Для чего нужны благовония в православии
Православная Жизнь
Могут ли верующие пользоваться духами? Бесспорный ответ – если в меру, то почему бы и нет. Но это очевидно не для всех.
«Помажь голову твою и умой лице твое»
Мысль написать на такую парадоксальную, казалось бы, тему, как парфюмерия и вера, возникла после чтения Евангелия о посте, где Христос говорит: «. когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Фразы «помажь голову твою» (имеется в виду восточный обычай умащать волосы и бороду маслами, зачастую благовонными) и «умой лице твое» являются призывом к внешней опрятности и противоречат практике некоторых современных «ревнителей благочестия».
В последние десятилетие сформировалась особая внутрицерковная субкультура с довольно категоричными взглядами на аскетизм и нравственные нормы. В таких кругах бытует мнение, что православный христианин не должен заботиться о своем внешнем виде, что же до тщательной гигиены, красивой одежды и тем более парфюмерии – это все «грех», «соблазн», «тщеславие» и «суета». Так, один мой знакомый, не по разуму начитавшись аскетической литературы, всерьез решил мыться как можно реже (не чаще раза в неделю), притом что женат. Конечно, такие своеобразные аскетические «подвиги» не способствуют гармонии его семейных отношений.
Из общения со многими верующими, негативно относящимся к парфюмерии, я понял, что предубежденное отношение к ароматическим изделиям зависит не только от ложного понимания аскетики, но во многом проистекает от реакции на кричащие дешевые запахи поделок сетевых марок, которыми определенная часть населения отчаянно злоупотребляет.
В самом деле подобные газовые атаки время от времени переживают все, особенно в общественном транспорте, особенно летом. Так же закономерный негатив вызывает реклама духов категории люкс, навязчиво эксплуатирующая тему сексуальности, соблазна и порока.
Но ведь мир ароматов гораздо шире. Аромат может не только привлечь к вам людей (в хорошем смысле), но и напротив – создать некоторую дистанцию, добавить серьезности в окружающую вас атмосферу. Он может способствовать самоуглубленности, активизировать мышление, взбодрить после тяжелого рабочего дня или, наоборот, успокоить мятущиеся мысли. А ведь есть ароматы храма, которые и после церковной службы будут мягко напоминать о молитве. Впрочем, об этом чуть дальше.
Запах святости
Конечно, для истинно святого человека все внешнее (в том числе и внешний вид) вторично. Из житийной литературы и церковной истории мы помним, что еще при жизни многие праведники благоухали вопреки тому, что совершенно не следили за своим телом. Можно, например, вспомнить свидетельство сирийского путешественника архидиакона Павла Алеппского, бывавшего на Руси в XVII веке. Он, посещая один из новгородских монастырей, рассказывает о встреченных там монахах-затворниках следующее: «Некоторые из них носят на теле по сорок лет железные пояса из цепей; свои рубахи и платья они не меняют, пока те совершенно не истлеют на них. О удивление! Мы обоняли от них запах, подобный мускусу».
Это запах святости, присущий и святым мощам, запах, который приоткрывает нам таинство будущего века. Но мы-то с вами люди далеко не святые. Нужно все-таки понимать, что внешний вид человека становится для окружающих людей неважным в результате святости, а не его причины. И крайне важно не путать причину и следствие.
В самом деле смрад несвежей одежды и немытого тела, какими бы «благочестивыми» причинами ни оправдывался, был и остается смрадом, а не благоуханием святости.
Ароматы в церкви
В церковной эстетике значение ароматов огромно. С самой глубокой древности во всех практически религиях возжигание ароматических веществ знаменовало контакт с божеством. Это нашло отражение в самом слове «парфюмерия», этимология которого восходит к латинской фразе per fumum, что дословно можно перевести: «через дым». Такое же примерно значение имеет и греческое слово фимиам – от θυμιάω – жгу, курю.
Церковные благовония имеют глубокий символический смысл. Здесь и вознесение к мысленному Небу наших молитв, подобно вознесению вверх дыма ладана, и напоминание об аромате утраченного рая, и благоухание грядущего Царства Небесного, и символ присутствия Бога в храме во время богослужения.
Потому в церкви благовония используются на каждом шагу. Это и дым ладана, и святое миро, и елей для помазания и многое другое.
Но как быть с личным использованием ароматов вне храма на бытовом уровне? Ответ напрашивается сам собой – как есть. Сейчас ароматизировано почти все, что имеет отношение к быту и гигиене: мыло, шампуни, гели, зубные пасты, стиральные порошки, средства для мытья посуды, полов, ванн и т. д. Почему же стирать одежду чем-то ароматическим – это нормально, а в меру благоухать самому – нет?
Конечно, в аскетической литературе наверняка можно найти возражения против любых украшательств, в том числе против использования благовоний, но эти советы стоит всегда понимать в конкретном контексте, а не в качестве категорических заповедей, и заодно проверять себя, не скрывается ли за нашим демонстративным «аскетизмом» какая-либо другая страсть. Знавал одного верующего, который с ужасом и «праведным гневом» отзывался о самой возможности использования верующими духов, но при этом спокойно тратил деньги на новейшие модели смартфонов, которыми потом активно хвастался.
Духи с ароматом Литургии
Но вернемся к ароматам, создающим настроение и напоминающим о храме. Современная парфюмерия не ограничивается запахами «соблазна» и «искушения», она гораздо многогранней. Все чаще в последние годы обращаются к церковной тематике.
В качестве примера можно привести парфюм La Liturgie des Heures от французского бренда Jovoy Paris (La Liturgie des Heures переводится с французского как «Литургия часов» – в латинском обряде это общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня), выпущенный в 2011 году. Красивый задумчивый восточно-древесный аромат. В его составе звучат ноты кипариса, лабданума, ладана, олибанума, мирры и мускуса.
Или более ранний парфюм 1994 года Messe de Minuit («Полуночная месса») итальянского дома Etro. Древесно-фужерный аромат, сочетающий цитрусовые ноты с тепло-древесными, а также ладан, мирру, корицу, ваниль, пачули, мед и мускус. В отличие от «Литургии часов» здесь ярче звучит мирра, чем ладан.
Особого интереса заслуживает целая коллекция «религиозных» парфюмов от авангардной марки Comme des Garcons. Серия 2002 года Series 3 Incense (ладанная) попыталась передать запах различных религий. В серию входит пять парфюмов: Kyoto («Киото») – аромат буддизма, Ouarzazate («Варзазат») – аромат ислама, Jaisalmer («Джайсалмер») – аромат джайнизма и сразу два парфюма, представляющие христианство: Avignon («Авиньон») – католицизм и Zagorsk («Загорск») – православие. Каждый из этих парфюмов основан на ладане, с дополнительными нотами, которые, по мнению создателей, ассоциируются с той или иной религией. Для церковных ассоциаций, как на мой нос, больше подходят последние два. Но холодноватый, меланхоличный, с нотками березы «Загорск» мне показался несколько отстраненным, а вот более насыщенный яркий ладан якобы «католического» «Авиньона» больше напоминает о православном богослужении.
Приведенные здесь примеры не единичные, а ведь есть еще много парфюмов, которые прямо к церковной тематике не относятся, но очень красиво обыгрывают ладан, мирру и другие подобные запахи в своих композициях. Многие из них вполне могли бы подойти и священнослужителям. Впрочем, это, конечно, не рекомендации, любые ароматы всегда стоит подбирать самостоятельно.
Святой парфюмер
Мозаичная икона св. Або Тбилисского в его часовне в Тбилиси
Среди тысяч святых люди разных профессий издревле находят для себя подвижников, которых можно было бы назвать «покровителем профессии». Не зря в святцах можно встретить особые категории святых – врачи-бессребреники, святые воины, святые правители и т. д. Покровители имеются наверняка среди всех достойных профессий. Но есть святой, которого можно было бы назвать «покровителем парфюмеров». Это мученик Або Тбилисский.
Святой Або жил в VIII веке в Багдаде. Он был арабом-мусульманином и занимался изготовлением благовонных масел (традиция изготовления масляных духов, перенятая арабами у персов и византийцев, существует до сего дня). В свите одного из грузинских правителей Або переехал в Грузию (в VIII веке большая часть Грузии находилась в вассальной зависимости от Арабского халифата) и там заинтересовался христианством. Сначала он пытался полемизировать с христианами, но в ходе богословских споров убедился в истинности христианского учения, принял Христа и отрекся от магометанства. После этого Або стал подвижником и начал проповедовать христианство мусульманам, за что был подвергнут пыткам и вскоре обезглавлен в Тбилиси. Так арабский изготовитель благовоний стал святым мучеником. Тело святого Або было сожжено, а пепел брошен в Куру. На этом месте, по преданию, и христиане, и мусульмане видели столпы света, а в XIII веке рядом с этим местом на берегу Куры был возведен знаменитый Метехский храм.
В принципе, никто никого не заставляет пользоваться духами. Можно ведь соблюдать гигиену и не пахнуть ничем. А можно с помощью аромата создавать свое настроение. Ведь могут одни люди жить без поэзии? Легко. А другие прозу жизни хотят чем-то скрасить. Все люди разные. Главное – не доставлять неудобства ближним. И в этом вопросе не стоит спорить, а, наверное, уместно вспомнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).
Благовония
Благовóния — 12) (мн. ч.) особые ароматические вещества, используемые во время храмовых служб, при совершении Таинств и треб; 22) (ед. ч.) благоухание, источаемое ароматическими веществами в связи с проявлением их ароматических свойств.
Кто придумал употреблять благовонные вещества при совершении богослужения?
Традиция использования благовонных веществ в рамках богоугодных религиозных обрядов была заложена ещё во времена Ветхого Завета. Причём, своим происхождением она обязана Творцу.
Так, по распоряжению Божию благовония употреблялись при освящении скинии и её принадлежностей: ковчега Завета, жертвенника курения и жертвенника всесожжения, светильника, стола, умывальника ( Исх.30:25-28 ). Причем благовонное миро, которым помазывались перечисленные предметы, отличалось особым составом, авторство которого принадлежало не человеку, но Богу. Это же миро употреблялось и при поставлении на служение первосвященника и священников ( Исх.30:30 ). Простому человеку было категорически запрещено изготовлять или применять подобное вещество в личных целях, под страхом истребления из народа ( Исх.30:33 ).
Кроме того Бог определил и состав вещества, предназначавшегося для курения. Использование его вне прописанных религиозных норм также не дозволялось.
Для чего используются благовонные вещества?
Несмотря на то, что Божественная сущность не подлежит восприятию через органы чувств, Бог может проявляться в Своих силах и энергиях, воздействуя на органы чувств, например, зрение или слух. В этом отношении Он может обнаруживать Свое присутствие и Свои совершенства посредством тех символов, которые Сам сочтёт уместными. Что же касается священных предметов, изготовляемых руками человека, они также могут отображать собой те или иные символические знаки.
Так, круг символизирует Божественную вечность, золото — сияние Божественной славы. Что же касается такого человеческого чувства как обоняние, оно тоже может участвовать в богопознании и богопочитании. В этом отношении воспринимаемое через обоняние благоухание символизирует Божественное благоухание, под которым следует понимать проявление Божественных совершенств. Приятное впечатление, производимое ароматом благовоний, может служить символом или прообразом будущей радости и блаженства на Небесах.
Церковные благовония. Как использовать
В храмах используют следующие виды благовоний:
Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.
Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.
Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.
Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.
Про ладан есть отдельная статья Как выбрать и разжечь ладан. В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.
Поделиться статьей с друзьями:
Виды церковных масел
Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.
Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.
Иерей Евгений Ступицкий:
«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе. »
«Липовый цвет» источает медовый запах липы;
«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;
«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;
«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;
«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;
у «Хвои» древесно-смолистый аромат.
Применение
Как духи на кожу
Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.
На одежду благовония наносить не рекомендуется, дабы не оставить на ней пятен, которые вы вряд ли сможете отстирать. И на ткани масло скорее всего не будет благоухать — ему нужно «чувствовать» кожу, чтобы раскрыть свой аромат.
Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.
Протоиерей Вячеслав Брегеда:
«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным. »
В лампадное масло или на иконы
В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.
Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье Лампада для дома.
С молитвой на больные места
Воцерковленные старушки рекомендуют смазывать больные места с обязательным благоговением и молитвой.
Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.
В качестве елея
Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.
Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш. »). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.
Некоторые рекомендуют купить в аптеке специальную стеклянную палочку, которая в обиходе применима для мазей и линиментов.
В аромалампах
Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».
Архимандрит Алипий (Светличный):
«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют. »
Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.
Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.
Аромалампу можно подобрать в нашем магазине.
Часто в магазинах бытовой химии можно встретить так называемые «чайные свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. При выборе таких свечей следует помнить о том, что они бывают с добавлением искусственных ароматизатов. Такие свечи нам не подходят. Они не только испортят наш аромат, но и могут вызвать головную боль.
В автомобиле
Существуют также подвесные ароматизаторы для салона автомобиля. Водители считают, что благовония уберегут их от опасности на дороге и прочих непредвиденных ситуаций.
Кроме того, есть специальные ароматы, которые помогают сконцентрировать внимание (лимон, мята, базилик, эвкалипт, тимьян), прогнать усталость (розмарин, лимон), снять излишнюю нервозность (мята). От такой напасти, как укачивание может спасти мята, имбирь, лаванда и грейпфрут.
В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.
Благовония для использования вместо духов:
Для нанесения на больные места с молитвой:
Для добавления в лампаду или аромалампу:
Благовония церковные
Другие названия: ароматы для церкви, православные духи, церковные ароматические масла
Какие благовония являются церковными?
В храме во время богослужения используется ароматный ладан. Это соответствует традиции, восходящей к древнейшим временам. Для совершения Таинства Миропомазания используется благоуханное миро, состав которого четко определен. Помимо этого, в церковных лавках можно приобрести благовонные масла, в аромате которых явственно улавливаются нотки, традиционно ассоциирующиеся с храмом – запах ладана, нарда и т.п., а также благовония с чистыми природными ароматами.
Как применять церковные ароматические масла?
Церковные благовония иногда добавляют в елей для помазания, в жидкость для протирания икон и т.п. Это не является обязательным, но придает службе благолепие. Можно использовать их и в быту: ароматизировать лампадное масло, добавлять в аромалампу. Не будет грехом и капнуть благовоние на кожу или одежду.
Состав церковных благовоний
В состав качественных благовоний входят натуральные эфирные масла. Основа их, как правило, тоже масляная.
Упаковка церковных ароматических масел
Обычно православные благовония разливают в маленькие стеклянные колбы с плотно прилегающей крышкой. Объем их обычно составляет от 1 до 7 мл.
Удобны флаконы с шариком внутри – с его помощью можно осуществить помазание ароматным маслом, не рискуя разлить его. Но перелить масло из такого флакона, к примеру, в сосуд с елеем, будет проблематично. Поэтому, выбирая упаковку с ароматическим маслом, обратите внимание на то, как Вы будете его использовать.
История и символика
Любое жидкое церковное благовоние ассоциируется с миром – ароматическим веществом, которое женщина возлила на ноги Господа Иисуса Христа и с теми ароматами, которыми хотели умастить тело почившего Спасителя Жены-Мироносицы. Драгоценное миро, упоминаемое в Евангелии, по сути представляло собой масло и было изготовлено из корневища нарда – кустарника, произрастающего в высокогорьях Гималаев. Оно высоко ценилось и стоило очень дорого. Сосуд с миром стоил около 300 динариев или 75 сребренников, чтобы заработать такую сумму, пришлось бы полгода трудиться в винограднике. Священное Писание упоминает, что миро, возлитое на ноги Христа, было налито в сосуд из алебастра («алавастр мира»), который женщина разбила. Столь ценная упаковка указывает на то, насколько дорогим было само миро.
На Святой земле существует традиция, приходя в храм Гроба Господня, возливать ароматические вещества на Камень Помазания, на котором некогда готовили к погребению тело Богочеловека.
Благовония в христианстве символизируют добрые качества человеческой души: в церковной литературе можно встретить упоминания о благоухании добродетелей и смраде греха.
О значении ароматов в христианском богослужении.
Ингридиенты для мироварения:
5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.
Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.
Смысловое значение запахов в церкви.
Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.
Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений. Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.
«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром. – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить».
«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует. Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную» [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].
Смысл каждения в символике Богослужения.
По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас», а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.
Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.
Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа».
Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной».
Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов», – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.
Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии».
Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.
Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых. «.
Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу» [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ. Это будет миро для священного помазания» [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.
Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.
В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы.
Ценность ароматов для Бога и человека.
Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.
Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.
Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.
Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.
Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.
О непереносимости запаха Церкви:
Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!»
Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок?
Вероятно, причины нужно искать в следующем:
1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.
2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.
По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов