Для чего причастия используются в тексте
Причастие в русском языке.
Причастие в русском языке по сей день является предметом дискуссии языковедов: одни считают, что причастие – это особая форма глагола, другие считают, что причастие – это отдельная самостоятельная часть речи.
Исходя из этого, причастие – это особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая указывает на признак предмета относительно действия, объединяет в себе характеристики и глагола, и прилагательного, и отвечает на вопрос «какой?» (какая? какое? какие?). Как и имя прилагательное, причастие согласуется с именем существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.
Начальная форма причастия (как и у прилагательного) – это форма единственного числа, мужского рода в именительном падеже: летевший, стоявший, бежавший.
Морфологические признаки причастия.
1. Причастие неразрывно связано с глаголом, так как образуется от него, поэтому перенимает от глагола такие его признаки:
2. Несмотря на схожесть по признакам с глаголом, причастия не имеют формы будущего времени. Форму настоящего времени имеют только причастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида: читать (несовершенный вид) – читающий (настоящее время), читавший (прошедшее время); прочитать (совершенный вид) – прочитавший (прошедшее время).
3. От имени прилагательного причастие имеет следующие признаки:
— возможность изменяться по родам (в ед.ч), числам и падежам: летящий, летящая, летящего, летящему;
— способность согласовываться с именем существительным в числе, роде и падеже: думающий старец, использованная возможность, вскипевшее молоко;
— как и качественные прилагательные, страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму: прочитанный – прочитан, доделанный – доделан.
Разряды причастий.
По лексическому признаку выделяют два разряда причастий: действительные причастия и страдательные причастия.
Читающий человек всегда будет на шаг впереди того, что читать не любит.
Спетая артистом песня – песня, которую спел артист, срубленное дровосеками дерево – дерево, которое срубили дровосеки.
Особенности страдательных причастий.
Синтаксическая роль причастия в предложении.
Причастия, как и прилагательные, могут выступать в предложении в роли определения или составного именного сказуемого:
Природа выглядела уснувшей до весны (составное именное сказуемое). Я взяла с полки уже не раз прочитанную книгу (определение).
Причастия краткой формы также выступают в роли составного именного сказуемого:
Книга прочитана мною за 3 часа.
План и образец морфологического разбора причастия.
Морфологический разбор причастия осуществляются по следующему плану:
3) Разряд причастия;
4) Признаки глагола: вид, возвратность, время;
5) Признаки прилагательного: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род, падеж;
6) Каким членом предложения выступает?
Пример. Наш дом был построен всего за полгода.
Построен – причастие, указывает на признак объекта по действию, отвечает на вопрос «какой?»; н.ф. – построенный; страдательное, совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; краткая форма, единственное число, мужской род; в предложении выступает в роли сказуемого.
Урок русского языка по теме «Роль причастий в речи». 7-й класс
Класс: 7
Цель урока: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера выявить особенности употребления причастий в речи.
Оборудование: интерактивная доска, листы с рабочими материалами для учащихся.
1. Беседа с классом, постановка цели урока.
– Прочитайте эпиграф к уроку. О чем это высказывание М.В.Ломоносова? («Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов.)
– Сегодня на уроке мы должны раскрыть эту мысль великого ученого, узнать, что за сила таится в этой части речи. Есть имя прилагательное, есть глагол. Зачем же речи причастия?
– Часто ли мы употребляем причастия в речи?
2. Чтение текстов разных стилей (научного и художественного). Задание: выбрать из текста и записать причастия, выделить в них суффиксы; выяснить, по каким признакам можно выделить причастия среди других частей речи.
Замерзшие на оконных стеклах ледяные узоры окрасились в розовый нежный цвет утренней зари. Ясное, сверкающее утро. Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло. (А.Куприн)
– Какую картину вы себе представляли, слушая текст?
– Что хотел сказать автор этим текстом?
– Определите стиль текста, выпишите причастия.
Листопад у каждого дерева свершается по-своему. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка – очень плохой проводник тепла и вместе со снегом препятствует охлаждению почвы.
– Что вы узнали из этого текста?
– Какова авторская задача?
– Определите стиль текста, выпишите причастия.
Проверка записи с помощью слайда на экране.
Вывод: причастия активно используются в речи, они употребляются в книжных стилях речи.
3. Сравнение причастия и глагола.
– Итак, причастия мы часто употребляем в письменной речи. Почему же нам недостаточно глагола и прилагательного? Вначале сравним причастие и глагол.
На доске написаны предложения:
1) Сад цветет. Вокруг – цветущий сад. Мальчик читает. В кресле сидел читающий мальчик. Листья поблекли. На ветках деревьев еще видны последние поблекшие листья.
– Прочитайте предложения, скажите, какая часть речи указывает только на действие, а какая, кроме действия, обозначает еще и качество, состояние, определенную характеристику? Одно слово, а содержит большую информацию?
Вывод: действительно, причастия придают нашей речи мелодику, делают нашу речь более понятной. Кроме того, глагол указывает на «голое» действие, причастие же наряду со значением действия дает возможность полюбоваться признаком предмета. Поэтому поэты и писатели активно используют причастия в своем творчестве.
2) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю.
Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.
– Замените в данных предложениях один из глаголов причастием. (Листья, кружащиеся в воздухе, медленно падают на землю. Осеннее солнце, пригревающее своими лучами землю, испаряет влагу.)
– Какие предложения звучат более живописно, создают более яркий образ осени?
Вывод: поскольку причастия являются определениями в тексте, их присутствие позволяет дать более точное представление о предмете, сделать текст более ярким и выразительным.
3) Уставший от долгого стояния на одном месте, мальчик прислонился к стене. Кое-где видны были уже зеленеющие поля. Далеко доносились звуки поющих птиц.
– Замените причастия синонимичными сочетаниями глагола со словом «который».
– Сопоставьте синонимичные конструкции, скажите, какие из них являются более краткими?
– Для какого стиля речи важна краткость в изложении материала?
– Один из учеников выписал несколько формулировок из учебника математики. Послушаем его: какие выражения встречаются в формулировках правил – с причастным оборотом или со словосочетанием глагола и слова «который»?
Вывод: в текстах научного стиля используются причастия, так как они помогают сделать речь более лаконичной, точной, краткой.
– Вот и вы должны научиться говорить на уроке, умело пользуясь научным стилем. Сегодня поможем математике.
4) Работа в группах.
– Замените глагол причастием, прочитайте вслух друг другу, а потом от группы один ученик пусть читает всему классу.
Задание 1.
Углом называется геометрическая фигура, которая образована точкой и двумя лучами, которые исходят из этой точки.
Задание 2.
О точках, которые принадлежат прямой, говорят, что они лежат на прямой.
Задание 3.
Треугольником называется фигура, которая состоит из трех отрезков, которые попарно соединяют три точки, которые не лежат на одной прямой.
5) Проверка выполнения индивидуального задания.
– Один ученик из класса выполнял индивидуальное задание. Он должен был следить за речью одноклассников, родителей и сделать вывод об использовании причастий в разговорном стиле.
(Примерный ответ. На протяжении нескольких дней я следил за речью одноклассников, своих родителей и ни разу не услышал предложения с причастиями.)
– Правильно. Ведь, как сказал великий русский писатель А. С. Пушкин : “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, и прочее, мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.
Вывод: люди в повседневной (разговорной) речи почти не используют причастия, а употребление нескольких причастий рядом иногда делает речь неблагозвучной.
6) Редактирование предложения.
– Прочитайте предложение, все ли вам в нем понятно?
«Командир отряда, который подошел к реке, делал распоряжения о переправе». (Появляется двусмысленность.)
– Замените глагол-сказуемое причастием, запишите в исправленном виде.
4. Сравнение причастий и прилагательных.
– Прочитайте предложения, найдите причастия, обозначающие цвет.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят. (А.К.Толстой)
Колеблющийся полет бабочек над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков)
– Сравните слова «пожелтевшие» и «желтые», «зеленеющий» и «зеленый». Чем отличаются эти слова?
– В языке художественной литературы причастия используются в различных описаниях, благодаря этому описания приобретают образность, динамичность, действенность, экспрессивность. Русские писатели и поэты являются мастерами художественного слова. Чтобы к ним приблизиться, надо развивать свою речь, совершенствовать словарный запас, для того чтобы не просто любоваться красотой природы, но и уметь нарисовать образно, художественно словесную картину.
5. Творческая работа.
– Подберите как можно больше определений к слову «снег», распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.) Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.
6. Подведение итогов, оценивание.
Домашнее задание: дописать творческую работу (при желании красочно оформить её – в виде презентации).
Для чего причастия используются в тексте
Начальной формой причастия является форма именительного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает признаки глагола и прилагательного.
Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся ( тянущийся ).
Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».
Синтаксическая роль
В предложении причастия выполняют функцию:
План морфологического разбора.
I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.
III. Синтаксическая роль.
ВНИМАНИЕ. Нужно различать!
◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму глагола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).
Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
План урока:
Причастия и его признаки
Называя описание предмета по признаку, причастие имеет признаки прилагательного и глагола одновременно. Но если прилагательное подразумевает собой постоянное качество (пример: холодный), то причастие – признак, развивающийся в определенный момент времени (холодеющий, охлажденный).
Опишите собаку, назовите ее внешние качества.
Пушистая, рыжая, большая, лохматая.
Какую часть речи вы применили для описания собаки?
Прилагательное. Это характеристики собаки, по которым мы выделяем именно эту собаку. Это постоянные признаки собаки, она с рождения обладала этими признаками. Но, если её постричь и покрасить, она станет постриженная и покрашенная.
Это тоже характеристики собаки, но не постоянные, а временные и по действию. Над собакой совершены действия, после этого она стала постриженной и покрашенной.
собака (какая?) покрашенная (та, которую покрасили);
собака (какая?) постриженная (та, которую подстригли).
Вопросы к причастию и его роль в предложении
Можно сделать вывод, что причастие является специальной глагольной формой, характеризующей предметный признак по действию в его динамике, в развитии. Поэтому причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Отдельно выделим вопросы кратких причастий: каков? какова? каково?
Возможно задать и глагольные вопросы:
Давайте разберемся, каким же членом предложения причастие выступает в русском синтаксисе. Если стоит в полной форме и сочетается с именами существительными или местоимениями, то причастие является определением.
Краткие причастия всегда входят в состав сложного сказуемого. В роли сказуемого причастие выступает тогда, когда сочетается с глагольными формами.
Попробуйте определить, каким членом предложения являются причастия:
Изучение истории причастия
Ломоносов объяснял причину распространенности причастия в текстах книг, они заимствованы из старославянского языка, поэтому у них сохранились особенные фонемы. Он также выделял грамматические характеристики этих слов, единственное и множественное число причастий.
В русском языке историю причастий продолжил изучать в 1831 году известный исследователь церковнославянского языка Александр Христофорович Востоков.
В своем труде «Русская грамматика» изучал спорные вопросы причастия и деепричастия,описал причастия не как самостоятельные слова, но как специальную глагольную форму. Также в его труде причастия рассматривались в качестве разновидности прилагательных.
Правила образования причастий от глагола
Рассмотрите примеры образования причастий от глаголов в таблице, акцентируя внимание на характеристиках глаголов:
В таблице представлены все варианты образования причастий и деепричастий от глаголов разных видов. Основные закономерности образования причастий:
Действительные причастия называют качество предмета, который сам выступает источником действия, а страдательные причастия обозначают характеристику предмета, который подвергается воздействию кого-то или чего-то (засохший (сам засох) – засушенный (кто-то засушил).
Особенности суффиксов причастий
Формирование новых причастий всегда происходит исключительно от глагольных форм. Временные характеристики выражаются грамматически с применением суффиксов, образующих причастие.
Данные суффиксы всегда помогут нам в определении причастия в предложении, потому что у остальных частей речи таких нет.
Для успешной сдачи экзаменов нужно знать и некоторые правила правописания гласных в суффиксах причастий действительных и страдательных.
Чтобы определить, какую гласную поставить в суффиксе настоящего времени, необходимо выяснить спряжение исходного глагола.
Выясним глагольное спряжение, поставив глагол в начальную форму. Когда глагол заканчивается на – ить, это II спряжение (кроме слов стелить, брить). Кроме того, сюда причисляют слова: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, слышать, дышать. Глаголы с иными вариантами букв на конце относят к I спряжению.
Стреляют – нач. ф. стрелять, заканчивается на –ять, значит это 1 спр. Купишь – нач.ф. купить, заканчивается на – ить, значит это 2 спр.
Перед суффиксом причастия прошедшего времени гласная остается та же, что стоит в основе инфинитива.
Для правильного подбора гласной в причастном суффиксе настоящего времени рассмотрите такие примеры:
Грамматические признаки прилагательного у причастия
Правильное написание и разбор причастий вызывает обычно больше трудностей, чем глагола или существительного. Для умения делать письменный разбор причастий важно знать все характеристики прилагательного у них. Выделим эти признаки:
Рассмотри пример: загруженная (полн. ф.) программа – программа (какова?) загружена (крат. ф.,ж.род); посаженное (полн. ф.) дерево – дерево (каково?) посажено (крат. ф.,ср. род); закрытые (полн. ф.) двери – двери (каковы?) закрыты (крат. ф., мн. ч.).
Так происходит образование с применением суффикса краткой формы причастия в русском языке:
Краткие причастия изменяются исключительно по числам. В единственном числе причастие изменяется по родам. Склонения по падежам кратких форм не происходит. С точки зрения синтаксиса в речи краткие причастия выступают в роли составного именного сказуемого.
Чтобы определить, каким членом предложения краткое причастие является, нужно задать вопрос от определяемого слова и определить его форму.
Найдите сокращенную форму и подчеркните причастия как члены предложения:
Ружье забыто охотником в лесу. (ружье (каково?) забыто)
Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым. (закон (каков?) открыт)
Традиционно принято задавать вопрос к краткому причастию каков? какова? каково? В академических учебниках используется такой вариант вопросов. Однако никто не мешает задать вопросы: что сделано? что сделан?
Способы для разграничения причастия от имени прилагательного:
Важно также понять, от какого слова получено причастие. Формирование причастия возможно от глаголов. Образование прилагательных происходит от имен существительных.
Попробуйте найти причастия полной формы в тексте из книги Григория Остера «Гадания по рукам, ногам, спине и шее». Постарайтесь запомнить употребление гласных в суффиксах причастий:
Проверь себя: обутые,промокшие, распахнувшая, ожидающих присутствующих, дрожащих, измазанная, идущих, бегущие.
Правописание окончаний причастий
Безударные окончания причастий проверяются аналогично окончаниям имен прилагательных. Нужно задать правильный вопрос к причастию, тогда окончание вопроса и падеж причастия подскажет, какую гласную писать в конце: волнующимся синим морем (морем каким?)
Падеж и род прилагательных и причастий легко определить с помощью заданного вопроса.
Сопоставьте окончания двух частей речи в данной схеме:
Определите, в каком причастии пишется окончание –ИЙ:
с замолчавш. посетительницей, тающ. сугроб, на затвердевш. корочке, к поющ. блогеру.
Для определения окончания зададим вопрос от существительного или осуществим замену прилагательным в таком же падеже: тающий (какой?) сугроб – глубокий(какой?) сугроб, к поющему (какому?) блогеру – к популярному (какому?) блогеру.
Глагольные признаки: вид и время причастий
Для разграничения причастия от других слов необходимо также хорошо знать основные глагольные характеристики у причастия. Они влияют на правописание окончаний и суффиксов причастий:
Рассмотри на общие признаки глагола и причастия в таблице:
Чтобы определить вид причастия, нужно выяснить вид глагола по вопросу, заданному к причастию. Закономерно, что от глагола несовершенного вида возможно сформировать причастия несовершенного вида.
Сравни: болтать (что делать? – несов. в.) – болтающий, прыгать(что делать? – несов. в.) – прыгавший, носить (что делать? – несов. в.) – ношеный.
Глагол совершенного вида участвует в образовании причастия с использованием суффиксов причастия совершенного вида: спилить (что сделать? – сов.в.) – спиленный, обнять (что сделать? – сов.в.) – обнявший.
Образуй причастия от глаголов совершенного вида: полить, лить, помнить, запомнить, тратить, потратить, мерзнуть, замерзнуть.
Проверь себя: политый, запомнивший, потраченный, замерзший.
В данном примере политый, потраченный являются полными страдательными причастиями совершенного вида.
Возвратные причастия, как и глаголы, легко найти, обратив внимание на постфикс –ся или –сь в конце слова. При отсутствии этих постфиксов причастие будет невозвратным. Сравни: загорающий (невозвр.) мальчик – загорающийся (возвр.) костер, разваливший (невозвр.) план – развалившийся (возвр.) шкаф.
Переходность причастия определяется так: если возможно к нему добавить зависимое слово, имя существительное либо местоимение, в винительном падеже без предлога, то это будет переходное причастие: (жующий (что?) хлеб, яблоко; любящий (что/кого?) маму, тетю, кошку).
К непереходным причастиям такое слово подобрать невозможно: бегающий щенок – непереходное, так как нельзя бегать кого-то или что-то.
Ответ: знающий (кого?) человека, мешающий (что?) суп, смотревший (что?) фильм, мотающий (что?) клубок, пачкающий (кого?) меня.
Образование действительных и страдательных причастий
Качество или характеристика предмета во временном промежутке является результатом собственных действий предмета (говорящий человек, окрепший малыш). Когда на предмет воздействует кто-то или что-то, в результате возникает иной признак (пролистанный журнал, забытая газета). Результат действия содержится в глагольной основе причастия.
Сравни: мычащий (действительное причастие несовершенного вида) – который мычит.
Причастия, называющие качество предмета, который выступает источником действия, называют действительными причастиями. Причастия, обозначающие характеристику предмета, который подвергается воздействию, называют страдательными.
Важно знать, что страдательные причастия как члены предложения иногда выступают в роли сказуемых, если используются их укороченная форма.
Настоящее и прошедшее время страдательных причастий и действительных причастий оформляется с использованием особых суффиксов. Зная эти суффиксы, можно выяснить время или залог.
Изучи суффиксы страдательных причастий полных и кратких форм в схеме.
Глядя на схему,образуйте действительные причастия настоящего времени от этих слов: запустить, идти, получать, получить, нести, мыть.
Проверьте: идущий, получающий, несущий, моющий. Почему не от всех глаголов получилось образовать нужные причастия?Исключительно от глагола несовершенного вида возможно создание настоящего времени действительных причастий.
Виды словосочетания с причастием
Причастия в тексте могут сочетаться с разными частями речи. Если в тексте имеется словосочетание причастия и существительного, то тогда причастие относится к существительному и зависит от него. Член предложения, от которого зависит причастие, называют определяемым или главным. Важно определить связи слов в словосочетании.
Пример: Растущие на поле сорняки нужно выполоть. Задаем вопрос от существительного: растущие (какие?) сорняки. Можно определить вид связи слов в словосочетании – согласование. Это словосочетание типа «прич. + сущ.», где существительное – главное слово, а причастие – зависимое.
Помоги роботу R2-D2 решить задачу, укажи словосочетание с причастием и суффиксы:поющий блогер, заслуженный лайк, чёрная стена, чернеющая пропасть, необитаемый Марс, модный дизайнер, спелая клубника, приземлившийся марсоход, современный гаджет, скрытые комментарии.
В таких словосочетаниях причастие согласуется с определяемым словом полностью в роде, числе и падеже:поющий блогер (им.п.), поющего блогера (род.п.), поющим блогером (твор.п.).
Причастие как определяемое слово в словосочетании
Бывает так, что у причастия есть зависимые слова. В этом случае от причастия можно задать вопрос к одному слову или нескольким словам, причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот может включать одно зависимое от причастия слово или несколько.
Посмотрите на пример разбора словосочетания с причастием и зависимым словом:
На письме употребление причастного оборота может вызвать трудности при оформлении знаками препинания. Расположение причастия после определяемого слова, при наличии хоть одного зависимого слова у причастия, требует обязательного выделения оборота запятыми.
Кроме того, наличие зависимых слов влияет на правописание частицы не с причастием. К примеру, причастие с зависимым словом пишется сне раздельно, а без зависимых слов – слитно.
Волшебник Гендальф добавил причастия в известные цитаты из фильмов. Из данных предложений выпишите причастия с определяемыми словами:
Правильный ответ: забытое предложение, тренированный джедай, с потерянными данными, испачканные хоббиты, закрытый перелом.
Использование причастий в речи
Причастия с давних времен используются в славянских языках. Рассмотрим, какова роль причастий в предложении.
Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города,который находится на границе двух Республик.
Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города, находящегося на границе двух Республик.
Из этого примера видно, что употребление определения, выраженного причастием, помогает избегать тавтологии. Речь при этом приобретает большую выразительность.
Наличие постоянных признаков глагола у причастия позволяет образно характеризовать предмет и представлять его признак в динамике, развитии.
Например: Мы видим бегущих по дорожке спортсменов, старающихся прийти к финишу первыми, делающих последний решающий рывок к заветной ленте. Что вы увидели в своем воображении?
Словосочетания с причастиями, а также обороты с ними помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинёнными предложениями.
Сравните два варианта предложений:
Рыбак, разложивший свои удочки на берегу, думал только о пойманной им рыбе и стремительно восходящем солнце.
Рыбак, который разложил свои удочки на берегу, думал только о рыбе, которую он поймал, думал о солнце, которое стремительно всходило.
В этом примере втрое предложение перегружено повторами сложноподчиненных предложений с союзным словом который, что значительно усложняет восприятие смысла текста. Кроме того, такие предложения со сложными конструкциями требуют правильной постановки всех запятых.
При замене глаголов и союзов причастиями мы можем более конкретно сформулировать мысль без лишних повторов.
Рассмотри картину И.К. Айвазовского «Девятый вал» и прочитай ее описание. Найди в тексте описания все причастия.
Проверь себя: поднимающееся, грядущий,скрыто,ревущие, спасающихся.
Слово «скрыто» бывает прилагательным, когда обозначает постоянное качество и не употребляется с зависимыми словами. Здесь его возможно заменить глаголом (Ночной мрак скрыл все). Имеются и зависимые слова (скрыто (чем?) ночным мраком). Обозначает непостоянный признак. В данном случае это краткое причастие.
Причастие имеет признаки глагола, это позволяет заменять глагол с местоимением в тексте и речи. Такая замена придает выражению особую динамику, способствует экономной и сжатой формулировке основного смысла. Наиболее часто используются в художественных текстах и книжной речи.
Сравните отрывки из художественной речи:
Деревня меня манит своими просторами, зеленеющими вокруг полями, манящими запахами земли, щебечущими с утра птицами…
Деревня меня манит своими просторами, полями, которые зеленеют вокруг,запахом земли, который манит, птицами, которые щебечут с утра…
В первом примере автор описал картину природы с использованием всего трех причастий, характеризующих притягательную деревенскую красоту в динамике довольно емко. В одном слове удалось описать красоту целого лета, а не статичную картину: поля зеленеют весь год, птицы щебечут весь день.
Кроме синтаксической роли причастия и деепричастия позволяют добиться краткости и точности языка. Поэтому их часто используют в научном и деловом стилях, в публицистике, где смысл должен отличаться краткостью и четкостью.
Пример из текста делового стиля: Ответ на письмо контрагента по замене отправленного днем товара получено в пятницу.
Данное предложение будет длиннее, если не использовать причастия: Ответ на письмо контрагента по замене товара, который отправили днем, получено в пятницу.
Морфологический разбор причастия
В школьной программе ученикам часто приходится делать морфологический разбор причастий. Такой разбор дает возможность лучше понять роль причастий в речи и запомнить их признаки.
В таблице представлен план разбора причастия:
Итак, еще раз вслух назовите признаки прилагательного у причастия и попробуйте выполнить тесты.