для чего изучают в средней школе предмет право
Как провести урок права в старших классах?
Преподавание права в школе и его связь с другими предметами
Предмет «Право» преподается на базовом (один час в неделю) или на углубленном уровне. Базовый уровень предполагает воспитание ответственности и социальной активности через повышение правовой грамотности обучающихся. Углубленный уровень (характерный для классов гуманитарной направленности) — получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности. Право имеет прочные межпредметные связи с историей, экономикой, обществознанием (в том числе с модулем «финансовая грамотность»).
Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.
К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.
Проблемное обучение: этапы урока
Мобилизация (мотивация). С первых минут дети чувствуют себя соавторами урока. Как этого достичь? Начать можно с проблемного диалога, мозгового штурма, формулы («незнание закона не освобождает от ответственности», «закон = право» и др.) То есть педагог не просто задает тему урока, а подводит к ней учеников, делает так, чтобы они сами ее сформулировали.
Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.
Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.
Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс. Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают. Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.
Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.
Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.
Элементы современного урока «Право»
Мотивирующие задания. Задания на уроке «Право» должны быть повышенного уровня сложности, носить проблемный и поисковый характер. Благодаря этому ученики смогут применять комплексно свои знания и умения. Даже работа с понятием становится увлекательным заданием, если ученики сами пробуют составить определение. Желательно, чтобы задачи были понятны ученикам, рассказаны как бы про них — к счастью, многие вопросы связаны с социальными ролями молодых людей. Задачи следует давать короткие, емкие — то есть делать «вброс». Заинтересовать учеников поможет использование местоимений «вы», «ваши».
Интерактивное обучение. Материал отлично усваивается, если ученики переживают конкретный опыт, связанный с ним через игру, упражнение, моделирование ситуации. В результате ученик осмысливает полученный опыт, обобщает его (рефлексирует) и в дальнейшем применяет на практике. Одна из форм работы: учебная ситуация-проблема, представляющая собой прототип реальной ситуации, требующей оперативного решения. Можно также задействовать ситуацию-иллюстрацию, ситуацию-оценку (надо оценить готовое решение), ситуацию-тренинг. Учебник «Право» для 10-11 классов авторства А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной включает много хрестоматийных материалов и методических рекомендаций, которые помогут учителю смоделировать ту или иную ситуацию. Например, рубрика «Исследуем документы и материалы» содержит отрывки из официальных документов, статей разных лет и другие источники.
Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.
Метод кейсов. Выстраивается по принципу: заинтересовался — изучил — применил — создал новый «продукт». То есть вначале ученик получает вводные данные и задание. В процессе выполнения он изучает базу вопроса, систематизирует информацию, отделяя нужное от ненужного. В качестве источников используются тексты (параграфы, дополнительные авторские материалы, исторические источники, нормативные документы), иллюстрации, графические материалы, рассказы учителя, видеоролики, аудиозаписи. В завершении все это преобразуется в «продукт». Педагогом обязательно учитываются связь проекта с содержанием темы, научность, возраст учащихся, их интерес к выполнению задания, место для «продукта» в теме.
Прием РАФТ. Название произошло от английского слова raft — «плот». Составляющие: Роль-Аудитория-Форма-Тема. От ученика требуется написать текст с учетом строгих условий. Вначале он выбирает роль (от чьего имени будет писать), затем аудиторию (родители, сверстники и т.д. ), форму (письмо, сочинение и т.д.) и, наконец, тему. Порядок выбора критериев можно менять. Прием рассчитан как на индивидуальную работу, так и в парах, группах, с последующей презентацией.
Прием «Фишбон» (от англ. fishbone – «рыбья кость»). Также выполняется в группах или индивидуально. Ученики разбирают информацию, опираясь на схему рыбного скелета, систематизируют данные. Подход позволяет наглядно установить причинно-следственные связи, разделить главные и второстепенные факты. В процессе активно развивается логика.
Дискуссии. Учитель организует горячие обсуждения актуальных социальных проблем. В процессе школьники учатся отстаивать и аргументировать свое мнение, оппонировать иному мнению. Зачастую такие дискуссии ученики продолжают вести и после урока. В учебнике «Право» корпорации «Российский учебник» подходящие вопросы и темы есть в рубриках «Это интересно» и «Обсуждаем, спорим».
Вы можете познакомиться с электронной версией учебника «Право» А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной, апробировать ее, воспользовавшись акцией «5 учебников бесплатно».
Школьникам полезно изучать право
Практика определяет сознание
материала будет интересна и доступна, это осядет в головах молодежи, которая оценит это как явление интересное, важное, популярное, раз о нем столько говорят или пишут. Правовые вопросы могут и должны изучаться сегодня и на уроках обществоведения и истории (особенно при изучении современного этапа реформ). На уроках обществоведения и истории необходимо использовать не только текстовую, но и визуальную информацию. Для этого целесообразно применять активные формы подачи материала: просмотр документальных и учебных фильмов, изучение различных художественных изображений, схем, таблиц, ток-шоу, тренинги, игры, беседы, самостоятельную работу учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, статьями СМИ), написание творческих сочинений, эссе, работу над текстами с допущенными ошибками, сопоставление и сравнение статей различных правовых документов.
Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Учащиеся должны понимать для чего дается и изучается этот материал и смогут ли применить свои навыки в жизни. Только в этом случае можно добиться положительного результата и заинтересованности в изучении основ права. Таким образом, можно сделать следующий вывод: основы права в школе можно и нужно преподавать. Учащиеся с 14 лет должны соприкасаться со сферами права. Они должны понимать, что через два-четыре года за совершенные неправомерные поступки их могут привлечь к ответственности. Уже не родители будут за них отвечать, а они сами.
Ольга КИЧКАЙЛО, педагог СШ № 68 г. Минска.
Предмет право в школе
В старших классах ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.
Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение – это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.
Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, что такое хорошо, и что такое плохо, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.
Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться «различать неправое и правое». Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.
Затем вкратце изучаются отдельно право конституционное, семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.
В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.
Затем вкратце изучаются отдельно право конституционное, семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.
В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.
Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение – это трамплин для получения высшего образования.
Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая профессиональная деятельность таких специалистов. Ведь на латыни правоведение – это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.
В школах предлагают ввести основы права
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил ввести в школах новый предмет, условное название которого «Основы российской государственности и права».
По его мнению, знание Конституции нужно прививать с детства. Учебник по новой дисциплине Нарышкин предложил подготовить российской ассоциации юристов.
Однако председатель ГД уверен, что на этом останавливаться не стоит. Необходимо также и в вузах улучшить подготовку студентов на юридических факультетах.
— Сейчас нет того внимания к юридическим техникам, которое было присуще, к примеру, советской науке, — заявил спикер. Поэтому он считает, что нужно подумать над введением специальных курсов в университетах.
Сергей Бабурин, ректор РГТЭУ:
— Это чуть измененное название известной учебной дисциплины «Основы государственного права» или «Правоведение». Но дисциплина такая нужна, как ее не называй. Важно, чтобы ее преподавание заканчивалось не ЕГЭ, а нормальными экзаменами. У сегодняшних абитуриентов оставляет желать лучшего орфография и пунктуация, я уже не говорю о технических вопросах юриспруденции. Поэтому начинать надо с начала, а именно со школы. О каком государственном праве может идти речь, когда 35 процентов первокурсников не знает, кто такой Юрий Гагарин. Самое главное, такой предмет должен быть в школе, чтобы прививать уважение к закону.
Ефим Рачевский, директор московского центра образования «Царицыно»:
Фото: Кощеев Дмитрий/РГ Школьное образование в России останется бесплатным
— В школе есть курс обществознания с 5 по 10 классы, в котором есть раздел «Основы государства и права». Курс это важный и нужный, поскольку мы ощущаем дефицит правовой культуры, в особенности культуры адвокатуры. Но за счет чего вводить новый предмет? Ведь увеличить нагрузку школьникам нельзя. Обрезать еще дисциплины в школе уже дальше некуда. Поэтому, можно в рамках обществознания решить эту проблему. Например, обучение в 9-м классе, когда дети уже получили паспорта, полностью посвятить основам российской государственности и права. А учителя обществознания, пройдя краткосрочные курсы, смогут без проблем преподавать такую дисциплину.
Предмет и задачи курса «Право»
Урок 1. Право 10 класс. Базовый и углублённый уровень
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Предмет и задачи курса «Право»»
Можно ли в жизни обойтись без правовых знаний? Разумеется, можно.
Так же, как можно обойтись без знаний физики при строительстве дома. Возможно, он не развалится, если, конечно, речь идёт о достаточно скромном по размерам жилище.
Но чтобы наш дом стоял долго, был тёплым и не съедал значительную часть семейного бюджета на затраты по его эксплуатации, физику всё же лучше знать. Строительную климатологию, теплофизику, строительную аэродинамику, теорию долговечности, строительную акустику, звукоизоляцию и многие другие вещи. Строительная физика помогает обеспечить уют, комфорт и уверенность в будущем. В том смысле, что наш дом не рухнет в одночасье.
Точно так же знание законов придаёт нам уверенности, когда мы строим отношения с другими людьми, с обществом, с государством. Мы знаем, какие у нас есть права и обязанности. Нас нельзя заставить делать то, чего мы делать не должны, или лишить чего-то, на что мы имеем право. Нас трудно запугать несуществующей ответственностью. Нет, кто-то может попытаться это сделать. Вокруг, увы, довольно много людей и организаций, которые хотели бы получить преимущества в обход законов. Но человек, чья правовая культура достаточно высока, умеет использовать свои знания для своей защиты, знает, что нужно делать (или хотя бы куда обратиться) при возникновении сложной ситуации.
Если вы купили некачественный продукт в магазине, можете считать, что вам просто не повезло и что нужно быть более внимательным при выборе. Но предоставлять качественные товары и услуги – обязанность продавца. Знание закона позволит вернуть потраченные на негодную покупку средства, а в некоторых случаях и получить дополнительные компенсации.
Работник, знакомый с Трудовым кодексом, не станет опускать руки, если, допустим, его уволили по сокращению штата, не выплатив положенного по закону выходного пособия. Он не будет сокрушаться по поводу вселенской несправедливости, а обратится с иском в суд.
Многие наши права не реализуются автоматически. Зачастую, чтобы получить то, на что мы имеем право, необходимо проявить личную инициативу. Скажем, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность налогового вычета по расходам на обучение. Если родители оплачивают обучение своих детей в детских садах, школах, колледжах, университетах, учреждениях дополнительного образования, они могут на него претендовать. То есть потраченная на это часть их доходов не будет облагаться налогом. То же самое относится и к расходам на собственное обучение. Но для того чтобы эти налоговые льготы получить, нужно для начала разобраться, в каких случаях они полагаются. Заполнить налоговую декларацию, собрать необходимые документы, получить в налоговом органе уведомление о праве на вычет… Придётся основательно потрудиться. Если вы не хотите этим заниматься или не знаете о существовании налоговых вычетов, то и не получите их.
По отношению к обязанностям это правило действует по-другому. Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Если вы перейдёте улицу в неположенном месте или не разбираетесь в значении дорожных знаков, то можете сколько угодно жаловаться на пробелы в вашем образовании. Инспектор ГИБДД (или другое уполномоченное контролировать соблюдение правил дорожного движения лицо) вправе наложить на вас взыскание. Незнание может довольно дорого вам обойтись.
Но у этой идеи – правого всеобуча – есть и противники. Некоторые считают излишним детальное знание законов для честных людей. Дескать, достаточно соблюдать основные нравственные нормы, с уважением относиться к другим, и вы никогда не станете правонарушителем. Мысль не новая. Ещё Тацит заявлял: «Хорошие законы порождены дурными нравами».
Публий Корнелий Тацит – древнеримский историк, один из самых известных писателей Античности. Но не чужда ему была и политика. Начинал свою карьеру как судебный оратор. Заседал в Сенате, какое-то время был консулом. Так что мог судить о праве, законах со знанием дела.
Суть его идеи понять легко. Если люди добровольно, на основе представлений о долге, следуют нравственным правилам, принятым в обществе, то другие нормы не понадобятся. Никто не будет убивать, красть, мошенничать… Законы нужны для наказания тех, у кого нет совести. Если от совершения дурных поступков не останавливает внутренний контроль, должен работать внешний, опирающийся на мощную силу государства. Можем ли мы рассчитывать на то, что окружающие нас всегда будут поступать по совести? А сами мы всегда так поступаем?
Давайте вспомним вот ещё какую вещь. Моральные нормы имеют обобщённый характер. Каждый раз они нуждаются в конкретизации: то, что является добром в одной ситуации, может оказаться злом в другой. Спорить об этом можно до бесконечности, а решение, устраивающее всех, так и не будет найдено. Нужно ли требовать возврата займа, если должника, например, уволили с работы и денег у него нет и неизвестно, когда они будут? Попробуйте-ка разрешить эту ситуацию, опираясь только на моральные принципы. Представьте себя на месте и должника, и кредитора. Вполне возможно, для себя вы определите, какой вариант действий будет наиболее нравственным. А теперь сравните своё мнение с мнением своих товарищей.
Правовые нормы не отменяют нравственных. Законы должны соответствовать моральных устоям общества, чтобы их считали справедливыми и исполняли не только из страха наказания.
Но общественные отношения слишком сложны, чтобы их можно было регулировать только на основе представлений о добре и зле. Взять хотя бы те же налоги и налоговые вычеты. То есть, будучи глубоко нравственным человеком, вы тем не менее можете оказаться в крайне затруднительном положении, не зная законов.
Есть и ещё один аргумент у противников изучения права. Что толку в знании законов, если они не исполняются? Если те, кто должен защищать права граждан, не желают этого делать? Но давайте-ка подумаем хорошенько: изменится ли эта ситуация, если никто ничего не будет предпринимать? Можно согласиться с существованием правового беспредела и пытаться к нему приспособиться. Можно решать свои проблемы незаконным путём – с помощью физической силы, связей, подкупа должностных лиц и так далее. Можно добиваться своего, используя не юридические (хотя и вполне законные средства). Скажем, обратиться к общественности через средства массовой информации, а ещё лучше в Интернете. Принять участие в митинге, объявить голодовку. Но можно действовать и правовым, юридическим путём. Для этого нужны знания и умение ими пользоваться.
Воображаемую дискуссию между сторонниками и противниками изучения права можно продолжить. Возможно, в вашем классе или группе она из воображаемой перерастёт во вполне себе реальную. Было бы интересно услышать аргументы обеих сторон.
Но пока давайте познакомимся с теми темами, которые предлагаются для изучения в курсе «Право».
История права неразрывно связана с историей государства. Специфика правовых норм в том и состоит, что их выполнение обеспечивается принудительной силой государства. Государство обладает монопольным (исключительным) правом на издание законов. У учёных нет однозначного ответа на вопрос, почему возникли государство и право. Вы познакомитесь с различными теориями их происхождения и будете иметь возможность оценить их убедительность. Особое внимание обратим на историю становления российского права.
Уровень защищённости прав граждан тем более высок, чем более правовым является государство. Но что это означает? Какое государство можно назвать правовым? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать, какие вообще бывают государства, что такое право и каковы его источники.
Основной закон государства – его конституция. Разберёмся, в чём заключается её специфика, как принимаются конституции. И, разумеется, достаточно подробно изучим содержание Конституции России. Особое внимание уделим правам человека и способам их защиты.
Вторая часть курса посвящена знакомству с отдельными отраслями права: гражданским, налоговым, семейным, трудовым, административным, уголовным. Познакомимся с особенностями ведения гражданского и уголовного процесса.
Когда уровень ваших знаний в сфере юриспруденции будет достаточно высок, вновь вернёмся к вопросу о том, что такое правовая культура личности и общества. И каким образом её можно совершенствовать.