для этой формы речи характерен слуховой и кинестетический контроль 6 букв ответ

Тест с ответами по теме: “Логопедия”

1. Отметьте, причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела рече-двигательного анализатора:
а) алалии
б) афазии
в) механической дислалии +

2. Данное речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации:
а) заикание +
б) ФФН
в) ОНР

3. В этом структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений:
а) 3
б) 2 +
в) 1

4. Выберите нарушение чтения, которое связано с недоразвитием фонематической системы:
а) семантическая дислексия
б) аграмматическая дислексия
в) фонематическая дислексия +
г) тактильная дислексия

5. Эти виды дислексий выделила в своей классификации Р.И. Лалаева:
а) фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая+
б) фонематическая, оптическая, оптико-пространственная, семантическая, мнестическая
в) акустическая, оптическая, моторная
г) фонематическая, акустическая, аграмматическая, моторная

6. Выберите нарушение чтения, которое связано с недоразвитием фонематической системы:
а) семантическая дислексия
б) аграмматическая дислексия
в) фонематическая дислексия +
г) тактильная дислексия

7. Данное нарушение чтения проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении:
а) семантическая дислексия +
б) аграмматическая дислексия
в) фонематическая дислексия
г) тактильная дислексия

8. Основной биологический фактор возникновения алалии:
а) органическое поражение речевых зон левого полушария
б) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы +
в) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы

9. Данный принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
а) системного подхода
б) онтогенетический
в) комплексного подхода +

10. Ступень формирования навыка чтения, выделенная Егоровым, на которой имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:
а) ступень становления синтетических приемов чтения
б) ступень синтетического чтения +
в) ступень слого-аналитического чтения

11. С помощью этого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе:
а) кинестетический +
б) зрительный
в) тактильный

12. Определите, что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств:
а) черепно-мозговая родовая травма +
б) неправильная речь окружающих
в) двуязычие в семье

13. Данный черепно-мозговой нерв не иннервирует органы периферического речевого аппарата:
а) блуждающий
б) обонятельный +
в) тройничный

14. Нарушения звукопроизношения, которые являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:
а) замены
б) пропуски
в) искажения +

15. Что такое ФФНР?
а) нарушение произносительной стороны речи +
б) нарушение слоговой структуры слова
в) несформированность лексико-грамматических категорий

16. Этот темп речи характерен для заикания:
а) ускоренный
б) прерывистый +
в) замедленный

17. Этот автор выделил виды дислексий с учетом нарушенных операций процесса чтения:
а) Ф.Е. Рау
б) Р.Е. Левина
в) Т.Б. Филичева
г) Р.И. Лалаева+

18. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в следующем:
а) пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки и добавления букв; пропуски, перестановки и добавления слогов; слитное написание слов и их разрывы +
б) замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, заменам гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных
в) искажение морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, окончаний).
г) замены графически сходных букв, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв и их неправильное расположение

19. Тип ошибки письма – зеркальное написание букв:
а) артикуляционно-акустические ошибки
б) оптические ошибки +
в) ошибки кинетического запуска
г) акустические

20. Отметьте принцип, который лежит в основе классификации дисграфий по О.Б. Иншаковой:
а) фонетический +
б) синтаксический
в) морфологический
г) традиционный

21. Содержание начальных этапов коррекционной работы по преодолению нарушений аналитико-синтетической деятельности:
а) совершенствование речевых навыков
б) формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа+
в) коррекция зрительного гнозиса
г) развитие и совершенствование сукцессивных (последовательных) функций: рядообразования, слухоречевой памяти, воспроизведения ритма

22. Определите приемы, которые используют при коррекции диспраксической дисграфии:
а) списывание текста
б) письмо букв, слов, фраз по трафарету +
в) письмо деформированного текста
г) письмо под диктовку

23. Выделил 4 ступени формирования навыка чтения:
а) Т.Г. Егоров+
б) М.Е. Хватцев
в) С.С. Мнухина
г) Р.Е. Левина

24. Является наиболее важным направлением на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
а) обогащение и активизации предметного словаря +
б) обогащение и активизация предикативного словаря
в) формирование и развитие артикуляторной моторики

25. Выберите, что такое ОНР:
а) нарушение произносительной стороны речи
б) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата
в) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы +

26. Эта форма заикания вызывается психогенными причинами:
а) органическая
б) неврозоподобная +
в) невротическая

27. Специфические ошибки, которые характерны для фонематической дислексии:
а) замены графически сходных букв
б) нарушение иннервации речевого аппарата
г) нарушение звуко-слоговой структуры слова +

28. Что такое различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к слуховой и смысловой стороне при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте?
а) системное недоразвитие речи
б) общее недоразвитие речи+
в) фонетико-фонематическое недоразвитие речи
г) моторная и сенсорная алалия

29. Количество уровней общего недоразвития речи, которые были выделены Р.Е. Левиной:
а) 4 уровня
б) 3 уровня+
в) 2 уровня
г) 5 уровней

30. Этот уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития:
а) I уровень
б) II уровень
в) III уровень+

Источник

Тест с ответами: “Логопедия”

I вариант.

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств:
а) черепно-мозговая родовая травма +
б) неправильная речь окружающих
в) двуязычие в семье

2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата:
а) блуждающий
б) обонятельный +
в) тройничный

3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела рече-двигательного анализатора:
а) алалии
б) афазии
в) механической дислалии +

4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации:
а) заикание +
б) ФФН
в) ОНР

5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений:
а) 3 блок
б) 2 блок +
в) 1 блок

6. Необходимо выбрать основной биологический фактор возникновения алалии:
а) органическое поражение речевых зон левого полушария
б) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы +
в) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы

7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
а) системного подхода
б) онтогенетический
в) комплексного подхода +

8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
а) обогащение и активизации предметного словаря +
б) обогащение и активизация предикативного словаря
в) формирование и развитие артикуляторной моторики

9. Что такое ОНР:
а) нарушение произносительной стороны речи
б) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата
в) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы +

10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами:
а) органическая
б) неврозоподобная +
в) невротическая

11. В основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи может лежать:
а) органическое повреждение мозжечка +
б) органическое повреждение продолговатого мозга
в) органическое повреждение экстрапирамидной системы

12. Несформированность какого структурно-функционального блока вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:
а) блок программирования, регуляции и контроля
б) блок приема переработки и хранения информации +
в) блок регуляции тонуса и бодрствования

13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:
а) гласных +
б) согласных
в) согласных щелевых

14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:
а) гортанный
б) головной
в) грудной +

15. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:
а) дизорфографические +
б) орфографические
в) каллиграфические

16. Что является единицей фонологического кода языка:
а) звук
б) фонема +
в) слово

17. Что является единицей лексического кода языка:
а) словосочетание
б) предложение
в) слово +

18. Что является единицей синтаксического кода языка:
а) слово
б) предложение +
в) словосочетание

19. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:
а) о первичной неполноценности органов артикуляции
б) об отставании в формировании фонематического слуха
в) о продвижении в формировании фонематического слуха +

20. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:
а) нарушение фонематического слуха
б) нарушение обобщенного оптического образа буквы +
в) нарушение фонетического слуха

II вариант.

1. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:
а) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций +
б) нарушение фонетического слуха
в) нарушение фонематического слуха

2. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:
а) алалии
б) заикании +
в) дислалии

3. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:
а) заикании
б) дислалии
в) дизартрии +

4. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:”
а) “Вот мой дом”
б) “Вот моя собака” +
в) “Вот мой парашют”

5. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:
а) замены графически сходных букв
б) изменение формы, времени глаголов
в) нарушение звуко-слоговой структуры слова +

6. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:
а) ступень становления синтетических приемов чтения
б) ступень синтетического чтения +
в) ступень слого-аналитического чтения

7. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе:
а) кинестетический +
б) зрительный
в) тактильный

8. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:
а) замены
б) пропуски
в) искажения +

9. Что такое ФФНР:
а) нарушение произносительной стороны речи +
б) нарушение слоговой структуры слова
в) несформированность лексико-грамматических категорий

10. Какой темп речи характерен для заикания:
а) ускоренный
б) прерывистый +
в) замедленный

11. Что такое логопедия?
а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания
б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания+
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации

12. Что является предметом логопедии как науки?
а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности+
б) человек (индивидуум), страдающий нарушением речи
в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности

13. Структура речевого дефекта это:
а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
в) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей+

14. Под “педагогическим процессом, направленным на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением, понимается:
а) коррекция нарушений речи
б) компенсация
в) логопедическое воздействие+
г) декомпенсация

15. Качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом – это:
а) недоразвитие речи+
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития

16. Как называется замедление темпа речевого развития, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка:
а) недоразвитие речи
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития+

17. Выберите причины речевых нарушений, которые были выделены М.Е. Хватцевым:
а) органические, функциональные, социально-психологические, психоневрологические+
б) анатомо-физиологические, психические, функциональные
в) органические, социальные, психогенные, психофизиологические
г) анатомо-физиологические, психофизиологические, социальные

18. Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова – это:
а) музыкальный слух
б) физический слух
в) фонематическое восприятие
г) фонематический слух+

19. Чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы – это:
а) атаксия
б) гиперкинез+
в) парез
г) синкенезия

20. Патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова – это:
а) контаминация
б) персеверация+
в) антиципации
г) аккомодация

Источник

Ответы к экзамену «Логопедия».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

2Понятие норма и патология речевой деятельности.

Речь – это идеальная форма общения между людьми посредством языка. Речевое общение осуществляется посредством сложной функциональной системы, расположенной на разных уровнях нервной системы, контролируемой деятельностью головного мозга. Речевой акт – это проявление высшей нервной деятельности человека.

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями :

1. Они не соответствуют возрасту говорящего;

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами.

К нарушениям речи не относятся особенности иноязычной речи, национального языка говорящего или особенностей диалектной нормы

4 Психолого-педагогическая классификация Речь при нарушениях проявляет себя по разному. Левина и Фомичева исследовали это.

Нарушения средств общения.

1.Фонетическое нарушение речи (ФНР), или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звукослоговая структура слова).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. Встречается при таких речевых нарушениях: выход из моторной или сенсорной алалии; задержка речевого развития; речевые нарушения невыясненного патогенеза.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. У таких детей: значительное позднее появление речи; ограниченный словарный запас; грубое нарушение грамматического строя; выраженные недостатки звукопроизношения; речь детей малопонятна.

Вторая группа – нарушения в применении средств общения:

Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия.

5 Особенности строения и фукционирования центрального отдела речевого аппарата.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк;

Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;

Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

6 Особенности строения и фукционирования периферического отдела речевого аппарата.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей, а также диафрагма и мышцы брюшного пресса.

Благодаря этому отделу мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха, которая является основой для звуко и голосообразования.

Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками

. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.’Этот отдел необходим для образования голоса.

Губы представляют собой очень подвижное образование.

Губы, в основном, образованы круговой мышцей рта.

Твердое небо – это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости.

Служит продолжением твердого неба, представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской (она регулирует величину и направления воздушного потока из гортани). При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. Она идет через ротовую или носовую полость. Если мягкое небо опущено, то воздух попадает в носовую полость, если поднято, то в ротовую полость.

Язык – это массивный мышечный орган.

При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку – уздечку языка.

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва, чувствительную – от тройничного, вкусовые волокна – от языкоглоточного.

Зубная система является непосредственным продолжением небного свода – это система коронок зубов. Верхняя и нижняя дуга, влияют на артикуляцию.

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Этот отдел является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

7Понятие фонемы. Образование звуков речи.

при замене одной фонемы на другую получится другое слово ( ом — ом);

при изменении порядка следования фонем также получится другое слово ( — );

при удалении фонемы также получится другое слово (т он — тон).

Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости.

2. Гласные — это чисто тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук.

3. Согласные характеризуются наличием шума. Шум — это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

8 Оборудование кабинета логопеда. Логопедическая документация.

Размещение и площадь кабинета должны соответствовать инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждений (согласно Положению о детских садах для детей с недостатками развития). Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областными (городскими и районными) отделами народного образования по смете того детского сада, где функционирует логопедическая группа.

На двери кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

Основные требования по оснащению логопедического кабинета.

В кабинете должно находиться следующее оборудование:

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен. Не рекомендуется вешать на стены картины, плакаты, не связанные с коррекционным процессом обучения, так как они могут отвлекать внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Весь материал: игры, игрушки – доступен для пользования детьми и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. В кабинете должно быть чисто, комфортно и уютно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом. логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

Обследование звукопроизношения. В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки. особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с и ш, однако вречи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвостю,

Для обследования подбирают специальные картинки — предметные и сюжетные.

Обследование слоговой структуры слова. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры—со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный

перечень таких слов:

медведь абрикосы аквариум под мухомором

дверь проспект демонстрация регулировщик

трамвай скатерть холодильник телевизор

верблюд ласточка перекресток со сковородки

сахарница хворост фотографироваться Обследование фонематического восприятия. С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разный по смыслу, например: жук—сук, том—дом ком, дом—сом, мишка—миска, коза—коса, Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такое лужа и что такое лыжи») и др.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например: Маша—Даша—каша; Паша—наша ваша; тень—день, день—пень; бак—лак—мак—так—рак; лук—сук—тук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимание слуховой памяти.

Вопрос 11. Обследование фонематического слуха.

Система включает следующие пробы. 1) узнавание неречевых звуков; 2) различение высоты, силы, тембра голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) навыки элементарного звукового анализа. При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

Узнавание неречевых звуков Логопед для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее

Навыки элементарного звукового анал иза Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»: Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.

Для обследования слоговой структуры подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Сначала ребенок произносит слова самостоятельно, называя предъявленные ему картинки, а затем отраженно.

Примерный перечень картинок: книга, клубника, скамейка, стрекоза, термометр, трамвай, колобок и т.д.

Для обследования детей 3-х лет предлагается 1, 2 и 3 сложные слова. Детям более старшего возраста предлагаются различные типы слов. После 5 лет детям дается задания повторить предложения: Водопроводчик чинит водопровод. На перекрестке стоит милиционер. Детям школьного возраста предлагается чтение и списывание сложных слов и предложений, а также запись их под диктовку, чтение скороговорок. Важно отметить у ребенка, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается из усвоенных звуков или неусвоенных; какие слоговые структуры сформированы, а какие нет; составляется протокол обследования.

Вопрос 13. Дислалия. Основные формы.

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной инервации мышц речевого аппарата. По этиологическому признаку делится на:

Механическая (или органическая) вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, а именно, костно-мышечного строения.

Причины: Короткая подъязычная связка; язык (длинный, короткий, толстый, тонкий); особенности строения челюсти – прогнотия, когда верхняя челюсть сильно выдвигается вперед, прогения. Когда нижняя челюсть выдвигается вперед. Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюсти остается промежуток (передние зубы не смыкаются); боковое открытие (левостороннее, правостороннее, двустороннее). Неправильное строение зубного ряда, неправильное строение неба и особенности строения губ (подвижность, губно-небные звуки, губно-зубные).

Причины: неправильное восприятие ребенком речи в семье; долгое время ребенок подражает речи окружающих; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического звука (ребенок не воспринимает звуки – пример: звонкие и глухие, твердые и мягкие).

Мономорфная. Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, С и Ц).

Полиморфная. Если дефекты распространяются на 2 и более артикуляционные группы, то это разные артикуляционные уклады групп (Р, Ш, З).

Акустико-фонематическая. Дефекты звукового оформления речи обусловлены избирательной несформированностью, операции по переработке фонем по акустическим параметрам, сенсорным звеньям механизмов восприятия речи. В основе формы лежит недостаточная сформированность слуха.

Артикуляторно-фонематическая. Дефекты речи обусловлены несформированностью операции отбора фонем по их артикуляторным параметрам, но уже в моторном звене.

Артикуляторно-фонетическая. Дефекты звуков оформленной речи обусловлены неправильно сформировавшейся артикуляторной позицией.

По вопросу нужны только основные виды дислалии. Что написала ниже, смотрите сами – надо вам или нет для этого вопроса.

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, дислалия может быть:

Сигматизм – это недостатки произношения свистящих и шипящих звуков, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизм.

Ратоцизм – недостатки произношения звуков Р’ и Р.

Ламбдацизм – недостатки произношения Л’ и Л.

Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Звонкие согласные заменяются парными глухими – Б – П, Д – Т, В – Ф.

Дефекты смягчения – мягкие согласные заменяются парными твердыми – Ч, Щ, Й – на письме мягкие обозначаются зеленым цветом; Ж, Ш, Ц – твердые, пары у них нет, обозначаются синим цветом.

Вопрос 14. Недостатки произношения звука Р, Л. Методы коррекции.

Звук Р и Л – твердый звонкий согласный.

Недостатки произношения звуков р (искажения — ротацизм, замены — параротацизм).

Уклад органов артикуляции при звуке Р. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором вдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Постановка звука Р.

Ребенок поднимает широкий язычок наверх, произносит звук З, зондом совершать колебательные движения слева направо на кончик языка и под языком. Лучше, когда ребенок лежит на диване.

Стучит как дятел. ДДДДД….и подуть – получается Д и Р.

Сочетание звуков ДЖА. Происходят колебательные движения справа и под языком; влево – ДРА ДРА ДРА.

Артикуляция звука Л.

Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Вдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит, есть голос.

Недостатки произношения звука Л называется ламбдацизм.

Постановка звука Л.

Ставится от мягкого Л. Ребенок произносит звук или сочетание звуков ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ. В момент произнесения вводится зонд. Таким образом, чтобы зонд оказался между твердым небом и средней частью спинки языка.

Вопрос 15. Сигматизм, парасигматизм. Их основные виды и методы коррекции.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизм.

Основными причинами возникновения сигматизмов являются следующие:

1. Нарушение иннервации артикуляторных механизмов;

2. Несформированность артикуляторного праксиса;

3. Сенсорные (перцептивные) нарушения (чаще всего слуховые);

4. Смешанные, сенсомоторные причины;

5. анатомические аномалии артикуляторных органов и зубно-челюстного аппарата;

6. Функциональные нарушения;

Выделяют следующие виды сигматизма:

межзубный — выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами;

боковой сигматизм бывает однои двусторонним. Одно сторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка; — встречается

носовой сигматизм, который возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Имеется несколько видов парасигматизма.

Губно-зубное произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих — на [ф] (например: санки— «фанки», шапка— «фапка», зубы — «вубы», желудь — «фолудь»).

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих — на [т] (например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор»).

Достаточно частым случаем парасигматизма является замена свистящих звуков шипящими — шипящий парасигматизм (свисток — «швисток», звезда — «жвежда») и шипящих звуков свистящими — свистящий парасигматизм (шуба — «суба», жираф — «зираф»).

Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков

II. Боковой сигматизм

1. Через межзубное произношение.
Далее см.: 1.2; 1,3

1. Через межзубное произношение.
Далее см.: 1,3; 1.4; 1,5

1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами.
2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа.
3. Через межзубное произношение

1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение

IV. Губно-зубной парасигматизм

1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу.
2. Пение [т]

Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу

V. Призубный парасигматизм

1. Через межзубное произношение.
2. С механической помощью (см. 1.2)

1. Через межзубное произношение.
2. С механической помощью

VI.
а) Шипящий парасигматизм
б) Свистящий парасигматизм

1. С механической помощью (см. 2.2.Через межзубное произношение звука [ф]

С механической помощью (см. 1.2)

Вопрос 16. Недостатки произношения шипящих звуков. Методы коррекции.

Группа шипящих звуков: ш, ж, ч, щ

Нарушение произношения шипящих звуков. Виды неправильного произношения шипящих в большинстве те же, что и при произнесении свистящих звуков (губно-зубное, межзубное, при-зубное, боковое и носовое). Специфическим недостатком является замена шипящих звуков свистящими («суба» вместо шуба, «заба» вместо жаба, «сюльки» вместо чулки, «синок» вместо щенок).

Сочетание звуков СА-СА-СА в момент произнесения поднять язык наверх и удерживать. Ребенок будет произносить ША-ША-ША.

Шипящие звуки можно поставить от звука Р или сочетания звуков РА-РА-РА. Шпателем тормозить вибрацию на языке, то есть поставить его под язык и будет звук Ж.

Особенности артикуляции. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, голоса нет. По середине языка идет короткая воздушная струя. Ощущается ладонью в виде толчка.

Постановка звука Ч.

Ставится от сочетания звука ТИ и АТЬ. В момент произнесения отодвигаем кончик языка ребенка назад и получается АЧ.

Постановка звука Щ

Ребенка просят произнести сочетание звуков АЧ и тянуть. Можно поставить от звука С’. В момент произнесения отодвигаем язык шпателем назад от нижних зубов и слегка приподнимаем вперед, и образуется звук Щ.

Звуки Ч и Щ всегда мягкие глухие согласные.

Вопрос 17. Недостатки произношения Йот.

Звук j (йот) нарушается реже, чем другие звуки. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким л`. Встречается также и отсутствие звука. При нарушении звука j (йот) также страдает произношение йотированных гласных звуков jа (я), jо (ё), jу (ю), jэ (е)

Особенности артикуляции. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит, есть голос. Всегда мягкий звонкий согласный.

2) либо быстро произносить звуки ЙА, З’. В момент произнесения шпателем нажать на переднюю часть языка и отодвинуть назад. Получается звук Й.

Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к’, г, г’, х, х’ объединяются общим названием — каппацизмы. (Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к’, гаммацизмы — нарушения звуков г, г’, хитизмы — нарушения звуков х, х’.)

К каппацизмам относятся отсутствие звуков к, к’, г, г’, х, х’ и их искажения (например, носовой или боковой или др.)

Если фонемы к, к’, г, г’, х, х’ заменяются другими фонемами, например: к — г (ког — «тот»), г — д (гном — «дном»), х — г (хата — «тата»), такие нарушения называются паракаппацизмами.

Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Звук твердый глухой согласный.

Отличие Мягкий глухой согласный. Кончик языка прижат к нижним зубам.

Ребенок произносит сочетание звуков ТА-ТА-ТА. Берем шпатель, нажимаем на переднюю часть спинки языка и получается ТЯ-ТЯ-ТЯ. Отодвигаем язык вглубь рта – КЯ-КЯ-КЯ. Еще глубже, то КА-КА-КА.

Звук Г – твердый звонкий согласный.

Так же как звук К твердый, но тут голосовые связки работают, горло дрожит, есть голос.

Отличия. Кончик языка прижат к нижним зубам.

Мягкий звонкий согласный.

Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Звук твердый глухой согласный.

Отличия. Кончик языка прижат к нижним зубам. Звук мягкий глухой согласный.

Вопрос 19. Методика логопедического воздействия при дислалии.

Основная цель – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Доверительные отношения с ребенком;

Формирование восприятия звуков речи (учим ребенка вслушиваться в звуки, над которыми будем работать. Пример: самолет. Если звук С в этом слове, просим ребенка топнуть, хлопнуть или показать картинку или карточку);

Развитие произвольного внимания (интерес ребенка);

Развитие памяти. Речевой материал дается на память (стихи, скороговорки, потешки);

Развитие мыслительных операций. Наглядно демонстрировать образы, символы; перекрестное мышление; мыслительный процесс, его анализ и синтез (мелкие детали, потом общая картина);

Развитие умения опознавать и различать фонемы;

Развитие умений использовать правильность артикуляторных навыков (учить ребенка правильно определять артикуляционный уклад – язык, губы, воздушная струя).

Этап формирования первичных произносительных навыков и умений

Основная цель – формирование первоначального умения правильного произношения звуков.

Автоматизация умений (формирование навыков правильного использования звуков в речи изолировано, в слогах, в словах, во фразах, чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие тексты и словосочетания). Работа начинается с введения звука в слог, используются небольшие предложения из тех слов, которые отработали. Даются задания на дом и воспитателю.

Дифференциация звуков (формирование умения отбирать звуки. Не смешивая их между собой. Этап различий звуков Ж-Ш, Ж-С, ША-СА, ШЫ-СЫ). Включает в себя этапы (слог, слово, предложение, небольшие тексты, чистоговорки, скороговорки)

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Основная цель – сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Используется разнообразный речевой материал (стихи, тексты), чтобы ребенок сам произносил звук правильно. Контроль за его речью. Исправить недостатки произношения свистящих легче, чем шипящих, поэтому работу надо начинать со свистящих звуков. Возможна параллельная работа над двумя звуками. Но при этом необходимо соблюдать следующие требования:

Нельзя одновременно работать над трудными звуками. Это те звуки, которые вызывают наибольшую затрату энергии (Р – требует вибрации; Т – шипение. Их не брать);

Для того, чтобы определить порядок работы над дефектным звуком, логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, а также податливость тех или иных звуков к устранению;

Если у ребенка нарушено произношение парных согласных, то в первую очередь работать над глухим им, затем добавляем звонкие. Занятия должны проходить систематично, не реже 2-3 раз в неделю;

Если ДОУ или логопедическая группа, там постановка звуков происходит на индивидуальных занятиях, а на автоматизацию и дифференциацию – на подгрупповых и групповых занятиях. Воспитатели во второй половине дня его отрабатывают. Состав подгруппы может меняться в зависимости от того, над каким звуком работает подгруппа. Время проведения – 10-15, 15-20 минут, в зависимости от возраста.

Способы постановки звука

• Имитативный (по подражанию).

• Механический (с механической помощью: зонд, шпатель, палочка, соска).

Методы формирования правильного произношения

• Опора на сохранные звуки

• Слуховой, зрительный, тактильный и пр. контроль

20. Профилактика нарушений звукопроизношения. Совпадает с вопросом 29.

22. Общие требования к работе по исправлению недостатков звукопроизношения.

При устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы: 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Постановка звука. 4. Автоматизация звука. 5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

С самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль. Для этой цели логопед привлекает внимание ребенка к неправильному произношению звука и предлагает сравнить его с правильным. На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); 2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); 3) автоматизация звука в предложениях; 4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах; 5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; 6) автоматизация звука в разговорной речи.

Лексический материал, подбираемый логопедом для автоматизации звуков (равно как и для дифференциации), должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.

исправлять недостатки произношения свистящих согласных значительно легче, чем шипящих. Поэтому, если у ребенка имеются дефекты в произношении и тех и других согласных, начинать надо с работы над звуками с, с’, з, з’, ц. Исходя из того же принципа сначала работают над постановкой звука л, а уж потом р. Следует пояснить, что не только возможна, но и необходима параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются следующие требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука с и постановкой звука л. В данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, а для л — совершенно противоположного (язык узкий — «жалом», желобок отсутствует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и коренными зубами). Параллельная работа над этими звуками может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения.

Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над так называемыми «трудными» звуками, т. е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, например, одновременная работа над звуками р и ш, требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения.

Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, например над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук ж.

23. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: I этап — узнавание неречевых звуков; II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап — дифференциация слогов; V этап — дифференциация фонем; VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании

звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует

различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:

Воспитатель под руководством

логопеда активно участвует в коррекционной работе

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы.

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

24. Способы постановки звуков.

По подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею (попробуйте выполнить). Необходимо сесть вместе с ребенком перед зеркалом и говорить.

С механической помощью. Логопед используют постановочные зонды 6 или 7.

Смешанный способ. Логопед объясняет и показывает с помощью зонда.

25. Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

1) согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «тота» (тётя), «мыська» (мишка), «Луба» (Люба)

2) большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «зук» (жук), «нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка» (щётка);

3) дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками — л,л’, в, и: «колова» (корова), «лот» (рот), «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);

4) звук л чаше всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол). Нередко л заменяется й: «туй» (стул), «той» (стол), «йампа» (лампа);5) звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают,

звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.

26. Артикуляция гласных звуков, исправление нарушений.

Гласный [ы]. Голосовые складки напряжены; небная занавеска приподнята и закрывает вход в полость носа. Гласный [ы] произносится с высоким подъёмом задней части языка, губы не принимают участия в артикуляции; тело языка распластано в полости рта и несколько отодвинуто назад, кончик языка приподнят. Значит, гласный [ы] нелабиализованный, верхнего подъёма, среднего (смешанного) ряда.

[а] – среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный. Губы расслаблены. Расстояние между резцами максимальное. Язык расслаблен, свободно лежит на дне ротовой полости, кончик языка приближен к нижним резцам. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость. Воздух идет через рот. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть положение губ, языка, расстояние между резцами. Можно осязать широкую тёплую воздушную струю, вибрацию голосовых связок и грудной клетки.

[о] – лабиализованный, средне-заднего ряда, среднего подъема. Губы напряжены, вытянуты вперёд, округлены. Расстояние между резцами меньше, чем при «А», но больше, чем при «У». Положение языка: язык напряжён, спинка языка поднята, кончик языка оттянут вглубь ротовой полости. Мягкое нёбо с маленьким язычком поднято, закрывает проход в носовую полость, воздух идёт через рот.Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть положение губ, если раскрыть губы – положение языка и расстояние между резцами. Можно осязать воздушную струю, более узкую, сильную, тёплую, чем при «А», вибрацию в области гортани и грудной клетки.

[у]- лабиализованный, заднего ряда, верхнего подъема. Губы сильно напряжены, вытянуты вперёд, лабиализованы. Расстояние между резцами меньше, чем при звуке «О».Язык напряжён, оттянут вглубь ротовой полости, кончик языка отдалён от нижних резцов, спинка языка поднята к мягкому нёбу.Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздух идёт через рот. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть положение губ. Можно осязать холодную, сильную, узкую струю воздуха, вибрацию в области гортани и грудной клетки. Гортань занимает наиболее низкое положение. Гортанное отверстие широкое, голосовые связки не напряжены, работают с наименьшим напряжением и с наилучшим акустическим эффектом.

[и]- нелабиализованный, переднего ряда, верхнего подъема. Губы напряжены, растянуты в «улыбку», прижаты к резцам. Расстояние между резцами минимальное, резцы сближены. Положение языка: кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка высоко поднята. Боковые края языка упираются в верхние коренные зубы; язык напряжён, есть желобок.Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть положение губ, расстояние между резцами. Можно осязать слабую воздушную струю, вибрацию в области гортани и грудной клетки, а также в области темени. Сильное напряжение дна ротовой полости.

[э] – нелабиализованный, переднего ряда, среднего подъема. Губы напряжены, немного растянуты. Расстояние между резцами меньше, чем при звуке «А», но больше, чем при звуке «И». Язык напряжён, кончик языка у нижних резцов, спинка языка поднята. Есть желобок. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, положение языка. Можно осязать широкую, слабую, тёплую воздушную струю, вибрацию голосовых связок и грудной клетки. Как правило, нарушений со стороны звука «а» и «э» не бывает, случаются случаи нечеткого произношения звуков «о» и «у» из за вялой артикуляции или неправильного фонематического восприятия. При тщательном обследовании у многих логопатов нарушено произношение гласных е=и, о=у. Они произносятся нечетко. Наиболее правильно произносятся звуки «а», «э».

27. Дефекты озвончения. Их исправление.

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок», «щук» вместо замок, жук; «терево», «куси», «пулка» вместо дерево, гуси, булка). Нередко этот недостаток сопутствует тугоухости.

Исправление данного недостатка следует начинать с фрикативных звуков з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф____ в____).

При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать ее вибрацию.

В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани.

Затем таким же образом произносится звуке, который при включении голоса преобразуется в фонему з (с____з____).

Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения ш (ш____ж____).

За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных б, д, г.

Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трехкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б. когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п-б, т-д, к-г и др.).

28. Дефекты смягчения. Их исправление.

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п’, можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’____а), а потом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м’, ф’, в’).

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д’ от д и н’ от и.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф’, в’, п’, б’, м’, с’, з’, р’, л’.

Что касается звуков к’, г’ и х’, то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным ка дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

29. Профилактика нарушений звукопроизношения.

Первичная профилактика любой речевой патологии сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. А поскольку эти причины начинают действовать ещё задолго до рождения ребёнка, то данный вид профилактики начинается «издалека» и рассчитан на предупреждение не только дефектов звукопроизношения или иных речевых расстройств, но и любой другой патологии, связанной с внутриутробным повреждением плода.

Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не удалась и наруше­ние речи у ребёнка всё же возникло.
Суть её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии, то есть чтобы на почве уже имеющегося нарушения речи не возникли новые.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе.
Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.
Основными задачами для всех возрастных групп являются:

Организация правильной и полноценной речевой среды,.

говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему для ребенка особенно раннего возраста вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п., так как это будет тормозить речевое развитие ребенка. Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

Развитие артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный профилактический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись и совершенствовались.

30. Актуальные проблемы современной логопедии.

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией. Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно повысили эффективность логопедической работы.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

Унификация категориального аппарата.

Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.12. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *