для частных нотариусов объектом обложения социальным налогом является
Единый социальный налог в 2020 году: ставка
Социальные налоги в 2020 году: ставки
Социальные сборы включают в себя:
Если предельная величина базы не превышает лимит 1 021 000 руб. — для ОПС, 815 000 руб. — для ОСС
Если сумма базы превышает предельную величину для ОПС
Отметим, что выплаты сверх предельной базы не облагаются взносами на ВНиМ. Размер отчислений на травматизм, которые, как мы помним, необходимо перечислять в ФСС, зависит от основного вида деятельности компании. Его необходимо подтверждать ежегодного, в зависимости от этого ставка отчислений будет от 0,2 до 8,5 %.
Пониженные тарифы
Для компаний и предпринимателей, отвечающих требованиям статьи 427 НК РФ, предусмотрены следующие тарифы:
Расчет суммы отчислений
Расчет по страховым взносам по форме КНД 1151111 подается ежеквартально в ФНС до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Порядок заполнения этого документа содержится в Приказе ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Непосредственно расчет сумм отчислений производится по простой формуле:
Тарифы для ИП без работников
Суммы страховых взносов для ИП без работников с недавнего времени имеют фиксированный характер в зависимости от общего годового дохода. Если доход не превышает 300 000 рублей, то платеж на ОПС составит:
Если доход превышает указанный лимит, то придется доплатить 1 % от величины превышения, но не более:
Размер отчислений на ОМС не зависит от суммы дохода и составляет:
Отчисления на случай ВНиМ предприниматель без сотрудников может платить по желанию.
Социальный налог в Казахстане
Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах. Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК. В январе 2018 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.
Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.
Кто является плательщиком социального налога
По состоянию на 2021 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:
В категорию, которой вменяется в обязанности производить ежемесячные социальные отчисления, могут входить структурные подразделения юридических лиц, в зависимости от доходов, получаемых его сотрудниками.
Законом также предусмотрен перечень хозяйственных субъектов РК, которые не являются плательщиками данного вида платежей в полной мере. К таковым относятся:
Первая категория учреждений должна соответствовать п.3 ст.290 НК (можно скачать здесь).
Более подробно про специальные налоговые режимы в 2021 году предлагаем ознакомиться в следующем видео:
Что представляет собой объект данного вида налогообложения
Для всех перечисленных в предыдущем пункте субъектов, за исключением юридических лиц, объектом СН является количество людей, которые на отчётный период трудятся в штате предприятий. В это количество входят и сами плательщики соцналога.
Что касается юридических лиц, для них объектом налогообложения служат расходы, которые выплачиваются сотрудникам и уже с их стороны рассматриваются как доходы.
В данном случае не берутся во внимание следующие виды доходов:
Изменения, внесённые в налоговое законодательство РК в 2018 году, коснулись выплат компенсационного характера, выплачиваемых гражданам в случае расторжения трудового контракта, а также за неиспользованные дни ежегодного отпуска.
С 2018 года и они подлежат социальному налогообложению.
По закону Республики Казахстан, если облагаемый СН объект будет менее 1 МЗП, налог следует исчислять от 1 МПЗ.
Налоговые ставки в 2021 году для СН
Согласно изменениям текущего года начиная с января и вплоть до 01.01.25, ставка НС будет равняться 9,5%. С 01.01.25 она будет увеличена до 11%. Данное требование не относится к ИП, которые работают по СНР. Эта категория рассчитывается с государством по отдельной формуле.
Плательщики СН, не являющиеся юридическими лицами, производят исчисления налога 1 МРП (месячный расчётный показатель) за каждого сотрудника и 2 МРП за себя.
В том случае, когда ИП в отчётный период не получал доходов, он освобождается от необходимости уплаты социального налога. Это же относится и к налогоплательщикам, приостановившим предоставление отчётности в налоговые органы.
Формулы для расчета налогов
Другие налоговые ставки для СН
Как уже было отмечено выше, ставка 9,5% предусмотрена не для всех хозяйственных субъектов Республики Казахстан. А также применяются ставки:
4,5% платят специализированное организации, в которых трудоустроены инвалиды, потерявшие зрение, слух, речь или имеют нарушения в опорно-двигательной системе. Данную категорию предприятий определяет Налоговый Кодекс РК, Статья 135, пункт 3 (скачать можно здесь).
6,5% должны перечислять в казну государства юридические лица, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью и рыболовством. Эта категория также выделена в Налоговом Кодексе страны в статье 147, пункте 2 (скачать здесь).
В статьях 358 (П.4) и 445 (скачать) говорится о налогоплательщиках, на которых возлагается обязанность платить 20% от МРП. Это индивидуальные предприниматели (крестьянские и фермерские хозяйства), которые применяют СНР. Отчисления делаются за каждого работника хозяйства, за гражданина его возглавляющего и совершеннолетних членов его семьи, проживающих вместе с ним.
Сроки сдачи отчётности и сроки перечислений соответствуют срокам, предусмотренным для всех плательщиков социального налога.
Как производятся уплата и исчисление
Расчет социального налога производится следующим образом:
налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект
Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».
Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.
Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.
Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.
Юридические лица могут воспользоваться одним из 2 способов начислений СН:
ИП также могут действовать по одной из 2-х предусмотренных для них схем:
Второй способ делает возможным использование коэффициентов МРП (если организация зарегистрирована как физическое лицо).
Для расчётов можно использовать онлайн-калькулятор, с помощью которого проще выбрать оптимальный вариант.
Как производится сдача налоговой отчётности
По налоговому законодательству, в качестве налогового периода рассматривается каждый календарный месяц. Главным отчётным документом является форма 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу» (скачать можно здесь). Если предприятие имеет структурные подразделения, по ним составляются отдельные отчёты.
Декларацию следует сдавать 4 раза в году, ежеквартально, не позднее 15-го числа 2-го после отчётного периода месяца.
Другие социальные отчисления
Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.
Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).
Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.
Далее в видео: “ИПН и Социальный налог c 2018 года”
Налоговое законодательство Республики Казахстан постепенно приводится к международным нормам. Основным документом, определяющим размеры выплат и тех, кто обязан их производить, в какие сроки и на базе какой отчётности, является Налоговый Кодекс государства. Этот документ подкреплён дополнительными решениями и постановлениями.К примеру, заполнение форм подробно описано в «Бухгалтерии 8 для Казахстана». Для осуществления расчётов за основу берутся минимальная заработная плата и месячный расчётный показатель.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ краткая справка
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.
В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.
Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единые социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:
для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).
В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.
Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом
Ставки единого социального налога
Базовая ставка единого социального налога составляет 35,6 %, в том числе:
в Пенсионный фонд РФ 28 %;
в Фонд социального страхования РФ 4,0 %;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,2 %;
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 3,4 %.
Регрессивная шкала налогообложения
Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивной шкалы налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).
Для налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей (за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств) установлены следующие ставки налога:
Налоговая база на одного работника
Пенсионный фонд РФ
Фонды обязательного медицинского страхования
нарастающим итогом с начала года
От 100.001 рубля до 300.000 рублей
28.000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
4.000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
200 руб. + 0,1 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.
3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
35.600 руб. + 20 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
От 300.001 рубля до 600.000 рубля
59.600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
8.400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
7.200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
75.600 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
Свы?/е 600.000 рублей
83.300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
105.600 руб. + 2 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастаю- щим итогомс начала года
Фонд соци- ального страхования Российской Федерации
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обяза-тельного медицинского страхования
территори- альные фонды обязательного медицинского страхования
От 100.001 рубля до 300.000 рублей
20.600 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
2.900 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
100 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
2.500 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
26.100 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
От 300.001 рубля до 600.000 рублей
52.200 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
7.300 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
300 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
6.300 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
66.100 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
Свы?/е 600.000 рублей
75.900 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
96.100 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 241 НК, применяются следующие ставки:
Налоговая база нарастающим итогом
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
От 100.001 рубля до 300.000 рублей
9.600 руб. + 5,4 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
13.200 руб. + 7,4 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
От 300.001 рубля до 600.000 рублей
20.400 руб. + 2,75 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
7.200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
28.000 руб. + 3,65 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
Свы?/е 600.000 рублей
28.650 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
38.950 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам (п. 4 ст. 241 НК):
Налоговая база нарастающим итогом
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
От 100.001 рубля до 300.000 рублей
7.000 руб. + 5,3 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
200 руб. + 0,1 %с суммы, превышающей 100.000 руб.
3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
10.600 руб. + 7,3 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
От 300.001 рубля до 600.000 рублей
17.600 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
7.200 руб. + 0,8 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
25.200 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
Свы?/е 600.000 рублей
25.700 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
35.700 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
Порядок исчисления и уплаты
Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом календарный месяц (статья 240 НК РФ).
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Налогоплательщики-работодатели уменьшают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истекший месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Для платежей в Фонд социального страхования РФ установлены следующие коды классификации доходов бюджетов РФ:
в части составляющих ЕСН 1010520;
в части задолженности предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и штрафов 1400311.
Пени и штрафы по составляющим ЕСН необходимо будет перечислять по первым четырем кодам.
При перечислении составляющих ЕСН налогоплательщики в поле «Назначение платежа должны указать:
— код классификации доходов бюджетов РФ в скобках;
— ЕСН (текущие платежи, пени или штрафы) с указанием фонда, куда перечисляется налог;
— свой регистрационный номер в фонде;
— период, за который перечисляется налог.
При перечислении средств в счет погашения задолженности по платежам в фонды указываются те же данные, но вместо ЕСН указывается вид задолженности.
Налоги и сборы Республики Казахстан (С.С. Канатов, председатель Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан; Н.Т. Мамбеталиев, советник Секретариата ЕврАзЭС, к.т.н.; Ш.Е. Шоранова, начальник управления Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан)
Налоги и сборы Республики Казахстан
1. Налоги и сборы Республики Казахстан
1.1. Общие положения
В соответствии с налоговым законодательством в Республике Казахстан взимаются налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов.
К налогам относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— корпоративный подоходный налог;
— индивидуальный подоходный налог;
— налог на имущество;
— налог на транспортные средства;
— налоги и специальные платежи недропользователей;
— сбор за государственную регистрацию юридических лиц;
— сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;
— сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
— сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
— сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;
— сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;
— сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов;
— сбор за государственную регистрацию лекарственных средств;
— сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
— лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
— сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.
К платам относятся:
— плата за пользование земельными участками;
— плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
— плата за загрязнение окружающей среды;
— плата за пользование животным миром;
— плата за лесные пользования;
— плата за использование особо охраняемых природных территорий;
— плата за использование радиочастотного спектра;
— плата за пользование судоходными водными путями;
— плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Таможенные платежи подразделяются на таможенную пошлину, таможенные сборы, плату, сборы.
1.2. Налог на добавленную стоимость
НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. В Республике Казахстан существуют два объекта налогообложения: обороты по реализации товаров (работ, услуг) и их импорт.
Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, которые встали или обязаны встать на учет по НДС в Республике Казахстан, а также нерезиденты Республики, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения.
Размер облагаемого НДС оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ или услуг.
Определены обороты и импорт, освобожденные от НДС:
— реализация и (или) аренда зданий и помещений;
— предоставление права владения и пользования землей;
— финансовые услуги, за исключением сейфовых операций, пересылки банкнот, монет и ценностей, а также услуги по хранению ценных бумаг;
— передача имущества в финансовый лизинг;
— обороты по реализации услуг, осуществляемые некоммерческими организациями;
— геолого-разведочные и геолого-поисковые работы;
— услуги, работы в сфере культуры, науки и образования, если они относятся к услугам, работам поименованным в ст.231 Налогового кодекса;
— товары и услуги в сфере медицинской и ветеринарной деятельности в случаях, установленных ст.232 Налогового кодекса;
— услуги, выполняемые уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина, и т.д.
Установлен также порядок обложения НДС при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). Экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев наличия международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, а также случаев экспорта товаров в государства, которые при экспорте товаров в Республику применяют цены с учетом НДС.
Ставка НДС установлена в 16%.
Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.
Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по НДС является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за квартал по НДС составляют менее 1000 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал.
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДС осуществляется налоговыми и таможенными органами.
В части подтверждения экспорта в страны СНГ в налоговом законодательстве Республики Казахстан имеется следующая особенность: документами, подтверждающими экспорт товаров в государства-участники СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены международные договоры, предусматривающие обложение НДС экспорта товаров по нулевой ставке, является (помимо перечисленных выше) копия ГТД, оформленной в стране импорта товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.
В соответствии с международным договором уполномоченным государственным органом Республики Казахстан может быть установлен иной порядок подтверждения экспорта товаров в государства-участники СНГ.
Акцизы являются косвенным налогом, взимаемым с подакцизных товаров, и включаются в стоимость реализации товаров.
Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Республики. Не облагаются акцизами экспортируемые подакцизные товары при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.
Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица:
1) производящие подакцизные товары на территории Республики Казахстан;
2) импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;
3) осуществляющие оптовую, розничную торговлю бензином (за исключением авиационного) и дизельным топливом;
4) осуществляющие реализацию конфискованных бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству, если по вышеуказанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен;
5) осуществляющие подакцизные виды деятельности на территории Республики.
На всей территории Республики действуют единые ставки акцизов. Ставки акцизов на подакцизные товары, произведенные или импортируемые на территорию Республики, утверждаются Правительством Республики Казахстан в процентах к стоимости товара или в установленном размере к физическому объему в натуральном выражении.
На объекты игорного бизнеса устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.
Объектами обложения акцизами являются:
1) следующие операции, осуществляемые плательщиками акцизов с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми ими подакцизными товарами:
— реализация подакцизных товаров;
— передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
— передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;
— взнос в уставный капитал;
— использование подакцизных товаров при натуральной оплате;
— отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;
— использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд;
2) оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
3) розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
4) реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров и т.д.
Не подлежат обложению акцизами:
1) экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан;
2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый:
— для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства вышеуказанной продукции;
— государственным медицинским учреждениям;
3) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), разлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 л и зарегистрированная в качестве лекарственного средства.
Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализуемых товаров и установленных ставок.
Отчетным периодом по расчетам с бюджетом по акцизам является календарный месяц.
1.4. Корпоративный подоходный налог
Ставки корпоративного подоходного налога установлены в следующих размерах:
Кроме того, вознаграждение (интерес), выплачиваемое юридическим лицам, облагается у источника выплаты по ставке 15% от причитающейся суммы. При этом сумма удержанного налога при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты, относится в зачет корпоративного подоходного налога, начисленного за налоговый год.
Налогоплательщики представляют декларацию о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах налоговым органам по месту налоговой регистрации до 31 марта года, следующего за отчетным.
Налогоплательщик осуществляет окончательный расчет и уплачивает корпоративный подоходный налог по истечении 10 дней со дня представления декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах за отчетный год, но не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным.
1.5. Индивидуальный подоходный налог
Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются:
1) доходы, облагаемые у источника выплаты;
2) доходы, не облагаемые у источника выплаты.
Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:
— адресная социальная помощь, пособия и компенсации, за исключением связанных с оплатой труда, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета в установленных размерах;
— алименты, полученные на детей и иждивенцев;
— возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
— вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, имеющих лицензию Национального Банка Республики Казахстан, и вознаграждение по долговым ценным бумагам;
— доходы от операций с государственными ценными бумагами и т.д.
Доходы налогоплательщика подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом за налоговый год по следующим ставкам (см. табл. 1).
Доходы в виде дивидендов, вознаграждений (за исключением вознаграждений по договорам накопительного страхования), выигрышей облагаются по ставке 15%.
Доходы адвокатов и частных нотариусов облагаются по ставке 10%.
К доходам налогоплательщика, облагаемым у источника выплаты, относятся:
2) доход от разовых выплат;
3) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;
4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;
6) доход по договорам накопительного страхования.
К доходам налогоплательщика, не облагаемым у источника выплаты, относятся:
1) имущественный доход;
2) налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя;
3) доход адвокатов и частных нотариусов;
Уплата индивидуального подоходного налога по итогам налогового года с учетом внесенных авансовых платежей осуществляется налогоплательщиком самостоятельно не позднее 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу.
1.6. Налог на имущество
Объектами обложения налогом на имущество являются:
у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, амортизируемые активы (в соответствии с действующим законодательством в области бухгалтерского учета активами, подлежащими амортизации, считаются основные средства и нематериальные активы).
Ставки налога на имущество также различны:
в отношении имущества граждан применяются прогрессивные ставки (по мере увеличения стоимости объекта налогообложения ставка прогрессирует);
в отношении объектов налогообложения юридических лиц (в том числе нерезидентов), их филиалов и иных структурных подразделений, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, применяется ставка налога 1%.
Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на имущество является календарный год.
Юридические лица (в том числе нерезиденты), их филиалы и иные структурные подразделения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно исчисляют налог на имущество и уплачивают его по месту нахождения объектов.
Среднегодовая остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей таких активов на 1-е число каждого месяца отчетного налогового года и 1-е число следующего за ним года.
Если продолжительность отчетного периода составляет менее одного года (при образовании юридического лица в течение года, реорганизации, ликвидации и др.), усредненная остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как сумма, полученная при сложении остаточных стоимостей этих активов на 1-е число каждого начинающегося в отчетном периоде месяца и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, деленная на число слагаемых в этой сумме.
1.7. Земельный налог
Земельный налог не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца и землепользователя и исчисляется ежегодно путем применения установленных налоговым законодательством Республики ставок налога к площади земельного участка.
Особенностью при исчислении земельного налога являются ставки налога, которые установлены в зависимости от принадлежности земельных участков к следующим категориям земель, определенным земельным законодательством:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
4) земли особо охраняемых природных территорий;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда.
Законодательством Республики Казахстан определены следующие базовые ставки налога:
1) на земли сельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от показателя качества почвы земли (балл бонитета);
2) на земли населенных пунктов ставки налога установлены в расчете на 1 кв. м площади и дифференцируются по земельным участкам, занятым жилищным фондом (включая строения и сооружения при них), и земельным участкам, занятым нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами;
3) на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от балла бонитета.
Кроме базовых ставок, установленных на земельные участки в зависимости от их принадлежности к определенной категории земель, в действующем налоговом законодательстве Республики предусмотрены следующие ставки земельного налога с учетом характера использования земельного участка:
1) на земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, включая земли, занятые под постройками:
2) на придомовые земельные участки, за исключением земель, занятых жилищным фондом, включая строения и сооружения при них:
1.8. Налог на транспортные средства
Налог на транспортные средства уплачивается всеми физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности, если они имеют транспортные средства на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления, состоящие на государственном учете.
Ставки налога установлены в месячных расчетных показателях (МРП) и дифференцируются в зависимости от вида транспортных средств:
При этом к приведенным выше ставкам применяются поправочные коэффициенты. В случаях регистрации и перерегистрации транспортных средств уплата налога производится до совершения вышеуказанных действий по месту регистрации и учета транспортных средств.
При перерегистрации транспортных средств в связи с изменением владельца или переменой места жительства на территории Республики Казахстан в текущем году налог вторично не уплачивается. При отчуждении права собственности на транспортное средство в течение года внесенные плательщиком суммы налога возврату не подлежат.
Транспортные средства, не подлежащие обложению налогом на транспортные средства, являются объектами обложения налогом на имущество.
1.9. Социальный налог
Плательщиками социального налога являются:
2) индивидуальные предприниматели;
3) частные нотариусы, адвокаты.
Объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов.
Социальный налог взимается по ставке 21%.
Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в размере 3 МРП за каждого работника.
Сумма социального налога, подлежащая уплате по структурным подразделениям, рассчитывается исходя из исчисленного социального налога по доходам работников данного структурного подразделения.
Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
1.10. Специальные налоговые режимы
В Республике Казахстан специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:
1) субъектов малого предпринимательства;
2) крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) отдельных видов предпринимательской деятельности.
Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима, является разовый талон, который подтверждает факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. Патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица производители сельскохозяйственной продукции могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого предпринимательства.
Объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.
Не являются объектом налогообложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты.
Для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками НДС, в доход за налоговый период сумма этого налога не включается.
Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:
1) общеустановленный порядок;
2) специальный налоговый режим на основе разового талона;
3) специальный налоговый режим на основе патента;
4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер. Под предпринимательской деятельностью, носящей эпизодический характер, понимается деятельность, осуществляемая в общей сложности не более девяноста дней в году.
Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных законодательных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью.
Физические лица, осуществляющие деятельность эпизодического характера на основе разового талона без применения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, выполняющие следующие условия:
1) не используют труд наемных работников;
2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;
3) доход за год не превышает 1,0 млн тенге.
Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3% к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов.
Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяется субъектами малого предпринимательства, выполняющими следующие условия:
1) для индивидуальных предпринимателей:
предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 15 человек, включая самого индивидуального предпринимателя;
предельный доход за налоговый период составляет 4500, 0 тыс. тенге;
2) для юридических лиц:
предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек;
предельный доход за налоговый период составляет 9000, 0 тыс. тенге.
Упрощенная декларация представляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.
Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками следующих пяти видов налогов: индивидуального подоходного налога, НДС, земельного налога по деятельности, налога на транспортные средства, налога на имущество.
1.11. Налоги с недропользователей
Единственным нормативным актом, устанавливающим налоговый режим, является контракт на недропользование.
Налогообложение недропользователей осуществляется согласно двум моделям.
Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и других обязательных платежей, определенных Налоговым кодексом.
Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом, за исключением:
— акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые;
— налога на сверхприбыль;
— налога на имущество.
Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых применяется вторая модель налогового режима.
Уровень налоговых обязательств недропользователя должен быть равным независимо от применения одной из двух моделей налогового режима.
Специальные платежи и налоги включают бонусы (подписные и коммерческие), роялти, налог на сверхприбыль, долю Республики Казахстан по разделу продукции.
Все виды бонусов и роялти являются вычетами при определении облагаемого дохода для исчисления подоходного налога и налога на сверхприбыль.
Все контракты, заключаемые между договаривающимися сторонами, до момента их заключения должны проходить обязательную налоговую экспертизу в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Данное положение распространяется и на изменения и дополнения, вносимые в ранее заключенные контракты. При этом согласованный налоговый режим подлежит обязательному включению в окончательный текст контракта.
2. Налогообложение иностранных юридических лиц
Под доходом из казахстанского источника понимаются следующие виды доходов:
— доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан;
— доходы, получаемые от управленческих, финансовых [за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию рисков], консультационных, аудиторских, маркетинговых, юридических (за исключением адвокатских), агентских, информационных услуг, оказываемых резидентам или нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение и связанным с таким постоянным учреждением, независимо от места фактического оказания услуг.
— доходы от уступки прав требования долга резидентам или нерезидентам в связи с деятельностью в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
— неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств резидентами и нерезидентами, возникшие в ходе деятельности таких нерезидентов в Республике Казахстан, в том числе по заключенным контрактам (договорам, соглашениям) на выполнение работ (оказание услуг) и (или) по внешнеторговым контрактам на поставку товаров;
— доходы в форме дивидендов, поступающие от юридического лица резидента, и доходы от доли участия в таком юридическом лице;
— доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемые от резидентов, нерезидентов, имеющих постоянное учреждение или имущество, расположенное в Республике Казахстан, если задолженность этих нерезидентов относится к их постоянному учреждению или имуществу;