не детализированных) или нулевых кодов по отдельным операциям. Особенности формирования номеров счетов с учетом системных писем Минфина России и Федерального казначейства учреждение может использовать не только при формировании отчетности, но и при отражении операций в учете, закрепив порядок в своей учетной политике и согласовав неурегулированные Инструкциями особенности с учредителем или финорганом.
Признаем, учесть все требования и правила нелегко, да и не всегда понятно, какой же код применять в отношении конкретной ситуации. Разберемся в особенностях формирования 1-17 разрядов номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета при отражении в учете различных операций:
1. Корректировка расчетов учредителей и подведомственных бюджетных, автономных учреждений в части имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться:
Отдельно рассмотрим, как формируются 1-26 разряды номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета по объектам учета операционной аренды на льготных условиях с учетом требований Минфина России и Казначейства.
Учет в бюджетных организациях. План счетов
Состав бюджетного плана счетов
Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.
Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.
2. Финансовые активы.
Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.
Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…
4. Финансовый результат.
В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.
5. Санкционирование расходов бюджетов.
Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.
Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.
С х ема работы бюджетных счетов
Не могу ни обратить внимание на один нюанс, касающийся изменений активов и обязательств учреждений бюджетной сферы. Дело в том, что при движении одного и того же вида активов или обязательств в бухгалтерском учете бюджетников используются разные счета, т.е. при увеличении субъекта бухучета запись делается по Дебету одного счета, а при его уменьшении, соответственно, по Кредиту другого .
Например, если увеличивается стоимость материалов, то бухгалтер формирует проводку:
Новые классификационные признаки счетов
Нет времени читать?
С 1 января 2017 г. вступил в силу ряд положений нормативных актов, устанавливающих правила формирования номера счета Рабочего плана счетов для государственных учреждений. Данные изменения необходимо учесть при формировании учетной политики и ведении учета в 2017 г.
Нет времени читать? Шпаргалка по содержанию статьи:
Изменения в инструкциях
Согласно Инструкции №157н номер счета состоит из 26 разрядов, из которых в 1-17 разрядах содержится аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» указанная часть счета называется «классификационный признак счета» (далее КПС). Все изменения коснулись порядка формирования КПС.
С 1 января у бюджетных и автономных учреждений изменилась структура номера счета.
В соответствии с п. 21.1 Инструкции №157н начиная в разрядах номера счета с 1 по 4 следует указывать код раздела и подраздела расходов бюджета.
Казенные учреждения по-прежнему в 1-17 разрядах указывают коды бюджетной классификации (с 4 по 20 разряды).
Из общего правила есть ряд исключений, когда в 1-17 разрядах указываются нули. Например, нули в КПС указываются к счетам 304.01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также синтетическим счетам.
Для каждого счета определены типы КПС из соответствующих видов кодов классификации доходов бюджетов (КДБ), расходов бюджетов (КРБ) и источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ). Перечень типов доступных к тому или иному счету закреплен в приложении №2 к Инструкции №157н.
Перечень типов КПС доступных для отдельных счетов расширен, в том числе добавлены:
Данная норма расширяет перечень операций доступных для отражения в учете. Например, до внесения изменений счету 209.30 «Расчеты по компенсации затрат» был доступен тип КДБ и можно было отражать начисление доходов с кодом экономической классификации 130 «Доходы от оказания платных услуг». Однако в соответствии с Инструкцией №157н счет предназначен и для операций по удержанию отдельных сумм, которые ранее получили работники (подотчетные суммы, не возвращенные в срок, отпускные при увольнении, если работник не полностью заработал стаж для отпуска, но уже успел его отгулять). Теперь при удержании таких сумм можно указывать КПС типа КРБ, соответствующих значению КПС корреспондирующих счетов 208.00 «Расчеты с подотчетными лицами» и 302.11 «Расчеты по заработной плате».
Изменение внесено в Единый план счетов приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н.
Данным приказом также внесено изменения и в Инструкции №162, №174н и №183н.
Важным новшеством для всех типов учреждений является порядок отражения операций на счетах:
В 5-17 разрядах номеров рабочих счетов следует указывать нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества. Нули также указываются при отражении операций по безвозмездной передаче перечисленных выше основных средств и денежных документов в порядке внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов и между учреждениями различных типов в 5-17 разрядах корреспондирующих счетов 401.20 «Расходы текущего финансового года» и 304.04 «Внутриведомственные расчеты». Таким образом, при формировании КПС не включаются коды целевых статей бюджета казенными учреждениями и коды видов расходов учреждениями всех типов.
В Инструкциях №162, №174н и №183н содержатся правила формирования КПС для отдельных счетов, являющиеся исключением из общего правила.
Тип учреждения | Операция | Номер корреспондирующих счетов |
Нули в 5-14 разрядах номера счета | ||
казенное | Начисление резервов предстоящих расходов | 401.60 401.20 |
Нули в 5-17 разрядах номера счета | ||
бюджетное и автономное | Корректировка расчетов с учредителем при изменении стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества (по КФО 4) | 210.06 401.10 (КЭК 172) |
Поступление и выбытие денежных средств на счетах и в кассе учреждения | 201.00 | |
автономное | Отражение расходов текущего года по амортизации и списанию материальных запасов | 401.20 (КЭК 270) |
Формирование номеров рабочего плана счетов
Для корректного отражения операций по новым правилам в конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» реализованы все необходимые изменения. Чтобы создать номера Рабочего плана счетов в новой структуре, потребуется в справочнике «Классификационные признаки счетов (КПС)» создать новые элементы.
Для формирования номеров счетов бюджетных и автономных учреждений с новой структурой в справочник «Классификационные признаки счетов (КПС)» добавлен новый вид классификационного признака счета «АУ и БУ». Рекомендуем перейти на применение нового вида КПС (рис. 1).
Для вида КПС «АУ и БУ» добавлен реквизит «Уточнение показателя», позволяющий уточнить вид справочника для определения типа последних трех разрядов КПС (разряды 15-17). Уточняющий показатель может принимать одно из значений: КРБ, КДБ, КИФ или гКБК (рис. 2).
В разрядах 5 – 14 может указываться код из произвольного классификатора «Аналитический код КПС», который применяется для ведения аналитики в соответствии с учетной политикой учреждения.
Примечание: разработчиком сохранена возможность, как и прежде использовать КПС вида «Бюджетная классификация».
Перенос остатков
После создания новых счетов Рабочего плана счетов бюджетным и автономным учреждениям необходимо перенести остатки, имеющиеся на 1 января 2017 г.
Также напомним, что начиная с 2016 г., Инструкциями №162, №174н и №183н для всех учреждений предусмотрено формирование остатков по счетам аналитического учета счета 100.00 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 106.00 «Вложения в нефинансовые активы» и 107.00 «Нефинансовые активы в пути») на начало текущего финансового года. Остатки по основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам, а также амортизации и материальным запасам должны быть перенесены на рабочие счета, содержащие в 5-17 разрядах номера счета нули.
Таким образом, перенос остатков по состоянию на 1 января 2017 г. следует выполнить и казенным учреждениям.
Отражаются операции по переносу остатков в межотчетном периоде, то есть после представления годовой отчетности – 31 декабря 2016 г. Оформить перенос остатков нужно бухгалтерской справкой (ф.0504833).
В редакциях 1.0 и 2.0 конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» перенос остатков по КПС осуществляется с помощью одноименной обработки пункт меню «Сервис – Служебные – Перенос остатков по КПС». Там же находится доступ к журналу документов.
Для корректного выполнения переноса различных видов активов и обязательств необходимо выбирать документы соответствующего вида. По счетам, для которых не предусмотрены специальные документы, нужно выбирать универсальный документ «Перенос остатков по КПС».
Квалифицированные специалисты Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ» готовы оказать услуги по формированию плана счетов и переносу остатков. Стоимость услуг составит 1500 руб./ час.
Автор: Наталия Субботина,
методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»